Итак, ныне ты найдешь те же самые признаки порицаний и похвал не только по отношению к Иоанну, но и по отношению ко всем остальным. И совершенно так, как в то время плохо говорили о Христе и об апостолах, когда кричали ефесяне: Вот всесветные возмутители ( Деян. 17:6 ), а ныне перестали, ибо прославляют их, ты обнаружишь, после ухода этого поколения, что Иоанна также почитают как мученика 710 , ибо противники примирятся через похвалы, обращенные к нему. Сколь многие, подобно свиньям и собакам, говорят: Он обольщает народ ( Ин. 7:12 ) и так далее, и сколь многие ученики, взыскав Его, истинно и разумно изрекают: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Если же при Христе Спасителе среди такового множества людей обнаружились вначале двенадцать, разумно познавшие Иисуса, хотя многие и до сих пор болтают вздор, почему мы должны проводить точное исследование того, что говорят об Иоанне, человеке, являющимся ничем перед плюновением Христа? Почему же я говорю «перед плюновением»? Разве не перед «краем одежды» 711 . Ибо все народы, как капля из ведра, и как плюновение рассматриваются ( Ис. 40:15 ). Что же касается его обычая, о котором ты сказал, что он надмевается, то дело обстоит так. Прежде всего, конечно, невозможно, чтобы он шутил с первым встречным, не говоря уже о том, чтобы надмеваться. Если же он видел где-нибудь своих близких учеников, или клириков, или епископов, надмевающихся из-за воздержания от чего-либо или из-за подвигов телесной добродетели, он, шутя, называл их противоположным образом, говоря: «пьяный, опившийся водой», «нестяжательный любостяжатель», «милосердный вор», ибо это есть прекрасный вид наставления, обращенный к близким, благодаря которому не свойственное [добродетели] утверждает свойственное [ей]. Поистине же он почитал целомудренного юношу выше распутного старца и любящего учение старца выше неученого юноши; нестяжательного простеца – больше образованного сребролюбца и добродетельного мирянина – выше ленивого монаха, что, возможно, и называют надмением ищущие почестей. Хотя даже Священное Писание в некоторой степени содержит надмение, когда Иоанн сказал приходящим получить у него наставление: Порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Лк. 3:7 ), и вновь, когда Павел в Деяниях говорит первосвященнику: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ( Деян. 23:3 ), и когда Спаситель говорит иудеям: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения ( Мф. 12:39 ) и всем апостолам о, несмысленные и медлительные сердцем ( Лк. 24:25 ) 712 , и Петру, называя его сатаной: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн ( Мф. 16:23 ), хотя не было никакой значительной вины, породившей эти порицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Если, – говорит поэтому св. апостол Иаков, – кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из нас скажет им: идите с миром, грейтесь и насыщайтесь, но не даст им потребного для тела, что пользы» 707 . Побуждение благотворить ради небесной награды есть частное выражение того общего закона Царства Божия, по которо­му ради вечного должно жертвовать временным и ради любви к Христу любить Его меньших братьев. Таким образом, и в Новом Завете милостыне усваивается самое высокое значение – служения Богу в лице нуждающихся. Такой ореол святости, каким окружается в христианстве дело милостыни, объясняет всецело и то, что милостыня в христианстве должна быть проникнута духом совершен­ной любви и свободы. Те свойства милостыни, какие нашли выражение и в Ветхом Завете – щедрость, свобода и любящая настроенность – все­цело приложимы и к характеристике христианского милосердия. Полнота любви делает, прежде всего, то, как мы уже говорили, что верующий не может смотреть на свое имущество, как на принадлежащее ему лично, но видит в нем достояние всех неимущих. Отсюда необходи­мым свойством христианской милостыни является щедрость, не знаю­щая границ. Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет 708 . И как мы уже видели, идеальная евангельская точка зрения в отношении милостыни та, что необходима готовность к совершенному отречению от своего имущества. Имеющий две одежды должен дать одну неимущему, поступая так же и в отношении пищи; высшая ценность принадлежит милостыне вдовы, по­жертвовавшей все свое дневное пропитание и т. д. Если св. апостол пишет коринфянам: «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тягость, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их не­достатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» 709 , – то такое наставление делается понятным для нас, если мы вспомним, что апостол считал избытком: «имея пропитание и одежду, – говорит он, – будем довольны этим» 710 . И если коринфян св. апостол побуждает к милостыне советом соблюдать равномерность, то радуется полноте любви македонян, которые были доброхотны по си­лам и сверх сил 711 . Щедрость в христианской милостыне может иметь одну лишь границу: в удовлетворении нужды ближних. И как бесконечны ну­жда и горе людей, так не имеет границ и долг творить милостыню. Таким образом, совершенная любовь в деле милостыни выражается, прежде всего, в щедрости, в готовности всем пожертвовать ради ближне­го, и в этом случае критерием ценности милостыни служит та мера само­отречения любви, какая проявляется в милостыне, что уже было отмечено нами раньше, и о чем так наглядно говорит евангельский рассказ о вдове с ее двумя лептами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Правление имп. Юстиниана II Ринотмита, последнего представителя династии Ираклия, дважды занимавшего престол (685-695, 705-711), вошло в историю Византии как одно из самых трагичных и жестоких. Неурядицы в халифате позволили ему заключить с арабами выгодный мир и вернуть под свой контроль Армению и др. страны Кавказа (ок. 686). Пользуясь миром на Востоке, имп. Юстиниан II совершил первый за долгие годы поход против славян во Фракию и Македонию (688-689); значительная часть покоренных славян была переправлена в Вифинию, где из них было сформировано особое войско. Желая освободить кипрских христиан «от ига язычников» (Кипр считался совместным владением императора и халифа), Юстиниан организовал их переселение на Кизикский п-ов, где был основан г. Юстинианополь (ок. 691). Не менее активной была церковная политика императора, созвавшего Трулльский Собор. Однако неудачная война Юстиниана II с арабами (проигранная из-за измены слав. войска ок. 692) и его увлечение дорогостоящим строительством (сопровождавшееся злоупотреблениями сановников) способствовали успеху заговора. Юстиниан II был свергнут с престола и изувечен (отсюда его прозвище Ринотмит, т. е. «с урезанным носом»), затем сослан в Херсонес. При следующем императоре полководце Леонтии (695-698) Византия потеряла Лазику (696) и Африку (697/8); флот, посланный на освобождение Карфагена, вынужден был отступить на Крит, где против Леонтия вспыхнул мятеж. Новым императором был провозглашен некий Апсимар, принявший имя Тиверия II (698-705). С помощью измены ему удалось овладеть К-полем. Имп. Тиверий II. Солид Имп. Тиверий II. Солид Смирившись с утратой Африки, Тиверий начал укреплять стены К-поля и границы с арабами в горах Киликии. Его армии удалось совершить первый за долгие годы удачный поход в Сирию (ок. 698). Однако Армения после перехода на сторону арабов местных князей и подавления восстания, сопровождавшегося массовым уничтожением арм. знати (702-705), надолго попала под власть халифата. Имп. Юстиниан II бежал из Херсонеса к хазарам (взяв в жены сестру кагана), а затем к болг. хану Тервелю, при помощи к-рого овладел К-полем и жестоко отомстил противникам, в т. ч. К-польскому Патриарху Каллинику I , к-рый был ослеплен и отослан в Рим (705). Свое возвращение на престол Юстиниан II считал делом Божественного Промысла и стремился подчеркнуть свое благочестие. Во время визита папы Константина I император устроил понтифику пышный прием в Никомидии (710-711). Жестокие карательные экспедиции, посланные имп. Юстинианом против Равенны (709) и Херсонеса (710), вызвали восстания в этих городах. В Херсонесе был провозглашен императором некто Вардан, нашедший поддержку у хазар. На его сторону перешли войска Юстиниана, и внушавший ужас император был свергнут и казнен (711). Вместе с ним пресеклась династия Ираклия, стоявшая у власти в течение века.

http://pravenc.ru/text/372674.html

71 Патрикий Феодор явился на корабле в гавани Равенны и обманным образом привлек к себе знаменитых равеннцев. Когда они, не подозревая измены, пришли на корабль, здесь перехватали их, заковали в цепи и потом отправили в Византию. Юстиниан подверг их жестоким пыткам и присудил к мучительным казням. В Италии это событие произвело сильное движение против Византии, и многие города тогда же готовы были отложиться от императора, если бы он, предвидя опасность, не пригласил в Константинополь и ласками не привлек на свою сторону римского епископа, по счастью для него восточного происхождения (Константин I, 708–715). Почет, оказанный Константину в столице империи, и новые привилегии епископскому престолу, может быть, подкупили папу в пользу императора. Пользуясь его отсутствием, из Рима явился в город экзарх, арестовал знатнейших из клира и народа. К сожалению, мы имеем обо всем этом весьма отрывочные сведения и не знаем, почему происходили аресты; но когда экзарх возвратился в Равенну, там поднялось против него сильное неудовольствие, стоившее ему жизни. Волнения в Равенне происходили в 710 и 711 гг. Во главе движения стоял сын Иоанникия, казненного Юстинианом II, Георгий; он носил звание капитана (capitano del popolo). Весь город разделен на 12 знамен или отрядов (bandus); каждый отряд подчинялся отдельным начальникам. По образцу равеннской милиции устроено было городское войско и в других местах. В союз с Равенной вступили и другие города экзархата, совокупные усилия северных городов греческой Италии направлены были к низвержению византийского господства. В 710 г., таким образом, ясно обозначилось, что городская община не погибла в Италии, что в милиции нашла она силу против внешнего угнетения; идя таким путем, городские общины постепенно развиваются в городские коммуны и республики. В то же время и в Риме по случаю присылки еретических мнений нового императора обнаружилось небывалое движение. Populus Romanus в согласии с клиром сделал постановление – не принимать мнений императора Филиппика (711–713) и не признавать над собой его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Искомое название. Не может использоваться вместе с eipageid. eipageid Искомый идентификатор страницы. Не может быть использован одновременно с eititle. Type: integer eicontinue Когда доступно больше результатов, используйте это для продолжения. einamespace Пространство имён для перечисления. Значения (разделённые с помощью или альтернативного разделителя ): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 102, 103, 106, 107, 108, 109, 112, 113, 114, 115, 274, 275, 420, 421, 710, 711 Для указания всех значений, используйте . eidir Порядок перечисления. Одно из следующих значений: ascending, descending По умолчанию: ascending eifilterredir Как фильтровать перенаправления. Одно из следующих значений: all, nonredirects, redirects По умолчанию: all eilimit Сколько страниц вернуть. Тип: целое число или max Значение должно быть между 1 и 500. По умолчанию: 10 Примеры: Перечислить страницы, содержащие данную ссылку. Параметры: euprop Какую информацию включить: ids Добавляет идентификатор страницы. title Добавляет заголовок и идентификатор пространства имён страницы. url Добавляет ссылку, использованную на этой странице. Значения (разделённые с помощью или альтернативного разделителя ): ids, title, url По умолчанию: eucontinue Когда доступно больше результатов, используйте это для продолжения. euprotocol Протокол ссылки. Если оставлено пустым, а euquery задано, будут найдены ссылки с протоколом http . Оставьте пустым и euquery , и данный параметр, чтобы получить список всех внешних ссылок. Одно из следующих значений: Может быть пустым или bitcoin, file, ftp, ftps, geo, git, gopher, http, https, irc, ircs, magnet, mailto, matrix, mms, news, nntp, redis, sftp, sip, sips, sms, ssh, svn, tel, telnet, urn, worldwind, xmpp По умолчанию: (пусто) euquery Поисковый запрос без протокола. См. Special:LinkSearch . Оставьте пустым для получение списка всех внешних ссылок. eunamespace Пространства имён для перечисления. Значения (разделённые с помощью или альтернативного разделителя ): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 102, 103, 106, 107, 108, 109, 112, 113, 114, 115, 274, 275, 420, 421, 710, 711 Для указания всех значений, используйте . eulimit

http://azbyka.ru/palomnik/api.php?action...

«Часто ездяше и по суземку по скитам», говорит Филипов об Андрее Денисове (стр. 143); «не токмо в своих монастырех, но и по суземку ездя в скиты всех поучая», говорит он о Петре Прокопьеве (стр. 157); «вопроси во всем суземке, во всех скитех: кто церковные службы торжествовати по уставу и по чину научи? возгласят вси без сумнения: Петр еклисиарх» (там же стр. 158). Одним словом: суземок – не деревни, а скиты, и следовательно я имел право назвать скитян «суземскими жителями» (Сем. жизн. I, стр. 28), – тем более, что сам Филипов не раз называет скитян суземскими жителями (Истор. выг. пуст. стр. 218, 457 и др.). Г. Барсов, оканчивая свою статью и снова советуя мне сличать по началам исторической критики одни с другими разнохарактерные материалы, с массой которых мне постоянно приходится иметь дело, замечает, что это нужно для того, «чтобы разграничить и отличить чистую научную истину от сенсационных примесей и тенденциозных наростов, от фальсификаций и лжи, которыми раскольничьи сочинения страдают едва ли не более, чем какой либо иной род литературы» (стр. 711). С этим последним замечанием уважаемого сослуживца моего я вполне согласен. В заключение считаю долгом заявить, что, признавая с своей стороны спорные вопросы, возбужденные Н.И. Барсовым , достаточно разъясненными, я не намерен более отвечать на его возражения, если бы таковые сделаны были им. 1 Г. Барсов говорит, что «просмотрев ее теперь, он находит, что ее и не зачем было читать», так как «для решения спорного вопроса она решительно ничего не дает» (стр. 710–711). Я указывал г. Барсову на свою заметку о «рассказах» г. Максимова не для того, чтобы при помощи ее он мог решить вопрос: проповедывал ли Корнилий обязательное безбрачие, а для того, чтобы показать, что житие Корнилия, которое он рекомендовал мне «исследовать», давно известно мне. 2 Уверение г. Барсова, будто бы замечание его о том, что девственное житие было обязательно для всякого поморца, нужно понимать в том смысле, что поморцы обязаны были жить девственно, «но уставам выговского монастыря» (стр. 710), несправедливо; речь его о девственном житии, обязательном для всякого поморца, относится к тому времени, когда еще только шли между поморскими раскольниками толки об устройстве монастыря и когда они жили «житейским житием» (Бр. Денис, стр. 81). 4 Понимая, что заключенному так постнику было более, чем трудно «тайно пригласить к себе» прохожих купцов, св. Димитрий Ростовский , передающий в Розыске этот рассказ Игнатия, вынужден был сделать в нем следующую перемену: «Затворенный же тех узрев и рукою к оконцу призвав, исповеда им тайно вся». (Роз. стр. 578, изд. 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/e...

Письмо 114. Н.С. Фуделю 30 VIII Усмань] 707 Милый мой Николаша. С грустью мы провожаем на днях Вареньку и Машу 708 . Оставаться одним вдвоем иногда даже страшно. Где же живое доказательство осмысленности или оправданности твоего бытия? Где дети? Тишина не всегда утешительна. А тут еще беспокойство о том – куда они уезжают, на какие тревоги или болезни? Все очень трудно в жизни, дорогой мой, не рассчитывай ни на что легкое. Ну как твои с Лялей дела – какой итог лета? Отдохнули ли? Набрались ли хорошего воздуха? Как думаете его подольше сохранить? Свидание наше было молниеносно 709 , и жизнь несется вперед, не оставляя сомнений в том, что она стремится к смерти. Прости за эти, может быть, мрачные слова. Как твои литературные дела? Боюсь, что они не дадут тебе настоящего отдыха, а только иллюзию его, и, может быть, еще более усложнят и ослабят твою и так уже слабую и сложную жизнь. Твой инстинкт прав, когда ты стремишься просто в лес, на лесную тропу, без всяких об этой тропе стихосложений. Там, в лесу, физическое утомление и простота доброго восприятия мира=все, что нужно душе. И никакого самолюбования, иначе не сумеешь развести костер или заблудишься. А искусство фатально приводит к салону. Не знаю – как можно и кто может этого избежать? Избегал Тютчев, даже не записывая часто своих стихов. Избегал Достоевский, смотря на искусство только как на средство христианской проповеди . Может быть, избегал Экзюпери от слишком острого страдания своей эпохи. Не надо отрицать искусства, – это все равно что отрицать возможность правдивого слова у любого живого человека. Но из искусства не надо делать культа, который ищет себе салона, т е я хотел сказать храма. Стихи надо уметь терять, или, как говорил Пастернак, «не надо заводить архива, над рукописями трястись» 710 . И тогда, в каких-то потерянных стихах, можно обрести слова, чистые, как капли росы на утренней траве, слова, имеющие для религиозной жизни человека большое значение, чем многие тома религиозных работ. Апостол сказал: «Дух дышит, где хочет» 711 , Дух Божий. Но как редко это бывает, как мало мы знаем этого веяния, во всей мировой литературе наперечет такие страницы. Я, наверное, уже не раз тебе писал об этом, прости. Хочется тебе здоровья, покоя, радости, вечной жизни. Обнимаю тебя, целую Лялю. П. 710 См. стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...» ( ) из книги «Когда разгуляется» (1956–1959). Ср.: «Быть знаменитым некрасиво./Не это подымает ввысь./Не надо заводить архива,/Над рукописями трястись». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Замок Каср-эль-Харана (зал 2-го этажа). Ок. 710 г. На территории И. сохранилось значительное число сооружений эпохи Омейядов (661-750). Мечеть традиц. раннеараб. типа, соединяющая гипостильный зал с открытым пространством, раскопана в цитадели Аммана (нач. VIII в.). Упрощенный вариант - квадратное сооружение с внутренними портиками вдоль стен - представлен небольшой мечетью при замке Каср-эль-Халлабат (VIII в. ?); подобное здание раскопано и в Айле (сер. VIII - сер. IX в.). При перестроенной мечети в Эль-Кастале сохранилась круглая башня (между 685 и 705), к-рую можно трактовать как минарет, возможно, старейший сохранившийся в мире. В Аммане до нашего времени дошел единственный раннеараб. городской дворец. Его монументальный вестибюль - крестообразное в плане сооружение с 2 айванами по сторонам от главного прохода (при реставрации перекрыт деревянным куполом, сомнительны не только его формы, но и сам факт наличия) - ведет во внутренние помещения, в одном из к-рых (крестообразном) находился, по-видимому, тронный зал. В И. сохранились и омейядские загородные замки, наиболее известные их аналоги находятся в Сирии и Палестине. Они примечательны соединением разнообразных рим. и месопотамско-иран. строительных и декоративных приемов. Их квадратная планировка с башнями восходит к рим. лагерям, помещения (парадные и частные покои, мечети, бани) располагаются вокруг внутреннего двора, стены украшены стукковыми рельефами, мозаиками и фресками, часто с антропоморфными изображениями. Из ранних комплексов выделяется Эль-Касталь (между 685 и 705, 68×68 м) к югу от Аммана; в здании бань были обнаружены напольные мозаики высокого качества с изображениями льва, пожирающего вола, и леопарда, когтящего газель. В замке Аббасидов в Хумайме (нач. VIII в.) обнаружены остатки фресок с растительными мотивами и изделия из слоновой кости (сейчас в музее Акабы). Особой архитектурной цельностью и сохранностью отличается компактный (35×35 м) замок Каср-эль-Харана (ок. 710) к востоку от Аммана, имеющий уникальные своды помещений 2-го этажа. От замка Кусайр-Амра (после 711, возможно 30-е гг. VIII в.) сохранились только бани с ансамблем раннеислам. фигуративной живописи. Иконографическая программа фресок связана с прославлением власти халифа и включает самые разнообразные сюжеты, восходящие преимущественно к рим. традиции: халиф и правители 6 стран, небожители и аллегорические фигуры, царские охоты и спортивные состязания, труды человека и 3 его возраста, танцующие и музицирующие люди и животные, обнаженные женщины, карта звездного неба. Фрески различаются по качеству исполнения, во многом повреждены при реставрации. Стилистически они близки к приемам рисунка, живописи и рельефа ранневизант. и сасанидского круга и, вероятнее всего, были исполнены местными мастерскими, относящимися к христ. традиции.

http://pravenc.ru/text/578380.html

2887 Впрочем, в 1Тим. 1:4 и Тим. 3:9 некоторые видят указание на (аналогичные языческим мифам) иудейские легенды касательно ветхозаветных лиц – в роде тех, какие встречаются в книге Юбилеев (F. J. А. Hort, Judaistic Christianity, p. 135 sequ.; cp. James Hasting, Art. «Genealogy» в издаваемом им А Dictionary of the Bible II, p. 141 b). 2888 А. Edersheim об апокрифически-апокалиптических писаниях иудейских замечает (The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 37, и у о. M. П . Фивейского I, стрн. 47): «если где-либо, то именно здесь мы могли бы ожидать следов новозаветного учения, и однако в этих сочинениях, рядом с часто встречающимся сходством с новозаветным учением по форме, господствует величайшее различие от Нового Завета по духу и даже – можно сказать – противоположность ему». Prof. Н. Jacoby не менее справедливо утверждает, что понятие св. Павла о Христе, как лице и (религиозно-этическом) принципе, не может быть выведено из мессианских верований фарисейства и одинаково чуждо иудейской апокалиптике и александрийской философии (Neutestamentliche Ethik, S. 399). 2889 См. и F. Н. Wallace в «Methodist Review» LXXIX, 5 (September-October, 1897), p. 710–711: «Christ and his apostles were most consciously antagonizing the main tendencies of the theology of their time, and the theologians of the time united to suppress Christianity by slaying Christ... Numerous passages might be adduced to indicate the wide gulf which yawns between that (Judaic) theology and the teaching of our Lord and his apostles», поскольку (p. 703): «There is no scintilla of evidence that this literature was to him (Jesus), what the Old Testament was, the word of God. And, as a matter of fact, there is hut little trace of the direct influence of this literature upon him, except in the adaptation and use of the Messianic title «Son of man " » (но см. выше) хотя автор допускает (р. 703), что «this (extra-canonical Jewish) literature was not the source of the teaching of our Lord and his apostles, hut it was to some extent the condition of it», поскольку (p. 710) «did much to create the theological atmosphere, partly favorable, but largely hostile, in which Christ and his apostles lived and taught», при чем (p. 703) «when we find Jude, the brother of the Lord, thus using the apocalyptic literature, we cannot deny the possibility that Jesus himself may have been acquainted with it».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Правление вернувшего себе власть силой Юстиниана II в Византии характеризовалось крайней жестокостью по отношению к любым проявлениям оппозиции. Согласно версии визант. хроник, где образ Юстиниана как тирана имел в основном отрицательные черты, в 710 г. имп. Юстиниан решил расправиться и с жителями Херсона, к-рые якобы враждебно к нему относились в период ссылки ( Theoph. Chron. P. 377-381; Niceph. Const. Chron. 44). Он направил в К. карательную экспедицию во главе с патрикием Стефаном Асмиктом, выходцем из Херсона. Подлинной причиной экспедиции, вероятно, было стремление императора потеснить хазар и вернуть контроль над Херсоном и др. визант. владениями в К. Стефан арестовал хазар. тудуна, херсонского протополита Зоила и 40 др. знатных горожан и с семьями отправил их в К-поль. Из остальных жителей Херсона 7 чел. были сожжены и 28 утоплены в море; город был разграблен, нек-рые жители были отданы в рабство. Юстиниан был недоволен действиями Стефана, к-рый в этих расправах отчасти руководствовался мотивами личной мести, и приказал ему вернуться в К-поль. На обратном пути флот попал в бурю и потерпел крушение. Визант. хронисты сообщают о гибели в море 73 или 83 тыс. чел., что является явным преувеличением. Утвердить к-польскую власть в Херсоне не удалось; новый протополит Илия перешел на сторону горожан, и Херсон вновь обратился за военной помощью к хазарам и тем самым поднял открытый мятеж против К-поля. Но имп. Юстиниан в нач. 711 г. отправил в Херсон 2-ю карательную экспедицию, к-рую возглавил патрикий Георгий Сириец. Целью предприятия на этот раз было, видимо, компромиссное решение конфликта - сместить Илию и восстановить в должности Зоила и тудуна, к-рые могли считаться более лояльными к имп. Юстиниану и одновременно обеспечить примирение с Хазарией. Экспедиция также окончилась провалом. Херсон подготовился к обороне, а при появлении к-польских чиновников у ворот горожане перебили их, захватили Зоила и тудуна и отправили их на суд к кагану. По пути тудун умер, а оставшиеся в плену визант. воины были перебиты хазарами. В Херсоне провозгласили императором Вардана, к-рый принял тронное имя Филиппик (см. Филиппик Вардан ). В ответ Юстиниан спешно собрал 3-ю карательную экспедицию, к-рую возглавил патрикий Мавр, получивший приказ стереть Херсон с лица земли. Византийцы начали осаду Херсона, своими машинами разбили 2 крепостные башни, но прекратили наступать после подхода к городу больших сил хазар во главе с каганом. Ивузир Глиаван признал Вардана визант. императором, а Мавр, опасаясь мести Юстиниана за невыполнение приказа, также перешел на сторону мятежников. В распоряжении Вардана в Херсоне оказались войско и эскадра. С этими силами мятежники отправились в К-поль и в дек. 711 г. свергли Юстиниана, посадив Вардана Филиппика на престол. Т. о., Византия и хазары стали совместно контролировать юж. К. Портовые города и их округи оставались в составе империи, но выплачивали хазарам дань и пользовались их покровительством.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010