Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - после марта 796). Точное время возведения И. на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об И. И. достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита ( 794) повествуется, что мон. Феодор, брат к-рого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть И. и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал И. и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. И. был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с И., но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а И. получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка И. и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787). В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. мон-ря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. ( Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху К-польскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке И., опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.

http://pravenc.ru/text/389383.html

Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

Комментарии к книге второй К предыдущей статье 258 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери-Сильвия. 259 Деян. 26:18. 260 1 Кор. 9:2. 261 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10). 262 Имеются в виду Феликс III (папа в 483-492 гг.) или Феликс IV (папа в 526-530 гг.). 263 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг. 264 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии. 265 Царский город (urbs regii)- Константинополь. 266 Евтихий был патриархом Константинополя в 552-582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория. 267 Лк. 24:39. 268 Тиберий II Константин правил Византией в 578-582 гг. 269 Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с «Историей» Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином. 270 «Диалоги» папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Монастырские владения и монастырское хозяйство в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Рост монастырских земельных владений в Понизовье в XVI и XVII веке как пример колонизационной деятельности монастырей Чтобы сделать общую картину монастырского хозяйства наглядней, обратимся к одной из областей страны, а именно к Понизовью, ибо, используя богатый материал по этой области, мы можем основательно осветить нашу тему . Напомним, что, с одной стороны, для монастырской колонизации здесь было свободное поприще, а с другой — колонизация тут связана была не с почином отдельных подвижников, как на севере, а инициировалась государством и церковной иерархией. В предыдущей главе мы уже говорили о том, насколько широкий размах приобрела в Понизовье монастырская колонизация в XVI–XVII вв., мы указали и на основные направления этой колонизации, показали количество новооснованных монастырей, время и характер их основания. По писцовым книгам 1565–1568 гг., то есть составленным через 13–15 лет после того, как московское правительство приступило к колонизации Понизовья, церковные и монастырские владения были здесь еще сравнительно невелики. Таблица показывает размеры различных владений в Понизовье : Пахота в четвертях (1 четверть=1/2 десятины) Владельцы Казанский уезд Свияжский уезд Поместья служилых людей Государева земля 42191,6 Казанский архиепископ 2087,5 Монастыри 2086,4 Церковные приходы Чуваши и татары Жители посадов Монастырское землевладение здесь только начинается, но владения отдельных монастырей растут очень быстро. Это относится, например, к Троицкому монастырю (основанному в 1551 г.) , который за короткое время многократно умножил свои владения: Годы Покосы Деревни Из наличного материала видно, что основание новых монастырей в XVI в. играло определенную роль в колонизации Понизовья, поскольку монастыри много сделали для хозяйственного оживления экономики края. Своим хозяйственным ростом они в основном обязаны тому, что богатые земли этой области привлекали крестьян из других мест государства. Это переселение на восток связано также с сельскохозяйственным кризисом центра в 70–80-е гг. Для новых колонистов, которым нужны были средства на обзаведение хозяйством, монастыри были лучшими помощниками. Новые крестьянские поселения возникали на монастырской земле или вблизи нее. Когда обзаведение крестьянского двора шло плохо, крестьянин из-за недостатка в деньгах или продовольствии вынужден был просить монастырь о помощи. В результате вскоре составлялись договоры — поручные записи с тем или иным монастырем .

http://sedmitza.ru/lib/text/436540/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Луп, еп. г. Сеноны. Скульптура портала ц. Сен-Лу-де-Но. Ок. 1160 г. [Лат. Lupus; франц. Loup, Leu] († 623?), св. (пам. зап. 1 сент.), еп. г. Сеноны (ныне Санс, Франция). Важнейший источник сведений о Л.- Житие (BHL, N 5082-5083), составленное, по мнению Б. Круша, в кон. VIII в. или в IX в. Возможно, создание Жития было связано с открытием мощей святого при архиеп. Венилоне (ок. 837 - 865). Несмотря на то что текст был написан примерно через 200 лет после кончины Л., мн. изложенные в нем сведения подтверждаются более ранними источниками и скорее всего достоверны. Краткие пересказы Жития были включены в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. Hist. 24, 90-100), в «Золотую Легенду» блж. Иакова из Варацце (Legenda Aurea. 128), в «Перечень святых» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. VIII 20) и др. агиографические своды XIII-XIV вв. В средневек. перечнях архиепископов Санса Л. назван 19-м предстоятелем кафедры, его предшественником был Артемий, преемником - Медерий. Согласно Житию, Л. род. близ Аврелиана (ныне Орлеан), вероятно, в 70-х гг. VI в. Его отец Беттон и мать Австрегильда по прозвищу Ага были связаны родственными отношениями с королевской династией Меровингов. Получив откровение от Бога, что дитя станет светочем Церкви, родители Л. отдали малолетнего сына на обучение в школу. Мальчик превосходил сверстников умом и красноречием, проявлял интерес к церковному служению. Поэтому братья его матери, Австрен, еп. Аврелиана, и Авнахарий, еп. Автиссиодура (ныне Осер), взяли Л. на воспитание. Став клириком, он прославился аскетическими подвигами, гостеприимством и милосердием к бедным, часто посещал гробницы святых. Вероятно, Л. был клириком в Аврелиане, т. к. в Житии говорится о посещении им базилики св. Аниана (Сент-Эньян), находившейся в этом городе. Ночью он пришел в храм, чтобы помолиться, и перед ним отворились запертые двери. Благодаря распространившейся молве о добродетелях Л. духовенство и жители г. Сеноны после кончины еп. Артемия попросили Теодориха II, кор. Бургундии (596-613), назначить его на кафедру. Дата избрания Л. неизвестна. Его предшественник Артемий упоминается в источниках в 585 г., в т. ч. как участник Собора в Матисконе (ныне Макон). Л. присутствовал на Соборе и совещании знати в Паризиях (ныне Париж) 10 окт. 614 г. По-видимому, епископ пользовался расположением Теодориха II и его матери Брунхильды, к-рая оказывала существенное влияние на политику короля; среди друзей Л. в Житии назван Фулькарий, комит Аврелиана, защищавший его от клеветы при дворе. Епископу помогали знатные родственники. Так, однажды его мать прислала ему 20 повозок, груженных бочками с вином, когда у него закончилось угощение для гостей (в Житии сообщается, что Л. стремился жить по евангельским заповедям и отдавал другим лучшее из того, что имел; сам он довольствовался скромными одеждой и пропитанием).

http://pravenc.ru/text/2110894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНАТИЗМ раскольническое течение в Сев. Африке в IV - 1-й пол. V в., на определенном этапе переросшее в социально-политическое движение протеста. Названо по имени лидера - Доната из Casae Nigrae (Нумидия) (ок. 270-355). Начало раскола Истоки Д. восходят к периоду гонений на христиан в Римской империи в 303-305 гг. Гонения сопровождались массовым мученичеством и исповедничеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6). Однако ряд клириков, включая епископов, повиновались имп. указу (Ibid. VIII 2) и выдали книги Свящ. Писания языческим властям (отсюда их наименование - traditores). Многие сочли такое поведение предательством, а большая группа христиан, находившихся в тюрьме в Карфагене, отказалась от евхаристического общения с ними (Acta Saturnini. 18//PL. 8. Col. 701). Поводом к углублению раскола послужил конфликт вокруг выборов епископа Карфагена в 307/8 или в 311/2 г., когда на кафедру вместо умершего Мензурия был избран архидиак. Цецилиан ( Optat. De schism. donat. I 18), к-рого обвиняли в том, что в период гонений он запрещал приносить пищу заключенным исповедникам (Acta Saturnini. 17). Возможно, выборы были проведены с нарушениями: на хиротонии отсутствовал примас Нумидии, имевший привилегию посвящать Карфагенских епископов, а один из рукополагавших епископов, Феликс, был из числа traditores. В итоге Собор 70 епископов, возглавляемый еп. Нумидийским Секундом, низложил Цецилиана ( Optat. De schism. donat. I 19; Aug. Ad catholicos. 18. 46; Anon. Contr. Fulgent. donat. 1. 26). На его место был избран чтец Майорин. Однако Цецилиан воспротивился решению. Осенью 312 г. в Сев. Африку приехал имп. равноап. Константин I Великий , который, вероятно, по совету еп. Осии Кордубского ( A ug. Contr. ep. Parmen. I 4. 6; 5. 10) поддержал Цецилиана, обещая освободить его сторонников от налогов ( Euseb. Hist. eccl. X 7), а его оппонентам угрожая наказанием (Ibid. X 6). Весной 313 г. противники Цецилиана обратились к имп.

http://pravenc.ru/text/178932.html

Важнейшими источниками для времени Ираклия и единственными греческими историческими источниками для времени его преемников являются хроники Феофана Исповедника и патриарха Никифора . Составленная между 810 и 814 гг. «Хронография» монаха Феофана представляет собой продолжение оставшейся неоконченной всемирной хроники Георгия Синкелла. Она начинается там, где остановился Георгий Синкелл, а именно – на времени Диоклетиана, и завершается вскоре после восшествия на престол Льва V, охватывая, таким образом, период времени с 284 по 813 г. 182 Несмотря на то что Феофану недоставало достаточно глубокой учености, исторического понимания и объективности, его основанный на более старых источниках труд, особенно для VII и VIII вв., имеет чрезвычайно большое значение. Тщательно проработанная хронологическая система, представляющая собой особую отличительную черту хроники Феофана, является основой византийской хронологии двух «темных» веков. Повествование членится по анналистическому принципу, отдельные погодные отделы начинаются хронологическими заголовками, в которых наряду с годами от сотворения мира и от Боговоплощения (Рождества Христова) указываются не только текущие годы правления византийских императоров, но и годы правления персидских, а затем арабских владык, пап и четырех патриархов. Наряду с исчислением годов (по александрийской эре, которая насчитывает от сотворения мира до Рождества Христова по нашей эре 5492 г.) Феофан приводит также счет по циклам индиктов, хотя годы индиктов он в большинстве разделов явно не приводит. Однако следует заметить, что, начиная с 6102 г. от сотворения мира (609/10 по Р.Х.) и до 6265-го (772/3 по Р.Х.) – за исключением краткого периода с 6207-го по 6218-й (714/5–725/6) – числа годов из-за ошибочного расположения материала отстают на один год от приведенных там же или же надежно вычисляемых в каждом случае чисел индикта. Напротив, счет по индиктам у Феофана всегда правильный, так что мы при использовании его хронологических данных в указанный период должны прибавлять к указанному числу лет один год 183 . Хроника Феофана пользовалась у византийцев большим авторитетом, от нее отталкивается вся последующая византийская анналистика. На Западе она стала известна благодаря выполненному в 70-е гг. IX в. латинскому переводу Анастасия Библиотекаря, который до сих пор имеет для современной науки ту ценность, что он сделан с оригинала, превосходящего своей древностью все сохранившиеся ныне рукописи «Хронографии» Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II (до 356 - 10.01.417, Иерусалим), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров. Род. незадолго до 356 г., т. к., согласно сведениям блж. Иеронима Стридонского , И. был хиротонисан во епископа в возрасте чуть более 30 лет ( Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741). Он имел обширные познания в философии, был красноречивым оратором, его сравнивали с Демосфеном, Хрисиппом и Платоном ( Idem. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358). B молодости И. некоторое время подвизался в мон-рях Египта. Вероятно, там познакомился с Исидором, одним из «Долгих братьев», и с Руфином Аквилейским , к-рый посещал Египет в нач. 80-х гг. IV в. После того как в 70-х гг. IV в. церковная власть в Египте временно перешла к арианскому архиеп. Лукию, И. вместе со мн. правосл. монахами переселился в Палестину (Ibid.). На Иерусалимском престоле И. стал преемником свт. Кирилла ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38). Кафедра Иерусалима в то время еще формально подчинялась митрополии Кесарии Палестинской, к-рую возглавлял племянник свт. Кирилла митр. Геласий. Видимо, избрание И. не могло состояться без его ведения и инициативы. Согласно сохранившимся источникам, одним из наиболее известных направлений деятельности И. стали его взаимоотношения с колонией лат. паломников и мон-рей в Палестине. С 378 г. Руфин Аквилейский проживал на Елеонской горе; в 386 г. блж. Иероним и святые Павла и Евстохия основали мон-рь в Вифлееме. Блж. Иероним пишет, что в первые годы епископства И. доброжелательно относился к его мон-рю ( Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735), возможно, под влиянием Руфина. В 390 г. И. рукоположил Руфина во пресвитера. В это же время в Палестине жил выходец из Испании Идаций (позднее епископ Акв Флавиевых в пров. Галлеция). В 392 г. И. рукоположил во пресвитера свт. Порфирия Газского и назначил его ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) в храме Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/469632.html

Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 В Институте мировой литературы РАН совсем недавно вышел сборник переводов латинских авторов VIII–IX вв. Он вместе с другим изданием того же Института 1 является дополненным переизданием увидевших свет еще в 60–70-е гг. собраний переводов древних христианских авторов 2 . История этих изданий драматична. Все они были подготовлены в секторе античной литературы ИМЛИ (Института мировой литературы АН СССР). В составлении и переводах приняли участие С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров и другие выдающиеся ученые. Как было сказано в предисловии к изданию “Памятников византийской литературы”, составители ставили себе основной целью “пред­ста­вить в наиболее полном виде и в хронологической последовательности все основные жанры” указанных периодов. В действительности же их тайной мечтой было сделать доступной советскому читателю хотя бы малую крупицу древней христианской культуры. Это намерение не ускользнуло от внимания бдительных советских цензоров, хотя их реакция оказалась замедленной. Только в 1972 году, при подготовке второго сборника “Памятников латинской средневековой литературы”, было замечено, что составители и переводчики занимаются публикацией идеологически чуждой религиозной литературы древнего христианства 3 . Хронология обоих сборников латинских авторов укладывается в четкую историческую перспективу, которую С. С. Аверинцев усматривал в трехчастном логическом построении — тезис, антитезис, синтез. «Если принять христианскую античность классической патристики за “тезис”, — Аверинцев разумеет цветение богословского творчества у блаженных Амвросия и Августина, — а примитив “темных веков” у святых Григория Великого и Григория Турского за “антитезис”, то новый возврат к чувству классической мыслительной и словесной нормы открывает в перспективе ряд возможностей синтеза, специфических уже для средневековья как такового…» 4 .

http://pravmir.ru/pamyatniki-srednevekov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010