Здесь «вторая благодать» предстает как противовес «первой благодати»: она напоминает πιστροφ [возвращение] Прокла, противостоящее προδος [исхождению]. Но в своем блаженном осуществлении (которое соответствует прокловскому μον [пребыванию]) благодать возвращения больше не противопоставляется благодати исхода: в Едином больше нет места негативному моменту неподобия и двойственности, сопровождавшему акт творения. Здесь благодать, или, вернее, слава небесной отчизны, соединяет творения с внутренним действием Бога, которое рождением Сына и общим дыханием Святого Духа выражает тождество Бытия. По ту сторону тварной экстериорности, в молчании внешних причин единое Слово Божие слышится уже не «дважды» 688 : рождение Слова и творение мира совпадают в Уме Отца. Если таков предел, в котором человек должен окончательно соединиться с Богом, тайно присутствующим в сущности души, то понятно, почему в области неподобия благодать одного-единственного индивида бесконечно драгоценнее всех тварных благ мира. Для Майстера Экхарта благодать тождественна славе: если она в некотором смысле и отличается от нее, то лишь в силу нашего несовершенства, все еще непреодоленного 689 . Вот почему in via [в земном странствии], поскольку в нем еще существует экстериорность, Бог являет Себя в благодати как целевая Причина: любовью воспламеняя волю, благодать побуждает искать уподобления Богу 690 . «Unde hic assimilamur, in patria vero unimur potius» [«Поэтому здесь мы уподобляемся, в отчизне же скорее соединяемся»] 691 . Но коль скоро конечной целью всякого уподобления служит единство, то единения с Богом, который есть всецело «Акт», не достигнуть на пути уподобления, где человеческое действие, устремленное к высшему Благу, сотрудничает с божественной благодатью 692 . Окончательное блаженство заключается не в действии воли, как считают некоторые 693 , а в претерпевании ума. Слава, или блаженство, есть «само нераздельное бытие» Бога и души, тождественное в Том, Кто дает, и в том, кто получает: «active in Deo, passive in anima» [«активно в Боге, пассивно в душе»] 694 . Чистая активность Бога совпадает с чистой пассивностью тварного субъекта, должного получить свое блаженство от одного лишь Бога. Приводимые Майстером Экхартом примеры устанавливают аналогию между «esse unum cum Deo» [«быть одним с Богом»] в славе и единством бытия, которым материя и форма обладают в субстанции 695 . Если Бог тюрингского мистика оказывается в конце концов формальной Причиной тварных сущих, это происходит исключительно на уровне небесного блаженства, где творения становятся «боговидными» 696 . Здесь, в земной жизни, поскольку в ней сохраняется несовершенство двойственности, божественное действие по необходимости являет себя в чертах внешней причинности: производящей причинности в творении, то есть в «первой благодати»; целевой причинности в благодати в собственном смысле, то есть во «второй благодати», которой и совершается уподобляющее обращение, «возвращение» к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Тем временем Марван, находившийся в Харране, собрал свое войско, состоявшее из 24 000 кайситов и 7000 раби‘итов, 691 выплатил ему жалованье и привел к присяге сыновьям ал-Валида. После этого, послав одного из своих сыновей с большим отрядом в Ракку для защиты фланга, сам направился в Сирию. Под Халебом или Киннасрином ему попытались преградить путь два сына Йазида, посланные Ибрахимом. Марван легко справился с этим заслоном и взял в плен командующих. По пути к Халебу к нему присоединилось еще 45 тыс. кайситов. Приближение такой большой армии заставило Абдал " азиза снять осаду с Химса, его жители присягнули сыновьям ал-Валида и присоединились к Марвану, продолжившему марш на Дамаск. Ибрахим собрал все свои силы и направил против Марвана столь же многочисленное войско под командованием Сулаймана б. Хишама. 692 Марван шел на Дамаск не прямой дорогой из Химса на Дамаск через Думайр, а через Баалбек. Оба войска встретились 1 ноября в 40 км южнее Баалбека, у Айн Джарра (совр. Анджар), на противоположных берегах речки Нахр ал-Джарр. В сражении, длившемся до вечера, ни одна сторона не получила преимущества. Тогда Марван отправил 3000 конников в сопровождении рабочих с топорами в обход, к горам. Рабочие срубили деревья, навели мост через Нахр ал-Джарр, и этот отряд с тыла напал на лагерь Сулаймана, еще продолжавшего бой. Это неожиданное нападение обратило войско Сулаймана в паническое бегство. Химсцы, горя желанием отомстить за недавнее поражение, бросились преследовать и убивать бегущих, остальные воздержались от преследования. Многие сдались в плен. Сулайман, Абдал " азиз, Йазид б. Халид б. Абдаллах ал-Касри и другие из окружения командующего поспешно покинули поле боя и к утру принесли Ибрахиму весть о гибели его войска. Ибрахим стал грузить на повозки свои ценности, а верхушка его окружения поручила Йазиду б. Халиду покончить с опасными заключенными, прежде всего с сыновьями ал-Валида. Он легко расправился с несчастными подростками, размозжив им головы палицей. С Абу Мухаммадом ас-Суфйани расправиться так же легко не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

885 См. библиографию в ст.: Rochow I. Die monoergetischen und monotheletischen Streitigkeiten in der Sicht des Chronisten Theophanes//Klio. 1981. Bd. 63. S. 670. 887 Dieten J.L.,van. Geschichte der Patriarchen von Sergios I bis Johannes VI (610–715). Amsterdam,1972.S.180–181. 889 Anastasii Sinaitae Sermones in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. К.-Н. Uthemann//Corpus Christianorum. Series Graeca. T. 12. Turnhout; Brepols, 1985. P. CXLVIII-CXLIX. 890 Histoire de l’Église depuis les origines jusqu’à nos jours/Ed. par A. Fliche et V. Martin. T. 5. Paris, 1938. P. 86. 895 Вопрос о Гонории активно обсуждался в Средние века и обсуждается еще поныне. См.: Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttgart, 1975; Schönborn Chr., von. 681–1981: Ein vergessenes Konzilsjubilaum – eine versaumte ökumenische Chance//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1982. Bd. 29. S. 163–164. 897 GarriguesJ.M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de I’homme. Paris, 1976. P. 54–55. 898 Г. Острогорский определяет «Эктесис» как «еип Schlag ins Wasser». См.: Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1975. S. 77; рус. пер.: Остогорский Георгий. История Византийской Империи. М., 2011. С. 160. 899 Uthemann К.-Н. Die dem Anastasios Sinaites zugeschriebene Synopsis de haeresibus etsynodis//Annuarium Historiae Conciliourm. 1982. Bd. 14. S. 58–94. 900 В своем примечании К.Х. Утеманн указывает, что речь здесь идет не о «пятошестом» (Трулльском) Соборе 691–692 годов, но о другом, состоявшемся чуть ранее, 17.02.687. См.: Uthemann К.-Н. Op. cit. С. 68–69. 904 Schönbom Chr., von. Sophrone de Jérusalem. Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. P. 79–81. 908 О чем свидетельствует его «Псефос» (634). О данном документе см.: Murphy F.X., Scherwood P. Op. cit. P. 152–153; Léthel F.M. Théologie de l’Agonie du Christ. La liberté humaine du Fils de Dieu et son importance sotériologique mises en lumiere par Saint Maxime le Confesseur. Paris, 1979. P. 26–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

690 Добавлено в лат. переводе по смыслу речи. 691 Деление сил души на психические, физические и жизненные встречается у Галена: см. Evangelides. Op. cit. S. 39; ср. Ферворн Общая физиология, стр. 54. 692 Буквально: «из выбора» ( προαρεσι ?). 693 Буквально — «от выбора». 694 Ср. Philopon, Op. cit. pag. 207, 2; 227, 10; 278, 1. 695 Может показаться странным, что способность дышать Немесий относит к психическим способностям и считает одним из видов произвольного движения; но ниже — в специальной главе о дыхании — он упорно настаивает на этом. 696 Т.е. — функционируют. 697 Ср. ту же классификацию у Дамаскина, ibid., гл. 12, стр. 84—85. 698 Точнее по смыслу речей: «об органах способности движения, происходящего по выбору». 699 Заглавие в лат. пер. яснее: De motu, quem animalia per se ( καθ ρμν ) aut per electionem suscipiunt, qui ad appetitum ( του ορεκτικο ) pertinet. У Vall.: De motu per impulsun et assensio-nem, qui est appetitivus. 700 Cp. Aristotle Historia animalium, III, 6. 701 Буквально: «тонких нервов». 702 У пер.: к внутри — ред. 703 В D.1 на полях добавлено: πλην τηζ αναττνοης . 704 Вм. φωνν , здесь точнее следовало бы сказать φωνητικον (способность издавать звуки). 705 См. главу XXIII. 706 Общее заглавие: « Περ αυαπνοης » — De respiratione. Con. начинает 19-ю главу 4-й книги: «De vi respirativa». Процесс дыхания сходно изображен у Григория Нисского «Об устроении человека», гл. 30. 707 В том смысле, по Немесию, что и в этом процессе, чисто физическом или физиологическом, играет некоторую роль душа (см. дальше гл. XXVIII). Это является для Немесия одним из доказательств того «сплетения физического с психическим», о котором он говорит так часто. Ср. новейшую историю психофизического параллелизма. 708 А деятельность мускулов, по Немесию, находится во власти души. 709 Т.е., участие в этом процессе психической энергии. 710 Иначе: по величине, объему, количеству ( μγεθος ). 711 Греч, ψυχικο (т. е., εστν ); лат.: animae opus est. Ср. Ioan. Philopon De opificio mundi, edit, by Reichardt, pag. 282, 4—9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

В высшей степени замечателен в настоящем случае торжественный отпуст чинопоследования; есть ли он оригинальный русский или заимствованный – решать не имеем данных; в одном из греческих чинов 691 имеется отпуст подобного же типа, но до тожества между тем и другим весьма далеко. Покаянные великопостные тропари, внесенные сюда, – факт в других чинах совершенно не встречаемый. Что же касается до евангельского чтения, положенного в чинах этого разряда, то в греческих чинах оно не практиковалось. Говоря вообще, данный памятник представляет собою факт, выдающийся в истории переделок анализируемой редакции. Списки категории Д замечательны разве тем, что мы встречаемся в них в первый раз с делением разрешительных по исповеди молитв на мужские и женские; деление это, однако, совершенно не отвечает тому, какое раз мы видели в юго-славянских исповедных чинах 692 . В дополнение к этому списки категории Е простирают еще далее разделение разрешительных молитв, различая в них молитвы для священников и мирян. В памятниках категории З мы находим свидетельство того, что стремление собрать вокруг чина исповеди все исповедные молитвы, которое проникает собою все старопечатные чины XVII в., еще задолго до этого времени получило свое осуществление. Судя по тому, что указываемые молитвы расположены здесь без особенной системы, есть основание предполагать, что подобная попытка в настоящем случае одна из ранних. Положенное здесь Евангелие не употреблялось в исповедной практике у южных славян, но у Греков оно практиковалось. Это последнее приложимо и к некоторым спискам категории И), заключающим в исповедном последовании то же Евангелие. Несколько замечаний вызывают сделать и те памятники той же редакции, в которых мы видим слияние этой последней с какою-либо из первых двух. В этом случае в списках категории а ) мы встречаемся еще с новою молитвою, чисто субъективного характера и произносимою от лица духовника («Да и азъ пред очима твоима»…); молитва эта известна нам только по русским памятниками Наблюдаемое здесь в одном случае сочетание настоящей и первой редакции почти в целом их объёме, как нельзя более, оправдывает то предположение, что стремясь и к однообразию, и к безошибочности в деле совершения исповеди и встречаясь при этом с различными редакциями исповедного чина, русские переписчики старались так или иначе совмещать их в одно целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Писания Н. Завета Алексей Лавров 690 (товарищи мои по академии); 3) профессор общей гражданской истории – Евгений Сретенский 691 (курсом меня моложе). Ректором семинарии был молодой архим. Иустин 692 – магистр Петербургской академии 1853 г., – человек живой, веселый и гостеприимный. Из преподавателей семинарских особенное внимание заслуживал профессор логики и психологии, Василий Орлов 693 – магистр Петерб. академии 1833 г. О нем ректор сделал мне такой отзыв: «Весьма способен и опытен; имеет большое влияние на учеников, хотя вследствие раздражительного характера и не всегда вполне благодетельное». – Известны в печати проповеди этого профессора, до безмерности превознесенные похвалами протоиереем И. Васильевым. 694 В Ярославском дух. училище учащихся 449 человек. Успехи их найдены мною по всем предметам очень достаточными. Ученики отличаются живостью и развязностью. Проступков грубых и предосудительных не было замечаемо. Из 10-ти училищных наставников было 4 священника и 1 диакон. Смотритель училища кандидат XIX курса Московской академии (1854 г.) Иван Покровский 695 держали училище в надлежащем порядке. В свободное время, я имел возможность ознакомиться несколько и с городом. Ярославль, расположенный на левом, высоком берегу Волги, очень красивый город. Особенно благоприятное впечатление производит он множеством древних и благолепно украшенных церквей. Из общественных зданий до сих пор сохраняется в моей памяти вновь сооруженное тогда здание училища девиц духовного звания. Оно занимает самую видную и красивую местность над Волгою. Я посетил это училище и познакомился с начальницею оного, Елисаветою Павловною Шиповой 696 – девицею преклонных уже лет, но очень еще бодрою и необыкновенно привлекательною по своим высоким, религиозно-нравственным качествам. Из высших гражданских чиновников я встретился только с вице-губернатором, управлявшим на этот раз, за отсутствием губернатора, губернией, Николаем Павловичем Мезенцевым 697 , впоследствии вице-губернатором Витебским: это было у преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Троеобразная Протенноя «Протенноя» занимает с. 35–50 в XIII кодексе библиотеки из Наг-Хаммади. Это одно из самых сложных по содержанию гностических сочинений, и к тому же оно сохранилось далеко не полностью. Листы повреждены и вверху, и внизу, и по краям. Большинство лакун восстановлено издательницей Г. Шенке, благодаря чему получился довольно связный текст (в переводе мы не отмечаем восстановленных мест, поскольку сотни квадратных скобок сильно затруднили бы чтение). Перевод сделан по изданиям: Y. Janssens (в дальнейшем И. Я.). Le codex XIII de Nag Hammadi. Le Museon, 87. Louvain, 1974. P. 341–413. G. Schenke (в дальнейшем Г. Ш.). Die dreigestaltige Protennoia (Nag-Hammadi-Codex XIII). Berlin, 1984. В примечаниях встречаются также следующие сокращения: Крам: W. Е. Crum. A Coptic Dictionary. Oxford, 1939. Тилль: W. С. Till. Koptische Grammatik (saidischer Dia- lekt). Leipzig, 1970. Штейернагель: C. Steuernagel. Hebräische Grammatik. Leipzig, 1961. Янсен: H. L. Jansen. Der Begriff ПТНРЧ, «Das All», im Evangelium Veritatis. Acta Orientalia, 31. Havniae, 1968. S. 115–118. Трое бразная Протенноя 689 35 . Я – Протенноя, Мысль, пребывающая в Отце, я – движение, 690 пребывающее во Всем, 691 та, на которой стоит Все, первая производительная сила 692 в тех, которые возникли, та, которая существует ранее Всего, причем она зовется тремя именами и существует одна, будучи совершенной. 693 Я невидима в мысли Невидимого, будучи (,однако,) открытой среди неизмеримых, несказанных. 694 Я недостижима в Недостижимом, двигаясь в каждом творении. Я – жизнь моей Епинои 695 , (я) та, которая существует во всякой силе и во всяком движении вечно и (в) светах невидимых, и в Архонтах, и Ангелах, и Демонах, и всякой душе, находящейся в Тартаре 696 , и всякой душе материальной, существуя в тех, которые возникали, двигаясь в каждом и покоясь во всех, ходя прямо и спящих пробуждая, и я – прозрение тех, которые пребывают во сне. 697 Я – Невидимый во Всем, я – тот, который проницает скрытые вещи, зная все, что существует в нем. Я неисчислимее всех, 698 я несказанное неизмеримое. Я же – если захочу – откроюсь сама. 699 Я – глава Всего, существуя прежде Всего, и я – Все, существуя в каждом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Начиная с VII века, под угрозой персидских, арабских, аварских, славянских и болгарских нашествий, часто победоносных, отрывавших от империи целые пограничные провинции, государство приступило к областной (фемной) реформе, которая усилила военные элементы на всем его пространстве и перенесла, так сказать, условия прежних пограничных частей во внутренние области империи. Но постигшие Византию на протяжении VII-IX веков крупные военные неудачи в связи с внутренними смутами иконоборческого периода и частою борьбою за трон, очевидно, расшатали налаженную систему военно-поместного землевладения, чем воспользовались крупно землевладельческие фамилии, так называемые властели, 690 скупавшие, вопреки закону, воинские участки. 691 Поэтому, когда государи Македонской эпохи в X веке выступили со своими знаменитыми новеллами на защиту крестьянских интересов против захватнических стремлений властелей, 692 они одновременно встали и на защиту воинских участков. Новеллы Романа Лакапина, Константина Порфирородного, Романа II и Никифора Фоки стремятся восстановить прочность и нерушимость воинских участков, главным образом, в смысле неотчуждаемости подобных участков людям, непричастным военной службе; другими словами, данные новеллы воспроизводят в основной идее положение известной уже новеллы Феодосия II, вошедшей в Юстинианов кодекс. Отметим, что Ф. И. Успенский, придающий первостепенное значение славянскому влиянию на внутреннюю жизнь Византии, пишет по поводу военных участков: “Если в X веке в организации стратиотских (то есть солдатских) участков заметны следы общинного начала, то, конечно, это указывает не на римское происхождение учреждения, а на славянское, и первые его обнаружения должны быть относимы к эпохе славянских поселений в Малой Азии.” 693 Но эта гипотеза не может считаться доказанной. Военно-поместная система сохранилась, по-видимому, и в позднейшие времена, вплоть до падения Византии; по крайней мере, в законодательных памятниках XI, XIII и XIV веков распоряжения императоров X века трактуются, как имеющие еще силу; хотя в реальной жизни это было далеко не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Троица – 1) догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Окончательно утвердился на II Константинопольском Вселенском соборе в 381 г.; 2) один из наиболее значительных (двунадесятых) христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи Господней (его также называют Пятидесятницей). На 51-й день празднуется Духов день. В основе праздника лежит свидетельство Нового Завета о сошествии Святого Духа на апостолов и он трактуется как начало широкого распространения христианства. Включает поминание умерших, украшение жилищ зеленью. См.: праздники православные великие и двунадесятые. Тромп – полукруглая ниша в углу потолка наоса христианского храма. Трон – 1) императорский – высокое сиденье без спинки с подушкой и подножьем. Т василевса был двухместным – второе место отводилось Христу, которого символизировал положенный на сиденье крест (итомасия); 2) епископский – кресло архиерея, седалище (возвышенное – «горнее место»), расположенное в алтаре, в центре апсиды у стены; к нему с двух сторон примыкают скамьи священников (синтрон). Троп (тропы) – 1) слово или выражение, употребляемое в переносном значении для достижения большей выразительности; примеры Т в риторике. аллегория, гипербола, метафора, эпитет, сатира, метономия, плеонасм, подражание; 2) одно из названий мартириев в Византии. Тропарь – короткое церковное песнопение в виде молитвы, посвященной церковному празднику или святому, элемент любого религиозного гимна ромеев. Поначалу это была простая проза. Потом, когда стали применять ритмические законы словосложения, Т принял поэтическую форму. См.. ирмологий, аполитикион, канон, контакион, стихерон. Тропик (греч.) – портик перед входом в зал в виде арки, поддерживаемой двумя колоннами. Тропики Магнавры – длинный портик полукруглой формы, представляющий собой открытую колоннаду в Большом императорском дворце рядом с триклином Магнавры. Трулло – отдаленная зала Большого императорского дворца, предназначенная для судебных заседаний. В ней собирался Шестой и Пято-Шестой Вселенский соборы в 680/681 и в 691/692 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Quaest. ad Tahl. I, PG.90, 269B, p.15–16 [р. п. II,33] (cap. quing. I,66); XLIX, 449A, p.118 [р. п. II,153] (II,72); LV, 548D, p.172–173 [р. п. II,202–203] (cp. LIII,501B, p.1470. Orat. Dom. expositio, PG.90, 896C, p.358 [р. п. I,196]. 689 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252A, p.5 [р. п. II,25]. Cap. de charitate I,64 [р. п. I,102]. — Св. Григорий Нисский, De orat. Dom. Or.4, PG.44, 1164B-C; р. п. I, 434. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 24 (25), PG.65, 933C; р. п., с.47. Авва Дорофей, Doctrina XII,5, PG.88, 1757A-B; р. п., с.150. 690 Cap. de charitate III,65 [р. п. I,129]. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 129 (138), PG.65, 949A; р. п., с.67 (страх истребляет тщеславие и сластолюбие=(piXaurioc). 691 Сар. de charitate II,24 [р. п. I,110]. Страх от веры: Евагрий, Cap. pract.53, PG.40, 1233В; р. п., с.578 [с.108–109, гл.81]; Sententiae ad fratres (Наставления киновитам, гл.52), ibid. 1280В; р. п., с.611 [с.133, гл.69]. Нравственная жизнь начинается со страха Божия и очищения от страстей через исполнение заповедей: св. Григорий Богослов, Or.39, n.8, PG.36, 344А; р. п. III,213; Or.16, n.2, PG.35, 936В; р. n. II,41; страх побуждает к хранению заповедей: авва Дорофей, Doctrina XIV, 1, PG.88, 1773А; р. п., с.164. Преп. Марк Подвижник, De lege spirit. 149(148), PG.65, 924В; р. п., с.33. Блаж. Диадох, Λγος ασκητικς, гл.16, с.41. 692 См. выше, с.112, прим.4. Блаж. Диадох, гл.16, с.41. Евагрий, Моп. rationes 9, PG.40, 1261ВС; р. п., с.596–597; Наставления киновитам 42, ibid. 1279D, с.611 [с.132, гл.54]; авва Дорофей, Doctrina IV,5, PG.88, 1664D; р. п., с.61 (память геенны). 693 Сар. de charitate I,82 [р. п. I,104–105]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 289B, p.27 [р. п. II,49] (cap. quing. I,69). Orat. Dom. expositio, PG.90, 873A-B, p.344 [р. п. I, 185]. Преп. Дорофей, Doctrina IV,1, PG.88, 1157C-D; р. п., с.53–54. 694 Cap. de charitate I,2 [р. п. I,97]; Cap. theol. I,16 [р. п. I,217–218]. Ep.5, PG.91, 421AB, p.236; cp. Cap. de charitate I,64 [р. п. I, 102]. Евагрий, см. выше, с.32, прим.1. Климент Александрийский, Stromata II, VI,31 1, GCS: Clements Alex. В. II, S. 129 17–18; р. п., с.202. 695

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010