«Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах, – пишет святой Иоанн Златоуст . – Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая о них в молитве ( Исх.32:13 ). Также три отрока их именем молятся о спасении ( Дан.3:35 ). Если же они имели такую силу, то как они мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф.8:22 ). Праведник, и скончавшись, не умер... а кого ожидает бесконечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни – мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому то и пророк не сказал просто: живые, – но: мы живые, – указывая на себя самого... и на подобных ему, живущих добродетельно... отныне и вовек. Видишь ли, что и это прибавление означает тоже самое? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, кто живет всегда славною жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те – во свете и славе, занимаясь с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу». 770 г) «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовек ни в чем, что делается подо солнцем» ( Еккл.9:5–6 ). Екклесиаст признавал бессмертие душ ( Еккл.12:7 ) и в приведенном месте выражает взгляд с точки зрения земной жизни на состояние душ умерших людей, как на состояние полу жизни, с ничтожными признаками сознания и чувства. В других местах ветхозаветного Откровения имеются свидетельства о сознательной жизни умерших, которые представляются способными отличать себя от других подобных душ, беседовать с ними ( Ис.14:9–10 ), 771 утешаться ( Иез.32:31 ), молиться ( 2Мак.15:12–14 ). Вообще, нужно иметь в виду, что ветхозаветно библейское учение о загробном состоянии души, в сравнение с новозаветным, когда Бог говорил нам в Сыне ( Евр.1:2 ), есть только начатки учения об этом предмете, не всегда ясные и определенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мы ободрены братским твоим голосом, возлюбленнейший, ибо нет ничего приятнее дружбы, особенно когда один ум и одна душа по Боге как в словах, так и в делах. Таким ты был известен нам некогда с самого начала. (770) Поэтому мы, смиренные, умоляем, чтобы в таком же состоянии ты постоянно пребывал, сохраняя и учение православное, и образ жизни, соответствующий этому учению. Если же ты от нас получаешь некоторую пользу, как говоришь, то это должно отнести к Богу, от Которого как для нас, так и для вас спасение и души и тела. Впрочем, об этом довольно, ибо у меня нет времени распространяться, так как меня тяготят другие вопросы, нелегко разрешимые. Что это ты написал о Хиосском епископе? Мы даже не виделись лично с этим мужем по прибытии его сюда во избежание подозрений, но и не оставили его совершенно без ответа, ибо непозволительно отвращаться и от простого человека, не только что от носящего тот же образ и получившего имя епископа. Мы обрадовались, что он хотя поздно отказался от епископства, решившись быть как бы отверженным, и наложили на него надлежащую епитимию, как мы делали с поступавшими подобно ему. Бог есть [Бог] кающихся. Это именно и требовалось в действительное доказательство покаяния и от нас и других, от которых зависело врачевание, отказ падшего от епископства и отлучение от священнослужения с епитимией до времени мира. Если же этот муж признал нужным поступить так, то кто мы, чтобы отвергать приходящего и чрез то делаться врагами Богу? И ты, почтеннейший, не гневайся на этого мужа, хотя бы в действительности оказалось, что он совершил больше того, о чем ты говоришь, а мы и не слыхали [об этом] до настоящего времени, и если бы слышали, не стали бы осуждать его. Ибо написано: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? ( Ин.7:51 ). Также и апостол говорит: обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим.5:19 ). Притом не об этом идет речь или (771) предстоит право судить, но о том, что падшие приступают к покаянию; а сказанное твоим почтением может быть предоставлено или здесь в надлежащее время предстоятелям Церкви, или в будущем веке Судии всех. Поэтому советую доброте твоей, оставив те речи, теперь благодарить Господа за покаяние этого мужа, чтобы нам содействовать Богу, желающему спасения всякому человеку ( Иез.33:11 ; 1Тим.2:4 ), и таким образом мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше...» ( Ин.3:3–7 ) 769 . И это «рождение от Духа» многократно упоминается в нескольких местах Нового Завета ( Ин.3:8 ; Ин.3:5, 4:7 ). «Верующим во имя Его (Христово) дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ) – κ Θεο γεννθησαν. «Всякий, делающий правду, рождён от Него (Христа)» ( 1Ин.2:29 ) – ξ ατο γεγννηται – «и всякий любящий рожден от Бога» ( 1Ин.4:7 ) – κ το Θεο γεγννηται. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» ( 1Ин.5:1 ) – κ το θεο γεγννηται. Во всех приведённых текстах стоит предлог κ с родительным падежом, показывающий, что субъект при нём (Дух, Христос, Бог) рассматривается как Отец рождённого. Когда Никодим спрашивал, как может человек войти снова в утробу матери и родиться во второй раз, то Иисус только подтвердил необходимость второго рождения и пояснил, что необходимо рождение Духом. Такою благодатною утробою для духовного рождения является Жена Христова – Церковь , рождающая Ему детей. «...Если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного, и если для естественного рождения нужна матерняя утроба, то и для духовного рождения не нужна ли матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? – Сей вопрос и оправдывается и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова Церковь и Ее хотя рукотворенный, но духом благодати исполненный, тайнодейственный Храм» (8:514–515). «Поскольку все верующие во Христа суть чада Божии, как сказует св. Иоанн Богослов: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ), то понятно и достоверно, что все верующие или, иначе, все причастники небесного звания, все христиане, от первого до последнего, суть братия, не по плоти, но по благодати, не по земному, но по небесному родству, как чада Отца Небесного, как дети Матери Церкви» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

О Богородице же и о ком-нибудь из святых излишне было бы мне и писать вам, что они изображаются. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава тела Церкви ( Кол.1:18 ), может быть изображаем, полагали вместе уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:27 ). Ибо обличение для них, если Матерь Божия изображается на иконе, а родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший всё, относящееся к телесному пребыванию Его, нет; или опять самовидцы и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым обращались, не будет изображаем. Они оказываются даже хуже иудеев, потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого-либо другого из пророков, между тем как жившие прежде Благодати принимали [священные изображения], быв подзаконными, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе, и иудеям, и [они] не суть ни иудеи хранители Закона, ни христиане, не изображая Христа, Которого признают соделавшимся человеком. Есть такое изречение апостола Петра (346) [Col. 1136] в истории мученичества святого Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы, увидев, еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано Им» 767 . Есть изречение Павла: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал.3:1 ). Есть изречение Василия Великого : «Да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах, Христос» 768 . И еще: «Чествование образа переходит к первообразу» 769 . Есть изречение много подвизавшегося Афанасия: «Мы, верные, поклоняемся иконам не как богам, подобно эллинам, да не будет; но только выражаем расположение и усердие нашей любви к начертанию лица иконы» 770 . Есть изречение Златоуста: «Мне нравилась и картина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на иконе Ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые племена варваров и Давида, который истинно восклицал: Господи во граде Твоем образ их уничижиши ( Пс.72:20 )» 771 . Это и делают ныне иконоборцы с Христом, Богородицею и святыми страшно слышать! уничтожая святые иконы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

О некоторых царях Израильских и Иудейских Иеровоам царь Израильский. Чтобы отвлечь подвластные себе десять колен от религиозного центра Евреев, – Иерусалима, Иеровоам поставил в своём царстве двух идолов 765 . «Иеровоаму приятно было это отступление (Израильтян от истинного Богопочитания), потому что, если бы оно уничтожилось, то всё бы возвратилось под власть одного царя (Ровоама).... (А) Израиль не мог воспротивиться (приказанию Иеровоама), страшась их (т.е. сынов Ефремовых) могущества и силы Иеровоама, возвеличившегося по смерти Соломоновой» 766 . Поставив идолов, «Иеровоам изгнал жрецов и левитов, живших в десяти коленах, а жрецами юниц определял всякого, кого находил, без разбора. И в этом одном поступал разумно, потому что священники Божии не должны были служить тем, которые не боги» 767 ; – «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение» 768 , и обличил Иеровоама. После этого пророк отправился в обратный путь, но за то, что не исполнил некоторого повеления Божия, был растерзан львом 769 . «Постигшее пророка указует и на воскресение мёртвых. Ибо Предавший живого зверю и сподобивший чести умершего, почтивший же не душу, но одно тело, конечно, не презрит тела распадшегося и сотлевшего, но воскресит и возвратит душе то орудие, с помощью которого служила она Творцу» 770 . Ахав царь Израильский. «Легкомыслен был этот жалкий Ахав, и не трудно было обращать его и туда, и сюда, почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» 771 . Против усилившегося нечестия, которое, можно сказать, дошло до крайних пределов, выступил пророк 772 Илия. «И сказал Илия пророк, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 773 . Наведя на страну засуху, а с нею вместе и голод, пророк ушёл за Иордан и, по повелению Божию, скрылся при ручье Хорафе, который вливался в Иордан с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Обратимся сначала к Библии. Здесь хотя и в кратких выражениях, но очень определенно указывается на почитание звезд арабов еще в глубокой древности. Раскроем книгу Иова, книгу, появившуюся в Аравии, или, по крайней мере, писатель которой был отлично знаком с бытом арабов. Здесь мы находим, что Иов природный араб, отрицая в себе грех поклонения другим богам, кроме Бога истинного, говорит: «Смотря на солнце, как оно сияет и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне и целовали уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду; потому что я отрекся бы тогда от Бога всевышнего». 770 Коран со своей стороны также содержит некоторые выражения, из которых можно вывести заключение о поклонении современных Мухаммеду арабов звездам. Мухаммед, призывал арабов к почитанию единого Аллаха и к оставлению прежних своих заблуждений, между прочим, говорит: «в числе знамений Его (Бога) ночь и день, солнце и луна. Не покланяйтесь ни солнцу, ни луне; но покланяйтесь Богу, который сотворил их, если Ему покланяться хотели вы» 771 Тоже заключение, кажется, можно вывести и из другого места Корана, где Мухаммед, перечислив разные религии, существовавшие в его время в Аравии, непосредственно приводит от лица Бога, следующие слова, обращенные к самому виновнику Корана: «Не видел ли ты, что Богу покланяется и то, что на небесах, и то, что на земле, и солнце и луна и звезды, и горы, и деревья, и животные» 772 Последние слова свидетельствуют, что исповедники некоторых языческих религий в Аравии поклонялись перечисленным тут предметам и, следовательно, солнцу, луне и звездам. О звездопочитании в южной Аравии или, по крайней мере, о почитании солнца, мы также можем заключать из рассказа Корана о царице Сабы. Несмотря на легендарное искажение этой библейской истории и мифический её характер, мы, однако, можем видеть в ней, по крайней мере, некоторые сведении о жителях Сабы у Мухаммеда, которые он и передает в мифическом характере. Здесь, между прочим, он заставляет говорить птицу потатуя об этой царице и её подданных: «Я нашел, что она и народ её покланяются, кроме Бога, солнцу». 773 Из этого мы можем вынести то заключение, что Мухаммеду было известно о поклонении жителей южной Аравии солнцу. Мухаммед по образу кягинов, о которых мы скажем в свое время, или даже по примеру поэтов арабских, в Коране часто клянется солнцем, луной, звездами и планетами. Из многих мест Корана, содержащих эти клятвы, приведем некоторые. Так он говорит: «Клянусь планетами, скрывающимися кометами» 774 , «Клянусь вечернею зарею, …луною, когда она полнеет» 775 , «Клянусь небом, украшенным знаками зодиака» 776 , «Клянусь небом, клянусь десницей» 777 , «Клянусь утренней зарей» 778 , «Клянусь солнцем и утренним блистанием его, и луною, когда она последует за ним,... клянусь, небом». 779

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

От скорби в христианине происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает 769 . Для верующего скорбь не простое наказание, а вместе с тем и знак отеческой любви к нему Бога. Есть ли какой земной отец, который бы не наказывал сына? Не наказываются в семействах лишь незаконные дети. Через скорбь у верующего во Христа открываются духовные очи. Он видит в Боге Небесного своего Отца и участвует в святости Божией. Его удостаивает утешения Сам Господь Спаситель в Духе Святом, даруя ему благодушие в немощах, обидах, нуждах, гонениях и притеснениях. Всякое (скорбное) наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после... доставляет (человеку) мирный плод праведности 770 на земле и посмертный венец правды на небе. Множество людей, ныне предстоящих душами небесному престолу Божию из всех народов, по словам тайновидца Иоанна Богослова, облечены в белые одежды. Они получили белые ризы и блаженное предстояние Богу за то, что пришли на небо от великой земной скорби... и убелили одежды свои на земле Кровию Агнца 771 . Никакая скорбь земная не могла отлучить их от любви к Богу. Кратковременное безропотное страдание в земной жизни в безмерном преизбытке приносит страдальцам за веру вечную славу 772 . Небесной величайшей наградой им служит то, что Христос благодатно будет обитать в них и водить их на живые источники благодатных вод. Он отрет всякую слезу с очей их, так как на небе не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни 773 . Бог – утешитель скорбящих Скорбь, смиряя человеческую душу, побуждает ее искать утешения и отрады в Боге. Вполне успокоить скорбящего и утешить может один Господь. Потому к Нему со всех концов земли верующие молитвенно воздевают руки, просят Его исцелить их больные от скорби сердца. Молящиеся, как журавль, как ласточка издают звуки прошений к Богу, тоскуют, как голубь; уныло смотрят глаза их к небу 774 в ожидании услышания. И вера их не посрамляет. Оживление приходит к ним от Вседержителя, так как Он причиняет раны людям и Сам же обвязывает их и целит.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

п. Но не забудем, что святитель Московский пролагал первый путь перевода, а позднейшие переводчики шли уже по его следам. Кроме того в некоторых случаях сравнительно меньшая точность или ясность перевода Филарета условливалась влиянием славянского перевода, который он и всегда принимал во внимание, а тем более считал нужным принимать во внимание в деле перевода частей Библии, предназначенных для употребления учащегося юношества, отечественною Церковью в храмах Божиих воспитываемого чтением и поучением из славянской Библии, да и в благочестивых домах родителей поучаемого из Библии также более на славянском, нежели на русском наречии. Так, например, в ст. 1 выражение: плакать, употребленное в переводе Филарета вместо более соответствующего еврейскому: abal выражения: печалиться, сетовать 766 , очевидно употреблено в виду славянского: доколе ты плачеши? 767 Равным образом в 12 стихе слово: красноват, более точно соответствующее еврейскому: admoni 768 , нежели употребленное в Синодском издании: белокур, однако же не вполне ясное, употреблено прямо, как буквальный перевод и славянского: чермен 769 . И нек. др. Из 2 книги Царств (евр. 2 Самуила) у Филарета только и переведена одна 7 глава, содержащая в себе то, как Давид, утвердясь на царстве, благоговеет к Богу 770 . Возвышенность содержания этой главы и достоинства перевода ее у Филарета побуждают нас привести весь отрывок перевода ее, тем более, что отдельные изречения из этой главы с значительными разностями в переводе приводятся и в Катехизисе Филарета. Вот текст перевода, каким он представляется в Исторических Чтениях: Ст. 1. Когда Царь стал жить в доме своем, и Господь успокоил его отовсюду, от всех врагов его: 2. тогда сказал Царь пророку Нафану: посмотри, я живу в кедровом доме, а ковчег Божий находится под кожаным покровом. 3. Нафан сказал Царю: иди, делай все, что у тебя на сердце; ибо Господь с тобою. 4. Но в ту ночь было слово Господне к Нафану: 5. Поди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты хочешь создать Мне дом, чтобы Мне жить? 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Пефор , город на Евфрате, отечество пророка Валаама ( Втор.23:4 ). § 41. Ассирия, Мидия и Персия Ассирия находилась на восток от Месопотамии, за Тигром. Древнейшая история царства Ассирийского неизвестна. Могущество Ассирии начало проявляться только по смерти царя Иудейского Озии. В течение 60 лет (с 770 по 710 пред Р. Хр.) из царей Ассирийских являются в Библии: Фул, Феглаффеллассар, Салманассар, Саргон ( Ис.20:1 ), Сеннахерим и Асаргаддон, сын и преемник Сеннахерима. При Сеннахериме могущество Ассириян уже клонилось к упадку; Асаргаддон уже не предпринимал никаких враждебных действий против Евреев. Ниневия , на восточном берегу Тигра, была основана Ассуром ( Быт.10:11 ). Когда пророк Иона был послан Богом в Ниневию, Св. Писание замечает, что она имела три дня ходьбы ( Ион.3:3 ), что, вероятно, применяется к окружности города. Ниневия была тогда так густонаселена, что в ней было более 120,000 человек, неумеющих отличить правой руки от левой ( Ион.4:11 ), что, как думают, говорится о детях. Когда Бог повелел Ионе проповедовать разрушение Ниневии, в ней царствовал Фул ( 4Цар.15:19 ). Арбак, правитель Мидии, принудивший Сарданапала сжечься в своем дворце, основал новое царство Ассирийское; Ниневия продолжала быть столицей и этого царства. Экбатаны , столица Мидии. В кн. «Иудифь» построение (или увеличение) этого города приписывается Арфаксаду: «И построил вокруг Екбатан стены из тесаных камней, шириною в три локтя, а длиною в шесть локтей; и сделал высоту стены в семьдесят, а ширину в пятьдесят локтей, и поставил над воротами башни во сто локтей, имевшие в основании до шестидесяти локтей ширили; а ворота, построенные им для выхода сильных войск его и для строев пехоты его, поднимались в высоту на семьдесят локтей, а в ширину имели 40 локтей» ( Иудиф.1:1–4 ). Раги Мидийские , на востоке Экбатан; здесь жил Гаваил, которому Товит отдал на сохранение десять талантов серебра ( Тов.1:14 ). Рагав , область, лежащая при Рагах Мидийских. Здесь, на равнине этой области, Навуходоносор победил Арфаксада, царя Мидийского, и пронзил его мечом ( Иудиф.1:5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Роудс Рон (протестант) Пророчества Сторожевой Башни: история неудач Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово... Втор.18:22 На всем протяжении своей истории Общество Сторожевой Башни называло себя сегодняшним Божьим пророком на земле. Как писал журнал «Сторожевая башня», «тот „пророк», которого поставил Иегова, был не одним человеком, как в случае с Иеремией, но классом людей» 768 . Общество Сторожевой Башни – это Божья «пророческая организация» 769 . Есть ли возможность как-нибудь удостовериться, действительно ли Общество Сторожевой Башни является Божьим пророком на земле? Общество Сторожевой Башни само призывает людей проверять его пророчества. Журнал «Сторожевая башня» пишет: «Конечно, легко сказать, что эта группа действует как „пророк» Бога. Доказать это – совсем другое дело. Единственный способ – рассмотреть факты. Что же они показывают?» 770 . В другом номере журнала говорится: «Лучший метод доказательства – подвергнуть пророчество испытанию временем и обстоятельствами. Библия призывает к такой проверке... Библия... во Втор.18:20–22 устанавливает правила проверки пророчества» 771 . Во Втор.18:20–22 сказано: «...но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: „как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его». Следовательно, истинного Божьего пророка узнают по тому, что его пророчества исполняются. Как в прошлом утверждали сами Свидетели Иеговы, если пророк произносит пророчества, которые не исполняются, это ложный пророк. К примеру, в изданной Сторожевой Башней книге Light о пророках, чьи пророчества не исполняются, сказано так: «Одно это уже является веским свидетельством того, что они лжепророки» 772 . Другая публикация Сторожевой Башни отмечает: «Если эти пророчества не исполнились, и если всякая возможность их исполнения исчерпана, ложность пророков доказана» 773 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010