Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ Правосл. научный и образовательный центр в г. Остроге (ныне Ровненской обл., Украина). Включал школу (коллегиум, 3-язычный лицей), госпиталь и типографию, в которой помимо других изданий была подготовлена и напечатана Острожская Библия (1581); центр существовал в период ок. 1576-1636 гг. О. а. создана киевским воеводой, маршалком Волынской земли кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных в Речи Посполитой, с целью сохранения правосл. Церкви в католич. гос-ве, противостояния полонизации и латинизации православных. 70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы кн. Острожского за утверждение позиций православной Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим в сер. 70-х гг. XVI в. собственностью магната (королевский привилей на наследственное владение Острогом князь получил в нояб. 1576). Ко времени создания О. а. в Речи Посполитой существовали центры правосл. просвещения. Прежде всего это кружок кн. А. М. Курбского в Миляновичах (ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), где делали переводы с греч. языка трудов визант. авторов, были составлены антикатолич. сочинения. Связи кружка кн. Курбского с кн. Острожским были тесными. В наст. время нет сомнения в том, что «Маргарит», изданный в Острожской типографии в 1595 г., был переведен с греч. языка в Миляновичах. Очевидно, что и опыт переводов с латыни был заимствован в Остроге из Миляновичей. По мнению К. Ю. Ерусалимского, в планы кн. Курбского входило создание правосл. академии, но реализован этот проект был не в Миляновичах, а в Остроге ( Ерусалимский К. Православная академия на Волыни XVI в.: Нереализованный проект кн. Андрея Курбского//Острозька давнина: Наук. зб. Ocmpir, 2014. Вип. 3. С. 113-147). Др. центром было владение гетмана Г. А. Ходкевича Заблудово. Там имелась типография, куда гетман пригласил Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца (1568-1570), и была создана одна из первых православных академий ( Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Православная Академия Ходкевичей и ее издания. Мн., 1996). Крупнейшим центром правосл. книгопечатания и обучения был Вильно, где впервые после Ф. Скорины было начато кириллическое (православное) книгоиздание. В 1568-1572 гг. в Вильно за счет братьев Зарецких был опубликован на церковнослав. языке Часовник с послесловием на простой мове, в дальнейшем развернули деятельность типографии братьев Мамоничей и В. М. Гарабурды. Важным центром православного просвещения являлся Львов, где книгопечатание в 70-х гг. XVI в. начал Иван Фёдоров, оно продолжилось в 90-х гг. XVI в. благодаря Львовскому Успенскому братству . Можно предположить, что между Вильно, Львовом и Острогом существовали контакты.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Крэйг Кинер (протестант) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ВВЕДЕНИЕ Дата написания. Это не менее сложный вопрос. Одни консервативные богословы, например Роберт Гандри (Gundry), датируют Евангелие от Матфея временем до 70 г. н. э. и приписывают его авторство Матфею; другие консервативные богословы определяют время написания этого Евангелия ок. 80 г. и менее уверены в его авторстве. Поскольку Матфей в большей мере, чем Марк, показывает возрастающее влияние раввинов фарисейского толка (хотя и не умаляет роль саддукеев и священства), которые приобрели политический вес в Сирии-Палестине в основном после 70 г., резонно предположить, что Евангелие от Матфея было написано в 70-х гг., хотя эта датировка не претендует на точность. Где Матфей писал свое Евангелие? Наиболее вероятное место написания Евангелия – район Сирии-Палестины, поскольку именно там раввины пользовались наибольшим влиянием в 70–80 гг. I в. Но и здесь нет полной ясности. Обстановка и цель написания. Матфей удовлетворяет нужды своих иудео-христианских читателей, которые, вероятно, находились в конфликте с фарисейской религиозной верхушкой (ср.: 3с Лк. 3:7 ; Мф. 5:20; 23:2–39 ). Участникам раннего раввинского движения, которые в основном были последователями более ранних фарисеев, никогда не удавалось захватить власть, на которую они претендовали, но после 70 г. они начали утверждать свое влияние в области права и богословия, особенно в Сирии-Палестине. В гл. 23, 24 Матфей преподносит рассказ о драматическом событии – разрушении храма, – которое, по всей видимости, произошло недавно (см. выше о дате), как суд над иудейской религиозно-политической верхушкой (хотя это были, главным образом, саддукеи). Он хочет воодушевить своих собратьев нести Благую весть язычникам и иудеям (ср.: 1.5; 2:1–12; 3:9; 8:5–13; 15:21–28; 24:14; 28:19). Собрание наставлений Иисуса в Евангелии от Матфея (особенно в гл. 5–7,10,13,18,23–25) предназначено для воспитания новых учеников Иисуса, подобно тому как ученики еврейских раввинов передавали полученные ими знания своим ученикам (28:19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУННЫ [греч. Οννοι, лат. Hunni], древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянуты в источниках в связи с описанием бегства значительной части герм. народа визиготов на территорию Римской империи в 376 г. Визиготы были напуганы слухами о страшных пришельцах - Г., разгромивших в Сев. Причерноморье родственных им остроготов. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили ираноязычных аланов, живших на территории от Сев. Кавказа до донских степей. Гипотеза о связи Г. с разгромленным китайцами центральноазиат. народом хунну (сюнну) разделяется мн. специалистами, но не имеет бесспорных доказательств. Язык Г. неизвестен, по ряду оценок он относился к древнему пласту тюрк. языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. к угорским народам, к народам, близким к кетам. Несомненны лишь принадлежность к монголоидной расе, кочевой образ жизни и связь Г. с областями, близкими к Центр. Азии. После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. IV в. стали здесь ведущей военной и политической силой. Известно, что в 70-х гг. IV в. могущественнейшее из объединений Г. возглавлял Баламбер, при этом др. группы Г. действовали отдельно. Напр., группировка Г. наряду с готами и аланами входила в объединение, возглавляемое Алатеем и Сафраком, участвовавшее в разгроме рим. армии в 378 г. у Адрианополя, а в 382 г. получившее статус федератов Рима и земли для поселения в Паннонии. Какие-то группировки Г. привлекались имп. Феодосием I Великим для борьбы с узурпаторами в 388 и 394 гг. В 395-398 гг. отряды Г. совершали набеги на Закавказье, доходя до Сирии, а также на Балканы. В нач. V в. в Н. Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им были подчинены скиры и ряд др. народов) во главе с Ульдисом (Ульдином), в 400 г. они пленили бежавшего за Дунай мятежного рим. полководца Гайну, родом гота, отправив его голову в К-поль; в 408-409 гг. нападали на Вост. Римскую империю, но были отбиты. Наряду с этим отряды Г. использовались западнорим. полководцем Стилихоном для борьбы с группировкой Радагайса, вторгшейся в 405-406 гг. в Италию, а также против вестготов. У имп. Гонория был отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). В 405-408 гг. у Г. в качестве заложника жил Аэций. Ок. 412 г. известно о правителе Г. Донате, умерщвленном при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415-420 гг. или в 421 г. Г. совершили поход против Персии.

http://pravenc.ru/text/168331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

С середины 50-х гг. VI в. евразийский мир оказался потрясен масштабными тюркскими завоеваниями. Закованная в железные латные доспехи, бронированная конница тюрок уже через три года покорила просторы от Каспия до Черного моря, объединив здесь всех степняков в рамках ордынской государственности – Великого Тюркского каганата (552–651), престол в котором наследовали выходцы из знаменитого рода Ашина – «Волка». Тогда же, в самом начале второй половины VI в., в районах, непосредственно примыкавших к Северному Причерноморью, появились новые племена аваров, двигавшиеся под натиском воинственных тюрок из приволжских степей. В 560–561 гг. они перешли Дунай, получили на поселение земли Малой Скифии, а затем, развязав войну с ромеями, в 567–568 гг. заняли под свой каганат просторы Паннонии 547 . Вслед за ними в 70-х гг. показались их преследователи – тюркюты (древние тюрки), вторгшиеся в Таврику, где до этого на степных просторах около Херсона (juxtum Chersonam) и Боспора кочевали племена гуннов, протоболгар 548 . Долгое время было принято считать, что вследствие этих бурных событий уже к середине VI в. строительство здесь пограничных оборонительных систем, как и в прочих регионах Византии, стало сворачиваться и под нажимом военных отрядов тюрок в 70–80-х гг. VI в. византийское доминирование на территории Крыма прекратилось более чем на два столетия, во второй половине VII в. уступив место безраздельному хазарскому господству 549 . В качестве одного из ярких примеров подобной трансформации фигурировало указание на исчезновение византийских слоев на городищах бывшего Боспорского царства после второй четверти VI в. и, как следствие, окончание античного периода его существования 550 . Роль Херсона при этом затушевывалась и его положение к концу правления Юстинина I и в постюстиниановское время исследователи долгое время либо сводили к традиционной, по сути дела, пустой фразе о конце античного этапа истории и «рождении феодализма», либо обходили своеобразным «заговором молчания», сетуя на нерепрезентативность источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть IX. Исландские сочинения (Г. В. Глазырина) Памятники историографии и законодательства Исландии принадлежат к числу наиболее ранних произведений, созданных на древнеисландском языке. Двумя важнейшими трудами, в которых дается обзор истории Исландии со времени заселения острова в 70-х гг. IX в., являются «Книга об исландцах», написанная священником Ари Мудрым, – сочинение, оказавшее огромное влияние на всю позднейшую литературу Исландии, – и «Книга о занятии земли» – важный источник, содержащий генеалогические и исторические свидетельства об исландских первопоселенцах, их семьях и их потомках. Ценный материал по истории средневековой Исландии предоставляет свод законов «Серый Гусь», в статьях и положениях которого зафиксированы нормы, регулировавшие повседневную жизнь на острове Исландия и отношения между населявшими его людьми. Структура данного раздела основана на хронологии создания указанных памятников: сочинение Ари Мудрого «Книга об исландцах» относится к 1122–1132 гг., запись судебника «Серый гусь» в рукописи «Codex Regius» ок. 1260 г., создание «Книги о занятии земли» датируется 1275–1280 гг. IX.1. Ари Торгильссон. «Книга об исландцах» «Книга об исландцах» («Islendingabk») была написана на исландском языке священником Ари Торгильссоном (Ари Мудрым, 1067/68–1148) в 1122–1132 гг. В ней рассказывается об основных событиях истории Исландии с 70-х гг. IX в. по 1118 г.: о заселении острова (глава 1), о первопоселенцах и введении законов (глава 2), об учреждении альтинга (глава 3), о календаре – о продолжительности года и високосных годах (глава 4), о разделении Исландии на четверти (глава 5), о заселении Гренландии в конце X в. (глава 6), о принятии христианства (глава 7), о деятельности иноземных епископов, проповедовавших в Исландии (глава 8), а также приводятся генеалогические данные. Две последние главы посвящены рассказам о первых исландских епископах: епископе Ислейве Гицурасоне, рукоположенном Папой Римским в 1056 г. (глава 9, в которой также перечисляются имена и сроки пребывания в должности законоговорителей на альтинге), и епископе (избранном епископом в 1081 г. после смерти своего отца) Гицуре Ислейвссоне (глава 10). Изложение событий в труде Ари Мудрого отличается объективностью: приводимые в «Книге об исландцах» сведения обстоятельно документированы ссылками на информантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Константин Кутепов Первый отдел А. История секты хлыстов При общем взгляде на историю хлыстовской секты нельзя не видеть, что последняя, соответственно мерам правительства – снисходительным или строгим, то, по-видимому, увеличивалась в числе последователей, то сокращалась. Таким образом, в столетний период времени от 1631 по 1782 гг. хлыстовщина, не подвергавшаяся почти ни одному следственному розыску и преследованию, успела охватить собою четыре губернии: владимирскую, костромскую, нижегородскую и московскую и утвердилась в этих губерниях весьма прочно. Следственное дело 1732–1734 гг. на некоторое время парализовало успех хлыстовской секты в Москве, но и здесь, благодаря энергической деятельности главнейших агитаторов хлыстовщины, укрывшихся от суда, хлыстовщина снова появляется и достигает в своем развитии еще больших размеров; бывшие же преследования имели результатом своим занесения ее в местности, где она еще не была известна; таким образом, появляются хлысты в губерниях ярославской, петербургской и во многих других. Возникшее в 1745 г. новое следственное дело о московских хлыстах и тянувшееся до 1752 года имело своим последствием то же самое явление, т. е. хлыстовщина снова заносится в местности, еще не зараженные ею. Нравственная деморализация хлыстовских кораблей, которая стала известной правительству особенно в 1747 году и которая с окончанием следствия над хлыстами не только не уничтожилась, но еще более увеличилась в местах глухих и отдаленных от центра России, вызвала в 70-х годах прошлого (XVIII) столетия реакцию со стороны более строгих ревнителей учения Данилы Филиппова, выразившуюся в появлении новой изуверной секты – скопческой. С этого времени хлыстовщина отходит уже на задний план; правительство и общество обращают все внимание на факт физического уродства новых сектантов, мало интересуясь историей и учениям сродных с ними хлыстов. Отсюда, с половины прошлого столетия и по настоящее время мы имеем только некоторые отдельные эпизоды из истории хлыстов, не имеющие между собою никакой исторической связи и не могущие поэтому составить действительной истории хлыстовской секты. Принимая, таким образом, во внимание главнейшие моменты из истории правительственных отношений к хлыстам, мы можем и самую историю хлыстовской секты разделить на три отдельные главы. Первая глава (1631–1734 гг.) будет обнимать первоначальное возникновение хлыстовщины, распространение ее и развитие до первого следственного дела о московских хлыстах включительно. Вторая (1734–1752 гг.) – появление новых хлыстовских кораблей в Москве и других местностях, закончившееся новым следственным делом о хлыстах. Третья, наконец, (1752–1880 гг.) будет заключать в себе обзор отдельных фактов из истории хлыстовщины болея или менее замечательных, сделавшихся известными правительству. I. Период первый, 1631–1734 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Крэйг Кинер (протестант) ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Традиция, согласно которой Лука является автором Евангелия и Книги Деяний святых Апостолов, не вызывает возражений и соответствует тому немногому, что мы знаем о Луке. Стиль и темы Книги Деяний неоспоримо свидетельствуют, что она написана тем же автором, что и Евангелие от Луки. В обоих произведениях греческий литературный стиль сочетается с характерным для евреев использованием греческого языка, отмеченного сильным влиянием Септуагинты. Некоторые термины, использованные в Евангелии от Луки и в Книге Деяний, часто встречаются в медицинской литературе, но они встречаются и в других произведениях, так что отнюдь не терминология является главным доводом в пользу авторства Луки. Время написания. Поскольку повествование в Книге Деяний обрывается до смерти Павла, некоторые исследователи полагают, что эта книга (и, соответственно, Евангелие от Луки или его гипотетический более ранний набросок, «протоевангелие от Луки») была написана до 64 г. Другие, указывая на Лк. 21 , датируют эти произведения 70-ми гг., считая, что Книга Деяний обрывается около 62 г. н. э. по причинам литературного характера или из-за желания Луки ограничиться положительными правовыми прецедентами. Ни одна из сторон в этом споре не располагает убедительными доказательствами, но, поскольку Лука, несомненно, использует материал Марка в качестве источника, датирование Евангелия от Луки и Книги Деяний временем около 62 г. может поставить под сомнение общепринятую датировку Евангелия от Марка – 64 г. По этой причине большинство исследователей относят оба произведения Луки к 70-м гг. Поскольку время написания Евангелия от Марка, Евангелия от Луки и Книги Деяний нельзя считать твердо установленным, в настоящем комментарии за дату написания обоих произведений Луки условно принимается начало 70-х гг. Цель: правовое обоснование. Одна из целей написания этого труда состояла в том, чтобы зафиксировать устанавливающие прецедент судебные решения в пользу первых христиан. В Книге Деяний все римские суды объявляют христиан невиновными, и под впечатлением от этого рассказа некоторые исследователи предположили, что Лука писал эту книгу как краткое изложение судебных процессов, закончившихся в пользу Павла. Более вероятно, однако, что Лука ссылается на судебные решения, вынесенные различными местными судами (которые были полезными, но не обязывающими), по той же причине, по какой это делал «Иосиф Флавий, защищая иудаизм: чтобы доказать, что христианство пользуется в империи покровительством закона. Лука, таким образом, предоставляет в распоряжение христиан важный инструмент – право ( Лк. 21:15 ) – и подготавливает почву для последующих христианских апологетов и философов, например Тертуллиана и Иустина, которые боролись за признание христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1. Несомненные успехи западноевропейской историко-церковной науки не в последнюю очередь отразились в публикации многочисленных обобщающих и справочных изданий на протяжении 70-90х гг. В 90е гг. в Германии увидело свет второе обновленное, многотомное издание " Лексикона богословия и Церкви " . Там же появилось и совершенно новое многотомное справочное издание " Богословская реальная энциклопедия " (70-90е гг.). В последние годы ушедшего столетия было завершено и издание " Евангелического церковного словаря " (Германия). Во Франции продолжается публикация масштабного " Словаря церковной истории и географии " , издающегося с начала 20-го столетия. Переиздание в 1985г. многотомного " Справочника по истории Церкви " под редакцией Г.Едина (издательство " Гердер " , Германия, Астрия, Швейцария) сопровождалось подготовкой и изданием в течение 80-90х гг. 14-томной " Истории христианства " , параллельная публикация которой во Франции и Германии ныне завершается. Основой для этих изданий послужили, разумеется, многочисленные конкретные исследования и современные публикации источников, отдельные серийные издания которых (напр., " Христианские источники " , Франция) насчитывают уже не одну сотню томов. Все это дает основание подведению некоторых итогов и постановке проблем для будущих исследований в области истории Церкви. Сразу же оговорюсь: я имею в виду именно историко-церковную проблематику, полагая правомерным выделение богословия в отдельную отрасль, во-первых, а во-вторых - я ограничиваюсь историей Греко-православной Церкви, причем прежде всего в тех ее ключевых моментах, которые непосредственно связаны с историей Русской Православной Церкви эпохи средневековья. Последнее обстоятельство становится очевидным, если учесть, что история православных Церквей в перечисленных выше справочных изданиях, по понятным причинам, находится на периферии исследовательских и издательских интересов. Наконец, я коснусь именно тех общих вопросов в истории Церкви, возможность решения которых в наше время предопределяется состоянием публикаций и изученности источников.

http://sedmitza.ru/text/415310.html

Основной источник сведений о Н.- Житие, к-рое было написано в 1517-1520 гг. в Валахии книжником и протом Св. Горы Афон Гавриилом по заказу господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521). Житие дошло в румын., греч. и слав. версиях. Вопрос о языке оригинала долгое время являлся предметом научной дискуссии. Большинство ученых считают, что первоначально текст был создан на греч. языке, однако сохранившаяся греч. версия (BHG, N 1373a, 1373b) представляет собой простонародное переложение, в к-ром Гавриил упоминается в 3-м лице. Переложение было создано в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон и сохранилось в коллекции рукописей этого мон-ря в поздних списках Ath. Dionys. 661 (olim 610) (XVIII в.) и 716 (olim 715) (XIX в.). Эти списки легли в основу издания В. Греку, к-рый учел также румын. версию и краткую новогреч. редакцию, вошедшую в «Новый Изборник» (Νον Εκλγιον) Никодима Святогорца 1803 г. ( Grecu. 1944). Существует еще одно независимое переложение Жития, написанного Гавриилом; дошло в списке Meteor. Varl. 132. F. 47-73 (1783-1784 гг.) ( Mavroudis. 2009. S. 167-170; частично изд.: N sturel. 1967. P. 68-73). Румын. версия, древнейший список к-рой датируется 1682 г. (Бухарест. Б-ка Румын. АН. N 464), более близка к утраченному греч. оригиналу, чем все известные греч. версии. Вероятно, перевод восходит к эпохе господаря Матея Басараба (1632-1654) ( N sturel. 1967. P. 63-68). Житие совмещает элементы агиографического и историографического сочинения, его отличает пристальное внимание к фигуре Нягое Басараба и событиям в Валахии, в т. ч. и после кончины святого. Пространные фрагменты румын. Жития были включены в валашскую хронику Шербана Кантакузино кон. XVII в. Они содержат оригинальные сведения, отсутствующие в сохранившейся румынской версии Жития, и должны учитываться при реконструкции первоначального состава Жития, написанного Гавриилом (Ibid. P. 52-56). Сведения Жития дополняются данными греч. нарративных источников: анонимной хроники за 1373-1513 гг. (Emperors, Patriarchs and Sultans. 1990. P. 100-105, 118-121), всемирной хроники Мануила Малакса 1570 г., «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, «Политической истории Константинополя» и «Истории Константинопольских патриархов» 70-х гг. XVI в. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58-60, 69-70, 127-132, 134-135, 138). Биография

http://pravenc.ru/text/Нифонт II.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010