Следующая статья показывает, как владыка использовал свою деятельность в ВСЦ для проведения тех идей, которые позже он поставил в центр своего служения и назвал условиями усвоения верующими дара усыновления Богу — идей сострадания и милосердия (ЖМП. 1987. «Сострадание — вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который предполагает выживание сильнейшего. Сострадание — это жертва, помогающая нам постичь тайну человека как носителя образа Божия... сострадание является движущей силой того процесса, в результате которого человек становится воистину сыном Божиим». Эту мысль владыка иллюстрирует на примере Чернобыля, который «ворвался в повседневную жизнь нашего общества... как нравственный вызов, потребовавший немедленного ответа. Для тех, кто принял на себя первый удар вышедшей из-под контроля ядерной стихии, этим ответом была жизнь; для многих других, кто работал над устранением последствий аварии, кто принимал в своих домах беженцев, этим ответом было здоровье, благополучие, годами сложившийся уклад жизни... Чернобыль стал для нас уроком, напомнившим о непреходящем значении для человека, для качества человеческой жизни евангельской заповеди о сострадании». В 1988 г. в ЖМП был опубликован доклад архиепископа (теперь уже Смоленского и Вяземского) Кирилла о 200-летии Богоявленского собора в Смоленске (ЖМП. 1988. прочитанный на Юбилейном акте Смоленской епархии. В том же году помещен материал о присвоении владыке Богословской академией «Радай коллегиум» (Будапешт) ученой степени д-ра богословия honoris causa (ЖМП. 1988. В 1989 г. было опубликовано уже четыре статьи владыки. В проповеди «Христос — надежда наша» (ЖМП. 1989. впервые появляется слово «перестройка». Говоря о праздновании 1000-летия Крещения Руси в истекшем году, владыка отмечает, что оно не означало, что вчерашние язычники в одночасье стали благочестивыми христианами: минувшие 1000 лет являют множество примеров забвения этого идеала, ослабления веры и упадка добродетели. «А потому празднование юбилея наполняется не только торжеством при воспоминании о духовных победах, но смиренным осознанием вины за многие поражения, и наряду с благодарением Богу в наших молитвах должно быть и искреннее покаяние. Само слово " покаяние " в дословном переводе с греческого языка означает перемену. Эта перемена предполагает осознание неправды и ее отрицание, перемену старого порядка жизни и строя духа. Покаяние есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова».

http://75.patriarchia.ru/db/text/4717257...

(По поводу столетия со дня его рождения)//Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.; СПб., 2009. С. 157–161. 610 Гаркави Авраам Яковлевич (1839–1919) – востоковед и гебраист, один из основоположников исследования арабских источников для истории народов Восточной Европы. Окончил Виленское раввинское училище и Восточный факультет Петербургского университета (1867). После получения докторской степени был допущен к чтению лекций в университете в качестве приват-доцента, но в штатной должности утвержден не был. Причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для занятий в Имп. Публичную библиотеку (1872). Определен сверхштатным библиотекарем и назначен заведующим отделом книг на еврейском языке (1876, с 1877 – на штатной должности). Осуществлял разбор, каталогизацию, научное описание древнееврейских, халдейских, самаритянских, арабских рукописей и фрагментов из собраний Фирковича и архимандрита Антонина (Капустина) . Неоднократно выезжал за границу, в том числе в страны Востока. В мае-августе 1886 г. посетил Иерусалим, где и состоялось его знакомство с о. Антонином. 611 Пападопуло-Керамевс Афанасий Иванович (1855–1912) – греческий и российский историк, филолог, археограф. Секретарь и библиотекарь Иерусалимской Патриархии (1887), привлеченный В.Н. Хитрово с 1888 г. к научному сотрудничеству с Палестинским Обществом и работавший с 1890 г. в России. Приват-доцент Петербургского университета (1892), автор знаменитого «Каталога греческих рукописей Иерусалимской Патриаршей библиотеки», изданного ИППО (Т. 1–5. СПб., 1891–1915). 612 Пападопуло-Керамевс с приездом в Иерусалим активно интересовался рукописным собранием, библиотекой и музеем архимандрита Антонина, о чем свидетельствуют записи в дневнике последнего за 1887–1888 гг. 613 Речь идет о 25-летии службы архимандрита Антонина в Русской Духовной Миссии (он прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865 г.). 614 Очевидно, архимандрит Антонин имеет в виду следующие свои публикации: О древних христианских надписях в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Президент РФ Путин В.В. примет участие в торжествах 03.09.15 в Пекине. Примечательным фактом на фоне подготовки визита Путина в Пекин было упоминание 14.08.15 на государственном канале «Российское телевидение» (РТР) от 70-летии подписания в Москве советско-китайского договора « О дружбе и Союзе » сроком на 30 лет, получившим в истории название «Пакт Сталин - Чан Кайши». По договору СССР получал в аренду на 30 лет: Порт-Артур (Люйшунь) - Дальний (Далянь) и все права на управление бывшей КВЖД со всеми шахтами и заводами в зоне отчуждения. Плюс: Китайская Республика признавала Внешнюю Монголию (МНР) как независимое государство. А СССР обещал не вмешиваться во внутренние дела Китая (не поддерживать КПК). Важнейшим пунктом договора «О дружбе и Союзе» было обязательство «вести войну против Японии до окончательной победы и не заключать без взаимного согласия перемирия или мирного договора с Японской стороной». Как известно, ни СССР, ни его правопреемник - либеральная Россия мирного договора с Японией, по причине территориальных споров, до сих пор не имеет. Территориальные споры остаются и в отношениях КНР с Японией. И именно это наследие Второй Мировой войны сближает либеральную Россию 1991 года рождения с Китайской Народной Республикой 1949 года в их текущей политике «стратегического взаимодействия и всестороннего партнерства». Если же задаться вопросом о том, какие цели преследует стратегическое взаимодействие добрых соседей РФ и КНР, то ответ очевиден: это согласование интересов в возглавляемой Китаем глобализации суши (континентальный блок вокруг Сердцевины земли-Хартленд) дабы вместе загнать возглавляемую США глобализацию моря, куда входит и Япония, на «одинокий остров». Однако всенародная поддержка искреннего стратегического взаимодействия добрых соседей РФ и КНР в делах тихоокеанской зоны требует сакрального действия, подобного народной памяти «бессмертный полк» . Такое действие президент Путин В.В. мог бы совершить внезапным посещением в Китае воинского кладбища в Порт-Артуре (Люйшуне), где покоится дух русских и советских солдат, погибших в войне с Японией в 1904-1905гг.; в 1945 году, а также летчиков - «сталинских соколов»погибших в войне отпора американских агрессоров в Корее в 1950-1953 гг.

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/28/be...

действования для упорядочения Епархии разнокалиберной. Желающий может прочитать об этом в книге о. Страшкевича о моем 25-летии архиерейства. Одно воспоминание о вынесенной мною туге сердечной в борьбе с партиею, поддерживаемой и недальновидными русскими, возбуждает и теперь во мне нервную дрожь. Время и результаты моего образа действий оправдали мою политику. Но как жаль, что представители нашей гражданской власти в Петербурге так ошибаются в своих суждениях, и поддаются внушениям интриганов. Пришлось мне разойтись по поводу Галичан с графом Толстым; пришлось терпеть недоверие и от Победоносцева, выносить уколы и от варшавских дипломатов, пока все выяснилось временем, и пока не увидели, что правда на моей стороне. Было время, когда разнузданные Галицийские выходцы громко говорили: «Вот мы спустили Иоанникия, спустим и Леонтия, а Маркелла посадим в Варшаве». Вот до чего доходила дерзость проходимцев, поощряемых надеждою на поддержку сильных мира! Однако ж время и благоразумие, позволю сказать, с моей стороны сделали мало по малу перемену и в поведении Галичан. Некоторых нужно было удалить из среды священников служителей Холмской Руси. Но вся вина падала на преосвященного Маркелла. В его администраторство названы были в Холмскую Епархию и Семинарию люди недостойные и по знаниям, и по поведению. Деспотизм и пристрастие были руководящими началами и в приеме в Епархию, и в приеме в Семинарию. Сам Маркеллл, не имевший никакого авторитета при Епископе Куземском, в бытность еще протоиереем, и обвиняемый в неблаговидных отношениях к некоторым особам женского пола, сделавшись епископом вместо Куземского, по необходимости должен был поблажать многим, то по родству, то по греховным связям. Это усугубляло трудность для меня действовать в управлении успешно. Большею частию, скажу более, почти всегда я узнавал о предосудительных поступках воссоединенного (из Галичан) духовенства из отношений ко мне генерал-губернатора и начальника жандармского управления. По назначаемым следствиям само же духовное правление старалось закрывать; проступки обвиняемых, и скрывать правду. Беспо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отчего же так грустно?! Ведь праздник, 100-летие Расула Гамзатова, удался. Прекрасный, насыщенный национальными мотивами юбилейный концерт в Русском драматическом театре в Махачкале. Вечер поэзии в Театре поэзии (единственном в России!), где выступали писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Астрахани и, конечно же, дагестанские стихотворцы. Юбилей вместил фестивали «Наш Расул», «Журавли над Россией», творческое состязание «Поэтический балкон», «круглый стол» в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова и еще множество праздничных и памятных событий. 2003 год стал последним в жизни Расула Гамзатова. Я была на его 80-летии в Махачкале. Поэт чувствовал себя «по годам», но, сидя в праздничном президиуме, внимательно всех слушая, шутил: «Вот здесь говорят: вы — великий. Я не такой хороший, как вы думаете — я себя лучше знаю. Но я и не такой плохой, как думают многие другие…» Зал — рукоплескал. Иронию по отношению к себе могут позволить только очень влиятельные люди. Расул Гамзатов — фигура политическая. Много чиновного люда он, поэт, собрал тогда вокруг себя. На торжественном заседании Виктор Казанцев, представитель президента в ЮФО, читал для юбиляра стихи собственного сочинения. Поздравить поэта приехали главы Кабардино-Балкарии, Осетии и Ингушетии, командующий СКВО и председатель парламента Адыгеи, сладкоголосый Бюль-Бюль Оглы (министр культуры Азербайджана) и посол Грузии в России Зураб Абашидзе (сын известного поэта), делегации из Туркмении, Казахстана, Украины (!)… Собралась почти вся Россия — писатели из Карачаево-Черкесии, Чечни, Калмыкии, Бурятии. Овацией встретили дагестанцы выступление Валентина Сорокина, заместителя председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов: «Я, русский поэт, очень люблю поэта Расула Гамзатова, поэта всех народов великого Союза Советских Социалистических Республик! Я хочу, чтобы над его мудрой седой головой, над его родным Дагестаном, над нашей родной Россией летели, плакали, пели белые журавли! Гамзатов — сын Дагестана, пророк и певец Кавказа, защитник СССР!..»

http://ruskline.ru/opp/2023/09/14/v_stol...

Ф-ча, но и самые эти юмористические рассказы передавались с любовью; в отцовском же отношении не звучало даже и этого юмора. Помню, как были мы в Посаде в 1883 г. И отец мой водил нас в Академический физический кабинет, где Дм. Ф. с радушною готовностью показывал нам физические приборы и заставлял светиться гейселеровы трубки. Поддерживая сношения с М. Академией, отец мой входил там в новые знакомства. Помню, как в 90-х, должно быть, годах сидел у нас за семейным чайным столом приехавший в Петроград проф. Алексей Петр. Лебедев, и беседовал с отцом, как уже близкий знакомый. В 1882 г. отец мой ездил в Академию для получения магистерской степени за сочинение свое о латинском догмате Непорочного Зачатия. В 1892 г. были мы – я и сестра моя – с отцом на 500-летии памяти преп. Сергия и сидели на торжественном акте в Академии, где все, кажется, профессора здоровались с отцом, как с знакомым. В последний раз отец мой посетил Академию в нашу поездку в 1896 г. Женитьба Оканчивая курс, Ал. Ал. не располагал принимать на себя священный сан. Но вышло иначе. В июле 1858-го г. скончался от холеры в Петрограде диакон Екатерининской, что в Екатерингофе, церкви Петр Павлович Свиязев, оставив после себя без средств семью – —252— вдову с троими детьми, из которых только старшая дочь была взрослая – 21-го года; – бабушка рассказывала мне потом, что осталась она с 5-ю рублями в кармане. Как водилось в те времена, вдове позволено было приискать жениха к дочери для замещения должности покойного мужа, Супруга для молодой особы желали с высшим образованием; в Петербургской Академии год был не выпускной, и решено было обратиться в Академию Московскую. С этим делом поехал в Москву дядя невесты Κ. П. Петров. Собираясь в путь, дядя, сам еще молодой и большой шутник, спросил у невесты, какого она жениха хочет. Невеста предъявила очень скромные требования: чтоб был высокий и не рыжий. – Но в Московской Академии оказалось, что все воспитанник уже разъехались, и искателю указан был адрес одного A. А. Лебедева , как жившего по близости, – в Хотькове. Одновременно с этим один родственник невесты протоиерей С. А. Галахов обратился в Москву письменно с тем же делом к знакомому своему священнику Ансерову, брат же последнего был женат на родной сестре отца моего. И вышло так, что предложение места и брака пришло к отцу моему одновременно и совершенно независимо с двух сторон – письменно от зятя из Москвы и лично от Петроградского свата через Академию; отец, всегда и после старавшийся в событиях жизни усматривать Промысел Божий, принял это совпадение за Божие указание и поехал в Петроград. Фотографической карточки у невесты не было, – распространение фотографии только начиналось, – но был небольшой масляный портрет какого-то доморощенного любителя, который хотели было дать свату; – отец мой, смеясь, говорил потом, что если бы ему показали его, он ни за что бы не поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—383— степенно уменьшается, на школу перестают смотреть, как на пустую забаву и как на дело, неприличное взрослому. Победить это недоверие к школе – значит сделать все. А школа теперь, по-видимому, стоит на этом верном и надежном пути к полному своему процветанию. Философский студенческий кружок с честью продолжал свое дело и в минувшем году. О деятельности и организации этого кружка каждый может прекрасно судить по отчету этого кружка, который печатается отдельно в настоящей книжке «Богословского Вестника». Поэтому мы не будем говорить о нем ничего. (Окончание следует). Ν. Смирнов С.И. Обзор журналов: Статьи по истории Русской Церкви//Богословский вестник 1902. Т. 1. 2. С. 384–410 (2-я пагин.). —384— I. Очень сомнительный юбилей. II. Патриарх Гермоген по новым данным. III. О древнерусских братствах. IV. Киевская академия 200 лет тому назад: внешнее состояние, внутренний строй – выборное начало в корпорации, студенческие конгрегации. V. Последняя борьба православного духовенства с унией в 1609–1611 гг. VI. О духовной цензуре в России. VII. Митрополит Филарет у себя дома. VIII. Из Воспоминаний протоиерея Базарова: священник Гумилевский, из истории духовной школы и духовенства минувшего столетия, из истории духовной журналистики. IX. Освободительная эпоха и попытки реформ в духовном ведомстве; Особое Присутствие; нужды духовенства и церкви, выясненные печатью; учреждение приходских попечительств; сокращение приходов. – Перечень других статей. Статьи по Истории Русской Церкви, помещенные за последнее полугодие в прошлогодних журналах, отличаются и разнообразием своих тем и степенью своих достоинств. I. В статье «Важный момент в истории Холмской Руси» (к вопросу о 900-летии Холмской епархии. «Странник», август) г. Гр. Ольховский повторяет старое и давно устаревшее предположение о дохристианском существовании города Холма, об основании здесь в 1001 г. кафедрального Рождество-Богородицкого собора, об учреждении в Холме епархии еще при св. Владимире. Это мнение, основанное на преданиях и показаниях сомнительного достоинства, можно было отстаивать до открытия Ипатской летописи, т. е. до Карамзина, но повторять его теперь по меньшей мере странно. Названная летопись ясно и определенно рассказывает об основании Холма князем Галицким Даниилом Романови-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Одесской киностудии 100 лет! 01.03.2019 570 Время на чтение 7 минут Версия для печати Мы не будем рассказывать, как на днях в одесском морском торговом порту Порошенко, Климкин, Полторак слушали Волкера о том, что визит эсминца Donald Cook является доказательством суверенитета Украины , а нацики пожаловали под российское консульство с целью раздать сотрудникам дипмиссии презервативы с напутствием " Чтоб не размножались " . Это низко и непристойно для Одессы. Мы расскажем о 100-летии Одесской киностудии. Вообще, отечественные изыскатели уверяют, что кинематограф родился именно в Одессе. Известно, что братья Люмьер запатентовали свой киноаппарат и показали первые фильмы в 1895 г. Известно и то, что летом 1893 г. в Одессе механик-самоучка Новороссийского университета, инженер Иосиф Андреевич Тимченко с инженером М. Фрейденбергом придумали, сконструировали и построили съемочный аппарат, которым были сняты две ленты - «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Историки кино сообщают, что в 1907 г. одесский фотограф Мирон Гроссман создал частное киноателье «Мирограф» и к 1910-му стал уже владельцем прокатной конторы на Дерибасовской, 18. Начинал снимать документальные и познавательные фильмы. В 1914 г. в Одессе появилось другое киноателье - «Мизрах», в котором был снят фильм «Жизнь и Смерть». «Мирограф» выпустил за 1918 год десять картин, а «Мизрах» в 1917-1918 гг. четыре фильма. В годы Гражданской войны в Одессе сосредоточилось все российское кинопроизводство и все его звезды, начиная с Веры Холодной. В апреле 1919 г., когда в Одессу вошли части Красной армии, военные операторы сняли хроникальную ленту «Взятие Одессы». 23 мая 1919-го была национализирована кино- и фотоаппаратура всех частных студий. Эту дату и считают с тех пор днем рождения первой отечественной киностудии. Сначала она числилась киносекцией политотдела 41-й дивизии Красной армии. В 1922 г. она была реорганизована в Одесскую кинофабрику Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), в 1929-м - в Одесскую кинофабрику «Украинфильм», в ведение которой перешла Ялтинская фабрика и три Одесских фабрики.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/1/odess...

Жизнь как бы избирала тебя, в поучение нам, сосудом испытаний. Смерть внезапно скашивает твоего талантливого сына, и вдали, при особенно тяжелых условиях; ты лишаешься дорогой дочери, трагически погибающего брата, и все эти испытания ты выносишь, исполненный безропотности и кротости. Скромно выносишь ты и опасное лукавство со стороны, откуда ты менее всего мог ожидать что-либо во вред себе – память об этом тяжелом моменте была коротка для тебя: ты, незлобивый, сейчас же входишь в свою обычную душевную колею, и лукавый прием пронесся, как проносится мгновенная рябь по зеркальной поверхности моря 3 . Но, кроткий, незлобивый, всегда ровный, ты, при наступлении серьезных обстоятельств, но не личной окраски, ты умел являть и твердость характера, и духовную стойкость. Прости же, мирный, кроткий и благородный сотоварищ, наставник многих и многих лет. Не одна, всегда тебе дорогая, кровная семья, но и все, чтущие в человеке высокие достоинства его характера, сиротеют с твоим уходом, с затвором в последний раз за тобой этих врат уже старого, всегда тебе столь любезного, храма науки. Прости же навеки!» 4 По окончании речи, гроб был закрыт. Профессора вынесли на руках останки почившего пастыря, поставили на носилки, и печальное шествие, при пении: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение», в сопровождении громадной толпы народа, направилось по Херсонской улице на Преображенскую к старому кладбищу. Здесь совершен был крестный ход вокруг храма, затем краткая лития и, при пении «вечная память», тело было предано земле в фамильном склепе. Приими, Господи, дух почившего раба Твоего протоиерея Василия с миром в селении праведных!... 1 См. А.И. Маркевич проф. Двадцатипятилетние Имп. Новор. Унив. Одесса, 1890г. стр. 210–211. Пятидесят. службы проф. В. Войтковского. Одесса, 1899г. 2 Теперь этот скромный памятник деятельности покойного вовсе не существует. Вместо домовой церкви – воздвигнут изящный храм и на новом месте. 3 Ср. Маркевича «Истор. Записку о 25-летии Имп. Новоросс. Унив.» стр. 210, о вынужденном прошении о пенсии. Читать далее Источник: Протоиерей Василий Миронович Войтковский, заслуженный профессор богословия Новороссийского университета († 24 февраля 1904 г.): [Некролог]/[Соч.] Проф. богословия, свящ. А.М. Клитина. - Одесса: " Экон. " тип., 1904. - с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в конференции, посвященной 130-летию Императорского православного палестинского общества 4 июня 2012 г. 15:14 4 июня 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во II конференции  Императорского православного палестинского общества , посвященной 130-летию этой организации. Мероприятие состоялось в здании Счетной палаты Российской Федерации. В президиуме находились: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Комитета почетных членов ИППО; руководитель Счетной палаты РФ С.В. Степашин — председатель ИППО;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, советник ректора Дипломатической академии МИД России О.Г. Пересыпкин; заместитель министра иностранных дел РФ М.Л. Богданов; Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Палестина в Российской Федерации Фаед Мустафа; вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; префект Центрального административного округа г. Москвы, председатель Московского регионального отделения ИППО С.Л. Байдаков и другие. Также в мероприятии приняли участие заместитель председателя ИППО, руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк  и член Совета ИППО, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов . К участникам собрания  обратился  Святейший Патриарх Кирилл. С.В. Степашин, согласно решению Совета ИППО от 28 мая 2012 года, вручил Святейшему Патриарху Кириллу «за выдающийся вклад в развитие Императорского православного палестинского общества, за выдающийся вклад в продвижение России и Православия на Святую землю» новоучрежденный памятный знак Императорского палестинского общества «Орден Вифлеемской звезды» за 1. Также С.В. Степашин сообщил об открытии накануне в Москве на улице Забелина памятника одному из основателей Общества В.Н. Хитрово, о решении мэрии столицы о передаче особняка В.Н. Хитрово Обществу и о гашении марки в память о 130-летии ИППО. Председатель ИППО преподнес эту марку Его Святейшеству.

http://patriarchia.ru/db/text/2265499.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010