До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

К нач. 1946 г. в пределах совр. К.-Б. насчитывалось 11 правосл. общин: в Нальчике (ц. прп. Симеона и кладбищенский храм), в г. Прохладном, в селах Докшукино (ныне г. Нарткала), Кременчуг-Константиновское, Баксан, в станицах Солдатской, Екатериноградской, Пришибской (2 храма). По данным уполномоченного по делам РПЦ по Кабардинской АССР И. Андреева, Рождество Христово в 1950 г. в храмах Нальчика и Прохладного встретило более 2 тыс. чел. Однако гонения на Церковь в 40-х гг. не прекратились. В 1949 г. закрыли Покровский храм в Прохладном. В февр. 1950 г. был уволен настоятель Покровской ц. в Баксане прот. Димитрий Сигорский за совершение треб в домах колхозников и за проведение крестного хода на р. Баксан в праздник Богоявления. Впосл. клирик был репрессирован. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в., в период усиления гонений, число правосл. общин в К.-Б. уменьшилось с 10 до 7. В 1965 г. действовали приходы в городах Нальчик, Прохладный, Майский, Докшукино, в пос. Баксан, в станицах Солдатской и Екатериноградской, составлявшие благочиние Ставропольской и Бакинской епархии. В них служили 9 священников, 2 диакона, 8 псаломщиков. До кон. 80-х гг. XX в. изменений в численности храмов и духовенства не было. В то же время, по данным властей, религ. активность жителей республики была все эти годы стабильно высокой. Благодаря благочинному прот. Иоанну Остапчуку (благочинный в 1951-1998) К.-Б. стала регионом, где правосл. священнику было относительно просто получить регистрацию. Особенно это было заметно в сравнении с крайне жесткой политикой властей в Ставропольском крае. В 70-80-х гг. XX в. значительная часть священнослужителей Ставропольской епархии была рукоположена и начала служение в Нальчике. В кон. 80-х гг. религ. жизнь в К.-Б., как и во всей стране, оживилась. В 1986 г. было построено здание воскресной школы при Симеоновской ц. в Нальчике, к 1988 г. отреставрировано здание храма. В 1990 г. зарегистрирована правосл. община в с. Новоивановском. Всего в 1992-1998 гг. было зарегистрировано 12 новых правосл. приходов. В 1999 г. построен Георгиевский храм в г. Тырныауз, первый настоятель которого свящ. Игорь Розин был убит в мае 2001 г. и ныне почитается мн. правосл. жителями республики как мученик за веру. В 2000 г. возрожден Свято-Троицкий жен. мон-рь в с. Совхозном Зольского р-на. Организован детский приют в ст-це Александровской. В Нальчике построен собор во имя равноап. Марии Магдалины (2004-2010), получивший в 2011 г. статус кафедрального. В пригороде Нальчика, в пос. Звёздном, построена ц. св. Иоанна Воина. В 2001 г. в Прохладном вместо разрушенного храма была заложена Покровская ц. Действуют храмы в воинских частях и в местах заключения. В 2011 г. приходы К.-Б. были переданы из Ставропольской епархии в новообразованную Пятигорскую и Черкесскую епархию.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Т. Д. Николаенко (до XVII в.), Ф. А. Селезнёв (XVII-XXI вв.) Н. о. входит в Волго-Вятский экономический район, является одним из наиболее экономически развитых индустриальных регионов РФ. Занимает лидирующие позиции по производству транспортных средств, нек-рых видов продукции химической промышленности, металлургии; крупный производитель бумаги, строительного кирпича, один из центров первичной переработки нефти. Религия Большинство верующих в Н. о.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ, на 1 янв. 2018 г. в Н. о. зарегистрировано 730 религ. организаций, из которых 555 представляют РПЦ (входят в Нижегородскую митрополию ). Имеется 29 общин старообрядцев, 1 община католиков, 1 община Армянской Апостольской Церкви , 76 общин протестантов, 60 мусульм. организаций, 2 иудейские общины, 2 общины международного об-ва «Сознание Кришны» , 2 орг-ции Кармы-кагьюпы , по одной общине Богородичного центра и марийской традиц. религии «Маре Вера». Границы Н. о. совпадают с границами Нижегородской митрополии РПЦ, включающей Нижегородскую и Арзамасскую епархию , Выксунскую, Городецкую епархии и Лысковскую и Лукояновскую епархию . Старообрядчество Н. о.- один из древнейших и наиболее известных центров старообрядчества в России. С регионом связаны жизнь и деятельность многих его видных представителей: это родина протопопа Аввакума и его ученика и продолжателя игумена Сергия (Крашенинникова), еп. Коломенского и Каширского Павла ; здесь служили Александр диакон , И. Неронов . Широкую известность приобрели Керженские скиты (см. Керженец ), где происходило формирование согласий , сложились важнейшие направления старообрядческой полемики. В последней трети XVII в. Керженец был «местом правления», «слово отсюда было действительно важным и за ним обращались» ( Смирнов. 1898. С. XXVIII). На протяжении 70-х гг. XVII в. в Нижегородском и Арзамасском уездах, в частности в с. Ковакса, происходили гари (самосожжения). К нач. XX в. численность старообрядцев различных согласий в пределах территории совр. Н. о. составляла ок. 120 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Лит.: Тихон (Гнатюк), иером. Украïнська koлohiя «Нова Волинь» у Парагваï//Iлюcmpobahuй календар-альманах укр. товариства «Npocbima» в Респ. Aprehmuhi на pik 1934. Буенос-Айрес, 1933. С. 85-88; Burr M. Russians in Paraguay//The 19th Century and After. N. Y., 1935. Vol. 117. P. 446-447; Cipko S., Lehr J. C. Volhynia in the New World: Ukrainian Settlement in Paraguay//Украïнський buмip. Hiжuh, 2005. Вип. 4. Кн. 2. С. 86-98; iidem. Ukrainian Settlement in Paraguay//Prairie Perspectives: Geographical Essays. Winnipeg, 2006. Vol. 9. N 1. P. 31-46; Терентьев И., иерей. Южный крест//ЖМП. 2014. 4. С. 60-64; Шабельцев С. В. Иммигранты-чакареро из II Речи Посполитой в Аргентине и Парагвае: Восп. белорусов и украинцев. Мн., 2011; Пилипенко Г. П. Экспедиция к славянам в Юж. Америку//Слав. альманах. М., 2018. Вып. 1/2. С. 289-300. Н. Е. Расторгуева, иерей Игорь Терентьев Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk Римско-католическая Церковь представлена архиепископством Асунсьон, к-рому подчинены 11 еп-ств: Бенхамин-Асеваль, Вильяррика-дель-Эспириту-Санто, Каакупе, Карапегуа, Консепсьон, Коронель-Овьедо, Сан-Лоренсо, Сан-Педро, Сан-Хуан-Баутиста-де-лас-Мисьонес, Сьюдад-дель-Эсте, Энкарнасьон. В непосредственном подчинении Папскому престолу действуют 2 апостолических викариата - Пилькомайо и Чако-Парагуайо, а также военный ординариат. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1877 г. В 70-х гг. XX в. в стране появились католики-харизматы. На 1995 г. их число составляло 106 480 чел. В П. действует приход Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), к-рому принадлежат ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Энкарнасьоне и 9 часовен близ этого города. Первые укр. греко-католики прибыли в П. в 20-х гг. XX в. В 1947-1968 гг. духовное окормление греко-католич. общин осуществлял свящ. Иван Бугера, затем, до 1992 г.,- вербист Иосиф Ризингер. После него по наст. время греко-католич. общину окормляет свящ. Владимир Филипов Колада. С 60-х гг. XX в. поддержку греко-католич. общинам в П. оказывают сестры катехитки Сердца Иисуса. В 1974-1982 гг. действовал Студитский мон-рь. В сер. 90-х гг. XX в. ок. 2 тыс. проживавших в П. этнических украинцев (примерно 30% от их общего числа) были греко-католиками. В 2013 г. апостольским визитатором для укр. греко-католиков в П. был назначен Даниил (Козлинский) (род. в 1952), администратор укр. греко-католич. епархии в Аргентине (с 2016 - епископ этой епархии). 26 марта 2017 г. католикос УГКЦ Святослав (Шевчук) (род. в 1970) посетил с пастырским визитом греко-католич. приход в Энкарнасьоне и провел литургию в римско-католич. соборе города. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось. С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование. В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел. По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии. Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Возрождение стало возможным благодаря возобновлению связей с духовным центром поморцев в Вильнюсе. Из возобновленных общин регистрацию в 1945-1946 гг. получили общины и молельные в Ст. Борисове (ныне в черте Борисова) (200 чел.), в с. Волковышки (ныне Волковыск Крупского р-на) (100 чел.), в с. Вершовка Крупского р-на (100 чел.), в с. Марциановка (40 чел.) и в с. Вишенька Червенского р-на (60 чел.). В Вишеньке община и храм были сняты с регистрации в 1950 г. Остальные 10 общин действовали нелегально. К ним относились, по офиц. данным (заниженным), не менее 1 тыс. чел. Крупнейшей из незарегистрированных была община с храмом в Ново-Борисове (ныне в черте Борисова). Старообрядческие поселения с нелегальными молельными поморцев в 1945-1947 гг. фиксировались в Холопеничском и Крупском р-нах Минской обл. (позже часть из них отошла Чашникскому р-ну Витебской обл.). Большая община из 100 чел. находилась в с. Кулечинка Холопеничского р-на (ныне дер. Колеченко Чашникского р-на Витебской обл.). Подпольная община, действовавшая с 1935 г., существовала в с. Гольцберг Холопеничского р-на (ныне дер. Гольсберг Крупского р-на), она объединяла 70 поморцев. Общины численностью 60 чел. находились в соседних селах Михеевка и Трояновка Холопеничского (ныне Борисовского) р-на. По 50 старообрядцев входили в общины поморцев в с. Барсуки (ныне деревня в Борисовском р-не) и в с. Игрушка Крупского р-на; по 40 старообрядцев объединяли общины в с. Федоровка (ныне агрогородок Нов. Заря Чашникского р-на Витебской обл.), в с. Устиновка Крупского р-на и в с. Бабарика Холопеничского р-на. В этих селах уже в 1947 г. было объявлено о закрытии старообрядческих молельных. Мн. духовные наставники на рубеже 40-х и 50-х гг. были репрессированы. В ходе хрущёвской антирелиг. кампании были закрыты молельные и сняты с регистрации общины в селах Мартияновка (1961), Вершовка (1962), Волковышки (1963). У крупнейшей Крестовоздвиженской общины в Борисове в 50-х гг. дважды изымали молитвенные здания, с 1958 г. поморцы молились в доме старосты общины на окраине Борисова.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. власти начали вести более мягкую политику по отношению к «инициативникам»: была разрешена автономная регистрация общин, если верующие были лояльны к гос-ву, но не хотели подчиняться ВСЕХБ. Так, напр., в 1970 г. была зарегистрирована община в г. Узловая (Тульская обл.), членом к-рой был Г. Крючков. Однако мн. общины Б.-«инициативников» сознательно отказывались от регистрации. С 1986 г. репрессии в отношении членов Совета Церквей прекратились, и в 1988 г. его деятельность была легализована. Б. в России после 1991 г. После прекращения существования СССР состав ВСЕХБ начал стремительно изменяться. В 1992 г. 26 общин евангельских христиан организовали Союз церквей евангельских христиан России . В нач. 90-х гг. Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость своих гос-в, а баптист. объединения этих стран вышли из состава ВСЕХБ, после чего Союз прекратил свое существование. В нояб. 1991 г. на его основе была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-Б. В наст. время в состав Федерации входят 11 автономных союзов: России - 90 тыс. чел. (1400 общин), Украины - 141338 (2600), Белоруссии - 13510 (350 ), Молдавии - 21300 (430), Грузии - 4700 (54), Армении - 2 тыс. (70), Азербайджана - 2 тыс. (25), Казахстана - 11605 (281), Киргизии - 3340 (121), Таджикистана - 410 (22), Узбекистана - 2836 чел. (31). Общая численность - 293039 чел. (5384). Союз ЕХБ России имеет 20 учебных заведений, таких, как Московская богословская семинария, С.-Петербургский христианский ун-т, Московский богословский ин-т (с филиалами в Челябинске, Самаре и Екатеринбурге), Новосибирская библейско-богословская семинария, а также целый ряд Библейских колледжей и школ. Всего в них обучается ок. 1000 студентов. В 1993 г. Союзом был учрежден миссионерский отдел, к-рый с 1996 г. издает газ. «Миссионерские вести». Баптист. миссионеры активно работают в местах лишения свободы (в 485 колониях) и учредили 14 реабилитационных центров для заключенных; действуют программы по работе с детьми, молодежью, среди малых народов, среди глухих. Работает Ассоциация врачей-христиан и Ассоциация христ. предпринимателей. В год на миссионерское служение расходуется 56% бюджета Союза, на благотворительность - 24%. Союз имеет изд-во «Христианин и время», выпускает одноименные газ. и ж. «Христианское слово», кроме того, с 1945 г. выходит ж. «Братский вестник».

http://pravenc.ru/text/77510.html

были зарегистрированы общины в Томске и Новосибирске. К кон. 60-х гг. в Омске существовало 7 домашних кружков. В 1970 г. община города, во главе к-рой стоял Н. Шнайдер, купила молитвенный дом, в 1972 г. офиц. зарегистрировалась. В 1967-1970 гг. были офиц. зарегистрированы община в Караганде, состоявшая ранее из 24 домашних кружков, в 1968 г.- в Токмаке (Киргизия), в 1971 г.- в Прохладном (Кабардино-Балкария), в 1976 г.- в Душанбе, причем последняя существовала уже 20 лет. С 1964 по 1975 г. в стране было офиц. зарегистрировано ок. 20 лютеран. общин. В сер. 70-х гг. в Киргизии насчитывалось 2 зарегистрированные и 57 незарегистрированных общин, общины появились в Узбекистане (Ташкент, Чирчик, Фергана, Ангрен, Газалкент). Число прихожан постоянно возрастало. Так, община в Караганде была самой большой среди вновь зарегистрированных и насчитывала в 1979 г. 2,8 тыс. офиц. членов. Община в Алма-Ате возросла с 1977 по 1979 г. с 600 до 1051 чел. В 80-х гг. в Алма-Ате и ее окрестностях существовало 10 общин по 200-300 чел., из них 4 имели ординированных пасторов. В общине Душанбе с 1975 по 1987 г. было крещено 1496 чел. (1431 ребенок и 65 взрослых). Долго отказывали в регистрации общине в г. Курган-Тюбе, в 100 км южнее Душанбе, но в 1985 г. регистрацию разрешили. Благодаря посредничеству председателя Христианско-демократического союза в ГДР О. Нушке лютеран. община получила в подарок от нем. лютеран орган и предметы церковной утвари, необходимые для проведения богослужений. После этого на протяжении ряда лет из-за осложнившихся отношений СССР и ФРГ такого рода помощь оказывалась в ограниченном масштабе. Так, пробст Эберхард Шрёдер, будучи генеральным секретарем благотворительной орг-ции Союз Густава Адольфа в Лейпциге, смог провести в Целинограде перепись лютеран. братских общин. Большое значение для легализации общин и возрождения единой церкви имели инициативы Всемирной лютеранской федерации, которая в 1964 г. направила в СССР 1-ю делегацию под рук. генерального секретаря К. Шмидта-Клаузена.

http://pravenc.ru/text/186839.html

1744 г. Указом Сената от 23 авг. 1756 г. вновь было разрешено строительство мечетей в населенных пунктах, где не проживали православные либо они составляли менее 1/10 всех жителей. По данным 1780 г., в Пензенском наместничестве проживало более 24 тыс. мусульман в Инсарском, Керенском, Краснослободском, Мокшанском, Наровчатском, Нижнеломовском, Саранском и Чембарском уездах. Точное число общин, существовавших в это время, неизвестно. С 1788 г. все общины региона стали подведомственны Оренбургскому магометанскому духовному собранию во главе с муфтием. Местным главой всех мусульман стал ахун, проживавший в с. Яндовищи Инсарского у. (ныне Республика Мордовия). В пределах уездов, где существовали мусульм. общины, было создано 5 управлений во главе с ахунами или имамами-мухтасибами. К 1826 г., по офиц. данным, в Пензенской губ. действовало 70 общин общей численностью 14 294 чел. муж. пола. В 1826 г. в Пензенской губ. имелось 3 ахуна, 49 имамов, 10 указных мулл, 15 неуказных мулл, 2 хатыба, 3 мухтасиба, азанчи (муэдзин). После революционных событий 1917 г. численность мусульман постепенно уменьшалась. В 1929 г. была закрыта соборная мечеть в Пензе. В 1945 г. в П. о. зафиксировано 7 действовавших мечетей (Кузнецкий, Городищенский, Каменский, Неверкинский, Беднодемьяновский, Сосновоборский районы), из них 4 были открыты в том же 1945 г. Еще 3 мечети открылись в 1946 г., две - в 1947 г. ( Королёва, Королёв. 2013. С. 70). Недействовавших мечетей в П. о. в сер. 40-х гг. было 75 (Там же). Основная часть татар. населения П. о. проживала в Кузнецком р-не, где функционировало 5 мечетей. В сер. 40-х гг. XX в. в П. о. было зарегистрировано 14 мусульм. религ. об-в, в каждом из к-рых состояло до 3-4 тыс. чел. (Там же. С. 46). Нерегулярно функционировали незарегистрированные группы мусульман в селах Плетнёвка и Решетино Пачелмского р-на, Татар. Кутеевка Белинского р-на, Усть-Уза Шемышейского р-на (Там же. С. 70). К сер. 60-х гг. XX в. в П. о. действовало 13 зарегистрированных общин и 13 мечетей, а незарегистрированных общин фиксировалось 22 (Там же; Королёва, Королёв.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

селах: верующие регулярно проводили молитвенные собрания, соблюдали религ. обрядность при проведении похорон, отмечали все религ. праздники. Весной 1951 г. ряд пресвитеров, проживавших в нем. селах, были обвинены в антисоветской деятельности и репрессированы. К кон. 50-х - нач. 60-х гг. в меннонитские общины О. о. входило 4410 чел. В 1961-1964 гг. за пределы своих районов в О. о. сроком на 5 лет было выселено 14 проповедников, после чего религ. жизнь замерла. Однако с сер. 60-х гг. XX в. попытки меннонитов зарегистрировать свои общины возобновились, и в нояб. 1967 г. было принято решение о регистрации религиозного об-ва в с. Кичкасс Переволоцкого р-на. В О. о. продолжали нелегально действовать 53 религ. объединения меннонитов (35 братских и 18 церковных), насчитывавшие свыше 2,6 тыс. чел. В нач. 70-х гг. прошел целый ряд судебных процессов, на которых рассматривалась противоправная деятельность руководителей общин меннонитов. В 1973 г. в О. о. нелегально действовали 44 объединения меннонитов. Принятое 26 июня 1974 г. постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан немецкой национальности» привело к решению Оренбургского облисполкома в сент. 1974 г. поддержать ходатайства и зарегистрировать общины братских меннонитов в поселках Донское (150 чел.) и Подольск (70 чел.); общины братских меннонитов в селах Калтан и Ишалка, церковных меннонитов в с. Токском были взяты на учет. Община в Донском получила регистрацию только в июне 1976 г., в окт. 1978 г. там состоялось открытие молитвенного дома. Практически одновременно молитвенный дом стал функционировать и в Подольске. К кон. 1980 г. в О. о. действовали 12 зарегистрированных объединений меннонитов: 7 - братских меннонитов (Сузаново, Претория, Подольск, Канцеровка, Ждановка, Каменка, Ишалка) и 5 - церковных (Ждановка, Петровка, Степановка, Кичкасс, Соль-Илецк). Кроме того, в местах компактного проживания немцев-меннонитов действовали молитвенные дома общин баптистов (Кубанка, Претория, Донское). По представлениям Оренбургского облисполкома были зарегистрированы еще 8 религ.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010