(45) Отнял Ты блеск его и престол его на землю поверг. (46) Сократил Ты дни юности его, облек его стыдом. Сэла! (47) Доколе, Гсподи, скрываться будешь – вечно? (Доколе) пылать будет, подобно огню, ярость Твоя? (48) Вспомни, как (ничтожна) жизнь! Для какой суеты создал Ты всех сынов человеческих! (49) Кто (тот) человек, (который) жить будет и не увидит смерти, спасет душу свою от руки преисподней? Сэла! (50) Где прежние милости Твои, Гсподи? Клялся Ты Давиду верностью Своей! (51) Вспомни, Гсподи, поругание рабов Твоих, (которое) несу я в лоне своем, (от) всех народов многочисленных, (52) Которым бесчестят враги Твои, Гсподи, которым бесчестят шаги помазанника Твоего! (53) Благословен Гсподь вовеки. Амэйн и амэйн! 90 (1) Молитва Мошэ, человека Бжьего. Гсподи, обителью Ты был для нас из рода в род. (2) Прежде, чем родились горы и создал Ты землю и вселенную, и от века до века – Ты Бг! (3) Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: “Возвратитесь, сыны человеческие!” (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, и как стража ночная (треть ночи). (5) Смываешь Ты их, они – (как) сон поутру, как трава исчезающая, – (6) Утром цветет и растет она, вечером вянет и засыхает. (7) Ибо истреблены мы гневом Твоим и яростью Твоей напуганы; (8) Держишь Ты пред Собой проступки наши, (грехи) молодости нашей – пред светом лица Твоего. (9) Ибо все дни наши прошли в гневе Твоем, растратили мы годы наши (быстро), как звук. (10) Дни лет наших – семьдесят лет, а если сильны – восемьдесят лет, и надменность их – суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто знает силу гнева Твоего? И подобна страху, (который наводишь) Ты, ярость Твоя. (12) Научи нас так считать дни наши, чтобы мы приобрели сердце мудрое. (13) Возвратись, Гсподи! Доколе? И смилуйся над рабами Твоими! (14) Насыть нас утром милостью Твоей, и мы радоваться будем и веселиться все дни наши. (15) Возвесели нас соразмерно дням, (когда) Ты заставил нас страдать, годам, (когда) видели мы бедствие.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(45) Отнял у него блеск, престол его в землю втоптал. (46) Сократил дни юности его, покрыл его стыдом навеки. (47) Доколе, Бог, будешь скрываться непрестанно, будет пылать, словно огонь, Твой гнев? (48) Помню я, какой мой век: зачем тщетно создал Ты всех сынов (49) Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от власти могилы вовек? (50) Где прежнее милосердие Твое, Господь, о [котором] Ты клялся Давиду верностью Твоею? (51) Вспомни, Господь, поругание рабов Твоих, которое я ношу в груди моей, от всех многочисленных народов, (52) как поносят враги Твои, Бог, как глумятся над запозданием помазанника Твоего! (53) Благословен Бог вовеки! Амен и амен. 90. (1) Молитва человека Всесильного [Бога]. Господь! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. (2) Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты – Всесильный [Бог]! (3) Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!». (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. (5) Он текут как во сне: под утро, как сено увядают. (6) Утром цветет и зеленеет, вечером – вянет и засыхает. (7) Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. (8) Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки – пред светочем лика Твоего. (9) Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. (10) Дней нашей жизни – семьдесят лет, а при [большой] крепости – восемьдесят лет, надменность их – суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. (12) Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Бог, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих! (14) Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! (15) Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. (16) Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое – их детям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

46. Православный молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.84 (стихи Симеона Метафраста). 47. Там же. С.86. 48. Там же. С.87. 49. Служебник. М., 1977. С.584. 50. Там же. С.584. 51. Там же. С.583. 52. Николай Кавасила. Цит. соч. С.76-77. 53. Ср.: " Господи, избави мя окамененнаго нечувствия " (молитва 7-я св. Иоанна Златоустого на сон грядущим//Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.18). 54. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. Опыт к усовершенствованию перевода на русский язык священных книг Новаго Завета. СПб., 1906. С.467. 55. Рим.8:23. 56. Так в славянском переводе; в русской Библии имя помощника Веселеила переведено как Аголиав. 57. Стихира на Господи воззвах//Триодь цветная. М., 1975. Л.237. 58. Стихира на Хвалитех//Там же. Л.246 об.-247. 59. Амфитеатров Я.К. Беседы об отношении Церкви к христианам. СПб., 1885. С.57-59. 60. Архиепископ Иннокентий Херсонский. Жизнь св. Священномученика Киприана//Сочинения. Т.9. СПб.-М., 1872. С.490.  Письмо семнадцатое Крещение Господне. 1926 г. На этот раз я начинаю беседу с вами, мои дорогие, спустя лишь несколько дней по окончаний предыдущей. Да благословит ее Господь Дух Святый! Прошу вас припомнить сказанное мною в прошлом письме, а особенно в конце его, и тогда вам понятно будет начало настоящей беседы. " Если любите Меня, - сказал Сын Божий Своим ученикам в прощальном слове Своем к ним, - соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин.14:15-17,26). " При наступлении дня Пятидесятницы, - читаем мы в Деяниях (2:1 и след.), - все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

47 Возможно разнос понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12-го стиха, или, по крайней мере, с 16-го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 50 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» ( Дан. 10, 20–21 –11,4 ). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» ( Откр. 10,1 ), σχυρς, евр.гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю. 51 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа «всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими; а кто отвернется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» ( Лк 12, 8–9 ). Исповедание пред ангелами Божиими исключает конечно, пассивно-безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10. 32 «исповедаю и Я пред Отцем Небесным», Высшей Любовью ) 52 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6,2 ), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 53 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл δαυμζειν («удивляться»), которое есть начало философствования).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

48 Вспомни: какова моя жизнь? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? 49 Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? 50 Где милости Твои древние, Господи, которыми Ты клялся Давиду в истине Твоей? 51 Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в недре моем, от многих народов, 52 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим! 53 Благословен Господь во век. Да будет, да будет. Псалом 89 1 Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. 3 Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. 4 Не возврати человека в унижение, Ты сказал: " Возвратитесь, сыны человеческие! " 5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. 6 Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, поутру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. 7 Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростью Твоею потрясены. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. 9 Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. 10 Годы наши как бы паутиной уловляются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы будем научены. 11 Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою сочтет ярость Твою? 12 Так яви мне десницу Твою и сковавших сердце мудростью. 13 Обратись, Господи! Доколе? И умилостивись над рабами Твоими. 14 Мы насытились с утра милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились, 15 во все дни наши возвеселились, за дни, в которые Ты смирял нас, за годы, в которые мы видели зло. 16 И призри на рабов Твоих, и на создания Твои, и наставь сынов их. 17 И да будет свет Господа, Бога нашего, на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. Псалом 90 Псалом. В гимнах. Давида. 1 Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

49) Рассеивалось же слово Господне по всей области. 50) Иудеи же подстрекнули набожных и честных женщин и первых в городе [людей], и воздвигли преследование на Павла и Варнаву, и изгнали их из пределов своих. 51) А они, отрясши на них прах от ног, пошли в Иконию. 52) А ученики исполнялись радости и Духа Святаго. Глава XIV 1) Сталось же в Иконии, что они вошли вместе в иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало иудеев и эллинов великое множество. 2) Бывшие же неверующими иудеи возбудили и довели до гнева души язычников против братьев. 3) Итак, они пробыли [здесь] много времени, уверенно действуя в Господе, свидетельствующем слову благодати Своей, даруя знамения и чудеса творимые руками их. 4) Разделилось же множество [народа] в городе: и одни ведь были на стороне иудеев, другие же на стороне Апостолов. 5) Когда же произошел натиск язычников и иудеев с начальниками своими, чтобы предать поруганию и побить их камнями, 6) они, уразумев [сие], бежали в Ликаонские города Листру и Дервию, и во все окрестности их, и там благовествовали. 7) И вот, в Листре некоторый муж, немощный ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, который никогда не ходил. 8) Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 9) сказал велегласно: «Стань на ноги твои прямо». И вскочил, и пошел. 10) Народ же, когда увидел, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги, уподобившись человекам, сошли к нам». 11) И называли Варнаву Юпитером, Павла же Меркурием, потому что он был начальник слова. 12) Жрец же [идола] Юпитера, который находился перед городом, волов и венки к воротам доставив, хотел с народом совершить жертвоприношение. 13) Как только это услышали Апостолы, Варнава и Павел, они, разодрав одежды свои, вскочили пред народом, возопив 14) и глаголя: «Мужи! Что вы это делаете? И мы – смертные, подобные вам человеки, благовествующие вам, чтобы вы обратились от сих суетных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них суть, 15) Который в прошедших поколениях предоставил всем народам ходить своими путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

4. И праведен Он в Своем суде, и пред Его славой и на Его суде не устоит неправда: кто не приносит покаяния пред Ним, тот погибнет. 5. Но отныне Я не буду более милосердым к ним, говорит Господь духов. Глава 51 1. И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать. 2. И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых, ибо пришел день, чтобы спастись им. 3. И Избранный в те дни сядет на престоле Своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его уст, ибо Господь духов даровал Ему это и прославил Его. 4. И в те дни горы будут скакать как овны, и холмы будут прыгать как агнцы, насытившиеся молоком; и все они (праведники) соделаются ангелами на небе. 5. Их лицо будет сиять от радости, так как в те дни восстанет Избранный; и земля возрадуется, и на ней будут жить праведные, и избранные будут ходить и шествовать по ней. Глава 52 1. И после тех дней, в том месте, где я видел все видения относительно того, что сокрыто, – я был восхищен в вихре ветра и приведен к западу, – 2. там мои очи видели сокровенные предметы неба, все, что произойдет на земле, – одну гору из железа, и одну из меди, и одну из серебра, и одну из золота, и одну из жидкого металла, и одну из свинца. 3. И я спросил ангела, который шел со мною, говоря: «что это за предметы, которые я видел в сокровенном месте»? 4. И он сказал мне: «все эти предметы, которые ты видел, служат владычеству Его Помазанника, дабы Он был сильным и могущественным на земле». 5. И отвечал мне тот ангел мира, говоря: «подожди немного, тогда ты увидишь и тебе будет открыто все, что сокровенно и что насадил Господь духов. 6. И те горы, которые ты видел, – гора из железа, и гора из меди, и гора из серебра, и гора из золота, и гора из жидкого металла, и гора из свинца, – все они будут пред Избранным, как сотовый мед пред огнем и как та вода, которая стекает сверху на эти горы, и они окажутся слабыми под Его ногами. 7. И случится в те дни, что нельзя будет спасти себя ни золотом, ни серебром: нельзя будет тогда ни спастись, ни убежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

4 . Необходимо, чтобы ты либо отрицал и то и другое, либо согласился. О Христе говорится, что Он рожден от них по плоти, но апостол проповедует также, что Бог во Христе. Поэтому и в другом месте: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор.5:19 ). Одно никак не может быть отделено от другого. Или отвергни, что Христос рожден от них, или признай, что Бог родился от Девы во Христе: Который есть, говорит, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Глава 2. Именование Богом Христу дается в одном смысле, людям – в другом Бог по природе и боги по усыновлению 1 . Верным же для указания величия Божества вполне могло быть достаточно имени Божиего, но, добавляя сущий над всем Бог, благословенный, он исключает богохульство неверного истолкования; и чтобы кто-нибудь неблагочестивый когда-нибудь не подумал, что имя Божие, временно уступленное людям как дар Божественной щедрости, является посягательством на оскорбление высшего Божества и не присвоил бы Богу неподобающих сравнений, Бог сказал Моисею так: Я поставил тебя Богом фараону ( Исх.7:1 ), [Col. 51] или вот: Я сказал: (263) вы – боги ( Пс.81:6 ), и в обоих случаях это имеет очевиднейшее значение уступленного имени. Ибо где говорится: Я сказал: вы – боги, имеется в виду не столько та власть, которую подразумевает имя боги, сколько общий смысл речи Говорящего. Но где Он говорит: Я поставил тебя Богом фараону, указывает не на божественность принимающего, но на власть Дающего. Ибо когда говорит: Я поставил, в этом непременно обозначена власть Бога, Который дал, а не природа божества в том, кто принял. Когда же сказано о Боге и Господе нашем Иисусе Христе: сущий над всем Бог, благословенный во веки, [Col. 52] то и смысл тут же подтверждается в слове, и смысл слова показан в имени, ибо имя Бога в Божием Сыне имеет значение не уступленного усыновления, но является истиной и свойством природы. Глава 3. Объясняет слова апостола:мы отныне никого не знаем по плоти… 1 . Итак, апостол говорит: отныне мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, [Col. 53] ото ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Хорошо сходятся друг с другом все писания священной речи – всецело, в каждой своей части, – а где по видимости слов не согласуются, там все же согласуются по силе фактов; также и в том, что говорит: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем; свидетельство же настоящего слова является подтверждением сказанного выше: и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим.9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

50. И справедливо Господь повелел, чтобы раны уязвленных были исцелены вознесенным ввысь медным змеем 34 , потому что медный змей являлся образом креста. Христос был вознесен ввысь во плоти, но Он был распят для мира и мир был распят для Него: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Мир был распят в своих соблазнах, и потому не настоящий змей, но медный был вознесен, ибо Господь принял образ грешника в подлинном теле, но без подлинного греха, чтобы изображением змея показать человеческую тленность и, совлекши плотские покровы, сокрушить коварство подлинного змея. Крестом Господним, который приходит на помощь в искушениях, я изобличаю оскорбление, нанесенное еретиками Троице, получая от Троицы врачевание. 51. Когда ты читаешь в книге Моисея 35 , что Господь, будучи искушаем, насылает змей на иудейский народ 36 , тебе необходимо или признать единство божественного величия Отца, Сына и Святого Духа, или согласиться, что апостол, говоря, что Дух был искушаем, словом «Господь» называет Духа. Обращаясь к евреям, апостол говорит, что был искушаем именно Святой Дух: так говорит Дух Святый: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали и видели дела Мои. Сорок лет был Я рядом с этим поколением и сказал: они непрестанно заблуждаются сердцем и не познали путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 ). 52. По словам апостола, Дух был искушаем. Если Он был искушаем, то Он же водительствовал иудейский народ в Землю обетованную, как об этом написано: вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не уставали, и как стадо в долине; от Господа сошел Дух и вел их ( Ис. 63:13–14 ). Именно Дух посылал безоблачный дождь небесной пищи 37 ; Он же плодородным ливнем взращивал ежедневный урожай, который земля не производила и крестьянин не сеял 38 . 53. Рассмотрим по порядку. Бог обещал иудеям покой 39 , Дух этот покой называет Своим. Бог Отец вспоминает, что был искушаем нечестивыми, и Дух говорит, что был искушаем теми же нечестивыми, потому что одним искушением искушали святотатцы единое Божество Троицы. Бог выносит приговор иудейскому народу, который не сможет вступить в землю, изобилующую молоком и медом 40 , то есть в покой воскресения; и тот же приговор выносит Дух: Не войдут в покой Мой ( Пс. 94:11 ; Евр. 3:11 ). Таково выражение единой воли и превосходство единой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

51) Жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52) Кого из пророков не преследовали отцы ваши? И они убили тех, кто предвозвестил пришествие Праведника, Которого предателями и человекоубийцами сделались ныне вы, 53) которые приняли закон при расположении Ангелов и не сохранили». 54) Слушая же сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55) Когда же он был исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». 56) Они же, закричав велегласно, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. 57) И, выгнав его за город, побивали его камнями; и свидетели положили свои одежды у ног юноши, который звался Савл. 58) И побивали камнями Стефана, молившегося и говорившего: «Господи Иисусе, приими дух мой». 59) Преклонив же колени, воскликнул велегласно, говоря: «Господи! Не вмени им греха сего». И когда сказал это, почил в Господе. Савл же был согласен с убиением его. Глава VIII 1) Произошло в тот день великое гонение на церковь , что была в Иерусалиме; и все рассеялись по местностям Иудеи и Самарии, кроме Апостолов. 2) Позаботились же о [погребении] Стефана мужи благоговейные, и сотворили великий плач по нем. 3) Савл же опустошал церковь , входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал под стражу. 4) Итак, [те], кои рассеялись, проходили, благовествуя слово Божие. 5) Филипп же, нисшедши в город самарийский, проповедовал им Христа. 6) Внимал же народ тому, что говорилось Филиппом, единодушно слушая и видя знамения, которые он творил. 7) Ибо многие из одержимых духами нечистыми, которые выходили велегласно возопив, [и] многие же расслабленные и хромые были исцелены. 8) Итак, сделалась радость великая в том городе. 9) Некий же муж, именем Симон, был уже раньше в городе как волхв, совращая народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 10) Ему внимали все, от мала даже до велика, говоря: «Сей есть сила Божия, прозываемая великой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010