– Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков. Время «просвещенного абсолютизма», утверждения светского начала в раз личных сферах культуры, а отсюда – дальнейшая секуляризация богослужебного пения, развитие его по двум руслам: традиционному (преимущественно в монашеской и старообрядческой среде), и связанному с освоением композиционных приемов западноевропейской музыки. Становление нового стиля в русской духовной музыке было обусловлено приездом в Россию, начиная с 1760-х гг. итальянских музыкантов – Б. Галуппи, Д. Сарти, Д. Чимароза и др. Русские композиторы, ученики итальянцев несомненно в той или иной степени оказались под влиянием западноевропейской музыкальной культуры. И в то же время церковно хоровое творчество М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, С. Дегтярева и др. не было совсем лишено национального характера. Главной же особенностью этого периода представляется некоторое противоречие между изначально церковным предназначением духовно хоровых сочинений и постепенным процессом секуляризации церковного пения, влиянием тех или иных внехрамовых стилевых проявлений. – Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века вмещает в себя время главенствующего положения Императорской придворной певческой капеллы в русском церковном пении в 40–70 е гг. (по И. Гарднеру этот отрезок времени связан с «немецким влиянием» протестантского хорала на богослужебное пение). А также – начальный этап возрождения интереса к древнерусскому богослужебному пению (60–80 е гг.), связанный с поисками композиторов новых путей развития церковной музыки на русской национальной основе. Особого внимания заслуживают духовно-музыкальные сочинения П. Чайковского – великого русского композитора, который по словам одного из лидеров Нового направления А. Никольского являлся «первым вдохновителем движения, переживаемого духовной музыкой в начале XX века», а также сочинения Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Г. Львовского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Переяславского еп. Гервасия (Линцевского) и способствовал возвращению из унии в Православие общин на Киевщине и Брацлавщине. В 1766 г. игум. Мелхиседек был схвачен униатами и привезен в митрополичий дворец в Радомысле, где его пытками принуждали к переходу в унию; в городе содержались в заключении и др. монахи из укр. правосл. мон-рей. Для подавления восстания на Правобережье в 1768 г. были введены российские войска, их присутствие способствовало возвращению униатских церквей в Православие. Униатский митр. Филипп Володкович в 1768 г. уехал из Радомысля, вернулся в город весной 1773 г. Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, в 70-х гг. XVIII в. униат. митрополия процветала, прежде всего в экономическом отношении. По данным люстрационных инвентарей 1774 г., только в киевском Полесье и на Волыни в имениях униатского митрополита имелось 1740 дворов, жило не менее 15 тыс. крестьян. В 1780 г. в Радомысле и округе митрополиту принадлежало более 30 сел и селений (Радомысль, Мыкгород, Чудин, Великая Рача, М. Рача, Межиречка, Вышевичи, Меделевка, Мигалки, Гута-Вишевичская, Гута-Забелочская, Папирня, Нежиловичи, Заболоть, Берёзцы, Негребовка, Полисовци, Облитки, Бучки, Потиевка, Ст. и Нов. Буда и др.). В инвентарях также указаны пахотные земли, озера, реки, лесные угодья, мельницы, сенокосы, а также живущие в имениях крестьяне и др. тяглые люди. Известен состав имений митрополичьей кафедры в литовско-белорус. землях в сер. XVIII в.: имение Рута-Бабнево (с селами Дольная и Горная Рута, Омневичи, Тупалы, Минучицы, Бабнево, Петрики, Фуравщина (Монастырщина)), имение Печураны (села Печураны, Леонишевичи), имение Прилепы (села Цна, Крышка, Погорельцы, Аношки, Усяж, Колодищи, Малаховичи, Рудня, Равбичи, Багута, Глодовка, Ковалёвщина, Рудамейка, Беличаны, Палетка, Черневичи), «юридика» в Минске, имение Быкевичи (села Быкевичи, Митропольщина), имение Шешоли (села Шешоли, Берналойцы, Станцелы, Антыпуны, Юшкели, Гаспадаранцы, Сургулянцы, Подворцы), «юридика» в Новогрудке, имение Мотча (села Мотча, Литовка, Ляжневичи, Карныши), имение Вака (села Ахмяница, Тарляны). В 80-х гг. XVIII в., при митр. Иасоне Смогоржевском, регулярно созывались соборы К. е., что способствовало укреплению дисциплины среди епархиального духовенства. В Радомысле Смогоржевский открыл епархиальную семинарию, начал возведение кафедрального собора, построил митрополичий дворец. Феодосий Ростоцкий был последним митрополитом, жившим в Радомысле. В сент. 1790 г. он впервые в истории униат. Церкви занял место в польск. сенате. Ростоцкий гораздо активнее, чем его предшественники, занимался делами униат. Церкви и не связывал ее будущее исключительно с Польским гос-вом, защищал вост. обряд от латинизации.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ислам является 2-й по числу последователей религией в Н. после христианства. По данным на 2012 г., в стране ок. 825 тыс. мусульман. Большинство из них - сунниты из Турции, Марокко, Индонезии и Суринама. Ок. 11% - шииты из Ирака, Афганистана и Ирана. Ок. 1,5 тыс. чел. являются сторонниками псевдоислам. секты ахмадийя. Также есть представители коранизма. Мусульм. население сосредоточено гл. обр. в крупных городах (Амстердам, Гаага, Роттердам, Утрехт). Распространение ислама на совр. территории Н. предположительно относят к XVI в., когда купцы-мусульмане из Османской империи стали прибывать в крупные торговые города Голландии и Фландрии. Во время войны за независимость Северные Н. стремились заключить союзы с врагами Испании, в т. ч. с исповедующими ислам странами (Марокко, Османская империя, Персия), и поэтому оказывали поддержку мусульманам. В 1604 г. при осаде Слёйса Мориц Оранский освободил ок. 1,4 тыс. тур. рабов, находившихся в плену у испан. армии, и способствовал их переправке на родину. Ок. 1610 г. в Амстердаме была открыта мечеть для переселявшихся из Испании в Османскую империю морисков, продолжавших тайно исповедовать ислам. На протяжении XVII в. в крупных торговых городах Северных Н. проживали небольшие группы турецких и персидских купцов. Однако к нач. XVIII в. с утратой Соединёнными провинциями главенствующей позиции в мировой торговле они покинули страну. С нач. XX в. в Н. стали прибывать мусульмане из нидерланд. колоний, гл. обр. из Индонезии. В метрополию переселялись студенты, моряки, люди, работавшие в сфере услуг. В 1932 г. была создана Исламская ассоциация (Perkoempoelan Islam), объединявшая мусульман-индонезийцев в Н. и защищавшая их интересы. По ее инициативе в том же году в Гааге открыто мусульм. кладбище, в 1935 г.- молитвенный дом. В кон. 30-х гг. XX в. ассоциация объединяла ок. 300 чел. Вслед. войны за независимость в Индонезии (1945-1949) численность ассоциации увеличилась. В 1947 г. прибывшие в Н. первые миссионеры движения ахмадийя открыли мечеть. В 1953 г. они подготовили перевод Корана на нидерланд. язык (в 2005 был издан новый комментированный перевод Корана, подготовленный движением ахмадийя). В 60-х - нач. 70-х гг. XX в. в страну разрешили въезд гастарбайтеров, гл. обр. из Турции и Марокко, а также из Туниса и Алжира. В 1973 г. офиц. рабочая иммиграция в Н. прекратилась, но число мусульман продолжало увеличиваться в результате процесса воссоединения семей. В сер. 70-х гг. в Н. переселялись мусульмане из Суринама, обретшего в 1975 г. независимость. В 80-х и особенно в нач. 90-х гг. XX в. мусульмане прибывали в Н. в качестве беженцев, гл. обр. из Афганистана, Боснии, Ирана, Ирака, Пакистана, Сомали. Число мусульман непрерывно увеличивалось вплоть до 2004 г., достигнув 944 тыс. чел. К 2008 г. их количество сократилось до 825 тыс. чел. В 2010 г. в стране насчитывалось 453 мечети. Буддизм

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Ряд памятников отражает московское великокняжеское Л. 2-й пол. XV в., для к-рого реконструируется неск. последовательных этапов переработки. Свод нач. 70-х гг. XV в. (основанный в свою очередь на Софийской I летописи) отразился в Никаноровской, Вологодско-Пермской летописях, Летописи Лавровского и Музейском летописце (по Лурье); свод 1477 г.- в «Летописце русском от 72-х язык» (в Лихачёвском, Прилуцком и Уваровском списках). Свод 1479 г. сохранился в почти неизменном виде в Архивском списке кон. XVII-XVIII в. и Эрмитажном списке XVIII в., в несколько переработанном виде - в Уваровском списке XVI в.; в лит-ре называется также «Московский свод кон. XV в.». Свод 1479 г. отличается от предшествующего Л. более светским характером содержания, значительным объемом дополнительно привлеченных источников (владимиро-суздальских, южнорусского). Составитель этого свода в изложении событий прошлого целенаправленно изменял текст источников в промосковском духе. В 80-90-х гг. XV в. московское великокняжеское Л. продолжалось. Его материалы за эти годы отразились в ряде памятников: в тексте Уваровского списка за 1479-1493 гг., в неопубликованном Лихачёвском списке «Летописца русского от 72-х язык» (Арх. СПбИИ РАН. Кол. 238 (Н. П. Лихачёва). 365), в Погодинском и Мазуринском видах Сокращенных сводов, в Симеоновской летописи (последняя представляет собой свод рубежа XV и XVI вв.), а также в Воскресенской летописи и др. сводах XVI в. Московское Л. 2-й пол. XV в. не сводится, по-видимому, к официальным памятникам. Так, «частной» летописью (по С. Н. Кистерёву) являлся один из источников свода 1518 г.,- общего протографа Софийской II и Львовской летописей,- к-рый ученые связывают с клиром одной из кремлевских церквей. Л. в XV в. развивалось и в др. центрах, причем некоторые летописи характеризует независимая политическая позиция, отличавшаяся, скажем, от взгляда великокняжеских летописцев. Примером может служить Л. Ростова, по-прежнему связанное с Ростовской кафедрой. До 1419 г. ростовское Л. отразилось в Московско-Академической летописи. Согласно О. Л. Новиковой, текст этой летописи за 1413-1419 гг. составлен уже в Москве, в резиденции ростовского владыки в Дорогомилове. К этому же памятнику восходит «Летописец русский» кон. XV в., опубликованный Насоновым по спискам ГИМ. Син. 941 и РГБ. Муз. 3841. Ростовский свод 1489 г. составил основу Типографской летописи. В этом своде обнаруживается независимая от великокняжеской власти позиция по ряду вопросов (напр., летописец осуждает репрессии в присоединенных к Москве Новгороде и Твери).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Расцвет литографии в России пришелся на сер.— 2-ю пол. XIX в. С 40-х гг. XIX в. литография активно использовалась для создания альбомных изданий (видовые, жанровые, портреты, карикатуры), иллюстраций к сочинениям по церковным древностям, альбомов архитектурных проектов. В 50–70-х гг. XIX в. с археологическими об-вами активно сотрудничали литографские мастерские А. П. Руднева, И. Шелковникова, А. А. Мартынова, И. А. Голышева. В их изданиях отражалась археологическая фиксация, зарисовки древних церковных памятников, образцов древней иконописи (напр., издание Строгановского иконописного подлинника). С сер. XIX в. литография вытесняет массовую Г. на металле; мн. владельцы металлографий стали заводить литографские мастерские, наиболее крупные из них принадлежали А. А. Абрамову, А. П. Рудневу, Н. К. Бахману, Голышеву, А. В. Логинову и др. Среди изданий таких мастерских по-прежнему одно из 1-х мест занимали религ. изображения. Литографические лубки ориентировались на вкусы городских жителей, по стилистике изображения и манере исполнения эти литографии более схожи с академической Г., чем с народной. Стремление к передаче исторической реальности событий совершенно вытеснило условно-символическую трактовку, характерную для гравюр XVIII в., религ. сюжеты стали в один ряд с сюжетами из древней истории и мифологии. В религ. картинах для народа, как правило, присутствовало сентиментальное настроение и бытовое изображение персонажей; зачастую листы раскрашивались. Литографские мастерские существовали при крупных мон-рях (Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Серафимо-Дивеевский мон-рь). В мастерской Троице-Сергиевой лавры были исполнены виды почти всех мон-рейи святынь России, копии икон и миниатюр древних рукописей. С 60-х гг. XIX в. происходило возрождение печатной иконы. Мастерские И. Тиля в Одессе, Е. Фесенко в Киеве и Одессе являлись офиц. комиссионерами Синода, работали по заказам Синода и афонских мон-рей. С 80-х гг. XIX в. распространялись хромолитографии (мастерские А. И. Стрельцова, А. В., И. А. и В. А. Морозовых, И. Д. Сытина). В ряде случаев для придания им сходства с картиной, написанной маслом, их покрывали лаком (олеография). Авторская литография XX в. представлена в основном видовыми изображениями (Юон К. Ф. Сергиев Посад: Альбом. М., 1923, 1993р).

http://pravenc.ru/text/522141.html

Именно этот аспект забывали и по-прежнему забывают многие исследователи крестьянских движений в России в XVIIXVIII вв. К числу народных антифеодальных движений относятся: крестьянские войны 1667 – 1671, 17071709 гг., а между ними случились более мелкие восстания вроде соловецкого 1668 – 1676 гг.; московского 1682 г., донского 1688 – 1689 гг., астраханского 17051706 гг. Во многом эти движения напоминают крестьянскую войну в Германии в XVI в., которая проходила под религиозными, эсхатолого-милленаристскими знамениями и лозунгами. Вышеуказанные антифеодальные движения, бунты и восстания русского крестьянства так же, как и восстания немецких крестьян, имели своих идеологов. Если во главе немецкого крестьянства стал профессиональный теолог-монах Томас Мюнцер и его сподвижники – анабаптисты, проповедовавшие идеологию милленаризма и пытавшиеся построить царство Христово в немецком городе Мюнстер, то русские крестьяне тоже имели своих идеологов, в роли которых нередко выступали староверы, стоящие на позициях хилиазма и эсхатологии. А. Н. Робинсон в своей работе «Творчество Аввакума и общественные движения в конце XVII в.» утверждает, и вполне, с нашей точки зрения, аргументировано, что именно представители религиозной оппозиции, т. е. староверы, были такими идеологами многих антифеодальных движений и восстаний, в частности, восстания в Москве, в Поморье, в Астрахани, на Дону. 286 Об этом свидетельствуют, например, сыскные дела 60–70 гг. XVII в. о церковных мятежниках в ряде регионов России того времени. Это документы сыска спецотряда московских стрельцов под командой Авраама Лопухина , который отлавливал беглых староверов по всей стране, подвергал их пыткам и допросам. Одно из дел было посвящено Кузьме Косому, елецкому кузнецу, бежавшему на Дон в 1667 г., до этого побывавшему в Соловецком монастыре – обители сосланных староверов, у которых он и почерпнул их учение и опыт борьбы соловецких повстанцев. Имел он и московские связи среди местных староверов. Его взгляды были столь левыми и радикальными, что его «листы» сожгли сами московские староверы и даже отправили на Дон письмо о «сем опасном человеке». 287 Перед арестом Кузьма Косой жил на Дону в малодоступной местности на реке Медведице. Там он проповедовал свое учение, собирал своих последователей и готовился к походу на Москву. Под началом у него было, в середине 80-х годов, около 2000 человек, в основном беглых крестьян. Погиб он 30 сентября 1687 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

839 ЦГАДЛ, ф. 181, 434. Печатаем по: Ромодановская Е.К. Сочинение современника о начале Соловецкого восстания. Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987. С. 197–199. 840 Публикуем по изд.: Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собрания Ф.Ф. Мазурина М. 2002. С. 33–102. 850 Текст приводится по изданию: Повесть о Соловецком восстании. Факсимиле рукописи XVIII века «Описание лицевое осады и раззорения монастыря Соловецкаго». M.: Книга, 1982. С. 4–11. «Описание лицевое осады и раззорении монастыря Соловецкого» или «Повесть о Соловецком восстании» – под таким названием рукопись значится в научно-справочном аппарате Центрального государственного архива древних актов... Рукопись не датирована. Бумага имеет филигрань – герб графов Шереметевых с розеткой в центре и литеры ЮФСТ, владельца бумажной фабрики – Юхотскаяˆфабрика содержателя Торопова. По альбому С.А Клепикова бумага с такими водяными знаками выпускалась в последней четверти XVIII в. Примерно этим временем – 70–80-е гг. XVIII в., следует датировать и рукопись. Текст написан на бумаге форматом 18x23 см стилизованным полууставом, содержит 18 листов, имеющих постраничную нумерацию. Первоначальный переплет утрачен; рукопись заключена в картонный переплет более позднего времени. Необычайно оформление рукописи:она содержит двадцать красочных миниатюр, выполненных с большим художественным вкусом. Кроме того, текст ее украшен семью изящными цветными заставками и двадцатью одним инициалом; отдельные буквы в тексте, написанном черными чернилами, выделены красной краской и украшены мелкими декоративными штрихами. Края рукописи ветхие, отдельные буквы по нижнему краю страниц утрачены. Слова с титлами раскрываются в тексте полностью. Надстрочные буквы вставлены в строку. Знаки пунктуации проставлены в соответствии с современными правилами. Восстановление утраченных слов или букв, внесенные в текст подтитульные буквы – в косых скобках. Некоторые утраты слов восстанавливаются по другим спискам. – Примеч. издания 1982 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до своей смерти в 1989 г. обязанности духовного раввина исполнял Л. С. Вербелов. 19 февр. 1989 г. в Пензе открылся основанный группой активистов Клуб еврейской культуры, при к-ром с осени того же года заработала воскресная школа для взрослых, а с осени 1992 г.- воскресная школа для детей и региональное отд-ние Открытого ун-та Израиля, в 1993 г. организован городской лекторий Российского ун-та евр. культуры; при клубе был организован вокально-инструментальный ансамбль. С 1990 г. евр. община ставила вопрос о возвращении здания синагоги, решением Исполкома Пензенского горсовета от 9 июля 1991 г. оно передано общине. В 1991-1993 гг. проведено расселение находившихся там учреждений и после завершения 1-й очереди ремонтных работ в сент. 1993 г. состоялось открытие синагоги (официально открыта после капитального ремонта 18 дек. 1995). Также в 1993 г. создан Пензенский еврейский благотворительный фонд «Зохрим Этхем» (Вас помнят). В сент. того же года создан независимый от Клуба евр. культуры Центр евр. культуры. 12 сент. 1993 г. открылся Центр еврейской культуры и религии «Атиква» (Надежда), к-рый в мае 1997 г. преобразован в Еврейскую национально-культурную автономию г. Пензы. В 1994 г. создано Пензенское религиозное об-во прогрессивного иудаизма (открыто 1 янв.; действовало до апр. 2001). Новые религиозные движения Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. в П. о. развернули свою деятельность представители кришнаитов. К 2019 г. действовала орг-ция об-ва «Сознание Кришны» в Пензе (зарегистрирована 26 окт. 2000). Также в Пензе 19 марта 2003 г. зарегистрирована община последователей веры бахаи . На 17 мая 2019 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по П. о. внесено 30 действующих в регионе религ. групп. Прекратившие существование религиозные группы Лютеранская кирха. 1822–1838 гг. Фотография. Нач. XX в. Лютеранская кирха. 1822–1838 гг. Фотография. Нач. XX в. Первые общины духоборов появились в регионе в 70-х гг. XVIII в. в селах Покровском и Высоком Наровчатского у. Позднее они фиксировались в Керенске и с.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

просвещения, возникшее во 2-й пол. XVIII в. (т. н. гаскала). Это культурно-просветительное и общественное движение, с одной стороны, подталкивало к изучению европ. языков для преодоления культурной замкнутости и знакомства с достижениями европ. науки и культуры; с др. стороны, требовало более глубокого проникновения в собственную культуру на основе обращения к библейскому Е. я. ( Айхенвальд. 1990. С. 14), к-рый в качестве национального языка противопоставлялся языку идиш ( Kutscher. 1982. P. 183). Одним из значительных событий в истории этого движения стал перевод Пятикнижия на нем. язык (1783), осуществленный М. Мендельсоном, основателем и вдохновителем гаскалы. В то же время появляются периодические издания на иврите: журналы «Гамеассеф» (Собиратель) в 1783-1811 гг. в Кёнигсберге, «Биккуре га‘иттим» (Первые плоды времен) в 1821-1831 гг. в Вене; газеты «Пирхе цафон» (Северные цветы) в 1841-1844 гг. в Вильне, «Гакармель» (Цветущая земля) в 1860-1880 гг. в Варшаве. Развивалась художественная лит-ра на иврите, язык к-рой сочетал элементы библейского, раввинистического и постбиблейского древнееврейского,- это подготовило почву для возрождения иврита как разговорного языка. Целый ряд социально-экономических факторов повлиял на то, что в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. остро встала проблема развития консолидирующего языка для евреев ( Айхенвальд. 1990. С. 14-15). Ключевой фигурой в возрождени иврита, центр к-рого отныне переместился из Европы в Палестину, стал евр. просветитель, лексикограф и общественный деятель Э. Бен-Иегуда (1858-1922). Его ст. «Горящий вопрос», появившаяся в 1879 г. в ж. «Га-шахар» (Вена), явилась своего рода манифестом возрождения Е. я. в Палестине (Там же. С. 15). В 1889 г. в Палестине было организовано Об-во языка иврит, через год преобразованное в Комитет языка иврит, к-рый стал главным нормиротивным центром в период становления совр. иврита как разговорного и письменного языка. С 1923 г., в период британского мандата, совр. иврит наряду с арабским и английским получил статус офиц.

http://pravenc.ru/text/187295.html

XVII в. В 1651-1661 гг. у К. Я. м. было 90 дворов, в 1678 г. и 1700 гг.- 178 дворов, 828 тяглецов муж. пола. В сер. XVII в. размеры земельных владений во Владимирском и в Юрьевском уездах составляли «пашни 1531 четверть земли с осминой в поле, сенных покосов 1800 копен, леса вдоль и поперек на 11 верст с полуверстою». На этих землях находились 2 села, 2 деревни, 18 пустошей и селище, проживали 156 тяглецов муж. пола. Земельные владения в Московском у. были утрачены: либо проданы, либо обменяны на более удобные земли рядом с мон-рем. К. Я. м. владел мельницей с 2 жерновами на р. Пекше близ дер. Литвиново Юрьевского у. Др. мельница находилась у с. Лыкова Владимирского у. Во Владимире К. Я. м. имел осадный двор со всеми службами. Др. осадный двор находился за р. Лыбедь. В 1-й четв. XVIII в. братия получала жалованье из Монастырского приказа. После упразднения Патриаршества управление землями перешло Синодальному дворцовому приказу. В 1721 г. за мон-рем числились 1257 тяглецов, плативших оброк 102 р. 69 алтын, пашни 1536 четв. земли в поле и 11 кв. верст леса. Известно, что монашествующие получали в это время жалованье и на «церковные потребы» из приказа 26 р. К 1763 г. монастырские доходы складывались в основном из сумм, выделяемых Коллегией экономии, жалованья настоятелю, братии, служителям и отставным (всего 155 р. 48 к.), а также «хлебного жалованья» рожью и овсом. Кроме того, в пользу К. Я. м. выделялась часть средств, собиравшихся с крестьян монастырских вотчин, к-рые заготавливали для обители дрова, пахали монастырские земли и т. д. К кон. XVIII в. К. Я. м. получал штатную сумму ок. 200 р. в год. В XIX в. изменились статьи дохода: по данным на 1871 г., проценты с банковского капитала (240 р. 80 к.), оброчные (150 р.), средства от аренды ярмарочных лавок (ок. 70 р.), жалованная сумма из Казначейства (411 р. 40 к.), за наем рабочих вместо штатных служителей (300 р.); молебенные, проскомидные, поминальные (200 р.) - всего 1370 р. с копейками. Кроме того, в пользу К. Я.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010