776 Кроме того, Урсакий и Валент предложили Фебадию и Сервацию, если они считают, что новому символу чего-то недостает, добавить в него то, что они «посчитают нужным» (ipsi adderent quae addenda putarent). 777 В ответ на это предложение Фебадий и Серваций составили ряд анафематизмов, которые были торжественно произнесены Валентом. 778 В этих анафематизмах, цитируемых блаж. Иеронимом в «Диалоге против люцифериан», 779 осуждались основные арианские тезисы, приписывавшиеся ранее Валенту: учение о том, что было время, когда не было Сына, 780 и о том, что Сын произошел из несущих. 781 Кроме того, в анафематизмах осуждались те, кто отрицал, что Сын рожден от Отца прежде веков 782 и подобен Отцу по Писаниям. 783 Однако формулировка одного из анафематизмов: «Если кто-либо скажет, что Сын Божий творение как прочие творения, да будет анафема» (Si quis dixerit creaturam Filium Dei, ut sunt coeterae creaturae, anathema sit) – стала впоследствии основанием для обвинений Валента в неискренности. Свт. Иларий Пиктавийский , 784 а вслед за ним и Сульпиций Север, 785 трактовали эти слова как лазейку, оставленную Валентом для того, чтобы продолжать учить о тварности Бога Сына. Он якобы в этих словах утверждал не то, что Бог Сын не является творением, но что Он является творением, превосходящим иные творения. Исследователи различным образом трактуют эти свидетельства. Г. М. Гуоткин, 786 Ж. Цейллер 787 и И.-М. Дюваль, 788 полагают, что Урсакий и Валент действительно считали Бога Сына высшим творением Бога Отца и обманом включили в состав ариминских анафематизмов фразу, которую можно было истолковать в этом смысле. М. Мелен отвергает как тезис о том, что Валент и Урсакий исповедовали учение о тварности Бога Сына, так и факт совершения ими в Аримине обмана, который мог поставить на грань провала всю их миссию. 789 По мнению Д. Х. Уильямса, идея о том, что в Аримине имел место некий обман, проистекает из «афанасианского» взгляда на Урсакия и Валента как на «негодяев и криптоариан». 790 С другой стороны, американский исследователь указывает на приверженность Урсакия и Валента радикальному субординационизму, что делало возможным подобного рода интерпретацию «ариминских актов».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

773. Р.Б. 48, 53. 774. прим. 171. 775. Р.Б. 71, 214; о пр. Богородице выражения сильнее: Р.Б. 72, 281; прим. 200, 27. 55. 56. Жертва усиливается в ценности от непорочности жертвовательницы. 776. отчего жертва еще ценнее. 777. усиление «данную»; Р.Б. 80, 276. 778. соотв. «жертву» и «непорочная». 779. ценность жертвы. 780. Р.Б. 49, 59. 781. σεμννω – возвеличивать, превозносить. 782. Р.Б. 51, 99. 783. " προ ανων« – «прежде веков (существовавший)». 784. Изображается великое достоинство «Дочери» – «жертвы» с человеческой и Божеской точки зрения, временной и вечной. 746а) греческ.: приносится. 746б) Р.Б. 53, 120. 785. Иез. 44, 2; Дан. 2, 25; Быт. 28, 19. Сравнения связаны между собою и с идеей храма. 786. Развивается мысль предыд. тропаря о высоком достоинстве Богоматери в тех же целях и с тех же точек зрения. 787. как жертва. 788. прим. 614. 789. В.К. 74, 416. 790. γνς – примеч. 277. Усиление соотв. выражения пред. тропаря; «действительно – Деву». 791. Самим Богом, не только священниками, как в предыд. тропаре. 792. В.К. 91, 630. Усиление «Бога» предыд. тропаря. В этом тропаре т. о. развиваются еще далее мысли о достоинстве «Девы» – «жертвы» – измеряется это достоинство по широте (признание его всеми разрядами существ), как там – по глубине. 793. греч.: «храму». 794. προσφερω – приносить, приводить, предлагать; обычное выражение о жертвах. 795. прим 200. Усиление «Чистая» пред. и этого тропаря. 796. По обетованию Божию, по непосредственному действию Божию (чудесно), что обусловливает особенную чистоту и святость рождения. 797. καθαρς – прим. 200. 798. θμα прим. 479а, а в 1 тропаре θυσα; здесь точнее, ограничительно; др.-слав. здесь; «возложение», а там: «жертву». 799. прим. 453. 800. αλζομαι (от αλη – двор) – поместиться во дворе, стоять на бивуаках вообщ. – иметь стоянку. Выражение имеет в виду дворы храма, в которых и жили храмовые Девы. 801. κατοικα – поселение, колония, жилище; поздн. сл.; почти ­­ прим. 83. 802. Раскрытие «Матерь Божия» пред. тропарей. 803. Р.Б. 83, 298.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Как было у нас в период до-монгольский, не имеем прямых сведений; но в позднейшее время у нас было так, что были подвергаемы церковной властью мирским наказаниям как клирики, так и миряне, и весьма вероятно думать, что это началось ещё в период до-монгольский 780 . В вышеприведённых речах мы разумеем употребление епископами мирских наказаний за такие преступления, подвергать за которые этим наказаниям запрещено канонами, именно – по отношению к клирикам за преступления церковные или за согрешения духовные и за преступления по должности. По отношению к мирянам – за первые из них. Но в Греции и у нас клирики были предоставлены суду епископов не только как вообще христиане и как чиновники церковные, но и как граждане; a у нас кроме того была предоставлена суду епископов некоторая часть преступлений гражданских, совершаемых и мирянами. Из этого выходит, что за те преступления церковные, которые признавались гражданской властью и за преступления гражданские, клирики и миряне, насколько они подлежали гражданскому суду епископов, должны были облагаться двойным мирским наказанием. Как это было на самом деле, не знаем: относительно клириков вероятно имели силу именно в отношении к ним постановленные каноны, что не отмстиши дважды за едино 781 ; но что касается до мирян, то не невозможно, что они действительно были подвергаемы двойному наказанию, например, денежному штрафу и телесному наказанию или же удвоенному денежному штрафу (и в позднейшее время это как будто действительно так и бывало 782 . В Греции с древнего времени епископы позволяли себе злоупотреблять одним церковным наказанием, именно отлучением от церкви, употребляя его как средство для вымогательства денег или же, как средство личного мщения 783 . В позднейшее время это злоупотребление и у нас также было сильно, как в Греции; быв или не быв столько же сильным уже и в период до-монгольский, во всяком случае, оно началось у нас ещё в этот период, как свидетельствуют деяния Владимирского собора 1274г. 784 . Церковное управление предполагает церковные законы, к которым мы теперь по порядку и обратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Естество вещи (φσις 780 ), таким образом, находится в постоянном изменении: одно заключается в другом и через него продолжается, в каком-то кругу оно переходит в другое, чтобы снова вернуться к себе под влиянием некой постоянной изменяющей силы 781 . Ничто не могло бы продолжаться, если бы оно постоянно не смешивалось с другим и не переходило в него. Предыдущие толкования Григория показали, как вода под действием огня переходит в пар, а пар – в землю, однако остается вопрос: как земля опять переходит в воду? С этой целью необходимо несколько ближе рассмотреть качества отдельных стихий: земля и вода разнятся по признаку сухости/влажности, однако обоим присущ холод. Вода и воздух отличаются по признаку тяжести/легкости, однако их общим свойством также является холод. Воздух отличается от огня по признаку холода/тепла, однако он родствен ему легкостью. Огонь же отличается от земли легкостью, при этом им обоим присуща сухость 782 . Общие качества создают некие связи стихий между собой, поэтому вода потенциально (δυνμει 783 ) находится в земле, а земля – в воде, поскольку их объединяет холод. Сила холода, естественно содержащаяся в земле, становится неким зародышем родственной влажности, а эта влажность приводит к превращению земли в воду 784 . Григорий не может точно пояснить это изменение, а может лишь подтвердить его наблюдением, что вода находится обычно там, где холодно, как это обычно видят при выкапывании колодцев 785 . С этим вопросом связана и проблема возникновения подземной воды, непрестанно вытекающей из источников и родников. Откуда она берется? Неужели из каких-то подземных озер? В таком случае – откуда в озерах берется вода, так что они не иссякают? Неужели из каких-то других озер? Но «таким образом слово, простираясь в бесконечность, нигде не остановится, предполагая озера над озерами» 786 . К тому же вода по своему естеству всегда стекает вниз; следовательно, источник воды, вытекающей из родников, должен быть где-то в другом месте, считает Григорий и заключает, что вода рождается из земли 787 . При этом земля не убывает, поскольку постоянно дополняется осадком из воздуха. Так выглядит круговращение элементов по представлению Григория: вода испаряется, образуя влажность воздуха, воздух иссушается огнем и некая его часть возвращается в землю, чтобы из нее посредством холода снова родилась вода. Элементы таким образом постоянно обращаются и восполняют друг друга, так что ни один из них не убывает 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Чтобы кандидаты священства, наряду с научными занятиями, привыкли направлять и жизнь свою согласно священническому призванию, были заведены еще в самые древние времена семинарии при епископских кафедрах. Первое упоминание о семинариях мы находим на Западе 778 , откуда они распространились повсеместно. Где же семинарии не могли быть учреждены, а также где не могло быть отдельных богословских училищ, там удовлетворялись монастырями, которые в древние времена всегда были центром науки и всего, касающегося просвещения. Эти монастырские школы, как и сами монастыри, находились под властью епископов. § 58. Современное положение Согласно общим основаниям, только что указанным нами, учреждены все вообще богословские училища, существующие в настоящее время. Различие между всеми этими училищами состоит в том, что в одних изучаются и предметы общего образования, в других только богословские, а общеобразовательные изучаются в мирских школах 779 . Необходимость для духовенства, кроме богословского образования, еще и общего светского в возможно широких размерах признается везде, и тем сильнее, чем живее сознается идея о высокой задаче священства в мире и об обязанности его идти наряду с общею современною культурою 780 . В виду последнего, кроме среднего богословского образования, подготовляющего известных лиц к приходскому служению, учреждено и высшее богословское образование, имеющее целью дать кандидатов для высшего служения в церковной иерархии и в учителя богословия 781 . Насколько обращается внимание на обучение, настолько и на воспитание будущих служителей церкви, вследствие чего везде существуют соответствующие цели семинарии, с точно установленными правилами образа жизни молодых кандидатов священства 782 . Строгость исполнения всех постановлений касательно полной подготовки готовящихся к рукоположению, обеспечена положительными законами 783 . Как прежде, так и ныне, богословские училища состоят в непосредственном управлении церковной власти 784 . Этой власти принадлежит право: определять объем богословских предметов, которые должны преподаваться, и образ преподавания их, испытывать учителей, назначаемых для преподавания, а также вести непосредственный надзор за ходом преподавания, утверждать свидетельства об окончании богословских наук и, кроме этого перед тем, как получившие такие свидетельства, должны поступить на место постоянного служения в церкви, подвергать их новому экзамену. В тех местах, где подготовительные науки изучаются в мирских школах, церковная власть имеет право контролировать, ведется ли в них учение в духе церкви, и в противном случае удалять из них молодых людей, приготовляющихся поступить в богословское училище. Как богословские училища стоят под непосредственным надзором церковной власти, так точно подлежат ему и семинарии, и от этой власти зависит, как принятие в них воспитанников, так и назначение начальников, и устроение религиозного воспитания и образа жизни воспитанников 785 . II. Рукоположение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

768. Слав. очень неясно: яко не на мужа положит еще. 770. Слав. предъ Ним соотв. ναντον Ατο — ват., а в алекс. ναντον χθρν. 771. Κατ — слав. на, пользуемся рус. словосочетанием. 772. Т. е. кто заставит Его отменить Свой гнев на народ или отдельнаго человека? Олимпиодор. Переставляем, для ясности речи, предложения. 773. Гр. δυσκολας — каприз, дурное расположение духа, вспыльчивость; оставляем слав. строптивость. 774. νευ μαυτο ψομαι — букв. без меня увижу, т. е. невольно и насильственно принужден буду узнать правду. 775. Слав. покажи соотв. δεξον — ват., а в алекс. δδαξον — научи. 776. Очевидно, Елиус иронически излагает какъ бы слова Господа к человеку о вразумлении Его относительнаго правосудия. 777. Т. е. правду. 778. Опущено: как бы так говоря. 779. В 31 – 33 ст. Елиус выражает ту мысль, что Господь Сам поступает, как Ему угодно, не спрашивает совета и руководства людей, а потому не следует людям и Иову осуждать Его действия. 780. Вполне подтвердят мои слова. 781. Букв. много говорящим на Господа, т. е. продолжительныя, не всегда спокойныя и благоговейныя, разсуждения о Божией правде могут быть вменены во грех. 782. Слав. еще соотв. τι — 110, 137, 139, 147, 255—59, альд., в др. нет. 783. „Что это пришло тебе на ум желать суда Божия“? Олимпиодор. 784. Букв. кто ты, что… 785. Гр. τ ποισω — букв. что я сделаю, чего достигну, какая будет мне польза или вред? при отсутствии веры в Божию правду, грех и добродетель останутся без воздаяния. 786. Оскобл. дополняем по синод. пер., вульг., евр. т. и толкованиям Оригена и Полихрония. 787. См. пред. прим. 788. Т. е. твои добродетели и пороки проявляются на людях, зависимых от тебя, а также и на тебе самом, а не на Боге. 789. Т. е. к Богу. Олимпиодор. 790. Дополняем по синод. переводу. 791. Определивший путь светиламъ небесным. Златоуст и Ориген. 792. На земле, где обычно живут. 793. Переставляем предложения для ясности речи. 794. Т. е. Иова. 795. Своего и тяжести его. 796. Гр. βαρνει — слав. отягчает, делает тяжкими для слуха. „Горькия и неприличныя слова говоритъ“, в защиту своей праведности и в оскорбление Божия правосудия. Олимпиодор.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

776 Другим монахам схиархимандрит Илиодор, указывая на о. Архиппа, не раз говорил: «Это один из древних старцев живет в наше время». 777 О них будет сказано ниже. 778 14-е поучение аввы Дорофея. 779 Камень был давно принесен в келлию по просьбе о. Архиппа. 780 Что за польза, скажут, если праведник узнает имена. Этим он привлекает внимание к себе и тех, кто сами для себя не ищут пользы душевной; но он, желая им спасения, ищет его для них. Привлеченные им из любопытства, часто уходят с пользой. Его слово при содействующей благодати Божией рано или поздно даст какой-либо плод. Во всяком случае само по себе слово человеческое не умирает. Оно так или иначе воспринимается слушающими, в уме или в сердце перерабатывается и снова является на свет, падает опять на сердца слышащих, рождается у них и т.д. 781 Есть основание думать, что о. Архипп не велел келейникам рассказывать о нем, и потому многое из жизни его для нас сокрыто. 782 Св. Марк подвижник говорит: «Невозможно ходить по духу, возлюбив похвалу человеческую и послабление телу. В таких без их хотения прозябают лукавые помыслы (1-й том Русского Добротолюбия. С. 554). 783 Христианский Паломник. М., 1863. 784 Ефрем Сирин в ст. «В подражание притчам» говорит, что бесполезное убранство келлии не дает монаху терпения. 785 Читали о. Архиппу приходящие братия, а в последние годы келейник. 786 Делающий добро и ищущий воздаяния, утверждает Марк подвижник, не по Богу работает, а по своему хотению (1-й том Русского Добротолюбия. С. 565. § 57). В оный страшный день ему скажут: «восприял вси благая в животе своем» (Лк.16:25). Но иное дело принимать самовольно и прилагать к принимаемому свое сердце, иное дело принимать за послушание не лично для себя, а на обитель и братство. 787 См. II главу. 788 1Пет.4:1. 789 Авва Фаласия § 21 третьей страницы. 790 у Феофана в книге «О молитве и трезвении». М., 1889. С. 13. 791 См. ниже XXII главу. 792 Кто не начинал еще молиться молитвой неразвлеченной, сердечной, тот может думать о легкости молитвенного подвига. Святые уверяют, что нет ничего труднее молитвы, конечно, молитвы внимательной, горячей, без примеси пространных помыслов, когда дух ум и сердце сливаются воедино и со страхом предстоят Творцу всяческих. Для такой молитвы требуется большая сосредоточенность, долготерпение, сила воли, а главное, любовь ко Господу и ревность о спасении, при которых и длинная молитва кажется короткой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

677. Слово 5. 678. Слово 5. 679. Слово 5. 680. Слово 5. 681. Слово 5. 682. Слово 5. 683. Слово 5. 684. Слово 5. 685. Слово 5. 686. Слово 5. 687. Слово 5. 688. Слово 5. 689. Слово 5. 690. Слово 5. 691. Слово 5. 692. Слово 5. 693. Слово 5. 694. Слово 5. 695. Слово 5. 696. Слово 5. 697. Слово 5. 698. Слово 5. 699. Слово 5. 700. Слово 5. 701. Слово 5. 702. Слово 5. 703. Слово 5. 704. Слово 5. 705. Слово 5. 706. Слово 5. 707. Мф. 6. 14, 18. 708. Слово 5. 709. Слово 5. 710. Слово 5. 711. Слово 5. 712. Слово 5. 713. Слово 5. 714. Слово 6. 715. Слово 6. 716. Слово 6. 717. Слово 6. 718. Слово 6. 719. Слово 6. 721. Слово 6. 722. Слово 6. 723. Слово 6. 724. Слово 6. 725. Слово 6. 726. Слово 6. 727. Слово 6. 728. Слово 6. 729. Слово 6. 730. Слово 6. 731. Слово 6. 732. Слово 7. 733. Слово 7. 734. Слово 7. 735. Слово 7. 736. Слово 7. 737. Слово 7. 738. Слово 7. 739. Слово 7. 740. Слово 7. 741. Слово 9. 742. Слово 9. 743. Слово 9. 744. Слово 9. 745. Слово 9. 746. Слово 9. 747. Слово 9. 748. Слово 9. 749. Слово 9. 750. Слово 9. 751. Слово 9. 752. Слово 9. 753. Слово 9. 754. Слово 9. 755. Слово 9. 756. Слово 9. 757. Слово 9. 758. Слово 9. 759. Слово 9. 760. Слово 9. 761. Слово 10. 762. Слово 12. 763. Слово 12. 764. Слово 12. 765. Слово12. 766. Слово 12. 767. Слово 12. 768. Слово 12. 769. Слово 12. 770. Слово 12. 771. Слово 12. 772. Слово 13. 773. Слово 13. 774. Слово 13. 775. Слово 13. 776. Слово 13. 777. Слово 13. 778. Слово 13. 779. Слово 13. 780. Слово 13. 781. Слово 13. 782. Слово 13. 783.  …познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3. 10, 11). Слово 13. 784. Слово 13. 785. Слово 13. 786. Слово 13. 787. Слово 13. 788. Слово 13. 789.  …расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10. 34). 790. Слово 13. 791. Слово 13. 792. Слово 13. 793. Слово 13. 794. Слово 13. 795. Слово 15. 796. Слово 15. 797. Слово 15. 798. Слово 15. 799. Слово 15.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Большинство будничных стихир и седальнов жанрового О. обретается в изданном О., причем эти стихиры ныне поются на вечерних и утренних стиховнах. Блок воскресных седальнов, как правило, содержит воскресный тропарь (как седален на «Бог Господь») и ипакои и завершается «троичными» гимнами. Основу стихир воскресенья составляют «воскресные» стихиры на «Господи, воззвах», вечерней стиховне, хвалитех и утренней стиховне. Наличие стихиры (ныне это 4-я хвалитная «воскресная» стихира) или стихир на стиховне воскресной утрени является особенностью жанрового О., отличающей его от древнего и Нового Тропологиев, сборников раннего иерусалимского богослужения (впрочем, иерусалимский Часослов Sinait. gr. 864 уже содержит деление воскресных утренних стихир на 3 хвалитные и 1 стиховную). Большинство рукописей жанрового О. отражают богослужебную традицию, еще не знакомую с корпусами «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир изданных О.; тем не менее это не является доказательством их более позднего происхождения: как показано выше, часть «анатолиевых» стихир обретается в Тропологии, нек-рые из них содержатся и в жанровых О. (см. рукописи Sinait. gr. 824, 780 и 784), а полные корпусы «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир уже содержатся в рукописях X (Crypt. Е. α. VII и Sinait. gr. 794) и XI (Ath. Laur. Г. 4; Ath. Vatop. 1488; Sinait. gr. 790 и Hieros. Sab. 610) вв. Наряду с известными стихирами изданного воскресного О. древние рукописи О. содержат ряд воскресных стихир (нам известно более 30 таких гимнов), ныне вышедших из богослужебного употребления, причем нек-рые из них обнаруживаются и в Тропологии. Часть этих стихир входила в корпус «анатолиевых» стихир (в дополнение к известным по печатным О. 4 стихирам вечера субботы и 4 - утра воскресенья), включавший в себя также по 3 стихиры на каждый глас, исполняемые в воскресенье вечером (см., напр., Стихирари: Crypt. Е. α. VII и Hieros. Sab. 610 и жанровые О.: Sinait. gr. 795 и 817), т. е. состоящий из 88 стихир, чем и объясняется распространенное когда-то название этого корпуса как «80 стихир» (греч.

http://pravenc.ru/text/2578269.html

Святители Александр, Иоанн и Павел, Святители Александр, Иоанн и Павел, Патриархи Константинопольские, жили в разное время, но всем им пришлось столкнуться с действиями еретиков, искажавших учение Церкви. Святой Александр (325-340) был хорепископом (викарием) при первом Патриархе Константинопольском, святителе Митрофане (315-325), и ввиду старости замещал его на Первом Вселенском Соборе в Никее против ариан (325). Перед смертью святитель Митрофан завещал избрать на Константинопольский престол своего викария. В то время Святейшему Патриарху Александру приходилось бороться с арианами и с язычниками. Однажды в споре с языческим философом святитель сказал ему: " Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать! " , и язычник внезапно сделался немым. Когда же он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя Александра был наказан еретик Арий. Он притворно согласился вступить в общение с православными и император, святой Константин Великий, назначил день принятия Ария. Всю ночь молился святитель Александр, прося Господа не допустить, чтобы еретик вступил в общение с Церковью. Утром, когда Арий торжественно шел в церковь, окруженный царскими советниками и оруженосцами, на Константиновой площади он был поражен болезнью - чрево его разорвалось и внутренности выпали. Святейший Патриарх Александр, много потрудившись, скончался 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов (Назианзин) (память 25 января). Святитель Иоанн Постник (582-595) особо вспоминается Церковью 2 сентября (сведения о нем помещены под этим числом). Святитель Павел, родом кипрянин, был поставлен Патриархом Константинопольским (780-784) при императоре-иконоборце Льве IV Хазаре (775-780). Он был добродетельным и благочестивым, но боязливым человеком. Видя мучения, которые переносили православные за святые иконы, святитель скрывал свое Православие и общался с иконоборцами. После смерти императора Льва он хотел восстановить иконопочитание, но не смог этого выполнить, так как иконоборцы уже сильно укрепились. Святитель понял, что он не в силах управлять паствой, оставил патриарший престол и тайно ушел в монастырь святого Флора, где принял схиму. Он принес покаяние в своем молчании и общении с иконоборцами и высказался за необходимость созыва VII Вселенского Собора для осуждения иконоборческой ереси. На патриарший престол, по его совету, был избран святитель Тарасий (784-806) бывший в то время первым царским советником. Скончался святитель-схимник в 784 году.

http://patriarchia.ru/db/text/908519.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010