Среди многочисленных архипастырских попечений, связанных с устроением епархиальной жизни в определенном тебе церковном уделе, с развитием социального служения, просветительской деятельности и молодёжной работы, миссионерства всегда памятуй о том, что в центре епископского служения особое делание — принесение Бескровной Жертвы Благодарения. Призывай свою паству чаще собираться для участия в Святой Трапезе и славословии Бога, являя единомыслие веры и христианское братолюбие. Изволением Великого Архиерея Христа ты будешь нести апостольское служение в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии — в регионе, лично близком моему сердцу. Продолжая труды Преосвященного владыки Георгия, сохраняй с ним « единство духа в союзе мира » (Еф. 4:3), не стесняясь прибегать по необходимости к его советам. Все это я сказал тебе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего делания, но чтобы в словах сих, сказанных мною в особый для тебя день от личного моего архипастырского опыта, но наипаче — от многовекового опыта жизни всей Церкви, ты нашел духовную опору и утешение. Итак, прими в руки жезл сей — зримый символ твоей епископской власти. Впереди тебя ожидает непростой и тернистый путь. Но ты, уповая на милость и помощь Божию, твердо ступай по этой стезе, дабы на закате дней с чистой совестью и мирным сердцем сказать вместе с апостолом Павлом: « Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » (2 Тим. 4:7-8). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/3374053.ht...

14 . Потому, чтобы вы знали, что он относит к делам, [апостол] говорит: всякий дух, который отвергает, что Иисус Христос пришел во плоти, [P. 310] не есть от Бога. Тут надо разуметь: «отвергает делами». О ком тебе говорит [апостол]? О том, кто отрицает, ибо он, как сказано, отвергает 146 . Он пришел собрать, а ты пришел, чтобы отвергнуть [единство]. Ты хочешь разорвать члены Христовы. Как же можно сказать, что ты не отрицаешь, что Христос пришел во плоти, если ты раскалываешь Церковь Божию, которую Он собрал? Поэтому ты идешь против Христа, ты – антихрист. Внутри ли ты [Церкви], вне ли ее, ты – антихрист. Но, когда ты внутри, ты – сокрытый [антихрист], а когда вне – явный. Ты отвергаешь Христа, отрицаешь, что Он пришел во плоти. Ты не от Бога. Потому и говорит Он в Евангелии: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном ( Мф.5:19 ) 147 . Что значит нарушение? Что значит научение? Нарушение принадлежит делам, а научение как бы словам. Ты тот, кто, проповедуя не красть, крадешь ( Рим.2:21 ). Стало быть, тот, кто крадет, делом нарушает заповедь и как бы научает так [поступать]. Такой малейшим наречется в Царстве Небесном, то есть в Церкви нынешнего времени. О нем сказано: «что они говорят, делайте, что же они делают, не делайте» (ср. Мф.23:3 ). А кто сделает и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф.5:19 ). Произнесенный Им здесь глагол «сделает» противопоставлен тому, что был использован там: «нарушит», то есть «не сделает и научит так». Стало быть, нарушает тот, кто не делает. Чему Он нас учит здесь, если не тому, чтобы мы интересовались делами, а не верили словам? Неясность этих вещей заставляет нас много говорить, главным образом для того, чтобы то, что удостоил открыть Господь, достигло также братьев, не отличающихся быстротой ума, потому что и они все искуплены кровью Христовой. Я боюсь, [чтение] этого Послания не ограничится этими днями, как я обещал. Но (так уж угодно Господу) лучше оставить кое-то на потом, чем перегружать ваши сердца слишком обильной пищей. Рассуждение 7

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

204. Мы не будем заниматься причиной несоблюдения правил. Объяснений предлагается много, из экономических можем привести пример из теории игр, в соответствии с которым на индивидуальном уровне отдельным участникам часто выгодно правил не придерживаться, быть безбилетным пассажиром, использовать доверие остальных и выполнение ими правил, что на общественном уровне приводит, однако, к падению общего благосостояния. См. также: Sedláek T. Spontaneous Rule Creation. 205. Притч. 11:31. Еще один пример, коих в Ветхом Завете множество: «Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется» (Притч. 11:21). Более того, у евреев не было проявляющего себя открыто олицетворения зла, дьявола, которого также принесет с собой христианство. В рамках данной работы подробно изучить древнееврейскую этику, к сожалению, невозможно. Тем не менее ясно, что добро и зло являлись атрибутами Господа. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7). Еще один очень интересный пример можно найти, сравнивая две книги, описывающие одно и то же событие. В Первой книге Паралипоменон (21:1) появляется следующий пассаж: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». В другой книге то же событие описано следующими словами: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» (2 Цар. 24:1). 206. Зомбарт В. Евреи и экономика. С. 395. 207. Мал. 3:9–12. Про такое отношение можно прочитать во многих местах Ветхого Завета. Как пример: «…Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6). 208. Так это метко называет Ян Пейн в своей книге «Откуда берется зло?» (Payne J. Odkud zlo. Р. 69). Что касается последующего разделения хасидских традиций и профетических школ, ссылаюсь на: Hengel M. Judentum und Hellenismus. Р. 310–381, 394–453.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

309 ]. По словам сщмч. Иринея Лионского, «Адам сделался началом умирающих» [ 310 ]. Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность — это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… в членах моих вижу… закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген († 251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения» [ 311 ], а свщмч. Киприан Карфагенский († 258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение…» [ 312 ]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «…и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» [ 313 ]. Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia). В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека [ 314 ]. Различают два ряда последствий первородного греха: а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

410. Четьи-Минеи. 15 августа. 411.  …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 412.  …приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой (Еф. 6. 13). 413.  …чтобы противник был посрамлен, не имея что сказать о нас худого (Тит. 2. 8). Vita beati Antonii. caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в III веке и в начале IV. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в двадцатилетнем возрасте, с достоверностию можно заключить, что он оставил мир во второй половине III века. Описанным здесь восхищением души Преподобного на воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа. 414.  Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились (Пс. 123. 6, 7). 415. Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают Слово не принадлежащим Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении. 416. Беседа 16, гл. 18. 417. Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и 310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва святого Евстратия внесена в чин дванадесяти псалмов. См. Канонник Киево-Печерский. 418. Святой Нифонт жил во второй половине III и в начале первой половины IV века. Четьи-Минеи, 23 декабря. 419. Преподобный Симеон жил в VI веке. Четьи-Минеи, 21 июля. 420. Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый скончался во второй половине VII века, по взятии Александрии магометанами. 421. Пролог, 13 марта. 422.  …прошли бы над душою нашею воды бурные (Пс. 123. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4 . Потом добавляет: о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и что он видел это, об этом объявил и засвидетельствовал это. Таким образом, в одно и то же время, следуя долгу веры и внушая страх неверующим, (310) он утверждает, что провозглашает Его, и вменяет в вину тем, кто не хочет слушать. Мы возвещаем вам, – говорит, – жизнь вечную, которая была у Отца и явилась нам. Апостол учит, что Тот, Который был всегда у Отца, явился людям; Который был с самого начала, стал видим людьми; Который есть Слово жизни без начала, стал осязаем человеческими руками. 5 . Видишь, сколькими способами – различными, многочисленными, нераздельными и очевидными – апостол показывает тайну соединения плоти с Богом, чтобы никто не мог ничего сказать о какой-нибудь из этих двух, не признав и ту и другую. [Col. Ill] Как сам апостол ясно говорит в другом месте: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Это как раз то, что он сказал в отрывке, приведенном выше: О том, что было от начала, что наши руки осязали( 1Ин.1:1 ). Нельзя сказать, что дух по своей природе может быть осязаем, но поскольку Слово стало плотью ( Ин.1:14 ), то некоторым образом Оно становится осязаемым по человечеству, соединенным с Ним. И поэтому Иисус вчера и сегодня Тот же ( Евр.13:8 ), то есть Тот же Самый и перед созданием мира, и во плоти, Тот же Самый как в прошлом, так и в настоящем, Тот же Самый во все времена, потому что Он – через все века и прежде всех веков. И все это – Господь Иисус Христос. Глава 7. Вновь показывает, что Христос один и Тот же и до, и после Воплощения 1 . И как же существовал до возникновения мира Тот, Который был недавно рожден? [Col. 112] Ведь Тот же, Кто недавно родился в человеке, Тот был Богом до возникновения всего. И поэтому Христос всецело именуется Богом, ибо таково единство Христа и Бога, чтобы никто не мог, говоря о Христе, не говорить о Боге под именем Христа или, наоборот, говоря о Боге, не подразумевать под именем Бога Христа. И поскольку Он настолько полно соединил в Себе это таинство обеих субстанций 46 через величие священного рождества, кем бы Он ни был (то есть человеком и Богом), – целиком соделался Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

7 . Так завершается Икономия (Домостроительство) Троичного Бога и начинается безначальное и бесконечное Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа, одна вечная и небо-земная Богочеловеческая Литургия, «Божественная мистагогия» ( θεα μυσταγωγα) 305 , вечная Божественная Евхаристия, в которой участвуют (причащаются) все дети Божии с неба и земли, но более всех и над всеми – человек, любимое чадо Божие. Так исполняется «Великая Тайна» Агнца Божьего и Невесты Его, Церкви, в Небесном Иерусалиме 306 , как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). А также в Послании к Евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу ( Евр. 12:22–24 , ср. Откр. 21–22 ). В этой небесной Литургии, говорит святой Златоуст, «мириады ангелов и тысячи архангелов, и соборы пророков и хоры мучеников, и соборы различные» 307 непрестанно прославляют Бога в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ) 308 . Святой Иоанн Златоуст к этому добавляет: «один грешник (не покаявшийся) исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ( σνδουλα) ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню». Поэтому отсечён грешник: «Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков (хора); так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены» 309 . То же самое подчёркивает апостол Павел, когда говорит: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ; ср. 1 Кол. 6:9–10 , Гал. 5:21 ). Это, и такое осуществление Икономии Божией во Христе как Царства Его не только дело эсхатологии, но и реальность Церкви – здесь и сейчас 310 . Ибо и само Царство Божие не что иное, как Церковь , или, ещё точнее сказать, Царство Божие это – Сам Богочеловек Христос, в Котором уравниваются Царство и Церковь Божия 311 . Поэтому отношение Царства Божия и Церкви понимается и объясняется только христологически и пневматологически, «во Христе», Который как «Царь веков» ( τν ανων , миров, 1Тим. 1:17, 6:15–16 ; Евр. 1:2 ), охватывает и сегодняшний и будущий век, это история и эсхатология, время и вечность, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( ατς – Евр. 13:8 ) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Глава 47 (1) «Сойди и сядь на прах 305 , «Дева, дочь Вавилона! «Сядь на земле, лишенная трона, «Дочь халдеев 306 ! «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Юною и нежною. (2) «Возьми жернова «И мели муку 307 ; «Сними покрывало твое 308 , «Подбери подол 309 , «Открой голень, «Переходи через реки 310 . (3) «Откроется нагота твоя, «И будет видно бесчестие твое; «Мщение совершу Я, «И не допущу, чтобы кто противодействовал. (4) О, Искупитель наш!... Иегова воинств – имя Его, Святый Израилев 311 ! (5) «Сиди молча, «И удались в темноту, «Дочь халдеев; «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Госпожою царств. (6) «Я раздражён был против народа Моего, «Оставил на поругание наследие Мое, «И предал их в руку твою; «Ты же не оказала им милосердия, «На старике ты отягощала иго свое до чрезмерности 312 . (7) «И говорила ты: «Вечно буду госпожою» 313 ! «А не приняла этого к сердцу своему, «Не представляла что будет после сего. (8) «Ну, теперь выслушай сие, изнеженная, «Живущая беззаботно: «Ты говоришь в сердце своём: «Я, – и нет мне подобной 314 , «Не буду сидеть вдовою, «Не буду знать сиротства». (9) «Но придут они к тебе, «То и другое – внезапно, в один день, «Сиротство и вдовство, «Полною мерою придут они на тебя, «Не смотря на множество чародейств твоих, «На большую силу волшебников твоих 315 . (10) «И надеешься ты на злодейство свое 316 , «Говоришь: «никто не видит меня». «Мудрость твоя и знание твое – «Они сбивают тебя с пути; «И говоришь ты в сердце своём: «Я, – и нет «мне подобной». (11) «Но придёт на тебя бедствие, «Ты не завидишь зари его; «И спадёт на тебя горесть, – «Ты не сможешь отвратить ее; «И придёт на тебя внезапно погибель, «Которой ты не предвидела.. (12) «Стань же с волшебниками твоими «И со множеством чародейств твоих, «В которых упражнялась ты от юности своей; «Может быть, успеешь пособить себе, «Может быть, страх наведешь.... (13) «Ты загружена множеством советников своих; Пусть же станут и спасут тебя «Наблюдающие небо 317 , «Созерцающие звезды 318 , «Прорицающие в новолунии 319 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(«Добро и Зло»... XXIII – 310). Глава XI Свидетельство Св. Писания о том, что «Ангелы сильны крепостию» (δυνατο σχι – Пс.102:20 ), что они «больше человека крепостию и силою» (σχ κα δυνμει μεζονες – 2Пет.2:11 ), дает нам разуметь ту истину, что «сила-мощь» духовных существ, по их, так сказать, природе и по их положению на круге бытия, несомненна, – и так как сия «сила-мощь» их сравнивается с человеческою «силомощию», то могущество духовных существ, будучи большим, чем могущество человеческое, все же есть могущество определенное и, как на сие было указываемо нами, могущество относительное и ограниченное. На основании свидетельства Св. Писания в конкретных, так сказать, примерах, дадим нужные изъяснения вышесказанным нами положением об относительности и ограниченности «силомощия» существ духовного мира. «И услышал я, – говорит о себе пр. Даниил, – глас слов его... т. е. «Ангела Божия»: не бойся, Даниил! С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского (т. е. Архангел, непосредственному смотрению которого с другими «Ангелами Божиими» дано было от Бога Царство персидское) стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил (Архангел), один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда я выйду, то вот, приидет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» ( Дан.10:9 ...21). Для должного разумения приведенных слов Ангела Божия пр. Даниилу надлежит иметь в виду, что всякое будущее событие «в своих временах и сроках» находится сокровенным в безусловной Воле Бога, и только Его Божественному ведению всегда бывает открытым и явленным: «не ваше дело, – сказал Иисус Христос Апостолам, – знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010