(Седикова A.B. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф. дисс .... канд. ист. наук. – М., 1997. – С. 15; Седикова A.B. К вопросу о времени появления византийской поливной посуды в Херсонесе//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 648–649, тип II; ср.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 197). Между тем А.Л. Якобсон полагал, что искусство поливной керамики появилось в Константинополе «не ранее второй половины IX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 68). Однако надо заметить, что за последнее время представления о времени начала производства и использования такой посуды значительно «помолодели». Самые ранние поливные белоглиняные сосуды с врезным (гравированным) орнаментом (группа Glazed Wnite Ware I) Дж. Хейс, основываясь на материалах из р аскопок в константинопольском квартале Сарахан, относил к VII в., а более поздние – с растительным, геометрическим орнаментом, изображением рыб – к VIII – первой половине IX в. (Hayes J. Excavations at Sarachane in Istanbul//Journal of Roman Archaeology. – 1994. – Vol. 7. – P. 512–519). Таким образом, поливная керамика археологически зафиксирована в Константинополе без каких-либо лакун в слоях так называемой раннеисаврийской стадии с монетами от Фоки (602–610) до Константина IV (668–685), позднеисаврийской – с монетами Юстиниана II (685–695,705–711), Константина V (741–775), Льва IV (775–780); раннемакедонской – с монетами Никифора I (802–811), Льва V (813–820), Феофила (829–842), Василия I (867–886). Мало того, новейшие результаты раскопок в Югославии позволили установить существование византийской поливной керамики в период между V и VIII вв. (Spieser J. – M.La ceramique byzantine medievale 11 Hommes et rechesses dans l’Empire byzantin. T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrisson. – Paris, 1991. – P. 250). Причем пока необъяснимо, почему ранние образцы такой керамики встречаются во внутренних районах и буквально единичны в находках вдоль далматинского побережья и в местных портовых центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чаша для подаяний (кашкуль). Мастерская Хаджи Аббаса. Копия. Нач. ХХ в. (ГМИНВ) Чаша для подаяний (кашкуль). Мастерская Хаджи Аббаса. Копия. Нач. ХХ в. (ГМИНВ) При Абд аль-Малике (685-705) оформился механизм управления покоренными областями через наместников (эмиров), налоговых чиновников (амилей) и судей (кади). Вместо сасанидской чеканки стали использовать динары и дирхамы. Единым офиц. средством общения (а также культурного самовыражения для образованных иранцев) стал араб. язык, в делопроизводстве зороастрийцев и христиан потеснили мусульмане. Общинное землевладение сосуществовало с частным (мульк), землевладельцами были как иран. знать (дехкане), так и высокопоставленные арабы. В 685-686 гг. в Фарсе и Кермане вспыхнуло восстание хариджитов, поддержанное новообращенными мусульманами (мавали). Наместник вост. областей аль-Хаджжадж в 700 г. издал указ, согласно к-рому принявшие ислам персы и др. неарабы не освобождались от уплаты хараджа. Если к.-л. земля была ранее обложена хараджем, она оставалась хараджной навсегда, даже если ее владелец принял ислам. В 701 г. эти меры стали причиной восстания Ибн аль-Ашаса. В VIII в. вспыхивали волнения в Хорасане. При поздних Омейядах (10-40-е гг. VIII в.) среди населения преобладали зороастрийцы и почти во всех городах существовали большие иудейские и христ. общины. Значительное число арабов ассимилировалось позднее с автохтонами, среди к-рых более многочисленными становились мусульмане, первоначально примыкавшие как мавали к тем или иным араб. племенам, что позволяло им адаптироваться к институтам нового гос-ва. С нач. VIII в. растет популярность шиитских учений о греховности и незаконности существующей власти, чему способствовала постепенная сакрализация дома Алидов, напоминавшая доислам. концепцию наследственного фарра (имамы из рода Али представлялись потомками как Мухаммада, так и сасанидских шахов через брак аль-Хусейна с дочерью Йездигерда III). В 1-й пол. VIII в. не прекращались волнения в Хорасане, где велась активная шиитская пропаганда. В 747 г. вольноотпущенник Аббасидов Абу Муслим создал в Мервском оазисе ставку с собственным приказом (диваном), судом и войском. В 748 г. восставшие, в ряды которых влились зороастрийцы и маздакиты, взяли Мерв. В войске Абу Муслима в качестве военачальников выделялись араб Кахтаба ибн Хабиб и перс Халид ибн Бармак из знатной дехканской фамилии Бармакидов, к-рый впосл. играл важную роль при первых Аббасидах. Аббасидский имам Ибрахим, не доверявший вполне Абу Муслиму, назначил главнокомандующим Кахтабу. Летом 748 г. восставшие разбили омейядское войско близ Туса, осенью 748 г. заняли Нишапур. После 2 новых побед - в Горгане (748) и при Нехавенде (июль 749) - им покорился весь Иран. Решающая битва на р. Б. Заб (приток Тигра) в янв. 750 г. положила конец сопротивлению сторонников Омейядов. Халиф Мерван II вынужден был бежать в Египет и там погиб. В том же 750 г. к власти в халифате пришла новая династия Аббасидов (750-945).

http://pravenc.ru/text/673877.html

1065 Александр – Александр II Сабин, царь Сирии в 128–123 гг. Поддержанный (как якобы сын первого супруга Теи) Египтом, победил в 125 г. выступившего на стороне парфян Деметрия Никатора и убил его. Но в 123 г. Александр Сабин был убит Антиохом, который затем, в 121 г., отравил и свою мать Тею и стал единоличным правителей Сирии. 1066 Савеллий – Марк Антонио Коччио Сабеллико (1436–1506), хранитель библиотеки св. Марка в Венеции, автор «Исторической рапсодии» (1496 г.), откуда взят этот прилог (VI. 1). Из нее же прилоги басен 111, 116. 1067 7. О лисице и о журавле. – В «Театре» 1608 г., вслед Федру (I. 26), – «О лисице и аисте». У Эзопа не сохранилась. 1070 .. .моли лисицу, да яст и насытится...«Чесо ради скляницу токмо языком своим облизавши, ядей же, положенных в ню, не вкушавши?» – Издевательски ироничные дополнения Виниуса. 1072 Иустиниан Второй..; Леонтий – Юстиниан II (669–711), византийский император в 685–695 и 705–711 гг. Свергнутый в 695 г. патрикием Леонтием, был лишен носа и отправлен в ссылку. Но в 698 г. та же участь постигла Леонтия, когда императором был провозглашен предводитель флота Апсимар (Тиверий III). Юстиниан же в 704 г. бежал в Болгарию к хану Тервелю и, вступив с его войском в 705 г. в Константинополь, казнил и Леонтия, и Апсимара (см. 69). 1073 ...единаго от рода его... – В «Театре» и у Вондела сказано не о родичах, а «людях» Леонтия, в «великом множестве схваченных» Юстинианом. 1074 Фулгозий – Баптиста Фулгозио (1453–1504), дож Генуи Жан Баттиста Фрегозо, представитель рода, давшего в XIV–XV вв. нескольких дожей Генуэзской республики; автор ряда литературных работ, из которых наиболее известна «Дела и слова, достойные упоминания» в 9 книгах (Милан, 1508). – См. IX. 10 «О императоре Юстиниане Втором». 1075 8. О паве и о соловье. – Так у Вондела; в «Театре» – «О паве и богине Юноне», как у Федра (III. 18). 1077 «О богиня Натура!» – У Саделера «богиня Юнона», но для предпетровской Руси и решение Виниуса необычно; в печатном «Зрелище» уже «Госпожа Натура».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45. Народ хунавов упоминается также у Псевдо-Каллисфена (792); кроме того, во многих источниках фигурирует епископство Хунавия на западе Балкан. В " Слове о полку Игореве " встречаются некие " хинова " (см.: Словарь-справочник. 1984, 120-122). Видимо, все это разные звучания этнонима " кун " ; племя с таким, названием образовало восточную часть половцев (Добродомов. 1978, 103; 125). Ср.: Моравчик, 1958, II, 347. 46. Константин IV Погонат был византийским императором в 668-685 гг. Болгары появились на Дунае в 70-х годах VII в. 47. Имя Булгара, якобы родоначальника болгарского народа, впервые встречается в латинском переводе Феофана Анастасием Библиотекарем, на основании чего издатель К. де Боор произвел конъектуру греческого текста (Моравчик. 1958, II, 98). См.: Ангелов. 1971, 346. Упоминание о Булгаре имеется и у Иосифа Генесия (85-86). Кроме того, в рукописи, опубликованной Сп. Ламбросом (1917, 112) и представляющей собой род краткого справочника, есть фраза, буквально соответствующая тексту Льва Диакона. Историк мог воспользоваться одним из таких справочников, или же, наоборот, автор справочника Ламброса мог списать фразу у Льва. Наконец, имя Булгара известно Михаилу Сирийцу (Михаил. 110). 48. Это - единственное место, где Лев называет Болгарию ее собственным именем. Данный экскурс ничем, кроме упоминания о Котрогах, не напоминает знаменитый экскурс Феофана (368-369; 372-375); источник сведений Диакона неизвестен. 49. Леонтий совершил переворот против Юстиниана II в конце 695 г. и был свергнут сам в результате восстания на флоте в 698 г. Он был также лишен носа и сослан. 50. Юстиниан II взошел на престол в 685 г. Свергнутый в 695 г. и сосланный в Херсон, он бежал оттуда сначала к хазарам, а затем к болгарам. В 705 г. Юстиниан во главе болгарского войска подошел к Константинополю и сверг Тиверия III. Убит в 711 г. 51. Херсон, древний Херсонес, Корсунь русских летописей - центр византийских владений в Крыму. 52. Меотида - древнее название Азовского моря. 53. Первое упоминание о протоболгарах относится к IV в. Тогда они кочевали в Приазовье. Во второй половине VI в. протоболгары разделились: часть их ушла на Запад, в Паннонию (это, очевидно, и имеет в виду Лев, говоря об их " блуждании " по Европе), а часть осталась в Приазовье, известная под названием кутригуров ( " котрагов " - у Льва). В последней трети VII в. произошло второе разделение протоболгар: под давлением хазар часть их ушла на Среднюю Волгу, а часть - во главе с ханом Аспарухом - дошла до Дуная и поселилась в Южном Поднестровье, в так называемом Онгле. В 680 г. Константин IV предпринял неудачный поход против них, после чего болгары утвердились в Мисии и Добрудже вплоть до Варны.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

(ок. 652 - нач. сент. 685, К-поль), св. (пам. 3 сент.), визант. имп. (с 668) из династии Ираклидов; старший сын имп. Константа II и Фавсты. Как и его отец, он носил прозвище Погонат из-за своей бороды. Точная дата рождения К. неизвестна; его возраст условно определяется по сохранившемуся эдикту имп. Константа II от 1 марта 666 г., где названы годы правления Константа и 3 его сыновей, к-рые скорее всего были объявлены соправителями в младенчестве (RegImp, N 233). Акты VI Вселенского Собора 680-681 гг. свидетельствуют, что К. стал августом и соправителем отца между 5 и 26 апр. 654 г.; на это указывает датировка протоколов заседаний VI Вселенского Собора по годам правления К. (ACO II. Vol. 2(2). P. 628, 664; ДВС. Т. 4. С. 196, 205). Противоречия в сведениях указа 666 г. и соборных актов остаются неразрешимыми (К. род. и был провозглашен августом в 652 либо в 654). Фактически власть оказалась у 8-10-летнего К. в 662-663 гг., после отъезда имп. Константа II в Италию и его разрыва с К-полем. Первоначально соправителями К. считались его братья Тиверий и Ираклий (близнецы, род. ок. 659). При К. существовал регентский совет, сформированный скорее всего Константом, но впосл. сыгравший главную роль в оттеснении старшего императора от к-польских дел. Вероятно, жители К-поля и придворные чиновники воспринимали отъезд Константа как бегство и предательство и еще при его жизни возлагали свои надежды на К. Главами регентского совета были евнух Андрей и патрикий Феодор из Колонии Каппадокийской (армянин по происхождению). Мать К. также оставалась в К-поле, но о ее участии в политических делах сведений нет. Как и прежде, аристократы, занимавшие главные гос. посты, в основном были выходцами из Армении. Получив известие о смерти Константа в Сиракузах в 668 г., К. принял титул консула, т. о., стал главнокомандующим и офиц. полновластным императором. Его консульский выезд в К-поле состоялся между 16 сент. и 6 нояб. 668 г.- древняя рим. традиция вступления магистратов в должность с 1 янв. уже давно не соблюдалась. К. был женат на Анастасии, о происхождении которой нет сведений; в браке родились сыновья Юстиниан II (император в 685-695, 705-711) и Ираклий.

http://pravenc.ru/text/2057042.html

(р. 683:696, 723). Но с другой стороны, Он усвоил Себе истинное и не призрачное, но полное и действительное человечество (р. 681). Слово во всей целости соединилось со всем человеком (λо о λφ συνηνσθαι φαμν νθρπφ τν λγον – ρ. 692). Ему были не чужды физические немощи и всё, что не заслуживает порицания; через собственную Ему душу человеческую для него были доступны человеческие, хотя только беспорочные, аффекты (ibid.). 2) Что же объединило во Христе эти два естества? Божественное лице Сына Божия, которое по воплощении стало носителем и всех свойств человеческой природы, так что человечество не имело другого центра помимо лица Сына Божия... Мы веруем в единого Еммануила, в Котором соединились совершенный человек и Бог-Слово (690). Бог во Христе был по природе и истинно (θεν – φσει κα ληθς ν προσπφ Χριστο ρ. 702); и воплотившись Сын Божий не перестал быть Богом, но вместе с тем нельзя сказать, что Его Божество обитало только в человеке (см. Послание к Несторию об отлучении). Нет, Он Сам сделался человеком по естеству (de inc. 685) и нельзя сказать, что Он был в человеке как один в другом, ибо Он Сам стал человеком (705). Тоже самое Слово, Которое неизреченно произошло от Отца, родилось и от жены (695:696, 713:734, 735). Слово стало плотью; но кто настолько неразумен, чтобы говорить или об изменении божественной природы в то, чем она не была прежде, или о превращении плоти в природу Слова. Ни того, ни другого не могло быть никоим образом. Один Сын и одна Его природа, хотя Он и принял плоть, одарённую разумной душой, но принятое Им человечество было Его собственным (735). 3) В чём же проявлялось свободно-разумное посредство божественной ипостаси при соединении естеств божеского и человеческого, – то посредство, при котором ни Божество не терпело изменения, но всецело было соединено с человечеством, ни Божеством не стеснялось человечество по своей истинной, ограниченной жизни, – при котором наконец жизнь двух естеств была в Богочеловеке единой богочеловеческой жизнью – μα φσις? Это посредство проявлялось в свободном самоограничении, самоуничижении Божества Христа. Самоограничение Божества вообще составляет основание свободного откровения Бога в мире. Божественное и бессмертное естество, которое над всем владычествует, которое живёт во свете неприступнем и воссе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена 39-м правилом Пято-Шестого Трулльского Собора (690 – 691). Православие на Кипре, в силу островного положения и немногочисленности населения самого острова, оставалось в чистоте. Здесь не укрепилась ни одна ересь. Расцвет Кипрской Церкви продолжался до нашествия арабов, захвативших остров в 649 г. Города Констанция (Саламин), Кирион и Пафос были уничтожены. Византийский император Юстиниан II (685 – 695; 705 – 711) издал приказ вывести киприотов с острова на континент. В 691 г. большинство киприотов и духовенство во главе с архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (Дарданеллы), в новооснованный город Юстинианополь (Новая Юстиниана). Переселение, конечно же, не было всеобщим и продолжалось недолго. В 747 г. киприоты возвратились обратно на остров. Память о временной миграции на континент сохранилась в церковной терминологии – Предстоятель Кипрской Церкви в 691 г. получил официальный титул «Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра». 11.2. Латинское господство на Кипре (1191 – 1489) В 1191 г. во время Третьего крестового похода Кипр был завоеван английским королем Ричардом Львиное Сердце, который вскоре продал его духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Латиняне, как и на территории Сирии, Палестины, выступили гонителями Православия и заставляли греков принимать латинство. Римский папа Иннокентий III (1198 – 1216) издал декрет, по которому православные епископы Кипра подчинялись латинским. К 1220 г. на Кипре утвердилась католическая иерархия, состоящая из архиепископа (кафедра – Левкосия) и трех епископов. В 1260 г. Рим издал буллу, согласно которой было определено положение православных на Кипре на все время латинского господства: численность православных епархий сокращалось с 14 до 4; должность православного предстоятеля Кипрской Церкви ликвидировалась; кипрские епископы могли жить только в установленных католиками местах. Это вызвало резкий протест православных киприотов, но другого выхода не было. Избрание православных епископов осуществлялось в этот период сановными клириками и знатными мирянами вдовствующей епископии. Об акте избрания необходимо было сообщать латинскому епископу, который сам приглашал трех православных епископов для совершения хиротонии избранного. После хиротонии этот епископ, став на колени, должен был давать присягу папе и подчиняться ему как главе Церкви. Православное духовенство ущемлялось в правах. Латинское владычество подорвало православные духовные традиции Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

298 У Феофана A. М. 6150, то есть 658/659 г. Землетрясение в Палестине и Сирии, о котором говорится до сообщения об изгнании Мартина, датируется у Феофана месяцем Дайсием 2-го индикта. Дайсий соответствует аттическим антестериону (конец февраля – начало марта) или таргелиону (конец мая – начало июня); и то, и другое приходится на 659 г., 2-й индикт падает также на 659 г. Возможно, и ссылка Мартина, по Феофану, последовала в этом году. Повтор сообщения о Мартине в «Хронографии» вызван скорее всего использованием двух независимых источников, которые отличались друг от друга не только хронологией, но и содержанием: в первом случае Мартина доставляют в Константинополь и ссылают вместе с Максимом Исповедником , причем указывается место ссылки (Херсон и климата), во втором – повествуется лишь о папе Мартине, а рассказ о казни Максима и его учеников помещен выше под A. М. 6149, то есть 657/658 г. И здесь датировки Феофана ошибочны: Мартин был сослан в 655 г., a Максим подвергся наказанию в 662 г. 299 Один из списков «Хронографии» Феофана дает разночтение: tes anatoles etoi en Cherconi ekeise teleutesas, to есть в климата «востока или в Херсоне, там умерший». 300 Жители Византия (Константинополя). У Феофана A. М. 6160, то есть 668/669 г., точнее сентябрь 668 г. (Grumel V. La Chronologie. – Paris, 1958. – P. 357), когда был убит Констант II. Здесь ретроспективное упоминание Мартина, который уже вскоре после смерти вошел в число наиболее популярных и почитаемых пап (см.: Бородин О. Р. Равеннский экзархат. – С. 160–161, 382, прим. 285). 301 Следует заметить, что источник вновь указывает местом ссылки не конкретно Херсон, а его климата (exorisen eis ta tes Chersonos klimata), то есть округу, соседние области, что созвучно с известиями краткого мартирия братьев Феодора и Евпрепия (ср.: Антология). 303 Василевс Юстиниан II (685–695,705–711), по словам Г. Острогорского, был глубоко религиозен: на монетах рядом с его именем стояло servus Christi; он был первым византийским василевсом, приказавшим на аверсе монет помещать изображение Христа; в его правление в 692 г. был созван в Трулльском зале Большого императорского дворца в Кон- стантинополе так называемый Пятошестой (то есть дополняющий решения V и VI соборов) Вселенский синод, уделивший главное внимание укреплению церковной дисциплины и обрекший на сожжение все книги, не вошедшие в догматический канон (Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. 3. Aufl. – München, 1963. – S. 116). И все же оценка этого императора Феофаном резко отрицательна. Может быть потому, что в памяти потомков Юстиниан II остался жестоким, одержимым манией власти тираном, «самым жестоким зверем», к тому же с признаками психической ненормальности, видимо, унаследованной от деда, крутого на расправу Константа II (Гельцер Г. Очерк политической истории Византии//Очерки по истории Византии/Под ред. В. К. Бенешевича. – СПб., 1912. – Вып. 1. – С. 57–58; Дашков С. Б. Императоры Византии. – M., 1997. – С. 116–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хищников стада; когда Гипирохова мощного сына Я поразил Итимонея, жившего в злачной Элиде, И отбил все возмездие: стадо свое защищая, Он поражен меж передними бурною пикой моею; 675 Пал, и мгновенно рассыпались сельские ратники в страхе. Мы от элеян добычу богатую с поля погнали: Овчих ватаг пятьдесят и столько же гуртов воловых, Столько же стад и свиных, и бесчисленных козьих, и с ними Конский табун захватили мы, сто пятьдесят светломастных 680 Всё кобылиц, и при многих прекрасные были жребята. Всю добычу великую ночью вогнали мы в город, В Пилос Нелеев; восхитился духом Нелей, мой родитель, Видя, сколь много добыл я, в сражение вышедши, юный. Вестники подняли клич, с появлением ранней Денницы 685 Всех призывая, кто долг лишь имел на Элиде священной. Стекся пилосский народ, и властители мужи добычу Всем разделяли (эпеяне многим осталися должны В дни, как, уже малолюдные, в Пилосе мы злострадали: Нас угнетала постигшая Пилос Гераклова сила 690 В древние годы: защитники града храбрейшие пали. В доме Нелея двенадцать сынов-ратоборцев нас было, И остался один я: они до последнего пали! Сим возгордившися, меднодоспешные мужи эпейцы Нами ругались и многие нам умышляли злодейства). 695 Старец себе и волов и овец великое стадо Взял, как возмездие, триста избравши и пастырей с стадом; Долг бо великий и старец имел на Элиде священной: Славных, в ристанье победных четыре коня с колесницей, Бегом стязаться ходивших, и был предназначен треножник 700 Бега наградой; но их повелитель народа Авгеас Нагло отъял и возницу, о конях печального, изгнал. Старец Нелей, оскорбленный словами его и делами, Много избрал для себя; остальное же отдал народу В равный раздел: да никто от него обделен не отыдет. 705 Мы совершали взаимный раздел и по граду Нелея Жертвы богам приносили. Враги же на третие утро Силою всей, меднолатные мужи и быстрые кони, Разом пришли; ополчилися с ними и два Молиона, Юноши, вовсе еще не знакомые с бурною бранью. 710 Есть Фриоесса град, на высоком утесе лежащий, Дальний, на бреге Алфея, кончающий Пилос песчаный.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/11...

661 «Русский Вестник». 1869 г. 3. 348–349 стр. Этот рассказ Радаева о своем духовном преобразовании возбуждает, как очевидно, некоторые возражения. В самом деле, из рассказа видно, что Радаев возносит молитву Божией Матери, исповедуется и приобщается св. таин, тогда как ни того, ни другого, ни третьего хлыстовская догматика не признает. Примирить такую несообразность рассказа Радаева с учением хлыстов возможно одним путем. Именно, или весь рассказ этот есть выдумка, рассчитанная на легковерие массы, или же необходимо предположить, что сам Радаев, увлекшись хлыстовщиной, невольно уважал некоторые требования и истины православия. 665 «Духовные стихи (роспевцы) секты людей божиих». Барсова, 47, 75 стр.; Добротворский, 30, 152 стр. 670 Барсов, 28, 46 стр.; Добротворский, 9, 123 стр. 56, 175 стр.; „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1874 г. 3, 68 стр. 685 Впрочем, Аввакум Копылов, христос тамбовских хлыстов, строго воспрещал женщинам носить наряды и украшения и приказывал им повязывать платки на голове как можно ниже на глаза, «скромности ради» («Тамбовские Епархиальные Ведомости». 1862 г. 5, 208 стр.). 705 Существует, впрочем, у хлыстов одна песня, в которой излагается усердная молитва людей божиих к Создателю о православном царе. Сделаем из нее несколько выдержек. „Уж и дай ему (царю), Господи, Ему в сердце Св. Духа, Во уста Родослов книгу; И внуши ему, Господи, Чтоб не гнал людей божиих; Увенчай его славою, Взвесели сердце радостью.... Продли дни его царствияˆИ на лета на многияˆВ вожделенном во здравии.... Еще дай Ему, Господи, На совет людей избранных И святых Духом призванных, Чтоб вперед ишел Божий род“ (Барсов, 13, 20–21 стр.). Цель и мотивы приведенной нами молитвы хлыстовской– понятны; хлысты молятся, чтобы православный царь быль милостив к их обществу и не преследовал их; под этим необходимым условием они просят у Создателя всех милостей православному царю.– Так как молитва эта единственная во всей известной нам литературе хлыстовской, то она, очевидно, не может составлять существенного противоречия уже высказанному нами взгляду о хлыстовской литературе в известном ее направлении. При этом, нельзя не заметить, что внешний склад молитвы, а равно и течение мыслей, довольно последовательное, заставляют подозревать в составителе этой молитвы известного помещика Дубовицкого, который хотя и был мистиком, но не был в собственном смысле хлыстом. Следовательно, приведенная нами молитва даже не может и считаться произведением хлыстов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010