Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНЕЛИЙ Св. Корнелий. Ок. 1500 г. Худож. Я. Бэгерт (Музей искусства и истории культуры в Дортмунде) Св. Корнелий. Ок. 1500 г. Худож. Я. Бэгерт (Музей искусства и истории культуры в Дортмунде) [Корнилий; лат. Cornelius] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с марта 251). Важнейший источник сведений о К.- послания сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (248/9-258), в числе которых сохранились письма К. ( Cypr. Carth. Ep. 49-50), его противника Новациана , клириков и исповедников Римской Церкви (Ibid. 8, 23, 30-31, 36, 53, 77, 79). В письмах Киприана и его корреспондентов содержится подробная информация об избрании К. на Папский престол и о связанной с этим событием схизме (см. Новациане ), но хронология писем и событий, о которых в них говорится, вызывает дискуссии (о датировке писем Киприана согласно Г. У. Кларку см.: Sancti Cypriani episcopi Opera. 1999. Pars 3/3. P. 691-709. (CCSL; 3D)). Евсевий Кесарийский упоминает о неск. письмах К., адресованных Антиохийскому еп. Фабию († 252/3), и приводит выдержки из одного послания ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Краткие жизнеописания К. содержатся в памятниках папской историографии - в Каталоге Либерия, включенном в состав т. н. Хронографии 354 г. (MGH. AA. T. 9. P. 75), и в Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.). О К. упоминали церковные историки и полемисты, к-рые обращались к теме новацианского раскола. Так, Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» описывал эти события на основании посланий К. и Дионисия Великого , еп. Александрии, а св. Пациан, еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания) (2-я пол. IV в.), в полемике с новацианином Симпронианом опирался гл. обр. на сочинения Киприана Карфагенского. Свидетельства более поздних авторов, напр. Феодорита Кирского в «Кратком обзоре еретических басен» ( Theodoret. Haer. fab. III 5//PG. 83. Col. 405-408), Сократа Схоластика в «Церковной истории» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28) и свт. Евлогия I , правосл. патриарха Александрии (580-607/8), в соч. «Против новациан» (CPG, N 6976), не всегда достоверны.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 60. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. М., 1859. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. М., 1860. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 3. М., 1860. 63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891. 64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Трактаты. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1891. 65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии/Творения святителя Кирилла Александрийского . Т. 49. Ч. II. ТСЛ, 1882. 66. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855. 67. Преподобного отца нашего Макария Египетского : Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. 68. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: Нравоучительные сочинения. Ч. 1. ТСЛ, 1910. 69. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника : Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. 70. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца . 2-е изд.: В 2 ч./Пер. с греч. еп. Феофана. М., 1892. 71. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. М., 1858. 72. Творения преподобного отца нашего Пила, подвижника Синайскою. Ч. 2. М., 1858. 73. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 3. М., 1859. 74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 1. М., 1874. 75. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 2. М., 1874. 76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова : 2-е изд. Вып. 1. М., 1892. 77. Слова преподобного Симеона Нового Богослова : 2-е изд. Вып. 2. М., 1890. 78. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. 81. Собрание писем святителя Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина , подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 60. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. M., 1859. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. M., 1860. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 3. M., 1860. 63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. 2-е изд. Ч. 1. Письма. Киев, 1891. 64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. 2-е изд. Ч. 2. Трактаты. Киев, 1891. 65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии/Творения святителя Кирилла Александрийского . Т. 49, Ч. 2. ТСЛ, 1882. 66. Преподобного отца нашего Макария Египетского , духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. 67. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Ч. 1. Нравоучительные сочинения. ТСЛ, 1910. 68. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника , нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. 69. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца : В 2 ч. 2-е изд./Пер. с греч. еп. Феофана. M., 1892. 70. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 1. M., 1858. 71. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 2. M., 1858. 72. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 3. M., 1859. 73. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 1. M., 1874. 74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 2. M., 1874. 75. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Вып. 1. 2-е изд. M., 1892. 76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Вып. 2. 2-е изд. M., 1890. 77. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тогда епископ большой общины или даже эта последняя, как это было в Антиохии по поводу лжеучения Павла Самосатского, рассылали соседним епископам пригласительные письма, с просьбой явиться на собор совместно с известным числом пресвитеров и диаконов 729 . Получив приглашение, епископы в сопровождении нескольких лиц из своего клира 730 , к известному сроку являлись на собор. Само собою, что с развитием регулярных, ежегодных соборов такое нарочитое приглашение перестало быть необходимым. Как это явствует из 56 и 75 писем Киприана, в это время сами епископы к определенному времени (большею частью к пасхе), собирались в главном городе округа один или два раза 731 в год на собор. Заседания собора происходили публично в храме после богослужения 732 . Епископы сидели полукругом, в центре которого находились св. Евангелие, собрание канонов, мощи святых или крест. Сзади епископов возседали пресвитеры 733 . Диаконы стояли, находясь возле своих епископов 734 . Община, стоя, присутствовала на заседаниях собора 735 . Главная роль, конечно, принадлежала епископу большой общины, который на всех известных соборах, как мы видели, являлся председателем собора. Сочинения св. Киприана, в особенности так называемые Sententiae episcoporum numero LXXXVII 736 , a также сохранившияся данные о других соборах дают нам возможность составить представление о ходе соборных заседаний. Заседание начиналось с того, что присутствующим излагали дело и вызвавшие его обстоятельства. Так, например, собор 1 сентября 256 года начался с того, что собору была прочитана переписка Киприана с Юбаяном и два письма последнего о крещении еретиков 737 . Затем председатель предлагал дело на обсуждение всех присутствующих 738 . В этом обсуждении, как это видно из аравийских соборов, антиохийского собора по делу Павла Самосатского, а также и нескольких карфагенских 739 принимали участие не только епископы, но также и пресвитеры ( Ориген , Мальхион и т. д.) и диаконы (Афанасий на никейском соборе 325 года). После того, как вопрос казался достаточно выясненным, дело предлагалось председателем на голосование епископов 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908. 58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина , подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии: Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского: Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 60. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. М., 1859. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. М., 1860. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 3. М., 1860. 63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891. 64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Трактаты. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1891. 65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии/Творения святителя Кирилла Александрийского . Т. 49. Ч. II. ТСЛ, 1882. 66. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855. 67. Преподобного отца нашего Макария Египетского : Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. 68. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: Нравоучительные сочинения. Ч. 1. ТСЛ, 1910. 69. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника : Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. 70. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца . 2-е изд.: В 2 ч./Пер. с греч. еп. Феофана. М., 1892. 71. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. М., 1858. 72. Творения преподобного отца нашего Пила, подвижника Синайскою. Ч. 2. М., 1858. 73. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 3. М., 1859. 74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 1. М., 1874. 75. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 2. М., 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

57 . Ириней, епископ Лионский. Против ересей. Творения. М., 1871, кн.З. 58 . Карабинов И.А. Лекции по литургике, читанные студентам 4-го курса. СПб., Д.А. в 1909 10 гг. СПб., 1910, рукопись. 59 . Киприан, епископ Карфагенский. Творения. Изд. 2-е, Киев, 1891. 60 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия (История и богословское толкование). П., 1947. 61 . Киприан (Керн) , архим. Литургика (гимнография и эортология). Вода живая. П., 1964. 62 . Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения. Изд. 3-е, М., 1824. 63 . Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения. М., 1855. 64 . Книга правил святых апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М., 1914. 65 . Красноселъцев Н.Ф. К истории православного богослужения. Казань, 1889. 66 . Красносельцев Н. , профессор. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань, 1885. 67 . Красноцветов СИ. О Богослужении Православной Церкви. Изд. 2-е, СПб., 1856. 68 . Кременецкий Порфирий. О богослужебном храме. Мысли вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского. Изд. 3-е, М., 1912. 69 . Купетов И., прот. Опыт краткого исторического повествования о древностях христианских. О священных лицах, временах, местах, действиях, правлении, одеждах и книгах. М., 1814. 70 . Книга чинов присоединения к Православию. Изд. 1-е, СПб., 1895. 71 . Лебедев Л. Наука о богослужении Православной Церкви. М., 1890. 72 . Лопухин А.П. Толковая Библия . СПб., 1911, т. I III. 73 . Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. СПб., 1866. 74 . Макарий Великий , преподобный. Беседы. М., 1855.75. Манжетов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и Русской Церкви. М., 1885. 76 . Мансуров С., священник. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. М., 1971, СПб., N 6 7. 77 . Марсельский Л., священник. Объяснение святых Таинств и церковных треб в форме народных поучений. СПб., 1892. 78 . Мейендорф Иоанн , прот. Брак в православном понимании. Машинопись. 79 . Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. Дополнение к письмам о богослужении. СПб., 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

314. Исаак Сирин , прп. Новооткрытые тексты/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев)//АиО. 1997. 3(14). С. 63–75. 315. Исаак Сирин , прп. О совершенстве духовном: Слова 19, 20, 21, 55/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 4(7). С. 179–191. 316. Исаак Сирин , прп. О знании: (Избранные главы)/Пер. с сирийского: игум. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 4(13). С. 315–324. 317. Исихий блж., пресв. Иерусалимский. Второе слово на Святую Пасху/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1997. 1(12). С. 74–75. 318. Киприан Карфагенский , сщмч. Письма: (К 1725-летию со дня кончины): Новый пер.//БТ. 1985. Сб. 26. С. 181–221. 319. Кирилл Александрийский , свт. 1. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица/Пер. с греч. [переизд.]: свящ В. Дмитриев//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 269–285. Климент Александрийский – см. 3104. 320. Лев Великий , свт. Слово первое о страстях Господних/Пер. с лат.: иером. Дионисий (Шленов) /А. В. Шленов//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 80–83. 321. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 3-е/Пер. с лат., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 2000. 3(25). С. 43–46. 322. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 4-е/Пер. с лат., примеч.: А. С. Селезнева//АиО. 2000. 3(25). С. 47–51. 323. Макарий Египетский , прп. Слово двенадцатое/Пер. с греч., предисл.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1970. 70/71. С. 162–166. 324. Макарий Египетский , прп. Слова/Публ., пер. с греч.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 157–176; 1983. 113. С. 115–148. 325. Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, 51–57/Пер. с греч.: иеродиак. Николай (Сахаров) (Мон-рь св. Иоанна Предтечи, Эссекс (Великобритания))//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 328–355. 326. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопросы 56–58/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1997. 3(14). С. 30–62. 327. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 59/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1999. 1(19). С. 48–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2103 См. Epist. 75 Firmiliani. С. 18: «Крещеный во Христа получает благодать Христову». Р. 822. Ч. 1. С. 384. Cfr.: с. 12: «Illud etiam quale est quod vult Stephanus, his qui apud haereticos baptizantur adesse praesentiam et sanctimonia Christi?» P. 818. Русский перевод (С. 381) не точен. 2105 Во время спора о крещении еретиков неизвестным противником св. Киприана было издано особое сочинение в защиту внецерковного крещения – «Liber de rebaptismate» (см. Harnack A. Chronologie. II. S. 393–396). Взгляды на крещение в этом сочинении, при некотором сходстве со взглядами римского епископа и его сторонников, отличаются еще большей оригинальностью и особенностями в сторону принижения самого крещения. Крещение не связано с подаянием даров Святого Духа. Святой Дух подается без воды крещения (С. 5, CSEL, 3, 3. Р. 75, 22 sqq). Крещение совершается призыванием имени Иисуса и есть как бы некоторое начало Господня Таинства, общее для членов Церкви и всех прочих (commune nobis et ceteris omnibus). После оно должно быть восполнено, без чего оно осталось бы бесполезным в день Суда (С. 7. Р. 78, 20 sqq. Cfr.: с. 12. Р. 84); в крещении только омывается тело (per aquam lavari corpora – с. 18. Р.91:30). Нужно, впрочем, заметить, что учение о крещении в «Liber de rebaptismate» встречает различное истолкование со стороны ученых, о чем см.: Dr. Johann Ernst. Die Tauflehre des «Liber de rebaptismate». – Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 648–699· Cp. Harnack A. Dogmengeschichte, I. S. 474–475. Сравнение учения о крещении в «Liber de rebaptismate» и у Киприана дает Peters («Der heilige Cyprian von Karthago». S. 516–530). 2106 В конце письма к Магну (69–62) св. Киприан, касаясь вопроса о клиническом крещении, именно и утверждает, что «Дух Святой дается не мерою (non de mensura), но на каждого верующего изливается весь (totus)», что «духовная благодать, которая в крещении равно (aequaliter) приемлется верующими, потом поведением и действиями нашими или уменьшается, или умножается». – С. 14. Р. 763. Ч. 1. С. 372.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

54 протоиерей Андрей Иоаннов. «Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях» в 4 ч. 5-е изд. СПб., 1855, ч. 1, стр. 72. 55 «Дополнения к Актам историческим», V, стр.448. – Об них говорили: «светлее солнца письма Аввакума и вси добри». 61 «Акты исторические», V, 193, 100, 127. «Акты Археографической экспедиции» т. 1–4, СПб. 1836.IV, 284. 62 «Древняя Российская Вивлиофика», XVIII, стр. 126. – Настол. грам. еп. Нижегород. Павлу (от 1686 г.); «Акты исторические», V, 105. 64 епископ Амвросий. «История российской иерархии» в 6 ч., Москва, 1807–1815, ч. 1, 1807, стр. 33. 65 «Временник» Императорского Московского Общества истории и древностей Российских, книга ХХ, стр. 6–7. 72 епископ Амвросий. «История российской иерархии» в 6 ч., Москва, 1807–1815, т. I, стр. 185–186. 75 Здесь пропагандировали: известный чернец Капитон, по имени которого все наши раскольники долго называемы были «Капитонами»; игумен Сергий Салтыков, о ревности которого так отзывается историограф раскола Денисов: «Сиглитик царя Алексея Салтыков столько был смел, что даже в присутствия самого царя торжественно защищал двуперстный крест»; монахи Арсений, Ефрем Потемкин, Авраамий и мн. др. 76 Из проповедников раскола здесь замечательны: Коломенский епископ Павел, старец Варлаам, монах Феоктист и др. 77 Здесь распространяли учение старообрядства: Аввакум, проездом в ссылку, лже-чернец Иосиф Истомин, поп Домитиан, словом, говорит преосв. Игнатий Тобольский, «не бысть места (в Сибири), идеже бы армено-подражатель не вселился, и уже и жены скверные учаху, и девы видением, такожде и скверные блудодеицы». 78 См., напр., у Макария – «История Русской церкви», XI, 1889, 218 – грам. ц. Михаила Феодоровича, от мая 1627 г.; «Акты Археографической экспедиции», III, 264, в «памяти» п. Иоасафа тиуну Манойлову и поповскому старосте попу Панкратию (1636). – Много подобных запрещений и обличений находится в граматах ц. Алексея Михайловича к воеводам в украинские, замосковские и сибирские города, см., напр., «Акты исторические». III, V; «Акты Археографической экспедиции». III и др. 80 Эту отличительную черту характера наших иноков заметил еще барон Герберштейн, его-Зап. о Московии, перев. И. Анонимова, 1866, стр. 68. Из миссионеров рассматриваемого нами периода особенно замечательны м. Тобольский Киприан, о плодотворной деятельности которого см. 2 Новгор. Летоп., изд. Археогр. Ком., 1879, стр. 152, и архиеп. Рязанский Мисаил; последний даже запечатлел свою проповедь мученическою кончиною. 84 архиепископ Филарет. «История Русской церкви». Период 4-й (1589–1720), 1862, стр. 17. – примеч. 87 В Тобольске в 1677 г. сгорели: собор со всею утварью, 7 приходских церквей и в Знаменском монастыре 3 церкви: («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1854, отд. V, 34). 94 На удовольствование ему государь пожалует Воскресенский Карачевский монастырь с крестьянами и угодьями. («Акты исторические», V, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма Святителя дают богатый материал для характеристики его самого и его времени. «Это в некотором роде дневник должностных занятий Митрополита, в высшей степени любопытный и поучительный» (22:IV). Читатель видит покорность воле Божией, любвеобильность, попечительность, покровительство, врачевство в скорбях, помощь в нужде. – «Дело благотворения он ставит выше заботливости об украшении и благолепии священнослужения» – С радующимися он радуется, со скорбящими скорбит и открывает им свои отеческие объятия. Письма дышат глубоким смирением автора, проникнуты пламенной любовью к Святой Церкви и Святому Православию, – к Истине. Именно в них ярко выражается его неукоризненное Православие. В одном из своих писем к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Антонию святой Митрополит писал: «Надобно опасаться, чтобы не написать больше того, что говорит истина или меньше того. Сия осторожность не так трудна: и она только надобна (7:16. Ср.: 23:40). Язык писем Святителя, как и всех прочих его творений, при всем разнообразии их содержания, отличается ясностью, выразительностью, точностью, богатством, а подчас и тонким юмором. Но подчеркивая значимость писем Святителя, надо иметь ввиду и следующее его свидетельство: «Говорить чрез письма не всегда так удобно, как лично» (7:16). «Это правда; потому что в разговоре неясное и неполное тотчас объясняется и дополняется» (19–2:117). Более того, мне вспоминаются сейчас духоносные слова весьма почитаемого мной ныне здравствующего московского протоиерея Сергия Правдолюбова , – в семье которого есть и новомученик, и исповедник, – слова, указывающие очень важный ориентир при чтении писем: они «написаны тем или другим лицам, находящимся в тех, а не в других обстоятельствах. Поэтому автоматически применять их к себе как благословение, данное не только адресату письма, но и читателю, будет неправильно и самонадеянно и может привести не к тем результатам, которые ожидает читатель» (Прот. Сергий Правдолюбов . Об отце Иоанне Крестьянкине . М., «Святитель Киприан», 2008. С. 75). И сам святитель Филарет пишет: «Впрочем, в подробностях... не связывайте себя моими решениями, чтобы вам свободнее было поступать по рассуждению и по требованию обстоятельств... Докажите мне противное – я переменю» (7:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010