(† 25.12.795), папа Римский (9.02.772-25.12.795). Происходил из рим. нобилей; со времен папы Павла I состоял в рим. клире. Сразу же после избрания стал проводить профранк. политику. Призыв А. к франк. кор. Карлу Великому о помощи в борьбе с лангобардами стал поводом для вторжения франков в Италию. После победы над Дезидерием, королем лангобардов, Карл стал королем Италии. На Пасху 774 г. он был принят А. в Риме и получил от папы титул рим. патриция. Подтвердив дарения, сделанные кор. Пипином Коротким папскому престолу в Италии, Карл не спешил с реализацией идеи создания папского гос-ва. Лишь во время визита Карла в Рим в 781 г. были оформлены границы папского гос-ва (см. Папская область ). Оно включило Римскую пров., Равеннский экзархат, Пентаполь и Сабину (совр. итал. обл. Лацио, Умбрия, Марке, Романия); в его состав не вошел ни Милан, ни часть южноитал. земель (герц. Сполето и др.), на к-рые претендовал А. Тогда же А. помазал на царство Пипина и Людовика Благочестивого , сыновей Карла. В 787 г., после 3-го итал. похода Карла Великого, А. получил часть земель герц. Архиза II Беневентского; он также использовал свой духовный авторитет, угрожая отлучить от Церкви герц. Тассилона III Баварского, противника Карла. Растущая интеграция Франкского королевства и итал. земель позволяла А. рассылать образцовые экземпляры Collectio Dionysio-Hadriana, Sacramentarium Hadrianum и др. рим. книг и распространять свое влияние на обширных территориях. Он принял участие в иконоборческих спорах, отправив в 785 г. послание в К-поль. Легаты А. присутствовали на Никейском Соборе 787 г. Папские легаты поддержали осуждение иконоборчества , однако подписанное ими решение Собора (в лат. переводе А. имелись ошибки) было отвергнуто на Франкфуртском Соборе 794 г., к-рый был созван Карлом, боявшимся укрепления связей папства и Византии. То, что А. оказался на второстепенной роли в борьбе теологов Карла против адопцианства , и то, что его легатам пришлось стерпеть осуждение Франкфуртским Собором постановлений Никейского Собора, ясно показало границы папской власти в рамках франк. королевской Церкви. А. похоронен в соборе св. Петра в Риме (могильная плита с эпитафией Алкуина ).

http://pravenc.ru/text/63592.html

Папы, стараясь защитить свои земли от посягательств как со стороны Константинополя, так и со стороны лангобардов или других племен, вели переговоры то с одной стороной, то с другой, натравливая их при этом друг на друга. Со временем они так преуспели в этом, что это сделалось главным козырем их политики, но, к сожалению, в свою очередь, приводило к вырождению христианских принципов жизни римских первосвященников. Итальянский государственный деятель и философ средневековья Николо Макиавелли пишет по этому поводу: «Таким образом, все войны, которые в то время варвары вели в Италии, были в значительной мере вызваны римскими первосвященниками, и все варвары, нашествиям коих она подвергалась, бывали ими же и призваны. Так же ведут себя они и поныне, и именно из-за этого Италия остается раздробленной и бессильной» 22]. 250 Чувствуя усиление своей власти, папы каждый раз все настойчивее требовали безусловного примата своей власти и над епископами сначала западного, а затем и всего христианского мира. Вскоре после смерти Пипина папа рассорился с лангобардами, и те вторглись в пределы папской области. Тогда папа Андриан (772–795) обратился за помощью к сыну Пипина Карлу. Карл перешел через Альпы, разбил лангобардов, взял в плен их короля Дезидерия и отправил его во Франкское королевство. «Затем он отправился в Рим посетить папу и там объявил, что римский первосвященник, как наместник Божий на земле, не может быть судим судом человеческим; папа же и римский народ провозгласил Карла императором. Таким образом, Рим снова получил императора на Западе, но теперь уже не папа нуждался, как раньше, в помощи императоров, а императору требовалась поддержка папы в избрании. По мере того как императорская власть утрачивала свои прерогативы, они переходили к церкви, и благодаря этому с каждым днем усиливалась ее власть над светскими государями» 23–24]. 251 В 800 году, на знаменитой рождественской церемонии, в базилике св. Петра папой Львом III (795–816) был коронован на императорский трон Карл Великий (768–814). Таким образом, Запад получил снова своего императора, а папа стал главным арбитром в политике Запада. «Что бы не думал сам Лев, возлагая корону на голову Карла Великого, он совершил решительный шаг из всех пап, даровав папству активную роль в формировании европейской истории. Преднамеренно или непреднамеренно, но он дал начало процессу, который возвысит святейший престол до вершин его средневекового могущества: до полного расцвета неограниченной и могущественной теократии, от которой зависит судьба королей и императоров» 72]. 252

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Дюшен, А. Леклерк и др. исследователи. М. Сорди предположила, что погром был связан с гибелью имп. Элагабала (218-222) в результате заговора . Брент указал на сходство между описанием казней христиан в Мученичестве и сведениями об убийстве Элагабала. По мнению исследователя, это сходство объясняется параллелями между политикой Элагабала, направленной на установление единого имперского культа Непобедимого Солнца, и деятельностью Каллиста, стремившегося объединить римских христиан вокруг епископской кафедры . По мнению Дж. Н. Веррандо, большинство действующих лиц и событий в Мученичестве либо вымышлены, либо не связаны с Каллистом . На то, что в основу Мученичества положены предания римских христиан, указывают многочисленные упоминания о квартале равеннцев в 14-м регионе: здесь находились домовая церковь, жилище Каллиста и дом Понтиана. Название квартала, или " лагеря равеннцев " (Castra Ravennatium), скорее всего было связано с казармами моряков одного из подразделений имп. флота, базировавшегося в Равенне . Вероятно, в этом квартале находилась базилика Девы Марии " у Каллиста " , построенная папой Юлием I (в " Liber Pontificalis " сооружение храма приписывается Каллисту). В постановлениях Римского Собора 499 года эта церковь упоминается как " титул Юлия " , в постановлениях Собора 595 года - как " титул святых Юлия и Каллиста " . В " Liber Pontificalis " , в жизнеописании папы Римского Адриана I (772-795), она названа церковью Пресв. Девы Марии, " именуемой Каллистовой " (quae vocatur Calisti), в жизнеописании папы Римского Льва III (795-816) говорится об алтаре Девы Марии " в титуле блаженного Каллиста " . Возможно, при папе Пасхалии I (817-824) в эту базилику из катакомб Калеподия были перенесены мощи Каллиста . По указанию папы Григория IV (827-843) мощи Каллиста, Калеподия и др. святых были помещены в устроенную под алтарем крипту . При папе Римском Иннокентии II (1130-1143) старая базилика была разобрана, на ее месте построена ныне существующая церковь Санта-Мария-ин-Трастевере. Мощи Каллиста и других святых хранятся под главным алтарем церкви. Первоначальная усыпальница Каллиста в катакомбах Калеподия была обнаружена во время раскопок, предпринятых в 1960-х годах А. Нестори. Усыпальница расположена в одной из самых ранних галерей, сооруженной в конце II - начале III века. Вероятно, гробница Каллиста была обустроена по указанию папы Юлия I, впоследствии она стала местом паломничества, о чем свидетельствует наличие многочисленных настенных граффити. О гробницах Каллиста, Юлия I и Калеподия на Аврелиевой дороге упоминается в рим. итинерариях VII в. .

http://drevo-info.ru/articles/13679972.h...

Перенесение мощей прп. Северина Норикского († 482) из Монте-фельтро в крепость Кастель-дель-Ово произошло «по предписанию святого Геласия, понтифика римской кафедры» ( Eugippius. Commemoratorium vitae sancti Severini. 46. 2// Eugippe. Vie de saint Séverin/Ed. Ph. Régerat. P., 1991. P. 294). Папа св. Бонифаций IV (608-615) утвердил своим предписанием (sua auctoritate) Житие св. Мавра диакона (VI в.), ученика прп. Венедикта Нурсийского , написанное монахом Фавстом ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 7// Benedicti XIV Opera. 1747. T. 1. P. 54-55) Папа Лев III (795-816) по настоянию имп. Карла Великого произвел обретение мощей св. Суитберта († 713), одного из сподвижников св. Бонифация , архиеп. Майнцского (Ibid. P. 57-58). Папа св. Захария (741-752) дал согласие на обретение мощей мучеников еп. Килиана, свящ. Коломанна и диак. Тотнана (Торнана) († 689 или 697) в Вюрцбурге (Ibid. P. 55). Папа Адриан I (772-795) по просьбе Оффы, короля Мерсии, официально утвердил почитание св. Альбана, первомч. Британского (Ibid. P. 56-57). Папа Иоанн VIII (872-882) лично совершил обретение мощей и утвердил почитание св. Агриколы, Сильвестра и Дезидерия (VI в.), епископов г. Кабиллона (ныне Шалон-сюр-Сон) (Ibid. P. 60-61). На эти ранние случаи участия Римских пап в К. святых др. диоцезов указывает папа Бенедикт XIV. В совр. историографии они рассматриваются не как факты систематического вмешательства более высокой инстанции в решение вопросов, относящихся к юрисдикции местного епископа, а как явления случайные, в большинстве случаев происходившие при участии светских правителей. Лишь в кон. X в. подобные вмешательства папы начинают носить систематический характер. Местные епископы стремятся заручиться его согласием на К. того или иного подвижника своей епархии. Так, предположительно в 983 г. Гуго, еп. Вюрцбурга, совершил К. св. Бурхарда († 753 или 754) «с разрешения папы Бенедикта» (permissu Benedicti papae; имеется в виду папа Бенедикт VII (974-983) - Ibid.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Возможно, в понтификат Павла I или его преемника Стефана III (768-772) были написаны образ Иисуса Христа со святыми в левом нефе и над ними ветхозаветные сцены в 2 ряда (сверху - погребение Авеля, вход Ноя в ковчег, потоп, выход из ковчега; внизу - жертвоприношение Авраама, Иаков и ангел, история Иакова, 4 эпизода из истории Иосифа (продажа в рабство, бегство от жены Потифара, заключение в темницу, назначение виночерпием фараона)). Стиль изображений в целом похож на стиль фресок капеллы Феодота: уплощенные фигуры немного укороченных пропорций с крупными лицами с большими, широко раскрытыми глазами и восточными чертами; условно, нередко параллельными линиями прорисованы складки драпировок; незамысловатые композиционные построения и небогатый, основанный всего на неск. цветах колорит. Образы святителей при небольших размерах поражают внутренней силой и мощью; в них не осталось ничего случайного или мимолетного, они выглядят абсолютно отстраненными и застывшими в вечном предстоянии Иисусу Христу. При папе Римском Павле I был написан также близкий к ним по выразительности образ аввы Кира в атриуме церкви, временем правления папы Адриана I (772-795) датируется изображение Богоматери с Младенцем и со святыми, некогда располагавшееся в атриуме, а сейчас приставленное к правой стене нефа. Эти фрески имеют нек-рое стилистическое сходство с росписями ц. Санта-Мария-ин-Валле (Темпьетто) в Чивидале-дель-Фриули 2-й пол. VIII в. Живопись того времени сохранилась фрагментарно: в зап. люнете - погрудный образ благословляющего Иисуса Христа с архангелами Михаилом и Гавриилом и по сторонам 3 фигуры с мученическими венцами на фоне балюстрады, предположительно это почитавшиеся лангобардами св. воины, один из к-рых (на сев. стене) был идентифицирован исследователями со св. Адрианом. Вероятно, приблизительно тогда же был создан стуковый фриз с виноградной лозой, обрамляющий люнет. В отличие от примерно одновременных им фресок ц. Санта-Мария-Антиква росписи ц. Санта-Мария-ин-Валле ближе к образам визант.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

15) В храме Св. Софии в Солуне, VII в., после Цареградской Софии, в куполе Вознесение Христово, расположенное также соответственно требованиям архитектурным. Вверху возносящийся Спаситель (теперь видны только ноги), на спусках 12 Апостолов и Богородица между двумя Ангелами, как принято в нашей иконописи. 16) В базилике Св. Лаврентия за городскими стенами в Риме, 577–590 г., замечательно изображение восседающего на земном шаре Спасителя, который благословляет – соединив большой перст с мизинцем и безыменным, и распростерши указательный и средний – один из древнейших образцов сложения перстов, принятого Русскими раскольниками. Так же сложены персты благословляющей десницы Спасителя на мозаике в храме Св. Феодора в Риме, 772–795 г. 17) В вышеупомянутой капелле Св. Венанция при баптистерии Иоанна Латеранского, 639– 642 г., для истории русских иконописных преданий заслуживает особенного внимания изображение стоящей Богородицы, с молитвенно подъятыми руками. С этим изображением представляет замечательное сходство по своей позе мозаическое изображение Богородицы в нашем Киево-Софийском соборе на Нерушимой стене; XI в. Древнейший перевод такого же изображения встречается на греческом барельефе VI в. в храме Богоматери в Равенне (Sta Maria-in-Porto) (см. снимок под 5 на Рис. 15). 18) В храме Св. Стефана (S. Stefano Rotondo) в Риме, 642–649 г., мозаика, замечательная для истории креста, на своде алтаря, посвященного Св. Приму и Фелициану. В средине между этими святыми изображен водруженный в землю четырехконечный крест, украшенный драгоценными каменьями. а на верхней конечности его в медальоне изображение Спасителя по грудь (см. снимок под 6 на Рис. 15). 19) В храме Св. Нерея и Ахилла в Риме, 795–816 г., мозаика представляет дальнейшее развитие в представлении Преображения против Равеннской начала VI-ro в., в храме Св. Аполлинария, но все еще не достигшее установленной нормы, принятой нашей иконописью. Это изображение распределено по арке, отлогая округлость которой соответствует Фаворской горе. Посреди в ореоле Христос в полный рост, по сторонам Моисей и Илия, а трое Апостолов расположены позади Моисея и Илии, с одной стороны один, а с другой двое; они падают на колени, прикрывая лицо одеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

F. Kempf/Hrsg. H. Mordek. Sigmaringen, 1983. S. 55-79; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Classen P. Karl der Grosse, das Papsttum und Byzanz: Die Begründung des karolingischen Kaisertums. Sigmaringen, 1985; Phillips E. A Note on the Gifts of Leo III to the Churches of Rome: «Vestes cum storiis»//EphLit. 1988. Vol. 102. P. 72-78; Llewellyn P. Le contexte romain du couronnement de Charlemagne: Le temps de l " Avent de l " année 800//Le Moyen Âge. Brux., 1990. T. 96. P. 209-225; Wisskirchen R. Leo III. und die Mosaikprogramme von S. Apollinare in Classe in Ravenna und SS. Nereo ed Achilleo in Rom//JAC. 1991. Bd. 34. S. 139-151; Callahan D. F. The Problem of the «Filioque» and the Letter from the Pilgrim Monks of the Mount of Olives to Pope Leo III and Charlemagne: Is the Letter Another Forgery by Ademar of Chabannes?//RBen. 1992. T. 102. P. 75-134; D " Angelo E. Carlo Magno e Leone III: Osservazioni sullo «Aachener Karlsepos»//Quaderni medievali. Bari, 1993. Vol. 36. P. 53-72; Hatlie P. Theodore of Stoudios, Pope Leo III and the Joseph Affair (808-812): New Light on an Obscure Negotiation//OCP. 1995. Vol. 61. P. 407-424; Herklotz I. Francesco Barberini, Nicolò Alemanni, and the Lateran Triclinium of Leo III//Memoirs of the American Academy in Rome. 1995. Vol. 40. P. 175-196; Bauer F. A. Die Bau- und Stiftungspolitik der Päpste Hadrian I. (772-795) und Leo III. (795-816)//799 - Kunst und Kultur der Karolingerzeit/Hrsg. Ch. Stiegemann. Mainz, 1999. Tl. 3. S. 514-528; Luchterhandt M. Päpstlicher Palastbau und höfisches Zeremoniell unter Leo III.//Ibid. S. 109-122; Willeke M. Karl der Grosse und Papst Leo III. in Paderborn//Beiträge zur Lügder Geschichte. 1999. Bd. 10. S. 100-130; Brunh ö lzl F. Über die Verse «De Karolo rege et Leone papa»//Hist. Jb. Münch. etc., 2000. Bd. 120. S. 274-283; Johanek P. Die Sachsenkriege Karls des Grossen und der Besuch Papst Leos III. in Paderborn 799 im Gedächtnis der Nachwelt//Westfälische Zschr.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье. Как правило, L. d. открывается типовыми формулами, к-рые использовались в папских посланиях визант. императору и должностным лицам, королю, патриарху и т. д. Далее помещены образцы документов, связанных с рукоположением епископов в Риме (акты избрания клиром и народом, ходатайства о рукоположении, различные справки, исповедание веры, обязательства перед понтификом); формуляры прошений о разрешении на строительство, восстановление и освящение церквей и баптистериев, перенесение мощей святых (с текстами папских ответов); образцы папских привилегий и распоряжений, связанных с управлением Патримонием св. Петра, в т. ч. о назначении на должности и о передаче в управление мон-рей и благотворительных учреждений. Особый блок документов связан с избранием папы Римского (среди этих текстов - извещения для императора, экзарха, архиепископа и должностных лиц Равеннского экзархата; исповедание веры; окружные послания всем христианам и т. д.). Состав L. d. в рукописях различается (в среднем ок. 100 документов). Вероятно, сборник подвергался правке: менялась последовательность текстов, исключались устаревшие и вносились новые формуляры. Ни одна из сохранившихся редакций не является «сборником формуляров папской канцелярии», но все они состоят из аутентичных рим. документов ( Santifaller. 1976). Трудно установить, когда были созданы отдельные формуляры, включенные в L. d. По мнению В. М. Пайца, первоначальная редакция сборника была составлена в VI в. (это предположение разделял Л. К. Мольберг), а нек-рые формуляры восходят к V в. Т. фон Зиккель пришел к выводу, что самые ранние тексты относятся к понтификату Гонория I (625-638), самые поздние были включены в сборник при Льве III (795-816). Согласно Л. Дюшену , основная часть L. d. была создана после Вселенского VI Собора (680-681), дополнения внесены при папе Адриане I (772-795). Образцом для сборника мог послужить регистр папы Григория I Великого (590-604). Выдержки из L. d. приведены в «Собрании канонов» кард. Деусдедита (завершено в 1087) (Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 233, 331, 602).

http://pravenc.ru/text/2463641.html

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

However, in turning to the Franks for protection and support, the Roman Church opened itself to foreign influences which would alienate the two halves of Christendom much further from each other. Three of the most important of these developments were the large tracts of land given to the Church by King Pepin III-the Papal States-that the Papacy would rule administratively as an independent temporal power up until the 19th century; the acquiring of a certain militaristic spirit that would lead to the Crusades, with some Popes even leading armies in battle; and the eventual acceptance of the addition of the filioque in the Nicene Creed, which to this day, along with the dogma of papal infallibility, is probably the single greatest theological difference between Roman Catholicism and Orthodoxy. The Carolingian Renaissance Through his conquests in France, Germany, Spain, and modern day Hungary, Charlemagne created what would be the largest empire in Europe from the fall of Rome in 476 until the time of Napoleon. From his capital in Aachen, he actively promoted higher learning through his patronage of the many scholars at his palace and the remarkable library there. He invited Alcuin (c. 740–804), a prodigious scholar and able representative of the Christian culture of Northumbria, England, to join his court in 781; this remarkable churchman of wide-ranging interests did much to enrich the flowering of learning and refined culture in this period in the West. Charlemagne took a lively interest in ecclesiastical affairs. He called a series of sixteen Church councils all held in Frankfurt, Germany, and he promoted various reforms in the Frankish Church, including liturgical standardization based on Roman practices. In 792 Charlemagne sent his Carolingian Books (Libri Carolini) to Pope Hadrian I (r. 772–795), which attacked not only the Iconoclastic Council of 754 for outlawing the icons, but also the Council of Nicea of 787 for allowing excessive reverence for the icons. This charge was apparently partly based on a faulty Latin translation of the decree of that council which did not properly distinguish between the veneration (proskynesis; veneratio in Latin) of the icons, and the worship, or adoration, given to God alone (latreia; adoratio in Latin).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010