Любопразднственными чинми – имеются в виду ангелы, радующиеся о Воскресении Христовом: «Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют сегодня с нами; потому что они человеколюбивы и боголюбивы» (свт. Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово). «И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе, то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук дьявола» (свт. Иоанн Златоуст , Слово против упивающихся и на воскресение). Соединить нашу радость с радостью ангелов и призывает нас Иоанн Дамаскин. Песнь 6, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба. Снисшел ты в преисподние (места) земли, и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, Христе, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. Ирмосы 6й песни канона используют тему Песни Ионы (2я глава), которую пророк воспел во чреве кита. Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф 12:40 ). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни ( Иона 2:7 – «сниддхъ въ землю, еяже вереи ея заклёпи въчнш» по-славянски, «До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня» в русском синодальном переводе, «Я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают» в переводе И. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Глас 6 …восхотев бо живым из невидимой//и видимой природы составить меня… – Речь идет о человеке как соединении духовного и материального начал. В «Диалектике» того же Иоанна (гл.32) отмечено: «Единая ипостась может быть составлена из различных природ, как человек сложен из души и тела (…) и то и другое остается неслиянным, о чем свидетельствует разделение, приходящее со смертию». …из земли мое тело изваяв,//душу даровал Ты мне//животворящим вдуновением Твоим. – Ср. Быт. 2:7 : «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». …на земле живых упокой… – Ср. IIc. 26:13: «Увижу благость Господа на земле живых». Христианская традиция относила эти слова к жизни загробной. Глас 7 По образу Твоему и подобию… – Ср. Быт. 1:26 : «И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». …обладать Твоими тварями… – Ср. там же: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». ЯМБИЧЕСКИЙ КАНОН НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Эпиграмма в антикизирующем вкусе из двух элегических дистихов 9для византийской сакральной эпиграммы более характерны ямбические триметры). Акростишный характер последующего текста не мог быть соблюден в переводе. Песнь 1 …Рукою чудотворною смиряя хлябь… – Речь идет о переходе древнего Израиля во главе с Моисеем через Красное море ( Исх. 14 ). Первая песнь канона соотносит тему (в данном случае – Рождество) с этим переходом; вторая (нормально, как сказано выше, отсутствующая) – с грозной проповедью Моисея в пустыне; третья – с благодарением Анны, родившей Самуила ( 1Цар. 2 ); четвертая – с пророчеством Аввакума; пятая – с молитвой пророка Исайи ( Ис. 26:9–20 ); шестая – с молитвой пророка Ионы ( Иона 2:3–10 ); седьмая – с молитвой Азарии ( Дан. 3:25–45 ); восьмая – с песнью трех отроков в пещи огненной ( Дан. 3:52–90 ); девятая – с песнью Богородицы ( Лк. 1:46–55 ). …Неопалимой Купины подобие… – Бог явился Моисею в пламени, объявшем куст, но не сжигавшем его ( Исх. 3:2–3 ); так божественная природа воплощаемого Иисуса Христа, по своему существу огненная (ср. Втор. 4:24 : «Господь (…) есть огнь поящающий»), не тронула ни человеческой природы Девы Марии, ни ее девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

22 марта 1988 г. Почему мы нуждаемся в покаянии «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» (Покаянный тропарь) , – молится Церковь кающихся. Мы собрались принести Богу своё покаяние. Для этого оно должно родиться в нашем сердце. Мы не можем принести Богу то, чего не имеем. Слова Покаянного канона св. Андрея Критского стучатся в наше сердце, чтобы пробудить его к покаянию. Почему мы нуждаемся в покаянии? Церковная песнь объясняет: «Окаянный, трепещу страшного дня суднаго» (Покаянный тропарь) . Мы нуждаемся в покаянии, потому что мы – «окаянные». Это слово означает – «уподобившийся Каину» или «нераскаянный». Оно происходит от имени «Каин». Два сына родились у Адама и Евы. Каин был первенцем, рождённым от женщины на земле. Зависть к брату проникла в его сердце. Бог предостерёг Каина: «Грех влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Каин не услышал предостережения. Зависть овладела его сердцем. Он позвал брата своего Авеля в поле и убил. Бог спросил Каина: — Где Авель, брат твой? — Не знаю, — ответил Каин, — разве я сторож брату моему? — Что ты сделал? – сказал Бог. — Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не будет давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле… И пошёл Каин от лица Господня. (См. Быт. 4. 1-16.) Грех разлучил Каина с Богом потому, что в сердце Каина не родилось покаяние. Он остался нераскаянным. Церковная песнь называет «Окаянным» каждого грешника, ибо грех уподобляет его не покаявшемуся Каину. Иногда говорят: «не согрешишь – не покаешься». Это ошибочная мысль. Грех не рождает покаяние. Греческое слово «метанойя» означает «перемену» образа мыслей и образа жизни. Покаяние означает разрыв с грехом. «Печаль по Боге неизменно соделывает покаяние во спасение, а печаль по миру соделывает смерть» (2. Кор. 7. 10.), — говорит апостол Павел. Покаяние рождается не от греха, а от печали об утраченном образе Божием, от желания возродить в себе этот образ. Покаянием мы называем обновление и возрождение Человека, вернувшегося к Богу. Возвращение возможно, потому что Бог – наш небесный Отец. Изо дня в день Он ожидает возвращения своего блудного сына, чтобы отворить ему двери отчего дома и принять в Свои объятия. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Аминь.

http://pravmir.ru/mysli-chuvstva-zhelani...

35 Триодь постная, в среду сырную утра, на стиховне самогласен, глас 1. 36 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы утра, трипеснец кир Иосифа, глас 2, песнь 9-я, иный, тропарь 1. 37 Триодь постная, во вторник сырный на утрени трипеснец кир Иосифа, песнь 8-я, иный, глас 2, тропарь 2. 38 «Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»: 39 Макарий Египетский, преподобный. Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. graec. 694) Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002, 8, 3, 1; ср.: 8, 1, 1. 40 Триодь постная, в неделю сырную утра, на Хвалитех стихира самогласна 2-я, глас 5. 41 См.: тропарь Входу Господню во Иерусалим, глас 1. 42 «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»: 43 Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, Слава, глас 6. 44 Каллист Катафигиот, преподобный. 20, 90/Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным но деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В 2 т.: Т. 2. М., 2000. С. 495, 568 (далее цитируем как Добротолюбие славянское). 45 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»: 46 Как говорит (в 7-м абзаце от начала) «Известие учительное» в Служебнике, для совершения литургии прежде всего необходимо «намерение и волю священнику имети крепко к совершению тайны Тела и Крове Господни» (см.: Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковии бывают бедственнии и недоуменнии в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце/Служебник. М., 1995. С. 381; также: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. 4-е изд. Т. 2. Тутаев, 1999; репринт. изд.: СПб., 1883. С. 514).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

А пламень между тем поднимался над пещью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из халдеев, которых достигал около пещи. Тогда совершилось другое великое чудо – ангел Господень сошел в пещь и выбросил пламень огня из пещи, и сделал, что в средине пещи был, как бы шумящий влажный ветер. Тогда отроки, как бы одними устами, благодарили и прославляли Бога. «Благословен, – пели они, – Ты, Господи Боже отцов наших, и хвально, и превозносимо имя Твое вовеки. Благословите, все дела Господня, Господа, пойте и превозносите вовеки. Благословите, ангели Господни; благословите небеса. Благословите, все Силы Господни. Благословите, солнце и луна. Благословите, звезды небесные. Благословите все духи. Благословите, свет и тьма, да благословит вся земля. Благословите, духи и души праведных. Благословите, Анания, Азария и Мисаил. Господа, пойте и превозносите Его во веки!» Изумленный царь, услыша, что они поют, поспешно встал и сказал своим вельможам: «Смотрите, не троих ли мужей мы бросили в огнь, но вот я вижу четырех, ходящих среди огня, и нет им вреда, а вид четвертого страшен и грозен, подобен Сыну Божию». И воззвал он к отрокам: «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего, выйдите и подойдите ко мне». И вышли к нему юноши, даже неопаленные огнем. Пораженный силою Божиею царь сказал: «Благословен Бог ваш, пославший ангела Своего и избавивший вас, своих рабов, за то, что вы не отступили от Него». После этого юноши эти были в особенном почете у царя и народа. 2. Символическое значение Это библейское событие имеет для нас, христиан, великое символическое значение, о котором в одном из церковных песнопений так говорится: «Мы, верующие, признаем Тебя, Богородица, духовною пещию; ибо как превозносимый (Господь) спас трех отроков (в пещи), (так) в Твоем чреве обновил весь мир хвалимый и препрославленный Бог отцев» (Воскр., глас 1, песнь 7, ирмос). На праздник Рождества Богородицы поется следующий ирмос: «В печи отроков Ты прообразовал некогда Матерь Свою, Господи; и это прообразование от огня спасало их, ходивших (среди его) неопально; Ее, явившуюся чрез Тебя концам (вселенной), мы ныне воспеваем и превозносим во все веки» (Первого канона песнь 8-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В довершение всего Моисей воспевает прощальную песнь, которая начинается словами: «Вонми, небо, и возглаголю...» Эта песнь Моисея ( Втор. 32 ) за богослужением употребляется в качестве второй библейской песни канона на утрене обычно только во время Великого Поста, во время особого покаяния. Пророк Моисей, предвидя отступление израильтян от Господа, описывает горести, которые за этим последуют, но тем не менее обещает, что некогда Господь их помилует и избавит от всех врагов. В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе: «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» ( Втор. 32:39, 43 ). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» 139 . 8.5. Смерть Моисея Наконец Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел израильский народ, умирает. Хотя ему было 120 лет, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась ( Втор. 34:7 ). Погребен он в долине, в земле Моавитской, и никто не знает место погребения. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию, когда Моисей исполнил свое служение, передав его Иисусу Навину, он отошел в мир иной. Этим заканчивается история Пятикнижия. В связи с описанием смерти Моисея возникает вопрос, как мог Моисей описать свою собственную кончину? Как пророк, он мог заранее знать ее обстоятельства (примеры имеются и в житиях святых). Можно также предположить, что Иисус Навин позже дополнил писание Моисея. В заключение хочу поделиться еще одним размышлением. Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» ( Втор. 34:10–12 ). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского , «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки ( Лк. 16:29 ),– говорит в евангельских

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Поют Тя, Дево Богородице, ангельстии чини и славят патриарси со архиереи, и святии апостоли, яко Матери Божии честно служат Тебе, видяще Тя за мир молитву творящую, ко Спасу всех Христу Богу. Емуже помолися, избавити град и люди, славящия Тя верно, и Твоего Покрова праздник чествующия. Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освяти, Духом Богородице Святым: и паче солнечных луч Твоим светящимся омофором освещаеши Церковь и люди и тьму грехов наших отгоняеши: избавляеши же от бед и скорбей верою чествующия Твоего честнаго Покрова праздник. Слава, и ныне, глас 6: Яко виде Тя пречудный Андрей на воздусе, со архангельским множеством, со апостолы и пророки, и множеством мученков, Сыну Твоему и Богу нашему о граде и людех молящуюся, Владычице, и честным Твоим покровом покрывающую: не оскудей и ныне, Пречистая, спасти изрядное достояние Твоего Сына, пречестный праздник Твой празднующее, многопетая. Славословие великое. И отпуст.   На Литургии: блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я: Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа: Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея: Апостол ко Евреем, зачало 320. [Евр. 9, 1 – 7.] Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское: Братья, первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». По вторей же завесе скиния глаголемая Святая святых, За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Злату имущи кадильницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета: Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Придите, вкусим нового плода/виноградной лозы,/Божественного веселья,/в славный день воскресения,/и примем участие в Царстве Христа,/воспевая Его, как Бога, вовеки. Придите – нового винограда плода, божественного веселья, в славный день восстания Царства и Христа приобщимся, воспевая Его как Бога во веки. Приидите, приобщимся новаго винограднаго плода – божественнаго веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая его, как Бога, во веки. Этот тропарь приглашает всех приобщиться Христову Царству. Виноградная лоза – древний символ Израиля (вспомним песнь пророка Исаии о винограднике – Ис 5:1-7 ), – в Новом Завете становится символом Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» ( Ин 15:1 ). Чтобы приносить плод, необходимо приобщиться Христу: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Соединяя эти образы Евангелия от Иоанна со словами Евангелия от Луки вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» — Лк 22:18 ), преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает день Воскресения Христова с плодом винограда от нового урожая и призывает вкусить от него. Можно также увидеть здесь отголосок слов апостола Павла о Христе как о «начатке и первенце из мертвых» (см. Кол 1:18, 1 Кор 15:20). Очевидно, что и настоящий тропарь, подобно ирмосу 3й песни, имеет несомненный евхаристический смысл. Не удивительно, что в своем комментарии преподобный Никодим настоятельно призывает всех православных христиан к причащению Святых Христовых Таин на Пасху. Это является исконной практикой древней Церкви, но к концу XVIII века было, к сожалению, довольно прочно забыто, и большая часть христиан причащалась всего раз или два-три раза в год. Преподобный Никодим Святогорец решительно выступал против этой привычной, но, увы, порочной практики, побуждая вернуться к подлинно духовному празднованию Пасхи через причащение в этот нарочитый и святой день. Песнь 8, тропарь 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010