Покаяния время и обращения плод принеси/и смоковницы неплодныя посечения прещения, душе моя, клятвы убойся,/напитай же Христа добродетелей благоплодием. Богородичен: Не забуди гласа, Предстательнице страшная, раб Твоих,/но от всякия беды молитвами Твоими и всякаго прещения исхити,/преклоняет бо Бога Твоя Матерняя молитва. Песнь 9 Ирмос: От Бога Бога Слова,/неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама,/ядию в тление падшаго люте,/от святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради,/вернии, единомудренно песньми величаем. Увядил еси, отче, коварствия и стрелы вражия огнем воздержания/и чистоты плоти вещный гнев попалил еси истинно,/онаго светозарения, Тарасие, сподобився. С патриаршескими лики водворяяся, поеши песнь Ангельскую с ними:/Свят, Свят, Свят Отец Родитель, и Сын рождейся,/и Дух, исходяй нераздельно./Троице Святая, слава Тебе. Яко вшедшу в Вышняя с Павлом, вопием:/преблаженне, Божие блаженство, Церкви утверждение,/воинству победу, нам же даровати очищение,/чтущим тя любовию, Тарасие, помолися. Богородичен: Воплощься неизреченно от чистых Твоих кровей,/яко солнце, явися нам, Пречистая Мати безневестная,/век всех иже первее, Отцу Собезначален Сын/и, тьму отгнав, просвети всяческая. Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в семье патрициев Георгия и Енкратии. Воспитанный в благочестии, он получил глубокое и разностороннее образование: изучил Священное Писание и философию. За добрый нрав и благоразумие его все любили и почитали. При дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802), святой Тарасий получил звание сенатора и стал одним из ближайших царских советников. Император Константин Порфирородный воцарился в десятилетнем возрасте. Он был внуком императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) и сыном императора Льва IV Хазара (775–778), также иконоборца. Ересь иконоборчества, начавшаяся при императоре Льве III Исаврянине (716–741), продолжала распространяться. Поборники иконопочитания, особенно монахи, подвергались жестоким гонениям и казням; бесчестию и поруганию подвергались не только иконы, но и мощи святых угодников. Святитель Павел IV, Патриарх Константинопольский (780–784), не проявлял решительных мер в борьбе с ересью. Не имея помощников, чтобы противостать заблуждениям нечестивых, укрепить немощных, воодушевить борющихся за истину, он скрывал, что почитает святые иконы. После четырехлетнего пребывания на патриаршем престоле святитель Павел с глубокой скорбью и покаянием тайно удалился в монастырь святого Флора и принял схиму (†784; память 30 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как в нем воспоминается землетрясение, бывшее 26 окт. 740 года, и нет будто святых IX века; то Морчелли относит написание сего календаря ко временам Константина Копронима (741–775). Но в нем под 31 августа и 2 сентября упоминается патриарх Павел новый, вероятно, тот, который скончался в 784 г., 1 сент. говорится о соборе Богородицы в Халкопратиях по рукописному греческому апостолу XI-XII в. в москов. духов. академии и по Нанианскому кодексу XI в. и другим разумеется здесь собор Богородицы Миасинской, а начало празднования сей иконе относится к 864 году. Если предположить, что древний неизвестный праздник Богородицы в Халкопратиях уже после 864 года соединился с празднованием Миасинской иконе; то и в таком случае календарь сей относится к концу VIII века, судя по памяти патриарха Павла нового, или к началу IX века. Что касается до Павла нового, то между агиологами большое разноречие. Никодим в синансаристе в примечании 30 августа разумеет под ним Павла II (641–652), но он склонен был к монофелитству, за что и отлучен папою Феодором от общения церковного. При том Павел II скончался около 20 дек. Морчелли под Павлом новым разумеет Павла III (687 – 693), но об нем неизвестно ничего особенного, чтобы причислить его к лику святых. Впрочем, по вычислению времени его правления, кончина его может падать на начало сентября. По каталогам он был патриархом 6 лет и 8 месяцев, а предшественник его Феодор I занимал кафедру до 28 декабря 686 (сентябрьского), поэтому Павел занимал кафедру с января 687 (январского) до первых чисел сентября 693 года, а память Павла нового в древнейшем календаре у Морчелли и в других позднейших показана 2 сентября. Кроме того он был первенствующим иерархом на пятошестом вселенском соборе (692), который считается продолжением шестого вселенского собора. Но из греческих писателей М. Гедеон в Еортологионе (30 авг.) признает в Павле новом Павла IV (780–784), который очень хвалится хронографом Феофаном, как муж праведный, святейший, достойный всякого уважения. Впавши в болезнь и отказавшись от престола 31 августа 784 года, он произвел большой плач в гражданском начальстве и благочестивых людях. Отказался же потому, что видел распространение иконоборства, которому не сочувствовал, но и противодействовать не мог, что и заявил императрице матери Ирине. Постригшись в монахи, он скончался в глубоком покаянии в монастыре Флора. Поэтому и у Болландистов пишется об нем, как о святом под 20 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. 10 марта. ПРАВМИР. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью. Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого († 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти».

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Если за Павла третьего говорит время его кончины в начале сентября, то за Павла четвертого говорит поставление памяти его 31 августа, в день его подвига, отречения от престола по причине гонения на св. иконы. В древнейших евангелиях константинопольских у Морчелли и в Иерусалим. библиотеке IX века и других X века память трех патриархов Александра, Иоанна и Павла нового поставлена 31 августа. Церкви он оказал великую услугу, подав мысль царице Ирине созвать вселенский собор для решения вопроса об иконопочитании. В каноне 30 авг. ясно разумеется Павел IV, ибо в 6 песни говорится: «бежати изволил еси благочестно от царского града, иконного поклонения отметающася беззаконно, Павле всечестне». Потому мы в Павле новом 2 сентября и 30 августа видим Павла IV. В Конст. уставе IX-X в. есть тропарь Павлу по выражениям сходный с каноном 30 августа, а 30 августа в этом уставе показана только память трех означенных патриархов константинопольских в святейшей великой церкви и в храме св. Акакиев Ептаскале. Служба им есть в греч. минее XII в. в Москов. Синод. библиотеке 450, та же, что и в нынешних минеях греческой и славянской. Вероятно, она составлена ранее XII века и празднование памяти трех патриархов из местного в великой церкви и в храме муч. Акакия сделалось общим не позднее XII века, когда начали вводиться минеи по синансарю иерусалимского устава. Служба, конечно, составлена в Константинополе и во всяком случае по сведениям, каким патриархам празднует великая церковь 30 августа, и не вероятно, чтобы в Великой Церкви сперва праздновали Павлу III, а потом стали праздновать Павлу IV по забвению или почему-либо другому. Впрочем остается еще некоторое сомнение. В этом евангелии нет святых и самых знаменитых первого иконоборного периода: Германа, патр. Константинопольского 740, ни Иоанна Дамаскина ок. 780 г., ни Стефана нового 767 г. Почему внесен один Павел VI, исповедавший пред смертию почитание икон в 784 г? Тем не менее служба 30 августа есть немаловажное свидетельство в пользу Павла IV. К числу особенностей календаря относится то, что 18 января он определяет причину празднования св. Афанасию и прибавляет еще Александра патриарха, именно: возвращение из ссылки св. Афанасия и память святых Кирилла и Александра; 19 мая св. Епифания и прочих патриархов (по мнению Морчелли архиепископов Констанции кипрской), 1 нояб. память праха (вместо 6 ноября) 117 . Константинопольский 2 IX в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Златница  — вообще золотая монета неопределенной ценности. древних пустынников и подвижников обыкновенно служила рогожа, делавшаяся чаще всего из тростника. 11:41; Тов.12:9; Сир.3:30. Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского 8:2. Слова ап. Петра к Симону волхву, желавшему приобрести за деньги дар Духа Святого. был поражен стрелою, пущенною одним персом. Чувствуя приближение смерти, он приложил руку к ране, взял несколько крови, бросил ее в воздух и сказал, как бы видя пред собою Христа, Которого преследовал: «ты победил, Галилеянин!» (363 г.) Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского в греческой империи началось при Льbe III Исаврянине (717–741) и окончилось при императрице Феодоре (842). За это время царствовали: Kohcmahmuh V (по 775 г.) Лев IV (по 780 г.), Kohcmahmuh VI и Ирина (по 802 г.) Hukuфop I (по 811), Ставрикий и Muxauл I (по 813), Лeb V армянин (по 820), Muxauл II (по 829), Феофил (по 840), Феодора и Михаил III (по 867). Патриарший Константинопольский престол при этих императорах занимали: Анастасий иконоборец (753), Kohcmahmuh II иконоборец (766), Никита иконоборец (780), св. Павел, память его 1 августа (784), св. Тарасий, память его 25 февраля, при нем VII Вселенский собор 787 г. (806), св. Никифор (815), Феодор иконоборец (821), Антоний иконоборец (832), Uoahh VII иконоборец (842) и св. Мефодий (846). ( < < back) Копроним производят от греческого «копрос» — навоз. ( < < back) с 775–780. — Лeb IV Хозар, хотя и был приверженец иконоборства, но относился уступчивее к его противникам: он разрешил возвратиться бежавшим при его отце монахам — заступникам иконопочитания и даже допускал их до занятия епископских кафедр; так на патриарший престол был возведен тайный приверженец иконопочитания Павел Кипрский. Иконы оказались даже во дворце в комнатах императрицы Ирины, тайно от мужа поддерживавшей иконопочитателей. Когда это открылось, Лев удалил Ирину из дворца, но вскоре умер. ( < < back) собор происходил в 787 г. Подвергнув анафеме иконоборцев, собор установил иконопочитание в том смысле, что не должно оказывать иконам поклонение, приличествующего только Богу, но их должно чтить так же, как и святой животворящий крест (почитание которого не отвергали иконоборцы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Богородицы и монахов, почему и митрополитов на первейшие кафедры выбирал из авв» 158 . Но иконоборчество не только не было отменено, но оставалось господствующим вероисповеданием. Поэтому преемник Никиты († 6 февраля 780 г.), «Павел честный чтец, родом кипрянин, блистающий словом и делом, после многих отказов ввиду господства ереси, насильно рукополагается в патриарха константинопольского» 159 , дав подписку при хиротонии – «не поклоняться иконам» (μ προσκυνεν εκονας, 20 февраля 780 г.). Впрочем, до последнего года царствования Льва иконопочитатели не подвергались гонению. Но «в среднюю седмицу поста» (τ μεσ εβδομδι τν νηστειν. 28 февраля – 6 марта 780 г.) были арестованы, «как воздающие почитание иконам», несколько придворных (πρωτοσπαθριος, κουβικουλριοι κα παρακοιμμενοι) и подвергнуты истязаниям («νηλες δερας»), от которых один из них и умер (Θεοφνης). Этот факт показывает, что в чуткой придворной сфере носились веяния предстоящей перемены, которая наступила скорее, чем можно было даже рассчитывать. 8 сентября 780 г. Лев (неожиданно – от карбункула? «νθρακες») умер, и его супруга иконопочитательница Ирина (εξ δηνν) «благочестивейшая с сыном своим Константином неожиданно свыше получает царство, – благочестивые начали дерзать, – и желающие спастись – беспрепятственно (см. выше 2, г) отрекаться (от мipa), и славословие Богу начало возноситься, и монастыри оправляться» 160 . 31 августа 784 г. патриарх Павел, без ведома царицы, (по болезни оставил свою кафедру и принял пострижение в обители Флора (εν τ μον τν Φλρου). Когда императрица с императором-сыном посетила его, он объяснил свое отречение от престола невыносимо тяжелым положением «церкви Божией, притесняемой и отторгаемой от прочих кафолических кафедр и анафематствуемой» 161 . Это было прологом к восстановлению православия. Павел вскоре скончался, указав государственным сановникам на необходимость вселенского собора для восстановления иконопочитания. «Тогда начались дерзновенные речи и споры всех о святых и досточтимых иконах» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Римские историки обыкновенно начинают счёт правления Тиверия со времени его единодержавия. По этому счету пятнадцатый год падает на 781–782 г., т. е. 29–30 нашей эры. Но Иисусу Христу было в это время, как полагают 159 , около 32–33 лет, следовательно, гораздо более, чем сколько следует по Лк.3:23 . По другому счету пятнадцатый год правления Тиверия падает на 779–780 г., т. е. 27–28 нашей эры, отстающей на 2–3 года от действительной. Если положить, что Иисусу Христу в тот год, когда Иоанн Креститель вышел на проповедь , было с лишком 29 лет, и если прибавить к этому ещё полгода или даже целый год подготовления Его к проповеди, то и выйдет, что Иисус Христос во время Своего Крещения и вступления на служение имел около тридцати лет, немного менее или немного более, хотя принято считать круглым числом – тридцать лет. Крещение Иисуса Христа и вступление Его на служение таким образом, надо полагать, было в 780–781 г. А если так, то родился Он в конце 749 или 750 года, а не 752, как это определено упомянутым выше монахом Дионисием. Что действительно Иисус Христос крестился и вступил на служение роду человеческому в начале 780 или 781 г., а родился в конце 749–750 г. от основания Рима, а не в 752 г., в этом убеждают нас свидетельства языческих писателей Флегона и Фалла о затмении солнца, случившемся в день и час страданий Христовых. Флегон и Фалл единогласно утверждают, что затмение солнца случилось в четвёртом году 202-й олимпиады; когда по словам отцов Церкви, приводивших свидетельства того и другого писателя о затмении солнца, умер Господь наш на кресте и когда Он посредством этого страшного чуда явил Свою божественную силу и власть над природой 160 . А четвёртый год 202-й олимпиады, год смерти Иисуса Христа, по римскому летосчислению отвечает приблизительно 783–784 году от основания Рима 161 ; следовательно год крещения и вступления Иисуса Христа на служение отвечает началу 780–781 г., год же рождения Его – концу 749–750 г. Из этого видно, что принятое летосчисление (хронология) отстаёт от действительного на два-три года, но не более, что и доказывают в настоящее время весьма справедливо учёные хронологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

698–705 Кирр, патр. Константинопольский. 705–710 Имп. Юстиниан II (вторично). 711–713 Имп. Филиппик. 712–716 Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713–715 Имп. Анастасий II. 715–730 Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715–717 Имп. Феодосии III. 717–715 Имп. Лев III Исаврянин. Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730–754 Анастасий, патр. Константинопольский. 754–766 Имп. Константин V Копроним. 754–766 Константин II, патр. Константинопольский. 766–780 Никита I, патр. Константинопольский. 775–780 Имп. Лев IV Хазар. 780–797 Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780–806 Имп. Константин VI. 784–806 Святой Тарасий, патр. Константинопольский. Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797–802 Имп-ца Ирина. 802–811 Имп. Никифор I. 806–815 Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811–813 Имп. Михаил I Рангав. 813–820 Имп. Лев V Армянин. 815–821 Феодот I, патр. Константинопольский. 821–837 Имп. Михаил II. Антоний I, патр. Константинопольский. 829–842 Имп. Феофил. 837–843 Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843–847 Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842–855 Святая Феодора, имп-ца. 847–858 Святой Игнатий, патр. Константинопольский. Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. Имп. Михаил III. 858–867 Фотий, патр. Константинопольский. Хазарская миссия святых Мефодия и Константина Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. Кн. Рюрик. ок. 863 Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. ок. 865 После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

531 B греческом тексте – apostalenai oron (определение веры). Надо понимать, не краткое изложение ортодоксального символа веры , принятого на I Вселенском синоде в Никее в 325 г., а более пространное, требовавшее знакомства с патристикой и прочей обширной церковной литературой, в том числе новейшей, порожденной спорами иконодулов с иконокластами. Подобное исповедание веры обыкновенно рассылалось епископами и патриархами после возведения их на церковный престол. 533 В переводе А. Никитского: «...и посредничестве святых» (kai ton presbeion ton Agion) (Никитский A. Указ. соч. – С. 27, гл.2). 534 Почин, приписываемый в деле созыва синода Иоанну Исповеднику, не может быть принимаем буквально. Собор восточных патриархов собирался не вследствие посольства из Южной Таврики в лице диакона Лонгина, a no другим более общим побуждениям. Очевидно, Иоанн получил не синодик как таковой, то есть исповедание веры, какое он просил прислать, а совершенно такое же соборное послание, как и папа Константин, то есть Иерусалимский патриарх писал от имени и двух других восточных патриархов. Отправлено было это послание после Иерусалимского синода 763 г. и пришло в Таврику не позднее 767 г. 535 Смерть Константина V последовала в 775 г.; его сын, Лев IV Хазар, супруг августы Ирины, скончался 8 сентября 780 г. 536 Десятилетний Константин VI наследовал отцу в 780 г., а Ирина стала при нем регентшей. Через пару лет она взяла курс на постепенное возрождение иконопочитания и стала возвращать из ссылок 538 Иоанн Готский после 780 г. послал Константинопольскому патриарху Павлу IV Кипрскому (780–784) исповедание веры либо, что более вероятно, дошедшее наконец до него соборное постановление Иерусалимского поместного синода. В этом случае оно не было сообщено в Константинополь в свое время, то есть после 763 г., как оно было сообщено римскому папе Константину. Это выглядит правдоподобно, учитывая напряженные отношения между василевсом Константином V и иконопочитательски настроенной частью восточных церковных иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

541 По мнению В. Г. Васильевского , сообщение Жития о прибытии Иоанна в Константинополь и о беседах его с духовными и светскими властями в пользу восстановления иконопочитания должно быть принято без всяких замечаний и оговорок. Вместе с тем, эпитеты «смело», «дерзновенно», как и указание на антииконоборческиепроповеди, разговоры «с полной свободой» со всеми о почитании икон следует признать явным преувеличением иконопочитательски настроенного составителя агиографического сочинения. На самом деле целью поездки Иоанна в столицу могло стать не столько желание поучаствовать в религиозных диспутах, сколько хлопоты, вероятно, пустые, о признании легитимности своего избрания епископом (Могаричев Ю. М. Крымская агиография... – С. 268). 542 У А. Никитского: «...снова возвратился к своим» (authis ypestrepse) (НикитскийА. Указ. соч. – С. 27, гл. 3). Тем не менее, нет веских оснований говорить о каком-либо участии Иоанна Исповедника в антииконоборческих синодах в Константинополе летом 786 г. и тем более осенью 787 г. Подписи представителей Готфии, в частности монаха Кирилла, под протоколами VII Вселенского синода, видимо, не могут быть однозначно трактованы как имеющие отношение именно к Крымской Готфии и Иоанну Готскому (историю вопроса подр. см.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. M. К вопросу о церковной истории... – С. 106–110; cp.: Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830... – P. 327–328). 543 По словам Феофана, это произошло в конце лета 784 г.; «31 августа седьмого индикта патриарх Павел, сделавшись болен, оставил свой престол» (Thephanis Chrono- graphia. – P. 457. 13–14). Если следовать указаниям рассказа агиографа, Иоанн к этому времени уже покинул столицу и «возвратился обратно», то есть в Готфию. Едва ли бы он смог появиться здесь осенью 780 г., сразу после смерти Льва IV. Для отправки в столицу неких церковных докуметов («тома»), вероятно, вместе с прошением, получения высочайшего разрешения на приезд и сборов требовалось время. Ближайшим навигационным сезоном были весна-лето 781 г. Выходит, Иоанн мог посетить Константинополь между летом 781 г и летом 784 г. и не обязательно только весной-летом 784 г. (ср.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. M. К вопросу о церковной истории... – С. 113–114; Кеннен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 66; Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 50; Auzepy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). – P. 74). Наиболее подходящим представляется лето 783 r., когда августа Ирина купила золотом перемирие с арабами, организовала наступление на Балканах против славян и стала, не скрывая, готовить восстановление иконопочитания, слухи о чем быстро распространились (Васильев A. А. История Византийской империи. – СПб., 1998. – Т. 1. – С. 353; Ангелов Д. История на Византия. – София, 1973. – Ч. 1. – С. 290–291). На следующий год, в мае она отправилась в длительную инспекторскую поездку по Фракии и едва ли бы на это время Иоанн оказался вызван в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010