704 «Записка Феодора, диакона Александрийского, поданная против Диоскора (папе Льву и Собору Халкидонскому)»//ДВС. Т. 2. С. 254–256; «Записка Афанасия, пресвитера Александрийского, поданная святому Собору против Диоскора»//ДВС. Т. 2. С. 259–261. 706 «Высочайшая грамота, писанная Диоскору, почтеннейшему епископу Александрийскому»//ДВС. Т. 2. С. 70, 71. 717 «Послание Льва, епископа города Рима, к императору Феодосию, которым просит его, чтобы особенный собор был назначен в Италии и более ни в каком ином месте; потому что собор Эфесский составлен был вопреки канонам (и деяния его считаются незаконными и неправильно совершенными)»//ДВС. Т. 2. С. 34. 720 Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. СПб., 1878. С. 4, 5. 729 Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. С. 12. 731 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 303, 304. 732 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 305. 734 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 212. 736 Спасский А.А. Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.)//Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 71, 72 740 «Высочайшие послания, отправленные от государя нашего Валентиниа-на и блаженной памяти Плакиды и достопочтимой императрицы Евдокии к священной памяти Феодосию, чтобы он повелел созвать собор в странах Италии»//ДВС. Т. 2. С. 42. 741 «Послание Галлы Плакиды к Пульхерии Августе, в котором осуждается второй Эфесский собор»//ДВС. Т. 2. С. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор проявил большое трудолюбие. Прочитана большая литература по вопросу. Тема освещена с похвальной полнотой. Изложение довольно грамотное, хотя и не везде одинаково гладкое. 5– А. Иванов 5– Прот. К.Ружицкий 5. Н. Доктусов 5. Н.Муравьев Использованная литература: 1 . Доц. Н. Скабаланович . Византийское государство и Церковь в XI в. С.-Петербург, 1884. 2 . Его же. Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларий. «Хр. Чт.», 1884, ч. II. С. 726–756; «Хр. Чт.», 1885, ч. I. С. 95–145. 3 . Проф. А. П. Лебедев . История разделения церквей в IX,Xu XI веках. Изд. Второе. С.-Петербург, 1905. 4 . И. Л. Янышев. Исторический взгляд на постепенное отделение Западной Церкви от Православной Восточной. «Хр. Чт.», 1854, ч. II. С. 14, 209. 5 . Муравьев. Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих Патриарших кафедрах. СПб., 1849. 6 . Доц. А. Иванов . Великий грех папской гордыни. «ЖМП»,1954, 1. С. 51–56. 7 . Его же. Значение крестовых походов в развитии взаимоотношений между Православным Востоком и Католическим Западом. «ЖМП», 1954, С. 39–46. 8 . Его же. Лекции по Византологии для III к. МДА. 9 . А. И. Иванов . История средних веков. Ч. II, вып. 7. Ростов-Дон, 1941. 10 . Проф. Н. Суворов . Византийский папа. М., 1902. 11 . Доктор-Протопресвитер Г. Ф. Костельник. Римская Церковь и единство Христовой Церкви. Изд. Моск. Патриархии, 1948. 12 . Его же. Ватикан и Православная Церковь . Изд. Моск. Патриархии. М., 1948. 13 . И. Добротворский. Борьба и разделение церквей в половине XI в. «Хр. Чт.», 1868, С. 698–732, 871–899. 14 . N.N. Папство как причина разделения Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточною Церковью. «Вера и Разум», 1894, ч. II. С. 508–534. 15 . М. С. Корелин. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. С.-Петербург, 1901. 16 . Проф. С. Г. Лозинский. История папства. Т. I. М., 1934. 17 . Проф. В. В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви.Т. III. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова . С.-Петербург, 1913. 18 . Джемс С. Робертсон. История Христианской Церкви от Апостольского века до наших дней. Перевод с VI английского изд. А. П. Лопухина . Т. I. С.-Петербург, 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А.И. Никольский Служебники 731. Служебник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., уставом XIV–XV вв. и полууставом того же времени и XV в. 145 и 146 листы писаны скорописью XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тисненою кожею переплете. Чистые листы: 85 и 86. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Служебник из Катромского манастыря». Состав: 1) молитвы входныя и чин проскомидии (1–12 об.); 2) чин литургии Иоанна Златоустаг о (13–58); 3) чин литургии Василия Вели (58 об.–84); 4) последование святаго масла освящаему седмию попов (87–141); 5) молитва хотящю иерею божествена служба совер(шати): «Господи Боже наш един благ и человеколюбец, един свяг, в святых почиваяй» (141 об.–142 об.); 6) еию молитву пред престолом глаголи (143–144): «Владыко Господи вседержителю не хотяй смерти грешником»; 7) сия молитва на литии (145–145 об.); 8) молитва над кутиею и канун славити (145 об.–146): «Иже вся совершаяй словом своим Господи, повелевый земле всяческия плоды растити на веселие и пищу». 732. Служебник , в четвертку, 217 лл., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 139 об. и 174 писаны скорописью. На полях внизу листов: 1–9, 25–48, 69, 71, 75, 77, 82, 84, 85, 87, 90, 95, 98, 99 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Служебник из Кастромского манастыря»; 2) скорописью XVII в.: «Се яз книга глаголемая Служебник три службы попа Павла Семенова сына Красицина куплена у Офонасия у попа у уникацкого лета 7000 в его 27-го году 127 году Филарет Никитич в Петрово говено приехал из Литвы месяца июля во 18 день, на память святаго мученика Леонтия при благоверном царе великом князе Михале при отце его патриархе Филарете Московском всея Руси при архиепископе Арсении Тферском и Кашинском». Состав: 1) оглавление (I), 2) устав божественныя службы святейшаго архиепископа Константина града нового Рима вселенского патриарха кир-Филофея (2–7 об.); 3) чин литургии Иоанна Златоустаг о (7 об.–26 об.), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру»; 4) чин литургии Василия Вели (26 об.–38); 5) служба святого поста, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона «Избавительница». Сведения об этой иконе см. под 17 сентября. 6 апреля Теребовльская икона По преданию, икона сия явилась в Галиции. Других более подробных о ней сведений не имеется. 7 апреля Византийская икона О сей иконе известно, что она явилась 7 апреля 732 года. Из Рима она была перенесена впоследствии в Россию. В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы, вознося благодарственные хвалы Господу, даровавшему ему столь блистательную победу над врагом. Не должно смешивать этой иконы с Цареградской, коей празднуется 25 апреля и 17 сентября, и с Константинопольской, празднование которой совершается! 11 мая. Византийской иконе празднуется еще 1 мая.. 8 апреля Испанская икона Время явления сей иконы относится к VIII веку. Помощью Богоматери Пелагий, царь Испанский, в 718 году одержал блистательную победу над сарацинами. В том же году на востоке сарацины были поражены императором Львом Исаврянином. В ознаменование этих событий и установлено было празднование Испанской иконе Божией Матери. Богоматерь на иконе изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем на руках. О другой Испанской иконе, называемой Абульской, сведения помещены под 11 июня. 9 апреля Цезарская икона В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

443. Многими христианами считалось, что Священное Писание издревле может существовать только на трех языках — иврите, греческом и латыни. Иногда к ним причисляли и церковно–славянский язык. В России Священное Писание было переведено на русский лишь во второй половине XIX столетия. 444. Энний Квинт (239–169 до н. э.) — римский поэт, создатель национально–исторического эпоса «Летопись», в которой излагается история Рима от Ромула до дней Энния. Сципион Африканский Младший (ок. 183–129 до н. э.) — римский полководец. Предание рисует его как ревностного поклонника эллинской культуры и ревнителя старых римских нравов. 445. Значение «к» в смысле цели или конца нас здесь не интересует. 446. Прежнее понимание этого слова, как «носимого на щите», теперь оставлено; δορυθομενος значит «сопровождаемый свитой копьеносцев». 447. Федотов упоминает о переводе 70 толковников Ветхого Завета в III веке до нашей эры на греческий язык. 448. Оба места из 103 пс. 449. Козьма или Косьма Маюмский (жил в VIII веке н. э.) — автор многих греческих молитвословий и гимнов. Около 732 года он поступает в монастырь святого Саввы близ Иерусалима, а вскоре становится епископом Маюмы, неподалеку от Газы. Наиболее известны его «каноны», написанные в честь великих христианских праздников — Пасхи, Рождества, событий Страстной седьмицы. Андрей Критский (660–740) — православный богослов и создатель гимнов. Он родился в Дамаске, в 692 году стал епископом на Крите. Наиболее известен его «Великий канон», который читается на протяжении первой недели Великого поста. 450. Федотов обращает внимание на весьма существенную деталь — латынь и европейские языки передают понятие, которое на церковно–славянском звучит как «раб», словом «слуга» в приложении к служению Богу. Многих смущает это словосочетание «раб Божий», ибо кажется противоречащим духу Нового Завета. 451. «Апофегма» — краткое, меткое и остроумное изречение. 452. «Антарктическая полярность» — географический термин, в данном случае применяемый Федотовым как противопоставление.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Канон Павловых Писаний у Златоуста содержит в себе все, без исключения, четырнадцать посланий. Порядок расположения этих посланий в общем составе св. книг совершенно другой, нежели порядок их написания. Это нисколько не удивительно, если и в Ветхом Завете, например, двенадцать пророков расположены последовательно, хотя и разделены между собой большим промежутком времени 723 . Из послания к римлянам отдельные выражения приводятся Златоустом как вдохновенные в вербальном смысле 724 . О первом послании к коринфянам св. отец Церкви замечает, что в нём говорит и пишет блаженный Павел, лучше же сказать; Дух Святой 725 . В послании к Галатам говорит ап. Павел: а когда называется Павел, то разумеется Христос, потому что Он движет душой Павла 726 . Послание к Ефесянам, написанное апостолом в узах из Рима, исполнено возвышенных созерцаний и догматов 727 ; оно составлено не столько ап. Павлом, сколько благодатью Духа 728 . Изречения послания к Филиппийцам (ср. Флп. 2:5–8 ) называются св. отцом Церкви изречениями Духа, против остроты которых не могут устоять многочисленные ряды еретиков 729 . Касательно послания к Колоссянам Златоуст замечает: „все послания ап. Павла – святы, но те, которые он писал, находясь в узах, каково это, заключают в себе что-то большее” 730 . В посланиях к Фессалоникийцам св. апостол, имевший в себе самом говорящим Христа, ничего собственно не говорил от себя одного: как посланник, он только передавал слова Пославшего (ср. 2Кор. 13:3 ; 2Кор. 1:1 ). Всё здесь апостол изрекал по внушению Духа, а иное слышал даже от Бога словесно 731 . В истолковании первого послания к Тимофею Златоуст выражается так: „Павел изрёк это, или лучше – Христос через Павла” 732 . Второе послание ап. Павел писал для утешения Тимофея; всё оно исполнено духом утешения и есть как бы некоторое завещание 733 . В некоторых своих частях (ср. 2Тим. 3:8 ), по предположению Златоуста, послание излагает непосредственные откровения Духа 734 . Послание к Титу приводится как слово божественного Духа 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Константинопольским императором стал его сын Константин IV. Первые годы нового царствования были всецело поглощены войной, в которой Империя в конце концов победила. Арабский флот, построенный халифом Муавией, осаждал Константинополь в течение четырех незабываемых лет (674—678). «Новый Рим» стоял прямо на пути экспансии магометанского джихада в Европу. Но осада не удалась, и между Империей и халифатом был заключен тридцатилетний мир. Египет и Сирия были, конечно, потеряны для Византии, но границы ее были установлены далеко от столицы, в восточной части Малой Азии. Этой победой, за которой последует победа Карла Мартела в Пуатье (732), будут спасены от мусульманского завоевания христианские страны к северу от Средиземного моря.    Тем временем отношения между церквами Константинополя и Рима оставались неопределенными. Позиции каждой из них формально не изменились. Патриархи Фома (667—669), Иоанн V (669—675) и Константин (675—677) не осудили «Типос», тогда как папы на всякий случай придерживались осторожности. Ввиду того, что война и в особенности арабская осада столицы затрудняли сношения, между двумя Римами стало возрастать отчуждение. Патриарх Феодор (677—679) пытался заставить императора и папу навязать Типос силой. Вместо того чтобы послать папе Дону (676—678) обычное синодальное послание, извещающее о его избрании, он просил папу согласиться объединиться на условиях неопределенных и в конечном счете монофелитских; императору же он предложил исключить из константинопольских поминовений всех пап-преемников Гонория. Молодой император воздержался от столь резкой меры и сразу же по окончании арабской осады послал письмо «вселенскому папе» Дону с просьбой прислать представителей римского духовенства и двенадцать епископов для участия в богословской конференции, которая должна принять решение о мерах, необходимых для восстановления однозначного единства. Эта инициатива Константина IV повлекла за собой, хотя император не имел этого в виду, заседание Шестого Вселенского собора в Константинополе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Уже в начале IV b. Римский епископ был единственным митрополитом Италии, его власть и епархия были огромны. Затем в его власти окажутся три митрополита – Равеннский, Миланский и Аквилейский, но постепенно число таких митрополитов растёт. Во второй половине IV b. Римский папа из «епископа епископов» превращается в митрополита митрополитов, или иначе, патриарха всей Италии и через это – главой всей Западной церкви. Но аналогичные претензии зазвучали и на Востоке, где образовались свои церковные диэцезы и патриархи – Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и Константинопольский 732 . Руководствуясь 4 каноном Никейского Собора, папа Бонифаций I (418–422) провёл твёрдую линию, чтобы во главе одной провинции стоял один митрополит, вследствие чего число митрополитов резко возрастает. Это только усиливает авторитет понтифика, который становится главой множества митрополитов, патриархом, папой, апостоликом, понтификом . Дальнейшему укреплению статуса Римской церкви очень способствовали арианские споры, так как только она одна из всех крупных церковных общин твёрдо держалась Никейского исповедания и защищала св. Афанасия Великого . Деятельность эта не осталась незамеченной, и торжеством пап явился знаменитый указ св. Феодосия Великого, которым он велел всему миру принять ту веру, которой придерживается Римский епископ, хотя императором был упомянут ещё и Александрийский епископ – «человек апостольской святости». И в следующем году Вселенский Собор в Константинополе подтвердил, что Римский епископ имеет первенство чести перед всеми другими архипастырями. К этому времени стало обычной практикой обращение периферийных епископов к папам с просьбой сообщить им древнее учение Святых Отцов или разрешить какой-то сложный вопрос. Такая поучительная переписка получает широкое распространение, и уже папа Дамас I (366–384) замечал, что решения Римского понтифика, в которых он выступает как глава своей Церкви, должны быть известны каждому епископу, как каноны соборов 733 . Высшая учительская власть апостоликов, какой её представляли себе папы, неизбежно должна была породить претензии в области церковного законодательства (в части издания вселенских канонов общего свойства) и церковного суда (установление норм по каждому конкретному прецеденту). Немного забегая вперёд, скажем, что к середине V b. эта цель на Западе оказалась достигнутой – закон императора Валентиниана III от 445 г. утвердил за Римским епископом не только высшую судебную власть, но и полную правительственную власть над всеми западными церквями. После захвата Африки вандалами эта церковь – некогда отстоявшая свою автокефалию от Рима – резко утратила своё влияние и также безоговорочно признала власть папы св. Льва Великого 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По определению отца Серафима, «пустынь – убежище от мирских потрясений и соблазнов, место неустанного духовного борения во имя Царствия Небесного». 730 Это положение неоспоримо – жизнь в пустыни и впрямь располагает к совершенствованию души, но еще важнее внутреннее расположение души, ощущающей себя в «изгнании». Это состояние могут стяжать все христиане в любых обстоятельствах и условиях жизни. Как мы уже видели, пустыннический идеал является историческим продолжением мировосприятия первых христиан, которым приходилось скрываться от преследования языческого Рима в катакомбах, –сознательной веры, преобразующей всего человека, сохраняющей его ум и сердце от мирской пагубы, дающей ему силы и готовность в любой момент принять смерть за Христа. Отец Серафим часто приводил слова преподобного Макария Великого : «У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное дело – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико». 731 Отведав небесной сладости пребывания во Христе, христианин чувствует, что он призван к неотмирности, к отречению от своего падшего естества, к приобщению, как говорил преподобный Никита Стифат , «пустыни страстей», то есть бесстрастия, что позволит человеку подняться над мирской суетой. Рассказывая о пустынниках русских лесов – Северной Фиваиды, отец Серафим указывал, что миропонимание пустынников следует воспринять всем, кто следует за Христом, и в монашестве, и в миру. «Глас Северной Фиваиды зовет нас, – писал отец Серафим, – если не уйти в пустынь (такая удача выпадает некоторым и сегодня, ибо остались еще на земле леса), то хотя бы сохранить “благоухание” пустыни в сердце своем, умом и сердцем пребывая с Божиими угодниками, подобными Ангелам, сделать их своими ближайшими друзьями, молитвенно беседуя с ними; сторониться увлечений и страстей мира сего, даже если они возобладают в религиозных учреждениях или пленят кого-либо из иерархов; помнить первым делом, что принадлежишь горнему граду Иерусалиму, граду Небесному, к которому устремлены все дела и помыслы христиан, и уже во вторую очередь – о принадлежности к гибнущему миру сему. Вкусивший однажды благоухания пустыни и радостотворного чувства свободы во Христе, трезвения в непрестанной брани, никогда уже не удовольствуется ничем мирским, а воскликнет вслед за Иоанном Богословом: “Гряди, Господи Иисусе!” – дабы услышать: “Ей, гряду скоро!” ( Откр.22:20 )». 732

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

718 Титул consularis, который прежде носили бывшие консулы, в эту эпоху означает губернатора провинции. 721 Письмо датируется июнем 392 г. Император Валентиниан II (371–392 гг.) был убит в Виенне (недалеко от совр. г. Лиона, Франция) 15 мая того же года, его тело вскоре было перенесено в Медиолан. Точная дата перенесения неизвестна, однако известно, что оно оставалось не погребенным в течение двух месяцев (см.: ob. V. 49). 725 Это могли быть епископы Фебадий Агенский, Делфин Бурдигальский, Констанций Аравсионский; легат Галлии на Аквилейском соборе 381 г. Прокл Массилийский, второй легат на том же соборе Юст Лугдунский (Gest. conc. Aquil. epist. 1) (см.: Banterle. P. 247). 727 Указание на события 388 г., когда Феодосий, разгромив узурпатора Магна Максима, восстановил власть Валентиниана. 728 Порфир – близкий к граниту камень темно-красного цвета, высоко ценившийся и использовавшийся для украшения роскошных зданий. 731 «Сыном» Феодосия Валентиниан называется по разнице в возрасте: Феодосий родился в 347 г. и был на 24 года старше Валентиниана. В 387 г. Феодосий женился на его сестре Галле. 732 Евсевий, по-видимому, тот самый житель Бононии, к которому обращен трактат «О наставлении девы». Мавристы называют его отцом Фавстина, адресата epist. 8, и дедом «маленького Фавстина». Евсевию также адресовано epist. 38, в котором упоминаются и другие члены семьи. 734 Возможно, подразумевается Остия, которая, находясь в устье Тибра, являлась морской гаванью для Рима, портом. Читать далее Источник: Собрание творений : на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-./Т. 4, ч. 1/Письма (1-53). - [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой ; сост., предисл.: Кулькова, Н. А.]. - 2014. - 480 с. ISBN 978-5-7429-0883-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010