1 янв. Молебен в 12 ч. ночи после вечерней службы, вечерняя служба началась в 9 ч. веч. Народу было много 1 . 6 янв. Навечерие Рождества Христова. Служба (Часы) в 8 ч. литургия Василия Великого в 10 ч. утра. 7, 8 и 9 Все три дня Рождества Христова по 2 литургии. 3 й день Рождества Христова был в воскресенье. Кроме того была ночная служба в 4 ч. утра. Нужно начинать в 5 ч. утра удобнее для народа. Служил ночную службу о. Александр . На Рождественские каникулы был приглашён студент 4 го курса академии о. Алексий Глушаков . Уплочено ему до 20 января 1700 р. Служил хорошо о. Алексий. Все остались довольны. Один из старейших клириков Московской епархии прото­ие­рей Александр Михайлович Державин (19 ноября 1871 — 23 апреля 1963) более тридцати лет прослужил в Знаменском храме. Родился отец Александр в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии, в многодетной семье священника. Окончив Ярославское духовное училище, а затем Ярославскую Духовную семинарию, с 1892 по 1897 год состоял в должности надзирателя Угличского духовного училища. В сентябре 1897 года Александр Михайлович был рукоположен в сан священника и в течение десяти лет служил в сельских храмах Ярославской епархии, а затем в Успенском соборе Ростова Великого. С 1907 года отец Александр служил в родном селе Никольском, являясь одновременно законоучителем земской и церковно-приход­ской школ. В 1910 году он поступил в Киевскую Духовную академию, по окончании которой был оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской Церкви. Через год его назначают на должность наблюдателя церковно-приходских школ Московской епархии. Ещё в семинарии отец Александр начал писать стихи. Его стихотворения публиковали в журналах “Русский паломник”, “Божия нива”, “Душеполезное чтение”. В 1907 году в Петербурге вышел сборник стихов “Под кровом Церкви”. Печатались его стихи в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре. В 1917 году отец Александр был назначен священником в московский храм Святой Троицы на Капельках. После закрытия храма в 1929 году отец Александр перешёл в храм Знамения Божией Матери, что в Переяславской слободе.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Порядок причащения упоминается в письмах свт. Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Св. Даров и отвечают: «Аминь» (Евсевий. Церк. ист. VI 43; VII 7). Распространена была практика хранения преждеосвященных Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью (Там же. VI 45). В Египте долго сохранялись агапы - по свидетельству Сократа Схоластика , еще в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Св. Таины после совместной трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22). Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в.,- творения Климента Александрийского (Педагог. II 1; Строматы. III 2). Он обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (Педагог. II 1. 11). Это выражение можно истолковать как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в кон. II в. Евхаристия уже предваряла агапу. У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями (Там же. II 1. 10). К обычаю поминальных агап, вероятно заимствованному у христиан Рима, он относился с осуждением (Там же. II 1. 8-9). Ориген также говорил об агапах и защищал их перед язычниками (Против Цельса. I 1). В отличие от Климента Ориген одобрял поминальные трапезы (Беседы на Иова 3). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в 3, 6 и 9-й часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно (Строматы. VII 7. 40); кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи (Строматы. VII 7. 49; Педагог. II 9-10) и упоминал об обычае молиться, повернувшись на восток (Строматы. VII 7. 43). Ориген также описывал обычай преклонять колени и воздевать руки для молитвы, обратясь на восток (О молитве. 31-32) и называл 4 часа молитвы: 3 дневных (утром, в 6-й ч. и вечером) и ночной (Там же. 12). Вечернюю молитву Ориген связывал со словами Пс 140 ( «Господи воззвах» ), неотъемлемого компонента вечерни практически всех литургических традиций; ночную - со словами Пс 118. 62 и сейчас входящего в будничную полунощницу . Он писал и о христ. гимнах Отцу и Единородному Сыну (Против Цельса. VIII 67). Тем не менее нек-рые исследователи (Taft. Liturgy of the Hours. P. 14-17) видят в сообщениях Климента и Оригена не описание суточного круга богослужений, а аллегорическое изображение молитвы во всякое время суток.

http://pravenc.ru/text/64464.html

Сирийский царь Антиох IV (Епифан), в своем смелом безумии, положил запрет на их религию, пытался уничтожить их священные книги, с беспощадною свирепостью принуждал их выполнять языческие обряды, осквернил храм, посвятив его Зевесу Олимпийскому, и воздвиг даже языческий алтарь на жертвеннике всесожжения. 2 Но хуже всего было то, что его нечестивые намерения нашли себе пособников в лице двух отступников-первосвященников, которые превзошли один другого куплею и обесславлением священной должности божественного помазанника. 3 И, не смотря на это, в далеких горах Ефраима 4 Бог воздвиг для них совершенно неожиданную и невероятную помощь. Три года после сего и после ряда блистательных побед, одержанных необученными людьми над цветом сирийской армии, Иуда Маккавей – по истине млат Божий 5 – очистил храм и восстановил его алтари в тот именно день, 6 когда «мерзость запустения» 7 была допущена на сем месте. Во всей их истории самые мрачные часы ночи постоянно предшествовали рассвету утра, и притом более лучезарного, чем все, прежде зачинавшиеся. Происходило это потому, что все их пророки единогласно убеждали их ожидать и надеяться. Предсказания их более чем сбылись относительно прошедшего. Не надлежало ли им осуществиться и относительно еще более славного будущего Сиона и Израиля, которое имело наступить с пришествием Мессии? Чувства эти разделялись не одними только иудеями Палестины, которые составляли в настоящее время меньшинство. Большинство нации состояло из так называемого рассеяния. Слово это, однакож, потеряло свое первоначальное значение изгнания по суду Божию, 8 так как отсутствие из Палестины было теперь совершенно добровольное. Но именно потому, что оно перестало относиться ко внешним бедствиям, 9 постоянное употребление его выказывало глубокое чувство религиозной скорби, общественной изолированности и политической пришлости 10 среди языческого мира. Ибо, хотя, как Иосиф напоминал своим соотечественникам, 11 «не было нации в мире, среди которой не жила бы часть иудейского народа», так как он «далеко был рассеян по всему миру среди его обитателей», 12 тем не менее они нигде не нашли действительного отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

В полдень же¼ ровно в полдень еще страшнее. Оглядишь кругозор. Стоят в застывшем воздухе сухие испарения пашен: то земля «горит», говорят крестьяне. Знойные дыхания земли не колыхнутся. Беспощадное светило прибивает к растрескавшейся, обезвлаженной почве каждый лист, давит потоками тяжелого света: то небосвод льет ливень расплавленного золота. Даже пыль не пылит, – гнетет и ее, покорную, стопудовый гнет. Тяжко и жутко. В безвольном ужасе молчит все, истомное, притихшее пред мощным Молохом¼ лишь бы минул томительный час. Побежишь – и гонится, гонится кто-то. Крикнуть хочешь – не смеешь. Да и не ты один: вся тварь ушла в себя, вся тварь, замерши, ждет. Кажется, «бес полуденный» 6 не ласковей «беса полуночного». Не моя эта мистика. Боюсь ее. Ни ночью, ни днем не раскроется душа. И не хотелось бы умирать в эти жуткие часы. А отойти бы, как и родился: на закате . И когда возьмусь отсюда, пусть тот, кто вспомнит мою грешную душу, помолится о ней при еле светлой заре, утренней ли, вечерней ли, но тогда, когда небо бледнеет, как уста умирающей. Пусть он помолится на умирающем закате или на восходе, при еще изумрудном прозрачном небе 7 . Тогда трепещет «иного бытия начало» 8 . Тогда ликует новая жизнь. Тогда улыбка ее чиста и певуча. Помните ли Вы смеющийся «Септет Бетховена» (Ор. 20)? Золото заката и набегающая живительная прохлада ночи, и смолкающие птицы, и вечерние пляски крестьян и песни, и грустная радость благодатного вечера, и ликование свершающегося таинства – ухода – звучат в ней. Особенно радостное и величественное Adagio, этот воистину победный ширококрылый гимн умирающего Солнца. И – реющее Adagio cantabile, эта кроткая жалоба догорающей зари, бьющейся холодеющими крылами в умиренном сердце. 9 И то и другое всегда звучит в моей душе. Но всегда загорается в этой заре звезда, как надежда, как залог, как «иного бытия начало», как заветное волнение: Геспер есть Фосфор 10 . Эта переживаемая, эта ощущаемая в сердце звезда – не прихоть мечты и не домысел рассудка. Посмотрите, в Откровении Иоанна Богослова читаем: «И побеждающему и соблюдающему дела Мои до конца, дам ему власть на языцех¼ и дам ему Звезду Утреннюю . Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Откр. 2, 26 – 29 ) 11 . Апостолу Иоанну вторит Апостол Петр: «¼добре творите, дóндеже день озарит и Денница воссияет в сердцах ваших » ( 2Пет. 1, 19 ). (Вот, кстати сказать, доказательство подлинности Апокалипсиса.) И, вероятно, в созвучии с Иоанном и Петром, Апостол Павел об этих самых, в сердце зримых звездах, пишет, что «звезда¼ от звезды разнствует во славе» ( 1Кор. 15, 41 ). «Разнствует»; но и разнствующие – это, однако, все – Одна Звезда, – Та, что о Себе сказала: «Аз есмь корень и род Давидов, и Звезда Светлая и Денница» ( Откр. 22, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

—530— бое место, соответственно своим заслугам и подвигам 14,2–3, Церковь из язычников противополагается синагоге иудейской и иудеям 2, 11, – 7, 1–2; – 7, 9–10, – 8, 35, – 6, 32–33. 485, – 10, 40–42, – язычники чрез веру вводятся в небесный храм, т.е. церковь первородных 2, 14. 214, – вход в Церковь открывается чрез веру в таинства, а не чрез одно знание 1, 39. б, – корабль апостолов, на коем находящиеся плавают верою и любовью к Богу 6, 21, – в церковь земную, как бы в сеть апостольскую, Христос Своею силою собирает множество спасаемых 21, 1–6, – в церковь первородных и вышние обители ведут добрые дела, правая вера и живая надежда жизни 14. 6. На ап. Петре, как на скале, Христос намеревался основать Церковь Свою 1, 42. Церковь Христова славится правотой догматов веры, вопреки богоборным еретикам, извращающим церковную веру 14, 11. б. 207 – 14, 28. б. 306, – догматы и вера Церкви 1, 32–33. 180, – 3, 22–24, – 3, 33 – 9, 2–3, – 11, 49–52, – 15, 1, 326, – 17, 18–19, – 7, 57. 65, – 8, 15, – ср. «догмат». Чада Церкви 1,18. 164, – 1, 32–33. 195, – 7, 30. 186, – 20, 20, – 20, 22–23. 268. Евангельские учители Церкви 7, 38, – 8, 30. Предстоятели (γομενοι) церквей 6, 26. Стол с хлебами предложения – прообраз Церкви 5, 51. б. 44, – духовное обрезание, совершаемое церковью, устрашает и отвращает имущего державу смерти 7, 24. 160. Ср. «Царство Божие». Таинства Церкви 1, 39. б. 200. ср. «Богослужение» и «Евлогия». Церковное слово не должно взбегать приятности в созерцаниях, как чего-либо нечистого 9, 15. б. 428. Ч Чада Церкви: см. «Церковь». Часы. Часом в Священном Писании называется подобающее каждому предмету время, – слова Христа: «еще не пришел часть Мой ( Ин.2:4 ) означают подобавшее время объявления Спасителя чрез Его знамения 7, 30. 194. 195. ср. 2, 4. Час десятый – конец века 1, 39. в, – один час Ин.5:35 – малое время. Деление суток на двенадцать часов дня и двенадцать ночи 7, 30. 191. Не горы или часы управляюсь делами человека и бывают причинами скорби или радости, как учит греческое суеверие, но Бог и промысл Божий 7, 30. 186–188 дал. 193 ср. 8, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В такие минуты сам Хармс мог заглядывать выпученными глазами в окна за нашими спинами и улыбаться сумасшедшей улыбкой. Незаметно теряется самое главное. И гром не гремит над головою тотчас. Всё чинно, и аккуратно, и скатерть крахмальная, и полы блестят. С какой стати всё должно измениться в худшую сторону? Разве оттого, что кто-то сказал: «Я в Бога больше не верю»? Вот гимназист Миша Булгаков взял да и сказал эти слова папе — профессору Духовной академии за обедом. И жизнь покатилась дальше, словно дети — с горки на санках. Покатилась весело и беззаботно, сыто, комфортно, с заливистым хохотом. А то, что потом было — и революция, и Гражданская, и голод, и липкий неотвязный страх на долгие годы — так это разве как-то связано? «Мы не знали, что в бутылке — джинн. Мы не хотели его выпускать. Просто открыли пробку, и всё. Мы не думали, что это серьёзно. Что нам теперь будет?» Это лепечут те, кто аплодисментами встречал зарю новой жизни. Бедные и глупые. Из тюрем они теперь будут выходить без мученического ореола, но с отбитыми почками и без зубов. На стройках новой жизни они не смогут читать книги, как когда-то революционеры в ссылках. И забирать их будут среди ночи из тёплой постели без санкции прокурора. Расстреливать тоже будут без суда. Это раньше надо было для очистки совести «родить, посадить, построить». Теперь — колокол отлить, храм восстановить, научиться читать часы перед литургией. Ну а после этого, или параллельно с этим — сын, дерево, дом. Если первого не будет, кто-то опять придёт и разрушит второе. Ограбит дом, заберёт сына в окопы, порубит дерево на дрова в холодную зиму. За веру надо бороться, за веру. Остальное приложится. Рейтинг: 9.4 Голосов: 39 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Любовь 13 апреля 2013, 19:37 " Быт мне мозги отшиб я как каторгу отбываю жизнь... " не мню сказано, но про меня. голова забита дрянью , а на что скажу на Суде " не до тебя мне, Господи , было. Все так, спаси Господи, Вас батюшка, читаю и плачу, терзается душа.

http://pravoslavie.ru/52088.html

И взойти в алтарь уж старец не посмел, сердце страхом сжалось, ум оцепенел. Кто там за престолом, светом весь облит, с книгою разгнутой во руке стоит? И слова горели в книге той огнем. Иерей прочел их, сердце сразу в нем радостно забилось, он теперь понял, Кто такой Владыка перед ним стоял. Это Он, Великий, Сам Архиерей, Кто обремененных скорбию людей и понесших в жизни тяжкий трудный гнет на покой любовно всех к Себе зовет, обещает бремя благо и легко. Страх, сомненье, скорби, — все вдруг далеко где-то осталися; перед ним в виду новый мир открылся... «Господи, иду!!!» — радостно и громко иерей вскричал... В комнате давно уж белый день настал, солнышко сияет ярко сквозь окно, но отцу Захару было все равно. Он лежал спокойный, тих и недвижим, для него мир этот был теперь чужим. 7 января 2013 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1091 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии валерий 11 января 2017, 20:32 С Рождеством. Спасибо за стихотворение. Елена 8 января 2017, 09:14 Спасибо!Чудное стихотворение.С Рождеством Христовым! Маргарита 9 января 2015, 19:46 Рождество! Звонят колокола!!! Всем Любовь и Радость возвещают. Покидает сердце грусть-тоска, Слезы как весной снежинки тают. Родился Христос! И снова - в путь - Валтасар, и Мельхиор, и Кбспар. Каждый год идут, чтобы вернуть Людям веру, и покой, и счастье. Сил Небесных Дух и озаренье Да нисходят прямо в сердце к вам, Чтобы каждый ощутил мгновенье, Что объединяет христиан! М. Антимонова 7 января 2015г Гость 8 января 2015, 21:31 В пустынной тишине ночной Иду заснеженной дорогой … Мерцают звезды надо мной, А в сердце радость и тревога. И в этой странной тишине Морозной этой чистой ночи, Стремлюсь я, Господи, к Тебе, И дух Тебе молиться хочет! Мой дом убог, в нем нет красы, В нем нет величия святого, Но жду в полночные часы - Рождения Христа и Бога ... Светлана Бурукина 8 января 2015, 13:23 Спасибо, замечательные стихи, о самом главном и нужном. Нина Фатеева 8 января 2015, 00:47 Спасибо ! Родное...русское...

http://pravoslavie.ru/58620.html

В то памятное первое посещение Святой Горы в 1971 году наша последняя ночевка была в монастыре Григориат. Сверкающий чистотой строгий общежительный монастырь. Стояла чудесная погода. Мы расположились на балконах. Волшебный закат. Все кругом любуются. А монахи сидят по своим келиям. Что они там делают? Какую красоту пропускают! Как они так могут? Или они что-то получают взамен? Эти вопросы буквально заполонили мою голову и заставляли обратиться от любования красотой природы к более глубокому, духовному созерцанию — к поискам истины. Здесь мир. Мир, которому не хватает неба На следующий день пришла пора расставаться со Святой Горой. Мы отплыли из Дафни в 2 часа дня 21 августа. После двухчасового путешествия мы прибыли в Уранополь в 4 часа дня 3 сентября. Мир, который нас встречал, был совсем иным. Здесь действовал другой календарь. Хронологически мы перескочили на тринадцать дней вперед, а духовно — были отброшены назад на столетия… Никто здесь не мог постичь византийского времени 1 . Мирянам бывает трудно понять, почему на Афоне держатся этой странной, неудобной системы отсчета времени. Между тем, главная ее цель — сохранить ночную молитву. Повсюду — пестрота красок, шум, гам, туристы, вертелы с жареным мясом, мирские песни, яркие одежды. Мимо проходят семейные пары, женщины с маленькими детьми, проносятся велосипеды и мотоциклы. Здесь нет Афона. Здесь мир. Мир, которому не хватает неба. И с неба на землю мы возвращаемся, причаливая к пристали Уранополя — Небесного Града! Настоящий парадокс... Рейтинг: 9.9 Голосов: 990 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  Двенадцать часов ночи по византийскому времени соответствует моменту захода солнца. Благодаря этому монастырское время всегда отличается от гражданского; оно опережает его летом на три часа, зимой – на семь. Византийское время показывают часы на монастырских колокольнях. — Авт. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Надежда Каракольцева 21 января 2017, 11:13 Прочла Вашу статью на одном дыхании. Спасибо Вам ! СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ , СЛАВА ТЕБЕ !

http://pravoslavie.ru/98643.html

Послушник Джон (Иоанн) – урожденный перс (иранец), ему 27 лет. В поисках истины он перепробовал восточные религии, а потом попал к нам. Как это случилось? Однажды он зашел на вечеринку к православным грекам и спросил: «Почему у вас на вечеринке не так, как у другой молодежи? Все ведут себя прилично». – «А мы православные», – отвечают те. Одной из гостей была наша прихожанка. Так он пришел к нам. Через полгода крестился и еще через 3 месяца стал послушником. И трудится, подавая многим пример. Представляете, через что ему пришлось пройти за такой короткий период, не зная о Православии абсолютно ничего! Сейчас помогает в работе над житиями персидских святых. Брат Иоанн Еще один наш брат Джон – вьетнамец Джон Нгуен Танг. Воспитал семерых детей. У него физических способностей немного, поэтому он читает за богослужением. Дети его тоже приходят на службы, один сын даже закончил семинарию в Джорданвилле. И вы не поверите: народ в храм идет, приход растет! Мы служим 4 литургии в неделю, каждую буднюю литургию у нас 20–25 причастников, в субботу и воскресенье храм битком набит, причастников – более ста. И это не Нью-Йорк, это Атланта. У нас в обители совершаются все уставные монастырские службы. В 3 часа дня мы служим вечерню, в 7 вечера – повечерие, в 12 ночи – полунощницу. В 9 утра – часы и изобразительны. А если утром есть литургия, то накануне служим утреню с вечерней. Каждую ночь люди в 12 часов приходят на полунощницу. Не мы их приводим, Господь приводит. Народ хочет молиться, исповедоваться! Сколько греков ищет духовной поддержки и приходит к нам исповедоваться, потому что у них на исповедь нужно записываться. В здании храма живет о. Иоанн и мы с о. Даниилом, новорукоположенным иеромонахом из Пуэрто-Рико, тоже необыкновенно одаренным человеком. Он в монашестве уже 8 лет. Отец Гавриил и брат Иоанн живут в трейлерах. Иеромонах Даниил (Юстиниано) Наш скит – это одна семья. Когда уходит послушник, как будто кто-то в семье умирает. – Было, что уходили? – Конечно, было. Люди приходят, пробуют себя в монастырской жизни. Бывает, что такая жизнь им не подходит.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/o_prav...

Дееписатель продолжает рассказ: «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:32–33). Человек уверовал в Бога. Язычник стал христианином. Пронеслась по небу радость об одном грешнике кающемся... В этом повествовании о темничном страже каждый христиан может увидеть свою собственную духовную историю. Годами, десятилетиями живет себе человек по стихиям мира сего. Закованная в кандалы неверия истина томится в темнице его сердца. Только иногда, в полночь, т. е. в часы темные, полные скорбей, можно услышать ее голос, который поет о Боге. Но по-настоящему мы просыпаемся только после сильного жизненного землетрясения, открывающего сердечные двери. Это может быть личная трагедия, или какая-либо яркая встреча, или еще что-нибудь, посланное Богом как последнее средство для нашей слепой и бесчувственной души. Иногда только после мощной встряски мы припадаем к истине и говорим: «Что мне делать, чтобы спастись?» И истина отвечает: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Заканчивается сегодняшнее чтение словами о радости и братской трапезе: «И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:34). Это уже о Царствии Божием, о вечной радости со всеми святыми и о Небесной Литургии, где Сам Спаситель будет пить с нами «новое вино» (Мф. 26:29). Уже хочется замолчать. Когда человек находит Господа и Господь находит человека, слова иссякают. Ибо в сердце поселяется Тот, Кто Сам есть Слово. Как бы хотелось, чтобы и в наше сердце вошел Царь царствующих и Господь господствующих и трапезовал с нами. Будем же и мы, подобно темничному сторожу, ежедневно и ежечасно взывать: Господи! «Что мне делать, чтобы спастись?» И Он не замедлит с ответом… Рейтинг: 9.9 Голосов: 446 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 1 июня 2018, 14:49 Это действительно истина - кто уверует и креститься во имя Моё тот спасается!

http://pravoslavie.ru/112866.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010