Место, время и обстоятельства появления этого довольно грубого фальсификата остаются предметом научной дискуссии. Обычно считается, что он возник на рубеже VIII–IX вв., возможно в монастыре Корби (север Франции). Аллюзии на дар Константина находят уже в посланиях папы Адриана I (772–795) к Карлу Великому, однако официальный статус этот текст получает не ранее XI в. Папа Лев IX в полемике с Константинополем в 1054 г. ссылается на него как на авторитетный документ. Подложность «Константинова дара» была очевидна для Николая Кузанского и неопровержимо доказана в труде Лоренцо Валлы (1440 г.). Однако в Византии данный памятник с XI в. воспринимался как аутентичный документ и в качестве такового различным образом толковался канонистами. На Руси «вено Константиново» также использовалось на правах авторитетного источника церковного права и в XVII в. было включено в печатную Кормчую. «Константинов дар, – отмечают историки, – является историческим выражением тех взглядов на отношения между Церковью и государством, которые сложились в эпоху, предшествовавшую восстановлению Западной империи. Церковь понималась именно как духовная империя с цезарем-папой во главе, которому подчинены все митрополиты и епископы и Востока, и Запада. Ее церковная организация, возникшая на основе древней государственной иерархии, представлялась как бы созданной самим императором, верховным вершителем всех гражданских отношений; империя и императорский двор были вообще прообразом для этой организации. Сан папы приравнивался к сану императора, звание римского духовенства – к рангу сенаторов, причем эти преимущества (...) проистекали из императорской привилегии, которая должна была явиться на все времена правовым основанием светской власти пап. Императорская власть по-прежнему обнимала собой всякую светскую власть, и только из этого источника Церковь заимствовала свою гражданскую форму и гражданскую власть; но в то же время Церковь признавалась императором как совершенно самобытное духовное государство, в котором монархом является основатель Церкви Христос, а Его наместником – папа. Таким образом, дар Константина устанавливал разделение обеих властей, светской и духовной, и намечал в основных чертах тот дуализм, который является в Средние века столь характерной чертой взаимоотношений Церкви и империи, папы и императора».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Карл предпринял такие действия из-за опасности заговора между Карломаном и лангобардским королем Десидерием. В связи с этим Карл не только сблизился со своим кузеном, герцогом баварским Тассилоном, который стал зятем лангобардского короля, но и сам женился на дочери Десидерия, оставив свою законную жену Хи-мильтруду. После смерти брата Карл привлек на свою сторону некоторых близких союзников Карломана и завладел его наследством. 27 Неточность Эйнхарда. Гасконь в течение последующих десятилетий продолжала оставаться независимой от франкского государства. 28 Адриан I (772–795), римский папа, происходивший из влиятельного аристократического рода; проводил последовательную политику союза с королем франков. Целью Адриана было увеличение собственных владений. Адриан просил Карла о защите по той причине, что Десидерий, предоставив убежище жене Карломана и его сыновьям, возобновил наступление на папские земли. После того как Карлу не удалось вступить в переговоры с Десидерием, он, решив применить силу, выступил против лангобардов. 31 Не выдержав осады, начатой в феврале 774 года, Десидерий подчинился Карлу. Лангобардский король и его жена были доставлены во Франкию, где их заставили принять постриг и заточили в пикардийский монастырь в Корби. Карл же, после того как завладел королевским дворцом и его сокровищами, добавил к своему титулу «король франков» продолжение «и лангобардов», а также «римский патриций». Однако лангобардское королевство еще не было им ликвидировано и включено в состав франкского государства. Также не был изменен и административный аппарат лангобардов. Лишь после подавления мятежа герцога Фриуля в 776 г. (см. ниже прим. 34) началось расселение королевских вассалов на территории лангобардов. 32 Неточность Эйнхарда. Адальгиз бежал от Карла, причем дважды. Первый раз он бежал в Константинополь (774 г.) после захвата Вероны (второго по значению города лангобардов после Павии). Второй раз – в 776 г. после неудавшегося заговора (см. ниже прим. 34). 33 Краткая война с Руотгазом имела место приблизительно через два года после того, как пала Павия, но Эйнхард, похоже, заключает, что эти события следовали одно за другим.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Одним из основных центров почитания И. Б. на Западе был Рим, где в V-VI вв. (возможно, при папе Геласии I (492-496)) была построена ц. св. Иоанна у Латинских ворот (Сан-Джованни а Порта Латина). В Liber Pontificalis (VII в.) упоминается о восстановлении храма при папе Адриане (772-795) (LP. T. 1. P. 508, 521), совр. вид здание получило в результате перестройки в кон. XII в. ( Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 304-319). Близ церкви находится ораторий св. Иоанна в Масле (Сан-Джованни ин Олео), наиболее раннее упоминание о к-ром относится к понтификату Бонифация VIII (1294-1303). С храмовым комплексом у Латинских ворот была связана легенда о мученичестве И. Б. в Риме, известная по сообщению Тертуллиана и вошедшая затем в агиографическую традицию апостола. Наиболее раннее упоминание об особом рим. празднестве в честь И. Б. под 6 мая содержится в Сакраментарии кон. VIII в. из Санкт-Галлена, к-рый является вариантом Сакраментария Геласия (The Gelasian Sacramentary. 1894. P. XX-XXI). Л. Дюшен связывал установление этого праздника, а также «мессу св. Иоанна, апостола и евангелиста», обозначенную в Готском миссале (Missale Gothicum) в начале мая, с влиянием эфесского праздника чуда от гробницы И. Б., отмечавшегося 8 мая ( Duchesne. 1898). По мнению исследователя, римский праздник был первоначально установлен в честь освящения ц. св. Иоанна у Латинских ворот. Не позднее 2-й пол. IX в. возникла легенда, связывавшая установление праздника 6 мая с мученичеством И. Б. в Риме, которое якобы произошло у Латинских ворот. Эта легенда зафиксирована в т. н. Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского, в последнем приведен развернутый рассказ о мученичестве апостола и последующей ссылке на Патмос ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 157, 260-261). Память И. Б. под 6 мая была упразднена в 1960 г. К VII в. относятся сведения о наименовании Латеранской базилики, вероятно, первоначально посвященной Спасителю (basilica Salvatoris), в честь И.

http://pravenc.ru/text/469832.html

   Когда в присутствии всего народа во дворце Ирина поставила вопрос о преемнике Павлу, «все единодушно сказали, чтобы не быть иному, кроме Тарасия секретаря». Это был избранник, намеченный уже самою императрицею. Тарасий непременным условием своего согласия на принятие выбора поставил восстановление общения константинопольской церкви с православною церковью востока и запада чрез посредство вселенского собора. Условие было принято, и 25 декабря 784 г. Тарасий был рукоположен в патриархи. Немедленно были приняты меры к созванию вселенского собора. С арабами недавно (782 г.) был заключен (политически бесславный) мир; поэтому была возможность «τα συνοδικα» Тарасия «και τον λιβελλον της πστεως αυτου» отправить не только в Рим, но и к восточным патриархам, вместе с приглашением на собор от императрицы.    Папа Адриан I (1 февраля 772, † 25 декабря 795) прислал ответные послания императрице и патриарху. Он признал несомненное православие Тарасия и вступил с ним в общение; он радовался и ревности патриарха и императрицы о восстановлении иконопочитания, хотя и выражал желание, что лучше бы восстановить иконы «sine synodi actione», на основании согласия иконопочитания с святоотеческим преданием, из которого в послании папы приведены были избранные места. Но в посланиях есть и такие подробности, в которых чувствуются зловещие тени приближающегося разделения церквей.    а) Усиленно напоминается императрице – подражать Константину и Елене, «которые святую, кафолическую и апостольскую, духовную мать вашу, римскую церковь, возвысили, и с прочими православными императорами почитали, как главу всех церквей». Обещается благоденствие и слава, «если, следуя преданиям православной веры, вы примете суд церкви блаженного Петра (add.: и Павла), князя (=верховных) апостолов, и всем сердцем возлюбите наместника его (=их)». В пример таких отношений к римской церкви папа приводит легенду о крещении Константина В. в Риме. «Кафолическая и апостольская римская церковь» называется irreprehensibilis («=την ακαταληπτον»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Убежденные в своей обязанности нести мир Церкви, византийские императрицы нисколько не сомневались в том, что должны заниматься и делами церковного управления и охранения веры. В этом они ничуть не уступали императорам-мужчинам. Как минимум, трижды святые императрицы предопределяли победу Православия над ересями: святая Пульхерия, святая Ирина и святая Феодора. При этом две из них в тот момент времени царствовали единолично, вдовствуя при малолетних наследниках престола. Святая Пульхерия активно выступала против ереси несторианства, и во многом ее усилиями был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне в 451 году. Примечательно, что, сформулировав соборный орос, отцы Собора дружно и горячо приветствовали императрицу при ее появлении: «Пульхерия – новая Елена; ты явила ревность Елены! Ваша жизнь – охрана всех! Ваша вера – слава церквей! Царство ваше да будет во век! Многая лета августе! Вы – светила Православия; от этого везде – мир. Господи, сохрани светила мира! Господи, сохрани светила Вселенной!» . А святая Ирина нанесла первый серьезный удар иконоборчеству, заполонившему собой весь Восток. Невзирая на многочисленность иконоборцев, включая епископов, императрица однажды в собрании народа объявила святого Тарасия (784–806), своего секретаря, новым Константинопольским патриархом. А тот, в свою очередь, по заранее разыгранному с царицей сценарию соглашался с ее выбором лишь при условии созыва Вселенского Собора для восстановления иконопочитания . После этого императрица от своего имени и от имени – сына юного императора Константина VI (780–797) – направила Римскому епископу Адриану (772–795) письмо, в котором заявила о своем намерении созвать Вселенский Собор. 17 августа 786 года собор открылся, но вместе с иконоборческими епископами в храм вошли гвардейские солдаты и закрыли собрание. Делать было нечего – императрица распорядилась подчиниться их требованию, и епископы разошлись по домам. Через год, в 787 году, царица объявила свое повеление вновь созвать Вселенский Собор, но уже, от греха подальше, в Никее, а не в Константинополе. Он, как известно, завершился блистательной победой иконопочитателей.

http://pravoslavie.ru/59983.html

После захвата Брундизия лангобардами в 674 г. почитание Л. широко распространилось по др. городам Италии. По сведениям из письма свт. Григория от июля 601 г., мощи Л. покоились в Брундизии, частица их находилась в посвященном ему мон-ре примерно в 5 милях от Рима на Фламиниевой дороге, но была, по словам настоятеля этой обители, тайно похищена. В связи с этим свт. Григорий обратился к Петру, еп. Отрантскому, к-рый временно замещал епископа Брундизийского, с просьбой даровать др. частицу мощей Л. этому монастырю ( Greg. Magn. Reg. epist. XI 57). Согласно Liber Pontificalis, в VIII в. на месте мон-ря находилась церковь во имя Л., отреставрированная папой Адрианом I (772-795) и существовавшая еще в IX в. (LP. Vol. 1. P. 509, 521; Vol. 2. P. 141). Вероятно, мон-рь и церковь находились в совр. квартале Тор-ди-Куинто (Tor di Quinto), недалеко от Мульвиева моста. В 768 г. мощи Л. были перенесены из Брундизия в Турен и положены в ц. во имя Пресв. Богородицы. Во время нашествия сарацин останки святого были куплены графом Беневента (ныне Беневенто) и перенесены в его родной город. Однако вскоре жители Турена направили в Беневент посольство с просьбой вернуть мощи их покровителя; после долгих переговоров часть мощей Л. была доставлена в Турен, под кафедральным собором к-рого сохранилась крипта, где некогда покоились останки святого. В музее Трани хранится деревянный бюст-реликварий Л. В 881 г. еп. Бриндизи Феодосий (865-895) получил из Трани руку Л. и начал строительство церкви на месте древнего мартирия святого. Церковь была закончена при его преемнике Иоанне и до 1113 г. считалась кафедральным собором Бриндизи. В 1190 г. архиеп. Пьетро да Бизиньяно установил празднование 1 мая в честь освидетельствования мощей Л. и освящения храма. Церковь была разрушена в 1720 г. В 1771 г. в кафедральном соборе Бриндизи был освящен алтарь во имя Л., где хранятся его мощи. Л. считается покровителем Атессы, где в соборе находятся серебряный бюст-реликварий Л. и ребро дракона, от к-рого, согласно местной традиции, святой некогда избавил жителей города. В Каноса-ди-Пулья были обнаружены останки древней базилики VI в., построенной на месте языческого храма Минервы и первоначально посвященной святым бессребреникам Косме и Дамиану; в VIII в. церковь была переосвящена в честь Л. Самое раннее сохранившееся изображение Л. датируется XIII в. и находится на серебряной пластине раки св. Феодора, хранящейся в музее диоцеза Бриндизи.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

221. Мозаическая фигура Божией Матери из группы «Рождества Христова» в оратории папы Иоанна VII 222. Мозаика бывшего оратория папы Иоанна VII в церкви Св. Марии in Cosmedin в Риме Стены оратория были покрыты (см. рис. 218) мелкими мозаическими изображениями, разделявшимися на группы: жития апостолов Петра и Павла, и сюжеты евангельские – Благовещение, Рождество Христово (рис. 221), Поклонение волхвов, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие и Воскресение. Из этих мозаик уцелел фрагмент «Поклонения волхвов» в ризнице церкви S. M. in Cosmedin в Риме, любопытный для нас и по юному лику Божией Матери и по цветам одежд: на Божией Матери (рис. 222) пурпурный хитон и синий мафорий, с золотыми крестиками на груди, плечах и челе, а на Младенце одежды золотой ткани (ср. Кипрские мозаики). Самая церковь S. M. in Cosmedin (как сказано выше – по греческому термину в «Космидионе»: так звался загородный монастырь Космы и Дамиана в Константинополе и церкви в Равенне и Неаполе) была основана еще в VI веке, была диаконией и звалась S. Maria in schola graeca, почему и берег Тибра, текущего близ ее, долго звался ripa greca. Она была восстановлена и украшена росписью при папе Адриане (772–795), но впоследствии не раз была переписана и представляет ряд древностей, раскрытых уже раскопками или сохранившихся кусками. Мозаическая картина (рис. 222) из четырех фигур составляет только кусок большой сцены «Поклонения волхвов»: от переднего волхва сохранилась еще рука, подающая коробку с ладаном. Часть изображенной здесь темы представляет Богоматерь, сидящую на большом и богато украшенном кресле (уже не тростниковом) и держащую перед собой на коленях Младенца, склонившегося к дарам волхвов и протянувшего правую руку. Слева от этой группы и слегка отступая в сторону, стоит архангел, с длинным жезлом или мерилом в левой руке; правую руку, в знак умиления, он прикладывает к груди. Наверху видна крупная звезда с сияющими от нее лучами. Сзади кресла Богоматери стоит Иосиф. Самое замечательное в этом отрывке представляется юным возрастом Богоматери, имеющей здесь почти девический облик, несмотря на облачение замужней женщины – мафорий, чепец и рукавный хитон с наручами. Такой девический облик лица и всей фигуры Марии составляет, очевидно, копию с неизвестного нам древнего оригинала – по всей вероятности, также мозаического или, по крайней мере, живописного, относившегося еще к VII столетию. Богоматерь облачена в лиловый пурпурный, почти светло-шоколадный, хитон и синий мафорий, а Христос – в золотые одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Впосл. франк. аббат Хильдуин (между 835 и 840) ошибочно назвал основателем мон-ря папу Стефана II, к-рый якобы намеревался поместить в нем реликвии св. Дионисия, привезенные из Галлии ( Lapidge M. Hilduin of Saint-Denis: The «Passio S. Dionysii» in Prose and Verse. Leiden; Boston, 2017. P. 860, 864-865). Согласно Liber Pontificalis, П. построил ц. во имя апостолов Петра и Павла «на Священной дороге близ храма Рима», т. е. близ Форума. Церковь была возведена на месте, где апостолы, по преданию, молились перед казнью; там находился камень с отпечатками их коленей. В более ранних источниках эти отпечатки связывали с молением ап. Петра о посрамлении Симона Мага. После VIII в. упоминаний о церкви нет; чтимый камень в средние века хранился в ц. Санта-Мария-Нуова (Санта-Франческа-Романа) (LP. T. 1. P. 466; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937. Vol. 1. P. 221). В юж. нефе Ватиканской базилики П. устроил капеллу Пресв. Девы Марии, украсил ее мозаиками и поместил в ней серебряное изображение Богородицы; в этой капелле он завещал себя похоронить. Над вост. вратами атриума базилики была выполнена мозаика, остатки к-рой сохранялись в XVI в., а в атриуме устроен ораторий во имя Девы Марии ( Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1977. Vol. 5. P. 175, 268-269). П. также приступил к восстановлению базилики Апостолов (Санти-Апостоли), но работы были завершены лишь при папе Адриане I (772-795) (LP. T. 1. P. 465, 500). Вероятно, по распоряжению П. был выполнен один из слоев фресковых росписей ц. Санта-Мария-Антиква, хотя в источниках об этом не упоминается. В апсиде храма изображен Христос с 6-крылыми тетраморфами; некая женщина (скорее всего Дева Мария) подводит к Нему П., изображенного с квадратным нимбом ( Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 107-108). Тогда же были созданы фрески в левом нефе: изображение Христа, восседающего на престоле в окружении святых, и сцены из ВЗ. Внешняя политика П.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Интерьер скальной ц. мц. Кандиды близ Бари. VIII–XII вв. [лат. Candida], мц. (пам. зап. 3 окт.), пострадала в Риме. Самое раннее упоминание о К. содержится в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.), где 3 окт. указана память мученицы в Риме. Принимая во внимание более поздние рукописи, А. Кантен и И. Делеэ предположили, что в тексте Иеронимова мартиролога первоначально содержалось указание и на место погребения К.- кладбище Понтиана (ad Ursum Pileatum) на Портовой дороге (MartHieron. Comment. P. 538; Quentin. 1908. P. 41). Кроме того, в Иеронимовом мартирологе поминовение рим. мц. К. значится под 29 авг. и 1 и 2 дек. (по мнению Делеэ, эти указания ошибочны). Под 1 и 2 дек. в мартирологе указана также память мч. Пимения (Пигмения). Благодаря этому обстоятельству, а также непосредственной близости гробниц обоих мучеников на кладбище Понтиана образ К. был включен в агиографическое сказание о Пимении, где она представлена как матрона, похоронившая тело мученика ( Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. [T. 1]. P. 240-241). Руководствуясь ошибочным прочтением имени Candidi в нек-рых рукописях Иеронимова мартиролога, Узуард и вслед за ним кард. Цезарь Бароний в Римском мартирологе указали 3 окт. память мч. Кандида, погребенного на кладбище Понтиана. Болландисты предложили отождествить К. с мученицей, упомянутой в Мученичестве святых Марцеллина и Петра (BHL, N 5230-5231),- женой Артемия, стража темницы, куда были заключены мученики. Под влиянием Марцеллина и Петра Артемий, К. и их дочь Павлина приняли крещение, исповедали Христа и были приговорены гонителями к смерти (ActaSS. Iun. T. 1. P. 172-173). О почитании гробницы К. на кладбище Понтиана упоминается в источниках VII-VIII вв. В «Заметке о церквах города Рима» (Notitia ecclesiarum urbis Romae; VII в.) сообщается о церкви и гробнице св. девы К. Согласно Малмсберийскому итинерарию (VII в.), мощи К. почивали в церкви вместе с мощами Феликса, Александра, Абдона и Сеннена и других мучеников (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. Vol. 1. P. 309, 327. (CCSL; 175)). В «Liber Pontificalis» , в жизнеописании папы Римского Адриана I (772-795), говорится, что по указанию папы были восстановлены храмы на кладбище Понтиана, в т. ч. базилика К. (LP. T. 1. P. 219, 509).

http://pravenc.ru/text/1470199.html

Данное учение было осуждено Собором как продолжение несторианства , а Феликс отправлен к папе Адриану I (772-795) в Рим, где оказался под стражей. В результате епископ Уржельский отрекся от своих взглядов и принял правосл. учение об Иисусе Христе как истинном Сыне Божием по природе, однако, вернувшись на кафедру, заявил, что сделал это под давлением. В 792/3 г. архиеп. Толедский Элипанд и ряд др. испан. епископов составили послания к кор. Карлу Великому, а также франк. собратьям, в посланиях они отстаивали т. зр. адопциан (MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 2. P. 111-121). Созванный в 794 г. Франкфуртский Собор, в котором принял участие П., повторно рассмотрел данный вопрос, вновь осудил ересь и принял ряд решений, касавшихся церковной дисциплины (Ibid. P. 165-171). Кроме того, в Испанию были направлены 3 послания: от Карла Великого (Ibid. P. 157-164), от франкских (Ibid. P. 142-157) и итальянских епископов, причем автором последнего, именуемого также «Книжицей против Элипанда», являлся П. (Libellus sacrosyllabus contra Elipandum//PL. 99. Col. 151-166; MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 2. P. 130-142). В 796 г. П. сопровождал Пипина, сына Карла Великого, в походе против аваров. После того как авары были разгромлены, на берегах Дуная прошел Собор под председательством патриарха Аквилейского. Совместно с епископами Зальцбурга и Пассау П. определил принципы миссионерской деятельности на аварских и слав. территориях (Ibid. P. 172-176). Вернувшись в Форум Юлия, П. созвал Собор Аквилейской Церкви (796/7), на котором вновь была осуждена ересь адопцианства, и официально было принято учение о двойном исхождении Св. Духа (см. Filioque). Участники Собора также одобрили 14 канонов дисциплинарного характера (Ibid. P. 177-195). Кроме «Книжицы против Элипанда» П. принадлежит еще одно сочинение, в к-ром он подвергает критике богословскую позицию адопциан,- «Три книги против Феликса» (Contra Felicem libri tres; изд.: PL. 99. Col. 343-468; Paulini Aquileiensis Opera omnia. 1990). Приводя многочисленные цитаты из Свящ.

http://pravenc.ru/text/2756991.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010