66 . После царствовал Констант, сын его, 17 (641–668), нечестивый и ненавистный (И449) 1 . О безбожном [Магомете] (570–632), о заблуждении его и о роде истинный рассказ (И449) 2 . Как после скверной смерти была видна звезда, продолговатая, как копье, в течение 30 дней. Тогда и сараци/11в ны восстали на христиан, и многих убили, и захватили землю обетованную (637 г.) (И453) 3 . Рассказ о том, какие блага имеет земля обетованная (И454) 4 . Как Моавия, сарацинский князь, перебил греческое войско у Феникса: убив царского подданного (вместо царя ), он одержал победу, а царь бежал (И454) 5 . Как Констант, спасшийся от измаилитов, придя в Царьград, убил своего и, ненавидимый горожанами, отправился на Сицилию, и, прожив 6 лет, окончил жизнь в бане, получив смертельную рану в голову (И459) 6 . О князе безбожных павликиан, и о скверной вере их (И459) 67 . После Константа ненавистного царствовал Константин (IV), сын его, Погонат, то есть «Бородатый», 17 лет (668–685), и умер от того, что у него чревом не шло./11г При нем же был и [шестой] (680–681) (И462) 1 . Как сарацинское войско семь лет стояло у Константинова града (с 672 г.), на кораблях сражаясь с греками, а затем, побежденное полностью (И463) 68 . А после Константина Бородача царствовал Юстиниан (II), 16 лет (685–695). Этот победил захватив их, избрал из них 30 тысяч человек, назвав их «периусион " (И464) И20 1 . О том, что случилось с Юстинианом, который, надеясь на воинов периусиона, расторг мир с сарацинами (И464) 2 . Как царь, оказавшись в безопасности, требовал у патриарха Каллиника сотворить молитву, чтобы церковь разрушить (И465) 69 . После Юстиниана царствовал Леонтий, три года (696–699), которому урезал нос (Абсимар). Леонтий в Далматском монастыре (И465) 70 . После Леонтия царствовал Абсимар, он же Тиберий (III). Этот, уведав, что Юстиниан/12а вошел в город (705 г.), убоялся и бежал в Аполлониаду (И466) 71 . После Абсимара снова правил Юстиниан, с урезанным носом, 7 лет (705–711), который Абсимара убил, а Каллиника, ослепив, изгнал в Рим. Потом убит был (И466)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом отношении Лев III Исавр лишь продолжал практику, зародившуюся еще во времена первых христианских римских царей и существовавшую на протяжении первых веков имперского существования Церкви. Точно так же действовали императоры святой Константин I Равноапостольный (306–337), Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361), святой Феодосий I Великий (379–395), святой Феодосий II Младший (408–450), святой Маркиан (450–457), святой Лев I Великий (457–474), Юстин I (518–527), святой Юстиниан I Великий (527–565), Ираклий Великий (610–641), Констант II (641–668), Константин IV (668–685) и Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711). Их труды были по-разному оценены современниками и Церковью, но нельзя не заметить, что ревность многих из них по вере вознаградилась высшим образом – их причислили к лику святых. Так происходило до императоров Исаврийской династии, так продолжалось и после них вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Современные исследователи обычно негодуют на претензии Льва III Исавра в послании к апостолику считать свой статус подобным епископскому. Правда, сам папа не видел в этом ничего предосудительного, он лишь пенял императору, что подобные полномочия можно признать за православными василевсами, и призывал императора взять их себе в качестве образца для подражания. Понтифика не мог, конечно, удивить такой пассаж, поскольку еще царь святой Константин Великий именовал себя «епископом внешних» . А император Константин IV Погонат (668–685), созывая VI Вселенский Собор 680–681 годов, так писал Римскому папе Агафону (678–681): «Я буду восседать среди епископов не в качестве императора, и я не буду точно так же говорить, как император, но как один из архиереев» . Ничего нового Лев III Исавр не придумал, созвав синклит из епископов и сановников, дабы изучить жалобы на языческие формы иконопочитания и вынести конкретное решение. Более того, много лет обдумывая этот шаг, прежде чем решиться на него, василевс пришел к убеждению, что поставленный на повестку дня вопрос носит не догматический характер, а относится к проблемам обрядовой практики .

http://pravoslavie.ru/54661.html

Дело Трулльского Собора император Юстиниан II принимал очень близко к сердцу. Он не только издал его правила, но и весьма заботился, чтобы они были приняты во всех поместных Церквах. Царствование Юстиниана было прервано его низложением — с 695 до 705 г. он был не у дел, но потом вновь захватил престол (впервые он стал императором в 685 г., в 695 был свергнут, в 705 опять вернулся к власти, в 711 г. его окончательно свергли и убили). Однако и в обстановке ожесточенной борьбы за власть Юстиниан не забывал о Трулльском соборе и вел интенсивные переговоры с Римом, побуждая папу принять его деяния. Поначалу Юстиниан пытался действовать угрозой расправы, но потом изменил тактику: ему удалось во время своего вторичного царствования пригласить в Константинополь папу Константина — это был один из тех редких случаев, когда папа посетил столицу империи. Как вы помните, в Константинополе ранее побывал папа Вигилий, насильственно привезенный для участия в V Вселенском Соборе, от какового участия он все-таки уклонился. Затем в Константинополь под стражей для суда и расправы доставили папу Мартина Исповедника, теперь же папа, похоже, явился сюда совершенно добровольно и был с большим почетом принят императором. При встрече государь упал перед ним ниц, и только после этого они облобызались. Папское посещение состоялось, несмотря на то, что Трулльский собор довольно бесцеремонно перечеркнул некоторые притязания Рима на главенство в Церкви — например, одно из правил во всем уравнивает Константинопольскую и Римскую кафедры, хотя и признает, что Константинопольская — вторая по чести. Конечно же, Константин был приглашен в Константинополь не с тем, чтобы ему там расточали любезности, а для переговоров относительно Трулльского собора. Переговоры состоялись, и была достигнута некая договоренность, но содержания ее мы не знаем, потому что Юстиниан очень скоро потерял власть, и, по всей видимости, в Риме предпочли забыть о благоприятных для константинопольской стороны результатах соглашения.

http://sedmitza.ru/lib/text/434190/

План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция Хронология 2-й фазы существования Д. б. также спорна. На основании текстов чудес вмч. Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиеп. Иоанн построил новую, 5-нефную базилику. Однако Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в наст. время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов имп. Юстинианом II (685-695, 705-711) предположил, что пожары и восстановление Д. б. произошли между 695 и 705 гг. Видимо, городских средств на восстановление храма не хватило и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на юж. стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город. В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в зап. части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (ок. 1482) - типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492-1493 гг., после тур. завоевания, Д. б. была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся еще от рим. терм помещении в сев.-зап. части базилики, куда из кивория был перенесен саркофаг вмч. Димитрия. В 1907 г. стены Д. б. были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. Д. б. была отреставрирована и возобновились христ. богослужения. В пожаре 6 авг. 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились юж. аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично - мраморная облицовка. В 30-х гг. было начато восстановление Д. б. с использованием древних фрагментов (под рук. архит. А. Захоса, 1872-1939), законченное к 1948 г. Архитектура

http://pravenc.ru/text/178245.html

Первое изображение Христа на монетах появилось в правление Юстиниана II (685–695; 705–711) (рис. 6). При императорах иконоборцах (730–780, 813–842 гг.) на монетах изображался единственно допустимый ими христианский символ – крест. В постиконоборческий период со второй половины IX в. на монетах кроме изображения Христа уже появляются образы Богоматери и святых. Образ Божией Матери (в иконографии Оранты, с эпитетом MARIA) на монетах впервые появился в правление Льва IV Мудрого (886–912). Рис. 6. Юстиниан II (685–695). Аверс: Христос на фоне Креста. Реверс: император с Крестом в правой руке      После выхода из денежного обращения монеты использовались в качестве нательных образков Одна из характерных черт византийской нумизматики – это предназначение монеты служить инструментом благочестия «своего собственника (эмитента) и временного обладателя (плательщика)». Причем указанное предназначение осуществлялось в процессе денежного обращения (в качестве нательных образков монеты использовались после выхода из него). «Зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты» 7 , т.е. сознательное уподобление иконному образу вплоть до чеканки инвокативной легенды (надписи на монетном поле), которая начиналась словами «Господи, помоги» или «Богородица, помоги» 8 (например, см. рис. 7). Максимального «иконоподобия» византийские монеты достигали в X–XI вв. 9 . Рис. 7. Константин X (1059–1067). 2/3 милиарисия. Аверс: Богородица Оранта. На реверсе легенда: «Богородица помоги Константину деспоту Дуке»      С начала династии Комнинов (в Константинополе 1057–1059 и 1081–1185; в Трапезунде 1204–1461) на монетах появляются образы святых Георгия, Феодора, св. императора Константина, св. Трифона и свт. Николая (Никея и Фессалоники), св. Евгения (Трапезунд), св. вмч. Димитрия Солунского (Фессалоники). Изображения Сил Небесных – херувимов и серафимов; Этимасии – «престола уготованного» для Христа Судии и другие появляются на монетах в поздний период империи. Все эти образы являлись «выражением идеи “Царства милостью Божией”, своим земным существованием обязанным исключительно Богу». Именно таким царством считала себя Византия 10 .

http://pravoslavie.ru/155272.html

В этой церкви находилась чудотворная икона Спаса, а с восточной стороны ее стояла замечательная колонна, сложенная из разных мраморов, с крестом наверху, поставленным при Гераклии. Брат Императора Петр неудачно воевавший с Болгарами, строит монастырь Богородицы в квартале Ареобинда: новый патриарх Кириак восстановил храм Богородицы Диакониссы, сгоревший в мятеж Ники. Что за церковь св. Георгия в Девтероне, основанная Маврикием (часовня?), и принадлежит ли ему постройка монастырей Кариана и особенно Мирокерата, в котором хранился рог Самуила, решить трудно, так как сведения об них имеем только из Анонима и Кодина. Не знаем также, когда или который Нарзес (при Юстине или при Маврикии), основал церковь Пантелеймона и киликийских мучеников Прова, Тараха и Андроника 94 , а также, кем основан монастырь Покаяния новый, куда Фока заключил мать и невесту Гераклия. При всей маловажности художественных предприятий и ничтожности самого императора, столица была за него, не смотря на весь позор внешних дел и смуту во внутреннем управлении, и народ стоял за него до тех пор, пока в него не бросили обвинением в еретичестве. Уже здесь сказалась та печальная рознь между византийскою армией, набиравшеюся отовсюду из наемников, и народом, – рознь, разросшаяся впоследствии в еретический мятеж иконоборцев армии против государства. В царствование Маврикия мы слышим о странном факте вражды армии против духовенства и иконопочитания: возмутившиеся в Эдессе отряды, по случаю вычетов из их жалованья на обмундировку, не только сбрасывают статуи императора с их пьедесталов, но и бросают каменьями в чудотворную икону Христа 95 . Бедствия Империи на время отстранены вступлением па престол воителя Гераклия (610 – 641), но царствование его потомков до четвертого поколения: Константа 641 – 668 г., Константина Погоната 668 – 685, Юстиниана II 685695 и от 705711 г., перемежающиеся Константином и Гераклеоном, Леонтием, Апсимаром, занимавшими престол на два, три года или даже на несколько месяцев, омрачено полным истощением казны и провинций и окончательною утратою Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

— 17 Юстин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), раннехристианский мыслитель и писатель, уроженец Палестины. — 212 Юстиниан I (482–565), византийский император (527–565), чье долголетнее царствование отмечено внешним блеском византийской государственности, грандиозной попыткой вернуть западные земли Римской империи, широкой работой по кодификации римского права, импозантным строительством, расцветом архитектуры (породившим, в частности, такой шедевр, как константинопольский храм святой Софии), высоким развитием утонченного литературного творчества по античным канонам (эпиграмма, историография и т. п.), но также успехами народной по духу гимнографии мастеров кондака (см. Указ. терминов) — Романа Сладкопевца и его товарищей. «Век Юстиниана» — золотой век ранневизантийской культуры. Стремясь добиться религиозного единомыслия среди подданных империи, Юстиниан лично выступал как догматист и гимнограф; он закрыл в 529 Афинскую школу — центр языческого неоплатонизма, что, впрочем, не мешало ему поощрять безобидную языческую топику в литературных стилизациях и мириться с широким распространением религиозного индифферентизма в кругах своих администраторов и деятелей пропаганды (как о том можно судить по творчеству Агафия Миринейского или Прокопия Кесарийского). Непомерное напряжение сил ради престижа империи вызвало недовольство, вылившееся в восстание Ника (532 г.), а позднее — упадок, наметившийся к концу жизни Юстиниана и выявившийся после его смерти. — 16, 21, 25, 28, 29, 63, 116, 117, 119, 121, 173, 246, 254, 256, 260, 261, 308 Юстиниан II (ум. 711), византийский император (685–695 и 705–711), был свергнут и подвергнут отрезанию носа, но при новом государственном перевороте вернулся на престол, позднее был еще раз свергнут и погиб. — 63 Ямвлих Халкидский (ок. 283 — ок. 330), греческий философ-неоплатоник, живший на рубеже ранневизантийской эпохи, основатель сирийской школы неоплатонизма, важнейший авторитет в кругах последних язычников, в особенности по вопросам «теургии» (ритуальной магии, которую Ямвлих силился обосновать философски), а также по вопросам философии математики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Преемник Константина Погоната, сын его Юстиниан II ( " Ριντμητος, 685–695, 705–711), известный своим стремлением подражать Юстиниану I и своим деспотическим характером, поддерживал авторитет VI Вселенского собора и в 687 г. по не совсем ясному поводу он сам созывал собор для проверки и утверждения его актов. В 691–692 гг. по его желанию новый собор («οικουμενικ»), заседавший в том же помещении, где и предшествовавший Вселенский, должен был как бы в дополнение к последнему, а также к V Вселенскому собору, не оставившим канонов, заняться вопросами о благоустройстве церковной жизни и составить ряд канонов (102) (πενθκτη σνοδος, quinisexta, т. н. Пято–Шестой Трулльский). Из 211–ти епископов, бывших на этом соборе, 43 были участниками и VI Вселенского собора. Император затем усиленно старался заставить принять этот собор и на Западе, где если и встречаются впоследствии ссылки на его авторитет, то лишь вследствие недоразумений (Адриан I под влиянием Константинопольского патриарха Тарасия). Попытка восстановить на Востоке монофелитство была сделана, когда на место убитого взбунтовавшимся войском Юстиниана II был поставлен Вардан, принявший имя Филиппика (711–713). Вардан был воспитан в монофелитстве, под влиянием ученика Макария Стефана. Еще до вступления его в Константинополь, по его повелению, удалено было из дворца изображение VI Вселенского собора. На соборе в январе 712 г. прежний патриарх Кир был заменен Иоанном VI, VI Вселенский собор отвергнут, память борцов за монофелитство восстановлена, издан томос с монофелитским учением. На соборе были, между прочим, св. Герман Кизикский и св. Андрей Критский. Не подписавшие томоса подвергались ссылке. На Западе распоряжения нового императора встречены были решительным протестом папы и демонстрациями народа. Но и на Востоке торжество монофелитства было непродолжительно. 3 июня 713 г. Филиппик был низвержен. При короновании Анастасия II (Артемия) патриархом Иоанном снова было утверждено значение VI Вселенского собора, о чем император и патриарх уведомили и папу; патриарх объяснял при этом действия собора 712 г. «экономией». Герман, преемник Иоанна (715–730), вскоре по вступлении на кафедру на соборе в Константинополе в 715 или 716 г. подтвердил православное учение о волях и действиях и анафематствовал монофелитов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

На утро друг царя, одетый в царскую одежду, став на царском корабле, схватывается с врагом. Неприятели, думая, что это сам царь, окружив корабль, произвели сильное нападение. Друг царя многих мужественно побил, поразил и самого Мавию, наконец и сам был убит, исполнив слово писания; «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за друга своего» 247 . В русской истории повторился подобный случай хотя, конечно, с некоторыми видоизменениями. Пред куликовской битвой боярин Михаил Бренк также надел на себя княжеское платье Димитрия Донского, и также был убит, тогда как сам в. князь остался цел 248 . Юстиниан Ринотмет (дважды 685–695 и 705–711) Этот государь, внук Консты и сын Константина Погоната (668–685), при котором был VI вс. собор, своим личным характером много напоминает русского Ивана Грозного, хотя жестокость Ринотмета извинительнее в виду тех тяжких оскорблений, какие он потерпел от враждебной себе партии. Патриций Леонтий с толпой народа возмутился против Юстиниана, низверг его с престола, отрезал ему нос и послал в заточение в Херсонес. (Подобных обид не терпел Иван Грозный и все непослушания, и своеволия бояр – ничто в сравнении с тяжким и наглым оскорблением, какому подвергся Юстиниан). Юстиниан не забыл обиды. Шесть лет пробыл он в херсонесском заточении, потом бежал к кагану хазарскому, женился на его сестре, – и пошел добывать престол константинопольский. На море поднялась сильная буря; все пришли в трепет, и один приверженец царя сказал ему: «государь, если ты спасешься, и Господь возвратит тебе царство, дай слово не мстить никому из врагов своих». Юстиниан в гневе и раздражении отвечал: «пусть Господь здесь же потопит меня, если я пощажу хоть кого-нибудь из них 249 . Такое раздражение напоминает нам бурю ярости, свирепствовавшую в душе Грозного, когда он во время первого отъезда в Александровскую слободу от избытка гнева рвал у себя на голове и бороде волосы. а) Первый рассказ читается так: «зверь (т. е. имп. Лев) своевольно и нечестиво начинает ересь, снимает икону Господа нашего Иисуса Христа с медной двери палат, собирает нечестивый совет против св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Le texte grec des récits utiles à l " âme d " Anastase (le Sinaïte)//Oriens Chr. 1903. Vol. 3. P. 56-90). Архиеп. Аркадию I приписывается Похвальное слово вмч. Георгию Победоносцу (BHG, N 684), ранее он также считался автором Жития прп. Симеона Дивногорца (BHG, N 1689). Литературным творчеством занимались и др. кипрские иерархи VII в.: напр., Леонтию , еп. Неаполя Кипрского († ок. 650), принадлежат Жития свт. Иоанна Милостивого, прп. Симеона Юродивого, свт. Спиридона Тримифунтского (утрачено), «Слово в защиту христиан и против иудеев: об иконах святых» и др., Феодору, еп. Пафосскому,- Житие свт. Спиридона (впервые прочитано 12 дек. 655 в присутствии архиеп. Сергия и др. кипрских иерархов). Из Амафунта происходил богослов и писатель прп. Анастасий Синаит (нач. VII в.- после 701). Преемник Аркадия I архиеп. Сергий считается автором антимонофелитского послания к папе Римскому Феодору I (643), к-рое было прочитано на 2-м заседании 1-го Латеранского Собора (649) (ACO II. Vol. 1. P. 60-64), однако подлинность послания оспаривается ( Hackett, Παπαωννου. 1923. Σ. 54, σημ. 108; Mansi. T. 10. Col. 916). Архиеп. Сергий также упоминается в надписи в пещере прор. Моисея на Синае ( Š ev enko I. The Early Period of the Sinai Monastery in the Light of its Inscriptions//DOP. 1966. T. 20. P. 264). Архиеп. Аркадий II (ранее 680) известен как борец с еретиками из послания против Павла, возглавлявшего на Кипре одну из монофизитских групп акефалов , написанного имп. Константином IV Погонатом (668-685) ( Le Quien. OC. T. 2. P. 1050). Кипрская Православная Церковь в период арабских нашествий В правление имп. Юстиниана II (685-695, 705-711) была восстановлена базилика свт. Епифания и центральную часть Констанции обнесли укреплениями. В 691 г. Юстиниан II организовал переселение большей части населения Кипра во главе с архиеп. Иоанном I на п-ов Кизик (ныне Капыдагы) ( Theoph. Chron. P. 365). Во время осады К-поля (ок. 673-677) арабы захватили п-ов Кизик и создали на Геллеспонте морскую базу.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010