685 Многие дал ты дары, чтобы выкупить мертвого сына; Но за живого тебя троекратной ценою заплатят Дети твои, у тебя остающиесь, если узнает Царь Атрейон о тебе и ахейцы другие узнают”. Так провещал; ужаснулся Приам и глашатая поднял. 690 Гермес мгновенно запряг им и коней и месков яремных; Сам через стан их быстро прогнал, и никто не увидел. Но лишь достигнули путники брода реки светловодной, Ксанфа пучинного, богом рожденного, Зевсом бессмертным, — Там благодетельный Гермес обратно вознесся к Олимпу. 695 В ризе златистой Заря простиралась над всею землею. Древний Приам, и стенящий и плачущий, гнал к Илиону Коней, а мески везли мертвеца. И никто в Илионе Их не узнал от мужей и от жен благородных троянских Прежде Кассандры прекрасной, златой Афродите подобной. 700 Рано на замок восшед, издали в колеснице узнала Образ отца своего и глашатая громкого Трои; Тело узрела на месках, на смертном простертое ложе; Подняла горестный плач и вопила по целому граду: “Шествуйте, жены и мужи! Смотрите на Гектора ныне, Вы, что живого, из битв приходившего, прежде встречали 705 С радостью: радостью светлой и граду он был и народу!” Так вопияла; и вдруг ни жены не осталось, ни мужа В Трое великой; грусть несказанная всех поразила, — Все пред вратами столпилися в встречу везомого тела. 710 Всех впереди молодая супруга и нежная матерь Плакали, рвали власы и, на труп исступленно бросаясь, С воплем главу обнимали; столпившиесь плакали стоя. Верно, и целый бы день до заката блестящего солнца, Плача над Гектором храбрым, рыдали толпы за вратами, 715 Если бы старец Приам не воззвал с колесницы к народу: “Дайте дорогу, друзья, чтобы мески проехали; после Плачем вы все насыщайтесь, как мертвого в дом привезу я!” Так говорил; расступилась толпа и открыла дорогу. К славному дому привезши, на пышно устроенном ложе 720 Тело они положили; певцов, начинателей плача, Подле него поместили, которые голосом мрачным Песни плачевные пели; а жены им вторили стоном. Первая подняла плач Андромаха, младая супруга,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

И еще бы их более сверг Одиссей знаменитый, 680 Если бы скоро его не узрел шлемоблещущий Гектор: Ринулся он сквозь передних, сияющей медью покрытый, Ужас данаям несущий. Обрадован друга приходом, Зевсов сын, Сарпедон, говорил ему гласом печальным: “Гектор! не дай, умоляю, лежать мне добычей ахеян; 685 Друг, защити! и пускай уже в вашем приязненном граде Жизнь оставит меня; не судила, как вижу, судьбина, В дом возвратившемусь, в землю отечества, милого сердцу, Там обрадовать мне и супругу, и юного сына!” 690 Так говорил, но ему не ответствовал Гектор великий, Быстро пронесся вперед, нетерпеньем пылая скорее Рать аргивян отразить и у множества души исторгнуть. Тою порой Сарпедона героя друзья посадили В поле, под буком прекрасным метателя молнии Зевса . 695 Там из бедра у него извлек длиннотенную пику Храбрый, могучий Пелагон, друг, им отлично любимый: Дух Сарпедона оставил, и очи покрылися мглою. Скоро опять он вздохнул, и кругом его ветер прохладный Вновь оживил, повевая, тяжелое персей дыханье. Рать аргивян пред Ареем и Гектором меднодоспешным, 700 Тесно фаланги сомкнувши, как к черным судам не бежала, Так и вперед не бросалася в бой, но лицом непрестанно Вся отступала, узнав, что Арей в ополченьях троянских. Кто же был первый и кто был последний, которых доспехи Гектор могучий похитил и медный Арей душегубец? 705 Тевфрас, бессмертным подобный, и после Орест конеборец. Воин бесстрашный Эномаос, Трех, этолийский копейщик”, Энопа отрасль Гелен и Орезбий пестропоясный, Муж, обитающий в Гиле, богатства стяжатель заботный, Около озера живший Кефисского , где и другие 710 Жили семейства беотян, уделов богатых владыки. Их лишь узрела лилейнораменная Гера богиня, Храбрый ахейский народ истребляющих в битве свирепой, Быстро к Афине Палладе крылатую речь устремила: “Горе, дочь необорная молний метателя Зевса! 715 Тщетным словом с тобой обнадежили мы Менелая В дом возвратить разрушителем Трои высокотвердынной, Если свирепствовать так попускаем убийце Арею! Нет, устремимся, помыслим и сами о доблести бранной!”

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Фредерик (Фридрих I Барбаросса) – германский император (1152–1190) 269, 271, 272 Фрейденберг М. М. 267, 270 Фритигерн – предводитель готов 24 Фукидид – древнегреческий историк (ок. 460 – ок. 400 до н. э.) 41, 42, 44, 68 Харальд – см. Аральт Харатон – гуннский вождь 61 Хильбудий (Хилбудий) – византийский полководец, возможно, ант 70–74 Хозрой – см. Хосров Хосров (Хозрой) I – иранский шах (531–579) 81, 88 Хосров II – иранский шах (590–628) 94, 115 Хрисанфий – философ-неоплатоник 26 Христофор – турмарх 121 Хулагу – монгольский хан 310, 312 Цикандил – византийский полководец 257 Чингис-хан – монгольский хан (1155 или 1162–1227) 310 Шамс ад-Дин Тавташ (Явташ) Эмир Данишмендийя – бейлербей провинции Кастамону 311 Шахрвараз – см. Сарварос Шевченко И. 129 Штауфены –германская династия 269, 272 Экитий – консул 39 Эрехтей – афинский царь, принесший в жертву своих дочерей 20 Эриульф – предводитель готов, противник римлян 33 Эррик (Генрих Язомиргот Бабенберг) – маркграф, австрийский герцог с 1156 г. 269, 272 Эсхил – древнегреческий трагик 88 Этруск – цезарь, сын императора Деция 19 Эхет – мифический жестокий царь Эпира 282 Юлав (Олав Харальдссон (Толстый, Святой)) – норвежский конунг (1014–1028; погиб в 1030 г.) 247 Юлиан (Отступник) – император (361–363) 21, 26, 27, 36 Юлиан – посланник 53 Юлий Африкан – автор III в. до н. э. 43 Юрий – см. Георгий Юстин I – византийский император (518–527) 76, 142 Юстин II – византийский император (565–578) 111 Юстин – византийский полководец 78 Юстиниан I (Великий) – византийский император (527–565) 64, 66, 68, 69, 73, 75, 76, 80, 82, 89–93, 110, 111, 142 Юстиниан II Ринотмит – византийский император (685–695, 705–711) 118–123, 144, 193 Яза (Геза (Гейза) II) – венгерский король (1141–1162) 260–262, 275, 279 Ярослав Галицкий – см. Иерослав Ярослав Мудрый – князь киевский (1016–1018, 1019–1054) 159, 217 Ятатин (Гияс ад-Дин Кай-Хосров II) – иконийский султан 307 1213 Указатель составлен О. А. Родионовым при участии Р. Ф. Иглесиаса-Алонсо. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Charpentier E. P. 62. 684 Этот параграф является вольным переводом Charpentier E. P. 63. 685 Бесспорно, удобное деление Евангелий на главы в этом случае оказывает не слишком добрую услугу. Те, кто разделял Писание на главы (в средние века), разумеется, отнес рассказы о Страстях и о явлениях Воскресшего к разным главам. Тем самым создается впечатление своеобразного сюжетного «разрыва». 686 См.  Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М. 1996. С. 183. 687 Этим стихом, т. е. словами хуливших «уверуем» заканчивается 6-е Страстное Евангелие (Утрени Великой Пятницы). Парадоксальным контрастом это цинично-насмешливое «уверуем» звучит с трепетно-благоговейным «не поверю», которое звучит из уст Фомы (Ин. 20, 25) и которым также заканчивается другое Евангельское чтение: в день Пасхи вечером. 688 В службе третьего часа мотив Страстей ушел, уступив место теме Пятидесятницы, так как Св. Дух сошел на апостолов в третий час (см. Деян. 2, 15). 689 Theissen G. P. 7. 690 Букв. перевод короткого окончания см. в: Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. РБО. СПб. 2001. С. 298. 691 Кассиан, еп. С. 305. 692 Гатри Д. С. 58-59. 693 Charpentier E. P. 69. 694 Против ересей, III, 1,1 — А.С. 695 Грилихес Л., свящ. С. 16. 696 Charpentier E. P. 71. 697 Иеремиас И. С. 103-5. 698 См.  Кассиан, еп. С. 279-81. О числах в Мф. см. также: Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 16. 699 Charpentier E. P. 69. 700 Кассиан, еп. С. 281-282. 701 Грилихес Л., свящ. С. 38. 702 Цит. по: Грилихес Л., свящ. С. 80. 703 Ключ... С. 256. 704 См.  Грилихес Л., свящ. С. 65, 77-8. 705 Также см.  Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. М. 1997. С. 39. 706 Иеремиас И. С. 56; ср.  Грилихес Л., свящ. С. 81. 707 Ср. Папий же: «что сказал и сделал Господь», а также Деян. 1, 1: «что Иисус делал и чему учил». 708 См.  Грилихес Л., свящ. С. 84-5. 709 См. Ключ... С. 256; Charpentier E. P. 69. 710 См.  Кассиан, еп. С. 278-9. 711

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

675 Plaut mil. glor. II, 4, 19: scio crucem futurum mihi sepulcrum. Horat. Epist. I, 16, 48: non pasces in cruce corvos. Смотр. еще Herod. III, 12. Cic. Tusc. Q. 1, 43. Suet. Octav. 13. Ner. 49. Juven. sat. XIV, 77. Lucan. 6, 544. Artemid. oneir. 2. 53. Plin. 36, 24, 3. Quintil. decl. 6.9: cruces succiduntur percussos sepeliri carnifex non vetat (пред днем рождения императора). Philo in Flacc. II, 529. 684 Ibid. ст. 33–34. Такой удар иногда практиковался римлянами в тех случаях, когда почему-нибудь было необходимо скорее окончить жизнь распятых. Так, по приказанию судьи Фабиана, Марк и Марцеллин, целые сутки провисевшие на крестах, были умерщвлены таким ударом копья в бок. Смотр. Martyrol. 18 Jun. Иногда с этою же целью прокалывали распятых в подмышках, после чего быстро следовала смерть. Orig. comment. in Matth. 27, 54. См. Friedlieb, s. 167. 685 Stroud. Physical cause of the Death of Christ, 1847. Смотр. В. Ганн. «Последний день страданий Господа». Перев. А. О. Вишневского». 1887, стр. 236. 686 См. Friedlieb. Archäol. d. Leid., s. 167–168. B pericardium’e есть особая парообразная жидкость, которая, при понижении температуры тела, и особенно если раскрыть околосердечную сумку, сгущается и получает вид воды. При обыкновенном состоянии организма она имеется в очень незначительном количестве; но страдания, предшествовавшие смерти Иисуса Христа и особенно тот ужасный зной, который жег Его тело на Голгофе, по исследованию врачей, могли способствовать накоплению этой жидкости в pericardium’e Иисуса Христа в таком количестве, что истечение ее было ясно видно Иоанну. Фридлиб ссылается здесь на исследования двух врачей Грунер. – Car. Frid. Ferd. Gruner: Comment. antiqu. med. de Jesu Christi morte vera non simulata. Hal. 1805. Christ. G. Gruner: Vindiciae mortis Jesu Christi verae. Ibid. 692 Погребение казненных в фамильных гробницах и по иудейскому обыкновению без особого на то разрешения не допускалось. См. Sanhedr. XVII, 5. 705 Так, при погребении Ирода было 500 носильщиков для этих благовоний. Antiqu. XVII, 8, 3, Bell. jud. I, 33, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Хотя разница между цезарем и августом была ничтожна и обуславливалась, скорее, возрастным фактором, в последующем произошла некая универсализация власти. Необходимость в цезарях отпала, и в течение столетия обе части Римской державы неизменно получали двух равноправных по статусу царей, хотя не без некоторых нововведений, видоизменяющих форму «многоцарствия». Так, император Валентиниан I (364–375) поставил правителем восточных провинций своего брата императора Валента (364–378), сохранив при этом негласное первенство как «старший» император. Впрочем, желая подстраховаться от солдатского своеволия, он назначил своим соправителем и равным себе по статусу вторым Западным императором Римского государства своего сына Грациана (367–383), что оказалось очень дальновидным для обеспечения нормальной политической жизни страны. Именно Грациан после смерти Валентиниана I и гибели Валента в сражении при Адрианополе назначил Восточным императором святого Феодосия Старшего (379–395), разделив власть на Западе со сводным малолетним братом Валентинианом II (375–392), которого потребовала почтить царским венцом армия. Замечательно, что уже на этой стадии формирования византийского «многоцарствия» назначение второго императора, совершенно неспособного в силу возраста управлять государством, неожиданно обусловилось не политическими, а сугубо этическими соображениями . Ведь совершенно очевидно, что только этим термином можно охарактеризовать желание западной армии почтить память покойного императора Валентиниана I, оставившего от второго брака малютку-сына, и уравнять братьев в династических правах. В свою очередь, гибель юных соправителей вынудила святого Феодосия Старшего, временно сосредоточившего всю императорскую власть в своих руках, разделить ее между своими сыновьями Аркадием (394–408) и Гонорием (395–423), отдав одному восточную часть империи, а другому западную. В последующее время термин «цезарь» все еще сохранялся, но уже перестал иметь самостоятельное значение, прочно перейдя в разряд почетных титулов, которыми наряду с основными статусными званиями награждали отличившихся лиц. С конца IV века законные правители Римской державы именовались исключительно царями , императорами, василевсами . Нередко они присовокупляли к своей титулатуре и звание «цезаря», что свидетельствовало только обо всей полноте власти, сосредоточенной в их руках, ее абсолютной безальтернативности. Так, например, император святой Юстиниан Великий (527–565) подписывал свои документы следующим образом: «Император цезарь Флавий Юстиниан, алеманский, готский, франкский, верхнегерманский, аланский, вандальский, африканский, благочестивый, счастливый, славный, победитель и триумфатор, постоянный август» . Спустя столетие «цезарем» называл себя и император Юстиниан II Ринотмет (685–695, 705–711): «Император цезарь Флавий Юстиниан, верный во Христе Иисусе, миротворец , благочестивый, постоянный август» .

http://pravoslavie.ru/60482.html

Хочет ли он от судов отразить пожирающий пламень 675 Или отрекся и гордую душу питает враждою?” И ему отвечал Одиссей, знаменитый страдалец: “Славою светлый Атрид, повелитель мужей Агамемнон! Нет, не хочет вражды утолить он; сильнейшею прежней Пышет грозой, презирает тебя и дары отвергает. 680 В бедствах тебе самому велит с аргивянами думать, Как защитить корабли и стесненные рати ахеян. Сам угрожает, что завтрашний день, лишь Денница возникнет, На море все корабли обоюдовесельные спустит. Он и другим воеводам советовать тоже намерен — 685 В домы отплыть; никогда, говорит он, конца не обресть вам Трои высокой: над нею перунов метатель Кронион Руку свою распростер, – и возвысилась дерзость народа. Так он ответствовал; вот и сопутники то же вам скажут, Сын Теламона и вестники наши, разумные оба. 690 Феникс же там успокоился, старец; так повелел он, Чтоб за ним в кораблях, обратно к отчизне любезной Следовал завтра, но если он хочет, – неволить не будет”. Так говорил, – и молчанье глубокое все сохраняли. Речью его пораженные: грозное он им поведал. 695 Долго безмолвными были унылые мужи ахейцы; Но меж них наконец взговорил Диомед благородный: “Царь знаменитый Атрид, повелитель мужей Агамемнон! Лучше, когда б не просил ты высокого сердцем Пелида, Столько даров обещая: горд и сам по себе он, 700 Ты же в Пелидово сердце вселяешь и большую гордость. Кончим о нем и его мы вставим; отсюда он едет Или не едет – начнет, без сомнения, ратовать снова, Ежели сердце велит и бог всемогущий воздвигнет. Слушайте, други, что я предложу вам, одобрите все вы: 705 Ныне предайтесь покою, но прежде сердца ободрите Пищей, вином: вино человеку и бодрость и крепость. Завтра ж, как скоро блеснет розоперстая в небе Денница, Быстро, Атрид, пред судами построй ты и конных и пеших, Дух ободри им и сам перед воинством первый сражайся”. 710 Так произнес, – и воскликнули весело все скиптроносцы, Смелым дивяся речам Диомеда, смирителя коней. Все наконец, возлиявши богам, разошлися по кущам, Где предалися покою и сна насладились дарами.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/9

Внутриполитическая ситуация в гос-ве определялась подспудным противостоянием клана О. и мединской группировки асхабов. Наиболее неспокойными провинциями были Куфа и Басра. Куфа являлась главным центром оппозиции шиитов , которые выступали за наследование власти Алидами, потомками Али, и постепенно оформились в отдельное направление в исламе. После смерти в 669/70 г. сына Али - Хасана (в которой многие обвиняли Муавию) лидером шиитов стал его младший брат Хусейн. Оппозиция хариджитов была еще более радикальной; они неоднократно поднимали мятежи против О. в Куфе и Басре. Муавия со своей стороны старался закрепить право на халифат за своим сыном Язидом и в 676 г. привел араб. знать к присяге ему как наследнику. Решение Муавии вызвало сильное сопротивление мединцев и мекканцев. Вторая фитна (680-692) Смерть Муавии в 680 г. вскоре привела к новой междоусобной войне в халифате. Язид I принял власть, но против него готовили восстание сторонники Алидов в Куфе, к-рые призвали из Мекки Хусейна, чтобы возглавить борьбу. Язид I назначил в Куфу решительного наместника Убейдаллаха ибн Зияда, к-рый сумел подавить недовольство. 10 окт. 680 г. близ г. Кербела Хусейн и его люди погибли в бою; «мученическая» смерть Хусейна стала важным этапом в процессе формирования шиизма, к-рый превратился из политического движения в религ. направление. Оппозицию в Хиджазе (включая Медину и Мекку) возглавил Абдаллах ибн аз-Зубайр, сын одного из героев раннего ислама. В период борьбы с восстанием Язид I умер вслед. несчастного случая (нояб. 683), а его сын Муавия II, провозглашенный халифом, скончался через 3 месяца от чумы. Абдаллах заявил свои претензии на халифат; его поддержали Аравия, города Ирака, восточные и африканские провинции. На стороне О. оставалось лишь племя кальб, контролировавшее Сирию. Летом 684 г. сторонники О. провозгласили халифом Марвана, престарелого троюродного брата Муавии I; после его смерти на престол взошел его сын Абд аль-Малик (685-705). Т. о. власть внутри рода О. перешла от Суфьянидов к Марванидам.

http://pravenc.ru/text/Омейядах.html

1892. 1/2. С. 1-12; 3. С. 45-52; 4. С. 83-91; 5. С. 113-120; 7. С. 167-176; 8. С. 207-216; 9. С. 245-256; Посещение высокопр. Модестом, архиеп. Волынским, чешского пос. Крошни 2 авг. 1892 г.//Там же. 1892. 25. С. 685-691; Посещение г. Каменца высокопр. Модестом, архиеп. Волынским//Там же. 25. С. 691-697; Телеграммы, полученные высокопр. Модестом, архиеп. Волынским во Владимире-Волынске во время юбилейного торжества 10 мая 1892 г.//Там же. 1892. 35. С. 949-965; З-ч. Обозрение духовно-учеб. заведений в г. Кременце высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским и Житомирским//Там же. 1893. 31. С. 849-852; С-кий И. И. Пребывание высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского, на своей родине, в с. Зиновинцах Литинского у., в июле месяце сего 1893 г.//Там же. 28. С. 777-778; Обозрение церквей и приходов Волынской епархии высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским и Житомирским, в м. мае 1894 г.//Там же. 1894. 33. С. 1013-1029; 34. С. 1055-1065; 35. С. 1107-1117; 36. С. 1153-1159; 1895. 1/2. С. 1-21; 3. С. 86-91; Посещение преосв. Димитрием, еп. Подольским и Брацлавским, и высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским, с. Зиновинец Литинского у., в сентябре месяце//Там же. 1894. 32. С. 1002-1004; Обозрение церквей и приходов Волынской епархии высокопреосв. Модестом, архиепископом, в 1895 г.//Там же. 1896. 5. С. 171-183; 6. С. 223-230; 7. С. 270-282; 8. С. 305-312, 9. С. 337-343; Крыжановский Г. Я. Почаевская Успенская Лавра под управлением священноархим. высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского: (1889-1897 г.)//Там же. 1897. 22. С. 619-630; 23. С. 639-648; 24. С. 659-674; 25. С. 705-724; 26. С. 763-776; С. Д. Встреча и проводы высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского и Житомирского, в с. Скороводках, Староконстантиновского у.//Там же. 1897. 6. 208-215; Обозрение церквей высокопреосв. архиеп. Модестом в 1897 г.//Там же. 1898. 9. С. 325-341; 10. С. 366-377; 11/12. С. 410-418; Кирилович Д., свящ. Посещение высокопреосв. Модестом в мес. июне 1898 г. г. Дубно и обозрение им городских церквей//Там же.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

685 Тоже говорит и талмуд: «нельзя утверждать, будто эти молитвы иудеев произносились всегда в одно и тоже время, потому что в писании сказано ( Дан. 6:10 ) только, что три раза в день он преклонял колена». – Traité des Berakhoth du Talmud de Jérusalem et du Talmud de Babylone, traduit par M. Schwab. P. 71. 705 Иез. 14:3; 20:30–31 . – В Египте иудеи, поселившиеся там после убийства Годолии, возобновили богослужение даже с человеческими жертвами ( Иер. 44:1, 7 ); и после обличения их прор. Иеремией, против него восстают не только мужчины, но и женщины ( Иер. 44:15–19 ); – до того все были ревностными поклонниками своей «богини неба» (ст. 17–19), приписывая благодеяниям её одной свое материальное благосостояние. Могли быть такого рода случаи идолопоклонства и в Вавилоне. 713 Schrader E. Keilinschriftliche Bibliothek. Sammlung von assyrischen und babylonischen. Texten. Band III, 2. Hälfte. Perlin. 1890. S. 10–70. 718 См. описание впечатления, какое производил Вавилон, у Cavaniol " а, «Les Monuments en Chaldée, en Assyrie et à Babylone d " après les récentes decouvertes archéologiques». Paris. 1870. P. 359–363. 720 Menge R. Bilderatlas. 2. Anfl. Leipzig. 1886. Tafel 5 3), 6 9). – Vigouroux F. Die Bibel und die neueren Entdeckungen, übers. v. Ibach. IV. B. S. 293, 64–65. 721 Барельеф Нимврода; см. Vigouroux. IV. В. S. 295, – Layard. Aus-grabungen in Niniveh, übers, von Meiszner. Leipzig. 1852. S. 171. 722 Так изображает религиозные процессии вавилонян и пророк Иеремия, когда говорит о скипетре, мече и секире в руках у идола, – или о том, что эти идолы носят на плечах, что народ кланяется им и т. д. (Посл. Иер., ст. 13, 14, 25, 5). 724 Замечательно, что большая часть отмеченных нами (в «Keilinschr. Bibliothek " -von Schrader) клинообразных надписей Навуходоносора говорит о построении им храмов; действительно, в этого рода сооружениях Навуходоносор являлся неутомимым. 728 Таких взглядов, как известно, держались и римские императоры – гонители христианства, когда требовали от всех своих подданных (в том числе и христиан) поклонения «государственным» богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010