15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал. Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре. Библиографический список трудов епископа Иеремии 1 . Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении). 2 . Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском// Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. – Нижний Новгород. 1886. 3 . Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851–1853 гг. (священник Покровский Д.). – Нижний Новгород, 1890. 4 . Святый Иоанн Креститель, изъяснительные письма//Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 33, с. 1077–1082. 5 . Иноческие письма//Душеполезный собеседник. – 1889, с. 309–312; публиковались в этом журнале за годы: 1894–1900,1910–1914. Библиографический список трудов о епископе Иеремии Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. – Нижний Новгород, 1886. Андросов. Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии. – Нижний Новгород, 1900. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 4, с. 631; т. 5, с. 492, 493, 813, 857, 863. Адриан, иеромонах. Жизнеописание иеромонаха Николая, духовника Киево-Печерской Успенской лавры. – Киев, 1900, с. 10. Воскресенский А. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. – Вологда, 1914, с. 79. Мухин Н. Ф., профессор. Киево-Братский училищный монастырь. – Киев, 1893. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907, с. 179–181. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908, с. 300, 544, 782. Ефремов Л. В., протоиерей. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. – М., 1870, с. 24, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

7) Донат Бабинский, сын священника Смоленской епархии, в мире Николай Ильич. По окончании курса в семинарии, поступил во священники 14 декабря 1852 и, овдовев, в 1853 в Санкт-Петербургскую духовную академию. 23 апреля 1855 пострижен в монашество. По окончании курса академии в 1857, с получением в 1860 степени магистра, 17 декабря назначен преподавателем Архангельской семинарии; 12 февраля 1858 – инспектором той же семинарии; 12 августа 1866 – ректором семинарии и настоятелем Архангельского монастыря. 27 мая 1879 хиротонисан во епископа Брестского. 14 мая 1881 назначен епископом Ковенским; 6 марта 1882 – Рижским; 28 марта 1887 – Подольским; 13 декабря 1890 – архиепископом Литовским; 30 апреля 1894 – Донским. 12 ноября – того же года уволен на покой и скончался 16 апреля 1896 в Николо-Угрешском монастыре, около Москвы. В продолжение своего трехлетнего служения в Литовской епархии, в звании викария оной, пр. Донат оставил по себе добрую память. Его речь, сказанная в Гродненском соборе, по случаю 1 марта 1881, распространилась в сотнях тысячах экземпляров. Устройство причтовых помещений в Литовской епархии, благодаря пр. Донату, значительно подвинулось вперед, особенно по Гродненской губернии, так что в этом отношении им была оказана большая польза духовенству епархии. 8) Авраамий Летницкий, в мире Александр Иванович , сын диакона Астраханской губернии. В 1862 окончил курс в Казанской духовной академии, с присвоением в 1865 степени магистра. 14 января 1863 назначен помощником инспектора Смоленской духовной семинарии; 4 мая пострижен и 9 – рукоположен в иеромонаха. 9 октября 1865 назначен инспектором Тверской семинарии; 30 октября 1868 – ректором Вологодской духовной семинарии; 20 октября 1874 – Тифлисской и 23 октября 1879 – Калужской. 2 ноября 1880 – хиротонисан во епископа Михайловского. 27 июня 1881 назначен епископом Брестским; 9 марта 1885 – Тобольским; 16 декабря 1889 – Саратовским. Скончался 24 октября 1893 года. 9) Анастасий Опоцкий, сын протоиерея Псковской губернии, в мире Василий Андреевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Иона (Илья Макарович Бряшников; 1872–1952), иеромонах. Родился в Казанской губ. В 1894 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь. 23 марта 1909 г. пострижен в монашество. 16 июля 1919 г. рукоположен во иеродиакона, позднее – во иеромонаха. В монастыре нес послушание казначея. Похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Иона (Иван Богданович Пупков; 1894–1967), иеромонах. Родился в с. Пчевы Новоладожского уезда Петербургской губ. 15 мая 1915 г. поступил в Валаамский монастырь. 20 июня 1920 г. определен в послушники. 13 августа 1934 г. пострижен в монашество. 2 августа 1953 г. рукоположен в иеродиакона, 25 декабря 1963 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в сапожной мастерской, позднее заведовал ею. Иона (Иван Степанович Вяртенев; 1902–1982), иеродиакон. Из крестьянской семьи Олонецкой губ., с. Рипускала. Вдовец. 22 июля 1942 г. прибыл в Коневский монастырь, находившийся на территории Финляндии. Там же пострижен в монашество, 18 апреля 1946 г. рукоположен в иеродиакона. Выполнял различные послушания. С 31 августа 1956 г. – в числе братии Валаамского монастыря Папинниеми. Ионафан (Иван Баранов; 1849–1915), архимандрит. Из крестьян д. Егла Боровичского уезда Новгородской губ. Строитель Савватиевского скита на Соловках. 1890–1915 гг. – настоятель Трифоно-Печенгского монастыря. При нем монастырь расширил и укрепил свое хозяйство, успешно занимался просветительством. Ириней (Иван Андреевич Яковлев; 1867–1939), иеромонах. Родился в г. Солигаличе Костромской губ. 14 июля 1893 г. поступил в Валаамский монастырь. 23 октября 1895 г. определен в послушники. 6 марта 1899 г. пострижен в монашество. 22 июля 1901 г. рукоположен в иеродиакона. 18 июля 1904 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в живописной мастерской, исправлял чреду священнослужения. В течение двух лет служил в монастырской часовне в Петрограде, подвизался как священник в воинских частях. В 1911 г. зачислен на службу в госпиталь 140 1-й Финляндской стрелковой бригады. Предсмертная болезнь отца Иринея длилась 60 дней, в течение которых он не вкушал никакой пиши. Кончина его была безболезненной, тихой и мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Благодать Божия в человеке верующем, или христианине православном, постоянно борется с грехом, еще живущем и коренящемся в сердце христианина; бывает постоянное состязание правды с грехом, и то побеждает в нем правда, то грех, но благодать чаще превозмогает грех ради веры и покаяния христианина и его старания, усердия стоять в вере и добродетели. 26 декабря 93. Благодать Божия, во мне обитающая, или Господь, во мне пребывающий ради моей искренней веры и молитвы [всегдашней] и особенно ради частого благоговейного причащения Святых Таин, соделал меня дорогим, почтенным, славным и любимым всем концам России и даже вне ее. Итак, да ценю всем существом моим благодать Божию, правду и святыню в себе на всякое время и да пребываю в правде и святыне во славу Божию и во благо себе и другим. Часто говорим в молитве: Господи, Господи! Но исполняем ли волю Господню, называя Владыку Господом, а себя рабами Его? Не туне ли часто слово звучит в устах наших, без дела, без послушания Богу? Новый 1894-й год. Благословиши венец лета благости Твоея, Господи [ Пс.64:12 ]! Всего на свете дороже мне должна быть, как и есть, благодать Божия, или Сам Господь, во мне пребывающий по слову Его: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин.6:56 ]. Благодать Божия во мне сделала и делает меня любимым для всех, дорогим, славным, вожделенным, сильным верою, упованием, любовью Христовой, молитвой плодотворной и чудесной. О, как я всегда должен дорожить Божией благодатью и ничего в мире не предпочитать ей, никакой славы мирской, никакого богатства, никакой сладости, красоты и славы, ибо благодать Божия бесконечно превосходит всё мирское, временное, тленное, как нетленная и вовеки пребывающая, подобно Богу, источнику ее. Архангел Гавриил, благовеститель Пресвятой Деве о воплощении от Нее Господа, не другой какой привет сказал Ей, как привет благодатный: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! [ Лк.1:28 ]. Дорожи же всякий христианин больше всего благодатью Божией и всеусердно старайся, чтобы не потерять, не утратить ее чрез житейские страсти и привязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Опубл.: Речь у гроба учредителя Угличского Предтечевского общества трезвости о. А. Н. Алексинского [† 27 февраля 1899].//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1899. 14 (часть неофиц.). С. 221–223; Блаженный Младенец-мученик Иоанн Никифорович Чеполосов. (К истории церкви Св. Иоанна Предтечи в г. Угличе). Углич. 1911. 176 Востряков Антон Николаевич. С 1896 – учитель и преподаватель Закона Божия Илемсельгского земского училища Петрозаводского уезда; с 8 марта 1904 – канцелярский служитель III разряда канцелярии прокурора Петрозаводского окружного суда; с 16 апреля 1906 – в штате канцелярии Олонецкого губернатора; с 1 сентября 1906 – в отставке; с 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС. 137 Вульфиус Александр Германович; (19 января 1880 – 14 июня 1941) – историк, профессор Петроградского университета. Профессор Женского педагогического института. Арестован 19 апреля 1931 и выслан 8 августа 1931 на три года в Западную Сибирь. 22 февраля 1937 осужден на восемь лет исправительно-трудовых работ. Умер в Севжелдорлаге. См.: Брачев В. С. «Дело историков». 1929–1931 гг. СПб. 1998. С. 118. 201, 202 Гавриил (Воеводин Григорий Дмитриевич); (6 января 1869 – 17 декабря 1937). Родился в Луге С.-Петербургской губ. в мещанской семье. В детстве прислуживал в алтаре петербургской церкви Михаила Архангела (Мало-Коломенской). Окончил С.-Петербургскую 8-ю гимназию (1890) и С.-Петербургскую ДА (1894), к. б. 13 февраля 1893 пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона, с 1894 – иеромонах, преподаватель Владикавказского ДУ, с 4 октября 1895 – преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Александровской Ардонской ДС, а с 21–26 августа 1896 – гомилетики с соединенными предметами Могилевской ДС. С 18 июля 1898 – инспектор Полтавской ДС, с 27 июня 1901 – настоятель Уфимского Успенского монастыря, архимандрит. 26 марта 1908, по прошению, уволен от должности и перемещен в распоряжение Преосвященного Волынского. С 1908 – настоятель Житомирского Богоявленного монастыря Волынской епархии и начальник Житомирского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия. С 1889 г. магистр богословия Киевской духовной академии. С 1890 г. – преподаватель духовных семинарий. С 1910 г. – инспектор Одесской духовной семинарии и одновременно преподаватель мужской и женской гимназий в г. Одессе. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и пострижен в рясофор. В мае 1923 г. хиротонисан во еп. Николаевского. С декабря 1924 г. – еп. Курский. С января 1925 г. возведён в сан архиепископа. С октября 1925 г. возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Ростовским и Северо-Кавказским. С февраля 1927 г. – митр. Вятский. С сентября 1927 г. – митр. Сталинградский. С октября 1928 г. – митр. Одесский. 28/IV-1937 г. освобождён от управления Одесской епархией и уволен за штат. Назначен настоятелем Николаевской церкви г. Херсона, Одесской епархии. С 29/VI-1938 года освобождён от занимаемой должности настоятеля и уволен за штат. Член Св. Синода. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12; 1927. 5–6. С. 6; 1928. 10(33), прот. 1. С. 5. ФАОС дело 47. Кат-АМ 187. Кат-ЯВ 155. С. 72. Кат-ЕС 2. С. 15, п/п 86. [Кат-ГУБ. С. 978.] [Левитин. С. 280, 502, 503, 522.] После окончания в 1889 г. СПб духовной академии преподаватель Одесской духовной семинарии, с 30/IX-1913 г. – инспектор той же семинарии. КОРНИЛИЙ (Попов (Константин Константинович!) Архиепископ Виленский и Литовский, ныне митрополит Горьковский и Арзамасский Родился в 1879 году, по другим сведениям в 1874 году. День Ангела 19/V на память пр. Корнилия Комельского. Есть сведения, что окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента в 1894 г. По другим сведениям окончил Казанскую духовную академию со званием кандидата богословия. С 1894 по 1906 гг. был псаломщиком, диаконом и священником в приходах Пермской епархии. Возведен в сан иерея в 1896 г. Овдовел в 1897 г. С 10/VII-1906 г. – миссионер и епархиальный наблюдатель в г. Ярославле и епархии. В 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Надым. Часовня Николая Чудотворца и Гурия, архиепископа Казанского. Часовня хэхэ-мя (Священный чум) с реки Верхний Ярудей; Крещальная часовня с реки Ярудей /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца , Гурия Казанского Год постройки:приблизительно 1894 - 1906. Перевезена в Надым в 2014. Ссылки:   Адрес: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым. Координаты: 65.533747, 72.512005 Проезд:Часовня находится при церкви Николая Чудотворца на углу ул. Комсомольской и Ленинградского проспекта в городе Надыме. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Известно, что зимой 1894 года по Надыской тундре прошла исследовательская и миссионерская экспедиция профессора богословия Казанского университета А.И. Якобия, в ходе котрой на левом берегу реки Ярудей был однаружен кедр, выросший в форме креста. Дерево было срублено, а над пеньком решено воздвигнуть часовню. Скорее всего, она была построена в ближайшие несколько лет, то есть в середине или второй половине 1890-х годов. На одном из бревен сохранилась надпись карандашом, гласящая, что «1906 году февраля 12 дня был в часовне священник Н. Карпов с толмачом Г. Кудриным». Сохранилась и еще одна надпись: «1912 г. 3 нояб. иеромонах Никон был». В «Отчёте Тобольского Епархиального Комитета. Высочайше утвержденного Православного миссионерского Общества» за 1914 год среди прочего сообщается два факта: «С 6 по 9 января состоялась поездка иеромонаха Никона из Хэ до Нарэ и обратно». «С 19 по 23 января состоялась поездка иеромонаха Никона с псаломщиком И. Соколковым из Хэ до Обдорска». В " Тобольских епархиальных ведомостх " за 1915 год сообщалось, что «С 25 по 30 декабря состоялась поездка иеромонаха Феодосия с псаломщиком П. Вылкою из Хэ до Нарэ и Надыма. Было посещено несколько чумов со св. Крестом, совершены молебны и требы. Заезжали в Надым в часовню, которая была устроена отцом игуменом Иринархом и профессором Якобием на том месте, где случайно нашли кедр с природным крестом внутри. Тот кедр был вывезен в Петроград, а пень и теперь сохраняется посреди часовни. На этом месте они предполагали открыть и миссионерский стан, но по практическим соображениям оказалось более удобным быть стану в Хэ. В часовне был отслужен молебен святителям Николаю и Гурию, иконы которых в ней имеются».

http://sobory.ru/article/?object=43329

Представлена книга о дефектологии октября 2020 Екатерина Грачева - основатель отечественной дефектологии (специальной и коррекционной педагогики). Она первая в России разработала методики работы с " особыми " детьми, и важное место в них уделялось духовно-нравственному воспитанию. Директор фонда блаженной Матроны Московской Надежда Арзамасцева рассказала об истории создания книги и о проекте, связанном с восстановлением методики Екатерины Грачевой. Книга издана на средства Фонда президентских грантов. " Екатерина Константиновна была первой в нашей стране, кто стал работать с " особыми " детьми, - сказала Надежда, - но больших исследований о ней нет. Родители ее умерли, когда ей было 19, а ее брату Николаю - 9. Мальчик страдал эпилепсией, врачи предрекали, что он не сможет ходить и проживет недолго. 3 декабря 1890 года ему явилась Пресвятая Богородица со святым Николаем Чудотворцем и велела приложиться к Своему чудотворному образу " Всех скорбящих Радость " (с грошиками). 6 декабря брата отвезли в Скорбященскую часовню . Исцеление было мгновенным. Настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) познакомился с братом и сестрой, водил в их дом паломников. Поскольку Екатерине больше не нужно было ухаживать за Николаем, она стала помогать другим семьям. В 1894 году отец Игнатий благословил ее взять к себе слабоумную девочку Таню. Это стало началом детского приюта " . Екатерина берет к себе и других детей, нанимает помощниц. При приюте была открыта часовня. Брат Николай вырос, стал монахом и священником и тоже помогал сестре в работе. На епархиальном совете было организовано братство во имя Царицы Небесной, куда входили протоиереи Иоанн Сергиев (Кронштадтский), Философ Орнатский и другие будущие святые. Был объявлен всероссийский сбор средств. Денег было собрано столько, что хватило на открытие приютов для больных детей и в других городах. Екатерина организует школу, пишет программу для нее. В программе подчеркнуто влияние духовного начала при воспитании детей с умственной отсталостью: необходимо водить детей в храм, учить закону Божию. При школе организованы мастерские, где могут работать дети с ограниченными возможностями, а также курсы для сестер. После 1917 года приют был национализирован, Екатерина Грачева умерла в 1934 году, точно неизвестно, где она похоронена. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

149 Надеждин Федор Ефимович, преподаватель истории и географии в мужской гимназии и педагогики в женской прогимназии в Кронштадте (XIX–haч. XX в.). Скончался 11 сентября 1908 года. 150 Митрополит Антоний (Вадковский ; 1846–1912), 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. С 1898 года – постоянный, а с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода. О ситуации, происходившей в это время внутри Святейшего Синода, о деятельности митрополита Антония (Вадковского) и об отношении отца Иоанна Кронштадского ко всему этому, мы можем отчасти судить о сведениях, опубликованных архимандритом Дамаскиным (Орловским) (Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь.//Тверь. Изд-во «Булат». 2008. С. 246–252, 591–599). В декабре 1907 года епископы Орловский Серафим (Чичагов) , Саратовский Гермоген (Долганев) и протоиерей Иоанн Восторгов (впоследствии все они пострадали за Христа, прославлены как священномученики в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. – Ред.) предприняли попытку вывести церковное управление из состояния, как им казалось, летаргического сна. Страна была охвачена революционным огнем, при этом государственными органами, с одобрения императора, принимались законы, которые при проведении в жизнь еще более упрочивали бесправное положение Церкви и умножали анархию, приближая страну к неминуемому распаду. Приходилось воочию наблюдать небывалое падение нравственности в народе, а деятельность Святейшего Синода в это время едва ли не вся заключалась, как им это виделось, в наблюдении за правильным движением дел и бумаг. 6 декабря после литургии в Андреевском соборе Кронштадта епископы Серафим и Гермоген, духовные дети отца Иоанна Кронштадтского (Источник воды живой. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского . СПб. 1999. С. 794), и протоиерей Иоанн Восторгов посетили отца Иоанна. «Старец встретил их выражением живейшей благодарности за службу и слово назидания и вручил от себя Преосвященным и отцу Иоанну Восторгову святые иконы. Затем с ними он удалился в свою уединенную келью и там беседовал около часа, по его словам, о предметах первейшей важности. Собеседники вышли от отца Иоанна растроганные и в слезах...» (там же. С. 795). Отец Иоанн Кронштадтский одобрил их попытку добиться большего влияния Церкви на жизнь народа. Впоследствии отец Иоанн каждому из них написал записки; епископу Гермогену он написал: «Видел у себя сегодня дорогого гостя отца Иоанна Восторгова; говорили о текущих делах, особенно ваших. Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет вас. Дерзайте, благодарите Подвигоположника» (ЦА ФСБ России. Д. Р-48566. Т. 8. Л.15:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Т. 4. Кн. 1. Новосибирск,1997. 46. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 4. Кн. 2. Новосибирск,1997. 47. Краткий исторический очерк Русского на Афоне Свято-Андреевского общежительного скита. Изде 4е. Одесса, 1901. 48. Краткий очерк деятельности Общества попечения о начальном образовании в Барнауле за 6 лет его существования (1884–1890 гг.). Барнаул, 1891. 49. Лемке М. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. СПб., 1904. 50. Леонтьев К.Н. К. Леонтьев , наш современник. СПб., 1993. 51. Леонтьев К.Н. О всемирной любви (1880)//Наш современник, 1990, 52. Лесгафт П. (Заметка без заголовка)//Известия Санкт-Петербургской Биологической лаборатории. СПб., 1896. Т.1. Вып. 1. 53. Лесгафт П. Иннокентий Михайлович Сибиряков. Некролог//Известия Санкт-Петербургской Биологической лаборатории. СПб., 1901. Т. 5. Вып. 3. 54. Летопись Русского Св. Андреевского скита на Афоне. С.-Петербург. Издание Афонского Св.-Андреевского скита. 1911. (Printed in Canada. 1983. Издательство преп. Сергия Радонежского.). 55. Михаил (Грибановский) , епископ . Над Евангелием. СПб., 1994. 56. Михайлов А. Святитель Игнатий Брянчанинов – делатель и учитель покаяния//Москва. 1993. 57. Музей Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Письма И.М. Сибирякова П.Ф. Лесгафту (Париж. 5/17 декабря 1892. 453; Монако, 19/31 декабря 1892. 58. На Афоне (страничка из записной книжки богомольца)//Наставление и утешение св. веры христианской. 1895. 59. Некролог//Душеполезный собеседник. 1902. Вып. 5. 60. Некролог. И.М. Сибиряков//Вестник книгопродавцев. 1901. 61. Никонов Б. Миллионер-бессребренник//Нива. 1911. 62. Общество для доставления средств Высшим Женским курсам. Отчет за 1884–1885г. СПб., 1886. 63. Общество для доставления средств Высшим Женским курсам. Отчет за 1894–1895 г. СПб., 1896. 64. Общество для доставления средств Высшим женским курсам. Отчет за 1892–1893 г. СПб., 1894. 65. Общество для пособия бедным женщинам в Санкт-Петербурге. Отчет Общества о состоящих в ведении его учреждений.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010