Хуже всего забыть свое прошлое, но еще хуже – забыть своих святых. С этой мыслью, высказанной на открытии выставки ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым, нельзя не согласиться. Ибо, как отметил он, благодарная память о подвиге новомучеников, молитвенное почитание и духовное преемство с ними являются залогом возрождения нашей Церкви и нашего народа. Патриарх Тихон и царственные мученики, сотни архиереев и тысячи священников, множество монахов и монахинь, мужчин, женщин и детей – все испили чашу страданий, но не отреклись от православной веры. Как отметил председатель Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, «сегодня многие могут повесить в святом углу фотографию своего дедушки и молиться ему». Работа по сбору информации о тех, кто пострадал за Христа в годы гонений, – ведущее направление научной деятельности Свято-Тихоновского университета. Поиски имен пострадавших священнослужителей и мирян начались, по словам профессора Николая Емельянова, еще в 1989 году. За три года было собрано около тысячи имен, и цифра в пять тысяч казалась недостижимой. Однако сегодня в базе данных Свято-Тихоновского университета более 30 тысяч имен. Только за один год с небольшим – с августа 1937 по октябрь 1938-го – на Бутовском полигоне под Москвой расстреляли 21 тысячу человек, в том числе 939 священнослужителей и мирян, пострадавших за веру. Общее число захоронений репрессированных в Бутово достигает 100 тысяч человек. Патриарх Алексий II назвал это место «русской Голгофой». Плакат выставки Одно из чудес, которое свершилось по молитвам новомучеников, – это, несомненно, объединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Событие, пророчески предсказанное расстрелянным в 1922 году священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским: «Самая главная тяжесть – рознь и вражда, но придет время – объединятся вновь русские люди». 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, было наконец преодолено вызванное революционным смерчем трагическое разделение русского народа, восстановлено евхаристическое общение. Уже 19 мая состоялось совместное богослужение на Бутовском полигоне – земле, обильно политой кровью мучеников, и был освящен построенный здесь храм в честь Воскресения Христова. Богослужение возглавили Патриарх Алексий и митрополит Лавр, в нем участвовало множество архиереев и священников, молились миряне и из России, и из русского зарубежья. А в конце минувшего лета в память о 70-летии начала массовых репрессий 1937–1938 годов из Соловецкого монастыря в Бутово был перенесен 12-метровый поклонный крест.

http://pravoslavie.ru/3664.html

ст. М., 1989; Русское Православие: вехи истории. М., 1989; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; он же. «Штурм небес» отменяется?: Критич. очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М. И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. М., 1991; он же. Государство и церковь в России: ХХ век. М., 1994; он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. Русская Православная Церковь в ХХ веке//История религий в России. М., 1998. С. 165-225; он же. Золото Льва Троцкого//Диалог. 1998. 10. С. 70-74; он же. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999; он же. Ему отмерен был библейский срок: (Док. повесть о Патриархе Алексии I, 1877-1970)//НиР. 1999. 4-7, 9; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М., 1995. 2 ч.; Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвященного 50-летию Победы, 13.04.1995. М., 1995; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1: 1917-1970; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1997. М., 1997; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185 ; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999; Чумаченко Т. А. Государство, православная Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999. . М. И. Одинцов, А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/64694.html

участка–могилы: 4–1. Х:5. У: 44. Щукин Сергий, духовник А. Чехова (задавлен машиной, давшей задний ход). «Один из любимых ораторов на Соборе (1917 г.)» – о. Г. С. Голубцов . Воспоминания о поездке на Собор», с. 213 – 1871– 1931, 25.09 протоиерей, в 1923, как тихоновец, выслан из Ялты, с 20–х гг. в М–кве на Арбате, в Николо–Песк. Ц–ви; – наст.после репресс. А–дра Кедрова. участка–могилы: 4–2. Х:19. У: 18. Сергий (Савельев Вас.Петр.) и др. (рядом с разрушенной часовней, где раньше стояла известная фигура Христа, удаленная властями. Ныне, якобы, в Церк.–археолог, музее в МДА) 1899–1977,7.01 – архимандрит, настоятель ц. Покрова в Медведкове С 1962. (После 5 лет ссылки, с 1947 г. в Елох. соб., с 1952 г. – в Богородском, с 1957 г.– в Лыщиковом пер.). участка–могилы: 4–3. Х:19. У: 20. Разрушенная часовня (см. выше) участка–могилы: 4–4. Х:–7. У: –6. Соколов Вонифатий Ив. 1879–1970, 31.12 (ок. СПБДА в 1905, преп. в Екатериносл. ДС, служил в Козлове (1918–34), в 1934–44 в с. Рюминское Иванов, обл. – наст. Лефор. ц. в 1958–61 С 1944 – в Москве, в ц. Иоанна–Воина и в Лефортовск. храме, с 1961 г. – за штатом. Его супруга Вера Георг, (сразу за желтой часовней) 1885–1950 участка–могилы: 5–1. Х: 1 . У: 2. Василенко Серг. Никифорович (на углу, там же Шамбинаго и др.) 1872–1956. Проф. Консерватории и композитор (опера–кантата «Сказание о граде Китеже» и др.) и его супруга, ранее бывш. за Павлом Каптеревым, двоюр. братом о. Николая, Ел. Серг.(дочь С.К.Шамбинаго) 1901–1983. участка-могилы: 5–2. Х: 34 . У: 13. Покровский Ал–др Серг. (пройти 7–1 и свернуть влево, 13 ш., справа, за участком известных Феррейнов – сероват, памяти, с мал. крестом и фото). 1894–1956, 22.02 протоиерей Елох. соб. участка–могилы: 5–3. Х: 4 . У: 0. Шамбинаго Сергей Конст., 1871–1948 в одной угловой ограде с Василенко. Литературовед, писатель, профессор, (его предки из Дагестана). Там же: Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева, 1873–1954 и Нина 1923–1976, и Таня 1900–1982 Ал–дровны Фадеевы (могильный участок Литфонда).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти» Протоиерей Владимир Сорокин о 1000-летии со дня преставления Великого князя Владимира, Крестителя Руси и 70-летии Великой Победы 17.02.2015 747 Время на чтение 9 минут В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. В связи с этой годовщиной корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась и побеседовала с настоятелем Князь-Владимирского собора, председателем Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессором СПбДА, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидатом богословия митрофорным протоиереем Владимиром Сорокиным . Ваше Высокопреподобие, Вы настоятельствуете в храме, носящем имя святого равноапостольного Великого князя Владимира. Этот год юбилейный. Каково на Ваш взгляд, историческое значение Крестителя Руси? Как Великий князь повлиял на историю нашего государства? 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира - событие великое. Когда я думаю о нём, то мысленно возвращаюсь к торжествам в память 1000-летия Крещения Руси, участником которых мне довелось быть. Тогда на одной из конференций впервые была высказана мысль, что 20-й век, давший православному миру сотни мучеников, исповедников, достоин изучения. Эта мысль, представленная владыкой Ювеналием, была очень смелой - ведь при советской власти тема гонений была под запретом, не говоря о новомучениках. Это празднование послужило тому, что общество наше начало преображаться, стало внимательнее относиться к религиозной жизни и признало роль Русской Православной Церкви в развитии страны. Посмотрите, сколько сейчас отреставрированных храмов, восстановленных и новосозданных монастырей, сколько воскресных и православных школ! Мы свободно обсуждаем вопросы религиозной жизни, можно сказать, что у нас есть свое национальное сознание и своя миссия, свое призвание. Не все с этим согласны, что закономерно, ведь и князь Владимир, когда крестил Русь, тоже встречал непонимание и сопротивление.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/17/pr...

3). Другое духовное евангелическое лицо, Тауберт, полемизирует против берлинского ученого не от одного своего лица, а от лица множества протестантских пасторов, с их собственного согласия (как об этом возвещается на заглавном листе брошюры). Третий полемист, Массов, замечает о себе, что он мирянин и не теолог, не знаком с прочими сочинениями Гарнака, но что, однако же, вправе отвечать этому последнему ввиду того, что Гарнак в своей брошюре о Символе обращается к широкой публике и касается такого дорогого для сердца каждого предмета; тот же автор заявляет о себе, что он юрист и прошел высшую школу 30 лет тому назад (S. 7,27). Четвертый полемист, Рендторфф, в первых же строках своей книжки сознается, что ему будет чужд холодный тон, но что он станет писать с большим одушевлением и глубочайшим чувством, возбуждаемыми предметом и явно обнаруживаемыми. И действительно, при одном случае, раскрыв свои убеждения, автор не мог воздержаться от восклицания: «Kyrieleison!» (Господи, помилуй! ( греч.). – Ред.) (S. 6, 20). Автор именует себя в заглавии сочинения каким–то «монастырским проповедником». Почти все писатели, полемизирующие с Гарнаком, считают своим долгом, защищая Апостольский символ, выразить свои мысли о высоком значении и истинном величии этого древнехристианского памятника. Можно сказать, что они неистощимы в похвалах этого последнего. Один из защитников Символа с пафосом так говорит о его значении: «Почти с первых дней Церкви Апостольский символ сделался вероизложением, посредством которого каждый христианин запечатлевал в крещении свой союз с Богом, сделался знаменем, вокруг которого группировалось общество верующих, военным возгласом, с которым христиане, как воины Христовы, служили своему небесному Царю, лозунгом, по которому исповедники Христа узнавали друг друга во всех странах, как дети одного и того же дома, говорящие одним и тем же языком» ( Rendtorff. S. 11). Приверженцы и апологеты рассматриваемого Символа именуют его «малой Библией ». Так, мы встречаемся с таким замечанием: «Если Лютер в изречении евангелиста Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Обращаюсь к вам, дети. Вы и при малосмысленности своей не можете не чувствовать той заботливости, какою окружают вас здесь. Доселе многие из вас, если не все, жили в холоде и голоде, в нечистоте и неопрятности, и, конечно, ни один из вас не жил в таком доме, в каком живет теперь, а об образовании вашем едва ли кто и помышлял. Здесь вы не будете терпеть ничего этого; все нужное для вашего развития, как телесного, так и душевного, будет доставляться вам без всяких забот с вашей стороны. Не будьте же невнимательны к такой заботливости о вас; будьте детьми благонравными, послушными, внимательными к тем урокам и наставлениям, которые будут преподаваться здесь, и вы сделаетесь в свое время подпорою для бедных родных, и утешением для покровителей и воспитателей ваших. Призываю на вас, дети – мальчики, благословение Господа нашего Иисуса Христа, так нежно любившего детей. В знамение сего благословения, приимите от меня изображение святейшего лика Его; молитесь пред Ним с детскою простотой, и заботьтесь соделаться достойными Его небесного благословения. А вас, девочки, поручаю покрову Царицы неба и земли, усердной Заступницы всех сирых и несчастных; молитесь пред святым ликом Ее, как умеете, но молитесь усердно. Она, лучше родной матери, и наставит, и утешит, и укрепит вас в трудные минуты жизни вашей. II. Рыбинский В. О почитании св. мощей и других останков угодников Божиих (Святоотеческие наставления).//Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 2. С. 629–632 Мы верим, что телеса святых и останки блаженных мучеников должно почитать, как члены Христовы, а кто мыслит иначе, того почитаем не христианином (Геннадий Массов., de dogmat. eccles. с. 40). Мы воздаем честь останкам мучеников, чтобы этим самым почтить Того, чьи мученики. Мы воздаем честь рабам, чтобы эту честь распространить на Господа, Который говорит ( Мф.10:40 ): иже вас приемлет, Мене приемлет (бл. Иеронима, письмо к Рипарию). Ты скажешь мне: зачем почитаешь плоть (мучеников) истлевшую и разрушенную, о которой Бог не имеет уже никакого попечения? – Но что, возлюбленные, сказано Самою Истиною чрез пророка, говорящего: честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ), и еще: мне же зело честни быша друзы Твои, Боже ( Пс.138:17 )? Мы должны почитать рабов, тем более – друзей Божиих, о которых говорится: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушися ( Пс.33:21 ). Посему в плоти мученика я почитаю язвы, приятые за имя Христово, почитаю память живущего бессмертием добродетели, почитаю исповеданием Господним освященную персть, почитаю в персти семена вечности, почитаю тело, учащее меня любить Господа и не бояться смерти за Него. И как верные могут не почитать то тело, которого боятся и демоны, которое и довели они до казни, но которое прославляюп во гробе? Итак, я почитаю то тело, которое почтил Христос мученичеством, которое имеет царствовать со Христом на небе (Св. Амвросий, serm. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все наше путешествие проходило под небесным покровительством святого праведного Иоанна Кронштадтского, 100-летие со дня преставления которого мы вскоре отметим.   Александр Беляков, капитан 1-го ранга, старший преподаватель Высших офицерских классов Военно-морского флота РФ:   – На такой конференции я уже в третий раз, и, конечно же, виден качественный рост как встречи в целом, так и ее участников. Проблемы, которые здесь обсуждались, являют собой и боль, и заботу о духовно-нравственном состоянии нашего общества. Тот факт, что собрались вместе не только православные предприниматели, но и ученые, священнослужители, военные, позволил посмотреть на многие актуальные темы с различных точек зрения, и в то же время мы едины в главном – решимости общими усилиями возрождать и укреплять наше Отечество. Очень важно, что наша конференция проходила на фоне паломничества по святым местам. Удивительно, сколько знаменательных церковных дат приходится на этот год, и все они имеют отношение к нашей поездке. Прежде всего, это 100-летие со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, который являлся небесным покровителем нашей встречи. Нельзя не упомянуть и о 90-летии со дня мученической кончины святых царственных мучеников, и о 500-летии преставления преподобного Нила Сорского. Безусловно, все эти святые духовно объединили участников конференции, прибывших практически из всех регионов России, Белоруссии и Украины. Для меня, как военного моряка, очень важно также, что наш теплоход проходил мимо населенных пунктов, где родился святой адмирал Феодор Ушаков, где он был крещен, учился, где похоронены его родители. Как духовное завещание нам, его потомкам, звучат слова святого праведного воина: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Удивительно, ведь вначале мы, участники встречи, друг друга не знали, а спустя два-три дня были как одна родная семья. Пользуясь случаем, хочу выразить сердечную благодарность Петербургскому сообществу «ДелоРус», которое поддерживает разработку пособий по православной культуре для воинских частей и военных учебных заведений. 

http://pravoslavie.ru/1363.html

С приветственным словом от Гатчинской епархии выступил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Он напомнил о значимых датах, отмечаемых в этом году: 100-летии революционных событий 1917 года и 100-летии восстановления Патриаршества в России. «Название череды мероприятий, посвященных революционным событиям 1917 года, - " Уроки столетия " , - напомнил владыка Митрофан. - Эти уроки учат нас тому, что подобные события не должны повторяться. Религиозные процессы в современном обществе не теряют остроты, и интерес к религии понятен: это - основа цивилизации. Но для нас вера - не традиция, она обладает собственным содержанием». Председателем оргкомитета конференции был заведующий кафедрой социологии и религиоведения РГПУ имени Александра Герцена профессор Алексей Воронцов, его заместителем - профессор кафедры социологии и религиоведения РГПУ, профессор РХГА, доктор философских наук Александр Прилуцкий. Директор конференции - заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований», председатель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества кандидат богословия протоиерей Александр Пелин. Второй день конференции прошел в Таврическом дворце. На конференции обсуждались темы взаимоотношений государства, Церкви и общества, религиозная ситуация Северо-Запада, проблемы религиозной и национальной идентичности, соотношение культурного и религиозного измерений, обсуждение религиозных вопросов в современном медиапространстве и многое другое. Так, ректор РХГА Дмитрий Богатырев отметил, что изначально многонациональный Санкт-Петербург всегда считался эталонным регионом в плане межнациональных отношений. Много говорилось о современном научном подходе к религии, лишенном ангажированности. Докладчики отмечали, что, несмотря на сложную обстановку последних лет, понятия «вера» и «Церковь» вызывают у большинства людей положительные эмоции, что присутствие религиозных организаций желательно во всех сферах общества, кроме политики.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/28/mi...

Вот недавно был у Патриарха Илии Грузинского. Кстати, я у него был на его юбилей, 50-летие. Тогда как раз был представителем Болгарской Церкви в Москве. Так что, был на его 50-летии, сейчас был на 80-летии, его поздравил опять. Очень хорошие, самые прекрасные отношения, можно сказать, с армянским Патриархом Гарегином, я его сопровождал в Болгарии, когда был. Недавно был у него в гостях. С ним прекрасные отношения. Я очень счастлив, что у меня так много друзей на высоком уровне. И, когда приезжают, везде мы вместе служим. Это самое главное. Молитва объединяет нас всех, православных. И дай Боже, чтобы больше и больше было таких конференций, чтобы встречи были, и литургические и научные, чтобы помогали друг другу, обсуждали самые жгучие вопросы современности. Таким образом мы помогаем друг другу. И, когда мы себе помогаем, конечно, Господь нам тоже будет помогать. Надеемся на добрые, лучшие времена. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 февраля, 2018 22 октября, 2016 24 апреля, 2021 19 января, 2021 14 декабря, 2020 13 мая, 2020 28 августа, 2018 1 марта, 2018 27 февраля, 2018 14 февраля, 2018 22 октября, 2016 24 апреля, 2021 19 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

Наша Церковь приняла самое активное участие в праздновании двух знаменательных юбилеев - 50-летии Победы в Великой Отечественной войне и 300-летии Российского Флота. В обоих случаях представители Церкви участвовали в работе соответствующих правительственных комиссий, в подготовке и проведении большого числа праздничных мероприятий, культурных событий, исторических и других научных конференций. Патриарх и Священный Синод обратились к Полноте церковной со специальным Посланием в связи с 50-летием Победы. 8 мая 1995 года я выступил перед сотнями собравшихся и миллионами телезрителей во время торжественной встречи в Кремле. В сам день праздника, по совершении Божественной литургии и панихиды, Предстоятель и делегация Русской Церкви присутствовали при проведении военного парада. Я также принял участие в торжественном открытии памятника маршалу Г. К. Жукову. Одной из особо важных сфер церковной деятельности является работа со средствами массовой информации в России и за ее пределами. Журналисты сегодня не обделены вниманием Предстоятеля Церкви, руководителей и сотрудников Синодальных учреждений. В Отделе внешних церковных сношений существует Служба коммуникации, призванная готовить и распространять информацию о жизни и служении Церкви, решениях Поместных и Архиерейских Соборов, заседаниях Священного Синода, этим разъясняя официальную позицию по основным волнующим верующих и все общество вопросам. Опыт работы отчетливо показывает необходимость организации взаимодействия со средствами информации на профессиональном уровне. Существующий " рынок " новостей и рекламы, современное состояние профессиональных пресс-служб в политическом и общественном мире заставляют нас работать в условиях жесткой конкуренции со многими силами, действующими в поле массовой информации. При этом необходимо устоять перед искушением воспользоваться методами пропаганды, навязывания информации о Церкви. С предложениями о содействии в этом к нам обращались самые различные организации. Но здравый подход возобладал. Мы решили пойти подлинно христианским путем, дабы всякому требующему отчета в нашем уповании " дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Пет. 3, 15).

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010