Чтобы уточнить время в пределах светового дня, используются слова   - рассвет,   - утро,   - полдень,   - вечер,   - наступление утра или вечера. Ночь (  ) делили, по-видимому, на 3 стражи (   или  ); правда, в ВЗ упоминаются только «утренняя стража» (Исх 14. 24; 1 Цар 11. 11; также: Иф 12. 5) и «средняя стража» (Суд 7. 19). Логично предположить, что «средней страже» предшествовала «вечерняя стража», хотя такое выражение в ВЗ не встречается. В ряде текстов НЗ отражено деление ночи на 4 стражи, следующее рим. обычаю. «Четвертая стража» упомянута в Мф 14. 25 и Мк 6. 48. В Мк 13. 35 говорится, что «хозяин дома» может прийти «вечером» (ψ), «в полночь» (μεσονυκτου), «в пение петухов» (λεκτοροφωνας) или «поутру» (πρω): эти 4 промежутка времени могут соответствовать 4 стражам. Но в параллельном тексте Лк 12. 38 говорится: «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет», а 4-я стража при этом не упоминается; возможно, здесь подразумевается традиц. евр. деление ночи на 3 стражи. Привычное нам деление суток на часы в евр. Библии отсутствует, и слова «час» в древнеевр. языке нет. Обычай делить как день, так и ночь на 12 часов издавна существовал у египтян и получил широкое распространение в эллинистическую эпоху. Он находит отражение у грекоязычных иудейских авторов эллинистического и рим. периодов: в 3 Макк 5. 14 (5. 9 в синодальном переводе), в «Послании Аристея» (303), у Иосифа Флавия (напр.: Ios. Flav. Antiq. VI 14. 6 (364)) и др. В раввинистическом евр. языке Мишны появляется слово   - час, заимствованное из арамейского и первоначально означавшее «миг, момент». В НЗ также говорится, что день состоит из 12 часов (Ин 11. 9); из Мф 20. 3-12 ясно, что часы дня отсчитываются от восхода Солнца, так что, напр., «третий час» приходится на утро, а «одиннадцатый» - на вечер. В ВЗ есть ряд указаний на то, что новые сутки наступают с закатом. Так, из Неем 13. 19 следует, что суббота начиналась вечером (ср. также: 2 Макк 8. 25-26; Лк 23. 54). С вечера и до вечера следует соблюдать День искупления, согласно Лев 23.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

В 5 ½ часов позвонили в церковь . Не растягивали пение, чтобы кончить к 8-ми часам. За множеством причастников, я ушел из церкви, не дождавшись конца службы, а между тем застал Патриаршую литургию только еще на Херувимской. Обычным порядком 12 quasi-anocmoлob «разыграли роли» свои на показ всему миру, в том числе и dem Herrn Guthe 611 . Шум и гам непомерные. Вместо Спиридона чудотворца 612 «Евангелистом» был на сей раз Евфимий великий 613 . Облаченные шли потом в Патриаршую приемную и выпили по «розолию» 614 , по заведенному обычаю. От обеда я отказался и в настоящий зной возвратился восвояси, где не преминул напиться чаю с причастницами. Еще два письма в Москву и Питер. Обращаюсь в менялу. Сегодня за промен одной серии мне отсыпали на Горнюю 20 р. Обед большой с вином и елеем. В 5 часов «Страсти» 615 . Служило и читало Евангелия нас 8 священников. Все шло в большом порядке. После службы чай и приведение в порядок словесе лобного 616 . Вел Пяток, 10 ч В 7 ч. часы Царские. В 1 час вечерня с выносом Плащаницы и «Плачем» печатным из «Круга» 617 , что ниже критики – по Чернышеву. В 5 ч. утреня – тоже с 6-ю чтецами-иереями. В промежутках между службами переписка проповеди . В 9 ч. отправились в храм. С ¼ часа мое колотанье. С полчаса пение канона. С ¼ часа мое петоглашение с Голгофской кафедры, заглушаемое криками внизу неугомонной толпы. Ожидание, пока арабский collega мой кончит свой дискур 618 , и немедленное возвращение восвояси, уже в 1-м часу ночи. Вел Суббота, 11 ч Несказанное довольство при мысли, что ни писать, ни говорить больше уже нечего, и что с сего момента начинается уже спуск с Великопостной горы. В 7 часов начало обедни. Несмотря на Св огонь, народа было много в церкви, с десятком причастников. Чай дома. Знойная мгла с хамсином на дворе. Опустение дома Миссии и всех Построек. Чтение того-сего. В 2 часа выход наверх для встречи «Святого огня». На этот раз последовало малое замедление видно там. Только около 3-х часов раздался звон Святогробский, и на дороге показались наши с пламенеющими пучками свеч. Освящение у церкви пасок. Обед кутейный. Сон короткий. В 10 ч. идем в город. Било. Пение. Облачение, литания, и ровно в полночь. Святая 619 Пасха 620

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

е. сирийскими, изыдохом изь церкви и идохом в свой монастырь и ту опочивше до литургии» (Путеш. игум. Даниила по св. земле в начале XII века. Ред. Норов. Спб. 1864 г. стр. 146). 4 Матфей Властарь в своей Синтагме прямо указывает, что обычай служить литургию в ранние часы ночи ( ρα τρτη) в праздники Пасху, Рождество, Богоявление и даже Благовещение практиковался в древнехристианской церкви издавна и считается обычаем, установленным отцами (Syntagm. alphabet. lit. Т., κεφ. ε pag. 237). Властарь указывает и причины, почему установился этот обычай в древнехристианской практике. ( Συνοδ. sive Pandect. Canonum ss. apost. et consilior. ab eccles. graec. recept. edit. MDCLXXII an.). 5 Велик. пост в св. граде Иерусалиме М. 1864 г. стр. 76; Истор. Вестн. 1884 г. кн. XII стр. 700. 6 Истор. Вестн. 1884 г. кн. XII стр. 702; Велик. пост в св. граде Иерусалиме М. 1864 г. стр. 79. 7 Εαγγλιον κατ ωννην ν ρχ ν λγος, κα καθεξς θεα λειτουργα το Χρυσοστμου. ( Τυπικ. edit. Venet. 1643 л. 88 об.; Πεντηκοστ. edit. Venet. 1801 стр. 14). 8 Устав. ркп. XI-XII в. М. Типогр. библ. 285 л. 9 об. – 11; ркп. XI-XII в. М. Синод. библ. 330 л. 36–38; Триод. ркп. XII в. М. Типогр. библ. 254 л. 186 об. – 187; 255 л. 54–55. 9 Служебн. ркп. XV в. 1020 л. 31; XVI в. 1025 л. 57; 1026 л. 47 об.; ркп. Волокол. библ. 342 л. 42; ркп. Типогр. библ. 132 л. 61 об., 62. 10 Типик. ркп. 1553 г. М. Синод. библ. 337 л. 452; XVI в. 814 л. 275; ркп. Солов. библ. 1118 л. 478 об.; ркп. Анз. ск. 86 л. 348; ркп. Типогр. библ. 288 л. 502; ркп. Волокол. библ. 338 л. 262 об.; 342 л. 41 об.; Служебн. ркп. Солов. библ. 1024 л. 38; 1025 л. 51; 1026 л. 47 об.; Триод. изд. Моск. 1591 г. л. 219. 12 Устав церковн. по чину Христовыя великия Церкви изд. 2-е, Г. К. Протопсалт. 1860 г. Констант. стр. 303. 15 «Литургия в храме Воскресения была безрасходно, – описывает наш русский путешественник служение на первый день Пасхи в Иерусалиме в 1858 году, – служили 6 архиереев: преосвященный Мелетий (патриарший наместник), митрополит Петр аравийский, неапольский Самуил, газский Филимон, амирский Макарий (приезжий) и начальник русской миссии Кирилл, епископ мелитопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По молитвам священников наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй меня, грешного, аминь. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕЧЕРНЕГО СВЕТА Придя домой, зажигая свечу (по возможности), читаем: Респонсорий из Пс 148: Славьте Господа небес, славьте Его на высотах Его. Славьте Его все ангелы Его, славьте Его все воинства Его. Славьте Его солнце и луна, славьте Его все звёзды и Свет. Славьте Его высочайшие небеса, и воды небесные да славят Имя Его. Молитва на благословение огня [ ] Господи Боже Вседержитель, Свет Бесконечный, создавший и оформляющий [ ] весь созданный тобою свет! Истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Благослови и освяти огонь [свет] сей, даруй нам свет и животворящим огнём твоей любви согрей сердца наши, да озаряя светом твоим и тела, и души наши, избежим и телесной нужды, и греховного мрака, и Твоим содействием войдём в жизнь вечную, во веки веков, аминь. Вместо свечи можно благословить настольную лампу ИНЫЕ МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В КОНЦЕ ЧАСОВ ДНЯ Молитва Златоуста 12-ти часов дня и 12-ти часов ночи [ ] , которую можно прочесть всю сразу, а можно разделить на 12 самостоятельных частей и прочитывать в каждый час дня по одному стиху. Или же разделить ее на две части и прочесть в начале дня одну, а в конце — другую. Дневные часы 1. Господи, не лиши меня небесных Твоих вечных благ. 2. Господи, избавь меня от вечных мук. 3. Господи, если в слове, если в деле, если в уме и в мыслях согрешил, прости меня. 4. Господи, избавь меня от всякого насилия, и неведения, и забвения, и беспечности, и каменного бесчувствия. 5. Господи, избавь меня от всякого искушения и оцепенения [ ] . 6. Господи, просвети моё сердце, и затми лукавые вожделения. 7. Господи, я, как человек согрешил, Ты же — как Щедрый Бог, помилуй меня. 8. Господи, воззри на немощь души моей и пошли благодать Твою в помощь мне, да и во мне прославится имя Твоё святое. 9. Господи, Иисусе Христе, впиши имя раба Твоего в книге Жизни и одари меня доброй кончиной. 10. Господи, хотя я и сделал ничего хорошего, но дай мне мужество хотя бы начать.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

[Церковное и келейное правило для келлии святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова] Церковное и келейное правило для церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, находящейся при келлии Иверского монастыря, населенной грузинами. От Пасхи до сентября месяца исполнять: 1 . Утрени начало в 7 часов и по исполнении ее по уставу – часы первый, третий и шестой с изобразительными. A. Дается один час отдыха, затем – на послушание до 2 часов; с сентября месяца правило будет изменено по причине уменьшения дня и увеличения ночи, с того времени утреню начинать в 9 часов, а отдыха уже после трапезы не будет, вечерню читать в И часов. 2 . Трапеза – в 2 часа, с сентября – в 4 часа. Б. После трапезы заниматься поделием до 5 часов, а с сентября – до вечерни. 3 . Келейный канон и время для отдыха – три часа. 4 . Вечерня – в 8 часов, на коей вычитывается по Ныне отпущаеши канон Богородичен Октоиха. B. После вечерни находиться на послушании до 12 часов. Г. По приходе с оного – трапеза. 5 . Повечерие – в 1 час или в 1/2 часа. Д. В понедельник, среду и пяток – трапеза одна постная в 6 часов. 6 . Приобщение Святых Таин – единожды в неделю, тогда до трапезы на послушание не выходить 226 . ИЗРЕЧЕНИЯ, СЛОВА, СОВЕТЫ Некоторые изречения отца Иеронима 1) «Мы должны утверждаться на крестных заслугах Христа Спасителя. Он за нас пострадал и умер, и какою смертию-то – самою позорною! Он нам заслужил у Небесного Своего Отца милость и отпущение грехов». 2) «Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, – это оружие, нам данное милостию Божиею. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению. О сем воспевает святой Давид: И милость Твоя, Господи, предварит мя ( Пс. 58, 11 )». 3) На вопрос о сонных скверных мечтаниях отвечал: «Это от врага, он и будет отвечать за это, мы за сон не отвечаем». 4) На вопрос, какая им (бесам) польза, что они так тщатся о нашей погибели, отвечал: «Какая нам польза, что мы грешим? Услаждаемся. Так и они наслаждались небесною сладостию, а как низвержены с неба, то их мучит страшная тоска, в грехе и услаждаются. Они страшно проклинают Бога, но как Ему ничего не могут сделать, то и устремляются на образ Его, то есть на человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Апостолы освящали эти часы молитвой ( Деян 2, 15; 10, 9 ). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348). 3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе. В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня. Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий и шестой часы совершаются в храме (Уст., 14 ноябр., понедел. 1-й седм. Вел. поста), а иногда и в притворе (Уст., неделя Антипасхи). В Великие четверток и субботу, а равно и в праздник Благовещения, случившийся в эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе и притом отдельно от литургии, как это можно видеть из различия во времени, назначаемом Уставом для этих служб (в Вел. четверток часы положены в 3-м, а литургия – в 8-м часу дня, в Великую же субботу часы – в 4-м, а литургия – в 10-м часу дня). Как совершаемые отдельно от литургии, эти часы вместе с изобразительными отправляются в притворе и в конце их бывает отпуст (см. в Уст. последования указанных дней). Но если Благовещение случится в Великие понедел., вторн. и среду, то часы (на которых читается Евангелие) совершаются в храме; в эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой: «Пресвятая Троице», читается: «Приидите поклонимся», и затем поётся вечерня (Уст., 25 март., аще в понед. Страстной седм.). О часах вседневных, великопостных, пасхальных и царских Часы бывают вседневные, великопостные, пасхальные и царские. Последование вседневных часов находится в Часослове, Следованной псалтири, великопостных – в Часослове, Следованной псалтири, в Уставе (понед. 1 седм. Вел. поста), пасхальных – в последованиях Пасхи, царских – в Триоди (Вел. пяток), Минее (25 дек., 5 янв.) и в последованиях на эти дни в Уставе. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы (за исключением случаев, указанных в Уставе 1 и 2 февр. и в 28 храм. гл.), в понед., вторн., четв. и пяток во все седмицы Великого поста, в понед., вторн., среду Страстной седмицы. Царские часы 82 отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Крещения (см. 606, 518 и 19 стр. печатного оригинала); на этих часах 1, 3, 6 и 9 часы соединяются вместе; царские часы совершаются в храме. Пасхальные часы совершаются во всю пасхальную седмицу до недели ап. Фомы. За исключением вышеуказанных случаев во все остальные дни года совершаются вседневные часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все эти часы суть трипсалмные. Пасхальные часы бывают без псалмов. Часы вседневные совершаются во все дни, в которые не положено часов великопостных, царских и пасхальных. – Таким образом, надобно знать, в какие дни совершаются эти три вида часов; в остальные же дни года бывают часы вседневные. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные. Но если в эти дни случатся праздники, то вместо великопостных часов совершают обыкновенно вседневные часы. Эти праздники суть: а) Сретение (2-го февраля) б) день храмовой (Тип., храм. гл. 28). Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургиею Златоустого, а вечерня засим бывает отдельно. 2) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Часы царские поются трижды в году: пред праздником Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великую пятницу. Православной Церковью не положено совершать царские часы в субботу и Неделю, так как в эти дни отменяется пост, а царские часы есть служба поста (Тип., 25-го дек. 2-е зри). Потому, если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресение или понедельник, так что канунами праздников будут воскресение или суббота, то царские часы в таком случае совершаются не накануне праздника, не в субботу, не в воскресение, а в пятницу 277 . Пасхальные часы отправляются во всю пасхальную седмицу до субботы включительно. Литургии совершаются в Православной Церкви: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. При указании дней, в которые бывают литургии св. Василия Великого , Преждеосвященных даров, и когда вовсе не положено совершать литургии, обозначится и то, когда бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. Литургия св. Василия Великого бывает в году непременно десять раз, именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели (воскресения) Великого поста 278 ; дважды в Страстную седмицу: в четверток и субботу 279 и в день памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Есть в той же описи и другие колокола, так сказать, особого назначения: колокол застольной; колокол нефимонный; колокол всполошной; колокол часовой старых часов; два колокола перечастные невелики, что стоят у часов на трапезе и т. д. Кстати – о часах и их бое. В той же описи XVII века мы находим в лавре трое башенных часов; «в монастыре же трои часы боевые. Часы старые стоят на трапезе. Другие часы новые болшие деланы во 139 и 140 (1631–1632) году стоят на колокольнице у большого колокола. Третие часы на круглой башне. У них колокол боевой, да два колокола перечастные...» Таким образом уже в середине XVII века были в монастыре часы, признававшиеся старыми – вероятно, прошлого XVI века. Впрочем, и тогда башенные часы с боем не были большой новостью на Руси. Первые часы в Москве, вызвавшие большое восхищение у летописца, устроил на своем дворе в Кремле, возле церкви Благовещенья великий князь Василий Дмитриевич еще в начале XV столетия. От древних часов теперь в лавре ничего не осталось. С круглой башни (Пятницкой) они куда-то исчезли. Старая трапезная и прежняя колокольня разрушены перед постройкой новых. Когда была достроена новая лаврская колокольня, для нее решили выписать башенные часы из Англии. Но «аглицкие мастера» просили несходную цену. Поэтому в конце концов часы были заказаны у «города Тулы ружейной палаты казенного ружейника Ивана Иванова сына Кобылина большого», который их и сделал в 1782 году. По условию часы должны были быть «новые, оборотные, с боем и четвертями в восемь колоколов», – как сказано в контракте, – «которые колокольчики мне, Кобылину, подобрав в согласие, повесить на четвертом ярусе»... Кобылин подобрал из этих восьми колоколов обычную гамму. И теперь новые часы, сменившие кобылинские в 1905 году, отбивают гамму каждые четверть часа. Звон колокольный был, как видим, хорошо разработан в музыкальном отношении, т. е. как в отношении тембра и высоты звука, ибо устав предписывал, в какие колокола или группы их трезвонить по разным случаям, так и в отношении ритмических фигур звона: различался зазвон, перезвон и трезвон. Следовательно, нет преувеличения в словах профессора Скабаллановича, что колокольный звон есть в сущности богослужение в звуках.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010