Численность плимутских братьев (Christian Brethren Churches), прибывших впервые в П.-Н. Г. в 1951 г.,- ок. 25 тыс. чел. в 450 общинах (2004). Движение святости представлено Церковью евангелического братства Папуа-Новой Гвинеи (Evangelical Brotherhood Church of Papua New Guinea; ок. 100 тыс. чел. в 2000 г.; действует с 1954), Евангелической библейской миссией (Evangelical Bible Mission; 13,5 тыс. чел.; действует с 1948), Церковью Назарянина (Church of Nazarene; по разным данным, от 7 тыс. до 33 тыс. чел.; с 1955), Апостольской христианской церковью (Apostolic Christian Church; 26 тыс. чел.; с 1960), Уэслианской церковью (Wesleyan Church; ок. 5 тыс. чел.; с 1961), Церквами Христа в христианском союзе (Churches of Christ in Christian Union; 15 тыс. чел.; с 1963). Армия спасения в П.-Н. Г. с 2000 г. имеет статус территории и насчитывает ок. 4 тыс. членов (2004). Адвентисты седьмого дня, начавшие деятельность в П.-Н. Г. в 1901 г., имеют в стране 10 миссий, к-рые входят в Объединенную миссию Папуа-Новой Гвинеи (основана в 1917) Южно-тихоокеанского дивизиона Генеральной конференции. По данным самой церкви, в стране ок. 320 тыс. верующих в более чем в 1 тыс. общинах (2018). По данным переписи 2011 г., в П.-Н. Г. проживали ок. 940 тыс. адвентистов седьмого дня. Евангелики объединены в Евангелическую церковь Папуа-Новой Гвинеи (Evangelical Church of Papua New Guinea; ок. 100 тыс. чел. (2000); первые миссионеры прибыли в 1934 г.; как орг-ция основана в 1966), Евангелическую церковь о-ва Манус (Manus Island Evangelical Church; ок. 5 тыс. чел.; действует с 1914), Евангелическую церковь южных морей (South Seas Evangelical Church; по разным данным, от 9 тыс. до 50 тыс. чел.; с 1948), Церковь «Тилиба» (Tiliba Church; 103 общины, 10 тыс. чел. (2004); с 1961) и др. Пятидесятники двух кризисов представлены Ассамблеями Бога (40 тыс. чел.; миссионеры из Австралии прибыли в страну в 1948), Вефильским пятидесятническим храмом (Bethel Pentecostal Temple; 90 тыс. чел.; миссионеры из США - в 1948), Международной церковью четырехугольного Евангелия (International Church of Foursquare Gospel; 300 общин, 77 тыс. чел. (2000); миссионеры из США и Австралии - в 1956), Пятидесятнической церковью (Pentecostal Chruch; 3 тыс. чел.; миссионеры из Швеции и Финляндии - в 1968). Проч. пятидесятнические и близкие к пятидесятнической традиции орг-ции, прибывшие гл. обр. из Австралии: Крестовый поход христианского пробуждения (Christian Revival Crusade Churches International; 60 тыс. чел. (2004); с 1972), Центр христианской жизни (Christian Life Centre; 300 общин, 30 тыс. чел. (2004); основан в 1968 нидерланд. пастором Я. Пастеркампом), Центр христианской поддержки (Christian Outreach Centre; 300 общин, 70 тыс. чел.; с 1989), Центры обновления (Revival Centres; до 40 тыс. чел. (2004); с 1982), Семейная церковь «Рема» (Rhema Family Church; 10 тыс. чел.; с 1996), Апостольская церковь (Apostolic Church; 50 тыс. чел.; с 1954) и др.

http://pravenc.ru/text/2578957.html

Баптистские старая (90-е гг. XIX в.) и новая (70-е гг. ХХ в.) церкви в Монровии Баптистские старая (90-е гг. XIX в.) и новая (70-е гг. ХХ в.) церкви в Монровии Баптисты , впервые прибывшие в Л. в 1822 г., представлены 3 организациями, наиболее значительной из к-рых является Либерийская баптистская конвенция (Liberian Baptist Convention; 290 приходов; ок. 90 тыс. чел.), возникшая в 1880 г. благодаря усилиям темнокожих репатриантов из юж. штатов США и сохраняющая тесные связи с Южной баптистской конвенцией . В 1931 г. в Л. прибыли первые проповедники из орг-ции Баптистские срединные миссии (Baptist Mid-Missions; основана в 1920 в Элирии (близ Кливленда, шт. Огайо, США) как Генеральный совет по координации баптистских миссий Сев. Америки). С 1952 г. действует независимая баптист. Церковь Бафу-Бей (Bafu Bay Church; 50 общин, 7 тыс. прихожан). Методисты насчитывают неск. орг-ций, наиболее значительная из к-рых - Объединенная методистская церковь Либерии (United Methodist Church of Liberia; основана в 1822 темнокожими миссионерами из США; 420 общин, 43 тыс. чел.). В кон. XIX в. в страну также стали проникать независимые методистские орг-ции: Африканская методистская епископальная церковь (African Methodist Episcopal Church; в Л. с 1873; на 2005 имела 75 общин, более 13 тыс. чел.), Африканская методистская епископальная сионская церковь (с 1876; 121 община, 5 тыс. чел.), Мемориальная церковь Мэри Шарп (Mary Sharp Memorial Church; с 1876; 3 общины, 1 тыс. чел.). Армия спасения представлена в Л. отдельным командованием (23 корпуса, более 2,5 тыс. солдат и офицеров). С 60-х гг. XX в. в стране действовала независимая Церковь Армии спасения Либерии (Salvation Army Church of Liberia), к-рая в 1988 г. была включена в структуру международной орг-ции Армии спасения как территория Ганы и Либерии. В 1997 г. Л. получила статус самостоятельного командования, к которому в 2010 г. была присоединена соседняя страна - Сьерра-Леоне. Движение святости представлено 4 орг-циями: Церковью огненного столпа (Pillar of Fire Church; в Л. с 1961 (по др. данным - с 50-х гг. XX в.); 50 общин, 3 тыс. чел.), Евангелической конгрегационной церковью Христа (Evangelical Congregation Church of Christ; с 1971; 30 общин, 3 тыс. чел.), Уэслианской церковью (Wesleyan Church; с 1978; ок. 40 общин, ок. 3,5 тыс. чел.), Церковью Назарянина (Church of the Nazarene; с 1990; 80 общин, 6,5 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/Либерии.html

Протестантская церковь Христа Спасителя в Кишинёве. Нач. XXI в. Протестантская церковь Христа Спасителя в Кишинёве. Нач. XXI в. Орг-ция Иеговы свидетелей была зарегистрирована в 1994 г. и в наст. время включает 162 общины (ок. 17,3 тыс. чел.; перепись 2014 г.). Подавляющее большинство пятидесятников в М. объединены в Союз церквей христиан веры евангельской, к-рый состоит из 340 церквей и групп. Вне союза находятся неск. малочисленных групп (субботствующие пятидесятники, нигерийская Искупленная церковь и др.). По переписи 2014 г., к пятидесятникам причислили себя ок. 10 тыс. чел. Адвентисты седьмого дня насчитывают в М. 152 церкви и 83 группы, действует 180 молитвенных домов (9063 чел.; перепись 2014 г.). В 2000 г. 12 общин объединились в Союз адвентистов седьмого дня реформационного движения (по данным переписи 2004 г.- 1190 верующих). Плимутские братья представлены Христианской церковью по Евангелию (4812 чел.; перепись 2014 г.). Новоапостольская церковь в М. находится в ведении Швейцарской новоапостольской церкви и насчитывает ок. 4 тыс. прихожан в 47 общинах. Армия спасения насчитывает в М. 19 корпусов (церквей) и ок. 2 тыс. т. н. солдат. Кроме того, в М. действуют протестант. группы различных направлений: Союз христианских церквей полного Евангелия (4 тыс. чел.); Евангелическая синодально-пресвитерианская церковь (3596 адептов); Кишинёвская церковь Христа (1 община; действует с 1997; часть Международной церкви Христа); Церковь Христа Спасителя в Приднестровье (8 молельных домов); Библейская церковь (ок. 200 приверженцев; с 1995 (зарегистрирована в 1997); центр в Кишинёве с филиалами в Комрате и Чимишлии); Церковь Иисуса Христа и святых последних дней ( мормоны ; ок. 270 последователей, гл. обр. в Кишинёве, а также в Бельцах и Орхее; зарегистрирована в 2006); Кишинёвская церковь мира (ок. 200 чел.); Церковь последнего завета (виссарионовцы; 3 общины, ок. 60-70 адептов; зарегистрирована в 1997); миссия Церкви Назарянина (с 2005). Также самостоятельно от указанных выше организаций действуют церковные структуры «Часовня победы», Всемирная церковь «Царство Божие» и др. Иудаизм

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Ассирийская Церковь Востока , возглавляемая Патриархом Мар Дынхой IV , к-рый постоянно проживает в Чикаго (США), объединяет большую часть приходов. На территории И. приходы Церкви Востока подчинены 2 еп-ствам с центрами в Багдаде и в Дахуке в составе архиеп-ства Ирака, Иордании и стран СНГ; общее количество верующих в И. составляет ок. 58 тыс. чел. в 60 общинах. Богослужение совершается по григорианскому календарю. Отделившаяся в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Древняя Церковь Востока подчинена католикосу-патриарху Мар Аддаю II, проживающему в Багдаде. Богослужение совершается по юлианскому календарю. На территории И. Древняя Церковь Востока имеет 3 архиеп-ства: Багдад (Патриаршая кафедра), Киркук и Ниневия; общее число верующих составляет ок. 23 тыс. чел. в 30 общинах. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Сирийская яковитская Церковь представлена 3 еп-ствами: Багдад и Басра, Мар-Маттай, Мосул. Общее число верующих - ок. 45 тыс. чел. в 36 общинах. Армянская Апостольская Церковь имеет в И. 12 общин, подчиненных еп-ству Багдада (Эчмиадзинский католикосат). В кон. XIX в., а также после первой мировой войны из-за значительного числа беженцев, спасавшихся от гонений 1915 г. в Анатолии, численность местной арм. общины существенно возросла. По данным на 2003 г., к Армянской Апостольской Церкви принадлежало ок. 20 тыс. верующих; ввиду вынужденной эмиграции, вызванной военными действиями, количество армян в И. постоянно снижается. Коптской Церкви в И. принадлежит 1 община (ок. 300 верующих, преимущественно граждане Египта). Римско-католическая Церковь в И. представлена 3 общинами в юрисдикции лат. архиеп-ства Багдада (лат. еп-ство основано в 1632, с 1848 архиеп-ство). Общее количество католиков лат. обряда, проживающих на территории И.,- 2 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 75).

http://pravenc.ru/text/673821.html

Представлена архиеп-ством Монако, находящимся в прямом подчинении Папскому престолу и включающим 6 приходов (36,4 тыс. чел.). Кафедра - собор Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (также известен как собор свт. Николая - по названию церкви, снесенной в 1874). Архиепископ участвует в работе Епископской конференции Франции, официально не являясь ее членом. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в М. насчитывает ок. 450 прихожан в одной общине, относящейся к диоцезу Гибралтара в Европе. Службы проходят в ц. св. Павла. Кальвинизм представлен Реформатской Церковью Монако (более 1 тыс. чел.), тесно связанной с потомками гугенотов во Франции. До обретения кальвинистами собственного здания их службы проходили в англикан. церкви. Также действуют неск. общин евангеликов , одна из которых возникла в результате вещания протестант. трансмирового радио, начатого из Монте-Карло в 60-х гг. XX в. Иудаизм В Монте-Карло действует синагога. Иудейская община (более 560 чел.) включает гл. обр. выходцев из Великобритании, Франции и Сев. Африки. Лишь малая их часть являются гражданами М. Ислам В М. действует мусульм. община (ок. 150 чел.), члены к-рой, гл. обр. выходцы из Марокко, не являются гражданами М. Культовых построек нет. Новые религиозные движения Представлены последователями Бахаи религии (ок. 70 чел.), впервые появившимися в М. в сер. 50-х гг. XX в. Религиозное законодательство Согласно ст. 9 Конституции М., гос. религией является католицизм. В то же время основной закон провозглашает свободу вероисповедания и никак не ограничивает отправление религ. обрядов (ст. 23). Для строительства или использования здания в культовых целях требуется разрешение Департамента внутренних дел. В школах, больнице и приютах работают католич. клир и члены католич. конгрегаций. Девять католич. праздников являются государственными, в т. ч. день св. Девоты (пам. зап. 27 янв.), считающейся покровительницей М. История Впервые топоним Монако встречается у древнегреч. автора кон. VI - нач. V в. до Р. Х. Гекатея Милетского, который писал о лигурийском г. Монойкос (греч. Μνοικος). Не позднее V в. до Р. Х. массилийские греки основали на территории М. факторию и построили здесь храм Геракла (греки истолковали название «Монойкос» как одно из прозвищ Геракла - «одинокий»). В кон. II в. до Р. Х. город под названием Порт Геркулеса Одинокого (лат. Portus Herculis Monoeci) перешел под власть римлян. Через М. проходила дорога Виа-Юлия-Августа, соединявшая Италию и Галлию. В 476 г. по Р. Х. территория М. вошла в состав королевства вестготов , в 507 г.- остготов, в 552 г.- франков.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

В возрастной структуре населения доля детей (до 14 лет) - 15,1%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 68,9, лиц 65 лет и старше - 16%. Средний возраст населения 39,2 года. На 100 мужчин приходится 117 женщин. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 74,5 года (мужчины - 69,1, женщины - 79,9). Сохраняется миграционный отток населения (4,2 чел. на 1 тыс. жителей в 2014; гл. обр. выезжают в страны ЕС, 45,8% - в Великобританию). 80,4% от общего числа иммигрантов - этнические литовцы, реиммигрировавшие в Л.; 4,8% - иностранцы, в основном из России (1,5 тыс. чел.), с Украины, из Беларуси и Грузии. Городское население составляет 67,2% (2015). Государственное устройство Л.- унитарное гос-во, по форме правления - парламентская республика с некоторыми характерными чертами президентской республики. Конституция Л. принята всенародным голосованием 25 окт. 1992 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет. Президент является верховным главнокомандующим, определяет внешнюю политику Л., назначает главу правительства - министра-председателя (утверждается сеймом) - и по его представлению - остальных министров. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (сейм), избираемый сроком на 4 года. Он состоит из 141 члена (71 определяется прямым избранием, 70 - по партийным спискам). Судебная система состоит из районных (низшее звено), окружных, апелляционных судов и Верховного Суда (высшая судебная инстанция). Религия Согласно данным переписи 2011 г., 77,2% населения - католики, 4,1% - православные, 0,8% - старообрядцы. Представители др. конфессий немногочисленны (на каждую приходится менее 1%). 16,2% не дали ответа или не отнесли себя ни к одной конфессии. Православие Русская Православная Церковь представлена Виленской и Литовской епархией (56 приходов; 125,2 тыс. чел.). Правосл. население проживает гл. обр. в Клайпедском, Утенском и Вильнюсском уездах. Старообрядчество По оценочным данным, в 2000-х гг. в Л. было ок. 60 старообрядческих общин, объединяющих более 40 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Советская власть в регионе установлена в нояб.-дек. 1917 г. и просуществовала до восстания Чехословацкого корпуса в июне 1918 г. В 1918-1919 гг. территория совр. К. о. находилась под контролем Временного сибирского правительства, Уфимской директории и «Омского правительства». Летом-осенью 1919 г. в результате наступления Красной Армии в регионе была восстановлена советская власть. В авг. 1919 г. Курганский у. передан в состав Челябинской губ., а Шадринский у.- Екатеринбургской губ. В 1923-1934 гг. территория входила в состав Уральской обл., в 1934-1943 гг.- Челябинской обл. К. о. образована 6 февр. 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей. В авг. 1944 г. в состав созданной Тюменской обл. вошли 4 района. В годы Великой Отечественной войны регион стал местом эвакуации предприятий из европ. части СССР: заводов сельскохозяйственного машиностроения, деревообрабатывающих станков, механического, автоагрегатного, металлопрокатного, телефонного, насосно-компрессорного, швейной фабрики и др. В послевоенные годы на сформированной индустриальной базе происходило дальнейшее развитие промышленности К. о.- вступили в строй машиностроительный завод, завод химического машиностроения, арматурный, автобусный заводы и завод медицинских препаратов. В 50-60-х гг. ХХ в. К. о. вошла в зону освоения целинных и залежных земель, в результате чего посевные площади в области увеличились на 20%. Численность населения К. о. возросла с 999 тыс. чел. в 1959 г. до 1 млн 104,9 тыс. чел. в 1989 г. Религия Большинство верующих в К. о.- православные. В 2014 г. на территории области действовали 125 зарегистрированных религ. орг-ций: 82 православные, 1 община старообрядцев, 1 католическая, 22 протестантские, 1 иудейская, 17 мусульм. общин, 1 кришнаитская. Русская Православная Церковь Наиболее ранние сведения о Православии в регионе относятся к 20-м гг. XIV в., однако деятельность Русской Православной Церкви в тот период носила эпизодический характер. Распространение Православия началось в XVII в. вместе с проникновением на территорию совр. К. о. рус. населения. С этого времени край входил в состав Сибирской и Тобольской епархии РПЦ (см. Тобольская и Тюменская епархия ). С 70-80-х гг. XVIII в. территория К. о. оказалась разделенной между 3 епархиями - Тобольской (Курганский окр.), Пермской (Шадринский и до 1797 Далматовский уезды; см. Пермская митрополия , Пермская и Кунгурская епархия ) и Оренбургской (Исетско-Тобольское междуречье в составе Челябинского у.; см. Оренбургская митрополия , Оренбургская и Саракташская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе. 1901 г. Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе. 1901 г. Тунис. В 1647 г. в столице Туниса по инициативе Александрийского патриарха Иоанникия (1645-1657) была основана ц. прп. Антония Великого и вокруг нее сформировалась греч. община. Со 2-й пол. XVII до кон. XVIII в. на о-ве Джерба также существовала греч. община при ц. вмч. Георгия Победоносца. Возрождение греч. общин в Сев. Африке началось с сер. XIX в., с развитием промысла ловли губок. В это время появились общины на Джербе и в Сфаксе. В нач. ХХ в. число греков в Тунисе достигло 60 тыс. чел. В нач. 90-х гг. XX в. греч. диаспора в Тунисе (гл. обр. в городах Тунис и Сфакс) включала 60 чел.; в наст. время она уменьшилась до 30 чел., из к-рых 10 живут в столице страны. Марокко. Греч. эмиграция в эту страну (в основном с о-ва Лесбос) началась после первой мировой войны. В 1927 г. в Касабланке была открыта часовня Благовещения Пресв. Богородицы, а в 1931 г.- часовня свт. Мелетия. В Фесе действовала ц. Пресв. Богородицы. Общины, процветавшие в 20-х гг. ХХ в., пришли в упадок после второй мировой войны. В 30-40-х гг. ХХ в. в Марокко проживало 1200 греков, большинство из них - в Касабланке, остальные - в Фесе, Мекнесе, Тазе и Уджде. Среди них помимо торговцев были ремесленники (в т. ч. плотники) и строители, к-рые происходили гл. обр. с о-ва Карпатос. После получения Марокко независимости (1956) начался массовый отъезд греков, пик которого пришелся на 1962-1971 гг. В нач. 90-х гг. ХХ в. в Марокко оставалось ок. 180 греков, большинство из них проживало в Касабланке. Алжир. Во 2-й пол. XVII в. здесь возникла греч. община и была построена ц. Пресв. Богородицы в г. Алжир (нек-рые источники называют ее ц. вмч. Георгия Победоносца), упоминания о к-рых прекращаются в посл. десятилетия XVIII в. В наст. время следов этой церкви не осталось. Греки снова появились в Алжире в период первой мировой войны, но были немногочисленны (ок. 100 чел., гл. обр. в городах Оран и Алжир) и не организовали общины. В 70-х гг. ХХ в. в стране проживало примерно 30 греков, в нач. 90-х гг. ХХ в.- 20.

http://pravenc.ru/text/1681205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Македония; македон. Република Makeдohuja], гос-во в центральной части Балканского п-ова. Граничит на севере с Сербией , на востоке - с Болгарией , на юге - с Грецией , на западе - с Албанией (общая протяженность границы 896 км). Территория - 25 713 кв. км. Столица - г. Скопье (500,4 тыс. чел., оценка 2014 г.). Крупные города: Куманово (73,1 тыс. чел.), Битола (72,3 тыс. чел.), Прилеп (65,2 тыс. чел.), Тетово (55,8 тыс. чел.), Штип (44,4 тыс. чел.), Велес (43,4 тыс. чел.), Охрид (39,3 тыс. чел.), Гостивар (39,9 тыс. чел.), Струмица (36,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 80 общин, 10 из них образуют г. Скопье. Офиц. язык - македонский. М.- член ООН (1993; под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония из-за спора с Грецией о названии Македония), МВФ (1993), МБРР (1993), ОБСЕ (1995), Совета Европы (1995), ВТО (2003). География. Рельеф страны составляют средневысокие горные системы (Шар-Планина (высота до 2748 м), Баба-Планина (до 2601 м), Якупица (до 2540 м) и др.; гора Кораб (2764 м) - наивысшая точка), разделенные обширными межгорными котловинами (Пелагонийская (4 тыс. кв. км) - наибольшая по площади) и долинами рек Вардар (греч. название Аксьос) и Струмица (Струмешница; впадает в р. Струма), относящихся к бассейну Эгейского м. Низшая точка - долина р. Вардар (50 м). На юго-западе расположены частично находящиеся на территории М. озера Охридское и Преспа, а на юго-востоке - Дойранское. На территории М. климат умеренный, переходный к средиземноморскому. В котловинах зима умеренно прохладная и дождливая, лето жаркое и засушливое. Средние температуры янв.- 0,7-1°C, июля - 21-23°C. В среднем в год выпадает от 450 мм во внутригорных котловинах до 1200 мм в горах на западе страны. Население В М. проживают ок. 2069,2 тыс. чел. (оценка 2015 г.). Согласно переписи 2002 г., македонцы составляют 64,2%, албанцы - 25,2, турки - 3,9, цыгане - 2,7, сербы - 1,8, бошняки - 0,8, влахи (аромуны) - 0,5, другие - 0,9%. По оценочным данным на 2014 г., естественный прирост населения составил 1,9%, рождаемость - 11,4 на 1 тыс. чел., смертность - 9,5 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,52 ребенка на 1 женщину, детская смертность - 9,9 на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 16,8%, лица от 15 до 64 лет - 70,7%, люди 65 лет и старше - 12,5% (2014). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,5 лет (мужчины - 73,4; женщины - 77,5; 2013). Средняя плотность населения - ок. 80,4 чел. на кв. км. Наиболее густо заселены долина р. Вардар и Пелагонийская равнина. Городское население - ок. 60%. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МЕКАНЕ ЙЕСУС [англ. Evangelical Church Mekane Yesus], крупнейшая лютеран. орг-ция Эфиопии. После неудачных попыток нем. миссионеров начать проповедь лютеранства в Эфиопии в сер. XVI в. и в сер. XIX в. первые успешные обращения зафиксированы в 80-х гг. XIX в. У истоков лютеранства в сев.-вост. части Африки стоят швед. миссионеры, прибывшие на территорию совр. Эритреи в 1866 г., а затем осуществлявшие миссию на севере и востоке Эфиопии. В 1911 г. им удалось создать прочную церковную орг-цию. В 1927 г. в страну прибыли миссионеры из Германии. Во время второй мировой войны и оккупации Эфиопии фашистской Италией деятельность всех протестант. миссий была прекращена, их представителей выслали из страны. По окончании войны в различных частях Эфиопии начали функционировать миссионерские орг-ции из Норвегии (c 1948), Дании (c 1952) и Исландии (1954). Американская лютеранская церковь (предшественница Евангелическо-лютеранской церкви в Америке ) направила в 1957 г. в Аддис-Абебу и в сев. провинции страны большое количество миссионеров. Нек-рые из них сотрудничали с радиостанцией «Radio Voice of the Gospel», к-рая транслировала христ. программы на большую часть территории Африки. Е. ц. М. Й. была основана в 1958 г. путем объединения лютеран, обращенных американцами, с религ. группами, осозданными миссионерскими орг-циями из др. стран. При этом в ее состав вошли и общины, созданные ранее пресвитерианскими миссионерами. В сер. 60-х гг. 20 тыс. чел. были прихожанами этой церкви. Несмотря на усиление гонений со стороны властей в 70-80-х гг., к 1991 г. орг-ция насчитывала уже более 1 млн чел., в 1997 г.- 2,3 млн чел. Деятельность распространена в основном в зап. части страны среди этносов оромо, камбатта, сидамо и тиграи. Благодаря поддержке Евангелическо-лютеранской церкви Америки, Всемирной лютеранской федерации , церквей европ. стран и миссионерских орг-ций Е. ц. М. Й. проводит эффективную миссионерскую работу, строит много новых церквей, принимает активное участие в программах по борьбе с голодом, в разработке программ по улучшению водоснабжения, а также в реабилитационных программах по благоустройству сельскохозяйственных районов. Занимается предоставлением медицинской помощи, созданием специальных школ для детей-инвалидов. Центром богословского образования является ДС Мекане Йесус в Аддис-Абебе, принимающая на обучение ок. 150 студентов, в т. ч. женщин. К работе в ДС привлекаются преподаватели из-за рубежа. Активно поддерживает экуменические связи, являясь членом Всемирной лютеранской федерации, Всемирного Совета Церквей , Всеафриканской конференции церквей , Лютеранского сообщества Центр. и Вост. Африки. Согласно данным на 2007 г., имеет более 6 тыс. общин, общее количество верующих - ок. 3 млн чел.

http://pravenc.ru/text/180963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010