1992. Т. 2. С. 526-527). Л. Н. Толстой в 1879-1881 гг. занимался составлением сводного рассказа по 4 Евангелиям. Первая публикация этой работы вышла в Женеве в 1891-1894 гг., в России в неполном виде в 1906 г. (ПСС. 1957. Т. 24). Автор использует Синодальный перевод и параллельно приводит собственный, филологически совершенно свободный комментированный пересказ. Общее герменевтическое направление работы, отвергающее правосл. догматы, вызвало осуждение церковных властей. Литератору и искусствоведу А. М. Эфросу принадлежат переводы «Песнь Песней царя Соломона» (СПб., 1909) и «Книги Руфь» (М., 1925). В состав 1-й книги вошла антология рус. поэтических переводов библейской Книги Песни Песней Соломона, заметки Эфроса о поэтической структуре текста, о лит. замысле издания, а также статья В. Розанова о поэтике книги. 2-я книга украшена гравюрами В. А. Фаворского и содержит послесловие переводчика, посвященное вопросу о времени создания книги и ее лит. назначении. VIII. Современные переводы. После революции 1917 г. работа над переводами Б. в России прекратилась, лишь в 70-х гг. на страницах литературно-художественных изданий появилось неск. переводов из ВЗ С. С. Аверинцева , И. М. Дьяконова и др. Возрождение религ. жизни в кон. 80-х гг. сопровождалось ростом интереса к библейским переводам. Учеными-востоковедами было осуществлено неск. научных изданий с комментариями, затем работа над переводами ВЗ сосредоточилась вокруг РБО. Они выполнены разными переводчиками, общее направление и принципы этой работы остаются неясными. Переводы НЗ с начала их возобновления по своему характеру представляют исключительно миссионерские работы. Не будучи связана с академическими или университетскими кругами, новая переводческая деятельность не увенчалась пока сколь-нибудь убедительными в богословском и религ. отношении результатами. В 1993 г. был опубликован совр. перевод Библии (World Bible Translation Center. М., 1993), выполненный за пределами России, по-видимому в США, при первом своем появлении (в 1989 опубликован НЗ) обращал на себя внимание значительным количеством стилистических промахов, в дальнейших переизданиях они в основном были устранены.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В 610 г. персы вновь захватили Антиохию, в 613 г. – Дамаск, а в 614 г. Иерусалим, откуда в Иран были вывезены христианские реликвии - Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом имп. Ираклий смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. священные реликвии. Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон и мир оказался весьма зыбким. В 30-х гг. VII века все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией – исламом – на борьбу за мировой владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им Халкидонскую веру) – все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 года пала Антиохия, в 639 – Эдесса, а к началу VIII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе – Горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага – Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30 – 70 –х гг. VII монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII – го и первой половины VIII-ro столетий деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. Естественно, мусульмане, в первую очередь, были озабочены лояльностью мелькитских Патриархов, вмешивались в избрание Патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников. В свою очередь, сотрудничество Антиохийских Патриархов с мусульманскими властями, порой, превышало всякие приделы. Так, например, Патриарх Иов, сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838) и уговаривал сдаваться византийские крепости.

http://pravoslavie.ru/39846.html

Важным центром изучения грузинского искусства был Музей искусств Грузии, который на протяжении долгого времени возглавлял Шалва Ясонович Амиранашвили (1899–1975) 3042 . Археологическое изучение христианских памятников Грузии в советское время отражено в работе Р.М. Рамишвили 3043 . В Восточном Причерноморье раскопки римско-византийских городов и местных центров выявили ряд раннехристианских памятников: в Археополисе (совр. Нокалакеви) 3044 , Питиусе (Питиунт, совр. Пицунда) 3045 , Алахадзы 3046 , Цандрипше 3047 , Хашупсе 3048 , Гиеносе (близ совр. г. Очамчира) 3049 , Цебельде 3050 , Себастополисе (совр. Сухум) 3051 . Ряд статей о позднеантичных памятниках Восточного Причерноморья опубликовал Вадим Александрович Леквинадзе 3052 . Материалы по раннехристианскому строительству в регионе получили обобщение к концу советской эпохи 3053 . Крупное христианское строительство продолжалось на Черноморском побережье и в Средние века, в особенности в эпоху Абхазского царства (κ. VIII – κ. X в.) 3054 . В 80-е гг. изучались также монументальная живопись 3055 и скульптурная декорация церквей Абхазии 3056 . В Армении сохранились многие десятки памятников раннехристианской и средневековой архитектуры. Их изучение имеет давние традиции, восходящие к деятельности Тороса Тораманяна. Начиная с 50-х гг. были опубликованы обобщающие работы А.Л. Якобсона 3057 , Н.М. Токарского 3058 , О.Х. Халпахчьяна 3059 , М.М. Асратяна 3060 , а также исследования по отдельным проблемам или группам памятников, например о крестовокупольных церквах Армении, в том числе о храме Звартнóц VII в. 3061 , об архитектурных ансамблях 3062 . В 70–90-е гг. в периодических изданиях и материалах конференций публикуют свои статьи московские историки архитектуры А.М. Высоцкий и С.А. Маилов 3063 . Армянские храмы отличаются богатством фасадной пластики; особый вид культовой скульптуры – стелы в виде креста (хачкáры) 3064 . Большая коллекция рукописных книг вв., насчитывающая свыше 11000 рукописей, хранится в ереванском Матенадаране 3065 . Изобразительному искусству средневековой Армении посвятила ряд работ искусствовед и реставратор живописи, художник-копиист Лидия Александровна Дурново (1885–1963) 3066 . В 80-е гг. была изучена небольшая, но выразительная группа раннесредневековых церквей на территории исторической Кавказской Албании (совр. Азербайджан) 3067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшее и самое западное из поселений, известное по письменным источникам,- порт Гадес (ныне Кадис); там сохранились погребения не старше VI в. до Р. Х. О влиянии Др. Египта свидетельствуют гранитная статуя из Сарагосы (единственная в И.) и кладбище в Траямаре (пров. Малага, ок. 650-600 гг. до Р. Х.), состоящее из 5 гробниц на зап. (противоположном от селения) берегу реки. Индивидуальные прямоугольные погребальные камеры с дверными проемами выстроены из крупных отесанных блоков и врублены в склон; практиковалось как трупоположение, так и трупосожжение (останки собирали в алебастровые урны). С сер. VI в. до Р. Х., в период упадка Тира, часть его колоний была оставлена, напр. Тосканос в устье р. Велес (пров. Малага); контроль над др. колониями захватил Карфаген. После 1-й Пунической войны (264-241 гг. до Р. Х.) эти поселения начали укреплять, в 20-х гг. III в. до Р. Х. на юге был основан Нов. Карфаген (рим. Картаго Нова, ныне Картахена, пров. Мурсия). На севере карфагеняне дошли до берегов р. Эбро, осадили в 218 г. до Р. Х. союзный Риму Сагунт (ныне Сагунто, пров. Валенсия), но после поражения во 2-й Пунической войне полностью оставили полуостров (201 г. до Р. Х.). С 70-х гг. ХХ в. ведутся исследования некрополя Ла-Хоя в Уэльве, возникшего на месте финик. поселения VIII-VI вв. до Р. Х. Из 19 погребений 4 сохранилось целиком, с исключительно богатым набором золотых, бронзовых, алебастровых и др. предметов (найдена даже колесница с 2 конями); для погребений характерно отсутствие наземных сооружений. Иберийское поселение Эль-Ораль (пров. Аликанте), возникшее во 2-й пол. VI в. и оставленное к 450 г. до Р. Х., было окружено стенами с маленькими башнями и состояло из простых домов, размещенных прямоугольными кварталами. Во всех поселениях известны некрополи, где представлена аттическая керамика кон. VI-V в. до Р. Х. В Канчо-Роано (пров. Бадахос) в 1980 г. открыт уникальный иберийский комплекс с кладбищем, идентифицируемый как дворец, храм или мастерские (VI в. до Р. Х., сгорел в кон.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

одну резиденцию хагана – Семендер (Самандар), которая тоже находилась сравнительно недалеко от Дербентского прохода, очевидно, на месте приморского аула Тарки (Тарку, Тарху) в районе современной Махачкалы, у морской гавани (см.: Marquart J. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Ethnologische und historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9. Und 10 Jh. – Leipzig, 1903. – S. 16, 21; ср.: Магомедов M. Г. Древние политические центры Хазарии//СА. – 1975. – 3. – С. 70 сл.; Плетнева С. А. Хазары. 2-е изд., доп. – М., 1986. – С. 24–28). Последнее вполне вероятно, поскольку ал-Масуди, писавший в 943–947 гг., указывал, что от Самандра до Бал ал-Абваба (города и государства Дербент) восемь дней пути, а Ибн-Хаукаль, писавший в 976–977 г., считал этот путь даже вдвое короче (Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по P. X. ) собрал, пер. и объяснил А. Я. Гаркави. – М., 1870. – С. 229–230). С. П. Шестаков без колебаний относил поездку Константина к тогдашнему Баланджару, однако комментатор Паннонского жития Б. Н. Флоря отдает предпочтение Самандру (Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X веках по Р. Хр. – М., 1908. – С. 49; Житие Константина//Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981. – С. 119, комм. 2). Очевидно, учитывая эти разногласия, менее конкретно – район Дербента, «сегодняшний Дагестан» указывает Х.-Ф. Байер (Указ. соч. – С. 76, 90). Если следовать от Дона к Манычу, а затем к Куме и Сулаку, то по пути движения сначала оказывался Беленджер, а затем приморские Семендер и Дербент («Врата врат»). Во всяком случае, видеть целью поездки возникшую не ранее середины VIII в. «столицу Хазарии в устье Волги», то есть Итиль (Астиль, Атиль), не приходится, ибо она была дальше остальных от «Каспийских ворот» и Кавказских гор (ср.: Науменко В. E. Notitia К. де Бора ка исторический источник по церковно-политическим контактам Византии и Хазарского каганата в середине IX в.//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 133; Науменко В. Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений в конце VIII – середине IX вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 553; Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв.//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 139).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юж. Таиланд и Северная М.) на пересечении морских торговых путей с сухопутными дорогами и реками. Города-государства обычно развивались из прибрежных деревень (кампонгов) и занимали небольшие территории в устье впадавшей в море реки. В состав политии входила также прилегающая к городу прибрежная равнина, внутренние районы практически не контролировались. С III по VI в. по Р. Х. они входили в сферу влияния империи Фунань с центром в районе дельты р. Меконг. Тесные связи с Индией способствовали распространению на территории совр. М. индуизма и буддизма хинаяны, сосуществовавших друг с другом. Правители городов-государств привлекали инд. колонистов, приглашали брахманов, имевших большой авторитет при дворе, и сооружали религ. постройки. В устье р. Мербок на месте древнего города были раскопаны 17 храмов; самая ранняя буддийская ступа (на вершине Букит-Чорас, холма к северу от р. Мербок) относится к IV в. Найденные в Кедахе буддийские санскритские надписи, остатки буддийских ступ и мон-рей, изваяния Будды и проч. буддийские статуэтки, носящие следы влияния различных инд. скульптурных школ, датируют IV-V вв. Кит. буддисты, путешествовавшие в Индию начиная с V-VI вв., останавливались в городах Малаккского п-ова; они упоминали о буддийских мон-рях и реликвиях, к-рые видели там. В VI-VII вв., после падения Фунани, на полуострове стал господствовать шиваизм. В Кедахе были найдены 10 шиваитских храмов, датируемых сер. VI - сер. VIII в. Преобладание шиваизма не привело к исчезновению буддизма: в кон. VII в. кит. путешественник И Цзин отмечал, что эта религия процветает в одном из малаккских городов-государств - Лангкасуке. Малайя в VIII-XVI вв Возникшая в 70-х гг. VII в. на о-ве Суматра морская империя Шривиджайя к кон. VIII в. объединила под своей властью обширные территории Малайского архипелага и Малаккского п-ова. В силу своего выгодного расположения города-государства сев. части Малаккского п-ова (Кедах, Лангкасука, Панпан, Тантан, Таккола, Паханг, Лоюэ) заняли особое место среди зависимых владений Шривиджайи, а Кедах в IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

47 Перечни глаголических миссалов и часословов см. у Шафарика (Památky ect. p. LXX и др.), Кукульевича–Санцинского (Arkiv za poviestnicu jugoslav. Zagreb. 1859. kn. V), ак. Ягича (Tisunica slovjenskih apostolah sv. Cirila i Methoda. Zagreb. 1863. p. 39; История сербо-хорватской литературы. Казань. 1871 г., стр. 150; Analecta romana в Arch. f. sl. Philol. Hand XXV, Heft 1), Месича ( Tisunica ect. pp. 70–72), Верчича (Citanka staroslovenskogo jezika. Praha. 1864. pp. IX–XVI; Ulomei sv. Pisma obojega Uvjeta. Praha. 1864–71 гг., G т.), Чернчича (Starine, kn. XIV: Rimsko-slovinska sluba sv. Kirilu i Methodu. pp. 210 и др.), Валъявца (Rad etc. kn. 98. prijevodu psalama, и т.п. pp. 1–3) и др. Число дошедших до нас глаголических миссалов и часословов в общем однако не велико. Много этих богослужебных книг, по мнению Кукульевича и Броза, погибло в Риме, когда он, по приказанию папы Урбана VIII–ro, туда были собраны из разных церквей Хорватии и Далмации для пересмотра с целью исправления нового издания этих книг (J. Broz, 1. с. sv. II. р. 107 и др.). На отсутствие следов деятельности римской Пропаганды по части исправления хорватских миссала и часослова недавно жаловался и ак Ягич (Arch. f. sl. Ph. 1903, т. XXV, 1. pp. 4–5). 48 И. Срезневский. Сведения и заметки и т. д. LXXII; В. Макушев. Из чтений о старочешской письменности. Воронеж 1879: Дополнения о глагольском миссале чешского письма, стр. VI; V. Jagi. Glagolitica ect. p. 44 и др. 49 см. отзывы о Glagolitica гг. Пастернака (Athenaeum ect. VIII. Praha. 1891. pp. 182–187), Облака (Ljubijanski Zvon. 1890. štev 9, pp. 564–509 и štev. 10, pp. 630–635) и В. Щепкина (Чт. в Общ. Ист. и Др. 1891 г., кн. I, от. IV Смесь). 51 Употребление в Житии св. Мефодия слов ньша и литрги с одной стороны и противоречивые распоряжения пап Адриана II, Uoahha VIII и Стефана VI относительно славянской литургии – с другой (V. Jagi. Glagolitica. ib.); по ср. стр. 17. 52 Т. Флоринский. Новое открытие в области глаголицы и вопрос о происхождении славянского миссала (Киевские Университетские Известия. Киев. 1800 г. 11, стр. 153–168).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

«Сентенции» Исидора Севильского и античная риторическая традиция Среди таких текстов Исидора Севильского , оказавшихся весьма востребованными в Средние века, наравне с «Этимологиями» – трактат «Сентенции» (613–615 гг., 630-е гг. [Madoz 1960:43; Cazier 1998: XIV–XIX]), прообраз позднейших сумм [Madoz 1960:43]: до нас дошло около 500 рукописей, созданных в VIII–XV вв. [Cazier 1998: VIII]. Однако выбор этого сочинения в качестве основного источника настоящего исследования связан не столько с огромной популярностью и соответствующим влиянием «Сентенций», сколько с их жанровыми особенностями: именно в этом трактате наиболее рельефно представлена фигура плохого епископа. Понятие sententia связано и с римским правом (мнение сената, судебный приговор или дух закона, а также частное мнение юриста, выраженное устно, в монографическом сочинении или включенное в сборники) [Berger 1953:700–701; Herzog 1989:65–67; Покровский 1998:197–198; Бартошек 1989:291], и с литературной и риторической традицией. В рамках последней наиболее известным и характерным примером являются «Сентенции» Публилия Сира, ключевой особенностью которых был всепроникающий дуализм; в частности, люди были четко разделены на boni и mali, probi и improbi, поведение которых предопределялось теми или иными добродетелями и пороками [Bradley 2019:70–71; Штаерман 1981]. Аналогичным образом построены и «Сентенции» Исидора, особенно их третья книга, значительная часть которой, посвященная епископам, правителям и судьям 5 , описывает модели их поведения через посредство пар boni/iusti – mali/pravi/reprobi, в рамках которых противопоставление обусловлено наличием конкретных добродетелей или пороков. Такая оппозиция играет в «Сентенциях» структурообразующую роль, поэтому образ дурного епископа представлен более рельефно, чем в текстах предшественников Исидора 6 . Сентенция – это образное, нередко построенное на параллелизме, антитезе или парадоксе [Bonner 1949:166] изречение, выражающее общеизвестную нравственную истину применительно к набору жизненных ситуаций, которые получали в таком высказывании предельно обобщающее значение [Lausberg 1998:388–389; Clarke 1996:95; Bonner 1949:54; Kos 1990:89; Kirchner 2001:152]. Ситуации, категоризируемые посредством сентенций, всегда связаны с этико-социальной сферой. В итоге сентенции оказываются предписаниями правильного (добродетельного) общественного поведения [Sinclair 1993:570–571 ff.; Lausberg 1998:388].

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Амфиклид, отец Софокла, внесшего закон против философов V 38 Амфикрат Афинский (I в.), ритор, бежавший после прихода Суллы к парфянам, а оттуда ко двору Тиграна, покончил с собой, заподозренный в измене. См. Ук. ист. Амфикрит, друг Аркесилая, хранитель его завещания IV 43, 44 Амфимен Косский, соперник и поноситель Пиндара, время жизни неизвестно II 46 Амфион, друг и наследник Ликона V 70 Анаксагор Клазоменский II 6–15; I 14, 16, 42; II 16, 19, 35, 45, 46; VIII 56; IX 20, 34, 37, 41, 57; X 12; соим. II 15 Анаксандрид, комедиограф средней комедии, театральная деятельность – 382–347 гг. См. Ук. ист. Анаксарх Абдерский IX 58–60;IX 61, 63 Анаксикрат, афинский архонт в 307/06 г. X 2 Анаксилаид, возможно идентичен следующему. См. Ук. ист. Анаксилай, вероятно, пифагореец из Ларисы, занимавшийся магией и изгнанный в 28 г. Августом из Италии. См. Ук. ист. Анаксилай, поэт средней комедии, которого высмеивал Платон. См. Ук. ист. Анаксимандр Милетский II 1–2; I 13, 14, 122; II 3; VIII 70; IX 18, 21; соим. II 2 Анаксимен Милетский II 3–5; I 14; II 6; VIII 49; IX 57; соим. II 3; ср. Ук. ист. Анаксимен Лампсакский (ок. 380–320), ритор, исторические анекдоты связывают его с Александром Великим и Филиппом II; ему приписывается учебник риторики, посвященный Александру II 3; V 10; VI 57 Анахарсис I101–105; I 13, 30, 41, 42, 106; ср. Ук. ист. Андрон Аргосский, прославлен тем, что, не испытывая жажды, объездил Ливийскую пустыню и дважды посетил оазис Аммона IX81 Андрон Эфесский, автор сочинения о семи мудрецах. См. Ук. ист. Андросфен Эгинский, сын Онесикрита Эгинского, вместе с братом Филиском ученик Диогена Синопского VI 75 Андросфен, один из душеприказчиков Феофраста V 57 Анит, богатый афинянин, видный политический деятель V в., участвовал в свержении тираннии «тридцати», выступал главным обвинителем Сократа, видимо, из личной обиды II 38, 39, 43; VI 9, 10 Анникерид II 96–97; II 85, 96; III 20 Антагор Родосский, эпический поэт, современник и друг Кратета, Крантона, Полемона, автор «Фиваиды», жил с 276 г. при дворе Антигона Гонта II 133; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 В Институте мировой литературы РАН совсем недавно вышел сборник переводов латинских авторов VIII–IX вв. Он вместе с другим изданием того же Института 1 является дополненным переизданием увидевших свет еще в 60–70-е гг. собраний переводов древних христианских авторов 2 . История этих изданий драматична. Все они были подготовлены в секторе античной литературы ИМЛИ (Института мировой литературы АН СССР). В составлении и переводах приняли участие С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров и другие выдающиеся ученые. Как было сказано в предисловии к изданию “Памятников византийской литературы”, составители ставили себе основной целью “пред­ста­вить в наиболее полном виде и в хронологической последовательности все основные жанры” указанных периодов. В действительности же их тайной мечтой было сделать доступной советскому читателю хотя бы малую крупицу древней христианской культуры. Это намерение не ускользнуло от внимания бдительных советских цензоров, хотя их реакция оказалась замедленной. Только в 1972 году, при подготовке второго сборника “Памятников латинской средневековой литературы”, было замечено, что составители и переводчики занимаются публикацией идеологически чуждой религиозной литературы древнего христианства 3 . Хронология обоих сборников латинских авторов укладывается в четкую историческую перспективу, которую С. С. Аверинцев усматривал в трехчастном логическом построении — тезис, антитезис, синтез. «Если принять христианскую античность классической патристики за “тезис”, — Аверинцев разумеет цветение богословского творчества у блаженных Амвросия и Августина, — а примитив “темных веков” у святых Григория Великого и Григория Турского за “антитезис”, то новый возврат к чувству классической мыслительной и словесной нормы открывает в перспективе ряд возможностей синтеза, специфических уже для средневековья как такового…» 4 .

http://pravmir.ru/pamyatniki-srednevekov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010