По проекту организации ун-та, подготовленному Ломоносовым и внесенному в Сенат Шуваловым, первые 3 года все студенты обучались на философском фак-те: изучали математику, физику, философию, экономику, историю и словесность. На юридическом фак-те профессора преподавали политику, юриспруденцию всеобщую и российскую; на медицинском - химию, натуральную историю и анатомию (в связи с медицинской практикой); на философском - философию (в состав к-рой входили логика, метафизика и нравоучение), физику экспериментальную и теоретическую; была открыта кафедра оратории и поэзии, истории всеобщей и русской (изучали древности и геральдику). В «Проекте об учреждении Московского университета», определявшем структуру преподавания до нач. XIX в., из университетского преподавания были исключены церковно-богословские дисциплины. Чтение лекций происходило в течение 5 дней недели, изначально преимущественно на латыни. 29 нояб. 1767 г., после предложения имп. Екатерины II, прозвучавшего в разговоре с директором ун-та Херасковым, куратор Ададуров разрешил докторам юриспруденции С. Е. Десницкому и И. А. Третьякову, докторам медицины Зыбелину, Вениаминову и магистру Аничкову чтение лекций на рус. языке. По субботам проводились конференции профессоров под председательством директора. В обязанности директора входило управление доходами ун-та, попечение о его благосостоянии и наблюдение за преподаванием. По окончании курса студенты получали аттестаты, по к-рым они определялись на гражданскую службу. В 1758 г. обучалось до 100 студентов, в 1777 г.- 82 студента. В первые годы после открытия ун-та немногие студенты оканчивали полный курс обучения. К 1770 г., не завершив обучения, из ун-та ушло 300 студентов ( Пустарнаков. 2003. С. 77). В 1787 г. на 1010 учеников гимназии при ун-те приходилось всего 82 студента и 16 (11 ординарных и 5 экстраординарных) профессоров, в 1803 г. было не более 100 студентов, 50 из них были казеннокоштные. В 70-80-х гг. XVIII в. в ун-те стали возникать научные и лит. об-ва. 13 марта 1781 г. проф. И. Г. Шварцем было основано «Собрание университетских питомцев», где студенты читали и обсуждали свои сочинения. В 1789 г. при ун-те было создано Об-во любителей учености. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

68) От А. Нечаева, Преподавателя Тамбовской Духовной Семинарии – его брошюра: Беседа Христа с Никодимом. Тамбов, 1907. 69) От И.П. Николина , Преподавателя Вифанской Духовной Семинарии – его брошюра: Что такое нравственность? Москва, 1908. 70) От Н.И. Остроумова, Преподавателя Рязанской Духовной Семинарии – его брошюра: Миссионерский съезд в Н.-Новгороде в 1907 г. Рязань, 1908. 71) От Н.П. Попова, Библиотекаря Московской Синодальной Библиотеки – его книга: Рукописи Московской Синодальной Библиотеки, в. 1: Новоспасское собрание. Москва, 1906. 72) От А. Тихова, Преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии – его книги: а) Нижегородская Духовная Семинария в 1840–1851 г. Н.-Новгород, 1903; б) Краткая историческая записка Нижегородской Духовной Семинарии. Н.-Новгород, 1905; в) Нижегородская дух. Семинария в 1818–1840 гг. Н.-Новгород, 1905. 73) От студента LXIII к. Академии И. Беневоленского – книги: а) Торжество Евангелия, 1–3. Спб., 1821; б) Страдания Христа, 1–2. Изд. 3-е. Москва, 1817–1818; в) Де-Саль, Руководство к благочестивой жизни, 3. Москва, 1819. 74) От студента LXVI к. Академии В. Давидовича – литографированные курсы лекций проф. А.И. Введенского и проф. А. И. Покровского . 1907–1908 г. —333— 75) От студента LXIV к. Академии Н. Кудрявцева – его брошюра: Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал. С. Посад, 1907. 76) От студента LXIII курса И. Обновленского – а) Русский Вестник 1857 г. 9 том в кор. и кн. 5:2 в бум.; б) Библиотека для чтения 1847 г. тома 83–85; в) Истина, кн. 51; и г) рукопись: Theologia Christiana Orthodoxa XVIII в. 77) От студента LXV курса Вл. Троицкого – Антоний Архиеп. Волынский, Полное собрание сочинений, т. 4. Почаев, 1906. 78) От студента LXIII курса П. Флоренского – в его переводе книга: Зом, Церковный строй в первые века христианства. Москва 1906. 79) От вольнослушателя Академии Диакона С. Фрязинова 50 названий книг в 52 томах, и 1 рукопись нового письма. 80) От кандидата LXII курса В. Чистякова – его брошюры: а) К биографии П.Я. Чаадаева. Спб., 1907; б) Новые материалы о Н.И. Надеждине. Спб., 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание Святейшего Патриарха Пимена архиепископу Мукачевскому Григорию в связи с 25-летием воссоединения верующих Закарпатья с Русской Церковью. – «Журнал Московской Патриархии», 1974, 10, стр. 3–4. Послание Святейшего Синода по поводу 50-летия православным братствам. Рязань, 1914. 24 с. Похилевич Д. Л. Згубна роль церковноï yhiï в icmopiï украïнського народу. Киев, 1958. Правда про yhiю. Документа i мamepiaлu. Льbib, 1968. То же. Изд. 2 -е. Льbib, 1974. То же. Изд. 3 -е. Льbib, 1980. Преображенский В. Полемические сочинения против латинян как один из моментов влияния Церкви на образование русской народности. Ярославль, 1899. 38 с. Преследования за Православную веру в Угорской Руси. СПб.,. 1913. 43 с. Процюк Ю. Боротьба украïнського народа проти yhiï в nepшiй noлobuhi XVII ст. – «Правосл. bich.», 1977, 1, стр. 29, 30. Процюк Ю., священник. Icmopiя уневськоï apxuмahдpiï. Biд haйдabhiшhux чacib до уни (монография). Т. 1. Льbib, 1952. XVIII, 283 стр. На укр. яз. Машинопись, Т. 2. 283 с. Процюк Ю., протоиерей. Icmopiя уневськоï apxuмahдpiï biд заснування до скасування (монография). Т. 1 – 2. Льв1в„ 1955, 283, 237 стр. Магистерская диссертация. Машинопись. Процюк Ю., протоиерей. Латинство и защита Православия на территории Украины от разделения Церквей до ликвидации унии в 1946 году. Т. 1–3. Львов, 1966. 217 + 311+272. Докторская диссертация. Машинопись. Процюк Ю. «Пересторога». Первое противоуниатское произведение начала XVII века. – «Журнал Московской Патриархии», 1978, 11, стр. 77–80. Процюк Ю., протоиерей. На пути к Православию. – «Журнал Московской Патриархии», 1976, 9, стр. 12–14. Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с Православной Церковью западнорусских униатов. Соборные деяния и торжественные служения в 1839 году. СПб., 1889. 70 с. Раина П., протоиерей. Православноуниатские отношения в Галичине 1900–1945 гг. Загорск, МДА, 1967. 467 стр. Машинопись. Ричко Н. Орден базилиан и его значение в истории унии на Украине и в Белоруссии (до Замойского собора 1720 г.). Загорск, МДА, 1955. 202, XXXVII стр. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синод ГПЦ назначил на Никорцминдскую кафедру настоятеля тбилисского храма Метехи прот. Елисея Джохадзе. После принятия пострига (17 марта) он был хиротонисан. При нем была предпринята реставрация многих церквей: Мравалдзали, Земо-Крихи, Квирикецминда, Патара-Они, Никорцминда и др. В 2012 г. при храме Баракони был открыт жен. мон-рь во имя вмц. Варвары (муниципалитет Амбролаури). В Н. е. стала выходить церковная периодика: ж. «Орнати» и газ. «Никорцминда». В 2000 г. еп. Елисей был возведен в сан архиепископа, в 2008 г.- митрополита. 25 дек. 2007 г. был награжден орденом св. Георгия 1-й степени. С 1 июня 2015 г. Н. е. возглавляет еп. Вахтанг (Лапартелиани). В настоящее время в Н. е. 85 храмов, действуют мон-ри во имя вмч. Георгия в с. Уцера, во имя св. Нины в с. Агара; в штате 22 священнослужителя. Архиереи Н. е. епископы Мануил (Чхетидзе; 1534 - между 1538 и 1545), Иоаким (2-я пол. 40-х - 50-е гг. XVI в.), Давид (Сакварелидзе; ок. 1559), Амвросий (Бакрадзе; нач. 60-х гг. XVI в., 1573-1590), Мелхиседек (Сакварелидзе; 1565-1573), Николай (кон. XVI в.- 20-е гг. XVII в.), Симеон (Чхетидзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), Иосиф (Саакадзе; 40-е гг. XVII в.), митр. Давид (1639 - нач. 50-х гг. XVII в., 1666/67 - нач. 70-х гг. XVII в.), епископы Симеон (Джапаридзе; 2-я пол. 50-х гг. XVII в.- 1660), Гедеон (Лорткипанидзе; 1660-1666/67), Арсений (70-80-е гг. XVII в.), Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), Герман (Цулукидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1771, 80-е гг. XVIII в.- 1793), Сильвестр (Гогоберидзе; 1771 - кон. 70-х гг. XVIII в.), Софроний (Цулукидзе; 1793-1821; еп. Имеретинский в 1821-1842), Шио (Авалишвили; июль-дек. 1978), Амвросий (Катамадзе; авг. 1979 - март 1980, июнь 1981 - май 1992; с 1990 - архиепископ), Христофор (Цамалаидзе; март 1980 - март 1981), Анания(Джапаридзе; март - июнь 1981), Давид (Махарадзе; май - дек. 1992), Авраам (Гармелиа; дек. 1992 - март 1996), Елисей (Джохадзе; март 1996 - март 2015, с 2000 архиепископ, с 2008 митрополит), Вахтанг (Лапартелиани; с 1 июня 2015).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей (1745, г. Романов Ярославской пров. Московской губ.-4.02.1809), старообрядческий выговский писатель и наставник. В Выговское общежительство переселился в кон. 70-х гг. XVIII в. и прожил там ок. 30 лет. В 1791-1809 гг. настоятель муж. общежительства на Лексе. В 1801 г. его «рачением» в Ярославле для этой обители был отлит 50-пудовый колокол с вкладной надписью по краю. А.- активный участник лит. жизни Выговской пуст. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. им было написано программное сочинение для периода возрождения духовной жизни обители - слово на текст из послания ап. Павла «Помните наставники ваша» (Евр 13. 7), в к-ром нашло выражение новое отношение к основателям пустыни: их жизнь и деятельность стали символом славы общежительства. Теме почитания наставников посвящены также слово-воспоминание об Андрее Денисове , похвальное слово Корнилию Выговскому (кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в.), надгробное слово Андрею Борисову (1791). Предположительно перу А. принадлежит житие Семена Денисова, написанное в кон. XVIII в. на основе многочисленных письменных источников и устных свидетельств, сохранившихся среди братии. А. уделял большое внимание воспитанию паствы, в частности, его волновало проникновение мирских обычаев в монастырскую жизнь. В 1780 г. им было написано соч. «О новомодном платье и носящих длинные власы», в к-ром на основе обширных выписок из Свящ. Писания осуждались старообрядцы, допускающие обмирщение своего внешнего вида. По свидетельству Павла Онуфриева Любопытного , А. составил обличение на ту часть «Розыска о раскольнической брынской вере» свт. Димитрия Ростовского , в к-рой защищается брадобритие. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. А. продолжил эпидейктическое направление выговской лит. школы: им созданы слова на Рождество Христово, Покров Богоматери, неделю цветную, Собор арх. Михаила. В 1780 г. А. произнес слово на построение жен. больницы в Лексинском жен. мон-ре. А. как наставник и как писатель внес большой вклад в возрождение духовной и лит. жизни Выговской пуст. К 1796 г. относится небольшое историческое соч. А. «О начале раздора федосеевым с Выгорецким общежительством и о причине того, чесо ради оный бысть», в к-ром с т. зр. поморского согласия изложена начальная история федосеевцев . По свидетельству Павла Любопытного, А. написал также «историю» о старце Филиппе , посвященную обстоятельствам выделения филипповского согласия из поморского. А. вел переписку с представителями др. общин и согласий - наставником архангельской поморской общины А. И. Крыловым, федосеевцами П. Фёдоровым и И. П. Дашиловским (сохранились отдельные послания). В своих посланиях А. выступал за прекращение разделения внутри старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/115184.html

Церковь мучеников Бориса и Глеба в с. Белкине. 1773 г. Фотография. 2007 г. В 3-й четв. XVIII в. появилась группа памятников, связанных с творчеством московских архитекторов, прежде всего К. И. Бланка. Им свойственны подчеркнуто изящные, узкие, вытянутые вверх композиции, преимущественно типа «восьмерик на четверике», и тонкий по рисунку плоский ордерный декор. Одной из первых, вероятно, была построена ц. Воскресения (1757) в вотчине князей Голицыных в с. Ладинском (Роща, Тарусский р-н, см.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209) - крестообразная в плане, с недлинными рукавами креста, близкая по типу к московской ц. вмц. Екатерины на Ордынке. Храмы, созданные самим Бланком, или близкие к его стилю: ц. святых Бориса и Глеба (1773) в с. Белкине, усадьбе И. Л. Воронцова, для которого Бланк много строил (Боровский р-н; напоминает Спасскую ц. в Киове, в его же подмосковной усадьбе) (см.: Николаев. 1970. С. 35-39); крестообразная в плане, с верхним восьмериком ц. Успения (1771) в имении Хитрово Висляеве (Ферзиковский р-н); ц. Преображения (1783) в Серпейске; отчасти ц. Благовещения (80-е гг. XVIII в.?) в с. Хохлове (обе типа «восьмерик на четверике», Мещовский р-н). Доминирующим оставался тип провинциального храма «восьмерик на четверике» с декором в стиле позднего барокко или раннего классицизма (оконные наличники с боковыми «ушами», треугольные или лучковые сандрики с замками, подоконные «фартуки» и накладные доски): ц. Знамения в с. Хордове (1764) помещика Н. В. Янова (Мещовский р-н), ц. Преображения (1784) в имении Чебышёвых Спас-Прогнанье (Жуковский р-н). С ними соседствуют храмы, выполненные в столичной и провинциальной манере: в Серпейске, имевшем во 2-й пол. XVIII в. нек-рое время статус уездного города, был выстроен в местных традициях Никольский собор (1771), а ц. Преображения (1783) - в стиле Бланка. Для сельских храмов также использовалась архаичная композиция бесстолпного 2-светного четверика, преимущественно с одной главой: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Ивановском кн. П. Ф. Тюфякина, Никольская ц. (60-70-е гг. XVIII в.?) в с. Никольском помещиков Глебовых, ц. Покрова (1790) в с. Покров-Полея И. И. Бегичева (все в Жуковском р-не), ц. Благовещения (1767) в с. Серединском под Боровском - усадьбе помещиков Скобеевых, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Барятине (Дзержинский р-н). Мн. ранее построенные городские и сельские храмы получили новые колокольни - многоярусные, с ордерным декором, в стиле укр. барочных образцов или колокольни Новоспасского мон-ря в Москве: Успенский собор (1784) в Перемышле, Пятницкая ц. (70-80-е гг. XVIII в.) на городище Мосальска, Казанская ц. (60-е гг. XVIII в.) в с. Григоровском под Перемышлем, ц. св. Иоанна Предтечи и ц. вмч. Георгия на Воробьёвке в Калуге (обе 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

IV. Во 2-й пол. XV-XVI в. в О. У. м. возведена каменная палата с погребами, к-рая в 1626 г. находилась в аварийном состоянии, а к 1685-1686 гг. в перестроенном здании размещались поварня и «приспешня» ( Салимов. 2015. С. 468-469). Это здание с определенными перестройками существовало и в дальнейшем. V. В 70-х гг. XVIII в. в ряду юж. прясла стены был возведен 2-этажный каменный настоятельский корпус. В 1821 г. галерея между теплой церковью и настоятельским корпусом перестроена в кельи ( Гавриил (Голосов). 1894. С. 282-283). VI. В XVIII в. мон-рь окружен каменной оградой с башнями. В сер. 70-х гг. XVIII в. был перестроен участок ограды, подмытый водами Тверцы. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. башня на зап. стороне выстроена заново. В 1800-х гг. устроены новые, белокаменные ворота на зап. стороне (Там же. С. 265). В 1771 г. близ обители тверскими купцами Арефьевыми был построен Богаделенный дом, к-рый в 1810 г. обращен в приходское ДУ. 1918-2019 гг. В 20-х гг. XX в., после закрытия мон-ря, в его помещениях разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. При строительстве речного вокзала в стиле сталинского неоклассицизма в 1932-1938 гг., ставшего визитной карточкой Калинина (Твери), большинство сооружений бывш. О. У. м. было разобрано. В 1962 г. снесены братский корпус, угловая башня и последний фрагмент монастырской ограды. В 1994 г. Успенский собор возвращен РПЦ; действует как приходский храм. В 2009-2010 гг. в соборе окончательно уничтожены росписи 1799-1800 гг. Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 10, 15, 18, 25, 34; Дозорная книга г. Твери 1616 г. Тверь, 1890; Шумаков С. А. Из актов Тверского Отроча мон-ря (7052-7146 гг.). М., 1896; Ведомость, учиненная в Тверской казенной палате о находящихся при Тверском архиерейском доме и мон-рях землях, мельницах и рыбных ловлях. Тверь, 1901; Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячаго Богдана Фадеева 1626 г.: Город Тверь. Тверь, 1901; Выпись из Тверских писцовых книг письма и меры Федора Игнатьева, да подъячего Тимофея… (Стефанова) 135 и 136 (1627-1628) гг. Тверь, 1916; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. М., 20022; Писцовые мат-лы Тверского у. XVI в. М., 2005; Повесть о Тверском Отроче мон-ре//БЛДР. 2006. Т. 15. С. 128-135; Мон-ри и монашествующие Тверской епархии: Клировые ведомости: 1808, 1809, 1816 гг. Тверь, 2009. (Тверская епархия в прошлом и настоящем; Вып. 3); Писцовая и межевая книга Твери 1685-1686 гг. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

В 1774-1775 гг. по заказу имп. Екатерины II Ф. И. Шубин создал серию барельефов с поясными портретами рус. князей для круглого зала Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1849 - в Оружейной палате, копии - в куполе главного круглого зала Московского Сената, а также в Петровском дворце и в здании Сената в Московском Кремле), куда входило изображение И. В. ( Рязанцев. 2003. С. 16, 117, 470). Он также представлен в 2 разных по размеру сериях бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1854, 60-70-е гг. XIX в., собрание Н. С. Тагрина; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85. Примеч. 238); бюсты установлены на круглых постаментах с именами правителей. «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) «Иоанн разрывает ханскую грамоту». Гравюра по картине Н. С. Шустова. 1862 г. (РГБИ) Изображение «Родословного древа русских князей и царей», включающее портрет И. В., встречается на декоративных костяных пластинах холмогорской работы 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. (повторяет портретные медальоны Шубина; ГРМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из колл. М. Н. Бордыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233); известна резная костяная кружка авторства Дудина (70-е гг. XVIII в., ГЭ), украшенная 58 медалями с портретами рус. князей и царей ( Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). В разных видах изобразительного искусства существуют исторические композиции, где представлены жизнь и деятельность И. В. Большое количество миниатюр, посвященных И. В., содержится в Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225; F.IV.232). На миниатюрах И. В. показан младенцем, безбородым юношей, молодым мужчиной и старцем. Как правило, на нем богатая княжеская одежда разных цветов: кафтан, шуба и княжеская шапка. Индивидуальных отличий иконография И. В. на миниатюрах свода не имеет, поэтому во мн. случаях его невозможно отличить от др. персонажей.

http://pravenc.ru/text/469780.html

В нарядной, упорядоченно распределенной на архитектурных объемах здания фасадной декорации есаульской Спасской церкви, можно различить несколько источников заимствований. Единообразные по форме обрамления оконных проемов её храмового четверика и боковых приделов, несомненно, восходили к более ранним произведениям приенисейского церковного зодчества 70-80-х годов XVIII века. Заглубленные в толщу стен многообломным профилем оконные проемы (с арочными перемычками в храмовой части и прямыми в боковых приделах) Спасской церкви были фланкированы декоративными стойками с навершиями в виде балясин на массивных капителях. Аналогичными по форме, но значительно более крупными по размеру стойками был оформлен и портал западного фасада есаульской церкви. Этот редкостный в сибирской архитектуре элемент обрамлений, набранный из отдельных кирпичных деталей, отдаленно напоминал вертикальные цепи сдвоенных «триконхов», ранее использованные в убранстве фасадов двух ключевых построек Центральной Сибири последней четверти XVIII века – Троицкой церкви (1772-1776 гг.) в Енисейске и Покровской церкви (1785-1795 гг.) в Красноярске. Сам же исходный мотив сдвоенных «триконхов» явно имел иркутское происхождение: середина XVIII века в Иркутске была отмечена появлением построек (Крестовоздвиженская церковь, между 1747-1758 гг., Вознесенский собор,1749-1767 гг.), в декоре которых он впервые нашел свое место. В 70-90-х годах XVIII века этот мотив был воспроизведен в ряде храмов Забайкалья и Центральной Сибири. Из бесспорно известных построек, где он был использован, это собор Спаса-Преображения (1771-1778 гг.) Посольского Преображенского монастыря и церковь Троицы (1798-1817 гг.) в селе Арейском под Красноярском. Следует заметить, что, судя по количеству известных случаев применения и продолжительности времени использования, форма декоративной стойки во второй половине XVIII века приобрела, пожалуй, даже бОльшую популярность в храмовом зодчестве Центральной Сибири, нежели в постройках иркутского ареала.

http://sobory.ru/article/?object=52883

Греч. 299), переписанный в 1022 г. мон. Иоанном из мон-ря Иоанна Богослова по распоряжению игум. Афанасия, и Стихирарь (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва 1), созданный в 1106 г. иереем Анфием для ватопедского доместика Лаврентия. Древнейшая из созданных в ватопедском скриптории рукописей, оставшаяся в мон-ре,- Четвероевангелие 1263 г. (Cod. 896), написанное по заказу игум. Арсения. Ватопедский скрипторий достиг расцвета в XIV-XV вв. Каллиграфу мон. Каллисту принадлежат Творения свт. Ефрема Сирина (Cod. 186, 1322 г.), Слова свт. Василия Великого (Cod. 56, 1330 г.), а также неск. рукописей без точной даты написания (Cod. 117, 337 (fol. 264-352), 455, 486-487, 492-493). Ватопедские монахи Григорий и Филофей в 1417-1426 гг. переписали ряд панегириков, миней и др. литургических книг (Григорий - Cod. 631-637, 1008, 1186-1187, Филофей - Cod. 1101, 1116, 1137, 1138, 1153 и Laur. Θ. 44). Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) В поствизант. период в скриптории активно работали иером. Никифор (кон. XV - нач. XVI в.), мон. Кирилл (сер. XV в.), Анфим Леовадитис (90-е гг. XVI в.), Григорий, митр. Лаодикийский (60-е гг. XVII в.), иером. Феоклит (80-е гг. XVII в.), Григорий (Георгий) Каллиергис (50-60-е гг. XVIII в.), Дамаскин Ватопедский (60-70-е гг. XVIII в.), Даниил Смирнский (80-е гг. XVIII в.) и др. Сохранилось ок. 50 книг, переписанных архим. Иаковом Ватопедским († 1885). Помимо книг, созданных в монастырском скриптории, значительное число кодексов было подарено мон-рю вкладчиками. Визант. имп. Иоанн VI Кантакузин передал в В. 26 книг (Cod. 5-6, 65, 105, 128, 132, 179, 180, 299, 306, 310, 320-322, 325-328, 335, 390-392, 661, 908 и Ризница. Cod. 16-17). Среди них - Творения свт. Афанасия Александрийского (Cod. 5, между 1325 и 1340 г.), Творения свт. Григория Нисского (Cod. 128, ок. 1340 г.), Евангелие (Ризница. Cod. 16, 1340/41 г.). В мон-рь делали вклады визант. имп. Андроник II, деспоты Мануил и Андроник Палеологи, серб.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010