Л. 62. – му. устрать. Стихир 6: первая в 279–1-я; 2–2; 3–3; 4–4; 5–6; 6–4. Л. 63 об. – стхъ. г. отрокъ. и дани@). Стихиры отличны от 279. В печ. первых трёх нет. 1-я нач. (@Въ пррцхъ велии. нареес всеьстенъ. даниле вьсехвалне@): 2-я: (@Словесемь мудрости тво. оудивльшис мтле@); 3-я: (@Въ ровъ върженъ бывъ. добродтелии им сужитель. даниле свщне@); 4-я в печ. (@на стиховн вечерни слава@). В 162 первые три, л. 126 об. и 127; 4-я л. 127 об. Л. 64. – му. севастиана@). Числа 18 и 19 против 279 прибавлены. Под ч. 18 две стихиры св. муч. Севастиану. В печ. на Гос. воз. великой вечерни стихиры 1-я и 3; в 162 л. 137 и об. Л. 64 об. – му прома@). (@илии аре@). Под ч. 19 две стихиры, одна св. муч. Прому 865 и Иленарею 866 (sic), другая на Рождество Христово. В печ. 1-й нет. Нач. (@Брань разорилъ си твьрдо. безбожную пострадавъ. ареа славне@).; 2-я на малой вечерни в 21 д. в службе св. Петру митрополиту слава и ныне на стиховне; также в неделю перед Р. Хр. на стиховне великой вечерни стихира 1-я. В 161 стихира 1-я л. 140; 2-я л. 217. Л. 65. оць праоць@). Стихиры две: первая та же, что в 279 в неделю 1-ю (@стхъ праотець@) (л. 84 об.) стихира 1-я: 2-я в предпразднство Рождества Христова стихира 8-я. – пре ржтвмъ хвмь@). Стихиры 4: первая та же, что в 279 в неделю 1-ю св. праотец стихира 3-я; 2-я в неделю 2-ю перед Р. Христовым отцам стихира 2-я; 3-я в предпраздньство Р. Христова стихира 10-я; 4-я там же 9-я. За сими стихирами, л. 66, следует канон на предпразднство Рождества Христова святым отцам, тот самый, который помещён в Минее 162 (XII в.) на л. 157, в неделю перед Рождеством Христовым второй. По окончании канона на л. 71 об. приписан внизу листа, после, кондак на предпразднство Р. Христова, тот же, что в печ. на предпр. Рождества Христова в 24 д. по 6-й песни канона. Л. 72. (@Въ. к. прпраздньство хва ржтва. и стго сщномнка игнати боносьцл@). Сначала седален (@пре. пра з @)., тот же самый, что в 162 (л. 162 об.) 1-й; далее кондак, икос, 3 стихиры св. Игнатию Богоносцу (на Гос. воз.), в 162 между стихирами св. Игнатию: 2. 3 и 4; потом самогласен на предпразднство Р. Христова, тот же что в 162, в печ. 20 Дек. на Гос. воз. стихира 3; потом 3 стихиры в предпразднство. (@по про@) и 4 стихиры св. Игнатию, те же самые, что в 162, л. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По второй кадтъ два сщенника. Такожде и на припвъ. По конц же тропарь воскресный: Блгословенъ ес, гди. соборъ, с припвы. Таже г. и мала и вогласъ, и седалны, и по же аломъ и. и по семъ вемлютъ сты и крты, и дръ со плащаницею, и вемше сщенницы идт в южны врата. напред идтъ пвцы, и по и бываетъ зво во вс в колокола. вемъ и идетъ пред дромъ, кадще и др с плащаницею, и поад, и ины два по б страны дра кадще, а два на бою стран несще и снюще над плащаницею, и шедше поютъ стихиры в гласа, писанъ на стиховн: Егда древа т мертва аримафей снтъ, всхъ живота, и плащаницею т, хрт бвивъ, и подвиашас, срцемъ и оустнами тло нетлнное тво блобыати, держимь страхомъ, радс, ти: Слава твоем, И пришедъ к каменю противо великихъ южныхъ вратъ, идже на камени помаашл тло хртово, снемше со крта, и в саванъ положиша, поставтъ дръ на камени, и первый глетъ Спс, бже, люди тво. и вогласъ, и пойдтъ коло большаго лтар противъ слнца и поюще стихиры ? гласа: како беаконное сонмище цр твари сд на смерть, не оустыдвс же воспомина предтверждаше, гл къ нимъ: мо, сотворихъ вамъ; не лн исполнихъ не мертвецы ли воскресихъ единмъ словомъ; не вскю ли болнь исцлихъ и недгъ; оубо ми водает; вскю не помните м; а раны мн наложивше, а животъ оумерщвлюще, вшающе на древ, ко злод, блгодтел, ко беаконна, аконодавца ко сжденна, всхъ цр; долготрпеливе, гди, слава теб. И пришедше противъ малы цркви, прмо великаго лтар на идже подписано црковь, на мсте, идже радлиша воини риы хртовы и меташа сташа и дръ поставиша, и в глетъ црхъ и вогласъ, таже и пойдтъ къ свернымъ вратамъ, и поюще г стихир: Страшное и преславное таинство днесь дйствемо ритс, несаемый оудержаваетс, вжетс, раршай адама клтвы, испытй сердца и оутробы, неправедно испытетс, въ темнице атворетс, иже бедн атворивый, предстоитъ, ем же трепетомъ предстотъ нбны силы, аоушаетс ркою содатель, на древо сждаетс сдй живымъ и мертвымъ, во гроб раоритель ада, иже вс терпй млрдно и всхъ спасый клтвы, нелобиве гди, слава теб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Т. 1. С. 45—47. 489 Цитируя тексты Октоиха, мы будем сокращенно указывать день недели и номер гласа (например, «Вт.1», что означает «Вторник 1-го гласа»), название службы (Утр.=Утреня; Веч.=Вечерня; Вел.веч.=Великая вечерня; Лит.=Литургия) и название песнопения (Тропарь, Кондак, Икос, Ипакои) или группы песнопений (Канон; Стих.ГВ=стихиры на «Господи воззвах»; Стих.лит.=стихиры на литии; Стиховн.=стихиры на стиховне; Хвал.=стихиры на хвалитех, Блаж.=стихи на Блаженных и т.д.). Для канонов будут указываться номера песней (например, «П.5»=песнь пятая). 490 Подробнее об этом см.: E. Wellesz. A History of Byzantine Music and Hymnography. См. также: Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast.— The Lenten Triodion. London, 1977. P. 13—68. 491 Н. Успенский. Чин всенощного бдения. С. 83—84. 492 Вт.1. Утр. Канон. П.1. 493 Т. е. проповедал Христа, Который должен был прийти к мертвым в ад. 494 Вт.1. Утр. Канон. П.5. 495 Вт.3. Утр. Канон. П.1. 496 Вт.5. Утр. Канон. П.4. 497 «...Предвари бо во аде жизнь, проповедати сущим во тьме и сени смертней седящим, свыше Восток, Христа Бога нашего» (стихиры на «Господи воззвах»); «...Честная глава отсекается, сущим во аде благовествуя из мертвых воскресение» (стихиры на литии); «Предтекий рождество Твое и божественное страдание в преисподних мечем бывает пророк и вестник тамошняго пришествия Твоего» (канон, песнь 8); «Проповедавый Христово пришествие сущим во аде...» (канон, песнь 8); «...Сущим во аде душам послался еси проповедати Грядущаго и тех спасти всех, прежде скончавшихся верных от Адама» (канон, песнь 9); «...Предпосылается и сущим во аде Христов провозвестник» (стихиры на хвалитех). 498 Вт.7. Утр. Канон. П.3. 499 Служба Усекновения, канон, песнь 9. 500 Мр. 1:3. Ср. кондак службы Усекновения: «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие...» 501 Вс.1. Утр. Канон. П.5. 502 Вс.1. Утр. Канон. П.8. 503 Вс.1. Утр. Канон. П.9. 504 Вс.1. Утр. Хвал. 505 Ср.1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   О том, каким должен быть духовный руководитель, чтобы не ошибиться в выборе его, читай у подвижников и свв. отцов.    Жизнь под руководством опытного духовного отца — могущественный способ убивать страсти и востекать к чистоте. По такому пути шло большинство свв. подвижников.     Киев. 15 июля 1956 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. II. С. 45, 70.    Там же. Творения. С. 75.    Он же. Творения. T. IV. С. 745, 747.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. T. VI. Кн. I. С. 184.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 1.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. T. IV. Кн. I. С. 312.    Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. Изд. 2-е. С. 150.    Там же.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Слово 20. О подвиге против греха. С. 222—223.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. О грехе. С. 239—240.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. I. Плоть и Дух. Т. II. Грех. С. 124—125.    Он же. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. С. 242. Далее все сноски, кроме специально оговоренных случаев, даются по этому изданию. См. репринтное издание 1994 г.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Слово 19. О грехе.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 105—107, 10. Т. II. С. 125. Т. V. С. 224—225.    См.: Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения.    А. Покровский. Нравственное богословие. Изд. 1-е. Самара. 1891. С. 90—91.    Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 164.    Там же. С. 165.    Деяния Вселенских Соборов. Правило 5-е.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII. С. 440.    Октоих. Антифоны степенны воскресн. Глас 4-й, антифон 1-й.    Октоих. Антифоны степенны. Глас 8-й, антифон 1-й.    Канон молебный Пресвятой Богородице. Песнь 1-я, тр. 2. Октоих. Воскресный канон. Глас 5-й, песнь 6-я, ирмос.    Октоих. Воскресн. 1-я стихира на стиховн. вечерни. Глас 1-й. Ср. 1-я стих. стиховн. 3-го гласа.    Октоих. Воскресн. 4-я стихира стиховн. вечерни, глас 5-й.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

(Т. 1. С. 123) Кресте честный, верных похвало, страдальцев утверждение, апостолов удобрение, праведных поборниче, всех преподобных спасителю (Крестовоздв. Вел. Веч. Стих. ГВ.) Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным; оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги во твоем воздвижении, всечестне, нам помощниче, царей державо, крепость праведных, священников благолепие, воображаемый, и лютых избавляяй, жезл силы, имже пасемся, оружие мира, егоже со страхом обстоят Ангели, Христа Божественная слава, подающаго миру велию милость (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны, во тлю падшия, Кресте честный (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Крест, хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва (Крестовоздв. Утр. Канон. Светилен) 1 Согласно определению Ю.Н. Караулова прецедентный текст является текстом, значимым для той или иной личности в познавательном или эмоциональном отношении, знакомым широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, а также имеющим регулярное обращение к нему в дискурсе данной языковой личности с. 216]. 2 Часть рукописного собрания проповедей свт. Филарета, хранящихся в Фонде 416 РГБ, доступно в электронном формате на сайте Троице- Сергиевой Лавры. Во всех имеющихся там текстах наблюдается следующая закономерность: все рукописные подчеркивания святителя издатели передают курсивом. Случаев присутствия курсива в издании СТСЛ, 2009 и отсутствия подчеркивания в рукописи не выявлено, за исключением нескольких эпизодических и непринципиальных опечаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пост должен быть соединен с добрыми делами, особенно с делами милосердия, попечения об убогих. Ибо ничто так не спасает душу, как помощь нуждающимся. «Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека» (четв. 2-й Вел. поста, утр. стих., стиховн.). В древности христиане иногда даже особо налагали на себя пост, чтобы на сбереженные (чрез ограничения себя в пище) средства можно было помочь бедным, сиротам и вдовам. «Ты постишься? – говорит св. Иоанн Златоуст . – Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага – примирись; если увидишь своего друга счастливым – не завидуй. Если увидишь красивую женщину – пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не смотреть на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то она вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост... Ты не ел мяса, не вкушай же глазами нескромности. Пусть постится и слух, а пост слуха – в том, чтобы не принимать сквернословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства» (св. Иоанн Златоуст . Беседа по случаю низвержения. Стат. 2-я). Пост соединяется обычно с днями покаяния и исправления греховной жизни. «Поста день – отложение греха да будет ти, душе» (понед. 1-й седмицы Вел. поста, утр. Трипесн. п. 9). «Прииде пост – мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния», – воспевает Церковь в одном из великопостных песнопений (понед. 1-й седмицы Вел. поста, утр. стих. стиховн.). Душа ничем так не смиряется, как воздержанием в пище (преп. авва Пимен. См. Древний Патерик, гл. 4-я, §35, а также см. «Цветник духовный». Изд. 2-е, М. 1882, стр. 147). Все покаявшиеся грешники начало своего исправления полагали чрез пост. Чтобы бороться с грехом, надо не только стеснить греховную плоть во всех ее требованиях, но и иметь сильную волю и решимость бороться с грехом. Пост же как воздержание от известного рода пищи связан с известным упражнением воли. Как мышцы слабеют от безделья, так в еще большей степени слабеет воля, если человек не упражняет ее. Жизнь человека, живущего в довольство, удовлетворяющего всякое свое плотское желание и хотение, обыкновенно приводит к тому, что такой человек потом с трудом может устоять от различных соблазнов – воля его слабеет, и, наоборот, постоянный отказ себе в своих плотских желаниях делает человека более волевым, закаляет его волю (врач С. Апраксин. О посте и молитве. Киев, 1907, стр. 9). Без сильной же воли нельзя успешно бороться с грехом. «Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу» (прот. Иоанн Сергиев. О пастырстве, стр. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Вышедшие навстречу Иисусу Христу одни видели в Нем великого пророка, другие хотели видеть Мессию; у нас же поется: " ризы постилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш " . Но кто же из богословов согласится подписаться под тем, что вышедшие навстречу Христу знали, что Он есть Бог?» 714 Неделя ваий. Повечерие. Канон. П.8. 715 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. — ЖМП 4, 1992. С. 33—34. 716 Великая пятница. Веч. Стих.ГВ. Богородичен. 717 Великая пятница. Веч. Стиховн. 718 Великая пятница. Веч. Стиховн. 719 Великая суббота. Утр. Тропарь на «Бог Господь». 720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV—XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV—XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником, о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 722 Или «присутствие». 723 Имя «Иисус», взятое из греческого текста, в славянском переводе отсутствует. 724 Мф. 28:1—20. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 726 О Марке Идрунтском см., в частности: И. Мансветов. Церковный устав. С. 216—217. 727 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 728 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 729 Великая суббота. Утр. Канон. П.3. 730 Великая суббота. Утр. Канон. П.4. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 732 Великая суббота. Утр. Канон. П.5. 733 Великая суббота. Утр. Канон. П.6. 734 Великая суббота. Утр. Канон. П.7. 735 Вариант перевода: «ранен был ад в сердце, приняв раненного копьем». 736 Великая суббота. Утр. Канон. П.8. 737 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 738 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 739 Выражение «всеродный Адам» указывает на то, что под Адамом понимается все человечество. 740

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Смирением Своего сердца Господь Спаситель смертельно уязвил и уничтожил прегордого змия 321 с престола величия. Пророк Моисей, некогда воздвигший змия на крест в преобразование Христова распятия, вместе с тем показал этим знамением и падение ядовитого змия силою креста Христова 322 . б) Поражение диавола и его демонического царства крестом Христовым не прекратило против людей диавольских искушений, имеющих целью навеки губить человеческие души. При вере во Христа не страшны людям ни бесовские мысленные внушения зла, ни разжигаемые влечения ко страстям. Спаситель, Божественно вездесущий, где бы ни призывали Его верующие, является благодатно им на помощь и прогоняет бесов. Сердца христиан, колеблемые вражьими прилогами, Господь утверждает в противостоянии соблазнам 323 и разрушает диавольские козни 324 . Соприкасаясь с силою Спасителя, бесстыдные запинатели – демоны сами запинаются благодатию и в ужасе отбегают от искушаемых 325 . Прельщение их обращается тогда в ничто. Копие греха уязвляет и умерщвляет лишь тех из христиан, которые не прибегают под кров Христовой благодатной силы по нерадению или маловерию и гордости 326 . Змий свободно вонзает в них свои зубы, наполненные ядом, и склоняет их ко страстным падениям 327 . Объединенные же верою, смирением и любовию со Спасителем всегда имеют в Нем Низложителя злых духов и Освободителя от их тиранства 328 . 184 Триодь Постная, Страстн. Субб. утра, Кан., 2 тр. 5 п.; 3 хвалитная стихира, Тропарь пророч. по обнесен, плащаницы. 189 О. I., 2 гл. Субб. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постн., Четверг Ваий утра, 2 Трипесн., 2 тр. 4 п. 198 О. I., 3 гл. Нед. утра, Седален по 2 стихосл., 1 тр.; О. II., 8 гл. Субб. веч., 1 и 3 стиховн. стихиры; Нед. утра, 8 хвалитная стихира; Триодь Постная, Стр. Субб. вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах; Стр. Субб. утра, Кан., 1 тр. 7 п. 204 О. II., 8 гл. Нед. утра. Кан. Крестовоскр., 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7п.; 2 гл. Субб. вечера, 4 стиховная стихира.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В частностях службы до Вознесения представляют следующие особенности. В неделю мироносиц пели два канона: мироносицам и Иосифу: «Грядите людие» 83 , а иногда вместо второго канона пели канон великой субботы: «Волною морскою» 84 . В понедельник пели два канона: воскресный и мироносицам: «Моисейскую песнь». В субботу на утрени указаны в уставе два канона: великой субботы и дневного святого. Евангелие в 4-ю неделю на утрени положено от Иоанна 7 -е, а не от Луки, как ныне 85 . Каноны трипеснца пелись чрез всю пятидесятницу до недели всех святых даже и по субботам 86 . Накануне Вознесения, в среду, совершалась служба предпразднества Вознесения. Стихиры на «Господи воззвах» пели предпразднества и святого. Канонов было два: предпразднества и святого. Пасхального ничего не имеется в этой службе 87 . От Вознесения до недели всех святых повечерие совершалось малое – «от живый в помощи» 88 . Накануне пятидесятницы на «Господи воззвах» положены три стихиры каждая по три раза: «Неразумеюще языци», «Господи Святого Духа пришествие», «Во пророцх», слава и нын первая стихира. Стихира на стиховн одна трижды: «Параклита имуще», слава и ныне «Царю небесный» 89 . Однако имеется и такой памятник, в котором стихиры на «Господи воззвах» и на стиховне те самые, что ныне положены в этой службе 90 . Поэтому не прав г: Одинцов, сказавший, что стихиры, «поемые в настоящее время на Господи воззвах, не упоминаются в уставе» (стр. 48). Правда, он ссылку делает на устав, а не на триоди, по раз принятому им намерению игнорировать их, но и ссылка на устав тоже неверна, потому что эти стихиры положено, по уставу, петь на стиховне, в конце утрени, с припеевами: «Сердце чисто» и «Не отверзи мене» 91 . Наш автор совершенно не обратил внимания на службу в честь русских мучеников Бориса и Глеба. В этой службе останавливают на себе наше внимание-паремии, взятые из летописного сказания о смерти этих мучеников. Пареми эти следующия: «Вратия в бедах пособиви бывайте», «Слышав Ярославль, яко отец его умре, а Святополк сиде в Киеве» и «Стенам твоим Вышегороде устоих стража весь день». В одном из памятников первая из этих паремий надписывается: «от Приточ чтение», а две других: «от Бытия чтение» 92 . Но в других памятниках все три паремии носят на себе последнее надписание 93 . Эти чтения держались в богослужебной практике нашей церкви очень долго, перешли в иерусалимский устав и в нём заняли место в службах на память этих святых 94 и благоверного князя Владимира, нареченного в святом крещении Василием 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Со страхом руку Фома в ребра Твоя живоносная, Христе, вложив, трепетен ощути действо, Спасе, сугубое, двема естествами, в Тебе соединяемыми неслиянно, и верою взываше глаголя: Ты еси Господь... (п. 7). Ощущая рукою Твое сугубое существо, со страхом вопияше верно, верою влеком: Господь мой и Бог мой, слава Тебе! (стих. на лит). 4. Что последовало за такой переменой в апостоле? а) Явление, вместо неверия, твердой веры. Вложив Фома руку в огненная ребра Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием: души бо зловерство преложи на благоверие (стихов. утр.). б) Высокое исповедание и ревность возвещать всем истину. Ребро Твое Божественное радуяся Фома осязав, Господи и Зиждителя Тя прослави . Возопи, егда виде Тя, Всесильне: Ты еси Бог мой и Господь... кланяюся Твоей державе и мирови возвещаю страшное Твое и всесильное востание (Понед. веч. стих.). О, преславного чудесе! Иоанн на перси возлеже, Фома же ребра осязати сподобися. Но ов убо отонуду страшно Богословия глубокое извлече смотрение: ов же сподобися тайно научити нас: представляет бо показание ясно востания Его (стих.). 5. Какие благотворные действия перемены в апостоле для мира и церкви? а) Большее утверждение веры в Воскресшего. О, доброе неверие Фомино! верных сердца в познание приведе. О, преславного чудесе! неверие веру известную роди (стиховн.). Неверною верою облагодетельствовавый нас Фома близнец, решит убо мрачное неведение всех концев, верным неверствием (п. 7). Радуешися испытаемь: темже, Человеколюбче, на сие повелеваеши Фоме, простирая неверующему ребра, мирови уверяя Твое, Христе, тридневное востание (п. 4). б) Открытие высоких истин Богословия. Богатство почерп от сокровища некрадомого Божественного, копием прободенна Твоего ребра, премудрости и разума исполняет мир близнец (п. 4). Твое сокровище, утаенное нам, отверзе Фома: богословив бо языком Богоносным, пойте Господа, глаголаше, и превозносите Его во вся веки (п. 8). (Воскр. чт., г. XVI, стр. 11–12). 4. О твердости и постоянстве веры После славного Своего воскресения Господь Иисус Христос неоднократно являлся Своим ученикам и последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004