Необходимые для работы греческие рукописи Н.Ф. Чуриловский привозит в Петербург 164 , где продолжается работа над Минеей. Протокол от 12 октября 1916 г. позволяет установить характер лексической правки, которую предполагалось внести в Минею. В этом протоколе приводятся списки слов (с отсылками на конкретный текст из Минеи), которые подлежат исправлению или же являются исправленным вариантом. В целом исправление лексики в Минее должно было опираться на те же принципы, что и при исправлении Триоди. Предполагалось, что Комиссия исправит явные ошибки. 165 Среди них можно выделить такие, которые определяются 166 : – греческим оригиналом: невстника имщи на нбсхъ хрта бга, жениха [должно быть чертога в соответствии с греч. νυμφνος] же небрегла привременнаг и брчника (24 сент., стихир, на хвал.); – стилистическими законами русского литературного языка: троковица слабость крта оукр " пивши, юношеское [должно быть девическое ] бжественною вергши (24 сент. 6 п. К., 1 тр.). Греческая параллель [νεανικν] не дает указания на необходимость предложенной замены, однако с точки зрения русского языка такая замена является обязательной; – нормативной грамматикой церковнославянского языка: блженна двоица [должна быть форма звательного падежа двоице ], вы всхъ родителей превзыдосте (9 септ., стихир. на Г.В.). Внимание членов Комиссии фиксировалось также на так называемых «устаревших выражениях». 167 Как уже говорилось выше, с точки зрения лексической системы церковнославянского языка эти слова ни в коей мере не являются устаревшими. Однако их значение или совсем не поддерживается русским языком, или же на фоне значения русского слова получает неверную интерпретацию. Неизвестные русскому литературному языку слова по происхождению могли быть как грецизмами, так и славянизмами: оумный показалса кратиръ [сосуд] таинственн, мо апле (6 окт. стихир, на стиховн.); ты тверда и крпка агкра [якорь] (8 окт. 1 п. К. богор.); постникъ [наставник] (2 окт. 3 п. К. 3 тр.); возбнвъ [воспрянув] бгогласе, неистовства перваг, демнскю лесть и дшетлнню прелесть всю бличилъ (2 окт. 4 п. К., 1 тр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

105 В древнее время у нас на Руси, почти в каждой церкви старались иметь части св мощей. В большом распространении были кресты со св. мощами. Этими крестами освящали воду. (См. ниже «Чин омыти мощи святых«). Иногда прихожане той или иной церкви обращались с слезными молениями к самому царю и просили его прислать им «животворящий крест с мощами». Прот. Никольский. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1865 г, стр. 289. 106 Впрочем, есть рукописные требники, которые говорят и обратное: «и идут около церкви противу солнца«. Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 51 об. 107 Вот перечень этих стихир с (нашим) указанием, откуда они взяты – Начиналось обхождение храма при пении тропаря обновления, «Иже на камени веры». Потом следовали стихиры самогласны из службы обновлению гл. 1 – «Обновляйся, обновляйся» (вторая хвалитная стихира по современному Требнику и первая стиховная вечерняя стихира по требникам старопечатным); гл. 2., – «Обновление празднующе» (славник вечерних стиховных стихир по староп. требн.); гл 3., – «К себе обращайся, человече» (из утренних хвалитн. стихир); гл. 4, – «Обновляется днесь, яже от язык церковь » (из вечерних стиховных стих.); гл. 5. – «Иже в недрех Отеческих» (оттуда же); гл. 6, – «Поновления чтутся». Далее пели мученичны, взятые, как оказывается по проверке, из различных служб октоиха, гл. I, – «Страстотерпцы Христовы приидите, людие, вси почтим» (из стих. стих. утренн. в понедел. 1 гл.); «Прехвальнии мученицы» (стиховн. в среду вечера того же гл.); гл. 2, – «Иже земная сладосте не возлюбльше» (стиховн. вечерн. четверг 2-го гл,), «По Христе пострадавше» (стиховн. утрен. понед. того же гл.); гл. 3, – «Велия Креста твоего, Господи, сила» (стиховн. вечера, четверг.), «Велия мученик Твоих, Христе, сила» (стиховн. веч. понед) гл. 4, – «Кто не ужасается, зря» (стихов. утр. понед.); «Како вашим не удивимся подвигам» (стих. утр. сред.); гл. 5 – «О земных всех небрегше» (стих. вечер. четверг.); «Благословенно воинство Царя небесного» (стихов. понед.); гл. 6, – «Господи, аще не быхом святыя твоя имели молитвенники» (6 гл. стихов. утр. вторн.); «Крест твой, Господи» (того же гл. стиховн. сред. веч.); гл. 7-й – «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало» (стиховн. 7 гл. четв. веч.); «Святии мученицы» (оттуда же); гл. 3, – «Мученицы Господи, всяко место освящаете» (8 гл. стихов. веч. четверг.); «Что вы наречем, святии» (того же гл. стиховн. понед. утр.); «Слава. – «Память обновления совершающе, Господи» (Славник на Господи воззвах, службы освящению); «И ныне. «Владычице, приими молитвы раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

(Т. 1. С. 123) Кресте честный, верных похвало, страдальцев утверждение, апостолов удобрение, праведных поборниче, всех преподобных спасителю (Крестовоздв. Вел. Веч. Стих. ГВ.) Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным; оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги во твоем воздвижении, всечестне, нам помощниче, царей державо, крепость праведных, священников благолепие, воображаемый, и лютых избавляяй, жезл силы, имже пасемся, оружие мира, егоже со страхом обстоят Ангели, Христа Божественная слава, подающаго миру велию милость (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны, во тлю падшия, Кресте честный (Крестовоздв. Вел. Веч. Стиховн.) Крест, хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва (Крестовоздв. Утр. Канон. Светилен) 1 Согласно определению Ю.Н. Караулова прецедентный текст является текстом, значимым для той или иной личности в познавательном или эмоциональном отношении, знакомым широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, а также имеющим регулярное обращение к нему в дискурсе данной языковой личности с. 216]. 2 Часть рукописного собрания проповедей свт. Филарета, хранящихся в Фонде 416 РГБ, доступно в электронном формате на сайте Троице- Сергиевой Лавры. Во всех имеющихся там текстах наблюдается следующая закономерность: все рукописные подчеркивания святителя издатели передают курсивом. Случаев присутствия курсива в издании СТСЛ, 2009 и отсутствия подчеркивания в рукописи не выявлено, за исключением нескольких эпизодических и непринципиальных опечаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если же случится в Неделю праздник или святой с бдением, полиелеем, великим славословием, которому есть в Минее стихиры на «Хвалитех», то поются на «Хвалитех» стихиры воскресные четыре и «святого со славным четыре» (Тип., гл. 3 и 4), т. е. после четырех воскресных стихир поются четыре стихиры на «Хвалитех» святому из Минеи, включая в это число четыре стихиры и ту стихиру, которая в Минее положена на «Слава» («И самогласен иже на славу». Тип., 15-го сентября, аще попразднство в Неделю. См. о стихирах на «Хвалитех»). Если в Неделю (воскресение) случится предпразднство, или попразднство, иди отдание праздника, то, после четырех или пяти стихир воскресных (7-го сентября, 1-го февраля), поются четыре или три праздничные стихиры стиховные утренние (Сент. 15-го и 8-го сент., аще.... в Неделю) со славным, т. е. со стихирой на «Слава». Стихиры празднику поются с праздничными припевами (Тип., послед. 7-го сент., 15-го сент., 25-го поябр. и др.). Если же в Неделю, кроме предпразднства, случится еще святой, которому положены стихиры на «Хвалитех», то в таком случае, стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются стихиры воскресные четыре и святого со славным четыре, с припевы его (Тип., 8-го сентября, аще попразднство в Неделю; 15-го сент., аще попразднство в Неделю). При пении Триоди Постной и Цветной, в разные Недели поется на «Хвалитех» разное число стихир воскресных (Октоиха) и стихир Триодей. Сколько тогда поется тех и других стихир, это указано в Триодях, в последованиях тех Недель. После стихир на хвалитех на «Слава» в Недели (воскресения) поется «стихира Евангельская», которая называется «стихирою утреннею, утренним самогласном» 502 . Стихир Евангельских столько же, сколько воскресных утренних Евангелий, именно 11-ть (сколько и ексапостилариев воскресных). Каждая из 11-ти стихир соответствует по содержанию, читанному из числа 11-ти, воскресному Евангелию 503 . Каждая стихира евангельская всегда поется на глас, и над этими стихирами надписывается на какой глас они должны быть петы. Первые 8-мь стихир поются по порядку на 8-мь гласов. 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я – на 6-й, 11-я – на 8-й глас. Эти стихиры печатаются в Октоихе и Типиконе (глава 54). В некоторые Недели (воскресения) указано петь евангельские стихиры, не после стихир на «Хвалитех», а после утрени, пред 1-м часом, при литии. Вместо же Евангельских стихир поются, после стихир на «Хвалитех», стихиры праздника (из Минеи иди Триоди). По отпусте утрени положено петь евангельские стихиры в Недели (воскресения), в которые случатся праздники Богородичны: Рождество Богородицы, Вход во храм, Благовещение, Сретение, Успение, предпразднство (24 дек.) и отдание (31 дек.) Рождества Христова, отдание Богоявления 13 янв.), а также в Недели (воскресения) от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех Святых (Тип., послед. Недели мытаря и фарисея).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

VII. Плоды сошествия Св. Духа для всего мира Духа источник, пришед на землю, — Апостолы орошаше, просвещая, — имиже мы прияхом благодать огнем же и водою. Свет прииде Утешителя и мир просвети (Утр. седал.).  — Небеса одушевленная поведают днесь Спасова величия и весь мир проидоша, ясно проповедати Утешителеву божественную силу и просветиша всю тварь учении (Сред. веч. стих.). Тем же землю освятиша Богу Творцу, несвященная посекше, яко исчезнути оружием лукаваго и спастися душам (Вторн. веч. стих.). Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва (Конд. праздн.). Начаток Божества ныне дарует естеству перстному Дух Отчий и Единородному неотчужденный (Пят. Блаж. п. 9). — Днесь излиял еси, Спасе, Утешителя Твоего Духа дарования, подав человеческому естеству пророчествовати и Троице покланятися (Вторн. веч. стиховн.). Утешителя послал еси миру всех грехи божественный огней попалити и дати нам еже к Нему общение истинное (Понед. веч. стихир.). VIII. Молитва к Святому Духу Царю небесный, Утешителю, Душе истины, — прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша (Стиховн. праздн.). О Душе премудрости и страха Божия, истины, совета и разума, мир подаваяй, вселися в ны, — подаждь святьбу нам и просвещение, — покажи достойны Твоего осияния и светом Твоим боговиднейшии сотвори нескверны зерцала (Повеч. 50-цы, п. 5-й, 6). Душе правый; на пути правый настави Тебе богословящия (Вторн. Блаж.). Хотением твоим дарования раздаваяй ниже хощеши, Утешителю, Тебе Бога знающий Твою благодать подаждь (Четв. Блаж. п. 8). Свыше нам, Утешителю, пришед, яко прежде ко Апостолом, освяти и спаси, Тебе Бога проповедающия (Веч. Мал. 50-цы). (Воскр. Чт., г, XVI, стр. 63). Стих 1-11 Сошествие Святого Духа на Апостолов Иннокентия, Архиеп. Херсонского.   1. Когда мы говорим, что Дух Святой сошел на Апостолов, то первее всего должно помнить, что сошествие Его не должно представлять подобным сошествию или пришествию человеческому. Дух Святой, как Бог, есть вездесущ: Ему неоткуда нисходить и некуда приходить: Он и без того везде есть и все наполняет. Сходить, приходить — могут только существа ограниченные, а не Бог. Все эти выражения, как замечает св. Златоуст, употребляются о Боге по нужде, — ибо на языке человеческом нет слов к выражению Божеских действий, как они суть сами в себе, — и все эти выражения означают не что другое, как новое явление силы Божией, особенное откровение Его присутствия. Где сила Божия открывается, где Он ощутительно являет Свое присутствие, туда, по нашему слабому понятию и еще слабейшему выражению, Бог как бы приходит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его. Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, – наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина . Стихи эти следующие: – для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя…; – для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах…; Господи, избави душу мою от устен неправедных; – для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века; – для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем; – для стихир 5-го гласа: Пс 121:2 : Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме…; – для стихир 6-го гласа: Пс 122:1 : К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси…; – для стихир 7-го гласа: Пс 83:1 : Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…; – для стихир 8-го гласа: Пс 83:2 : Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его . Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, — наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина. Стихи эти следующие: — для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя… ; — для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах… ; Господи, избави душу мою от устен неправедных ; — для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя ; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века ; — для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ; — для стихир 5-го гласа: Пс 121:2: Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме… ; — для стихир 6-го гласа: Пс 122:1: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси… ; — для стихир 7-го гласа: Пс 83:1: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил… ; — для стихир 8-го гласа: Пс 83:2: Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

При сличении с общепринятым изданием, список оказывается сходным с ним, за исключением следующих особенностей: служб Русским святым нет никому, кроме св. Владимира 15 ч. и св. Бориса и Глеба 24 ч. По местам опускаются богородичны, тропари и кондаки с икосами, как и в других списках. В службе 2 ч., положению ризы Божией Матери, три первые стихиры на Господи воззвах (в ркп.) полагаются на стиховне (в печ.), и наоборот; недостаёт седальнов, второго канона и стихир на хвалите. В службе великомученику Прокопию полагается на хвалите стихир 8, из которых в печ. Минее помещено только четыре. В службе великомученице Евфимии стихир на Господи воззвах положено пять, кроме славы; две из них в печ. помещены на стиховне. Под числом 14 не полагается службы Кирику и Улите вместе с службою Ап. Акиле. Под числом 15 служба св. Владимиру излагается вместе с службою Кирику и Улите. В службе св. Владимиру три стихиры на Господи воззвах в печ. на стиховне; стихир на литии и на стиховне, также паремий, седальнов нет; канон святому только один, из двух помещённых в печ. Минее второй. На хвалите помещено четыре стихиры; из них три не св. Владимиру, а Борису и Глебу; четвертая – св. Владимиру, но её также нет в печ. Приведём здесь тропарь св. Владимиру отличный от помещённого в печ. Минее: л. 97. (@Въторыи ты бы костнтинъ словомъ и делом: но нъ въ кртьньское врем родивъс и многа лта. въ единьств створи. ты же елинъ родивъс. възлюби възлювльшаго т ха. к нем же възиде радс. егоже мол не прстаи. чтщихъ памть твою@) 482 . В службе 16 ч. отцам собора канон один, первый. В службе пророку Илии нет стихир малой вечерни; на стиховне великой вечерни стихиры отличны от помещённых в печ. Минее; паремий, стихир на литии и седальнов нет. Канон пророку один, первый; другого, писанного Пахомием, нет. За стихирами на хвалите приложены ещё две стихиры на стиховне. В службе 24 ч., св. Борису и Глебу, соединённой с службою св. Христине, недостаёт стихир малой вечерни. На великой вечерне стихир на Господи воззвах мученикам только три: две в печ., третьей нет, славы также нет. Паремии положены все из 1-го послания Иоаннова, именно первая: 3:21–4:6. Вторая 4:11–16. Третья 4:20–5, 6. После паремий есть пробел в страницу, оставленный, вероятно, для стихир на литии, или на стиховне. Седальнов также нет. Канон мученикам только один, второй. Текст его, древний, без поправок, тот же, что в 325, л. 104 об., но при каждой песни по одному тропарю опущено. Другой кан. мученице Христине, которой служба совмещается с службою Борису и Глебу: по 3 п. поставлен кондак и икос мученикам. Стихиры на хвалите мученикам положены те, какие в печ. на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Фиатирскому, Папиле диакону, 13 окт.; 104 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию, Келсию, 14 окт.; 105 мч. Лонгину сотнику, 16 окт.; 106 мч. Уару, 19 окт.; 107 вмч. Артемию, 20 окт.; 108 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт.; 109 7 отрокам Ефесским, 22 окт.; 110 мученикам Маркиану и Мартирию, 25 окт.; 111 на воспоминание землетрясения, бывшего в К-поле в 740 г., 26 окт.; 112 прмц. Анастасии Римляныне, 29 окт.; 113 прп. Авраамию затворнику, 29 окт.; 114 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 115 апостолам от 70 Стахию, Амплию и др., 31 окт.; 116 мч. Епимаху, 31 окт.; 117 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб.; 118 мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу, 3 нояб.; 119 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб.; 120 прп. Иоанникию Великому, 4 нояб.; 121 священномученикам Никандру и Ермею, 4 нояб.; 122 Мелитинским мученикам, 7 нояб.; 123 мученикам Онисифору и Порфирию, 9 нояб.; 124 прп. Матроне, 9 нояб.; 125 апостолам от 70 Ерасту, Олимпу, Родиону и др., 10 нояб.; 126 мч. Оресту врачу, 10 нояб.; 127 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 128 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 129 на предпразднство Введения во храм Пресв. Богородицы, 20 нояб.; 130 апостолам от 70 Филимону, Архиппу и мц. равноап. Апфии, 22 нояб.; 131 свт. Григорию, еп. Акрагантскому, 23 нояб.; 132 вмч. Меркурию, 24 нояб.; 133 сщмч. Клименту, папе Римскому, 25 нояб.; 134 прп. Алипию Столпнику, 26 нояб.; 135 прп. Палладию, 27 нояб.; 136 прмч. Стефану Новому, 28 нояб.; 137 мч. Парамону, 29 нояб.; 138 свт. Амвросию, еп. Медиоланскому, 7 дек.; 139 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 140 св. праотцам, 10 дек.; 141 прп. Даниилу Столпнику, 11 дек.; 142 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 143 мч. Севастиану, 18 дек.; 144 мч. Вонифатию, 19 дек.; 145 на предпразднство Рождества Христова, 20 дек.; 146 на предпразднство Рождества Христова, 21 дек.; 147 мц. Иулиании, 21 дек.; 148-149 на предпразднство Рождества Христова, 23 дек.; 150 на предпразднство Рождества Христова, 24 дек.; 151 на Собор Пресв. Богородицы, 26 дек.; 152 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Вышедшие навстречу Иисусу Христу одни видели в Нем великого пророка, другие хотели видеть Мессию; у нас же поется: " ризы постилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш " . Но кто же из богословов согласится подписаться под тем, что вышедшие навстречу Христу знали, что Он есть Бог?» 714 Неделя ваий. Повечерие. Канон. П.8. 715 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. — ЖМП 4, 1992. С. 33—34. 716 Великая пятница. Веч. Стих.ГВ. Богородичен. 717 Великая пятница. Веч. Стиховн. 718 Великая пятница. Веч. Стиховн. 719 Великая суббота. Утр. Тропарь на «Бог Господь». 720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV—XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV—XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником, о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 722 Или «присутствие». 723 Имя «Иисус», взятое из греческого текста, в славянском переводе отсутствует. 724 Мф. 28:1—20. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 726 О Марке Идрунтском см., в частности: И. Мансветов. Церковный устав. С. 216—217. 727 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 728 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 729 Великая суббота. Утр. Канон. П.3. 730 Великая суббота. Утр. Канон. П.4. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 732 Великая суббота. Утр. Канон. П.5. 733 Великая суббота. Утр. Канон. П.6. 734 Великая суббота. Утр. Канон. П.7. 735 Вариант перевода: «ранен был ад в сердце, приняв раненного копьем». 736 Великая суббота. Утр. Канон. П.8. 737 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 738 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 739 Выражение «всеродный Адам» указывает на то, что под Адамом понимается все человечество. 740

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010