Первая же попытка расправиться с бахрейнскими хариджи-тами окончилась плачевно: Халид послал против них своего брата Умаййу, тот потерпел сокрушительное поражение и позорно бежал в Басру. Войско, посланное против азракитов, которым командовал другой брат Халида, Aбдaл'aзuз, было разгромлено на марше около Дарабджерда сравнительно небольшим отрядом ал-Катари 846 . Победа над Умаййей б. Абдаллахом оказалась последним успехом Наджды. Сначала от него откололся Атийа б. ал-Асвад, потом произошла ссора между Надждой и бахрейнским кайси-том Абу Фудайком Абдаллахом б. Саурой, к которому присоединилась значительная часть сторонников Наджды. Последний вынужден был скрыться. Абу Фудайк послал на его розыск десяток своих людей, которые нашли и убили Наджду. Халифа датирует его гибель 70 г.х., но в действительности это произошло позже: видимо, прав ат-Табари, датирующий убиение Наджды 72/691–92 г. 847 . Лишь в 73/692–93 г. большое, чуть ли не двадцатитысячное войско из Куфы и Басры под командованием Умара б. Убайдал-лаха ат-Тайми смогло разгромить Абу Фудайка и уничтожить практически все его войско 848 . Примерно в то же время прежний шейх Омана изгнал Атийу б. ал-Асвада, тот бежал сначала в Керман, а оттуда через некоторое время – в Сиджистан 849 . КОНЕЦ АБДАЛЛАХА б аз-ЗУБАЙРА С потерей Ирака у Абдаллаха б. аз-Зубайра осталась лишь небольшая часть Аравии: Неджд и, возможно, часть Йемена, где власть Наджды после первых попыток сбора хараджа и садаки вряд ли закрепилась надолго. С этого и начинал десять лет тому назад Ибн аз-Зубайр, но теперь всем было ясно, на чьей стороне сила и кому следует подчиниться. Еще находясь в Куфе, Абдалмалик в конце ноября 691 г. отправил против Ибн аз-Зубайра двухтысячный отряд во главе с ал-Хаджжаджем б. Йусуфом. К Таифу он подошел только в январе 692 г., затратив на дорогу вдвое больше времени, чем обычно, что можно объяснить только тем, что по пути ему приходилось приводить к повиновению отдельные бедуинские племена, привыкшие к безвластию, или подавлять остатки рассеявшихся хариджитов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Междоусобная война привела к временной дезинтеграции халифата. О. удерживали Сирию и Египет. Абдаллах ибн аз-Зубайр контролировал Аравию и Ирак. Обоим халифам приходилось бороться не только друг с другом, но и с шиитами и хариджитами. В 686-687 гг. Куфа была охвачена мятежом шиитов- кайсанитов во главе с аль-Мухтаром, объявившим себя представителем главы Алидов Мухаммада ибн аль-Ханафии. В этой среде был сформулирован ряд ключевых концепций, в т. ч. доктрина о скрытом имаме-махди, которые впосл. легли в основу шиитского вероучения. В 687 г. мятеж был подавлен армией наместника Басры, брата Абдаллаха. Победителем в гражданской войне стал Абд аль-Малик, войско которого взяло Куфу (691), а затем Мекку (нояб. 692). Демонстрацией амбиций и ресурсов халифа стало строительство мечети Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме, завершенное в 691/2 г. Возможно, Абд аль-Малик хотел сделать Иерусалим центром для мусульм. паломников в противовес нелояльным по отношению к нему Мекке и Медине. Реформы Абд аль-Малика и политика его преемников (692-724) Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в. Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в. Одержав победу, Абд аль-Малик постепенно восстановил контроль над всеми землями халифата. Крупнейшей фигурой во время его правления стал полководец и администратор аль-Хаджадж (661-714). В 694 г. он был назначен наместником Куфы и на этом посту жестоко подавлял шиитскую и хариджитскую оппозицию. Абд аль-Малик предпринял масштабные реформы по укреплению арабо-мусульм. государственности. В 697 г. была проведена перепись земель (до этого использовались прежние византийские или персидские кадастры). Ужесточалось налогообложение, переданное в ведение специальных управленческих структур, не подчинявшихся наместникам. Были попытки ввести индивидуальное налогообложение иноверцев- зиммиев , очень болезненно воспринятые в христ. среде. Усилиями аль-Хаджаджа и филологов из его окружения ок. 700 г. была проведена реформа араб. письменности, введены диакритические знаки и огласовки. Это сделало возможной запись текстов любой сложности и способствовало канонизации текста Корана, а также переводу делопроизводства в гос-ве на арабский язык. В 90-х гг. VII в. впервые началась чеканка монеты с ислам. символикой.

http://pravenc.ru/text/Омейядах.html

27-й после 691-го будет 718-й, между тем как консулят М. Агриппы и К. Галла, как мы знаем, падает на 717-й год и между обоими датами получается только 26, а не 27 лет. Если чтение «27» считать правильным, то разность в показаниях Иосифа легко объясняется своеобразным счислением исторических годов у иудейских писателей. Датою для этого у них служить не время совершения события, по 1-е Нисана, с которого они ведут летосчисление круглыми цифрами, принимая за целые годы остатки до и после 1-го Нисана. Такой способ летосчисления мы находим уже в 1 Макк. книге. В талмуде говорится: «поп numerant in regibus nisi a Nisano... Nisan initium anni regibus, ac dies quidem unus in anni fine pro anno numeratura» 31 . Этому правилу следует и Иосиф. Так от смерти Антигона до разрушения храма Титом он считает 107 лет, хотя от 10-го Тисри 717-го года до 10-го Ава 823-го года, по обыкновенному счету, получается только 106 лет 32 . Если же руководиться талмудическим правилом, получим 107 лет: от 10 Тисри 717-го года до 1 Нисана 718-го (5 1 / 2 месяцев) будет год; от 1 Нисана 718-го года до 1-го Нисана 823-го – полных 105 лет; наконец от 1-го Нисана 823-го года до 10-го Ава того же года – еще один год. Таким образом 106 лет обыкновенного летосчисления равняются 107 годам иудейского. Следуя этому правилу, мы получим 27 лет между завоеванием Иерусалима Помпеем и взятием города Иродом: от 10-го Тисри 691-го года до 1-го Нисана 692-го будет один год; от 1-го Нисана 692 до 1 Нисана 717 – 25 лет; и от 1-го Нисана 717 до 10-го Тисри того же года-еще один год 33 . Эти даты подтверждаются и другими хронологическими указаниями Иосифа из жизни Ирода Великого. Таковы: а) Когда Ирод, по окончании зимы, начал первую блокаду Иерусалима, тогда, замечает Иосиф, шел третий год царствования Ирода 34 . Если Ирод получил в Риме царский титул зимою 714-го года (Мархешван-Кислев), то второй год его царствования оканчивался зимою 716-го года и в конце Нисана 717-го года шел уже 5-й или 6-й месяц третьего года. б) Пред известием о падении первой стены Иерусалимской Иосиф делает замечание, что осажденные терпели крайний недостаток в продовольствии, ибо к умножению их несчастий случился еще тогда год субботний 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Реформы Абдалмалика обозначили начало нового этапа в истории Халифата, переход от использования унаследованных от завоеванных государственных институтов к формированию собственной административно-фискально и системы и от государства, державшегося на этноконфессиональной солидарности, к централизованному военно-бюрократическому государству. На этом пути Халифату предстояло пройти еще более полувека острых социальных конфликтов. 825 Там же, с. 308–331. Упоминания отдельных эпизодов вкраплены в «Китаб ал-агани» (особенно в т. 24) и «Haka'uд Джарир ва-л-Фараздак» (подробнее см. Rotter, 1982, с. 193–207). 826 О походе Леонтия см.: Феоф., т. 1, с. 363, т. 2, с. 230; Гевонд, пер, с. 10–11; Ст. Таронский, пер., с. 72. Феофан относит его к первому году правления Юстиниана, Гевонд – ко второму, а Степан Таронский – к третьему (687/88 г.). О походе арабов на Армению см.: Гевонд, пер., с. 11–12; Ст. Таронский, пер., с. 72. Датировки и порядок события изложены по Г.Роттеру [Rotter, 1982, с. 178–180]. 827 Балаз., А., т. 5, с. 299–300; Таб., II, с. 796 (очень коротко, только о дани в 1000 динаров каждую неделю; то же см.: Илья, с. 150). Феофан, а за ним и Константин Багрянородный пишут о 1000 номисм ежедневно (а также по одному коню и рабу) [Феоф., т. 1, с. 363, т. 2, с. 230; Багря-нород., с. 82, 83]. Датировка договора по [Rotter, 1982, с. 180]. 833 Наиболее вероятная датировка этого Апокалипсиса – 688–691 гг. [SCWSCh, с. 225; Brock, 1982, с. 17]. 834 Неделей здесь называется десятилетие, имеется в виду истечение седьмого десятилетия мусульманской эры, отождествляемого с продолжительностью арабского господства над христианами. 843 «…во вторник, когда прошли тринадцать ночей джумады первой или второй семьдесят второго года» [Балаз., А., т. 5, с. 286]. Та же дата приводится и у ат-Табари [Таб., II, с. 814], хотя рассказ о сражении и гибели Ибн аз-Зубайра помещен в разделе о событиях 71 г.х. Aл-Йa'kyбu датирует его гибель зy-л-ka'дa 72/25 марта – 23 апреля 692 г. [Йa'k., т. 2, с. 317], совершенно очевидно перепутав с датой начала осады Мекки ал-Хаджжаджем [Таб., II, с. 831]. 13-е число в джумадах 71 и 72 гг.х. приходится на джумаду II 71 г.х., но это – слишком ранняя дата. Возможно, первоначально дата была отсчитана от конца месяца: в джумаде I 72 г.х. этот день – вторник (17 октября 691 г.), а в джумаде II – среда (15 ноября), близость дней недели в этом числе может объяснять колебания в определении месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

681. Масерет (Masereth), где сед Давид, ныне, пустынный; Аквила переводит: укрепления, Симмах: убежища, Феодотион: пещеры. 682. Масогам ( Μασογμ), страна Моава, у Иеремии; помещена и выше под словом Мифаа ( Μηφα). 682. Масагам (Masagam), страна Моавитов, как пишет Иеремия. 683. Масируф ( Μασοιροθ), стан сынов Израилевых в пустыне. 683. Масурут (Masuruth), стан сынов Израилевых в пустыне. 684. Масрика ( Μασρικ), город царства Едома, около Гавалины. 684. Массека (Masseca), город царства Едома, около Гебалены. 685. Массифа ( Μασσηφ), колена Иудина, где обитал Иефеай близ Кариафиарима, где некогда стоял кивот; тут учил и Самуил; находится и у Иеремии. 685. Массефа (Massepha), в колене Иудине; где обитал Иефоай, возле Кариафиарима, где некогда был, кивот завета и где Самуил судил народ. О нем упоминает и Иеремия. 686. Массифа Моавитская ( Μασσηφ τς Μωβ), где был Давид, когда бежал от Саула. 686. Мфссефа в Моаве (Masseplia in Moab), куда прибежал Давид, избегая козней Саула. 687. Мастрефоф маим ( Μαστραιφθ μαμ), Аквила: Мастрефоф воды, Симмах – Мастрефоф моря. 687. Массефотмаим (Massephothmaim), вместо чего Аквила перевел: Массефот воды, Симмах Массефот моря. 688. Масфа ( Μασφ), колена Гадова, отлученный Левитам; есть ныне и другая Массима ( Μασσημ), в пределах Елевферополя, к С.; есть и еще в колене Иудине, по дороге в Элию. 688. Масафа (Masapha), в колене Гадове, отлученный Левитам; ныне, есть и другая Масфа (Maspha), в пределах Елевферополя, к С. по дороге в Элии, принадлежащая колену Иудину. 689. Масфа ( Μασφ), колена Вениаминова. 689. Масфа (Masfa), в колене Вениаминове. 690. Maxa ( Μαχ), у Осии; Аквила и Симмах: «вожделения». 690. Махаас (Machaas), у Осии, что Аквила и Симмах переводят: вожделения. 691. Махафи ( Μαχαθ), город Аморреев, по ту сторону Иордана, близ горы Аермона; в нем сыны Израилевы не истребили Махафи. 691. Махати (Machathi), город Аморреев, по ту сторону Иордана, возле горы Аермона, откуда сыны Израилевы не могли истребить Махатея. 692. Маханараф ( Μαχαναρθ), предел Аммана, он же и Филадельфия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(«Энциклоп. Слов.» Брокгауза–Ефрона; полут. 10, Спб. 1892 г., стр. 691–692: «вегетарианство»). «Будущность», убежденно восклицает Бекетов, «за вегетарианцами» (цитов. брош. стр. 46). «Доказано», настаивает он, «что в Европе оказалось уже явление, называемое экспекторацией и состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это явление уже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах... Таким образом, волей или неволей человечество, по словам Бекетова, «влечется, в более или менее отдаленном будущем, к вегетарианству» ... (цитов. полут. «Энц. Сл.» Бр.–Ефр., стр. 691) ... Мы же лично, оставляя в стороне статистические данные, данные физической гигиены и подобные им, и имея в виду у себя только данные христианские, только данные высшей нравственности, настаиваем на тех же выводах, как на бесспорных и несомненных в глазах всякого благомыслящего и беспристрастного человека... «Смертные», – говорит Пифагор в «Метаморфозах Овидиевых, – «бойтесь тела осквернять непотребной пищей! Есть на это зерно и плоды, что собственным весом Ветви склоняют, и есть со вздутыми гроздьями лозы; Сладкие травы затем, которым пламя и нежность, Вместе и мягкость дает; от вас ни молочная влага Не отнята, ни соты...; Расточая дары, земля нам кроткую пищу Производит, и яств без убийства и крови подносит. Звери... не все укрощают голод свой мясом. Ибо и конь, и овца, и коровы живут лишь травою; Те же..., чей нрав необуздан и дик совершенно, Как – то свирепые львы, армянские тигры и волки С медведями, вот те кровавую любят трапезу. О что за ужас во внутрь чужую внутренность прятать, И, глотая тела, утучнять ненасытное тело, И животному жить другого животного смертью ! Иль средь стольких богатств, что добрейшая нам порождает Матерь – земля, для тебя ничего нет отрадней, чем зубом Яростным рапы кусать, возвращаясь ко нравам Циклопов? Неужели, не губя другого, унять ты не можешь Голода чрева с его воспитанным дурно обжорством? А ведь древний тот век, что мы золотым называем, Только плодами древес, да почвой рожденной травою, Был совершенно блажен и уст своих кровью не пачкал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

858 Таб., II, с. 835; Таб., пер., с. 68. О том, насколько перепутаны сведения, касающиеся смерти Абдаллаха б. аз-Зубайра и Myc'aбa б. аз-Зубайра, свидетельствует тот факт, что у aл-Йa'kyбu то же рассказывается о голове Myc'aбa [Йa'k., т. 2, с. 323]. 862 О пьянстве и гибели Бишра от болезни см.: Балаз., А., т. 5, с. 171, 173–174, 178–180. Время смерти можно примерно установить по тому, что после него до прибытия ал-Хаджжаджа обязанности наместника исполнял Халид б. Абдаллах в течение двух месяцев, а ал-Хаджжадж прибыл в Куфу в раджабе 75/26 октября – 24 ноября 694 г. [Балаз., А., т. 11, с. 268, 270], следовательно, Бишр мог умереть в августе – начале сентября этого года. Ат-Табари датирует прибытие ал-Хаджжаджа в Куфу двумя месяцами позднее – рамаданом [Таб., II, с. 872], но, судя по последующим событиям, это – слишком поздняя дата. 865 Речь приводится по версии ат-Табари [Таб., II, с. 864–865]. Другая версия: Балаз., А., т. 11, с. 267–269. 868 Таб., II, с. 875. Куфийская историческая традиция объясняет причину поражения куфийцев и гибели Абдаррахмана б. Михнафа тем, что в трудный для ал-Мухаллаба момент боя Абдаррахман послал ему на помощь значительную часть своих сил, хариджиты воспользовались этим и напали на лагерь куфийцев [Таб., II, с. 876–877]. 870 Халифа, с. 264. Издатель, Дuйa' ал-Умари, отождествляет эту местность с Картаса в западной части Дельты Нила (там же, примеч. 1), но Египет находился под твердым управлением Aбдaл'aзuзa б. Марвана, и устраивать поход в сторону Александрии вроде бы было ни к чему, если только там не произошло какое-то восстание. 871 Феоф., т. 1, с. 366, т. 2, с. 232–233 (седьмой год Юстиниана – 691/92 г.). Местом сражения назван Севастополь Приморский. А.Н.Тер-Гевондян без всяких ссылок локализует его в Киликии [Тер-Гевондян, 1977, с. 72], возможно, на основании: P.-W., II, т. 3, с. 952. Халифа, ат-Табари и Илья Нисибинский датируют это сражение 73/692–93 г. [Халифа, с. 267; Таб., II, с. 853; Илья, с. 151], расхождения между двумя датировками не будет, если предположить, что сражение произошло летом 692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Церковная история, выделив из себя в качестве самостоятельных областей богословия патрологию, церковную археологию, историческую литургику, с одной стороны, «подарила» исторический аспект «чисто-богословским» наукам, с другой — включила последние в общую историю Церкви с ее событиями, проблемами, тенденциями. В этой взаимосвязи проявилась полнота церковной жизни. Лучшие из церковно-исторических исследований через конкретику открывали сотериологическую перспективу, позволяли почувствовать подлинное измерение Церкви и истинную церковно-историческую реальность.   Примечания: 1 РГИА. Ф. 802. Оп. 17. Д. 1. Журналы Комитета о усовершении духовных училищ с 3 декабря 1807 года по 4 июля 1808 года. Л. 54 об. 2 Именной, данный Синоду указ от 26 июня 1808 г. «Об усовершении духовных училищ; о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства//ПСЗ I. T. XXX. СПб., 1830. 23122. § 50, 83. С. 386, 389. 3 РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 265. Об изменении порядка учения в Санкт-Петербургской духовной академии. Л. 59 об. 4 Конспект истории и древностей церковных 1810 г.//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1885–1888. T. I. C. 26–27. 5 ЦГИАУК. Ф. 711 (Киевская духовная академия). Оп. 1. Д. 4863. Записка профессора академии И. Малышевского об отделении преподавания русской гражданской истории от церковной и об определении на первую бакалавра Терновского. 1863 г. Л. 1–1 об., 3. 6  Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук//ХЧ. 1868. С. 673–701. Оригинал статьи: de la Science Théologique//Bulletin Théologique: Recueil Trimestriel. Vol. 3. 1863. P. 1–16. 7 Там же. С. 691–693; ср.: Godet F. de la Science Théologique. P. 9–10. 8  Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук. С. 692–693. 9 Там же. С. 693. 10 Там же. С. 692–693. 11  С [ерединский] Т.

http://e-vestnik.ru/history/tserkovnaya_...

Это решительно гадко. Жалкие судьбы общества, и, по- —691— истине, недостойные его «руководители» (сам о себе Философов). Но что поделаешь. Нет лица, без «лица» – и без глаз. Такой человек не видит. И они в полной слепоте потащили веру человеческую, молитву человеческую, утешение скорбящих и болеющих, – к сытым и распоясанным богатеям кабака («заправилы общественного и литературного мнения»), где им причинили все, что там обычно всем причиняют. Но вот вопрос, какой-то больной и странный: да от чьего имени и no чьему разрешению они эти страдальческие молитвы человечества втолкнули на обсуждение гнусных господ из «Заветов». Кто им дал право? И не отреклись ли самим движением сюда, с «целованием ручек», они от религии, от Христа, от христианства. «Или с Велиаром, или с Богом»... Но никогда эти неразумные и сильные не поймут того. Нет, воистину, им самим только кажется (искренно и ложно), что они «с Богом» и «для Бога» работают. Воистину, они – с пустотой. И пустотой оканчивается все. В пустоту все рассеивается. В. Розанов Феодор (Поздеевский), еп. Из академической жизни: Речь при пострижении студента Вл. Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 г.//Богословский Вестник 1913, т. 3, 11, с. с. 692–698 (2-я пагин.) Речь печатается по записи студентов —692— Возлюбленный о Господе брат-инок Вассиан! Я думаю, что в те четыре года, которые отдаляют тебя от мирской жизни и которые разительно отличны от прежнего образа твоей жизни, в годы особенных духовных переживаний и б. м. мучений, когда воля Божия как бы пробивала твою, человеческую волю, как медную стену, желая поработить тебя себе, я думаю, что в эти годы ты уразумел и осмыслил все происшедшее в твоей мирской жизни. Думаю, ты познал силу слов Апостола, что в устроении человеческой жизни и особенно в деле спасения все зависит ни от хотящаго, ни от текущаго, но от Бога милующаго ( Рим.9:6 ). Ты знаешь, в каком смысле сказаны эти слова. Постоянное, кажется, явление нашей жизни, я бы назвал его трагедией человеческой жизни, это то, что воля Божия и воля человеческая между собой постоянно борются. Даже в такие моменты, когда человек от себя предпринимает что-либо доброе, в моменты особенного проявления духовной жизни, и в этом случае воля Божия и воля человеческая все же часто расходятся. Я напомню тебе некоторые события Евангельской истории, подтверждающие мою, может быть, странную мысль о постоянному несогласии и борьбе воли божественной и воли человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010