Как всегда, за новой теоретической дискуссией также скрывались политико-властные противоречия между Востоком и Западом. Император-иконоборец, действуя в духе своих реформ, обложил большими налогами богатые папские владения. Григорий II резко протестовал против нового бремени; имперские чиновники, присланные для наложения штрафов, были жестоко избиты: римлянами. В эти критические времена у папы наряду с римскими аристократами появились и другие неожиданные союзники: это были его прежние противники, соседи Рима лангобардские герцоги, владетели Сполето и Беневенто, взявшие папу под свою защиту против экзарха и лангобардского короля. Последний возникший с Византией конфликт побудил папу вновь укреплять связи с западным миром. Григорий II уже сознательно искал выход из создавшегося положения в германском миссионерстве, которое опиралось на вооруженные силы складывающейся империи франков. Однако Карл Мартелл (717-741), майордом, фактически правивший вместо франкских королей, с подозрением наблюдал за миссионерской деятельностью в Тюрингии и Баварии Уинфрида (Бонифация), который действовал здесь на основании поручения папы, полученного в 719 году. Отрицательного отношения франков к миссионерству не смогло поколебать даже рекомендательное письмо Григория II, которое он дал епископу Бонифацию для вручения Карлу Мартеллу, ибо майордом сам стремился к верховенству над церквами на завоеванных территориях и над франкской церковью. Папа Григорий III (731-741), пытаясь противостоять этому, послал в 732 году Бонифацию, апостолу Германии, архиепископский паллий и поручил ему организацию епископств. Однако положение папы становилось все более неустойчивым под перекрестным огнем враждебной политики Византии и лангобардских завоевателей, стремящихся к гегемонии в Италии. Конфликт с Византией, возникший по поводу отношения к иконам, привел к тому, что император Лев III отказался признавать вселенский примат папы на территории Восточной империи, понимаемой в узком смысле слова; он также препятствовал тому, чтобы папа распространял свое влияние на Востоке даже в вопросе о догматах. Это сопровождалось и более серьезными последствиями, заключавшимися в том, что император изъял из-под власти папы провинции Сицилию, Бруттиум, Калабрию и Иллирию и передал их в подчинение Константинопольского патриарха. Культура этих территорий, литургия в церквах этих провинций уже с VII века постепенно становилась все в большей степени греческой, и теперь, после перехода их под юрисдикцию Византии, этот процесс завершился. Такая реорганизация нанесла папству огромный материальный ущерб, лишив его самых доходных земель Патримониума (годовой доход от них составлял около 3,5 центнера золота), и заставила искать новую ориентацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

Как всегда, за новой теоретической дискуссией также скрывались политико-властные противоречия между Востоком и Западом. Император-иконоборец, действуя в духе своих реформ, обложил большими налогами богатые папские владения. Григорий II резко протестовал против нового бремени; имперские чиновники, присланные для наложения штрафов, были жестоко избиты римлянами. В эти критические времена у папы наряду с римскими аристократами появились и другие неожиданные союзники: это были его прежние противники, соседи Рима лангобардские герцоги, владетели Сполето и Беневенто, взявшие папу под свою защиту против экзарха и лангобардского короля. Последний возникший с Византией конфликт побудил папу вновь укреплять связи с западным миром. Григорий II уже сознательно искал выход из создавшегося положения в германском миссионерстве, которое опиралось на вооружённые силы складывающейся империи франков. Однако Карл Мартелл (717–741), майордом, фактически правивший вместо франкских королей, с подозрением наблюдал за миссионерской деятельностью в Тюрингии и Баварии Уинфрида (Бонифация), который действовал здесь на основании поручения папы, полученного в 719 году. Отрицательного отношения франков к миссионерству не смогло поколебать даже рекомендательное письмо Григория II, которое он дал епископу Бонифацию для вручения Карлу Мартеллу, ибо майордом сам стремился к верховенству над церквами на завоёванных территориях и над франкской церковью. Папа Григорий III (731–741), пытаясь противостоять этому, послал в 732 году Бонифацию, апостолу Германии, архиепископский паллий 18 и поручил ему организацию епископств. Однако положение папы становилось все более неустойчивым под перекрёстным огнём враждебной политики Византии и лангобардских завоевателей, стремящихся к гегемонии в Италии. Конфликт с Византией, возникший по поводу отношения к иконам, привёл к тому, что император Лев III отказался признавать вселенский примат папы на территории Восточной империи, понимаемой в узком смысле слова; он также препятствовал тому, чтобы папа распространял своё влияние на Востоке даже в вопросе о догматах. Это сопровождалось и более серьёзными последствиями, заключавшимися в том, что император изъял из-под власти папы провинции Сицилию, Бруттиум, Калабрию и Иллирию и передал их в подчинение Константинопольского патриарха. Культура этих территорий, литургия в церквах этих провинций уже с VII века постепенно становилась всё в большей степени греческой, и теперь, после перехода их под юрисдикцию Византии, этот процесс завершился. Такая реорганизация нанесла папству огромный материальный ущерб, лишив его самых доходных земель Патримониума (годовой доход от них составлял около 3,5 центнера золота), и заставила искать новую ориентацию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По свидетельству Флавия (Древн. 15:11,1), Ирод в 18-й год своего царствования (732-й от основания Рима) начал перестройку храма и украшение его; но в течении 8 лет едва успел произвести наружные постройки. Дальнейшая отделка и украшение храма продолжались и по смерти Ирода, Агриппой, и во время земной жизни Иисуса Христа ещё не были кончены, так что полное окончание их по свидетельству того же Флавия (Древн. 20:9,7), относится ко времени перед падением Иерусалима, через 84 года от начала построек. Но считая от этого же начала до времени явления Иисуса Христа, когда постройка ещё продолжалась, мы действительно находим 46 лет, то есть 770-й год от основания Рима, когда обыкновенно можно полагать вступление Иисуса Христа в общественное служение. Изгнание торжников из храма и вообще очищение храма Самим Господом подаёт нам прекрасный урок того, как мы должны заботиться о благолепии и благочинии в своём общественном храме, который служит домом молитвы и поклонения Отцу Небесному – в частности же о храме нашего духа и тела, которые должны быть храмом Духа Святого и соблюдаться в чистоте и непорочности. Беседа с Никодимом (Ин.2:23–25, 3:1–21) Во время пребывания Своего в Иерусалиме на празднике Пасхи Иисус совершил много чудес, и многие из Иудеев уверовали в Него. Но Иисус, проникая в сердца этих верующих и зная, что привлекало к Нему не внутреннее расположение, а чудеса, считал такую веру недостаточною и несовершенною, и потому не доверял этой вере, но старался возвесть её к высшему совершенству. Об одном таком случае и рассказывает Евангелист Иоанн. Один из членов синедриона князь Иудейский, фарисей, по имени Никодим (Сравните: Ин.7:50 ), видевший чудеса Иисуса и слышавший Его учение, и потому уверовавший в Него, как в учителя, пришедшего от Бога (может быть даже, как в действительного – ожидаемого иудеями – Мессию); но ещё не отрешившийся от общих тогда Иудейскому народу представлений о Мессии – пришёл к Нему ночью поучиться у Него тайком Царствию Божию. Никодим, конечно, вовсе не предполагал, чтобы Небесный Учитель мог указать ему какие-нибудь новые пути к царствию Божию, отличные от известных каждому Иудею с малых лет путей, каковы были: строгое исполнение Закона, милостыня, молитва , пост, назорейство и подобное. Но Иисус, оставляя в стороне эти внешние, или (как Он назвал их дальше) плотские, естественные условия для достижения Царствия Божия, указывает Никодиму другое высшее условие – духовное возрождение, внешним знаком которого может служить крещение водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И даша нам отъ нихъ 712 . Есть же другый гробъ 713 в Никопъ 714 , имуще Симона Кананичьскаго, и тъ имыи мощи 715 . Андреа же от Вооспора 716 сниде в Февдесш градъ 717 , имуща царя Савромата 718 . Мало же от них въроваша. И оставивь ю сниде в Херсон градъ 719 , яко же ти нам повъдаху 720 . А Февдеаа днесь градъ ни стопа человъча в ней есть 721 . Худовърно 722 же племя Херсоняне 723 до днешняго дъне 724 , и не кръпко на въру 725 , лжи 726 , въсему вътру подпадающоуся 727 . Андреа же, сотворивь дъни многы 728 , обратися Въспоръ 729 и обрътъ корабль Херсонскь 730 пръиде въ Синопъ 731 . [И алфавитарь Андреовъ Херсоняне сътвориша, творяще человъкоядца 732 ]. (Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Труды Β. Г. Васильевского. – СПб., 1909. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 275–277). 647 Феодор Студит – преподобный, выдающийся аскет, деятель, писатель, борец за права Церкви, апологет иконопочитания и церковной ортодоксии, страстный защитник икон. Родился в 759 г. в семье Фотина, высокопоставленного столичного финансового чиновника, и набожной, благочестивой Феоктисты, прекрасной хозяйки, домоправительницы. Получил хорошее образование. 22 лет от роду постригся в недавно основанном монастыре Саккудион, построенном в семейном имении Воскитион, около г. Прусы в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. В 794 г. он стал здесь игуменом. Через четыре года, ввиду опустошительных рейдов арабов на здешние области, Феодор с учениками покинул Саккудион и перебрался в Константинополь, в древний, но полузаброшенный Студийский монастырек (Житие Феодора Студита //Творения отца нашего преп. Феодора Студита . – СПб., 1867. – Ч. 1. – С. 29, § 20). В свое время эта обитель с храмом во имя св. Иоанна Крестителя была постороена патрикием и Komoeii Nooaeai (Studius), прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. Активными стараниями Феодора уже через несколько лет монастырь превратился в процветавшую во всех отношениях обитель и цитадель ортодоксии, для иноков которой были разработаны правила-увещевания, известные как Большой и Малый катехизисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательной чертой миссионерского служения под окормлением Бонифация было участие в нем монахинь, приехавших с его родины В 732-м г. Бонифаций получил из Рима от Папы Григория III паллиум – знак возведения его в сан архиепископа. Этим актом в юрисдикцию Бонифация была включена вся Зарейнская Германия, с подчинением ему епископов этой страны. Обладая правами Митрополита, которые тогда на Западе принципиально совпадали с полномочиями архиепископа, Бонифаций не стал в более автономное положение по отношению к папской курии, оставаясь в полном подчинении Папе. В 738-м г. Григорий III вызвал Бонифация в Рим. Главной темой консультаций было устройство церковного управления в Баварии, где к тому времени уже прочно укоренилось христианство, но строй церковного управления, монастырские уставы и богослужебные чины установлены были там ирландскими миссионерами, которые действовали независимо от Римского престола. На Бонифация возлагалась обязанность искоренить из церковной жизни Баварии порядки и обряды, отличавшиеся от римского чина, и он, возвратившись в Германию, с ревностью принялся исполнять инструкции, полученные от Папы. В первый раз Бонифаций посетил Баварию с кратковременным визитом по приглашению ее герцога Одилона в 735-м г. Четыре года спустя он снова прибыл туда, и на этот раз на продолжительный срок. Он разделил Церковь Баварии на четыре епархии, с кафедрами в Регенсбурге, Зальцбурге, Пассау и Фрейзинге, хиротонисав в епископы трех аббатов – ранее в этом герцогстве существовала лишь одна кафедра в Пассау. Все четыре епархии он поставил в подчиненное положение себе как архиепископу. В Баварии были основаны новые монастыри, и среди них – ставший знаменитым в Средневековье монастырь в Бенедиктбойерне. Новые епархии учреждены были также в тюрингенском Эрфурте, во франконском Вюрцбурге, в гессенском Бюрабурге. В 742-м г. Бонифаций созвал и возглавил Германский Собор, на котором решено было во всех соборных, монастырских и приходских церквах ввести римскую мессу. В монастырях вводился Устав преподобного Бенедикта. Аббаты монастырей впредь должны были повиноваться епископам, что расходилось с прежней практикой монастырей, основанных ирландскими миссионерами. Собор принял решение об искоренении языческих суеверий и обрядов. Участники Собора обратились к Папе с посланием, в котором заверяли его в покорности и послушании.

http://pravoslavie.ru/131116.html

720 Тайлор «Перв. культ.», 1, 19; Кареев «Основные вопросы философии, истории», II, 352. Спенсер «Основания социологии», 110 стр. 725 В нижеследующих указаниях статьи Ярославова устава отмечены согласно той нумерации, какую они имеют в издании проф. М. Владимирского-Буданова: см. его «Хрестоматию по истории русск. права», изд. 2-е, вып. 1, стр. 201–206. 727 Любопытное описание этого обряда находим в Домострое: «А друшка в те поры (во время причесывания невесты к венцу) болшей кроит коровай и сыры, с четырех углов крайки, положит на одно блюдо, да укрухи режет и сыры колупает, кладет по блюдам, и на первое блюдо положит ширинку (платок), где крайчики, поднесет новобрачному (т.е. жениху), и молвит: «новобрачная (имя-рек) челом бьет – коровай и сыр и ширинка». Потом обносят других, «всякому на блюде укрух коровая, да глыбка сыра, да ширинка». (Домострой по изд. Общ. Ист. и Древн. Росс., 1882 г., стр. 180). 728 Это – 39 статья устава по списку, содержащемуся в соловецкой Кормчей 1493 г. и напечатанному проф. Голубинским в назв. труде, стр. 543. 732 Инсталлация (неизвестная раньше в сербской церкви) введена церковным законом 1890 года, предоставившим королю право, по предложению министра церковных дел, указом поставлять избранного и посвященного епископа на его епархию. Право это взято из греческой церкви, где после рукоположения епископы утверждаются королевским приказом, чтобы они, как сказано в законе, были признаны таковыми и со стороны светских властей королевства. Истинный смысл инсталляции тот, что этим актом сан епископа как бы приравнивается ко всем прочим государственным должностям, даруемым королем, который получает через то возможность и повод влиять на епископа, обращаться с ним так же, как и с другими государственными чиновниками и во имя обязанностей государственной службы требовать от него исполнения правительственных постановлений. 734 Послание напечатано в Весн. срп. ц. 1898, дек., 1067–1073. – В начале мая преосвященный Димитрий награжден от короля Александра орденом Милоша 3 степени (указ о том в Весн. срп. ц., июнь, 528).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—522— рым бы отличался от других епископов упомянутой церкви. Поэтому честь имеем предложить Архиерейскому Собору, чтобы и митрополит королевства Сербии, как первостоятель сербской независимой православной церкви в королевстве сербском, имел и носил на черном клобуке, как отличие и высший знак церковного первостоятеля, бриллиантовый крест средней величины и малый крест на камилавке». На основании 12 § 10-й статьи «закона о церковных властях» Архиерейский собор определил: «Архиепископ белградский и митрополит сербский, как первостоятель сербской независимой церкви в королевстве сербском, имеет носить на черном клобуке бриллиантовый крест, а на камилавке золотой крест меньшей величины». Приветствуя этот знак отличия сербского митрополита, «Весник српске церкве» выражает желание, чтобы высокопреосвященный Иннокентий своею архипастырскою деятельностью в духе и интересах св. церкви, престола, отечества и духовенства заслужил и высшее отличие в сербской церкви – белый клобук, коим украсил Архиерейский Собор покойного митрополита Михаила в день сорокалетия его архиерейского служения 730 . В том же заседании 12 ноября 1898 года Архиерейский Собор избрал на восстановленную шабачскую епархию 731 преосвященного Димитрия, бывшего при митрополите Феодосии Мраовиче епископом нишским, каковой выбор в тот же день был утвержден королем. А 23 декабря того же года была совершена торжественная инсталлация 732 новона- —523— значенного епископа в шабачском кафедральном соборе в присутствии депутатов со стороны Двора, правительства и митрополии, а также многочисленного духовенства и народа 733 . Еще до торжественного вступления в управление епархией, преосвященный Димитрий отправил своей шабачской пастве архипастырское послание о преданности вере отцов, как главном благе жизни, а в мае прошедшего года и лично знакомился с своею новою паствой, совершая обычный объезд своей епархии 734 . 13 февраля 1899 года сербская церковь и школа торжественно праздновали 700-летие со дня кончины преп. Симеона Мироточивого (в мире великого жупана Стефана Немани).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

720 Феникс служил у христиан символом воскресения (у язычников – символом вечности). Основание к употреблению такого символа заключалось в древних легендарных сказаниях об этой птице, приводимых и у христианских писателей, напр. у Климента рим. в 1 посл. к Коринф. 24 гл., а также в Постан. anocm. V, 7 и у др. Встречается В катакомбах, между прочим, символическое изображение И. Христа в образе Орфея, по мифологическим преданиям, своим пением и игрою на лире пленявшего будто бы даже самых диких животных. Таким символом думали нагляднее и сильнее выразить мысль о чудодейственной силе проповеди Христовой, привлекавшей к себе диких людей См. у Покровского, 32–35 стр. Здесь же и снимок с изображения Орфея с лирою в руках, найденного в катакомбах Домитиллы См. еще ст. Озерецкого. «Мифологические сюжеты в христ. археологических памятниках», – в Прав. Об. 1872 г. июнь. 721 Древнейшую из таких монограмм представляет буква Χ. В III в. она осложнилась присоединением буквы I в средине, а в III–IV в, получила вид соединенных букв X и Р. См. рисунки в указ. кн. проф. Покровского, 30 стр. 722 Многие из таких изображений были сделаны в стекляных, или точнее на стекляных сосудах (чашах) по золотым пластинкам или листкам. Стеклянные сосуды с золотыми изображениями в значительном количестве хранятся в музеях Рима, Лондона, Парижа и др. См. у проф. Покровского, 68–70 стр., у Фрикена IV ч. 82–87 стр. 727 Евсев. Церк. ист. VII, 18. Свидетельство Евсевия тем более важно, что сам он был против священных изображений. 730 Много чудес от св икон, бывших до VII всел. собора, описано у преосв. Сергия. Почитание св икон 94–136 стр по изд 1887 г. 732 В память сего 19 февраля 842 г., установлен праздник православия, доныне совершаемый в первую неделю великого поста. 733 Apolog. Conf. ad art, XXI, – art. IX, 34. Quenscht, Theol. did.-polem. t. II, p. 1465. Leipz. 1715 an. Svicer. Thesaur. ecclesiast. t. I, p. 1014–1018. Amsterd. 1728 an. Сн. Иннокентия архим. Облич. Богосл. IV т. § 318. Учение англиканства в XXII чл (см. выше, стр. 602)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Церковь занимает территорию средней и северной Италии. Ее образование связано с периодом возвышения Милана. Одно время город был столицей Западной империи в IV в., что привело и к возвышению роли поместной церкви, известным представителем которой был Амвросий Медиоланский. В 381 г. состоялся собор Медиоланской церкви, постановления которого вступили в силу без какого-либо утверждения в Риме.Во время спора о 3-х главах Медиоланская церковь формально отделилась от Рима. Вхождение в состав Римской юрисдикции произошло в начале VII века при папе Григории Великом Двоеслове по причине нашествия на Италию лангобардов (предшественников венгров) в конце VI в. Это были язычники и частично ариане. 2. Аквилейская церковь. Аквилея - нынешняя Венеция. Церковь основана благодаря св. апостолу и евангелисту Марку (чем обусловлена позже постройка храма св.Марка). Во главе церкви стояли митрополиты, управляющие 14-ю епархиями. Одно время Аквилейские митрополиты усваивали себе титул патриарха (и сейчас епископ Венецианский носит титул патриарха Аквилейского). Лишь в 698 г. после завоевания Аквилеи лангобардами церковь подчинилась Риму. 3. Равеннская церковь. (Расцвет церкви в IV-V вв.) 4. Фессалоникийская церковь. С IV в. Фессалоникийские епископы начинают ориентироваться на Рим и к концу века получают титул викариев, подчеркивая свою лояльность к Риму. Причина этого — возвышение с IV в. Константинопольского епископа до патриарха и опасение епископов Фессалоникйских за свою независимость. Они стали ориентироваться на Рим как опору в противостоянии Константинополю (Рим находился далеко, и право апелляции к Римскому епископу было трудно осуществить). Лишь при императоре Льве Исавре (иконоборце) в 732 г. Фессалоникийский экзархат был насильно присоединен к Константинополю. 5. Испанская, или Иберийская церковь. Испанская церковь быстро вошла в сферу римского влияния в силу того, что Рим был опорой христиан против завоевателей вестготов, образовавших в Испании свое королевство. К 385 г. Испанская церковь вошла в юридическое подчинение Риму. 6. Галлийская церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Это было очевидной ложью, поскольку, как писалось ранее, изначально акты этого Собора, претендовавшего на статус «Вселенского», не были рецепированы Восточной церковью. Но продолжим изложение письма. «Почему вы не имеете и не сохраняете декреталий, которые изданы первосвященниками первой кафедры? – вопрошает св. Фотия папа. – То есть Римской церковью, авторитетом и санкцией которой утверждаются все Соборы, и даже Вселенские, получая от него свою твердость? Если в самом деле не имеете у себя подобных декреталий, то это свидетельствует о вашем нерадении и беспечности. Если же имеете и, однако же, не соблюдаете их, то вы заслуживаете порицания и поношения за дерзость!» В заключение папа оглашает свой приговор: св. Игнатия следует восстановить в патриаршем сане, а св. Фотия – низвергнуть 731 . Аналогичное письмо ушло и в адрес императора Михаила III – папу совсем не смутило то обстоятельство, что почему-то вдруг св. Фотия, уже 5 лет пробывшего патриархом Константинополя, нужно низвергать, а св. Игнатия, в течение этого же времени уже не признаваемого архиереем, следует восстанавливать в правах. И только потому, что так решил понтифик. Конечно, это был апофеоз «папизма», и император вместе со св. Фотием просто проигнорировали послания Римского епископа. Примечательно, что в ходе заочной дискуссии папа Николай I вновь вспомнил старый аргумент против Константинополя – отсутствие у кафедры апостольского происхождения. В своем письме императору Михаилу III он прямо указывал, будто только Рим, Александрия и Антиохия могут похвастаться тем, что их кафедры были основаны апостолами Петром и Павлом, а Константинополь незаконно присвоил себе «главных святых остальных Церквей». В другом письме – Борису (св. Михаилу), царю Болгарскому, Николай пишет еще резче и откровеннее: «Только те, кто владеет апостольскими престолами при (непрерывном) наследовании первосвященства, должны рассматриваться в качестве истинных патриархов... Таковы престолы Рима, Александрии и Антиохии... Епископы Константинополя и Иерусалима, хотя они и зовутся патриархами, не столь значительны, как те, которые упомянуты выше. Что касается престола Константинопольского, то он никогда не был основан апостолом, и это не было упомянуто Собором в Никее. Этот епископ был назван патриархом, потому что Константинополь был назван новым Римом, более по чести государственных правителей, нежели по какой-то другой причине» 732 . Но и эта горячая «проповедь» не принесла понтифику успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010