Слово о хмеле Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Слово ο Хмеле в ряду аналогичных произведений, осуждающих пьянство, широко распространено в древнерусских рукописных сборниках. Оно предостерегает читателей от пагубного пристрастия к хмельному питию, рисует несчастия, грозящие пьянице – обнищание, лишение места в социальной иерархии, потерю здоровья, отлучение от церкви. Β «Слове» соединено гротескное обращение к читателю самого Хмеля с традиционной проповедью против пьянства. Один из ранних списков произведения относится к 70-м гг. XV в. и сделан рукой монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Β списке Ефросина есть оригинальный фрагмент («Лежа не мощно Бога умолити...»), сближающий его с стихотворным «Словом ο ленивых и ο сонливых и упиянчивых», известным только по списку второй половины XVII в. Но если Ф. И. Буслаев (Повесть ο Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин. – Буслаев Φ. Ο литературе: Исследования. Статьи. М., 1990, с. 183–185) и М. О. Скрипиль (Повести ο Хмеле. – История русской литературы: т. 2, ч. 2, М.–Л., 1948, с. 291) считали, что «Слово ο ленивых» возникло из этого Ефросиновского фрагмента, то исследовательница Τ. Α. Махновец высказала предположение, что произведение, близкое к «Слову ο ленивых» существовало уже в XV в. и послужило источником для Ефросина (Слово ο Хмеле в списках XV века. – Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980, с. 155–162; Слово ο Хмеле. – Словарь книжников и книжности Древней Руси Л.–Я. Л., вып. 2, 1989 (вторая половина XIV–XVI в.), ч. 2). Слово ο Хмеле, написано ритмической прозой, местами переходящей в рифмованную речь, что вместе с некоторыми стилистическими оборотами и сценами делает его близким к устно-поэтическим произведениям, известным в более поздних записях XVIII–XX вв. Текст «Слова» публикуется по списку 70-х гг. XV в. монаха Ефросина, РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 9/1086. Л. 517–519 об. СЛОВО О ХМЕЛЕ КИРИЛЛА, ФИЛОСОФА СЛОВЕНСКОГО Так говорит Хмель всякому человеку, и священническому чину, и князьям, и боярам, и слугам, и купцам, и богатым, и бедным, и женам также говорит: «Не водитесь со мной, хорошо вам будет. И силен же я более всех плодов земных, от корня сильного, от племени великого и плодовитого, мать же моя Богом сотворена. У меня ноги тонки, а утроба не прожорлива, руки же мои держат всю землю, а глава моя высокомерна, а умом со мной не сравнится никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(80-е гг. XVI в. (?), с. Даниловское (ныне г. Данилов Ярославской обл.) - ранее 1662, близ Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.)), создатель неск. мон-рей, зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства. По сообщению Игнатия (Римского-Корсакова) , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря , в 1687 г. ездившего в Кострому и Кинешму для увещевания старообрядцев (см. Старообрядчество ), К. происходил из крестьян дворцового с. Даниловского, принял постриг, «яко бяше убог сый и не имяше чим в мире питатися» ( Игнатий [Римский-Корсаков]. 1855. С. 97). А. И. Журавлёв называл К. «самопостриженником». В кон. XVI - нач. XVII в. (или в 20-х гг. XVII в.) К., уже имевший «чин священства», вместе с 30 пустынниками подвизался в лесах по р. Ветлуге. Здесь его навестил Корнилий Выговский (впосл. один из основателей старообрядческого Выголексинского общежительства ), стремившийся найти наставника в монашеском делании. Корнилий прожил в общине К. 2 месяца и, не получив из-за своей молодости от К. разрешения остаться с пустынниками, ушел в Вологду. В Житии инока Корнилия, созданном в 20-х гг. XVIII в. на основе рассказов Корнилия, описана жизнь отшельников на Ветлуге: «Сам Капитон обложен бысть тяжкими веригами железными, постом и поклонами томя себе. От братии же и инии же чрез день хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся и, мало уснувше, паки Псалтырь и каноны пояху. Свитающе же дню, благословение вземше, трудов земных касахуся, от своих бо трудов пищу себе приимаху. Такову наготу стяжаша: вместо свитки по пояс запон держаху, плеча же мантиею до пояса покрываху. И инии же на ребрах не спяху, но седя или стоя мало сна приимаху» ( Брещинский. 1985. С. 69-70). К. был строгим аскетом. Старообрядческий книжник Евфросин описал вериги К.: «Вериги на себе носил каменныя, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обех, и всего весу три пуда. Петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати» ( [Евфросин]. 1895. С. 10). По словам Семена Денисова (см. Денисовы ), писавшего о К. в «Винограде российском», уже в начале своего монашеского пути К. прославился строгостью жизни и пророческим даром.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

В III в. в Н. сложилась многочисленная община христиан. Первый епископ Н.- свт. Григорий Чудотворец , один из крупнейших духовных авторитетов ранней Церкви, оказавший большое влияние на христианскую культуру М. Азии, особенно Каппадокии . По образному описанию свт. Григория Нисского, когда ок. 240 г. свт. Григорий стал епископом Н., в городе было всего 17 христиан. Ко времени же его смерти осталось 17 язычников ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 909, 953). В кон. III-IV в. благодаря свт. Григорию Н. играла важную роль в церковной жизни. Ок. 10-х - 20-х гг. IV в. в Н. при еп. Лонгине состоялся поместный Неокесарийский Собор . Тот же Лонгин в 325 г. принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее. Еп. Феодул в 40-х гг. IV в. присоединился к партии ариан на Сардикийско-Филиппопольском Соборе. Еп. Мусоний был хорошо знаком со свт. Василием Великим . После его смерти (ок. 368) Василий посвятил Мусонию утешительное послание к Церкви Н., охарактеризовал его как человека, к-рый «самым очевидным образом превосходил современников всеми в совокупности человеческими совершенствами, был опорою отечества, украшением Церквей, столпом и утверждением истины, твердынею веры во Христа, надежною защитою» ( Basil. Magn. Ep. 28//PG. 32. Col. 304-309). Еп. Атарвию свт. Василий направил 2 кратких послания в нач. 70-х гг. IV в. Взаимоотношения между ними складывались неровно, но суть разногласий из писем Василия прояснить сложно ( Idem. Ep. 65, 126//Ibid. Col. 421-424, 552-553). В 381 г. еп. Атарвий принял участие во II Вселенском Соборе в К-поле. Сведения о позднейших епископах Н. связаны в основном с их участием в церковных Соборах. Нек-рые известны по сохранившимся печатям. Еп. Дорофей из Н. присутствовал на К-польском Соборе 448 г., на котором был осужден архим. Евтихий, а в 451 г.- на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В 458 г. еп. Евипп подписал «Энкиклион» визант. имп. Льва I и К-польского патриарха Анатолия против захвата Александрийской кафедры Тимофеем II Элуром . Еп. Воспорий - участник К-польского Собора 536 г., еп. Григорий - VII Вселенского Собора в Никее в 787 г.

http://pravenc.ru/text/2564922.html

Возвращение Олег Бычков К истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск Поздним воскресным вечером 2 сентября 1990 г. на перроне Иркутского вокзала епископ Иркутский и Читинский Вадим совершил торжественный молебен по случаю прибытия мощей святителя Иннокентия, Первоепископа Иркутского. Без малого 70 лет сиротствовала Сибирская земля без угодника Божьего и молитвенника нашего Иннокентия. Где же все эти долгие годы обретались святые мощи? Перенесемся в студеный январь 1920 г. Фронты Гражданской войны докатились и до патриархального Иркутска. Здесь в Приангарье Белая армия прошла самый тяжкий отрезок своей Голгофы Великого Сибирского Похода, начавшегося под Мариинском в декабре 1919-го. Чудом большая часть Белого воинства, обмороженная, но избежавшая плена, прорвалась по льду Байкала на Восток. Сей героический прорыв осеняли воинские хоругви с образами свт. Иннокентия и Софрония, епископов Иркутских. Более того, настоятель Вознесенского монастыря благословил идущих на смерть за Русь Православную скуфьей святителя Иннокентия, хранившейся до этого события в резном киоте в Тихвинской церкви монастыря 208 . В марте 1920 г. в Иркутск входят части 5-й Рабоче-Крестьянской Красной армии. И сразу же новая власть в лице председателя Восточно-Сибирского губисполкома Мартемьяна Рютина повела борьбу с Церковью . Решением I съезда Советов Восточно-Сибирского края от 24 января 1921 г. была создана комиссия по вскрытию раки с мощами Святителя и публичного «разоблачения» чуда. Вскрытие святых мощей прошло в присутствии церковного клира и мирян. Иркутская ВЧК и губернские власти, боясь справедливого гнева сибиряков, ревностных почитателей своего Заступника, тайно отправляют его мощи в Москву. Здесь они поступают в распоряжение Шифмана, директора выставки-музея по охране здоровья Наркомздрава РСФСР. В начале 1920-х гг. музей Наркомздрава, размещенный в доме 14 на Петровке, уже принял около 60 православных святынь – печальный результат беззаконного вскрытия мощей в разных уголках многострадальной Православной Руси. До конца 1920-х гг. продолжалось разорение рак в церквах и монастырях. Активно пополнялась и «коллекция» этого чудовищного музея. Стоит лишь кратко перечислить мощи тех святых, что выставлялись здесь для праздного обозрения: св. Анны Кашинской, свт. Иосафа Белгородского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского , свт. Иоанна Тобольского и прп. Симеона Верхотурского 209 . Но вот в начале 1930-х гг. музей упраздняется. На долгие годы теряются следы мощей свт. Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Андрей Рублев Основные произведения св. преп. Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Вла¬димире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70—80-м гг. XIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Князья Святополк Изяславич и Владимир Мономах изгоняют кн. Олега Святославича из Чернигова. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132 об.) (ок. 1050 - 1.08.1115), кн. черниговский (1078, 1094-1096), тмутараканский (1083-1094), новгород-северский (1097-1115). Из династии Рюриковичей, 2-й сын черниговского и киевского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича от 1-го брака с некой Кикилией. Отец черниговского и киевского кн. Всеволода Ольговича (основателя Кирилловского Свято-Троицкого монастыря в Киеве), блгв. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , кн. Святослава (Николая) Ольговича . На страницах источников О. С. появляется в 70-х гг. XI в., но его политическая судьба в это время восстанавливается лишь гипотетически. В киевское княжение отца (1073-1076) он в 1073-1075 гг. наместничал скорее всего в Турове, откуда зимой 1075/76 г. вместе с двоюродным братом кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом был отправлен отцом в 4-месячный поход на Чехию в качестве союзника польск. кн. Болеслава II. В 1076-1077 гг. был перемещен из Турова в Ростов или во Владимир (Волынский). После 3-го вокняжения в Киеве в июле 1077 г. дяди, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича , О. С. находился на Волыни под покровительством др. дяди - черниговского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича , к-рый по неизвестной причине вывел его с Волыни в марте 1078 г. Не получив от Всеволода Ярославича волости, О. С. бежал в Тмутаракань (греч. Матарха, Матраха), где княжил его младший брат Роман Святославич. Уже в конце лета с помощью половцев и при участии двоюродного брата князя-изгоя Бориса Вячеславича О. С. после кровопролитной битвы на Сожице с войсками кн. Всеволода Ярославича (25 авг.) захватил отцовский Чернигов, где, очевидно, имел немало сторонников, судя по тому, что даже в отсутствие О. С. черниговцы не открыли ворота соединенному войску его дядей - князей Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающем сражении на Нежатиной Ниве 3 окт. погибли киевский кн. Изяслав Ярославич и кн. Борис Вячеславич, а потерпевший поражение О. С. снова скрылся в Тмутаракани. В борьбе со ставшим киевским князем Всеволодом Ярославичем О. С. и Роман Святославич потерпели сокрушительное поражение: в 1079 г. Романа убили перекупленные киевским князем половцы, а О. С. в Тмутаракани захватили местные хазары, передав его в заключение «за море Цесарюграду», что несомненно стало следствием договора между киевским князем и визант. имп. Никифором III Вотаниатом , т. к. в Тмутаракань был направлен посадник Всеволода Ярославича Ратибор. В визант. плену на о-ве Родос О. С. провел 2 года.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Лямцино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Старинное село Лямцино расположено на древней Бронницко-Подольской дороге. По завещанию стольника И.М. Семенова, оно два столетия являлось вотчиной Чудова монастыря. В 1534 г. в селе стояла деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Новая деревянная церковь в Лямцине построена в 1715 г. В конце XVIII в. село перешло в ведомство Коллегии экономии. Между 1790 и 1794 гг. на средства прихожан в селе построили Никольскую церковь, целиком сложенную из белого камня. Современная ей колокольня, стоявшая отдельно, утрачена. До 1856 г. церковь была однопрестольная, затем к ней пристроили теплый кирпичный придел во имя прп. Кирилла Белозерского. В 1936 г. церковь в селе закрыли, уничтожили колокольню, священника и диакона арестовали. В 1994 г. Никольская церковь передана верующим, за короткое время храм восстановлен. Древнее село Лямцино — село монастырское. В течение более двух столетий являлось вотчиной Чудова мужского монастыря. Запись в служебной Минее, находящейся в Чудовом монастыре, свидетельствует, что церковь святителя Николая Чудотворца в селе Лямцино существовала уже в 1534 году. Владельцем села тогда был Иван Михайлович Семенов, который и завещал в духовной грамоте село Лямцино Московскому Чудову монастырю. «Вотчина Чудова монастыря… село Лямцино на пруде, — говорится в писцовой книге 1627–28 гг., — а в селе церковь Николая Чудотворца деревянная, ветха, стоит без пения, а у церкви места попово, церковного дьячка, пономарево, просвирницы, да в селе место, что был двор монастырский…» В начале 70-х годов XVIII в. монастырские вотчины были упразднены, и село перешло в ведомство Государственной коллегии экономии. Хотя в эпидемию чумы 1771 г. сельчане, похоронили 20 человек, а шестеро переведены на вновь заселяемые земли в Воронежский уезд, в селе оставалось более 400 жителей обоего пола. С развитием села изменялась и его церковь. Вскоре после переписи 1627–28 гг. служба в старой ветхой церкви была возобновлена, а к 1655 г. здесь построили новую одноглавую деревянную, покрытую тесом с расписанными красками царскими и входными дверями. Церковь украшали многочисленные иконы с серебряными окладами, Евангелие в зеленом бархате с Распятием, хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Над трапезной возвышалась небольшая колокольня с шатровым верхом и четырьмя колоколами. Эта церковь простояла 60 лет, а затем ее заменили новой, также деревянной, которую освятили 3 декабря 1715 года.

http://sobory.ru/article/?object=02602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.). По преданию, основана в 1650 г. кн. И. Д. Пожарским в соответствии с завещанием отца кн. Д. М. Пожарского, в 1612 г. на пути к Москве остановившегося с ополчением в Борке. В сохранившейся духовной грамоте Д. М. Пожарского нет распоряжений о построении пустыни. Однако известно, что царь Михаил Феодорович за заслуги перед отечеством пожаловал кн. Д. М. Пожарскому в вотчину часть слободы Холуй. На связь Пожарских с Б. п. указывает также монастырский синодик (не сохр.), в к-ром род Пожарских записан первым среди поминаемых вкладчиков и храмоздателей. В самом раннем документе, относящемся к пустыни (Память Илариона, митр. Суздальского и Юрьевского, строителю пустыни о высылке 2 книг, 1684 г.- ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Картон 2. 200), обитель названа Троицкой Холуйской пуст. В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. пустынь пришла в упадок, по свидетельству Анании Фёдорова она была «безвотчинной, несколько пахотной земли имеющей, також и от подаяния христолюбцев довольствующейся» (С. 107). Неизвестно, сохранились ли к.-л. монастырские здания к 1764 г.- времени учреждения штатов. Составлявшаяся в обязательном порядке в 1763-1764 гг. на каждую обитель «офицерская» опись имущества по Б. п. отсутствует. Борковская Николаевская пуст. Литография. Кон. XIX в. Борковская Николаевская пуст. Литография. Кон. XIX в. Б. п. была возобновлена в 60-х гг. XVIII в. по инициативе и на средства Астраханского еп. Мефодия († 1776), уроженца Холуйской слободы, сына священника Троицкой ц., и именовалась Троицкой Борковской, что при Холуйской слободе или Борковской. Обитель была отстроена в 60-70-х гг. XVIII в. на средства еп. Мефодия в традициях архитектуры кон. XVII в. 29 июня 1765 г. в Б. п. была освящена теплая трапезная ц.

http://pravenc.ru/text/153199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы. Происходил из богатого серб. рудничного центра Ново-Брдо. Сведения о В. Г. содержатся лишь в выходных записях переписанных им рукописей. Национальное происхождение В. Г. не установлено: он мог быть сербом, выходцем из Македонии или эмигрантом-болгарином. В болг. лит-ре приводятся аргументы в пользу болг. происхождения В. Г.: проживание в конце жизни в Рильском мон-ре , почти полное отсутствие житий серб. святых в Рильском Торжественнике 1479 г. Но последний аргумент не может иметь решающее значение, т. к. пространные жития серб. святых, за исключением Житий прп. Петра Коришского, иером. Феодосия и св. Стефана Дечанского Григория Цамблака, к-рые переписал В. Г., не включались в календарные сборники, в т. ч. и серб., из-за их объема, а используемая при переписке рукописей ресавская, серб. по происхождению, орфография отличается у В. Г. высокой степенью нормированности и не дает оснований судить о его происхождении. Следует также признать неубедительными попытки Г. Данчева отождествить В. Г. с соименными ему лицами, упомянутыми в источниках: «попом Владиславом», фигурирующим в Новобрдоском акте 1434 г., и дьяком Владиславом, служившим в канцелярии боснийского герц. Влатко Вуковича в 1466 г. ( Данчев. Владислав. С. 16-28). Против 1-го отождествления свидетельствует то обстоятельство, что «попу Владиславу» в тот момент было бы не больше 20 лет, т. к. самыми ранними годами рождения В. Г. считаются 20-е гг. XV в.; не согласуется с ним и молчание В. Г. о своей принадлежности к числу священнослужителей. Во 2-м случае заметно явное несоответствие почерков боснийского канцеляриста и В. Г. (Там же. С. 22, фиг. 1). Судя по памятникам, В. Г. получил хорошую каллиграфическую и лит. подготовку либо на Афоне, либо в одном из серб. культурных центров - при дворе деспота или Патриарха или в мон-ре, служившем центром епархии. Более вероятным является 2-й вариант, т. к. В. Г. нигде не упоминает о жизни на Св. Горе. В 50-70-х гг. XV в. В. Г. работал в слав. мон-рях Македонии, сначала в Младо-Нагоричине, затем в Матейче, находившемся под покровительством вдовы султана Мурада II Мары Бранкович , а под конец жизни, вероятно, в Рильском. Последнее известие о В. Г. относится к сент. 1480 г., когда он, проживавший в то время в Жеглигове, оплатил работу для Рильского мон-ря, возможно, своего ученика мон. Мардария - Беседы на книгу Бытия («Шестоднева») Иоанна Златоуста (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/2; лист с послесловием - РГБ. Григор. 52.3/М. 1734.3).

http://pravenc.ru/text/155003.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010