Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том X — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 10-й том «Православной Энциклопедии», увидевший свет в 2005 г.,открывается статьей «Второзаконие» и заканчивается статьей «Георгий, сщмч., еп. Загорский». В 10-й том вошло 552 статьи. В этом томе заканчиваются статьи на букву «В» и начинаются материалы на букву «Г». Кроме многочисленных статей, посвященных святым, различным персоналиям, монастырям, памятникам церковного искусства, которые естественным образом составляют основное содержание Энциклопедии, 10-й том «Православной энциклопедии» также содержит целый ряд обширных материалов по библеистике: «Второзаконие», «Галатам послание», «Гармонизация евангельская», «География библейская» и др. Не менее широко представлены в 10-м томе и статьи по литургике («Вход», «Вход Господень в Иерусалим», «Галликанский обряд» и др.), церковному праву («Высшая церковная власть», «Высшее управление Поместной Церкви», «Гангрский Собор» и др.), истории Руси и Русской Церкви («Галицкая Русь», «Вятская и Слободская епархия» и др.), истории западных исповеданий, страноведению. В 10-й том вошли статьи о таких значимых церковных деятелях Сербской Православной Церкви, как сщмч. Гавриил I (Раич), Патриарх Сербский, (ум. 1659г.), Гавриил II (Михич Михайлович), Патриарх Печский (XVIII в.), Гавриил III (Николин), Патриарх Сербский (XVIII в.), Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский (1938–1950). Последний несколько больше, чем другие Сербские Патриархи, известен в нашей стране, но в основном, благодаря своей репутации противника коммунистического режима Тито, однако его жизнь и деятельность мало изучены даже в самой Сербии. Среди материалов 10-го тома также можно выделить статью «Габровские монастыри» Болгарской Православной Церкви, в одном из которых располагался госпиталь для русских солдат, оказывавших военную помощь Болгарии во время освободительной войны болгарского народа от Османского ига в 70-х гг. XIX столетия.

http://pravenc.ru/shop/657806/

Торбеево. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Торбеево – бывшее село Тарбеево, центр Торбеевского сельского округа Новодугинского района. В 20 км к югу от райцентра на шоссе Вязьма – Ржев. Свыше 400 жителей. В конце XIX – начале ХХ в. – крупный ярмарочный центр, одно из крупнейших поселений Сычевского уезда. В 1793 г. в селе жена действительного статского советника Александра Николаевна Лобанова-Ростовская построила каменный трехпрестольный храм. В 1905 г. в селе был винокуренный завод. Лит.: Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. С.204. Храм Вознесения Господня находится в селе Торбеево Новодугинского района. Год постройки: 1793 г. Построен стараниями жены действительного статского советника Александры Николаевны Лобановой-Ростовской. Церковь Вознесения - свидетель Отечественной войны в 1812 году: в окрестностях Торбеева действовал партизанский отряд Дениса Давыдова. После революции имущество церкви было разграблено и сожжено вместе с иконами. До 1927 года храм простоял закрытым, а после был передан совхозу. В конце 1950-х гг. его стали разбирать - в Новодугине как раз решили построить Дом культуры, а стройматериалов не хватало... Так вместе с трапезной исчезли приделы, главы, апсида алтаря и колокольня. Когда растаскивали по кусочкам трапезную, под полом обнаружили склеп Лобановых-Ростовских. По материалам сайта http://www.smolnews.ru/news/147424 Проезжая по автодороге Вязьма - Сычевка, непременно обратишь внимание на развалины старинного каменного храма в селе Торбееве. Даже разрушенный, он поражает прочностью и толщиной своих стен. А ведь построен был этот каменный трехпрестольный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова в 1793 году на средства княгини Александры Николаевны Лобановой-Ростовской - жены действительного статского советника. Храм в селе Торбееве (ранее село называлось Тарбеево) был построен в стиле классицизма и считался одним из лучших на Смоленщине. Барабан храма имел 10 окон, над которыми в куполе помещены люкарны - оконные проемы в купольном покрытии, имеющие декоративное значение, а снаружи украшенные лепным обрамлением. Но храм, построенный в 1793 году, был в селе не единственным. Еще в середине XVIII века, когда Тарбеево было вотчиной полковника Николая Николаевича Салтыкова, в селе был храм Вознесения Господня. В 70-х годах XVIII века в этом храме служил священник Мирон Афанасьев. В начале XIX века в храме во имя Обновления храма Воскресения Христова служили священники Петр Протопопов и Алексей Павлович Павлинов, а в середине века - священник Алексей Касаткин. Село же Тарбеево было довольно большим. В 1779 году в нем было 26 дворов и около 250 жителей. В начале XX века в селе проживали 350 жителей. Здесь был винокуренный завод, лавки и бойкая ярмарка.

http://sobory.ru/article/?object=07024

Андрианово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1796-1802 гг. на месте деревянных церквей. Реконструирован в 1864 г. В советское время действовал до 1955 г., возвращен РПЦ в 1990 г. Село Андрианово (или Андреяново) стоит на реке Нерли, впадающей в Волгу. Оно с многочисленными пустошами, которые прежде были заселены, приложено было Марьей Замысцкой, женой Богдана Замыцкого, в Троице-Сергиев монастырь в 7083 (1575 г.) с тем, чтобы постричь ее в иночество в женском монастыре «у Богородицы в Подсосенье». Церковь в селе существовала уже в конце XVI века, когда Андрияново поступило во владение Троице-Сергиевой лавры. В грамоте данной Марией Замыцкой значиться «храм Никола Чудотворец с приделом Благовещенье». По писцовым книгам 1593 года в Андреянове был уже «двор монастырский, монастырской пашни 70 четвертей, перелогу и лесом поросло 50, сена 150 копен». В этих же книгах показано 15 запустевших деревень и 4 населенных, из которых в 1890-х гг. существовала только одна. По писцовым книгам 1628 г. В Андреянове значится: двор монастырский и 8 дворов крестьянских, монастырская пашня 25 четвертей, крестьянской 12. По переписным книгам 1678 года в этом селе с приписанными к нему деревнями Хороброво, Поповской (они и в настоящее время входят в Андриановских приход), Губино, Фонинской насчитывалось 95 дворов крестьянских 25 бобыльских с населением 405 душ мужского пола. В селе был двор монастырский и двор земского дьячка. Церковь в писцовых книгах описывается так: «В селе церковь Никола Чудотворец, древляна клецки, а в церкви деисус и двери царские, и образы местные, и ризы, и книги, и всякое церковное строение монастырское». Последнее дает возможность полагать, что в период с 1575 по 1628 гг церковь была перестроена. Церковь Николая Чудотворца упоминается и в переписных книгах 1678 года, а затем сказано и в ведомостях «о церквах Переславского уезда» за 1799 год, что в Андрианове церковь – «деревянного здания, построенная доброхотными дателями». Были ли какие либо перестройки ее в течении XVII-XVIII сведения не сохранились. Известно, что с 1764 года все деревни прихода стали казенными. В 1796 году вместо деревянного храма заложен существующий ныне каменный храм с колокольней. Строительство завершилось в 1802 году. На колокольне был колокол, вылитый старанием старосты церкви в 1796 году, о чем свидетельствует надпись. В 1864 году трапеза расширена, и вместо одного в ней устроено 2 престола. Так что всех престолов в церкви становится 4: в холодной - Святителя Николая Мирликийского и Святого великомученики Георгия Победоносца, в теплой трапезной - во имя Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=05836

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ († ок. 1613, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) . Сведения о Д. приведены в Житии прп. Дионисия, архим. Троице-Сергиева мон-ря в 1610-1633 гг., в гл. «О Дорофее иноке и о крепком житии его», основаны на рассказах прп. Дионисия и свящ. Иоанна Наседки , и в повествовании о явлении прп. Дионисия и Д. иерею Феодору. Житие было написано Симоном (Азарьиным) , по мнению О. А. Белобровой, между 1648 и 1654 гг. Д. был келейником прп. Дионисия, выполнял послушания пономаря в ц. прп. Никона Радонежского, канонарха в Успенском соборе, хранителя монастырского книжного собрания и переписчика книг (как книгохранитель Д. упом. на полях рукописей, происходящих из Троице-Сергиевой лавры; см.: Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собр. ТСЛ и МДА//Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 129). Предположение, что Д. мог быть составителем «Цветника священноинока Дорофея» (см.: Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - нач. XIX в.: Введ. в изуч. СПб., 1996. С. 149; Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея»//ДРВМ. 2003. 4(14). С. 68) (см.: Цветник ), представляется необоснованным. Наиболее ранние списки данного сборника относятся к рубежу 70 и 80-х гг. XVII в., возможно он был составлен ок. 1645 г. ( Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: (Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 238-243). Кроме того, Радонежский преподобный не был священноиноком. Д. был ближайшим помощником прп. Дионисия в попечении о пострадавших в Смутное время и нашедших прибежище при мон-ре. По благословению архимандрита святой разносил деньги и одежду больным, раненым и проч. пострадавшим от «воров». Святой «всегда нощию все з болными, и с нагими, и с увечными беседуя, и архимариту все о всех возвещая, и всем бедным и немощным вся полезная и добрая творяше» (Житие. С. 394).

http://pravenc.ru/text/180247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

Осерёдок (Прилуцкое). Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:Между 1886 и 1887. Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, МО " Емецкое " , Осерёдок (Прилуцкое) Координаты: 63.520225, 41.839663 Проезд:Из Архангельска: по трассе М-8, за 2,5 км до Емецка - поворот на Прилук и Хоробрицу, далее - 5,5 км по грунтовке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Прилуцкий приход расположен по левому берегу реки Емцы при впадении ее в Сев. Двину, в 170 верстах от г. Архангельска и в 70 от г. Холмогор. Он занимает площадь в 15 кв. верст и состоит из 9 деревень. Жителей к 1 янв. 1894 г. состояло 466 муж. пола и 524 жен. Как видно из грамоты Питирима, митрополита сарского и подонского, от 21 июля 7171 г. на имя Гаврилки Васильева, жители Прилуцкой области до 1664 г. не имели отдельной приходской церкви и все религиозные требы исполняли в Покровском монастыре, бывшем в Емецке. Когда же в 1664 г. этот монастырь перешел во владение Сийского монастыря, то по вышеозначенной грамоте митр. Питирима в Прилуцкой волости устроена была первая деревянная церковь во имя Сретения Господня с двумя приделами в честь Михаила Архангела и муч. Флора и Лавра. К 30-м гг. XVIII ст. эта церковь обветшала, поэтому по благословенной грамоте архиепископа Варнавы от 7 июля 1727 г. построена была новая деревянная - во имя Сретения Господня (без приделов) и освящена 5 дек. 1729 г. приходским священником Тимофеем Ивановичем Немоновым. Прежняя была разобрана в 1744 г. и вместо бывшего в ней придела Михаила архангела в том же году, по благословенной грамоте арх. Варсонофия от 24 февр. 1745 г., устроена была однопрестольная шатровая церковь во имя архангела Михаила, освященная 5 окт. 1745 г. сийским архимандритом Леонтием. Эта церковь существует до настоящего времени. Сретенская церковь, устроенная в 1727 г. и освященная в 1729 г., существовала до 80-х гг. нынешнего столетия и заменена была новою, устроенною в 1886-87 гг. и существующая до настоящего времени. При означенных церквах строится новая деревянная колокольня вместо прежней, устроенной в 1755 г. и пришедшей в ветхость. Храмы и колокольня обнесены ветхою деревянной оградою. Утварью, ризницей и богослужебными книгами обе церкви достаточны.

http://sobory.ru/article/?object=29976

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ († ок. 1632), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник, подвизался при игум. Соловецкого мон-ря Рафаиле (1632-1636), близ озера, «от двинского наволока в средину острова за два поприща, идеже бысть поставлена келлия игумена преподобнаго Иринарха» (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 36-37). Погребен там же, «близ келлейцы». Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но память «преподобнаго отца нашего Андрия, пустынника Соловецкого монастыря» в день 26 июня отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 322). Имя А. С. в нач. XIX в. было внесено также в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), а в нач. XX в.- в «Архангельский патерик». Местное почитание А. С. подтверждено включением его имени в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . День тезоименитства А. С. м. б. положен 26 авг. (пам. мч. Адриана ). Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 50; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. [М.], 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/63620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ [Нижегородский кондакарь] (РНБ. Основное собр. Q. п. 1. 32; 1 лист (из собр. В. И. Григоровича) - Одесса. Гос. научная б-ка. 1/93), древнерус. нотированная рукопись кон. XII? - нач. XIII в., один из немногих сохранившихся памятников кондакарной нотации, важный источник по истории переводной и рус. домонг. гимнографии, визант. и древнерус. музыки. Оба названия памятник получил по нижегородскому Благовещенскому мон-рю, где рукопись находилась в XVIII в., позднее поступила в б-ку Святейшего Синода и оттуда в 1860 г. была передана в имп. Публичную б-ку. Одесский отрывок был приобретен Григоровичем, по одним свидетельствам, в Вятке, по др.- в Казани, отождествлен как часть Б. к. в 70-х гг. XX в. Н. Б. Тихомировым в связи с подготовкой «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XI-XIII вв., хранящихся в СССР». В научной лит-ре до 60-х гг. XIX в. (и ряде более поздних справочников) рукопись датировалась рубежом XI-XII вв., начиная с работ И. И. Срезневского - XII в. (с колебаниями от начала до конца столетия). В наст. время Б. к. состоит из 132 листов пергамена (включая одесский фрагмент, к-рый должен находиться между листами 40 и 41 основной части), размером 20 ´ 16 см, не имеет конца, утрачен ряд листов в середине. Текст написан уставом 3 или 4 чередующихся почерков, на мн. листах имеется греч. текст кириллицей. Рукопись украшена заставкой тератологического стиля (л. 1) и инициалами старовизант. и плетеного орнамента, выполненными киноварью и чернилами, в т. ч. (листы 13об., 56 и 75) с изображениями человеческих лиц. Рукопись содержит кондаки минейного и триодного циклов с 1 сент. до Недели всех святых, в т. ч. прп. Феодосию Печерскому (3 мая - одесский отрывок и л. 41) и св. князьям-мученикам Борису и Глебу (24 июля - л. 52-53 об.), ипакои и кондаки воскресные, полиелей, асматик на 8 гласов, светильны и стихиры евангельские и ряд др. текстов. Наряду с кондакарной нотацией, имеющейся на большинстве листов Б. к., ряд песнопений (припев на 9-й песни, асматик, евангельские стихиры на л. 106об.- 107, 114-130об.) дан в рукописи в древнейшей знаменной нотации, на нек-рых листах (начиная с л. 123об.) имеются фитные начертания.

http://pravenc.ru/text/149293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТСКИЙ ДВОР московский центр старообрядцев Филипповского согласия , находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома 6. В 70-х гг. XVIII в. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, гл. обр. выходцев из с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (ныне г. Кимры). Ок. 1790 г. на средства тверского купца Т. И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для к-рой построили 2 каменных флигеля. По желанию Долина первым наставником общины стал кимрский мон. Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве , плодовитом писателе-полемисте, на Б. д. появились иконописная мастерская, где трудился талантливый худож. П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, в частности, обязательное безбрачие, жили ок. 30 чел. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов на Б. д. поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал Иванов, при нем после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвященная Успению Пресв. Богородицы, Преображению Господню, свт. Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 15-25-е годы XIX в. были временем расцвета филипповщины в Москве и Б. д. как центра согласия. В 1818 г., после смерти Иванова, наставниками на Б. д. стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г. Н. Шлюхин, по решению к-рых с Б. д. в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губ. в имения кн. Кочубея поехал М. Григорьев, он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились мн. последователи согласия, в т. ч. дети А. Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями кн. Кочубея, к-рые были главными ктиторами Б. д. в 30-х гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили ок. 80 чел.

http://pravenc.ru/text/153353.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010