Задачей выяснить количество земли (площадь территории), находившейся в это время в руках духовенства, мы не задавались. Это можно было бы сделать лишь посредством исследования так называемых «офицерских переписей», но они относятся к эпохе самой секуляризации и исследование их, по их обширности, может составить предмет особой работы. Определяя размер имущества, мы брали в расчет количество душ мужского пола, как это и было обычно в то время, и даже вплоть до освобождения крестьян. К этому надо прибавить, что в изучаемый период отдельные вотчины не всегда принадлежали одним и тем же владельцам и бывали случаи 1) пожалования церковных вотчин Миниху, князю И.А. Долгорукову, генерал-майору Сенявину и другим. (Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1727 г. л. 67; там же 1729 г. л. 37; О.А.С.С. XII, 88/12, 1732 г.; М.А.М.Ю. кн. протоколов л. 107, 13 декабря 1729 г.; там же л. 43, 14 октября 1731 г. и др.); 2) возвращение вотчин духовным владельцам, например, от князя Меньшикова (Сб. Р.И.О. т. 79, стр. 63; т. 94, стр. 106; Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1728 г. л. 1; П.С.П. VI, 2112; VII, 2649, 2650, 2651, 2661, 2662, 2666, 2667; О.А.С.С. VIII, 106/4; 162/128; 209/136; 395/14; 421/345; 523/15 и др.), от А. Волкова, к которому они перешли от Григория Скорнякова-Писарева (Сб. Р.И.О. т. 69, стр. 780), от Олонецких заводов (Сб. Р.И.О. т. 69, стр. 865, 900–903; Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1728 г. л. 49); 3) передача вотчин от одного монастыря к другому, или от архиерейского дома к монастырю, или от архиерейского дома к синодальному дому, что также нередко сопровождалось припиской и самого монастыря к другому (П.С.П. III, 1069; VI, 2126, 2165, 2327, 2389, 2437; Архив Св. Синода протокол 9 февраля 1756 г. М.А.М.Ю. кн. протоколов л. 87–88 и др.); 4) наконец, даже подтверждения жалованных грамот на вотчины и пожалования новых (П.С.З. 5686; XI, 8740; XIII, 9687, 9828; Сб. Р.И.О. т. 104, стр. 63, 452–456; П.С.П. I, 372, 1743 г.), как это было, в особенности, по отношению к вновь учрежденному Александро-Невскому монастырю (Сб. Р.И.О. т. 104, стр. 202, 234, 534–538; т. 106, стр. 295; П.С.П. VII, 2397; П.С.З. IX, 6457).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Е. Ч. Скржинская не собиралась ограничиваться переводом и публикацией одних только византийских авторов, писавших о хазарах, что следует из ее отчета о работе в первом полугодии 1952 г., помеченного «9 июня 1952 г. пон. на засед. группы слав. русск. археол.»: «– по плановой теме (Саркел – Белая Вежа проблема XV) «Письменные источники (греческие, славянские, латинские)» сделаны а) переводы с означенных языков 25 отрывков из 13 источников б) комментарии к этим текстам в) введение заключающее характеристику тех сведений о Хазарах и Хазарин, которые дают источники и, в частности, разбор вопроса о Саркеле (о цели его построения). Вся работа (начатая во 2-м полугодии 1951 г.) занимает ок. 6 п. л. – Прочтен доклад на заседании группы сл.-русск. археологии (в марте 1952 г.)...» (Оп. 1. Ед. хр. 70. Л. 222). В бумагах сохранились собственноручные тезисы этого доклада: «Краткое содержание доклада Е. Ч. Скржинской «Византийские источники о Хазарах и Саркеле " », содержащие 6 тезисов и датированные 5 апреля 1952 г. (Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 48–50). В конце того же года, в субботу 13 декабря, состоялся ее доклад по работе «Анализ письменных источников о Хазарах и Хазарии (свидетельства византийских писателей VI–XII вв.)», о котором также имеется «Краткое сообщение», датированное 8 декабря 1952 г. (Оп. 1. Ед. хр. 69, рукопись и машинопись). Можно предполагать, что к этому дню исследовательница сочла основную часть работы оконченной. На протяжении 1970-х гг. Е. Ч. Скржинская много внимания уделяла другим кочевникам, беспокоившим и Византию, и Киевскую Русь в домонгольскую пору, – половцам. Ею собраны обширнейшие материалы: различные свидетельства о половцах русских летописей, византийских писателей, западноевропейских хронистов; проработана богатейшая литература, написано несколько набросков, содержащих ее размышления о влиянии кочевников южных степей на особенности развития древнерусской государственности и о самом названии «половцы» (Оп. 1. Ед. хр. 74–79). По материалам и наброскам эта работа была реконструирована и опубликована уже после кончины автора Η. Ф. Котляром. 1990

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Вернисаж выставочного сезона в арт-центре " Пушкинская-10 " Арт-центр " Пушкинская-10 "  приглашает на вернисаж выставочного сезона СТОРОННИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ , который объединит шесть новых выставок.  В завершении гостей ждет новый музыкальный фестиваль от SAO.Smudio u FishFabrique Nouvelle. Дата: 30 апреля в 17:00 Источник: Арт-центр " Пушкинская-10 "   Акция " Обмен растениями " на благотворительной Вербной ярмарке 30 апреля проект " Дача в городе " откроет новый сезон  Обменов Растениями . Обмен растениями - это акция, на которую можно принести свое растение и обменять его на любое понравившееся. Первый Обмен состоится на  Благотворительной Вербной ярмарке .  Этот день ярмарки посвящен дачной тематике и городскому озеленению. Как обмениваться растениями? Инструкция здесь. Дата и время: 30 апреля с 12:00 до 16:00 Адрес: Пространство " Легко-Легко " , Б. Пушкарская ул., 10 Контакт: Ольга Смердова - 8(951) 675-00-69, smeoly@gmail.com Источник: Информация организаторов акции Обмена растениями   Творческая встреча, посвященная 260-летию со дня рождения А.Ф.Моцарта " Моцарт навсегда " Творческий проект Вдохновение приглашает семьи с детьми на творческую встречу, посвященную 260-летию со дня рождения А.Ф. Моцарта " Моцарт навсегда " . Выставка подходит для детей 0+ и для детей с инвалидностью. В программе: - детям о Моцарте - отрывки из произведений Моцарта - выставка конкурса рисунка " Моцарт навсегда " Участие бесплатно по предварительной регистрации Дата и время: 30 апреля 12:00 Адрес: Санкт-Петербург, Столярный пер., 18/69 ТО NOTA BENE Контакт: Загидулина Софья, 8(911) 793-99-79, s.zagidulina@azbukadobra.ru Источник: Творческий проект Вдохновение Выставка " Веселый крендель " в Выборге В средневековых интерьерах Усадьбы бюргера - памятнике архитектуры XVI в.  - к майским праздникам открыта выставка " Веселый крендель " . Выборгский  Клуб ремесел, объединивший мастеров по керамике, текстилю, дереву и авторской игрушке, представил коллекции " Звериная тропа " , " Персоны Калевалы " и " Кот Тотти " . Выставка работает во все праздничные дни без выходных с 10:00 до 18:00, вход свободный.

http://mitropolia.spb.ru/docs/segodnya-v...

В ГИМ, Син. 598 в число дополнительных молитв, помимо Д1 и Д3, входят Д2 и особая молитва в чине обручения; кроме того, в этой рукописи имеется и ряд других изменений: пение стихов Пс. 8 во время шествия в конце чина венчания заменено более сложным по структуре антифоном со стихами Пс. 127 ; священническое благословение после молитвы на снятие венцов опущено; текст молитвы К1 переработан. Поэтому мы полагаем, что ГИМ, Син. 598 является свидетелем первой правки ранней славянской версии чинов обручения и венчания, в ходе которой к тем были прибавлены две дополнительные молитвы (одна, обручения, в дальнейшем не прижилась, а другая, венчания, получила широкое распространение), а заключительная часть чина венчания была видоизменена. Следующим этапом правки стало включение службы чтений в состав чина венчания. Этот этап отражен в НБКМ 960 и ГИМ, Хлуд. 121. Помимо Д1 и Д3, здесь уже имеются как молитва Д2, так и тот же антифон в конце чина венчания, что и в ГИМ, Син. 598 78 . Кроме того, заключительная молитва чина венчания в НБКМ 960 (та, что содержит прошение о тех, кто держал венцы над головами молодоженов) текстологически связана с дополнительной молитвой чина обручения из ГИМ, Син. 598. Наконец, заключительным – если остановиться на материале XIV в. – этапом редактирования чина венчания стало перемещение службы чтений из начальной части чина в центральную. Этому соответствуют рукописи РНБ, Q.n.I.24; НБС, Дечан. 67 и НБС, Дечан. 69. Чин венчания, согласно этим рукописям, содержит дополнительные молитвы, а шествие в конце чина венчания сопровождается пением того же антифона, что и в ГИМ, Син. 598 79 . Рукопись ГИМ, Син. 601, как было показано, находится в стороне от выявленной нами линии развития славянских версий чинов обручения и венчания в эпоху до рубежа XIV–XV вв. Очевидно, она содержит совершенно новый перевод, который должен был следовать новым константинопольским стандартам середины – 2-й половины XIV в. Эти стандарты могли влиять и на списки, следовавшие более старой традиции: так, в НБС, Дечан. 69 отсутствует (сознательно опущена?) молитва Д1, а в РНБ, Q.n.I.24 нет молитвы Д3 и появляется молитва К2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   Музак 259    Мурну Г. 463    Мутафчиев П. 556    Мухаммед, эмир 199, 387—389    Мухаммед, султан 609    Намбит 148, 150, 151, 209, 496    Неанц 221—223, 235    Нидерле Л. 604    Низам аль-Мульк 525    Никерит, см. Лев Никерит    Никита Кастамонит, Кастамонит 209, 218, 330    Никита Панукомит, Панукомит 146, 320    Никита Халинц 311    Никита Хониат 15, 16, 19, 471, 474, 500, 502, 513, 533, 550—552, 560, 626, 629    Никифор, внук Анны Комниной 19    Никифор, племянник Ирины Дукены 409    Никифор, сын Декана 340    Никифор III Вотаниат, Вотаниат, император 7, 9, 10, 55, 61, 62, 68, 69, 79, 80, 85, 86, 88—92, 98, 104, 108, 111—117, 119, 123, 134, 149, 153, 157, 180, 206, 220, 439, 444—446, 449—452, 462, 466, 467, 470, 474—477, 483, 487, 494, 500, 522, 539, 566    Никифор Вриенний, Вриенний, муж Анны Комниной, историк 11, 14, 16, 19, 28, 29, 36, 37, 42, 54, 285, 364, 397, 409—411, 439—444, 445—452, 455, 464, 467, 476, 477, 487, 493, 494, 532, 549, 553, 554, 556, 594, 602, 613, 627—630    Никифор Вриенний Старший, Вриенний 9, 38, 61, 63, 64, 66— 69, 104, 153, 205, 206, 268, 269, 439, 444, 445, 448, 450, 464, 469, 487    Никифор Диоген, Диоген 24, 148, 205, 209—211, 253—264, 479, 547, 549—551    Никифор Иалий Эксазин, Эксазин 330, 331, 337, 341, 590, 592    Никифор Катакалон 270, 448, 528, 546    Никифор Комнин, брат Алексея I 123, 463, 479    Никифор Мелиссин, Мелиссин 9, 24, 107, 108, 110—113, 122, 150, 167, 209, 213, 231, 232, 234, 238, 239, 242, 267, 470, 476, 478, 507, 508, 540    Никифор Палеолог 113, 114, 152, 441    Никифор Синадин 148, 152    Никифор Стравороман 467    Никифор II Фока, император 475, 590    Никифорица 8, 452, 455    Николай II, папа 454    Николай, писец 207    Николай Врана, Врана 145, 201, 202, 494, 621    Николай Врана, протоновелиссим 494    Николай III Грамматик, патриарх 265, 267, 420, 423, 552, 621    Николай Калликл, Калликл 426, 427, 550, 626    Николай Маврокатакалон, Маврокатакалон 203—205, 209, 227, 274, 279—281    Николай Мистик 461

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Д. Четвертая строфа (: ). I. 66 . Кто уподобится с Тобою, 67 . (и) кто сходствует с Тобою, 68 . (и) кто сравнится с Тобою! ( Пс. 89:7 ) II. 69 . Бог великий, сильный и страшный! ( Иер. 32:18 др.) 70 . Господь всевышний, создатель неба и земли! ( Быт. 14:19. 22 др. ср 1Пет. 4:19 (κτστης π. λεγ) 1Пет. 1:5, 2:17 ; 2Пет. 1:3, 3:5, 7, 10, 12, 13 III. 71 . Будем восхвалять Тебя и прославлять Тебя и славословить Тебя, 72 . и благословлять имя святое Твое! 73 . Как сказано у (от) Давида (Давидом): «Благослови душа моя Бога и вся внутренность моя имя святое Его». ( Пс. 103:1; 144:21 ср. Деян. 1:16. 20; 2:25; 4:25 ср. стр. 64) IV. 74 . Сильный во всемогуществе (множ. число) силы Твоей, ( Пс. 68:3 множ. соотв. 1Пет. 1:11 и 1Пет. 2:9 ) 75 . Велики во славе имени Твоего, 76 . Крепкий до конца и страшный в чудесах (ужасных делах, ужасах) Твоих, ( Втор. 10:21 ; 2Цар. 7:23 ; Пс. 139:14 ср. 1Пет. 2:17, 3:14 ) 77 . Царь, восседающий на престоле высоком и превознесенном! ( Ис. 6:1 ср 1Пет. 3:22 ) Строки 66–68, 71–72 и 74–76 имеют в конце одни и те же слова, а 69–70 созвучные. Стр. 60 процитирована в вышеук. местах Талмуда. Е. Строфа пятая (: ). I. 78 . Живый вечно (вечность), Превышний и Святый – имя Его ( Ис. 37:15 ; 1Пет. 1:15, 16, 23, 25 ; 2Пет. 3:18 ) 79 . и (как) написано: «Ликуйте праведники о Господе», «благочестивым подобает хвалить (хвала)» ( Пс. 33:1 ) II. 80 . Устами благочестивых Ты превозносишься, 81 . и словами праведных Ты благословляешься, 82 . и языком преподобных Ты святишься, 83 . и сердцем святых Ты прославляешься. III. 84 . И в собраниях мириад (множеств) народа Твоего ( 1Пет. 2:9. 10 ), дома Израилева ( 1Пет. 4:17 Деян. 2:10. 36 ), в славословии (славословиях) прославляется имя Твое, Царь наш, во всяком роде и роде; ибо таков долг всех созданий пред лицом Твоим, Господи Боже наш и Боже отцов наших, благодарить, восхвалять, прославлять, славословить, превозносить, чествовать, благословлять, ублажать и провозглашать всеми словами песнопений и славословий Давида, сына Иессеева, раба Твоего, помазанника Твоего. ( Пс. 17:1, 51, 88:21 ; 1Пет. 2:16 ; 2Пет. 1:1 ; Деян. 2:30, 36, 3:18, 4:25–26, 13:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

11. Λονγνος Аскалонский в Палестине (Νικ 27). 12. Μανκιος Епифанийский в Килисирии [Νικ 64 Ant 13 (Mauritius) Αντ 5 (Μανκιος, не Manicheus, как передает Но)]. 13. Μκιμος (арабское имя) кафедра неизвестна (Αντ 25). 14. γπιος Селевкийский в Исаврии (Νικ 177 Ant 25 Αντ 7? 12?). 15. Μακεδνιος Мопсуестийский в Киликии (Νικ 90 Ant 19 Αντ 6), исповедник, впоследствии видный деятель среди евсевиан. 16. Παλος Неокесарийский в Килисирии (? ср. (Νικ 66 Ant 15 Αντ 22). 17. Βασσιανς-Βασσνης Гавулский в Килисирии (Νικ 71). 18. Σλευκος хорепископ из Килисирии (Νικ 68). 19. Σπατρος Беританский в Аравии (Νικ 76). 20. ντοχος Ришайнский в Месопотамии (Νικ 80 Ant 8 – Rhesinatis Αντ 21; не капитолиадский в Палестине Νικ 39, как думал Швартц в 1905 году: этот последний на соборе около 333 года не присутствовал, и его кафедра лежала дальше от Антиохии, чем Ришайна). 21. Μακριος Иерусалимский в Палестине (Νικ 21) – один из самых убежденных противников Ария. В письме к Евсевию у Thdrt I, 5 Арий называет его в числе трех «еретиков-неучей» вместе с Филогонием Антиохийским и Еллаником Трипольским (ниже Один из «мужей апостольских» по Афанасию Великому (ad ep. Aeg. et Lib. 8). – Александр Александрийский обращался к нему с особым посланием Epiph. haer. 69, 4. 22. κωβος Нисивинский в Месопотамии (Νικ 79 Ant 9 Αντ 17) «муж апостольский» по Ath. I. c. [ ακβον κα τν σν ατ τν π μσης τν ποτμων; следовательно к числу безукоризненно православных епископов нужно относить, по Афанасию, и Антиоха Ришайнского]. 23. λλνικος Трипольский в Финикии (Νικ 44) – «еретик-неуч» по Арию у Thdrt. I, 5; низложенный впоследствии евсевианами Ath. hist. arian. mon. n. 5. На соборе около 333 года присутствовал его приемник Феодосий Αντ 9. (Ant om). 24. Νικητς Флавиадский в Киликии (Νικ 87 Ant 22). 25. Αρχλαος Долихский в Килисирии (Νικ 58 Ant 10 Αντ 13). 26. Μακρνος Ямнийский в Палестине (Νικ 29). Александр Александрийский обращался к нему с особым посланием Epiph. h. 69, 4. 27. Γερμανς Неапольский в Палестине (Νικ 22 Ανκ 18 Νκσ 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Что же касается личности Мухаммеда, то нет недостатка в таких фактах и личных качествах его, которые противоречат мусульманскому же идеалу пророка. От остальных арабов его отличала только ошибка самосознания. С убеждением приписать свое произведение Богу значит быть самообольщенным и находиться не в нормальном состоянии самосознания. Общие заключительные выводы. Таблица 1 (к сноске 151). 610–613 г.г. 105 гл. 19, 42–64, 98; 25, 36–46; 27, 7–59; 18, 8–25;; 89, 1–13; 53, 50–55; 34, 10–13; 32, 21–30; 40, 1–22; 24–55; 91, 1–15; 54, 8–54; 41, 24; 36, 9–47; 43, 25–26; 85, 12–17; 615–620 гг. 69, 1–12; 38, 1–46; 14, 5–28; 77, 15–17; 44, 16–42; 71, 1–29; 6, 4–14; 65–92; 23, 23–79; 613–615 гг. 26, 9–191; 11, 27–123; 10, 12–15; 21, 49–112; 68, 44–45; 15, 51–84; 17, 2–8; 29, 13–38; 79, 15–26; 51, 24–55; – 103–107; 28, 1–85; 7, 3–155; 50, 12–13; 37, 69–148; 20, 101; 620–622 гг. 13, 7–8. 46, 20–24. Таблица 2 (к сноске 283). Далее отделения следуют в таком виде 3 гл. отменяет отменяет 5 Абу Ханифа – основатель ханифитского толка. Он родился в 80 г.г. и приобрел известность как знаток сюниитской юриспруденции. Учение его как мыслителя и богослова мусульманского принято в Турции, Индостане и у татар, о силе логики Абу Ханифы рассказывают, что, если бы кто сказал, что деревянный стол сделан из золота, он доказал бы это своими аргументами (Dictionary of Islam, стр. 7–8). За свой отказ сделаться судьею он был заключен в тюрьму, где терпеливо переносил жестокое обращение стражи и где скончался в 150 г.г., прочитавши весь Коран семь тысяч раз. Свой отказ от должности судьи он мотивировал тем, что истину говорить несвойственно ему, а лгать несвойственно судье. Sale, Preliminary Discours, р. 232. 10 Это «Жизнь Мухаммеда», написанная Ибн Исхаком и Ибн Гишамом. Ибн Исхак (151 г. п. Г.), ученик Зогри (124 г. п. Г.), труд которого, хотя цитуется последующими писателями, не сохранился, составил биографию Мухаммеда по поручению Халифа Аль-Мансура. На этом замечательном и обширном труде достроил свою биографию Мухаммеда Ибн Гишам (213 г. п. Г.). Вейлем переведена эта биография на немецкий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1096 Балдвин – по-видимому, Балдуин II дю Бург (ок. 1075–1131); граф Эдесский, с 1118 г. – король Иерусалима. С переменным успехом вел непрерывные войны с мусульманами и весной 1124 г. оказался в плену у атабека Нур-ед-даула Балака, а затем в руках правителя Халеба Темирташа ибн Илгази. Подписав союзнический договор с Темирташем и поклявшись внести выкуп в 80 000 золотых и отдать в гарем одну из своих четырех дочерей, Балдуин был освобожден в конце лета 1124 г., но не выполнил ни одного из своих обетов, а тотчас же вновь выступил против турок (RohrichtR. Geschichte des Konigreichs Ierusalem. 1100–1291. Cap. VII–VIII. Innsbruck, 1898). 1097 Амурат, воевода срацинский – В списках I вида – турский. В «Театре» – Адмират-паша (Нур-ед-даул Балак?). 1099 ...молением... – В «Театре» – «ловкостью и хитростью». Но у Виниуса благородству одной стороны воздается великодушием другой. 1100 Игнатий – Жан Баттиста Чипелли (ок. 1473–1553), известный как Эгнацио из Венеции. Литературный и общественный деятель, друг Эразма Роттердамского; сотрудничая с Альдом Мануцием, редактировал и комментировал классических авторов, писал в разных жанрах в стихах и прозе и, в частности, составил трактат «О происхождении турок», но там этой истории нет – она рассказана у Фулгозио («Дела и слова, достойные упоминания», V. 2. «О Адмирате Турецком, родом из арабов»). 1104 ...человека два... – В текстах Саделера и Вондела (так же как у Эзопа, Бабрия, Авиана) путник один, но дважды изображенный на гравюре: в «Театре» – сначала кутающимся в плащ от ветра (слева графического поля) и затем – упарившимся под солнцем – справа, тогда как на гравюре «Сада» все предстает в зеркальном и поэтому логически обратном порядке. 1106 ...царем-братом... сыном кесаря Веспасиана. – Пояснения Виниуса; у Садлера и Вондела ни Веспасиан, ни родственные отношения императоров не упомянуты. Тит (39–81) – старший сын Веспасиана. Завершил покорение Иудеи: взял в 70 г. Иерусалим и разрушил храм. Император с 79 г. Доменьтиан – Домициан (51–96), младший брат Тита, император с 81 г. Свирепо расправлялся с политической и духовной оппозицией, преследовал христиан и требовал именовать себя «господином и богом». Истощил казну на игрища и сооружения во имя императорского величия, а также на подачки пресмыкающимся приближенный (см. 130). Веспасиан (9–79) – римский полководец, подавивший иудейское восстание 66–70 гг. Император с 69 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 ИРЛИ. Древлехранилище, колл. В. Н. Перетца, 474, л. 23 об. 68 43 Первый журнал русских футуристов, 1914, 1/2. 69 44 Бытие, XI, 1–9; Деяния, II, 1–13. 70 45 См.: Успенский Б. А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по–сирийски? — В кн.: Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979, с. 79—82. 71 46 Черноризец Храбър. О письменехь. Критическо изд., изготвила Алда Джамбелука–Коссова. София, 1980, с. 129—130. 72 47 Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Изд. подготовили Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Л., 1975, с. 110. 73 48 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 89. «Похаб Семеон», которому подражал Андрей Цареградский, — это палестинский монах Симеон, память которого приходится на 21 июля. Прекрасный перевод греческого жития Симеона («Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского») на современный русский язык см. в кн.: Византийские легенды. Издание подгот. С. В. Полякова. Л., 1972, с. 53—83. 74 49 ГБЛ, собр. Ундольского, 361, л. 4 об. В свое время Л. Н. Пушкарев упрекнул меня за то, что при описании древнерусского юродства я пользуюсь и византийскими памятниками, между тем как «византийские жития мало что могут дать исследователю» (Вопросы истории, 1977, 7, с. 169). Этот упрек резонен, если иметь в виду только этнографическую, бытовую и историко–прагматическую сторону дела. Но я занимаюсь феноменологией юродства, пытаюсь выделить его стереотипы, свести их в некую общую таксономию, и никак не могу обойтись без. византийских житий: они представляли собою нечто вроде инструкции по этикету юродства, и если не подвижники, то русские агиографы строго ей следовали. 75 50 Житие Прокопия Устюжского, с. 8—9, 14. Судя по источникам, Новгород был «столицей» русского юродства. 76 51 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 118—119 77 52 БАН, Устюжское собр., 55, л. 24—24 об. 78 63 Там же, л. 27—27 об. «Слово „притча " в Древней Руси понималось в различных смыслах: уподобление, иносказание, притча, гадание, загадка, изречение, присловие, поговорка» (Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья, с. 157). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010