Вышедшие навстречу Иисусу Христу одни видели в Нем великого пророка, другие хотели видеть Мессию; у нас же поется: " ризы постилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш " . Но кто же из богословов согласится подписаться под тем, что вышедшие навстречу Христу знали, что Он есть Бог?» 714 Неделя ваий. Повечерие. Канон. П.8. 715 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. — ЖМП 4, 1992. С. 33—34. 716 Великая пятница. Веч. Стих.ГВ. Богородичен. 717 Великая пятница. Веч. Стиховн. 718 Великая пятница. Веч. Стиховн. 719 Великая суббота. Утр. Тропарь на «Бог Господь». 720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV—XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV—XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником, о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 722 Или «присутствие». 723 Имя «Иисус», взятое из греческого текста, в славянском переводе отсутствует. 724 Мф. 28:1—20. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 726 О Марке Идрунтском см., в частности: И. Мансветов. Церковный устав. С. 216—217. 727 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 728 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 729 Великая суббота. Утр. Канон. П.3. 730 Великая суббота. Утр. Канон. П.4. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 732 Великая суббота. Утр. Канон. П.5. 733 Великая суббота. Утр. Канон. П.6. 734 Великая суббота. Утр. Канон. П.7. 735 Вариант перевода: «ранен был ад в сердце, приняв раненного копьем». 736 Великая суббота. Утр. Канон. П.8. 737 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 738 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 739 Выражение «всеродный Адам» указывает на то, что под Адамом понимается все человечество. 740

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Сочинение Ласкариса Канана завершалось данными о расстоянии в милях от Бергена до Слёйса во Фландрии, а оттуда до Португалии. Лев III Исавр (подлинное имя Конон, годы правления 717741) – выходец из провинциального сирийского города Германикии, византийский император, основатель Исаврийской династии, пришедший к власти в ходе мятежа и опиравшийся на военную знать и фемное войско. Талантливый воин и опытный дипломат, он отразил нападение арабского флота, вошедшего в Босфор в составе 1800 кораблей, на Константинополь (717 г.) и одержал блестящую победу над арабами при Акроине (740 г.). В 729 г. Лев III отправил посольство к берегам Волги и заключил союз с хазарами, женив своего сына Константина на дочери хазарского кагана (732 г.). Император издал эдикт о переходе Сицилии, Калабрии и стран Балканского полуострова (Македонии, Иллирии, Эпира, Фессалии, Дакии) под юрисдикцию константинопольского патриарха, аннулировал льготы, которые имели папские владения в этих областях, и передал все доходы византийской казне. В своей политике внутри страны Лев III стремился создать сильную государственную власть, отвечавшую интересам фемной знати, и подчинить себе церковь , объединив все оппозиционные церкви и монашеству силы: часть епископов, недовольных политикой высшего духовенства, провинциальную военную знать, войско стратиотов, жителей Константинополя. В 726 г. император поддержал малоазийское духовенство, выступившее против почитания икон. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший антропоморфные изображения, которые рассматривались как идолопоклонство. Лев III сместил иконопочитателя патриарха Германа, назначив на его место иконоборца Анастасия. Иконоборческая политика императора ускорила создание союза римского папы и франкского короля. С целью укрепления центральной власти Лев III начал реформы в области права, издав краткий законодательный сборник «Эклога» (726 г.). Красной нитью в нем проходила идея национальной солидарности и государственно-религиозного патриотизма: рабы, боровшиеся с врагом, становились свободными, воинам-победителям гарантировалась доля добычи, расхитители имущества крестьян-ополченцев сурово наказывались, отрекшиеся в плену от христианства передавались церкви, перебежчики к врагу и те, кто выступал против императора, предавались казни. «Эклога» была направлена на защиту частной собственности, рабовладения, малой семьи и долгосрочной аренды. В ней утверждались справедливость и равенство перед судом как богатых, так и бедных. Это способствовало росту популярности императора среди населения (см. эклога ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Герман Константинопольский, свт. - житие Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668 - 685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев. Впоследствии он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717 - 741), однако силы были неравны, и он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию. На Седьмом Вселенском Соборе (787) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: " Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию " и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца. Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на Седьмом Вселенском Соборе. Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Герман Константинопольский, свт. " .

http://pravicon.com/info-2074

Дочь аристократической фамилии, плод молитв благочестивой матери, блаженная Феодора с детства воспитывалась в Кесарийской обители св. Анны 375 . Отец её был патриций Феофил, мать Феодора. Мать долго была бесплодной и часто молилась о разрешении неплодия её; когда родилась дочь, мать дала обет посвятить её Богу. В выполнение обета дочь воспитывалась в обители и полюбила уединение её. У св. Василия, архипастыря Кесарийского, разрешён был вопрос: «с какого возраста надобно дозволять произносить обет о посвящении себя Богу?» Как видно и в его время были строгие судьи делам благочестия и осуждали за принятие детей в обитель. Он пишет: «поскольку Господь говорит: оставите детей приходить ко Мне ( Мк.13:14 ), и Апостол похваляет измлада изучившего писание ( 2Тим.3:15 ), то всякое время и время первого возраста почитаем способным к принятию приходящих. Детей, у которых нет родителей, принимаем сами собой из соревнования Иову ( Иов.29:12 ) быть отцами сирот; которые же зависят от воли родителей и которых сами родители приводят, принимаем при многих свидетелях, чтобы не подать случая желающим найти случай; но заградить всякие неправедные уста, говорящие против нас хулу». Сказав, что принятым детям надобно давать особое помещение, продолжает: «но молитвы, которые установлено совершать днём, должны быть общие и для детей и для старших, потому что у детей через соревнование старшим укореняется навык к сокрушённой молитве». Занятиями детей в келье должны быть обучение грамоте и обучение какому-нибудь ремеслу. «Когда раскроется разум и придёт в действие рассудок, тогда должно принимать обет девства, как уже твёрдый, произносимый по собственному расположению и рассуждению при совершенной зрелости разума 376 . Имп. Лев Исаврянин (717–740 г.), первый иконоборец из императоров, не любил монашества. Он нашёл себя в праве распорядиться юной Феодорой по-своему усмотрению, вопреки обету матери её и вопреки воле самой дочери. По его повелению юную Феодору насильно взяли из монастыря и доставили ко двору. Лев назначил для неё жениха – одного из молодых аристократов. Всё приготовлено было к браку – и наряды и приданое. Тяжело, очень тяжело было невольной невесте:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дикайофилак (дикеофилак) – старший судья. Диканикий – см.: рабда. Дикаст – судья. См.: акроат, архонт, экдик. Дикастирии – учреждения светского суда в Константинополе. Дикеофилакс – хранитель судебных решений, знаток права. Дикерат (дикератон) – 1) дословно «два кератия», дополнительный денежный налог, введенный василевсом Львом III (717–740 гг.) в основном для нужд возведения и ремонта оборонительных стен Константинополя. Взимался в размере 1 милиарисия (милиаренса) с каждого солида; 2) дополнительная статья к основному денежному налогу в X-XII вв.; см.: параколутемата, экзафолл (гексафоллон). Дик17;рий – вид подсвечника. См.: церковная утварь. Диль (Diehl) Шарль (1859–1944 гг.) – плодовитый французский византинист, автор нескольких трудов по эпохе императора Юстиниана I (527–565 гг.), фемному устройству, провинции Африке под византийским владычеством, византийскому искусству и др. Создатель великолепно написанных обобщающих книг по истории Византии. Димакеллон – дословно «Двойной макеллон», ряды эргастириев макеллариев в южной части Константинополе. Они же – Леомакеллон. Димарх – лицо, возглавлявшее один из димов; термин известен с начала VII в. В дворцовом церемониале принадлежал к императорской иерархии, обладая санами ипата и даже протоспафария, имел собственный штат должностных лиц из хартулариев, нотариев и даже мелиста – сочинителя аккламаций и песнопений. Димитрий Кидонис (ок. 1323–1397/98 гг.) – один из самых талантливых и плодовитых писателей, политический деятель XIV в., приближенный императора Иоанна Кантакузина и его преемника Иоанна V Палеолога, философ, знаток западной науки, сторонник сближения Византии с Западом, противник исихасма, автор похвального слова во славу тех, кто погиб во время гражданской войны в Фессалонике в 1346 г., а также многочисленных бесед и 450 писем (все изданы). Заподозренный в приверженности католицизму, уехал в Венецию, а затем на Крит, где и умер. Димитрий Хоматиан – хартофилак болгарской архиепископии, а затем архиепископ всей Болгарии (ок. 1216–1234 гг.), канонист, автор многих писем. См.: эпистолография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киреевский, Иван Васильевич (1806–1856) — писатель и публицист. 479, 492. Киселев, Сергей Дмитриевич (ум. 1851) — военный, друг Пушкина. 285, 400. Кистер, Василий Иванович — ростовщик. 485. Клейнмихель, Петр Андреевич, граф (1793–1869) — в 1835 г. — директор инспекторского департамента в военном министерстве, лицо, близкое к Николаю I. 675. Княжевич, Дмитрий Максимович (1788–1844) — литератор и чиновник. 557. Коллегия Иностранных дел — Деловые бумаги 1. Коншин, Николай Михайлович (1793–1859) — второстепенный поэт. 432, 433, 752. Корсаков, Петр Александрович (1790–1844) — писатель, переводчик и цензор, брат лицейского товарища Пушкина Н. А. Корсакова. 734, 740. Корф, Модест Александрович, барон, впоследствии граф (1800–1876) — лицейский товарищ Пушкина, с 1831 г. — управляющий делами комитета министров. 518, 736. Краевский, Андрей Александрович (1810–1889) — журналист. 652, 703, 717, 723, 724, 732. Кривцов, Николай Иванович (1791–1843) — офицер, участник войны 1812 г., приятель Пушкина. 8, 60, 393. Крылов, Александр Лукич (1748–1853) — профессор Петербургского университета, цензор. 694, 730. Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797–1846) — поэт, декабрист, один из ближайших друзей Пушкина. 73 (?), 178. Лажечников, Иван Иванович (1792–1869) — писатель. 564, 611, 674. Люценко, Ефим Петрович (1776–1854) — чиновник и литератор. В 1811–1813 гг. служил секретарем хозяйственного правления Царскосельского лицея. 660. Майгин N. 61. Малиновская, Анна Петровна (1770–1847) — жена директора Московского архива Министерства иностранных дел, археолога А. Ф. Малиновского. 551. Мансуров, Павел Борисович (р. 1795) — офицер, театрал; был членом театрального и политического общества «Зеленая Лампа». 9. Мартынов, Иван Иванович (1771–1833); в 1803–1817 гг. директор департамента народного просвещения. 1. Миллер, Павел Иванович (1813–1885) — лицеист VI выпуска. 439, 445, 449, 458. Министерство Иностранных дел — Деловые бумаги 11. Мойер, Иван Филиппович (1786–1858) — хирург, профессор Дерптского университета; был женат на племяннице Жуковского, М. А. Протасовой. 147.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Такой порядок оставался неизменным и в первое время христианизации империи. Первые христианские государи, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании. Заключение брака в Византии В 428 году императоры Феодосий II (408-450 гг.) и Валентинан (425-455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих новеллах определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить пред ним о желании вступить в брак; лицам из сословия сенаторов указано было обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В эклоге Льва Исаврянина (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке, с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки своим благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без ее благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь, хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886-912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081-1118 гг.) распросгранил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282-1328 гг.) и Константинопольский Патриарх Афанасий (1303-1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432452/

Такой порядок оставался и в первое время христианизации Римской империи. При этом первые христианские императоры, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской, юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании, которое по-прежнему совершалось через епископское благословение. В 428 году императоры Феодосий II (408 – 450 гг.) и Валентиниан (425 – 455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путём выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих «Новеллах» определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак; лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В «Эклоге» Льва Исаврянина (717 – 741 гг.) и Константина Копронима (741 – 775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки епископским благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь , хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886 – 912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 25 июля православные празднуют память иконы Божией Матери «Троеручица» 1 мин., 25.07.2023 25 июля Православная Церковь празднует память чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII в.). История этого образа Богородицы тесно связана с жизнью одного из известных святых отцов Церкви преподобного Иоанна Дамаскина (+ ок. 780 г.). В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон святой Иоанн был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Правитель Дамаска приказал отсечь кисть руки у преподобного и повесить ее на рынке. Вечером того же дня святой Иоанн выпросил у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. Он просил Богородицу исцелить руку, писавшую в защиту православия. После долгой молитвы святой Иоанн задремал и увидел во сне, что Божия Матерь пообещала ему скорое исцеление. При этом Она повелела ему без лени трудиться этой рукой. Проснувшись, преподобный Иоанн увидел, что рука снова на месте и невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию преподобный Иоанн также написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является частью Литургии святого Василия Великого. Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в сербской Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Во время нашествия турок на Сербию христиане поручили икону попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который самостоятельно пришел в Хиландарский монастырь на Афоне. С тех пор, чудотворный образ пребывает в этой обители, причем занимает игуменское место. До сих пор в монастыре избирается только наместник, а монахи, по обычаю, получают от иконы благословение на все послушания. Читайте также: Нарымская " Троеручица " : как пришла в Колпашево икона с Афона и как ее почитают сейчас? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdnuyut-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010