Так говорил он, – и все, онемевши, молчанье хранили. Богу подобный один Эвриал на него подымался, Внук скиптроносца Талая, сын Мекистея героя, Некогда в Фивы ходившего, к играм надгробным Эдипу , 680 Падшему в оное время, и всех победившего кадмян . К битве его снаряжал Диомед, копьеборец могучий, Дружеской речью бодря и сердечно желая победы: Бросил он запон ему, и красиво кроенные после Подал ремни из степного вола, убитого силой. 685 Так опоясавшись оба, выходят бойцы на средину. Разом один на другого могучие руки заносят, Сшиблись; смешалися быстро подвижников тяжкие руки. Стук кулаков раздается по челюстям; пот по их телу Льется ручьями; как вдруг приподнялся могучий Эпеос, 690 Резко врага оглянувшегось грянул в лицо, – и не мог он Больше стоять; подломившися, рухнулись крепкие члены. Словно с порывом Бореевым прядает рыба из моря На берег мшистый и вдруг покрывается мутной волною, — Так пораженный упал Эвриал. Добродушный Эпеос 695 За руку поднял его; а усердные други, представши, С поприща в стан повели, по земле волочащего ноги, Кровь извергавшего ртом и бросавшего голову набок. В омрак он впал; и его меж своими друзья посадивши, Сами пошли и на поприще подняли кубок двудонный. 700 Сын же Пелеев немедленно новые, третьи, награды Выставил сонму, награды борьбы, изнурительной силам: Мздой победителю вынес огонный треножник , огромный, Медный, – в двенадцать волов оценили его аргивяне; Мздой побежденному он рукодельницу юную вывел, 705 Пленную деву, – в четыре вола и ее оценили. Стал наконец перед сонмом и так говорил аргивянам: “Встаньте, которым угодно и сей еще подвиг изведать!” Он произнес, – и немедленно встал Теламонид великий; Встал и герой Одиссей, вымышлятель хитростей умный. 710 Чресла свои опоясав, борцы на средину выходят; Крепко руками они под бока подхватили друг друга, Словно стропила, которые в кровле высокого дома Умный строитель смыкает, в отпору насильственных ветров Сильно хребты захрустели, могучестью стиснутых рук их 715 Круто влекомые; крупный пот заструился по телу;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/23...

Вспомните все вы; доколе дышал, приветен со всеми Быть он умел, но теперь он постигнут судьбою и смертью!” Так говорящий друзьям, уходил Менелай светловласый, Смотря кругом, как орел быстропарный, который, вещают, 675 Видит очами острее всех поднебесных пернатых: Как ни высоко парит, от него не скрывается заяц Легкий, под темным кустом притаившийся; он на добычу Падает, быстро уносит и слабую жизнь исторгает, — Так у тебя, Менелай благородный, светлые очи 680 Быстро вращались кругом по великому сонму ахеян, Жадные встретить живого еще Антилоха младого. Скоро его он увидел на левом краю ратоборства, Где ободрял он друзей, возбуждая на крепкую битву. Близко к нему подходя, возгласил Менелай светловласый: 685 “Шествуй сюда, Антилох, услышишь ты, Зевсов питомец, Горькую весть, какой никогда не должно бы свершаться! Ты, я уверен, и собственным взором уже наблюдая, Видишь, какое бедствие бог на данаев обрушил! Видишь, победа троян! Поражен аргивянин храбрейший; 690 Пал наш Патрокл! Беспредельная горесть данаев постигла! Друг, к кораблям фессалийским немедля беги, Ахиллесу Весть объявить; не успеет ли он спасти хоть нагое Тело Патрокла: доспехи совлек торжествующий Гектор!” Так говорил; Антилох ужаснулся, услышавши речи; 695 Долго стоял он, от ужаса нем; но у юноши очи Быстро наполнились слез, и поднявшийся голос прервался. Но не презрел он и так повелений царя Менелая: Бросился, ратный доспех Лаодоку любезному вверив, Другу державшему подле коней его твердокопытых. 700 Быстро, лиющего слезы, несли его ноги из боя, Чтобы сыну Пелея ужасное слово поведать. Сердцу, Атрид, твоему не угодно, божественный, было Тех утесненных друзей защищать, которых оставил Несторов сын: в сокрушении горьком остались пилосцы; 705 К ним Менелай послал Фразимеда, подобного богу; Сам же опять полетел на защиту Патрокла героя; Вместе с Аяксами стал и вещал к ним крылатое слово: “Я Антилоха послал к мирмидонским судам мореходным, С вестию сыну Пелееву быстрому; но, я уверен, 710 Он не придет, хоть и страшно на Гектора мощного гневен.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/17...

700 ...отъ Великаго Дону до Малаго Донца. – Игорь находился в плену в вежах Кончака на реке Тор (правом притоке Северского Донца), поэтому Малым Донцом здесь названа, видимо, река Уды, а Великим Доном – среднее течение реки Донец. 702 ...рка Стугна: худу струю имя... дн при темн берез. – Β П и Е иначе: «...и стругы ростре на кусту... затвори Днпрь темн берез». Принятая конъектура отвечает и грамматической конструкции фразы, и ее смыслу. Здесь вспоминается эпизод, рассказанный в Повести временных лет под 1093 г.: при переправе через реку Стугну (правый приток Днепра), которая в то время неожиданно разлилась («наводнилася велми» – говорит летописец, «рострена κ усту» – скажет автор «Слова»), утонул молодой князь Ростислав Всеволодович. Слово «стругы» значит здесь не «лодки», как думали некоторые комментаторы, а «потоки». 703 ...полозие... – Β Π «по лозию», с переводом – «по сучьям»; полагают, что здесь упомянуты полозы – крупные змеи. 704 ...соколца опутаев красною дивицею. – Речь идет ο сыне Игоря – Владимире. Будучи в плену, он женился на дочери Кончака. Ипатьевская летопись под 1187 г. сообщает: «...приде Володимрь ис Половць с Коньчаковною, и створи свадбу Игорь сынови своему и внча его и с дтятемь». 705 Рекъ Боянъ и Ходына... Ольгова коганя хоти... – Это место одно из труднейших для толкования. Β П читается: «Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти». Видеть здесь рядом с Бояном второго певца – Ходыну предложил еще И. Забелин. Принято толкование, согласно которому «хоть» не «любимец», а «жена» (князя-кагана Олега). Если считать Бояна певцом скальдического типа, то для скальдов исполнение произведения двумя певцами прием традиционный (см. Шарыпкин Д. М. «Рек Боян и Ходына...». – Β кн.: Скандинавский сборник, XVIII. Таллин, 1973). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 4: XII век. - 1997. - 685, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь отлетела, и страшная тьма Эвхенора объяла. Так ополченья сражались, огням подобно свирепым. Гектор же, Зевса любимец, вдали не слыхал и не ведал, 675 Как пред судами, на левом конце, поражаемо было Войско его от ахеян, – и скоро бы слава ахеян Полной была над троянами: так ободрял Посейдаон Души ахеян и силою собственной сам поборал им. Гектор воинствовал, где незадолго в ворота влетел он, 680 Сам разорвавши густые ряды аргивян щитоносцев, Там, где суда и Аякса и Протесилая стояли, Моря седого на брег извлеченные, где аргивяне Самую низкую вывели стену и где превосходных Пламенных коней и воев ряды на сражение стали. 685 Там беотиян отважных, ияонов длиннохитонных, Фтиян, и локров, и славных эпеян сложившиесь рати Все на суда нападавшего с нуждой держали, но вовсе Сил не имели препнуть Приамида, подобного буре. Вои афинские были отборные; их ополченье 690 Вел Петеид Менесфей, и за ним устремляли дружины Фидас, и Стихий, и Биас герой. Знаменитых эпеян Вел Амфион , и Мегес Филид, и воинственный Дракий. Фтийцам предшествовал Медон и дышащий боем Подаркес (Медон, сын незаконный владыки мужей Оилея, 695 Был Оилида Аякса юнейший брат, но в Филаке Жил, далеко от отечества, брося его как убийца, Мачехи брата убив, Оилея жены, Эриопы ; Храбрый Подаркес Ификлов был сын, Филакидов потомок). Оба они впереди пред дружинами юношей фтийских 700 Бились, суда бороня, с беотийцами вместе сражаясь. Быстрый Аякс пылал не отстать от могучего брата ; Близ Теламонида он, ни на шаг не отступный, держался. Так плуговые волы по глубокому пару степному Черные, крепостью равные, плуг многосложный волочат; 705 Пот при корнях их рогов пробивается крупный; но дружно, Оба единым блестящим ярмом едва разделяясь, Дружно идут полосой и земли глубину раздирают, — Так и Аяксы, сложася, держались один близ другого. Вслед Теламонова сына стремилися многие мужи, 710 Храбрые, ратные други; они его щит принимали, Если усталость и пот изнуряли колена герою; Но за вождем Оилидом никто не стремился из локров:

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/13...

683. Charpentier E. P. 62. 684. Этот параграф является вольным переводом Charpentier E. P. 63. 685. Бесспорно, удобное деление Евангелий на главы в этом случае оказывает не слишком добрую услугу. Те, кто разделял Писание на главы (в средние века), разумеется, отнес рассказы о Страстях и о явлениях Воскресшего к разным главам. Тем самым создается впечатление своеобразного сюжетного «разрыва». 686. См. Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М. 1996. С. 183. 687. Этим стихом, т. е. словами хуливших «уверуем» заканчивается 6-е Страстное Евангелие (Утрени Великой Пятницы). Парадоксальным контрастом это цинично-насмешливое «уверуем» звучит с трепетно-благоговейным «не поверю», которое звучит из уст Фомы (Ин. 20, 25) и которым также заканчивается другое Евангельское чтение: в день Пасхи вечером. 688. В службе третьего часа мотив Страстей ушел, уступив место теме Пятидесятницы, так как Св. Дух сошел на апостолов в третий час (см. Деян. 2, 15). 689. Theissen G. P. 7. 690. Букв. перевод короткого окончания см. в: Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. РБО. СПб. 2001. С. 298. 691. Кассиан, еп. С. 305. 692. Гатри Д. С. 58-59. 693. Charpentier E. P. 69. 694. Против ересей, III, 1,1 — А.С. 695. Грилихес Л., свящ. С. 16. 696. Charpentier E. P. 71. 697. Иеремиас И. С. 103-5. 698. См. Кассиан, еп. С. 279-81. О числах в Мф. см. также: Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 16. 699. Charpentier E. P. 69. 700. Кассиан, еп. С. 281-282. 701. Грилихес Л., свящ. С. 38. 702. Цит. по: Грилихес Л., свящ. С. 80. 703. Ключ... С. 256. 704. См. Грилихес Л., свящ. С. 65, 77-8. 705. Также см. Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. М. 1997. С. 39. 706. Иеремиас И. С. 56; ср. Грилихес Л., свящ. С. 81. 707. Ср. Папий же: «что сказал и сделал Господь», а также Деян. 1, 1: «что Иисус делал и чему учил». 708. См. Грилихес Л., свящ. С. 84-5. 709. См. Ключ... С. 256; Charpentier E. P. 69. 710. См. Кассиан, еп. С. 278-9.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

В Халифате М. являлся столицей окр. Дияр-Рабиа на востоке обл. Джазира (В. Месопотамия) и служил опорным пунктом в военных столкновениях с Византийской империей и Хазарским каганатом. Город контролировал важнейшие караванные маршруты между Причерноморьем, Средиземноморьем и Ираном и речной путь из Двуречья в Сирию. Он славился камне- и металлообработкой и имел многочисленное торгово-ремесленное население, значительная доля которого, по свидетельству араб. хронистов, исповедовала христианство. Халиф Абд аль-Малик (685-705) из династии Омейядов назначил наместником (вали) М. своего сына Саида. Позднее здесь правил брат Абд аль-Малика Мухаммад, при к-ром были вымощены ведущие сюда дороги, а пригороды обнесены валом. Его сын и преемник Марван (с 744 халиф Марван II) сделал М. центром всей Джазиры, расширив и обновив его. При Аббасидах халифских вали из М. неоднократно изгоняли хариджиты. В 90-х гг. X в. военачальники халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902) при помощи бедуинов племен шайбан и таглиб боролись здесь как с хариджитами, так и с усилившими свои позиции курдами. Один из военачальников, Хамдан ибн Хамдун, закрепился в М., так что даже после поднятого им неудавшегося восстания против Багдада наместниками сюда назначали его сыновей Хусайна и Абу-ль-Хайджу Абдаллаха. Внук Хамдана Насир ад-Даула Хасан (с 929) и его потомки правили как самостоятельные эмиры - Хамданиды. В 996 г. им на смену с согласия Буидов пришли Укайлиды - потомки Хусам ад-Даулы аль-Мукаллада из племени каб. Араб. географы кон. X в. описывают М. как живописный город, образующий полукруг на плодородной местности, с большим населением. Цитадель (Эль-Мурабба) стояла на канале Нахр-Зубайда. Внутри городских стен располагался рынок Сук-эль-Арбаа, куда вело множество крытых улиц, а недалеко от реки - соборная мечеть Марвана ибн Мухаммада. На левобережье Тигра над развалинами Ниневии до нач. X в. возвышался замок Каср-эль-Халифа. Первоначально христиане Ниневийского региона принадлежали к Церкви Востока.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2.459 804 16.163.863 6.789.449 44.705.086 3.590.000 9.009.601 или Гинь 6.939.000 45.417.900 8.907.536 46.019.956 7.223.400 48.490.400 7.684.838 45.816.079 3.000.000 13.196.206 58.834.710 3.800.000 13.400.699 6.356.141 10.654.362 59.872.305 7.069.565 10.652.870 60.515.812 7.861.236 45.431.265 10.626.779 56.301.026 8.318.395 45.311.272 11.415.829 66.598.337 9.069.154 9.685.020 50.950.470 8.919.309 52.919.309 9.533.692 51.416.834 8.018.701 10.922.436 65.377.630 . 1.933.174 16.990.386 9.681.916 50.950.244 2.933.125 9.466.288 54.338.476 3.805.076 9.385.012 56.370.250 806–820 2.473.963 9.107.205 60.479.330 821–824 3.941.595 9.202.718 60.653.724 825–826 3.978.983 65.442.680 4.996.753 50.207.134 841–846 4.955.151 9.113.446 53.281.158 60.105.835 3.090.501 12.972.974 4.132.576 9.151.773 46.802.005 8.677.677 19. 930.320 63.300.000 10.162. 689 26.051.238 9.721.652 60.861.273 10.723.695 21.830.064 10.621.436 60.692.856 Таблица народонаселения Пекина с его окрестностями, двумя приписанными к нему уездами Да-син и Вань-пин, составленная полицейским ведомством в 1845 и 1846 годах Населенность Пекина без окрестностей и приписанных уездов по списку 1845 года Населенность Пекина с окрестностямии двумя уездами по спискам полиции 1846 года Наименование званий жителей Число семейс. Числодуш Наименование званий и состояний жителей. Число семейс. Числодуш Чиновников военных и гражданских, штатных и ожидающих вакансии 26.486 75.752 Чиновников военных и гражданских из маньчжур, монголов и китайцев штатных 15.866 74.615 Солдат гвардейских и полицейских 125.340 318.652 Чиновников сверх штатных, ожидающих вакансии 1 ) 23.703 101.126 Простолюдинов и монахов 191.586 677.561 Солдат 8 гвардейских корпусов, из маньчжур монголов и китайцев 76.584 168.631 Туркестанцев, издавна поселившихся 19.369 89.188 Полицейских солдат из китайцев 2 ) 35.612 65.763 Торгующих и ремесленников 186.986 557.658 Простолюдинов природных жителей двух уездов 138.570 269.860 Простолюдинов из других губерний, приписавшихся в двух уездах 112.864 208.963 Монахов и монахинь двух вер – буддийской и лаоской 10.704 Туркестанцев, издавна поселившихся 32.469 148.981 Торгующих, разных промышленников и ремесленников 359,394 1.349.650 Временных жителей, не имеющих постоянного жительства и занятия 155.863 549.773 1.648.814 795.092 2.553.159 Примечание 1. В итог чиновнических семейств и душ входят и все находящиеся на службе в других местах империи, но, по происхождению своему из Пекина, вписанные на родине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Пусть не смущает вас, братья, многочисленность врагов. Если Бог захочет , то один прогонит тысячи. Таким образом, пожертвуем собой Богу за спасение наших братьев. Примем мученические венцы, чтобы нас и потомки похвалили, и Бог воздал бы нам награду» (Theoph. 1883: I 310. 26 – 311. 2), – пересказывает Ираклий солдатам письма своей жены во время похода в персидский Азербайджан. Победа Ираклия над Хосровом II и кратковременное возрождение военной мощи Восточной Римской империи в конце 620-х годов привели к тому, что Мартина и Ираклий полностью восприняли ветхозаветную экзегетику Евсевия Кесарийского. Поэтому императорская чета назвала своего сына, родившегося через два года после победы 7 ноября 630 года, Давидом в честь иудейского царя – победителя Голиафа (старший из доживших до 641 года сыновей Ираклон родился в Грузии еще во время войны с персами 3 мая 626 года). Спустя неполных восемь лет, 4 или 7 июля 638 года отрок Давид был коронован как цезарь в то время, как его старший брат Ираклон был провозглашен августом (Const. Porph. de cer. II. 27). В 641 году Давид был провозглашен августом и получил тронное имя Тиберий (Niceph. Brev. 31) [PRLE 1980: 390]. Возможно, что знаменитая серия серебряных миссориев с изображением сцен из жизни царя Давида, найденная в т. н. втором кипрском кладе из Караваса, была отчеканена специально по случаю провозглашения Давида цезарем в 638 году или же августом в 641 году. Миссории Давида, помимо их художественного значения, являются важным источником для реконструкции комплекса вооружения, парадной и повседневной одежды восточноримских солдат и чиновников первой половины VII века. Не исключено, что после низложения Мартины и ее сыновей и их изувечивания осенью 641 года сторонники узурпатора Константа II изымали из обращения монеты Ираклона и Давида, а также любые предметы, напоминавшие об их кратковременном правлении. В этих условиях кто-то из богатых киприотов собрал и спрятал миссории Давида в надежном месте, которое затем было забыто вследствии гибели местных жителей во время арабских морских набегов или насильственного переселения киприотов в Малую Азию в период первого царствования Юстиниана II Ринотмета (685-695; 705-711) [Ditten 1993: 308–317].

http://bogoslov.ru/article/6192254

Но при слабых императорах византийских, он часто стал подвергаться нападениям разных народов, наводнявших Тавриду. Император Юстиниан I (527–565 г.) восстановил стены Херсонеса и Пантакапеи и построил укрепления в Алуште и Гурзуфе для защиты херсонесцев от врагов. Император Юстиниан Ринотмет (685–711 г.) лишенный носа, языка и престола, послан был (695 г.) в заточение в Херсонес, но бежал оттуда и, вновь завладев (705 г.) престолом, послал (708 г.) войско в Крым, чтоб отомстить херсонесцам, – и воины его многих в Херсонесе убили и город ограбили, но на обратном пути в Константинополь во время бури утонули в море вместе с похищенными сокровищами. Император Феофил (829–842 г.), причислив Херсонес к областным городам империи, дал ему право первенства над прочими греческими колониями Тавриды, но город в ту пору уже потерял самостоятельное управление: им управляли уже не Херсонесские протевоны, а присылаемые из Константинополя стратеги. Первым стратегом (с 835 г.) был Петрон. В 988 г. св. князь Владимир взял Херсонес и крестился в нем, но опять уступил Константинополю, и Херсонес все больше и больше стал клониться к паденью. В XIII веке появились в Крыму генуэзцы, основавшие торговые города и фактории, – и торговые дела херсонесцев естественно стали сокращаться. В XV веке турки, взявшие (1453 г.) Константинополь, овладели и Херсонесом, как провинцией византийского императора, и разграбили его, а затем Крымские ханы довершили разграбление. В конце XVI в. посланник короля Стефана Батория Мартин Броневский нашел Херсонес почти в запустении, хотя развалины города, высокая, сохранившаяся от разрушения, стена, огромные камни, водопроводы, в которых, в его время, была еще чистая вода, привели его к убежденью, что тут был некогда богатый и славный город. 199 Что оставалось еще не разрушенным, то докончили греки и русские: они беспощадно расхищали каменные и мраморные доски и другой материал для своих построек 200 . И это расхищение Русских, начавшееся с 1783 г., продолжалось до времен Императора Александра I, воспретившего продолжать разрушение Херсонеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010