На рубеже XIV–XV вв. в русской церковной литературе появилось не менее 20 сочинений, которых она ранее не знала, а если и знала, то в отрывках или извлечениях в сочинениях других авторов. Как правило, это были аскетические сочинения, связанные с монастырской традицией. К этим произведениям принадлежат аскетические сочинения святителей Василия Великого, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова и других Отцов и учителей Церкви; полемические сочинения Григория Паламы, Нила Кавасилы, Никиты Стифата, Германа, патриарха Константинопольского и ряда других авторов 112 . Можно предполагать, что часть из этих сочинений в переводе с греческого языка вышла в Студийском монастыре из-под пера славянских переписчиков. Византия в средние века была хранительницей просвещения, которое не угасало там до последних дней её самостоятельного существования, когда во время борьбы против турок ещё велась переписка книг и летописей. Гибель Византии имела всемирное значение; особенно сильный отзвук это нашло в русской литературе в силу традиционных тесных отношений, существовавших между Византией и русским государством. Но это событие не могло затормозить дальнейшее развитие духовно-литератур­ного процесса на Руси, поскольку он уже давно приобрёл самостоятельный характер. В русских монастырях по-прежнему велась переписка творений святых Отцов Церкви, и отсюда рукописи широко рас­пространялись как в Московской Руси, так и за её пределами. Например, из содержания описи книг Супрасльского монастыря 1557 г. можно видеть, что в нём сохранялись многие из тех книг, которые были распространены в Московской Руси. Оттуда книги, как следует из одной заметки в той же описи, приносились в Юго-Западную Русь; среди них — сочинения преподобного Феодора Студита, преподобного Иоанна Дамаскина и других авторов 113 . Студийские иконописные традиции Авторитет Студийской обители — “знаменитого и преславного училища добродетели” 114 — особенно возрос в эпоху иконоборчества — период времени от вступления на престол императора Льва III (717–740) до торжества Православия на соборе 843 г. В 726 г. император Лев III обнародовал первый эдикт против иконопочитания, но настоящие гонения начались в 765 году. Иконы уничтожались, монастыри закрывали, монастырское имущество конфисковывали, монахов подвергали заключению и ссылке. В этот период Студийский монастырь вёл мужественную борьбу за сохранение традиции иконопочитания.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

712. Иоанн Златоуст. Бес. 22, О гневе. 713. Иероним. На Иону гл. 3. 714. Cod. Thedos. IX, 35, 4–5. 715. Амвросий. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12. 716. Cod. Thedos. IX, 35, 7. 717. Паломн., приписываемое Сильвии, § 29. 718. Паломн. § 30. Иоанн Златоуст. на Быт бес. 36. 719. Апостольские Постановления V, 18; выдержка приведена на стр. 122. 720. Епифаний Кипрский. Изл. веры 22. Ср. Против ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι. 721. Ныне 10-я половина Евангелия в нею Ваий. 722. Паломн. § 29. 723. См. выше стр. 143–144. 724. Паломн. § 30. 725. Паломн. § 31. 726. До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII–IX b. (Kellner, Heortologie, 42). 727. Паломн. § 32. 728. Паломн. § 33–34. 729. Лаод Соб. Пр. 56. 730. См. ниже о нем «Месяцесловы IV–V вв.». 731. У Avtus, еп. Виенского († 518 г.) (MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321–326), у Eligius, еп. Нойонского († 640–659), hom. X, у Григория Турского (VI b.), История франков VIII, 43. 732. Августин. Пис. 54 (118) к Иан. гл 4, 7. 733. См. выше, стр. 133. 734. См. выше, стр. 139. 735. Паломн. § 35–36. 736. Лаодик Соб. Пр. 46. 737. Bingham, Orig. XXI, 235. 738. Августин. Исповедь VIII, 5. 739. Амвросий. Пис. 23, § 12. (Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 740. Апостольские Постановления V, 18. См. выше, стр. 122. 741. Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 742. Паломн. § 37. 743. Апостольские Постановления V, 18. 744. См. выше, стр. 124. 745. Паломн. § 38. 746. См. выше, стр. 256. 747. Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о Пасхе». 748. Сократ. Церк. ист. I, 8. 749. Созомен. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину Великому.) слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми». 750. Сократ. Церк. ист. I, 9. 751. Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18–19. Сократ. Церк. ист. I, 9.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

731 Ист. разг о древн. В. Новг. стр. 87. И на Софийской стороне были также две Предтеченские церкви: 1, в Росткине упраздненном женском монастыре, которая была построена в 1554 году и приписана к Феодоровской и 2, в Чудинцове улице, построенная в 1176 году. Новг. I, и III лет. под 6684 год. Ист. Росс. Иерарх. ч. IV стр. 717. О местополож. древн. Новгорода Красова, стр. 41–44, 69 и 125. 732 Новг. I лет. под 6660, 6689 и 6725 год. Истор. обозр. торговых сношений Новгорода с Готландом и Любеком Славянского 1847 г. О договоре Новгорода с немецкими городами н Готландом в 1270 году, Андреевского, 1855 года. 737 Память Всеволода Гавриила совершается церковию 11 февраля и 27 ноября. Пролог. и Чет. Мин. Февр. 11 степ. кн. 1, 254–264. Слов. Истор. о святых в Росс. церкви 4836 г. стр. 69–71. 738 О Всеволоде известно, что он женат был на дочери князя Святослава Давидовича (Святоши), и имел от нее детей: Иоанна, Владимира и Верхуславу, выданную за князя польского. 740 О написании местной иконы греческими изографами при построении церкви Акт. Археогр. Экспед. Т. I стр. 248. 741 Грамота сия по двум спискам напечатана в Дополн. к Акт. Истор. Т. 1 N 3. Упоминаемой в грамоте посадник Мирослав Горятинец сделан был посадником в 1126 году, а в 1132 переведен во Псков, но в 1134 г., по окончании войны суздальской, возвращен опять на посадничество в Новгород, где в след. году 28 генваря скончался. Новг. I лет. стр. 5 и 6. 742 За подлинность рукописания или уставной грамоты ручаются, между прочим, указание на нее в каноне св. Всеволоду, сочиненном по перенесении мощей его из Димитр. церкви в Псковский Троицкий собор. В месячн. минеи февраля на 11 день 5-й песни во 2 тропаре читаем: «Рукою твоею честною написав, премудре Гаврииле, твоего строения великого Иоанна Крестителя церква пребогатое твоего праведного даяния законоположение вечно мир всем даруй»; а в 3-м тропаре: «Многорассудно вселенских учителей о церкви христовой рассмотрив, и твоих святолепных прародителей законное завещание, и устав судов отеческих предав Царю славы богомудре, Архиереом непоколебимо соблюдати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2608 Cf. the parallel construction in 1:25; see Sanday and Headlam, Romans, 233–38; Fahy, «Note»; Cullmann, Christology, 313; Cranfield, Romans, 2:467–68; Longenecker, Christology, 138; Ladd, Theology, 421. Those who dissent, noting that this is not Paul " s usual terminology, nevertheless concur that a doxology to Christ as «God» remains the most likely interpretation of the grammar (Hunter, Romans, 90; idem, Paul, 62–63). 2609 See Lightfoot, Notes, 106; Longenecker, Christology, 138–39; Bultmann, Theology, 1:129; but cf. Bruce, Thessalonians, 156–57. 2610 On Tit 2:13 , see Lock, Epistles, 144–45; Harris, «Deity,» 271; Cullmann, Christology, 313; Longenecker, Christology, 138; Bultmann, Theology, 1:129; cf. also 2Pet 1:1 . Greek-speaking Judaism typically extolled the «great» God (see Tob 13:15; 2Macc 3:36; 3Macc 7:2,23; cf. 1 En. 1:3; Epictetus Diatr. 1.16.16–17), esp. in Sib. Or. (1.165,268,282,316,323; 2.27,219; 3.56,71,91,97,162,194,246, 284, 297, 306, 556–557, 565, 575, 584,656–657,665, 671, 687,698, 702, 717, 735, 740, 773, 781, 784, 818; 4.6,25, 163; 5.176, 405). For the «Granville Sharp Rule» applicable here, see Blass, Debrunner, and Funk, Grammar, 144–45, §276, 228, §442; Dana and Mantey, Grammar, 147. 2611 Nock, Christianity, 32–33; Hengel, Son, 77; Ladd, Theology, 416; Longenecker, Christology, 132; idem, Ministry, 97; Bruce, Acts (English), 74; although this title becomes more prominent in Diaspora usage (cf. Schweizer, Jesus, 72; Bultmann, Theology 1:124; Conzelmann, Theology, 82–83), there is no extant stratum of earliest Christianity that completely excludes it. The supposed connection with the Mysteries (cf. Bousset, Kyrios Christos, 128) is weak (Hengel, Son, 77–78; Sheldon, Mysteries, 87–90). 2612 Hengel, Acts, 105; Longenecker, Christology, 121–24; Fee, Corinthians, 839; Ladd, Criticism, 210. Some regard the original meaning of the term as ambiguous (Simon, Stephen, 66; cf. Vermes, Jesus the Jew, 114–20), but a use in early Christian liturgy (eschatological, eucharistie, or both, e.g., Robinson, Studies, 154–57; idem, Coming, 26–27; Conzelmann, Corinthians, 300–301; Cullmann, Christology, 201–2; Hunter, Paul, 65; cf. Did. 10) would constitute a divine invocation (Fee, Corinthians, 838–39; Ladd, Theology, 341, 416–17; for divine usage elsewhere, cf. Marmorstein, Names, 62–63; Betz, Jesus, 108; Bruce, Paul, 117).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Ряд песнотворцев третьего периода предначался славным епископом Кизика, св. Германом, в последствии патриархом цареградским. Должно думать, что свой канон на память шести вселенских соборов, особенно шестого 180 , св. Герман сложить еще в Кизике, в то время, как святые изображения Отцов сего собора извергаемы были из храмов по воле императора Филиппика 181 . Вскоре (714 г.) вступил Герман на кафедру патриаршества константинопольского, и здесь уже, по всей вероятности, почтил хвалебною песнию (каноном) св. Иоанна Постника , некогда (VI в.) тот же самый престол занимавшего. Здесь же св. Герман составил множество песнопений в честь других святых, а также украсил песнопениями многие Господские и Богородичные праздники 182 . При нем воцарился Лев Исавр (717 г.), который воздвиг гонение на св. иконы и их почитателей. С достойною истинного архипастыря твердостью, противустал иконоборцу-царю всехвальный Герман, за что претерпел неисчислимыя бедствия и наконец был свержен с патриаршества после 15-летнего архиерействования (730 г.). Скончался он, в 740 году. Его святая память празднуется Церковью 12 мая 183 . Приписываемые св. Герману каноны: на перенесение Нерукотворенного Образа от Едеса в Царьград и на воспоминание VII вселенского собора, очевидно, принадлежат не ему, а другому писателю, ибо перенесение Нерукотворенного Образа случилось в X в., при императоре Романе Лакапене. Собор VII был хотя и в VIII веке но уже после кончины св. Германа (788 в.). Канон на память VII собора мог быть приписан Герману, как певцу VI вселенских соборов. Равным образом и в службе Нерукотворенному Образу должны принадлежать ему какие либо песнопения, по коим приписан ему и канон на перенесение Образа. В спорах с иконоборцами св. Герман не редко указывал на нерукотворенное изображение лика Спасителева, хранившееся в Едесе. При том сему изображению и прежде совершалось празднество всею православною Церковью, на каковое празднество ссылались и Отцы никейские 184 . Песни Германовы, по духу и тону своему, имеют большое сходство с песнопениями Анатолиевыми, даже заключают в себе многие мысли и выражения, совершенно сходные с теми, какие находим в сих песнопениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: воянесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73—75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности...    Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302—332 2. Аристакес 332—339 3. Вартанес 340—355 4. Усик 356—361 5. Барсег 362—364 6. Нерсес I 364—383 7. Саак 384—385 8. Завен 385—386 9. Астаракес 387—389 10. Исаак I 390—440 11. Иосиф I 441—452 12. Мелите 452—457 13. Моисей I 457—464 14. Гют 465—474 15. Христофор 475—479 16. Иоанн I Мандакуни 480—486 17. Бабкен 487—491 18. Самуил 492—501 19. Муше 502—509 20. Исаак II 510—515 21. Христофор II 515—521 22. Леонтий 521—523 23. Нерсес II 524—532 24. Иоанн II 533—550 25. Моисей II 551—593 26. Авраам I 594—616 27. Комитас 617—624 28. Христофор III 625—628 29. Езр 628—639 30 Нерсес 640—660 31. Анастасий 661—666 32. Израиль 667—676 33. Исаак III 677—702 34. Илия 703—717 35. Иоанн III 718—728 36. Давид I 729—740 37. Тиридат I 741—763 38. Тиридат II 764—766 39. Сион 767—774 40. Исаия 775—787 41. Стефан 788—790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792—794 45. Иосиф II 795—805 46. Давид II 806—832 47. Иоанн V 833—854 48. Захарий I 855—875

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На первый год правления Льва падает достопамятная осада Константинополя. Маслама, взявши Пергам, перезимовал в Азии, а летом 717 года переправился у Абидоса через Геллеспонт. В середине августа он расположился лагерем под стенами столицы, в начале сентября подошёл к нему флот под командой Сулеймана. Но защита велась Львом и осмотрительно и энергично. Греческий огонь истребил суда. Хотя мусульмане с величайшей стойкостью выдерживали тягости необычайно холодной зимы и целый год держались под столицей, в конце концов, они были вынуждены в августе 718 года, потерпев громадный урон, удалиться в Сирию. Всемирно-историческое значение этого события не может быть оценено достаточно высоко: напор арабов достиг своего высшего напряжения; Византия и её император, отразив его, спасли христианство и западноевропейскую культуру. Ещё до сего дня возносит православная церковь в гимне акафиста благодарение трём великим героям: Ираклию, Константину IV и Льву III за избавление от аварской, персидской и арабской опасностей. В течение правления Льва часто ещё возобновлялись мусульманские набеги в Малой Азии; но они не вызывали больше опасений за империю. В 740 году у Акроина, над арабами была одержана большая и решительная победа. Добрые отношения с севером были закреплены браком наследника престола Константина с хазарской принцессой Ириной. Восстания внутри империи император подавил с энергичной быстротой. Сицилия, возмутившаяся во время осады столицы и провозгласившая претендента, без труда была вновь приведена к покорности. Обеспечив себе, таким образом, внешнее и внутреннее спокойствие, великий правитель мог приступить к упорной работе над возрождением империи. О его усердной законодательной деятельности свидетельствует обнародованная им совместно с его сыном и соправителем Константином " эклога законов«, краткий сборник действующего права, представляющий собой его средневековое развитие под христианским влиянием. Узаконения относительно земледелия ( νμος γεωργικς), регулирующие отношения арендаторов к помещикам и внутренние отношения свободных сельских общин по владению землёй, были вызваны, по весьма вероятному предположению, заселением империи новыми элементами населения (мардаитами и армянами в Малой Азии, славянами на Балканском полуострове). Замечательно, что эти новые арендаторы и крестьяне, в противоположность старым, прикреплённым к земле колонам, пользуются личной свободой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

St. Dionysii Areopag., de divinis nominibus, IV, 19 (Migne patrolog. ser. gr.,III, с. 717)180 Ср.: Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 48 (4.19, 717 В).]. 725 St. Maximi scholia in lib de divinis nominibus (Migne, IV, c. 73). 726 De div. nom., IV, 20 (Migne, IV, с. 273)181. 727 Ср.: Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 48—50 (4.20, 717 С — 721 В). 728 De div. nom., IV, 20 (Migne, IV, с. 273). 729 Ср. там же. С. 53 (4.23, 725 А). 730 Безрассудный гнев, безумные желания, безудержное воображение (греч.). См. там же. С. 53 (4.23, 725 В). 731 Ср. там же. С. 53 (4.23, 725 С). 732 Там же. С. 54 (4.24, 725): «…Ни в демонах, ни в нас нет зла как сущего, и проявляется оно только как оскудение совершенств и при отречении от присущих нам добродетелей». 733 Там же. С. 54 (4.26, 728 С): «Но и в природе, взятой как целое, также нет зла». 734 Ср. там же. С. 55 (4.27, 728 C—D). 735 De div. nom., 27 (Migne, IV, c. 728) 180 .[ 180 Ср.: Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 48 (4.19, 717 В).] 736 Ib., IV, 30—31, col. 732 «Στρησις αρ εστ το κακν, κα Βλλειφις, και ασθνεια, και συμμετρα, και αμαρτα, και ασκοπον, κα ακαλλες, και αζωον, κα νουν, κα αλογον, κα ατελς, και ανδρυτον, κα dvamov, κα αριστον, κα αγονον, κα αργον, κα αδρανς, κα ατακτον, κα ονμιον, κα πειρον, και σκοτεινν, και ανοσιον, κα αυτ μηδαμς μηδαμ μηδν öv» " . 737 Ib., IV, 32, col. 732. 738 См. Несмелое, цит. соч. 407—410, 500. 739 Вопросоответы к Фалассию. Пер. С. Л. Епифановича. Богосл. Вести., 1916, II, стр. 31—32. Ср. Migne, t. 90, с. 253. 740 В здешних вещах да будет свой собственный образ, а не Божий, от которого все они происходят (лат.). 741 De civ. Dei, XIV, 13, 11 (Писарев, 103). 742 Зло происходит от добра, и ни от чего иного, как от добра возникнуть не может (лат.). 743 De nupt. et concup. I, II, c. 28 (Писарев, 103). 744 Благо все–таки без зла существовать может, зло же без блага не может существовать, ибо все существующее по самой природе непременно есть благо (лат.). 745

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

   Накакоодзи Яков — 717    Накамура — 24, 452    Накамура Авраам — 22    Накамура Игнатий — 19    Наканиси Павел — 672    Накано Мелетий — 609    Накано Павел — 25, 26    Накараи (Накарай) Василий — 75, 451, 637, 818    Накасима, врач — 15    Накасима Иоанн (Иван) — 204, 282, 284, 362, 615, 802    Накасима Николай — 200, 539, 560, 565    Накасима Тит — 115:270, 674    Накахара Илья — 659    Накацугава Гедеон — 740    Накацука Иов — 102:453    Накацука Семен — 102    Намеда — 578    Намеда Вера — 753    Намеда Климент — 113, 305, 753    Намеда Надежда — 681, 682    Нараэаи Сергий — 55    Нарита Иоанн — 501    Насукава Яков — 673    Небогатов — 469    Небольсин — 174    Невель — см. Newell    Негуро (Негоро) Яков — 201, 289, 412, 511, 516    Негус — 192    Немото Давид — 12    Немото Дмитрий — 170    Нерчин, богач — 174    Нечаев П. — 527    Нечаев-Мальцев Юрий Степанович — 140    Нива, из Сейненквай — 246, 247    Нива Сейдзиро — 443    Нива Екатерина — 107    Нива Иван — 106, 107    Нива Мария — 106, 107    Нива Матфей (Матвей) — 106, 107, 673, 689    Нива Яков — 660    Нигано Павел — 166    Ниеми Давид — 232    Ниидзима, основатель Христ. университета — 184, 247    Ниицума, язычник — 155    Ниицума Вениамин — 37    Ниицума Андрей — 37    Ниицума Георгий — 566    Ниицума Екатерина — 564    Ниицума Иосиф — 37    Ниицума Мария — 203, 822    Ниицума Павел — 37, 85, 117, 142, 194, 198, 203, 260, 427, 486, 546, 613, 637, 822    Ниицума Петр — 37    Никанор, архепископ — 53, 299    Никанор, повар — см. Такасе Никанор    Никитин Д. Я. — 599    Николай, св. — 568    Николай Алеутский — 82, 103, 105, 108, 109, 230, 249, 276, 283, 469    Николай Чудотворец — 305, 526, 530, 717    Николай, епископ — 94, 225, 328, 581, 724    Николай II — 309, 314, 615    Никон, архимандрит — 107    Никон, патриарх — 825    Ниномия Иосиф — 218, 219    Ниномия Сира — 218, 219, 235, 237    Ниси, барон — 636    Ниси Петр — 609    Нисима — 350, 351    Нисимура Павел — 304    Нитто, католик — 720    Ногива Георгий — 717, 734

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010