748 Созомен . Церковная История, кн. VIII, гл. 6. 749 Творения его. Т. VI, стр. 198 (Письмо к италийским и галльским епископам). Изд. 3-е. 750 Беседы на кн. Деяний (беседа III). Твор. т. IX, стр. 37, 39. СПб., 1903. 751 Беседы на Послание ап. Павла к Титу, стр. 16. СПб., 1859. 752 Творен. Григория Богослова. Т. IV, стр. 47. 753 Беседы на послание ап. Павла к Титу, стр. 14. 754 Творен, его. Т. I, стр. 436 (Слово III о священстве, гл. 17). 755 Беседы на послание ап. Павла к Титу, стр. 16. 756 Собора Карфаген, прав. 8. Русск. пер. («Деяния поместных соборов», стр. 113. Казань, 1877). 757 Беседы Златоуста на 2-е Послание ап. Павла к Тимофею (беседа 2), стр. 27— 28. СПб., 1859. 758 Творения его. Т. III, стр. 202. (Слово об Акиле и Прискилле). 759 Там же, стр. 199. 760 Деяния Всел. собор. Т. IV, стр. 97. Изд. 2-е. Каз., 1878. 761 Федор Чтец . Церк. история, из кн. I, гл. 37. С подобными же фактами мы часто встречаемся в истории изучаемого времени. Император Феодосии II с радостью назначил неприятного ему префекта претория Кира епископом во Фригию (loann. Malalas . Chronograph., p. 361—362. Edit. Bonn.). Другого префекта претория, Иоанна Каппадокийца, в правление Юстиниана приказано было в наказание посвятить в пресвитеры (Прокопий Кесарийский . История войн римлян с персами и проч. Т. I, стр. 138. Рус. пер. СПб., 1862). Такие же известия находим и у историка Феофана; например, он рассказывает, как один императорский секретарь был наказан при Юстиниане I поставлением в сан дьякона (Феофанова Летопись, стр. 145. Перевод Оболенского и Терновского. М., 1884). 762 Проф. М. Е. Ковалъницкий (теперь: Димитрий, архиеп. Одесский): «О значении национального элемента в развитии христианства». Труды Киев. Дух. Академии , 1880, т. III, стр. 406—408. 763 Григорий Двоеслов . Беседы на Евангелия. Русск. пер. Том. I, стр. 166. СПб., 1860. 764 Там же, стр. 154. 765 Там же. стр. 158—159, 169. 766 Там же, 152—153. 767 Там же, стр. 170. 768 Правило Пастырское, стр. 63—64. 769 Беседы на Евангелия. Т. I, 165.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

739. Сир. segdot " означает «поклонение», «поклон» и вообще всякое внешнее выражение богопочитания. 740. Здесь преп. Исаак употребляет греческий термин metanoia, который означает «покаяние» (букв. «изменение ума»); в византийских аскетических и литургических памятниках он также означал «поклон». 741. Так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, «мы, конечно, презираем делающих это». 742. Букв. «когда об истине готовимся мы говорить и передавать " . 743. Или «осуществлять». 744. Букв. «с точным разумом видения»: так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, «с точным разумом любви». 745. По рукописи Paris syr.298, «учить о противоположном " . 746. Вар. «считая каждый поклон и каждое целование за одну молитву». 747. Сир. marganita является калькой с греческого margaritis (жемчужина, маргарит). 748. Букв. «если бы человек хотел». 749. Букв. «требований». 750. Букв. «обрести задержку в молитве». 751. Букв. «и чин чтения» (w–teksa d–qeryana). 752. Букв. «совокупность всех действий , которые осуществляются по отношению к совершенным мужам». 753. Или «сильными». 754. Т.е. восхищение ума. 755. Вар. «озарение прозрений» (nahhiruta d–sukkale). 756. Или «пустой ум удерживается от рассеянности». 757. Вар. «божественную мысль». 758. Сир. d–zaw " e (здесь: «значений»). 759. Вар. «в результате возбуждения во время божественных таинств», т. е. Евхаристии. 760. Букв. «и то, чтобы человек по своей воле сочетал помысел». 761. Букв. «смешанный с миром и связанный с женой и детьми». 762. Букв. «смирению подчинения». 763. Вар. «своему преуспеянию». 764. Букв. «для мы умудрились». 765. Вар. «ибо это не приводит на память». 766. Букв. «принуждение частых битв». 767. Т.е. для монашества. 768. «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно–сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54–е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. 769. Букв. «он собирается в себя от рассеянности». 770. Букв. «но не порядку их смысла».

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

756. Интерфакс. Ртуть в Петропавловской крепости//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 757. Берг Михаил. Частная жизнь Николая II – взгляд из Смольного//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 758. Пестерева Ольга, Синицын Андрей. Николай II вернулся в Санкт-Петербург//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 759. Сенаторов Юрий. Кого все-таки сегодня похоронят//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 760. Сюн Юрий. Как Ельцин уничтожил дом Ипатьева//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 761. Коц Игорь. Недельный рейтинг " КП " . Люди и овцы, которые нас удивили//Комсомольская правда. 17.07.1998. 762. Устюжанин Василий. Ельцин покается за нас всех? Накануне церемонии погребения в верхах все смешалось: ехать, не ехать?//Комсомольская правда. 17.07.1998. 763. Попов Роман. Часть останков Романовых не будет захоронена. Фрагменты костей сохранят для продолжения экспертиз. Значит, сомнения остаются даже у властей?//Комсомольская правда. 17.07.1998. 764. Ярополов Ярослав. " Убийство императора. Версии "http://Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 765. Искупая грехи предков...//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 766. Сервер для царя//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 767. Кто там шагает правой?//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 768. Сроки совпали случайно//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 769. Доходное дело!//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 770. Бычков Сергей. Чартерный рейс царской семьи. Немцов обидел Росселя, а Россель наехал на питерского губернатора//Московский комсомолец. 17.07.1998. 771. Будберг Александр. Первый президент отдаст долг последнего императору//Московский комсомолец. 17.07.1998. 772. Еще вчера утром мало кто мог предположить, что все так обернется с похоронами...//Московский комсомолец. 17.07.1998. 773. Григорьева Екатерина, Виноградов Захар, Пипия Бесик, Тимченко Святослав, Добрынина Светлана. Сегодня в Санкт-Петербурге будет захоронена семья последнего российского царя. Глава Российского государства, вопреки всем прежним заверениям, примет участие в церемонии погребения//Независимая газета 17.07.1998, 128 (1699).

http://religare.ru/2_47504.html

Чтобы избежать военного поглощения со стороны усилившегося Лангобардского королевства, папа Римский обратился за помощью к представителю др. влиятельной политической силы на Западе - правителю франков. Во Франкском королевстве трон формально занимали представители династии Меровингов . Однако к сер. VIII в. положение королевских майордомов из рода Каролингов окрепло настолько, что была организована смена правящей династии. Майордом Пипин Короткий (741-768), стремясь придать гос. перевороту хотя бы внешнюю форму законности, обратился за поддержкой к З. В специальном послании, направленном в Рим в 751 г., содержался вопрос о том, кто достоин быть королем: тот, в чьих руках сосредоточена реальная полнота власти, или тот, кто обладает ничего не значащим королевским титулом. Ответ Римского папы оказался таким, какой ожидал услышать Пипин: королем должен быть тот, кто способен править, чтобы порядок остался неизменным (Annales Fuldensis//MGH. SS. Bd. 1. S. 346; Annales Mettensis//Ibid. S. 331). Вскоре после этого последний представитель рода Меровингов Хильдерик III был лишен королевского титула и пострижен в монахи. Франк. знать провозгласила королем Пипина, а св. Бонифаций от имени папы помазал его на царство (с этого момента в практику коронации средневек. правителей вошел обряд папского благословения помазанием). З., поддерживая Пипина, преследовал вполне прагматическую цель: в благодарность за оказанную поддержку новый король франков должен был защитить Римский престол от лангобардов. Увидеть результаты своих усилий З. не довелось. Неск. месяцев спустя он скончался. Кор. Пипин в 754 и 756 гг. совершил 2 успешных военных похода в Италию, отвоевал у лангобардов Римский дукат и Равеннский экзархат и вручил эти земли преемнику З. папе Стефану II (752-757). Т. о. патримоний св. Петра превратился в светское гос-во Римского епископа. З. проводил активную внутрицерковную политику. При нем было завершено оформление церковной иерархии в зарейнской Германии: в 742 г. св. Бонифаций основал еп-ство с кафедрой в г. Эрфурт. З. поддержал начатую его предшественниками церковную реформу, целью к-рой было усиление дисциплины внутри герм. и франк. духовенства, организация духовенства и монашества по рим. образцу. Главными событиями этой реформы стали Соборы, как организованные и проведенные св. Бонифацием в герм. землях (прежде всего, 1-й восточнофранк. Собор, т. н. Consilium Germanicum, 742 или 743 г.), так и Римские Соборы 743 и 745 гг.

http://pravenc.ru/text/182669.html

756 См.: A. Salaville, Les liturgies orientates , 3 vol., Paris 1932; A. Baumstark, Liturgie comparée , Chevetogne 1933; Mercenier et Paris, La Prière des Eglises de rite byzantin , 3 vol., Chevetogne 1937; L’Office divin de saint Jean Chrysostome (греческий и французский тексты), фр. перевод М. Rodocanachi, Paris 1955. 757 P.G. 140, 417. 758 P.G. 99, 340 С. 759 Современная проскомидия относится к XII веку. До VII века она предшествовала Великому входу и, таким образом, совершалась в начале Литургии верных. 760 Автором этого тропаря является, вероятно, император Юстиниан. 761 Они излагаются в порядке текста Мф.1:3–15. Вставные тропари придают всему пению характер антифонов . 762 Православная Церковь следует принципу поочередного чтения: в воскресные дни в течение Пятидесятницы читаются Деяния и Евангелие от Иоанна, после Пятидесятницы и до Вербного воскресенья – Послания апостола Павла: сначала к римлянам и затем к коринфянам, к галатам. к ефесянам, к коллосянам, к Тимофею, к евреям; Евангелия от Матфея. Луки и Марка. 763 Святой Максим Хризопольский отмечает, что уже с VII века отпуск оглашенных совершается лишь как напоминание о древней традиции (P.G. 4, 141). 764 Богослужение настойчиво учит, что евхаристия – это исполнение, венчающее предваряющее и необходимое единение, выраженное через исповедание и согласие в одной и той же единой вере, т. к. Символ веры и завершающее “Аминь” произносятся всем народом. 765 Επουρ α νιον – пренебесный, указывает на апофатический момент призывания. 766 Николай Кавасила, О жизни во Христе , р. 28. 767 См.: О. Cullmann, Les Sacrements dans l’Eglise Johanique , Paris 1951, pp. 35–48. 768 Первая часть, 99. 769 §15 770 “Sacramenta и Sacramentalia”, в: Православная Мысль , N 8. 771 Климент Александрийский, P.G. 9, 649. 772 Святой Кирилл Иерусалимский, P.G. 33, 1119. 773 Для святого Григория Назианзина Отец есть Истинный, Сын есть Истина, Святой Дух есть Дух Истины – Πνε υ μα τ η ς Αληθε ας (P.G. 35, 1164 А). 774 Святой Ириней, Против ересей , IV, 18, 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

И сия разсмотряя Феофан, и моли авву Паисия, да благоволит ему у них пребывати, но той не благоволя, глагола: «Несть ти, чадо, благоволения Божия, но иди послужи мало старцу, уже скоро имущу скончатися». И напутствова потребными, даде же ему лист для прехождения в обратный путь пограничный. 752 Случашеся же инде 753 истязан 754 убыти от турок, кто и откуду грядет. Егда же показоваше лист, то помаваху руками 755 и глаголаху: «О, Паисий, Паисий! Гайда, гайда!», си есть: «Паисий дал, иди, не стой!» Он же, видя сне, удивися, что и турки почитают старца. И прииде в Киев, поведа вся бывшая затворнику, и прославиша Бога. Егда же уведа старец кончину свою, глагола ученику своему: «Чадо возлюбленное, много послужил худости моей! Ныне же отхожду в путь отец моих. Ты же, егда погребеши тело мое, не пребуди зде, но иди, идеже ти даруется спасение, во обитель Соловецку». 756 Он же не веде о месте том, ниже слыша, рече: «Аз, отче, обещахся зде жити, затворитися или в пустыни». 757 Старец же рече: «Чадо, едино у Бога зде Антоний и Феодосий, тамо – Зосима и Савватий, 758 равну имут благодать у Бога, ходатайство о духовных чадех своих. А понеже 759 вижду божественный промысл, показающь место тебе на Севере, и верую, яко молитв ради угодников своих Бог устроит по желанию ти на спасение души твоей, имаши понести болезни пустынныя. Но внимай себе, и не буди противен воли Божии, и блюдися от льва диавола, рыкающа поглотити тя, 760 и не буди уныл. Благодать же Божия, и предстательство Пречистыя Богоматере, и молитвы преподобных Антония и Феодосия да сшествуют с тобою!» И помале затворник оный потерпе изгнание от бывшаго тогда митрополита Самуила. 761 Той некогда шествова, увиде у оконца затворникова множество народа, негодова и повеле его превести в Китаевскую пустыню, 762 от Лавры за 10 верст, идеже и преставися, 55 лет бысть, в затворе же 30 лет. 763 Феофан же, забыв наказания 764 старца своего, восхоте в Киеве пребывати, ископа пещеру, но воспрещен бысть. 765 Таже 766 отиде в пустыню близ Лавры – и ни тамо жити возможе. Виде же неблаговоление Божие, из Лавры изыде и поиде в Соловецкий монастырь, 767 идеже и прият был архимандритом Иеронимом, 768 и прохождаше монастырская послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 29 Окт На конверте: Адрес. Семейству гг. Бибиковых и Горяйновых от Протоиерея Иоанна Сергиева. Кронштадт. Игумений Иван Монастыря Ангелине в С П бурге. Карповка. Для передачи Бибиковым. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Михею (Алексееву). Начало ноября 1908. Кронштадт Его Преосвященству Преосвященнейшему Михею, Епископу Архангельскому и Холмогорскому Ваше Преосвященство, В Архангельской губернии находится, на месте моей родины в с. Суре, Иоанно-Богословский Монастырь, который содержится на мои средства. Настоятельница этого монастыря игумения Порфирия, по своим выдающимся качествам и заботам о монастыре, по моему мнению, заслуживает быть награжденной выдаваемым от Святейшего Синода наперсным крестом 757 , с каковой просьбой и обращаюсь к Вашему Преосвященству 758 . Вашего Преосвященства покорный слуга и Богомолец настоятель Кронштадтского Андреевского Собора Протоиерей Иоанн Сергиев. Н. О. Шарвину. 11 декабря 1908. Кронштадт Телеграмма Прошу передать Макарову пароход не разобранным за три тысячи. Тысячу присылаю остальные потом 764 . Монахине Серафиме (Ефимовой). 13 декабря 1908. Кронштадт 13 Декабря 1908 г. Пятница, 2 часа ночи. Дорогая сестра о Господе Серафима со всеми сестрами! О Господе радоваться. Уведомляю вас, что дело о мелкосидящем пароходике совсем на ходу, по милости Божией 765 . У Шарвина купил за три тысячи остов его с принадлежностями, хотя не годными, и просил передать Василию Ефимовичу Макарову в Соломбалу 766 в дом его для работы. Макарову работа отдана за 7000 руб.; и тысяча рублей уже дана ему для начала работ. Сидеть будет в воде одну четверть. Дай Бог! Шарвину Николаю Осиповичу тысяча рублей тоже послана. Благодарите Господа Бога за чудные дела Его для обители Сурской и для Подворья. День и ночь благодарите Его за милости Его. Благодарите и за нового, доброго Владыку Михея 767 , который изволит называть себя другом моим и даже Отцом. Честь незаслуженная! Но тако благоволи Бог. Теперь Владыка в Суре, и сегодня и завтра будет служить в Сурских храмах 768 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Галичский-Богоявл., II, 664. Галичский-Козмодемьян., II, 878. Галичск.-Никол.-Староторж., II, 1005. Галичский – Паисиев- Успен.-Николаев., II, 1034. Гамалеевский, Черниг. г., I, 151. Гдовский – Николаев. – Спасова-Преобр., II, 1003. Геннадиева-Преобр., Новг. г., II, 757. Геннадиев-Спасс., Яросл. г., II, 1157. Георгиев.-Белиловский, Киев. г., I, 152. Георгиев.-Белогостиц., Яросл. г., I, 93. Георгиевский-Городецкий, С.-Петер. г., II, 761. Георгиев.-Дубовая Церковь , Влад. г., II, 760. Георгиев.-Застен., С.-Петер. г., II, 762. Георгиев.-Кезелецкий, II, 759. Георгиев.-Лебединский, Киев. г., I, 153. Георгиев.-Мещовский, II, 758. Георгиев.-Московский, I, 154. Георгиев.-Нижегородский, II, 804. Георгиев.-Новгородский, II, 1363. Георгиев.-Перемышльский, II, 1130. Георгиев.-Соболевский на Ресе, Калуж. г., II, 763. Гербовецкий-Успен., Бессар. г., II, 764. Геронтиева – Спасо – Преобр.– Владимир., Каз. г., I, 459. Гледенский-Троиц., Волог. г., I, 162. Глинская – Рожд. – Богород., Кур. г., II, 765. Глухов.-Петропав.-Бутырин., II, 1050. Глушицкий-Покров., Волог. г., II, 766. Глушицкий-Сосновецкий-Дионисиев. Волог. г., II, 767. Глебовская-Борисоглеб., Вологод. г., II, 670. Гнилушская-Никол., Моск. г., I, 163. Голгофо-Распятский, Арх. г., II, 768. Головчинский-Меджибожский, Подоль. г., I, 590. Голосеевская, Киев. г., I, 164. Голубинская-Богород.-Рожд., Волог. г., II, 769. Голутвин-Богоявл., Моск. г., I, 72. Горбовецкий-Успен., Бессар. г., II, 764. Гордеева-Боровен., Новг. г., II, 678. Горицкий-Воскрес.-Белозер., II, 770. Горицкий-Староладожский, II, 1328. Горнетцкий-Спасский, Новг., г., II, 771. Горний-Успен.-Вологодский, II, 772. Горноезерский-Спасо-Преобр., II, 773. Городецкий-Авраам.-Чухлом., II, 597. Городецкий – Богород. – Феодоров.-Радиловский, Нижег. г., I, 62. Городецкий-Георгиевский, С.-Петер. г., II, 761. Городецкий-Знамен.-Гороховец., 812. Городецкий-Староладожский, II, 1328. Городища Каменного-Елабуж., II, 1267. Городищенский-Пивс., Киев. г., II, 1056. на Городищи Спас, Новг. г., II, 1163.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конфликт с Византией продолжился при преемниках Григория II - папах Римских Григории III (731-741) и Захарии. Сложными оставались и отношения с лангобардами. После похода кор. Лиутпранда на Рим (739) папа Григорий III обратился за помощью к франк. майордому Карлу Мартеллу (717-741), к-рый не стал нарушать мир с лангобардами. Папа Захария в 742 г. заключил с кор. Лиутпрандом соглашение в Терни. По его условиям лангобардский король в обмен на военную помощь против Трансемунда II, герцога Сполетия (ныне Сполето) (724-739, 740-742, 744-745), передал «апостолу Петру» удерживавшиеся лангобардами крепости на территории Римского дуката (Бьеда, Орте, Бомарцо, Амелия), а также города Нарни, Сабина, Анкона, Озимо и Нумана. К сер. VIII в. папы Римские были фактическими независимыми правителями на территории Римского дуката и дуката Перузия (ныне Перуджа). В папских документах оформилась идея о жителях этих регионов как об «избранном народе» ап. Петра. По одной из версий, именно необходимость легитимировать существование суверенного Папского гос-ва привела во 2-й пол. VIII в. к созданию поддельных «Постановлений Константина», согласно к-рым имп. Константин I Великий якобы передал под власть папы Сильвестра I (314-335) и его преемников Рим, Италию и «все западные страны» (см. Константинов дар ). Начавшийся в 752 г. конфликт с лангобардским кор. Айстульфом (749-756) вынудил папу Римского Стефана II (III) (752-757) просить помощи у франк. кор. Пипина Короткого (751-768). Стефан II лично приехал во Франкское королевство, совершил повторную коронацию Пипина Короткого (летом 754). Согласно жизнеописанию Стефана II в Liber Pontificalis , на встрече с папой в янв. 754 г. в Понтионе Пипин Короткий дал обещание «вернуть» (reddere) ему Равеннский экзархат и возвратить все «права или места государства [римлян]» (reipublice iura seu loca), захваченные лангобардами (LP. T. 1. P. 447-448). Это решение было подтверждено на собрании франк. знати в Кьерзи (апр. 754). В рассказе о подтверждении кор.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

756 Б. А. Панченко. Каталог моливдовулов коллекции Русского Археологического Института в Константинополе, т. 1. София, 1903, с. 133 380). 757 Georgii Phrantzae Annales, I, 11, Bonn ed., pp. 48—49. 758 Lettres de l " empereur Manuel Paléologue. Publiées par E. Legrand. Paris, 1893, pp. 28—29 (n. 19). 759 Ibid., p. 23 (письмо 16). 760 Michaeli Ducae Historia byzantina, cap. XX, Bonn ed., p. 100. 761 Ibid., p. 102. 762 Le Voyage d " outremer de Bertrandon de la Broquière, publié et annoté par Ch. Schefer. Paris, 1892, p. 155. (Recueil de voyages et de documents pour servir à l " histoire de la géographie, t. XII). 763 См.: Р. Charanis. The Crown Modiolus Once More. — Byzantion, vol. XIII, 1938, p. 379; 381—382. В библиографии указаны литература и источники. В 1938 г. Ф. Дельгер писал, что Константин XI был коронован мирянином (Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXXVIII, 1938, S. 240). В 1940 г. Г. А. Острогорский писал, что Константин был коронован в Морее. (Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1940, S. 408). 764 Georgn Phrantzae Annales, III, 1. Bonn ed., p. 206 ff. 765 Ch Diehl Figures byzantines, vol. II, Paris, 1908, pp. 289—290. 766 См.: А. А. Васильев. Передача Андреем Палеологом прав на Византию французскому королю Карлу VIII. — Сборник в честь Н. И. Кареева. СПб., 1914, с. 273—274. Текст документа — Mémoires de lAcademie royale des inscriptions et des belles-lettres, vol. XVII, Paris, 1751, pp. 572—577. Русский перевод в указанной работе А. А. Васильева — с. 275—278. 767 Орфография у А. А. Васильева — Иоанн. Более принято для московских князей написание — Иван. Примечание научного редактора. 768 Слова, стоящие в скобках, у А. А. Васильева отсутствуют. Между тем, они представляются важными как сами по себе, так и в связи с мыслями, высказываемыми в следующем абзаце. Примечание научного редактора. 769 В. О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Т. II. Курс русской истории. Часть II. М., 1988, с. 114. 770 См.: H. Schaeder. Moskau das Dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorien in der slavischen Welt. Hamburg, 1929, S. 36—37. (Автор прекрасно знает русские источники.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010