Общее и не направленное на конкретные лица осуждение не определило положений, которые безусловно были еретическими. Хотя декрет и был утвержден папой, ею нельзя считать безошибочным. В этом же году он был дополнен энцикликой Pascendi [ХВ 680] и в 1910 г. – Антимодернистской присягой [ХВ 125–135]. Заблуждения: ( 3420) 20. Откровение не могло быть ничем иным, как сознанием своего отношения к Богу, которое человек приобрел. ( 3421) 21. Откровение, являющееся предметом католической веры, не было завершено с Апостолами. ( 3422) 22. Догматы, которые Церковь характеризует как Откровение, не являются истинами небесного происхождения, но интерпретацией религиозных фактов, которые человеческий разум осознал в результате тщательных усилий. ( 3425) 25. Восприятие веры опирается, в конечном счете, на скопление вероятностей. ( 3426) 26. Следует соблюдать догматы веры только в связи с их практическим значением, то есть как указующие правила действия, а не как правило верования. ( 3459) 59. Христос не преподал определенной совокупности учения, применимого ко всем временам и людям, но, скорее, Он положил начало религиозному течению, подходящему к разным временам и разным странам. Антимодернистская присяга (1 сентября 1910 г.) Через три года после декрета Lamentabili 43 и энциклики Pascendi 44 папа Пий X потребовал от всего духовенства, осуществляющею пастырскую заботу и обучение, принятия присяги, содержащей отказ от всех важнейших утверждений модернизма об Откровении и Предании. Эта присяга, которая добавлялась к Тридентскому Исповеданию веры [ХВ 42–52], была обязательна до 1967 г., когда она была отменена 45 . Этот текст, имеющий значение как выражение Учительства Церкви, так и как дисциплинарный документ, в первой части обязывает к твердому исповеданию пяти определенных пунктов [ХВ 125–130]. Вторая часть [ХВ 131–135] – это декларация о подчинении и внутреннем согласии с суждением Церкви. (125, 3537) Я, такой-то, присоединяюсь и твердо принимаю каждую и все истины, которые были определены, утверждены и провозглашены непогрешимым Учительством Церкви, в особенности главные положения учения, прямо противоположные заблуждениям нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

АРХИЕРЕЙ (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу " Ваше Преосвященство " , к архиепископу или митрополиту - " Ваше Высокопреосвященство " ; к патриарху " Ваше Святейшество " (к некоторым восточным патриархам - " Ваше Блаженство " ). Неофициальное обращение к архиерею - " владыко " . АРХИМАНДРИТ - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование " архимандрит " перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. Никейский (325). 2. Константинопольский (381). 3. Ефесский (431). 4. Халкидонский (451). 5. Константинопольский (553). 6. Константинопольский (680) Трулльский («Пято-Шестой») (692). 7. Никейский (787). Что касается Пятого и Шестого Вселенских Соборов, то они издали только догматические определения, но не занимались каноническими или дисциплинарными вопросами. Поэтому в 691 году в Константинополе был созван в дополнение к V и VΙ Вселенским, собор, называемый Трулльским, по месту своих заседаний в дворцовом зале. На Трулльском соборе был составлен канонический Кодекс правил для всей Православной Церкви, который был изложен во 2-ом правиле собора. В этот Кодекс вошли принятые всей Вселенной Церковью следующие каноны: Правила святых Апостолов; Правила семи Вселенских соборов; Правила восьми Поместных соборов; Правила Святых Отец 26 26. Во времена патриарха Фотия было созвано два собора, каноны которых были причислены к каноническому сборнику Вселенской Церкви: Двукратный собор в 861 году и собор в Храме св. Софии в 879 году. Канонические сборники Первый сборник церковных правил принадлежит Иоанну Схоластику, патриарху Константинополя (557). Это был систематический свод общепризнанных церковных правил, разделенных на 50 титулов. Этот сборник состоял из Апостольских правил, канонов четырех Вселенских соборов, шести Поместных соборов и двух канонических посланий св. Василия Великого . Еще до Трулльского собора появился сборник Синтагма в 14 титулов. Эти два сборника – свод Иоанна Схоластика и Синтагма 14 титулов – вошли в общее употребление всей Церкви. В 691–692 на Трулльском соборе (Правило 2) состав этих сборников был официально утвержден как канонический кодекс Вселенской Церкви. С прибавлением в этому Кодексу канонов «Пято-Шестого» (Трулльского), седьмого Вселенского и двух соборов при патриархе Фотии канонический кодекс Вселенской Церкви был оформлен и он существует в Церкви до настоящего времени. Со времени императора Константина государство параллельно Церкви принимало свои законы (номос), относящиеся к церковной жизни в Римской империи. Таким образом, влияние государства на церковные дела постоянно возрастало, оказывая на Церковь все большее и большее внимание. Поэтому в VΙ веке пришли к мысли составить из канонических правил и государственных законов о Церкви одно целое, один церковный кодекс. Так возник в восточной Церкви сборник специального содержания, получивший название Номоканона. Редакцию самого знаменитого Номоканона в 14 титулов обычно приписывают патриарху Фотию (883).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Montfauc. I, 489, т. е. имеющий епископство, не более ли каждый день обойдёт домов, чем разносчик, получая отсюда несказанные [неисчислимые] неприятности?) 677 Стефан Новгородец, бывший в Константинополе в половине XIV в., пишет в своём Страннике, что когда он со своими спутниками был в св. Софии, то увидел их и беседовал с ними святой патриарх Цареграда Исидор (Вухирас), и по этому поводу восклицает: «о великое чудо! колико смирения бысть ему, иж беседова с странники – ны грешнии: не наш бо обычай имеет. (На взгляд Стефана увидеть архиерея беседующего с такими людьми, как странники, – великое чудо...). 678 Примечание к сейчас сказанным нами словам вышло у нас слишком велико, и поэтому мы печатаем его на конце главы, вместе с приложениями. 679 О происхождении приходов в теперешнем смысле см. у Бингама в Antiquitt. Eccless. vol. 3 p. 593 sqq (lib. IX cap. VIII, §2). К вопросу о времени появления этих приходов прибавим, кажется, не указанное Бингамом: Гангр. Собора правило 6 и Сокр. Hist. Eccl. 1 VII c. 36 680 Как часто обязаны были греческие епископы посещать свои епархии, остаётся нам неизвестным; во, по всей вероятности, не менее как по однажды в год. (Что предписывалось на Западе, – Гизелера KG. II, 1, §8 fin., 4 Aufl, S. 73). Император Алексей Комнин в указанной выше новелле, не назначая определённого срока, предписывает посещать как можно чаще, συνεχστερον, – у Ралли и П. V, 304. (По нашему петровскому Регламенту, «подобает епископу в год или в два года единожды обити и посетить епархию свою»). Что то или другое первое время епископы ваши объезжали свои епархии, об этом свидетельствует подать их с низшего духовенства, которая называлась подъездом и которая явилась как дар или поклонное им от духовенства при объезде ими епархий. (См. также грамоту Новгородского князя Святослава епископу Нифонту, в Русских Достопамятностях 85 нач.: «в поезде от всее земли владыце»...). Что более или менее задолго до нашествия Монголов епископы наши прекратили объезды епархий (хотя вместе с тем не прекратилась сейчас названная подать, о чём см. ниже), об этом свидетельствует митрополит Кирилл 3 в деяниях Владимирского собора 1274 года. [См. «Дополнения и поправки " ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

738 Liber Pontificalis I. P. 354—365. 739 Получив Деяния собора, папа Лев отвечал в Константинополь, особенно отмечая Гонория, который «вместо того, чтобы дать славу своей апостольской Церкви, поучая апостольскому преданию, пытался извратить непорочную веру нечестивым предательством» (hanc apostolicam ecclesiam non apostolicae traditionis doctrina lustravit, sed profana proditione immaculam fidem subvertere conatus est). Jaffe-Wattenbach, 2118. PL 96. Col. 408В; о различных источниках, подтверждающих осуждение Го-нория, см.: Duehesne. L " Eglise. P. 473, прим. 1. 740 Mansi XL Col. 655; ср. английский перевод полного постановления в A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, XIV. P. 344—346. 741 Монофизитские авторы, например Михаил Сириянин, считают Максима великим ересиархом, а собор 680—681гг. — результатом взятки, предложенной папой Агафоном императору Константину IV (Chron. XI. LL. Ed. cit. IL P. 447—448). 742 Ср., например, труды русского епископа Порфирия Успенского. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856; и Троицкий И.Е. Изложение веры церкви Армянской. СПб., 1875. 743 Unofficial consultation between theologians of Eastern Orthodox and Oriental Orthidox Churches. Aarhus, Denmark, August 11 — 15, 1964//GOTR. X, 2, Winter 1964—5; Papers and Discussions between Eastern Orthodox and Oriental Orthidox Theologians//The Bristol Consultation. July 25—26, 1967. GOTR. XIII, 2. Fall 1968. Правило 4-ое Василия Великого. — Ред. [Здесь и далее отмечены примечания редакторов: научного редактора — В.А., редактора — Ред. ] Точнее говоря, в 476г. Одоакр отослал в Константинополь знаки императорской власти, оставаясь при этом правителем Италии, подчиненным императору. — Ред. Светской власти (лат.) На самом деле Севир, занимавший патриаршую кафедру при императоре Анастасии I, был низложен сразу же по воцарении в 518 г. Юстина I, дяди Юстиниана. — В.А. Чья область, того и вера- принцип, установленный в 1555 г. в результате войны между императором Карлом V и протестантскими князьями Германии. — В.А.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВИЛА VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru VII Вселенский Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в своей основе канонический корпус 22 правилами. Зап. Церковь приняла их лишь в конце IX в., когда они вместе с деяниями Собора были переведены на лат. язык библиотекарем папы Иоанна VIII Анастасием . В 1-м прав. содержится требование, чтобы все те, кто приняли «священническое достоинство», знали и свято хранили прежде изданные правила, которые обозначены следующим образом: «...всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших». Здесь особую важность имеет упоминание 6 Вселенских Соборов, поскольку таким образом признается за Трулльским Собором статус Вселенского Собора, ибо VI Вселенский Собор в 680–681 гг. канонов не издавал, но они составлены были Трулльским Собором. В нем правосл. Церковь в соответствии с 1-м прав. VII Вселенского Собора видит продолжение VI Вселенского Собора, в то время как Западная Церковь считает его лишь одним из поместных Соборов Восточной Церкви. Утверждаемое в 1-м прав. преемство с предыдущими Соборами имеет значение, выходящее за рамки только канонической области Предания, но выражает общий принцип хранения Церковью всего Свящ. Предания, которое дано ей в Божественном Откровении. Ряд правил Собора относится к поставлению епископов и клириков. Так, во 2-м прав. установлен образовательный ценз для кандидатов в епископы. Правило требует от них твердого знания Псалтири, а также хорошего навыка в чтении Свящ. Писания и канонов: «Всякому имеющему возведену быти на епископский степень непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя.

http://drevo-info.ru/articles/4178.html

   Сомневающимся в необходимости и возможности Крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16:14-15) и темничного стража (Деян. 16:34-37), а также Криспа (Деян. 18:8), «Стефанов дом» (1 Кор. 1:16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вместе со взрослыми. Этот обычай закреплен каноническими правилами: 124-е правило Карфагенского Собора (419), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость Крещения младенцев.    «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Святой Григорий Богослов. Слово на Крещение). Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча    Этот обряд состоит в чтении священником трех молитв в первый день по рождении младенца у постели матери.    Три молитвы первого дня содержат радость по поводу вступления в мир нового человека и одновременно – печаль об испорченности мира грехом. Они содержат также прошения о прощении, потому что только божественное прощение – данное и исполненное во Христе – может очистить эту радость, восстановить ее во всей полноте, сделать первый день жизни началом спасения. Вновь человеческая жизнь является в своей божественной славе и красоте, но также и в своей неизбежной зависимости от законов мира сего, отражающих грехопадение человека. Само по себе зачатие не является грехом, напротив, оно поистине исполнение самого удивительного из божественных даров – способности давать жизнь. Но зачаты мы во грехе, ибо неизбежным элементом зачатия стала похоть. Рождение ребенка – это радость, но вместо с тем – «недуг и слабость», страдание и боль. Начавшаяся жизнь открыта Свету, и радости, и самой вечности, но она так хрупка, так подвержена опасности и деяниям зла! Глубоко сознавая это, Церковь в этом первом благословении матери и младенцу испрашивает единственно истинного исцеления – восстановления целостности человеческой личности, разрушенной грехами «вольными и невольными». Церковь дарует матери прощение, которое всегда есть переход в жизнь, искупленную Христом, в радость и полноту, «ограждаемую ангелами светлыми и сияющими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Епископ (греч. епископос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен . Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться следующим образом. 1 . К епископу: «Ваше Преосвященство». 2 . К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство». 3 . К Патриарху: «Ваше Святейшество». 4 . К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство». Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек). Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. 1 . Викарный епископ (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством. 2 . Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии. 3 . Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви. 4 . Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов. 5 . Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

7. Шестой вселенский собор. – Константинопольский третий, собирался в 680 г., при императоре Константине Погонате против монофелитов, которые для примирения евтихианского учения с православным признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали лишь одну волю, обусловливаемую единством ипостаси (т. е. единством личного самосознания) во Христе 589 . На этом соборе присутствовало 170 епископов и легаты папы Агафона 590 . Собор составил определение истинного учения и осудил многих восточных патриархов 591 и папу Гонория за их монофелитский образ мыслей, несмотря на то, что папа и некоторые другие патриархи умерли за 40 лет до собора. Осуждение Гонория вместе с другими определениями собора, за смертью Агафона, было признано папой Львом II 592 . Правил этот собор тоже не издавал 593 . 8. Пято-шестой собор. – Так как пятый и шестой вселенские соборы правил не издавали, а между тем в употреблении церковных правил, изданных прежними соборами, замечалась шаткость и неопределенность, при чем явились даже подделки и «корчемствование истиной», то в 692 году, при Юстиниане II Ринотмите, был собран собор в Константинополе для дополнения деятельности пятого и шестого соборов изданием нужных правил. На нем присутствовало 227 епископов, в числе которых несомненно был епископ Василий Гортинский с острова Крита, подписавшийся в качестве представителя собора Римской Церкви. Он был и на 6-м соборе, где он подписался как легат апостольского престола 594 . Заседания происходили в зале с круглыми сводами, Труллоне (τρολλον), почему этот собор и называется Трулльским. Он называется также пято-шестым (πενϑκτη, Quini-Sexta) или просто шестым вселенским собором. Шестым он называется в 1-м правиле седьмого вселенского собора 595 . Догматических определений он не издавал, но издал 102 правила 596 . Нужно заметить, что Трулльский собор в истории права Восточной Церкви имеет совершенно особое выдающееся значение. На нем была сделана ревизия действующих источников канонического права. Вследствие этой ревизии правилами этого собора: во-первых, отвергнуты источники права испорченные, именно, Апостольские Постановления (2-е пр.); во-вторых, утвержден состав канонических правил, собранных трудами частных лиц в сборники (2-е пр.); в-третьих, исправлены и дополнены прежние правила (14, 16, 25, 29, 30 и др.), в-четвертых, изданы новые постановления, как напр., 12-е правило, при чем некоторые из этих новых прямо направляются против обычаев и практики римской церкви (13, 55, 67, 73, 82) и армянской (33, 56). Сверх того, вообще было этим собором воспрещено «подделывать, или отвергать, или принимать другие правила, кроме предлежащих, с ложными надписаниями составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Начиная с V в., восточные отцы, такие как Флавиан, Феодорит Кирский , Максим Исповедник , Феодор Студит , совершенно ясно говорят о папе, как о «преемнике Петра». Этот факт был даже запечатлен в византийском законодательстве. В «Новеллах» Юстиниана при описании Пентархии церковь Рима всегда стоит во главе, а ее епископ именуется «первым из священников» (в широком смысле этого слова, в данном случае речь идет о епископах). В послании к папе Льву Великому VI Вселенского собора, созванного в Халкидоне в 451 г., встречаются такие выражения: «Ты явился нам, ты был для всех выразителем голоса блаженнейшего Петра... Мы были там, около 520 епископов, которыми ты руководил, как голова руководит телом». Похожим образом отцы VI Вселенского собора, созванного в Константинополе в 680–681 г. г., писали папе Агафону: «Мы вверяемся тебе.., который занимает первый престол во Вселенской Церкви, тебе, пребывающем на твердом камне веры...» Указ о единении с монофизитами (Энотикон), изданный в конце V в. императором Зеноном, вызвал протест Рима и тридцатипятилетнюю схизму между Востоком и Западом. С Юстином I имперская политика стала далека от каких бы то ни было компромиссов в христологии, и последовало примирение с Римом. Именно в это время папа Гормизда добился от патриарха Константинопольского Иоанна (это было в 519 г.) подписания следующей формулировки: «Первое условие нашего спасения состоит в том, чтобы хранить правило православной веры и никоим образом не отлагаться от постановлений отцов. Нельзя пренебрегать словами Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: «Ты Петр и на этом камне я созижду Церковь Мою». Это утверждение подтверждается в действительности, так как кафолическая/католическая 1 вера всегда сохранялась без изъяна Апостольским престолом... Мы надеемся заслуженно пребывать в том общении, которое проповедует Апостольский престол и на котором зиждется во всей полноте и истине христианская вера». Этот текст завершается утверждением, что проверкой «кафолического общения» является «согласие с Апостольским престолом». Он был подписан большинством восточных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010