Даже в источниках довольно ясно выступает тенденциозно враждебная Юстиниану традиция. В 685 г. он был свергнут и по урезании носа и языка 522 сослан в крымский Херсонес; оттуда ему удалось бежать к хазарскому кагану, на сестре которого он женился; позднее при помощи болгар он успел вернуть себе трон. По возвращении в столицу Юстиниан жестоко стал мстить всем лицам, причастным к его свержению. Наконец, установленная им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты сам Юстиниан и его семья. В 711 году Ираклейская династия окончилась. В период между двумя царствованиями Юстиниана II правили два случайных императора – военный вождь Леонтий (695–698), родом из Исаврии, и Апсимар, получивший при возведении на престол имя Тиверия (Тиверий III, с 698 по 705 год). Некоторые ученые склонны приписывать Апсимару-Тиверию гото-греческое 523 происхождение. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 году, на протяжении шести лет, с 711 по 717 год, на византийском престоле сидели три случайных императора: армянин Вардан, или Филиппик (711–713), Артемий, переименованный при коронации в Анастасия (Анастасий II, 713–715) и, наконец, Феодосии III (715–717). Время анархии, царившей в Византии с 695 года, окончилось в 717 году возведением на престол знаменитого Льва III, с которого начинается уже новая эпоха в истории Византии. Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славян В лице Ираклия империя получила талантливого и энергичного государя, который, особенно после тирании Фоки, казался населению образцовым правителем. По словам современного Ираклию поэта Георгия Писиды, описавшего в хороших стихах его персидские походы и аварское нашествие, 524 новый император провозгласил, что «власть должна блистать не столько в страхе, сколько в любви». «Ираклий был создателем средневековой Византии, – говорил Острогорский, – государственной концепцией которой была римская идея, язык и культура которой были греческими, а вера – христианской». 525 Достижения Ираклия тем более заслуживают внимания, что к моменту его пришествия к власти положение империи было крайне опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

928 В «Житии аббатов» Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре-возможно, о том, где был погребен король Освин. 929 В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время. 930 Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк. 931 См. прим. 757. 932 Сергий I был папой римским в 687-701 гг. 933 Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца. 934 20 апреля 689 г. 935 Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681-725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в XVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова. 936 В оригинале Кэдвал (Caedual). 937 Имеется в виду Рим-город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла. 938 В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны). 939 20 апреля. 940 Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685-695 и 705-711 гг. 941 Ине был королем Уэссекса в 688-726 гг. 942 Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт-Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид- три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели. 943 Сир. 44:13. 944 Пеласгийский язык (lingua Pelasga)-rpeчeckuй, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции. 945 Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692-731 гг. 946 Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

298 У Феофана A. М. 6150, то есть 658/659 г. Землетрясение в Палестине и Сирии, о котором говорится до сообщения об изгнании Мартина, датируется у Феофана месяцем Дайсием 2-го индикта. Дайсий соответствует аттическим антестериону (конец февраля – начало марта) или таргелиону (конец мая – начало июня); и то, и другое приходится на 659 г., 2-й индикт падает также на 659 г. Возможно, и ссылка Мартина, по Феофану, последовала в этом году. Повтор сообщения о Мартине в «Хронографии» вызван скорее всего использованием двух независимых источников, которые отличались друг от друга не только хронологией, но и содержанием: в первом случае Мартина доставляют в Константинополь и ссылают вместе с Максимом Исповедником , причем указывается место ссылки (Херсон и климата), во втором – повествуется лишь о папе Мартине, а рассказ о казни Максима и его учеников помещен выше под A. М. 6149, то есть 657/658 г. И здесь датировки Феофана ошибочны: Мартин был сослан в 655 г., a Максим подвергся наказанию в 662 г. 299 Один из списков «Хронографии» Феофана дает разночтение: tes anatoles etoi en Cherconi ekeise teleutesas, to есть в климата «востока или в Херсоне, там умерший». 300 Жители Византия (Константинополя). У Феофана A. М. 6160, то есть 668/669 г., точнее сентябрь 668 г. (Grumel V. La Chronologie. – Paris, 1958. – P. 357), когда был убит Констант II. Здесь ретроспективное упоминание Мартина, который уже вскоре после смерти вошел в число наиболее популярных и почитаемых пап (см.: Бородин О. Р. Равеннский экзархат. – С. 160–161, 382, прим. 285). 301 Следует заметить, что источник вновь указывает местом ссылки не конкретно Херсон, а его климата (exorisen eis ta tes Chersonos klimata), то есть округу, соседние области, что созвучно с известиями краткого мартирия братьев Феодора и Евпрепия (ср.: Антология). 303 Василевс Юстиниан II (685–695,705–711), по словам Г. Острогорского, был глубоко религиозен: на монетах рядом с его именем стояло servus Christi; он был первым византийским василевсом, приказавшим на аверсе монет помещать изображение Христа; в его правление в 692 г. был созван в Трулльском зале Большого императорского дворца в Кон- стантинополе так называемый Пятошестой (то есть дополняющий решения V и VI соборов) Вселенский синод, уделивший главное внимание укреплению церковной дисциплины и обрекший на сожжение все книги, не вошедшие в догматический канон (Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. 3. Aufl. – München, 1963. – S. 116). И все же оценка этого императора Феофаном резко отрицательна. Может быть потому, что в памяти потомков Юстиниан II остался жестоким, одержимым манией власти тираном, «самым жестоким зверем», к тому же с признаками психической ненормальности, видимо, унаследованной от деда, крутого на расправу Константа II (Гельцер Г. Очерк политической истории Византии//Очерки по истории Византии/Под ред. В. К. Бенешевича. – СПб., 1912. – Вып. 1. – С. 57–58; Дашков С. Б. Императоры Византии. – M., 1997. – С. 116–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зинон Исавриец (474–491; 475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор («Разноглазый») (второй муж Ариадны) (491–518) Династия Юстина Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (сын сестры Юстина I (527–565, соправитель с 527) Юстин II (сын сестры Юстинана) (565–578) Тиверий II Константин (578–582, соправитель с 578) Маврикий (582–602, соправитель с 582) Фока (узурпатор) (602–610) Династия Ираклидов Ираклий I (610–641) Константин III Ираклий (сын Ираклия) (641, соправитель с 613) Ираклион (Ираклий II) Константин (брат Константина III) (641, соправитель с 638, низложен) Констант II (Константин) Ираклий (сын Константина III) (641–668) Константин IV Погонат («Бородатый») (сын Константа II) (668–685, соправитель с 654)) Юстиниан II Ринотмет («Безносый») (сын Константина IV) (685–695, 705–711) Леонтий (узурпатор) (695–698) Тиверий III (Апсимар) (узурпатор) (698–705) Филиппик (Вардан) (узурпатор) (711–713) Анастасий II (Артемий) (узурпатор) (713–716) Феодосий III (узурпатор) (715–717) Исаврийская династия Лев III Исавр, или Сириец (717–741) Константин V Копроним, или Каваллин (сын Льва III) (741–775; 742–743 – вне Константинополя, соправитель с 720) Артавасд (муж дочери Льва III, узурпатор)(742–743) Лев IV Хазар (сын Константина V) (775–780, соправитель с 751) Константин VI (сын Льва IV) (780–797, соправитель с 776) Ирина (мать Константина VI) (797–802, соправительница в 780–790) Никифор I Геник (узурпатор) (802–811) Ставракий (сын Никифора I) (811, правил 2 месяца и 6 дней, соправитель с 803) Михаил I Рангави («Сильнорукий») (муж дочери Никифора I) (811–813) Лев V Армянин (узурпатор) (813–820) Аморийская династия Михаил II Травл («Заика») (Аморей) (узурпатор) (820–829) Феофил (сын Михаила II) (829–842, соправитель с 820) Феодора (II) (жена Феофила) (842–856) Михаил III Пьяница (сын Феофила) (842–867) Македонская династия Василий I Македонянин (867–886, соправитель с 866) Лев VI Софиас («Мудрый») (сын Василия I) (886–912, соправитель с 870) Александр (брат Льва VI) (912–913, соправитель с 879)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция Хронология 2-й фазы существования Д. б. также спорна. На основании текстов чудес вмч. Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиеп. Иоанн построил новую, 5-нефную базилику. Однако Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в наст. время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов имп. Юстинианом II (685-695, 705-711) предположил, что пожары и восстановление Д. б. произошли между 695 и 705 гг. Видимо, городских средств на восстановление храма не хватило и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на юж. стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город. В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в зап. части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (ок. 1482) - типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492-1493 гг., после тур. завоевания, Д. б. была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся еще от рим. терм помещении в сев.-зап. части базилики, куда из кивория был перенесен саркофаг вмч. Димитрия. В 1907 г. стены Д. б. были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. Д. б. была отреставрирована и возобновились христ. богослужения. В пожаре 6 авг. 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились юж. аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично - мраморная облицовка. В 30-х гг. было начато восстановление Д. б. с использованием древних фрагментов (под рук. архит. А. Захоса, 1872-1939), законченное к 1948 г. Архитектура

http://pravenc.ru/text/178245.html

Первое изображение Христа на монетах появилось в правление Юстиниана II (685–695; 705–711) (рис. 6). При императорах иконоборцах (730–780, 813–842 гг.) на монетах изображался единственно допустимый ими христианский символ – крест. В постиконоборческий период со второй половины IX в. на монетах кроме изображения Христа уже появляются образы Богоматери и святых. Образ Божией Матери (в иконографии Оранты, с эпитетом MARIA) на монетах впервые появился в правление Льва IV Мудрого (886–912). Рис. 6. Юстиниан II (685–695). Аверс: Христос на фоне Креста. Реверс: император с Крестом в правой руке      После выхода из денежного обращения монеты использовались в качестве нательных образков Одна из характерных черт византийской нумизматики – это предназначение монеты служить инструментом благочестия «своего собственника (эмитента) и временного обладателя (плательщика)». Причем указанное предназначение осуществлялось в процессе денежного обращения (в качестве нательных образков монеты использовались после выхода из него). «Зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты» 7 , т.е. сознательное уподобление иконному образу вплоть до чеканки инвокативной легенды (надписи на монетном поле), которая начиналась словами «Господи, помоги» или «Богородица, помоги» 8 (например, см. рис. 7). Максимального «иконоподобия» византийские монеты достигали в X–XI вв. 9 . Рис. 7. Константин X (1059–1067). 2/3 милиарисия. Аверс: Богородица Оранта. На реверсе легенда: «Богородица помоги Константину деспоту Дуке»      С начала династии Комнинов (в Константинополе 1057–1059 и 1081–1185; в Трапезунде 1204–1461) на монетах появляются образы святых Георгия, Феодора, св. императора Константина, св. Трифона и свт. Николая (Никея и Фессалоники), св. Евгения (Трапезунд), св. вмч. Димитрия Солунского (Фессалоники). Изображения Сил Небесных – херувимов и серафимов; Этимасии – «престола уготованного» для Христа Судии и другие появляются на монетах в поздний период империи. Все эти образы являлись «выражением идеи “Царства милостью Божией”, своим земным существованием обязанным исключительно Богу». Именно таким царством считала себя Византия 10 .

http://pravoslavie.ru/11a0c818a6f1b5c08e...

При исследовании Жития Г., написанного Леонтием, в первую очередь отмечают хронологическую путаницу и непоследовательность текста ( Χριστοφιλπουλος. Σ. 159), изобилующего подробностями бытового характера и сведениями из истории и географии Сицилии. Не указаны имена ключевых фигур эпохи (папа Римский, патриарх К-польский, император назван то Юстином, то Юстинианом), и нельзя точно определить время жизни Г. Однако и имена, и события, что упомянуты в тексте, не вносят ясности: патриарх Макарий II Иерусалимский предположительно занимал кафедру до 575 г., в то время как борьба с монофелитской ересью, о к-рой идет речь в Житии, относится к VII в. Хронологическая путаница была, по-видимому, замечена уже Никитой Пафлагоном, переработавшим Житие: из его редакции исключены нек-рые имена, вызывающие наибольшие сомнения. Точное время создания Жития и личность автора также не могут быть окончательно установлены. Нек-рые исследователи видят в Леонтии современника Г., упомянутого в тексте, к-рый при его составлении пользовался воспоминаниями святого (Ibid. Σ. 160). Другие, напр. итал. исследователь А. Аморе, считают, что он составил Житие много лет спустя после смерти Г. и не располагал точными сведениями о его жизни. Почти все согласны с тем, что Житие создано на Западе и Леонтий жил в Риме; об этом свидетельствует обилие подробностей и детальное знание местной географии. Однако А. П. Каждан высказывал сомнения относительно рим. происхождения автора, указывая на резкую антипапскую направленность Жития (ODB. Vol. 2. P. 880). Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203) Кроме того, существует 2 авторитетных источника о жизни Г., к-рые предполагают взаимоисключающие датировки: во-первых, в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 251) указано, что Г. был современником визант. имп. Юстиниана II Ринотмета (685-695, 705-711) и участником Вселенского Собора 680 г., во-вторых, известны письма папы Римского свт. Григория I Великого, где содержатся сведения о некоем Г., еп. Акрагантском, обвиненном в непристойном поведении и представшем перед папским судом (подробный анализ см. в ст. Аморе ). Поскольку письма датированы 591-592 гг., время жизни Г. смещается, т. о., примерно на 100 лет назад. Нек-рые историки приняли датировку Синаксаря (гипотеза, впервые высказанная Дж. Ланцой в 1760, разделяется А. Христофилопулосом). Другие, следуя за С. Морчелли, первым издателем комментария Г. на Книгу Екклесиаста, относили время жизни Г. к кон. VI в. и предполагали, что рассказ о Вселенском Соборе - позднейшая вставка. Никодим Святогорец в пересказе Жития ориентируется скорее на синаксарную заметку: он говорит о Юстиниане II и свт. Георгии I, патриархе К-польском, к-рый участвовал в Соборе 680 г.

http://pravenc.ru/text/166517.html

М. Однако имп. Юстиниан II (685-695, 705-711) начал гонение на православных и велел военачальникам Захарии и Льву схватить патриарха, к-рый бежал из Антиохии в мон-рь св. Марона. Вернувшись в К-поль, Лев сообщил императору, что И. М. поддерживают все ливанцы и его нельзя захватить. Разгневанный император посадил Льва в тюрьму и послал в Сирию войско, якобы для войны с арабами. Племянник И. М. Ибрахим собрал 12 тыс. воинов и перевез патриарха в безопасные Ливанские горы. В 694 г. византийцы разорили монастырь св. Марона и убили 500 его насельников, после чего начали гонения по всей Сирии. В 694 г. ливан. ополчение якобы нанесло поражение при Амьюне визант. войскам, вторгшимся в горы Ливана (основанием для этого сообщения мог послужить тот факт, что имп. Юстиниан, согласно мирному договору с арабами, выселил из Ливана мардаитов (ODB. Vol. 2. P. 1297), с которыми марониты стали себя со временем отождествлять). Согласно ад-Дувайхи, эти события послужили причиной для отделения маронитов от Византийской Церкви. После разрушения мон-ря св. Марона И. М. основал новый мон-рь в сел. Кфар-Хай, поместил там вывезенную из Сирии главу прп. Марона, установил поминовение преподобного 5 янв. и провозгласил, что сир. православные должны называть себя маронитами. После кончины И. М. на Патриарший престол в Кфар-Хае был избран его племянник Кир, к-рому Римский папа даровал паллий В 1719 г. ученый-маронит И. С. Ассемани отредактировал жизнеописание И. М. и попытался более убедительно вписать легенду в контекст реальных событий VII в. Он привел даты избрания И. М. на Патриарший престол (686/7) и его кончины (707) и отождествил «кардинала», к-рый рукоположил И. М., с Иоанном , еп. Филадельфии (ныне Амман, Иордания), которого Римский папа Мартин I (649-655) назначил своим представителем на Востоке для противодействия монофелитам. Пытаясь исправить анахронизмы, допущенные прежними биографами, Ассемани обратил внимание на то, что аль-Килаи спроецировал на личность И. М. события XII-XIII вв.- унию маронитов с Римско-католической Церковью (1182) и поездку маронитского патриарха Иеремии на IV Латеранский Собор (1215), где папа Иннокентий III признал его Патриарший сан и даровал ему право носить митру и кольцо.

http://pravenc.ru/text/471375.html

Феофан приводит еще одну дату: он говорит, что иконоборческое зло, очевидно во втором его периоде, продолжалось около 30 лет, и совершенно справедливо: 842–30=812, что близко к июлю 813 года, времени вступления на престол имп. Льва Армянина. Но не столь вероятен рассказ автора, когда он пишет о свержении Никифора, будто патриарх «вышел из церкви унылый, со слезами на глазах, и укреплял народ приличными божественными словами» (§ 4). Феофан, писавший лет 50 спустя, должен уступить в этом отношении диакону Игнатию и Феодору Студиту , как современнику и другу Никифора. Студийский игумен свидетельствует, что патриарх был схвачен ночью, дабы не возбудить народа, и немедленно же перевезен через Босфор. Игнатий, правда, рассказывает, что Никифор молился в церкви, но и он умалчивает о присутствии народа. Если мы ко всему этому прибавим еще, что почин в деле восстановления иконопочитания сделала царица Феодора, что патр. Иоанн действительно воспользовался своеручно (для оскорбления иконы Христа) и за это едва не поплатился жизнью, что наконец в Феодоровский монастырь, который был построен патриархом, в котором он жил и скончался (§ 5), ездил за мощами Никифора лично патр. Мефодий соборне с духовенством (§ 11) и перенес их в храм Апостолов (§ 12), то исчерпаем всю сумму имеющихся в слове фактических данных. Витиевато распространившись о св. Троице (§ 1) и кратко упомянув затем о падении язычества и о построении храмов, автор говорит наконец о безбожном царе Льве, уроженце Германикийской страны (κ τς Γερμανικων χρας), на самом же деле вышедшего из Исаврийской ереси (κ τς τν σαρων αρσεως). Сведение это взято из Феофана (I. 391), которому он следует, рабски повторяя его текст и только иногда его сокращая или риторически пополняя отрывистые речи, приводимые Феофаном. В первое царствование Юстиниана Ринотмита (το ινοκοπημνου, 685–695) он с родителями был переведен в Месимврию Фракийскую, а во второе царствование (705–711), когда он шел с Болгарами (очевидно с болгарским князем Тервели), Лев вышел к нему навстречу с даром в 500 овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010