Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении 1 Что за величие – Божественная литургия! Когда Бог призирает на Своего смиренного служителя, как он чувствует великолепие литургии! Какую пользу получают поминаемые! 686 Сколь Бог почитает человека, что на каждой литургии снисходит вместе с ангельскими чинами и питает его Своими Всесвятыми Телом и Кровью! «Вся бо воздал еси нам» 687 . Какая существует вещь телесная или духовная, тленная или нетленная, которой бы Он лишил нас? Никакой. Если ежедневно Он дает нам Свое Святое Тело и Кровь, то что может быть выше этого? Конечно же, ничто. Каким Таинствам Бог сподобил служить перстного человека! О бесценная небесная любовь! Одна капля Божественной любви превосходит всякую любовь земную, телесную, мирскую. 2 В Малом Скиту Святой Анны жил один иеромонах Савва, тот самый, что был известен под именем «папа 688 Савва " 689 . Он был духовником отца Иоакима Специериса 690 . Он был духовником и русской императрицы Екатерины 691 . Он литургисал каждый день и был богоносцем, прозорливым, учителем умной молитвы. Однажды кто-то спросил его, что подвигает его к поминовению на проскомидии столь многих имен. Он ответил: «Когда я был помоложе, пригласили мы епископа на освящение храма, что над монастырем Святого Дионисия 692 (там папа Савва раньше безмолвствовал со своим старцем отцом Иларионом 693 , который тоже был известным духовником). После освящения епископ говорит моему старцу: “Можно дать отцу Савве несколько имен, чтобы он поминал их каждый день: ведь он служит каждый день?”. Старец отвечает ему: “Дай столько имен, сколько хочешь”. И он дал мне шестьдесят девять имен. Когда я совершил тридцать девять литургий и должен был служить сороковую, со мной произошел такой случай. Я облокотился на аналой и ждал, когда придет старец и я прочту входные молитвы литургии. Незаметно я заснул и вижу себя во сне облаченным в святое облачение и стоящим перед святым престолом. На святом престоле был святой литургийный дискос и потир, полный Крови Христовой. Затем я вижу, как приходит отец Стефан, берет проскомидийную записку и лжицу, подходит к святому престолу и кладет на него записку рядом с дискосом. Потом он погружает лжицу в Святую Кровь Христову и стирает одно имя. Потом он погружает ее снова и стирает другое имя и так далее, пока не проделал это со всеми именами, и записка стала чистой.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

И аще пророческий глас повелевает нам во век хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколеблемы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор.12:32). И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими (Евр.13:5). (IV всел. 1; трул. 2; карф. 1; двукр. 10). Правилом этим определяется, чтобы все те, кои приняли священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью: из тех правил должны поучаться, как следует вести себя и как управлять вверенною паствою. Эта мысль содержится в первых словах правила, что канонические правила должны служить священным лицам " свидетельствами и руководством ( ε ο, testimonia et ad recte se gerendum) " Поэтому собор не только упоминает " начертанные " правила, но и заповедует, чтобы они на веки хранились и должны навсегда оставаться " несокрушимы и непоколеблемы ( ευ) " . А эти правила: а) Апостольские, б) шести вселенских соборов, в) поместных соборов и г) святых отец. А именно: 85 Апостольских правил, затем - правила, изданные на первых четырех вселенских соборах и на трулльском соборе, который происходил в 691-692 гг. и который имел задачею дополнить то, что не было сделано на пятом (553) и шестом (680) вселенских соборах, и издать правила, вследствие чего трулльский собор и называется пято-шестым, или шестым вселенским собором, - далее правила тех поместных соборов и тех святых отцев, кои названы во 2 правиле Трулльского собора. А что отцы VII всел. собора в настоящем своем правиле разумели именно те правила, кои утверждены на трулльском соборе, свидетельствует председатель VII всел. собора патриарх Тарасий в своей речи на четвертом заседании собора Всем этим правилам собор придает одинаковую важность, ибо составители их были " от единаго Духа просвещены " . О важности и значении всех упомянутых правил мы сказали, что следует, в толковании 2 правила Трулльского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

М.В. Корогодина Глава 7. Драки и ссоры Статей, касающихся ссор, склок, драк, немало в вопросниках, обращённых как к женщинам, так и к мужчинам. Они весьма разнообразны и затрагивают самые разные механизмы человеческих взаимоотношений. При этом мы находим и статьи, известные по многим текстам и переходящие из одного текста в другой, и большое количество статей, присутствующих в одном-трёх текстах. Это показывает, что данная проблема волновала составителей покаянных текстов, и они стремились охватить её как можно более полно. Можно выделить несколько разделов: статьи, касающиеся драк и физического насилия; статьи, касающиеся ругани и вербальной агрессии: обобщённые статьи, говорящие о негативных чувствах по отношению к другому человеку. 1. Драки и побои «Бил до крови кого?» 688 – вопрос, читающийся в некоторых текстах. Он часто формулировался иначе: «Или рода крестьянска, или крестьянина бил?», «Или била без вины человека?» или просто: «Бился?», 689 – когда речь идёт о драках между равноправными членами социума, составители предельно кратки. Из цитируемых ниже статей видно, что дравшемуся человеку запрещено, не взяв прощения, ходить в церковь . Епитимья, назначавшаяся за драки, измерялась 40-дневным постом; 690 такая же епитимья давалась за побои человека, стоящего на низшей ступени социальной лестницы. Часто упоминаются укусы: «А зубы чи укушивала ли еси кого?» – один из относительно распространённых вопросов, особенно в текстах, предназначенных для исповеди женщин. Мужчины часто предпочитали более решительные меры, так что укус фактически становился женским приёмом драки. В одном из текстов специально уточняется, был ли укус до крови. 691 Епитимья приводится в единственном тексте М-Соф. 848 и измеряется 15 днями поста. 692 В одном из вопросников, обращённом к женщинам, указан ещё один характерный женский приём борьбы: «Не драла ли еси кого за власы?» 693 В текстах, обращённых к мужчинам, мы также находим ряд статей об укусах, которые можно спутать с вопросами о драках: «Во колодбе кого вкусил за сесца?», «Или зуб у жены и за сосца приимал?» 694 Однако здесь речь идёт не о драке, а об играх-схватках, близких к сексуальным. 695 Епитимья за такой укус измеряется 7 днями поста.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ в правосл. традиции неканоническая книга ВЗ. И. п. сохранилось только на греч. языке и либо не входило изначально в евр. библейский канон, либо было исключено из него собранием раввинов в Ямнии ок. 90 г. по Р. Х. ( Moore. 1977. P. 325). И. п. признавалось каноническим мн. вост. раннехрист. авторами, в т. ч. Оригеном ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 2), свт. Афанасием I Великим Александрийским ( Athanas. Alex. Ep. pasch. 34), свт. Кириллом Иерусалимским ( Cyr. Hieros. Сатесн. 4. 35), свт. Епифанием Кипрским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] VIII 6), и рассматривалось в качестве канонической Лаодикийским Собором (Лаодик. 60). Свт. Иларий , еп. Пиктавийский, считал И. п. одной из книг Свящ. Писания ( Hilar. Pict. In Ps. 1. 15. Col. 242). Нек-рые древние авторы, напр. Тертуллиан ( Tertull. Adv. gnost. 8. Col. 137), сщмч. Киприан Карфагенский ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 4. Col. 522), не упоминая о послании как об отдельной книге Свящ. Писания, рассматривали И. п. как часть Иеремии пророка книги . Однако, согласно 85-му Апостольскому правилу, подтвержденному Трулльским Собором (691-692), И. п. не относилось ни к «чтимым и святым», ни к книгам, «полезным для юношей». Его не считали каноническим свт. Григорий Богослов и Амфилохий , еп. Иконийский (Книга правил. С. 372-375), а также Мелитон , еп. Сардский (Сардийский) ( Euseb. Hist. eccl. IV 26), и блж. Августин , еп. Гиппонский ( Aug. De doctr. Christ. II 12. Col. 41). Несмотря на то что Вульгата содержит И. п. в качестве 6-й гл. Книги прор. Варуха , блж. Иероним Стридонский считал его неканоническим наряду с др. книгами Септуагинты, к-рые не имели параллелей в совр. ему евр. Библии ( Moore. 1977. P. 325). В период Реформации М. Лютер отверг отсутствующее в иудейском каноне И. п., в то время как Тридентский Собор (1545-1563) католич. Церкви утвердил достоинство книги в качестве второканонической. Позднейшие правосл. Соборы XVII в. признавали И. п. одной из книг Свящ. Писания, умалчивая о его каноническом статусе ( Юнгеров. 2003. Вып. 1. С. 150). Содержание

http://pravenc.ru/text/293618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ (МАРИН) И ЕВГЕНИЙ [Греч. Μαρα (Μαρνος) κα Εγνιος] († нач. VI в.), преподобные Вифинские (пам. 12 февр.). Источники Древнейшие версии Жития М. и Е. не содержат к.-л. хронологических и географических указаний (в более поздних редакциях местом рождения этих святых названа Вифиния; маронитская традиция утверждает, что М. и Е. подвизались в мон-ре Каннубин в Сев. Ливане, а армянская - в мон-ре Сыркхуванк, к югу от г. Ван). Исследование древнейших списков, предпринятое М. Ришаром, позволило опровергнуть выводы Л. Клюнье о лат. тексте Жития как о первоначальном и о том, что М. жила в V в. в окрестностях Триполи (Сирия). Ришар считает, что первоначальное Житие было написано на греч. языке между 525 и 650 гг., вероятно в Сирии. Ближайшей по времени написания к несохранившемуся первоначальному Житию версией является т. н. древнее Житие (Vita antiqua, согласно терминологии Ришара; в BHG не имеет номера). Наиболее ранний список древнего Жития относится к Х в.- Ath. Vatop. 38. Сир. палимпсест 778 г. (Sinait. syr. 30), содержащий версию Жития BHO, N 697, свидетельствует о том, что в то время уже существовало несколько редакций Жития М. и Е. Основными греч. редакциями являются «переработанное Житие» (Vita rescripta) в 3 разновидностях (BHG, N 614: PG. 115. Col. 348-353 по Paris. gr. 1538, X в.) и «расширенное Житие» (Vita aucta) (BHG, N 615d). Греч. Житие представлено большим числом вариантов (Vie de St. Marine. III: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 4. P. 572-592=Vie de St. Marine. II: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 33-61; Richard. 1975; Idem. 1977). Сюжет о женщине-монахине, которая, не узнанная никем, подвизалась в муж. мон-ре, был популярен в лит-ре правосл. Востока (см. также прмц. Евгения Римская, прп. Аполлинария , прп. Евфросиния (Смарагд), прп. Феодора Александрийская, прп. Матрона Пергская, прп. Анастасия Патрикия и др.). Житие М. и Е. было переведено на неск. языков: армянский (BHO, N 690; не изд.), сирийский (раннее сир. Житие BHO, N 697: Lewis. 1900; Histoire de Sainte Marine. I: Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 283-289=Vie de St. Marine. V. Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//Vie et office. 1905. P. 111-124; более поздние сир. версии BHO, N 694-696: Bedjan. Acta. T. 1. P. 366-371), коптский (BHO, N 691: Vie de St. Marine. IV: Texte Copte/Publ. et traduit par H. Hyvernat//ROC. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152=Ibid. III: Texte Copte/Publ. et trad. par H. Hyvernat//Vie et office. 1905. P. 62-78), арабский (BHO, N 692-693: Ibid. V: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//ROC. 1902. T. 7. N 2. P. 245-264=Ibid. IV: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//Vie et office. 1905. P. 79-98) и эфиопский (Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//ROC. 1903. T. 8. P. 614-622=Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//Vie et office. 1905. P. 192-200).

http://pravenc.ru/text/2562138.html

Особый вид церковного служения, исполняемого вдовами. «Апостольские постановления» указывают, что вдовицы занимают подчиненное положение не только по отношению к епископам, пресвитерам и диаконам, но также и к диакониссам Статья из Православной энциклопедии [греч. α χραι τς κκλησας],особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов. Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок — диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр ( Clem. Recogn. VI 15). Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях» (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24. 24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. …Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия».

http://pravmir.ru/vdovicy-cerkovnye/

Р Раковина Раковина перламутр. «Запона кораблем с раковиною» 679 . – У пищали «ложе с костьми и с раковины; – ложе черепаховое с раковины». – «Арчаг, в луках и в известях втираны раковины» 680 . Ратовище. См. Копье, Рогатина. Репей Репей 1) маленькая металлическая, зубчатая чашечка, в которую вставлялся драгоценный камень или жемчужное зерно: «у чюдотворца в венце яхонт червчат да два алмазцы в репьях, да четыре жемчюги на спнях; да в цате яхонт лазорев да два яхонты червчаты в репьях, да четыре жемчюги на спнех» 681 . – 2) узор в виде зубчатых листиков или цветочков. На саадаке «репьи серебряны золочены, резаны на проем» 682 . – В середке некоторых знамен царя Михаила Федоровича были репьи тафты белой, желтой и зеленой 683 . – «Камка с травки и с репейки» 684 . – 3) металлическое украшение при конце навершья у воинского колпака 685 . Решма Решма – конское металлическое украшение в виде круглых и продолговатых бляшек или пластинок, прикреплявшихся на переносье узды 688 . Ровдуга, Ролдуга Ровдуга, Ролдуга=Ирха. «Лоскут ровдуги красной». – Ровдужный сделанный из ровдуги. «Кожан ровдужной крашеной; другой кожан ровдужной» 689 . – «Рукавки теплые перстчатые ролдужные» 690 . Рогатина Рогатина – широкое, плоское, на обе стороны острое копье, насаженное посредством тулеи (трубки) на скепище или короткое ратовище с металлической оковкой, которая называлась подтоком. Рогатины были боевые, которые употреблялись пешими воинами, и охотничьи, с которыми ходили на медведей. Между тульей и пером боевой рогатины иногда делалось яблоко и привешивалась кисть; охотничьи рогатины имели и в старину, подобно нынешним, отроги и тульи. В Лаврент. сп. Летописи под г. 6657: «един от Немчичь видев и (князя Андрея Георгиевича), хоте просунути рогатиною, но Бог сблюде и» 691 . В Никон. сп. под 6952 г.: «Приидоша на них (Татар) Мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки Рязанския такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другие стороны, а воеводы великого князя Василия Васильевича с своею силою, а пешая рать многа собрана на них с ослопы и с топоры и с рогатинами» 692 . – В описи казны Бориса Федоровича значатся рогатины Англинские, Немецкие, Московские: «Рогатина Аглинская, по скепищу 4 пруты железных, гвоздье медяно. – Рогатина Немецкая, травы резаны на проем и золочены; у ней кисть шолк червчат с золотом, скепищо деревянное чорно, тощое, грановито. – Рогатина Московская, наведена золотом, на туле подпись слова имя Бориса Федоровича, скепищо вязовое» 693 . Рог

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Т.Г. Леонтьева Глава V. Духовенство и революция 1. Вера, власть, церковь: испытание войной Серьезные потрясения обычно либо сплачивают общество, нейтрализуя в нем деструктивные тенденции через веру, либо, напротив, ускоряют его развал. Вступление России в мировую войну показало наличие и той, и другой тенденции. Вторая оказалась сильнее, хотя вся глубина пропасти безверия открылась не сразу. Часть интеллигенции (к ней относился известный историк церкви А.В. Карташов) полагала, что «войну надо принимать религиозно». Но ее большинство считало такую позицию частью казенного патриотизма 691 . Простой народ, со своей стороны, понимал войну, как «кару Божью», никак не связывая ее с необходимостью защиты православного Отечества. В 1916 г. один вологодский крестьянин так и заявил: в прошлом году пришлось пережить трудное лето – должно быть, Господь разгневался на нас за наши грехи 692 . В ужасах войны (жертвы, мобилизации, реквизиции, наплыв беженцев) народу виделось наказание Божье, а в редких удачах на фронте – надежда на прощение. Служители культа отмечали, что наблюдался наплыв прихожан в храмы, участились обращения к исповеди и покаянию, а «проявления безверия, распущенности и хулиганства гасли в общем массовом благочестии» 693 . Большую роль, считали священники, сыграло «благодетельное отрезвление народа по Царскому слову» – прекращение казенной торговли вином. Из деревенской жизни исчезли обычные прежде ссоры, драки, кражи, стали спокойнее сельские и волостные сходы, снизилась преступность 694 . В Тверской губернии уменьшилось даже количество нищих, босяков. Полицейские сводки рисовали трогательную картину готовности народа к жертвам «на благо Родины» 695 . Оживление религиозных чувств отмечали в своих отчетах практически все епархиальные архиереи 696 . Но довольно скоро обнаружилось, что все это временные явления: кто-то «успокоился», а кто-то по привычке крестился лишь на «всякий случай» – пусть чаще, чем ранее. Снижалась и активность священников. Епископ Владимирский и Суздальский сообщал: «Пастыри являются только совершителями богослужения и отправителями треб, а не духовными руководителями своих пасомых... Пасомые, со своей стороны, равнодушно относятся к делам церкви и, если и обращаются к духовенству, то, по большей части, по принуждениям чисто внешним». Война не помогла преодолеть их былого взаимоотчуждения. Наряду с этим отмечалось и нечто новое в поведении верующих. В 1915 г. священнослужители – депутаты Государственной думы в записке обер-прокурору Синода В.К. Саблеру констатировали «оскудение в церкви религиозного духа и охлаждение к ней всех слоев общества» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Глава 6. Богословие личности согласно прот. Думитру Станилоэ Протоиерей Думитру Станилоэ как представитель неопатристического синтеза Одним из наиболее выдающихся и плодотворных 683 православных богословов двадцатого века, признанным патрологом 684 и мыслителем, 685 но одновременно еще не вполне хорошо известным и изученным ввиду языковых трудностей, является румынский священник и исповедник прот. Думитру Станилоэ. Отца Станилоэ «можно по праву назвать богословом любви» и «личного общения», 686 видевшим задачей подлинного богослова, отвечая на новые запросы современности, 687 наглядно показать взаимосвязь «догмы и личной духовности». 688 Его относят к ярчайшим представителям неопатристики и богословского персонализма, наряду с «о. Г. Флоровским , проф. В. Н. Лосским , преп. Иустином Поповичем , о. Софронием Сахаровым » 689 и другими. Прот. Станилоэ известен как «ведущий переводчик и специалист по святоотеческой литературе», 690 комментатор многочисленных святоотеческих сочинений 691 и одновременно догматист с солидным знанием, как современного богословия, так и философии. 692 Ему было свойственно «творческое и внимательное прочтение источников», 693 причем особенное влияние на его богословие оказало учение преп. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы . 694 Сам о. Думитру, отвечая на критику ряда западных богословов, обвинявших его творческий синтез в неоправданных «инновациях», вносимых в древнюю Традицию, настаивал на том, что его богословский подход нужно называть не «творческим богословием», а лишь попыткой «творческого прочтения» 695 Предания. Прот. Станилоэ, по оценке исследователей его творчества, «одновременно открыт» к изучению «современных идей» и в то же время способен отыскивать в них «концепции, кристаллизующие интуиции Отцов». 696 «Богословие диалога», «богословский персонализм», «динамика общения с Богом и обожения» и многие другие темы, привлекающие внимание современных богословов и философов, можно сказать, были глубоко «поставлены» и развиты в рамках размышлений о. Станилоэ. Будучи серьезным, глубоким богословом, о. Думитру осознанно и «решительно отказался от схоластического метода трактовки догматов как абстрактных формул, которые, как он сам замечает, представляют исключительно теоретический интерес, в значительной степени преувеличенный и не имеющий никакой связи с глубинами духовной жизни человека». 697

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010