И бывают с молитвой: «Господи и Владыко живота моего», только три поклона после ектении: «Помилуй нас, Боже». 2) Часы в день Благовещения бывают иногда великопостные, именно, если Благовещение случится в те дни Великого поста, в которые полагаются часы великопостные, так: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. На великопостных часах читаются кафизмы 901 . На Крестопоклонной седмице бывает в понедельник, среду (на 1-м часе) и пятницу (по отпусте часов) поклонение кресту. На страстной седмице на часах читается Евангелие. Но поклоны на великопостных часах в Великую Четыредесятницу положены только на 1-м часе и в конце Изобразительных, а не бывают на 3-м, 6-м и 9-м часах. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. И никогда не бывает в Благовещение более 3-х поклонов. На 1-м часе в день Благовещения, подобно тому, как 24-го февраля и 9-го марта, после поклонов не глаголется Трисвятое, но после них сряду следует молитва: «Христе свете истинный» (см. выше). Когда Благовещение случится в субботы и Недели Великой Четыредесятницы, также в четверток и субботу страстной седмицы, тогда бывают обычные часы, вседневные. В четверток и субботу страстной седмицы 3-й, и 6-й и 9-й часы совершаются вместе. После них бывает отпуст (см. выше). Если Благовещение случится в Великий пяток, то совершаются те часы, кои обыкновенно совершаются в Великий пяток, подобно царским часам, но с тем отличием, что первый час бывает сряду после утрени, а часы 3, 6 и 9-й потом особо все вместе. В Благовещение, в пасхальную седмицу, часы поются пасхальные. 4) Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, всегда совершается (полная) или св. Иоанна Златоустог о или св. Василия Великого . Литургия Преждеосвященных даров никогда не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается, если Благовещение случится в 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели (воскресения) Великой Четыредесятницы, в Великий четверток и в Великую субботу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В 3-й час дня Спаситель наш был предан Пилатом на бесчисленные наругания, заушения, был привязан к столпу, и бичеван и уязвлен терновым венцом. В третий час дня было сошествие Святаго Духа на Апостолов. В 6-й час дня Спаситель наш веден был к пропятию, Сам нес крест, пригвожден был ко кресту среди двух разбойников. Воины разделили Его одежды между собою, мимоходящии ругались Ему. Тьма была по всей земле до часа девятого. В 9-й час Спаситель мира, вися на кресте, воззвал: жажду! Напоен был оцтом, смешанным с желчью и предал пресвятую душу Богу Отцу. Основания земли потряслись, мертвые восстали из гробов. Один из воинов ребра Ему прободе и вышла из него кровь и вода. Службы часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу; но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так, во 1-х, бывают часы трипсалмные (Тип., послед. нед. Ап. Фомы), заключающие в себе по три псалма. Из этих часов одни вседневные – обычные, другие великопостные, третьи царские. Во 2-х бывают часы без псалмов, и состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении с вседневными, состоит в том, что великопостные часы: 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе; что на часах бывают: 1) чтение кафизм; 2) чтение паремии на 6-м часе: 3) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 4) поклоны великие. Особенность царских часов, кроме псалмов, – в том, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные, если только не случится в них: а) праздник Сретения Господня (2-го февраля) или предпразднство его (1-го февраля); б) день храмовой (Тип., храм. глава 28). (Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургией Златоустого, a вечерня за сим бывает отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В полночь ударяют во все колокола и начинается пение великого славословия, тропаря и кондака, по окончании которых, при пении канона Христос рождается, совершается крестный ход вокруг храма, знаменующий: а) Путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем. b) Путешествие волхвов и шествие пастырей. с) Радость духовную по случаю Рождения Спасителя. Вернувшись в храм, совершают литургию Златоуста (всегда) после чего благословляют в притвор хлебы и яствия. В 9 часов утра совершается поздняя литургия и молебен. Теперь объясним, почему литургию на Рождество Христово надо совершать в полночь. По преданию Христос родился в полночь, по Евангелию – ночью. Прилично время рождения Спасителя озаглавливать именно литургией, а не другой службой, тем более, что и по уставу, обедня (как и на Пасху) должна быть по рану. Но на Пасху – Христос воскрес, или, во всяком случае, явился воскресший под утро, здесь же Он явился на земле в самую ночь. Чем же лучше ознаменовать наступление дня Рождества Христова, как не обедней? Затем, следующее соображение. Утреня соединена с повечерием, следовательно, обязательно должна совершаться с вечера. Конечно, можно бы всенощную начать с десяти часов, чтоб она закончилась к полуночи, и абие, по славословии ход и обедня. Но для истового исполнения той и другой службы, это утомительно. Впрочем, там, где привыкли к этому, можно утреню совершать с обедней. Это особенно удобно в те года, когда Рождество Христово в понедельник и вечерня бывает отдельно. И так: Обычно: Сочельник-канун: 9 ч. ут. часы и тотчас вечерня св. Вас. Вел. 6 ч. дня. Повечерие и Утреня. 12 ч. ночи. Литургия. или Пятница Сочельник: 9 ч. ут. Часы и обычный обед. Суббота канун: 9 ч. у. веч. Св. Вас. В. 5 ч. Пов. и Утр. 12 ч. н. Литургия или Пятн. Сочельн. 9 ч. у. Часы и обед. Субб. 9 ч. у. Вас. В. Неделя Канун: день 3 ч. Вечерня ночи 10½ ч. Повеч. Утреня и 12 ч. Литургия. Продолжительность служб: Часы с литургией три часа. Часы с обычным обедом два часа. Вечерня Василия Великого Час три четверти. Литургия Василия Великого одна полтора часа. Одна вечерня полтора. Всенощная два часа. Литургия с крестным ходом час, а вместе, два с половиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Указание на важность середины ночи как особого времени содержится в античных источниках и Библейских стихах. Византийские христианские писатели могли ссылаться на Еврипида 11 и других античных писателей, которые использовали выражение «середина ночи» и аналогичные 12 . Середина ночи стала, согласно римскому обычаю, сроком начала дня, который длился от середины ночи одного дня до полуночи следующего, что соответствует и современной практике во многих странах мира 13 . Середина ночи, как особо важное время, становилась временем и для духовных подвигов, и для вражеских нападений – в телесном и духовном смысле. Так, злоумышленники замышляли в полунощи сломать плотину и затопить храм архангела Михаила в Хонех 14 , а воры в полночь хотели похитить овец св. Спиридона 15 . Но прежде всего середина ночи – время для духовных подвигов и наград. В полунощи святые и молившиеся удостаивались видения света 16 . При различных литургических традициях так или иначе середина ночи оставалась временем молитвы – как её конец, если молитва начиналась ранее, или начало, если молитва продолжалась до утра. «И одни от вечерни, а другие от середины ночи песнословия совершали, также и в обители Неусыпающих» 17 . В любом случае было необходимо молиться именно ночью, используя середину ночи как самое драгоценное и важное время. Прп. Пахомий был научен прп. Паламоном трём типам бдения: от вечера до полунощи, или от полунощи до утра, или до утра с малым количеством сна 18 . В древнегреческих гимнических практиках полночь была тоже важна как срок для исполнения песен, которые пелись с вечера 19 . Понятие «полунощница» (μεσονυκτικν) регулярно используется в «Типиконе» прп. Никона Черногорца 20 и в других богослужебных, по-преимуществу уставных текстах 21 . Слово «полунощница» редкое и в ранних текстах первого тысячелетия не встречается (в отличие от прилагательного, тоже достаточно редкого, «полунощный» (μεσονυκτικς) 22 ). Прилагательное «полунощный», в свою очередь, обозначало как отдельные молитвы 23 , так и некое полунощное молитвенное правило 24 . Очевидно, что и то и другое слово являются производными от выражения «средней ночью». Прп. Никодим Святогорец писал в «Исповедании веры» о воскресной полунощнице 25 – той самой, ключевой фразой которой оказывается «Се Жених грядет в полунощи…». 2. Христос как Жених

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1871 г., приложение I, стр. 439–440), умерший в Кирилловом монастыре между 1511 и 1514 годами (Синодик, Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 63. Над именем Дионисия здесь находится приписка киноварью «часовик»; см. приложения к главе I). В грамотах, писанных в Кириллове монастыре при игумене Нифонте (между 1476–1481) упоминается также некто «Митрошица часовник» (Рукоп. Ак. библ. А 1–17, л. 904 об.), а в 1569 году в монастыре жили три старца часовника – Тихон, Феогност и Герасим (Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 14, 49 и др.; Рукоп. Кир. мон. 1, л. 24 об.). – Это были, очевидно, не должностным лица, а часовые мастера, так как в половине XVII века часовниками назывались лица, умевшия починять часовые механизмы. (В феврале 7171–1663 года царь Алексей Михаилович указал архимандриту Кириллова монастыря Никите с братьею «Воскресенской девичь монастырь, что в горах надсматривать и во всем оберегать... и часы в том монастыре починити, а для починки послать часовника ис Кириллова монастыря». – Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л, 1793). В XVI и XVII веках монастырь нередко получал разного рода часы в виде вкладов. Так архимандрит Чудова монастыря Христофор (бывший в Чудове настоятелем в 1579–1587 годах; см. П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 163) в конце XVI века (в 104-м? году) дал в Кириллов монастырь «двои часы, одне боевые, а другие воротные», ценою в 22 рубля (Рукоп. Кирил. библ. 78–1317, л. 150), а в 159 1 / 2 (7100) году старец Иоанникий Осокин дал «часы воротные» ценою в 20 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 139 об.). Но на церкви архангела Гавриила в 1601 году находились, вероятно, не вкладные часы, а те «двои часы большие боевые», которые были сооружены в конце XVI века старцем Евфимием и были оценены в 50 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 139 об.). Так как опись 1601 года упоминает только о двух больших часах, находившихся в монастыре, и так как имя Евфимия внесено было во вкладную книгу и синодики, то и можно догадываться, что одни часы его работы были поставлены на церковь архангела Гавриила – для потребности братии, а другие для потребностей служб были помещены на самую высокую башню (в 8 сажень), находившуюся вблизи гостиного двора и служебных построек на углу стены, тянувшейся на право от «святых ворот» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В седмичные дни Великого поста, в случае аллилуйного богослужения в другие посты, в среду и пятницу сырной седмицы, а также в навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе с 3-м и 6-м часами сразу после 6-го часа. Во всех указанных случаях 9-й час непременно совершается в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста). Идейное содержание 9-го часа. Основная тема 9-го часа – смерть Спасителя на Кресте, так как именно в 9-й час (по еврейскому счислению) Иисус Христос «возгласив громко, испустил дух» ( Мк. 15, 37 ). Эта тема отражена в великопостном тро­паре ( «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый...» ) данного часа, в тропарях, которые в седмичные дни Великого поста читаются после «Отче наш…» (вместо кондака празднику или святому), а также в молитве 9-го часа («Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш…»). Кроме того, псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в «селение Господа Сил». §1. Виды часов и дни их совершения В православном Уставе богослужения различаются четыре вида часов: вседневные (обычные), великопостные, Великие и пасхальные. Вседневные (обычные) часы совершаются в течение всего года, кроме тех случаев, когда положено совершать другие виды часов. Так как на остальные три вида часов приходится всего 45 дней в году, то вседневные часы совершаются 320 дней в году (в високосные годы – 321 день). Великопостные часы совершаются 35 дней в году: – в среду и пятницу сырной седмицы; – во все седмичные дни Святой Четыредесятницы; – в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду. Великие (Царские) часы совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием). Пасхальные часы совершаются на Пасху и во все дни Светлой седмицы (то есть 7 дней в году). §2. Последование вседневного часа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Спаской башни часовник Андрей Данилов в 1687 году сделал новые часы на Троицкую башню, с коей старые отданы были в Данилов монастырь. Для Царя Алексея Михайловича часовых дел мастер Лев Никитин устроил столовые часы медные, золоченые, с травами и с медным к ним мужичком. В Патриаршей ризнице доныне хранятся зепные часы Патриарха Филарета с изображением на одной стороне Патриаршей печати, и монограммы Ч П. Ф. т. е. часы Патриарха Филарета, а на другой одноглавого орла. Адольф Лизек в 1676 г. описывает нам виденные им в доме у Боярина Матвеева различные часы: «одни из них показывали часы астрономического дня, начиная с полудня, как употребляется в Германии; на других означались часы от заката солнца, по счету Италианскому и Чешскому; иные показывали время от восхода солнца, по счислению Вавилонскому; другие по Иудейскому; иные наконец начинали день с полуночи, как принято Латинскою церковью» 233 . Еще прежде замечено нами, что издревле резьба на дереве была любимым и подручным искусством у Русских. Рейтенфельс свидетельствует в 1670 г. что «Русские выделывают из дерева весьма искусно разные вещи». В этом искусстве упражнялись не только монахи в монастырях по примеру и образцу Афонских и Киевских, но и простые поселяне. Липа, кипарис, бук, клен и кость служили материалами для резьбы. Об успехах в резьбе на дереве свидетельствуют нам узорочные царские двери и иконостасы в церквах, кресты и образа, на коих вырезаны многие лица, наконец домашние утвари. В числе разных мастеров при Оружейной палате находились резного, токарного и столярного дела мастера, также резцы каменных дел. Не смотря на запрещения Кормчей и Стоглава, влиянием Запада в Московском государстве распространилось употребление ваяния. В церквах и часовнях стояли изваянные и резные изображения Распятие И. Христа, его темницы, Св. Николая, Св. Великомученика Георгия, Св. Параскевии Пятницы и других Святых. По сказанию Пясецкого, в Москве 1611 года, между Царскими сокровищами находилось изваяние И. Христа из чистого золота, в меру возраста совершенного человека, весом в 350 фунтов; сие драгоценное изваяние Поляко-Литовцы, разрубив на части, разделили между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Глава шестая. Царские и пасхальные часы Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерие», т. е. накануне Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 302 , вероятно, потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в Великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу» 303 . Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и евангелия, строго приуроченное к времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тожественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и к другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому их следует рассматривать отдельно. I. Часы Рождества Христова и Богоявления 1. Составитель службы Во всех известных нам древних памятниках, часы Рождества Христова и Богоявления обычно надписываются именем св. Софрония, патриарха иерусалимского († 641). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – почти полное отсутствие различия в составе тропарей и чтений, указываемых древними рукописями, заставляет предполагать в данном случае, наличность одной редакции, и именно – редакции, принадлежащей патр. Софронию. Конечно, служба рождественских и богоявленских часов в том или ином виде, могла существовать и раньше времени патр. Софрония. Но патр. Софроний дал ей окончательную обработку и сообщил тот вид, в каком она и доселе остается в богослужебном употреблении, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям. По-видимому, особенно близкое участие св. песнописец проявил в составлении тропарей, которые обычно и называются в рукописях его «творением» (ποημα). А так как «последование тропарей» составляет самую основу царских часов, то патр. Софроний справедливо считается творцом всей службы царских часов Рождества Христова и Богоявления, в той именно редакции ее, которая одна только и сохранилась до настоящего времени как в древних памятниках, так и в церковно-богослужебной практике. 2. Последование 12-ти тропарей

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

об этом ниже). Стоимость кирилловских боевых часов показывает, что устройство их механизма было довольно сложным, а размер крупным. Поэтому для охраны их и присмотра за ними в монастыре существовали особые должности часовых сторожей (в 162 1 / 2 – 130 году в монастыре умер Влас, «часовой сторож», – Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 339) и часовода (в 162 5 / 6 – 134 м? году преставися дворовой человек «Микула Стефанов сын часовод», – Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 185 об.). Но подробности внутреннего устройства кирилловских часов для настоящего времени совсем не ясны, хотя и не подлежит сомнению, что их механизм заметно отличался от нынешнего, так как своеобразный древний счет часов дневных и ночных и периодичные перемены в этом счете (см. об этом ниже в главе IV) требовали для себя специальных приспособлений. В настоящее время боевых часов на церкви архангела Гавриила уже не существует, но по словам кирилловских старожилов (79–80 лет) еще на их памяти находились на колокольне большие часы, которые звонили в ее колокола и требовали ежедневного завода. Одни гири этих часов весили до 20 пудов. Порча их произошла при архим. Феофане, когда заезжий часовщик (будто бы) увез и не возвратил некоторые части их. Механизм часов сохранялся затем в кладовых. Но лет 10 тому назад колеса часов были употреблены для подъема тяжестей при работах. Еще в 1889 году нам удалось видеть от этих часов – ось и пять колес (до аршина в диаметре), из которых одно – от маятника. Едва ли однако эти часы не были уже позднейшими (XVIII–XIX в.), так как на рисунке 1) в альбоме Мартынова (Имп. Общ. Люб. Др. Письм.) они изображены с обычным для настоящего времени циферблатом. Кроме часов боевых в Кириллове монастыре для счисления времени имелись и небольшие часы келейные. В 1621-м году по кельям и в казне находились: «часы боевые с перечасьем и з гирями, часики сталные воротные, часы струнные боевые, двои часы струнные без бою», «часы боевые келейные, влагалище сталное, по стороном доски медяны золочены» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010