Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 7 апр. и 1 мая), согласно преданию, явилась 7 апр. 732 г., в Россию была перенесена из Рима. Перед нею молился имп. Петр I после Полтавской битвы (1709) в благодарность о победе над неприятелем. Изображение относится к типу Одигитрии. Богородица представлена поколенно, сидящей, с Младенцем Христом на правой руке (Дексиократуса). Характерная черта этой иконографии - поворот головы Младенца от Матери вправо. Правая рука Младенца в жесте благословения, левой Он прикасается к руке Матери. В руках у обнимающей Сына Богородицы держава и скипетр. Царственный облик подчеркивают короны, венчающие Их головы. Эту иконографию Н. П. Кондаков рассматривал как результат влияния итал. живописи на греч. иконопись и относил ее появление к XVI в. В рус. иконописи царские регалии - жезл, венец и держава - известны на иконах Богородицы с XVII в. Гравюра с изображением В. и. работы Г. П. Тепчегорского была включена в свод чудотворных икон, составленный в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым. С кон. XVIII в. клеймо с В. и. встречается и на иконах такого состава (напр., «Явленные иконы Богородицы», кон. XVIII - нач. XIX в., Череповецкое музейное объединение). Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 189, 201; он же. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 275; Поселянин Е. Богоматерь. С. 234; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1985. S. 122; Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. С. 407 (сн. 10). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158420.html

А после Менаима царствовал Факесия, сын его (738–737), и сделал зло перед Богом, и убит был Факеем, (про)царствовав два года. Глава 87 А после Факесии царствовал Факей (737–732), и сделал злое перед Богом, и убит был Осией, (про)царствовав 20 лет. Ф- Этим мы научаемся, что живущим во зле Бог повелел наказывать друг друга, злого злейшему предавая, как бы передавая их неким их убийцам. -Ф Глава 88 А после Факея царствовал Осия, 9 лет (732–724), и сделал злое перед Богом. Пришел Салманассар, царь Б263 ассирийский (726–722), в Самарию и выселил ее за грехи их великие. Ведь они сделали двух золотых телиц и поклонялись и служили им и Ваалу, и проводили сыновей и дочерей своих через огонь, и волхвовали, и за птицами наблюдали (ради) знамений на какое-либо дело,/118г и приготовляли отравы. И отринул И184 их Господь от лица Своего, и не осталось ни одного, кроме колена Иудина. И [Иуда] не сохранил заповедей Господних и шествовал в грехах Израилевых. И предал их Господь в руки захватчиков его, и переселены были в Ассирию. И послал царь ассирийский четыре племени: кудиеев, и куфиеев, и сефаруеев, и анагавеев, и поселились в городах Самарийских ( 4Цар. 17:24 ). И послал на них Господь львов, и ели их. И поведали царю ассирийскому: – Племена, которые поселил ты в городах Самарийских, не знали заповеди/119а Божией в той земле, и послал на них львов, и погибают. И сказал царь: – Приведите туда кого-нибудь, пусть просветят их в заповеди Божией. И послал одного иереев, переселенных из Самарии; и просвещал их , чтобы боялись Бога. И боялись Бога, и своим богам служили, и живут там до сего дня ( 4Цар. 17:25–34 ). Ф- Когда иудеи возвратились (538 г.), они стали ревновать их как иноплеменников, и не соприкасались с ними, Б264 называя их по горе Сомора самаритянами. Они же принимали только Моисеевы Книги, а прочего Писания не признавали; из-за этого к иудеям относились дружественно, отцом почитали Авраама, так как он пришел из Халдеи, из и они были. -Ф Вот почему самаритянка говорила Господу: «Отцы наши поклонялись на этой горе» ( Ин. 4:20 ), имея в виду тех, кто был с Авраамом, когда он сына вознес на олкарпос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Библия, и записи Феглафелласара описывают политический хаос, ставший итогом кампании в Самарии: И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалии, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него ( 4Цар. 15:30 ). Израиль (землю Амврия) ... всех его жителей, их имущество я увёл в Ассирию. Они свергли своего царя Факея, а я поставил вместо него Осию i (ANET 284). 1 Новый царь Израиля Осия стал вассалом Ассирии и платил ей дань. Он правил 10 лет (732–722 гг. до Р.Х.), став последним царём Северного царства (карта 7–6). Ассирийская кампания привела к массовым депорта- циям. Многие израильтяне из захваченных земель были уведены в плен в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ). Библия говорит, что за этим изгнанием стоял Господь: Тогда Бог Израиля возбудил дух Фула, царя ассирийского, и дух Феглафелласара, царя ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян и половину колена Манассии, и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня ( 1Пар. 5:26 ; карта 7–4). Географически, территория Израиля уменьшилась до центральных гор Ефрема и Манассии (тёмно-красная пунктирная граница). Земли, отнятые у Израиля, стали провинциями Ассирии (карта 7–6). Исаия ссылается на: духовную тьму, опустившуюся на эти области в связи с ассирийским господством, но также смотрит в будущее, когда эта тьма будет удалена: Прежде Он сильно подавлял... Приморский путь, Заиорданскую сторону и Галилею языческую. Но народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной воссияет свет ( Ис. 9:1–2 ; перевод автора). Новый Завет связывает служение Иисуса Христа в этих регионах с пророческими надеждами Исаии ( Матф. 4:12–16 ). 3. Завоевание Дамаска, 732 год до Р.Х. Пророчество о Дамаске: «Вот, Дамаск исключиется из числа городов и будет грудой развалин» ( Ис. 17:1 ). И пошёл царь ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил ( 4Цар. 16:9 ). Пророк Исаия призвал иудейского царя Ахаза не бояться угроз со стороны Израиля и Дамаска. Он пророче- ствовал, что прежде чем младенец научится говорить: «Отец мой, мать моя», т.е. в течение двух лет «богатства Дамаска и добычи самарийские понесут перед царём ассирийским» ( Ис. 8:4; 7:14–16 ). В течение двух лет после пророчества Исаии Израиль стал вассалом Ассирии. Дамаск превратился в груду развалин, остаток сирийцев был переселён в Кир (местонахождение неизвестно, ср. Ам. 1:5; 9:7 ), а его бывший царь Кир был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города. Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него. В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э. Часть 2 " В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин " (Книга Иисуса Навина 11:11-13). " И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

156 . Отчего Закон воспрещает [вносить в дом Господа] цену пса и плату блудницы ( Втор. 23, 18 )? Посредством этого Писание указывает, что Богу следует приносить добродетели без примеси гнева и вожделения – гнев оно называет псом, а вожделение блудницей. 157 . Поскольку в XXI псалме явно говорится о Господе, то как понять слова: Я же червь, а не человек ( Пс. 21, 7 )? Господь наш Иисус Христос по неизреченному человеколюбию к нам сделался и назвался червем. 729 Ведь как червь рождается без соития, 730 так и Господь был зачат без семени. Однако и для диавола Он послужил приманкой, как червь: диавол заглотил Его плоть, как червя, и напоролся на Божество. 731 Однако и для [всех] врагов [Своих] Он червь, ведь мудростью мудрый тотчас обнаруживается, неразумием же лукавый 732 . Но [еще] и в нас Он становится червем, всякий раз как мы грешим, ибо [тогда] Он изобличает и угрызает нашу совесть. 733 158 . Что означает написанное в книге Бытия: и поставил... Херувимов и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни ( Быm. 3, 24 – LXX )? Подобно тому как дерево, воспринимаемое чувствами, является пищей для плоти, так и дерево жизни, которое есть Господь, является пищей и жизнью наших душ. Путь же, ведущий к нему, – это добродетели. Его охраняют Херувимы и пламенный меч. Херувим переводится как полнота знания: 734 благодаря знанию в нас вселяется влечение 735 к Богу, а из-за пламенного меча, то есть различительной способности, уничтожающей 736 дурное, в нас поселяется страх. 737 Так вот, путь к дереву жизни охраняют страх [Божий] и влечение [к Богу]. О мече говорится, что он обращается, ибо всякий раз, когда мы грешим, он встает пред нашим взором, изобличая нас в нашей совести, а когда раскаиваемся – открывает нам путь. 159 . Из Апостола: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы... – огонь испытает это. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор. 3, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

15 В тридцать девятом году Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х. царствовал десять лет. Менаим царствовал с 752 по 742 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Фул, царь Ассирийский. Фул одно из именований ассирийского царя Тиглатпаласара III (745–727 гг. до Р.Х.), в Библии называемого Феглаффелласаром (напр., 1Пар. 5,26 ). тысячу талантов серебра. Приблизительно такое же количество серебра Тиглатпала-сар III, по утверждению ассирийских хроник, получил в качестве дани от царя тирского. чтобы руки его были за него. В обмен на уплату огромной дани царь ассирийский позволил Менаиму остаться на израильском престоле в качестве своего вассала. Таковы же были условия договора Тиглатпаласара III с царем тирским. чтобы утвердить царство в руке своей. Признание зависимости от Ассирии требуется Менаиму для укрепления собственной власти над Израилем. 15 на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра. Даже для богатых израильтян пятьдесят сиклей являлись значительной суммой, поскольку в то время именно такова была цена взрослого раба. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15:23–26 После смерти Менаима на израильский престол взошел его сын Факия, проявивший себя таким же идолопоклонником, как и его предки. 15 В пятидесятый год Азарии. Т.е. в 742 г. до Р.Х. царствовал два года. Т.е. с 742 по 740 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Факей, сын Ремалии. Факей стремился к союзу с Сирией, чтобы объединенными усилиями сирийцев и израильтян положить конец ассирийскому господству в присредиземноморском регионе (16,1–9; Ис. 7,1–25 ). пятьдесят человек Галаадитян. Возможно, что Факей, подобно Селлуму и Менаиму (ст. 10 и 14), был уроженцем Галаада. К тому же, есть основания полагать, что прежде чем захватить израильский престол, он занимал пост правителя этой области. умертвил его. См. ком. к ст. 10. Войны Ассирии против Израиля и Иудеи (734–732 гг. до Р.Х.). 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 . Зачем вам платить серебро не за хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня и вкушайте благо, и насладится благом душа ваша. 3 . Внимайте ушами вашими и следуйте по путям Моим, послушайте Меня, и поживет во благе душа ваша, и дам вам завет вечный, истинные милости (обещанные) Давиду 729 . 4 . Вот, Я во свидетельство народам поставил Его 730 , Владыкою и Повелителем народов. 5 . Вот народы, которые не знали тебя 731 , призовут тебя, и народы, которые не ведали тебя, поспешат к тебе, ради Господа Бога твоего, Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 . Ищите Господа и, когда вы найдете Его, призывайте, а когда Он приблизится к вам, 7 . То пусть нечестивый оставит пути свои и человек беззаконный помыслы свои, и да обратится к Господу, и помилован будет, ибо Он премного оставит грехи ваши. 8 . Ибо Мои советы – не то, что ваши советы, и пути Мои – не то, что пути ваши, говорит Господь. 9 . Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помыслы ваши от Моей мысли. 10 . Ибо как дождь или снег сходит с неба и не возвращается, пока не напоит землю, и она родит, и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, 11 . Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, не возвращается ко Мне тщетным, пока не исполнит (всего) 732 того, что Мне угодно. И Я благопоспешу путям твоим и заповедям Моим. 12 . Итак, вы с веселием выйдете и с радостью будете изведены 733 , ибо горы и холмы будут скакать, ожидая вас с радостью, и все полевые деревья восплещут ветвями. 13 . И вместо терновника вырастет кипарис, и вместо крапивы вырастет мирт, и будет Господь во имя и во знамение вечное, и (это) не прекратится. 728 Соотв. слав. оскобл. и пийте, греч. чт. κα πετε наход. в алекс., син. и в ст. 22, 36, 49, 86. Оскоблено в слав. напрасно. 733 Слав. научитеся соотв. греч. διδαχθσεσθε – очень распространенное чт.: у Бабера, в ват., text. recept. и др., но в минуск. рукописях (22, 93, 198, 308), у Фильда, в паримийнике преосв. Порфирия есть другое чт. διαχθσεσθε (от διγω) будете проведены или изведены, в альд. χθσεσθε; у Иерон. deducemini. Это чт. соотв. контексту, евр. тексту, одобряется преосв. Порфирием и современными филологами (Schleusner. 2. Р. 84); им и мы пользуемся, отступая от славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

30: «И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху...»); 4) 606 г., Навуходоносор, согласно 2 Пар 36. 6, увел в плен только царя Иоакима; согласно Дан 1. 2-4, после захвата царя Иоакима в Вавилон привезены также отроки «рода царского и княжеского» (упоминание об этих событиях отсутствует как в Книгах Царств и Иеремии, так и в вавилонских источниках); 5) 597 г., Навуходоносор, согласно 4 Цар 24. 12-16, увел 10 тыс. чел. (ср.: Иер 52. 28: 3023 чел.; 2 Пар 36. 10: упомянуто только переселение Иехонии; Вавилонская хроника 5. 11-13: «царь Вавилонии... захватил царя...»); 6) 587 или 586 г. датируется депортация, осуществленная Навузарданом; согласно 4 Цар 25. 11-12, в 19-й год Навуходоносора Навузардан выселил «прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил»,- цифры не указаны, но сказано, что «только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами» (ср.: Иер 52. 29: в 18-й год Навуходоносора выселено 832 чел.; 2 Пар 36. 17-20: выселены все, кто остались в живых в Иерусалиме после взятия города; вавилонские источники об этой депортации не сообщают); 7) 582/1 г., Навузардан, согласно Иер 52. 30, переселяет 745 чел. (вавилонские источники об этом не сообщают). Книга Иеремии подводит итог 3 депортаций, упомянутых в ней, и сообщает, что всего в Вавилон было переселено 4600 жителей Иудеи, в то время как в Четвертой книге Царств говорится о 10 тыс. чел., уведенных только при одной депортации. Суммарное количество переселенных в новоассирийский период, по аккад. источникам, составляет 240 860 чел., однако с учетом возможной неточности цифр депортации 701 г. число может быть значительно меньше. При оценке этих депортаций историки акцентируют внимание чаще всего на том, какой процент населения оставался в Иудее и в Израиле. Что касается Израиля, то, по подсчетам К. Лоусона Янгера, после депортации 733-732 гг.

http://pravenc.ru/text/293912.html

31 732 Припал я к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня! 32 733 Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил Ты душу мою. 33 734 Сделай законом для меня, Господи, путь повелений Твоих, и буду вечно искать его; 34 735 Вразуми меня, да познаю закон Твой и сохраню его в сердце моем. 35 Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо она желанна мне. 36 736 Склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к наживе неправедной! 37 Отврати очи мои, дабы не узреть мне суеты; на пути Твоем даруй мне жизнь! 38 Дай рабу Твоему принять слово Твое со страхом! 39 Сними с меня поношение, о котором я помышляю, ибо суды Твои благи. 40 737 Возжелал я заповедей Твоих; правдой Твоей даруй мне жизнь! 41 738 И да низойдет на меня милость Твоя, Господи, и буду спасен по слову Твоему; 42 И дам ответ тем, кто порочит меня, ибо я уповаю на слова Твои. 43 И не отними слов правды от уст моих, ибо я на суды Твои уповаю; 44 И сохраню навсегда закон Твой, на вечные времена. 45 Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей Твоих. 46 И говорил я об откровениях Твоих пред царями, и не смущался; 47 И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил; 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и углублялся в повеления Твои. 49 739 Дай мне, рабу Твоему, помнить слова Твои, на которые Ты велел мне уповать. 50 Утешило это меня в унижении моем, ибо слово Твое вернуло мне жизнь. 51 Гордые дерзостно попирали закон; но не уклонился я от закона Твоего. 52 740 Вспоминал я суды Твои от века, Господи, и утешался. 53 Печаль объяла меня при виде грешников, отвергающих закон Твой. 54 741 Воспевал я повеления Твои во время странствия моего. 55 Вспоминал я в ночи имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. 56 Был он в сердце моем, ибо я искал повелений Твоих. 57 742 Ведом Тебе удел мой, Господи; сказал я: «Сохраню закон Твой». 58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему! 59 Помыслил я о путях Твоих и вновь направил стопы мои к откровениям Твоим. 60 Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

46 . Универсальность спасительной благодати Отца, реализуемой посредством единственного и универсального посредничества Сына Его Иисуса Христа, с силой выражается в Первом Послании к Тимофею: «Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет (thelei), чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» ( 1Тим.2:3–6 ) 730 . Эмфатическое повторение слова «всех» (стихи 1, 4, 6) и обоснование этой универсальности в единстве Бога и Его Посредника – Человека Иисуса, указывают на то, что никто не может быть исключен из этой спасительной воли. Будучи предметом молитвы (ср. 1Тим.2:1 ), эта спасительная воля (thelema) соотносится с искренней волей Бога, встречающейся с противлением людей 731 . Для свершения Его воли (thelema) и на земле, как на небе (ср. Мф.6:10 ), должно молиться Небесному Отцу. 47 . Тайна этой воли, открытой «наименьшему из всех святых» Павлу ( Еф.3:8 ), укореняется в замысле Отца соделать Сына Своего не только «перворожденным между многими братиями» ( Рим.8:29 ), но и «рожденным прежде всякой твари [...], и первенцем из мертвых» ( Кол.1:15, 18 ). Откровение об этом позволяет нам видеть в посредничестве Сына превосходящее всякое разделение универсальное космическое измерение. (ср. Gaudium et spes 13). Соотнесенное со всем родом человеческим, универсальное посредничество Сына превосходит: 1 .) Разделения культурного и социального характера: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ); 2 .) Как внутренние (ср. Рим.7 ), так и межличностные (ср. Еф.2:14 ) разделения, привнесенные грехом: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( Рим.5:19 ). Говоря о космическом разделении, Павел разъясняет: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ). Оба измерения, индивидуальное и всеобщее, объединяются в Послании к Эфесянам: «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов [...], которое Он прежде положил в Нем [...], в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:7–10 ) 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010