И аще пророческий глас повелевает нам во век хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколеблемы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор.12:32). И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими (Евр.13:5). (IV всел. 1; трул. 2; карф. 1; двукр. 10). Правилом этим определяется, чтобы все те, кои приняли священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью: из тех правил должны поучаться, как следует вести себя и как управлять вверенною паствою. Эта мысль содержится в первых словах правила, что канонические правила должны служить священным лицам " свидетельствами и руководством ( ε ο, testimonia et ad recte se gerendum) " Поэтому собор не только упоминает " начертанные " правила, но и заповедует, чтобы они на веки хранились и должны навсегда оставаться " несокрушимы и непоколеблемы ( ευ) " . А эти правила: а) Апостольские, б) шести вселенских соборов, в) поместных соборов и г) святых отец. А именно: 85 Апостольских правил, затем - правила, изданные на первых четырех вселенских соборах и на трулльском соборе, который происходил в 691-692 гг. и который имел задачею дополнить то, что не было сделано на пятом (553) и шестом (680) вселенских соборах, и издать правила, вследствие чего трулльский собор и называется пято-шестым, или шестым вселенским собором, - далее правила тех поместных соборов и тех святых отцев, кои названы во 2 правиле Трулльского собора. А что отцы VII всел. собора в настоящем своем правиле разумели именно те правила, кои утверждены на трулльском соборе, свидетельствует председатель VII всел. собора патриарх Тарасий в своей речи на четвертом заседании собора Всем этим правилам собор придает одинаковую важность, ибо составители их были " от единаго Духа просвещены " . О важности и значении всех упомянутых правил мы сказали, что следует, в толковании 2 правила Трулльского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

Содержание        Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!        О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!        Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.        Други наши! «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.        Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.            Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви — даже до смерти и смерти крестной — приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.        Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Установившееся отношение Рима к Трулльскому собору А.В.Карташев. Вселенские соборы//VI Вселенский собор (680-681гг.)(оглавление) Папа Иоанн VII не признавал канонов Трулльского собора принадлежащими VI Вселенскому собору. Но 90 лет спустя папа Адриан I, заботясь ο поддержании авторитета VII Вселенского собора, пошел по линии греков. Β письме к патриарху Тарасию Константинопольскому он пишет: «Приемлю все шесть святых соборов со всеми их правилами, которые по праву и богодухновенно ими опубликованы, среди коих содержится упоминание o том, что на некоторых чтимых иконах изображен Агнец, указуемый рукою Предтечи.» Это 82-е правило Трулльского собора. Равным образом папа ссылается на него и в письме к франкским епископам в защиту VII собора: «Итак, отцы свидетельство от VI собора внесли в VII, чтобы ясно показать, что когда происходил VI собор, то уже почитались от древних времен святые иконы и священно-исторические изображения.» Тут папа Адриан, вероятно, повторяет слова патриарха Тарасия о том, что Трулльские правила сочинены отцами VI собора спустя пять-шесть лет после окончания собора. Во всяком случае, Адриан хотя этим и не одобряет всего содержания Трулльских правил, но признает их. VII Вселенский собор, проходивший с участием папских легатов, но «восточный» по составу, своим 1-м правилом подтвердил правила Трулльского собора. Однако римская церковь канонов VII Вселенского собора не утверждала. И до сих пор римская церковь их не принимает, хотя колебания папы Адриана I лишний раз доказывают отсутствие «ватиканской непогрешимости.» Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435362/

В кратчайшем «посланеице просившему у него брату съ въсточныа страны на ползу души» Нил азывает самое иноку необходимое: «правило въ тлесных по силъ, а не выше мры, а въ божественых поучатися, и въ себе обучати, и безмолвие любити» 680 . «Безмолвию», исихии, преп. Нилом посвящено самое большое его сочинение, «О мысленном – так называемый «Устав». «И от сна въставъ, – пишет там Нил (в главке «О всего в жительств нашемъ»), – преже прославити Бога, таже исповдатися Ему, и потом – молитва, и аще кое» 681 . Главное же дело инока – борьба со страстями. «Страстных помыслов», следуя традиции, Нил насчитывает восемь: «1) чревообьястный, 2) блудный, 3) сребролюбный, 4) гнвный, 5) печалный, 6) 7) тщеславный, 8) гордостный». И каждому из них он посвящает особое внимание, научая, как каждому из таковых и всем им вместе противостоять, как сохранять память о смерти и о Страшном Суде, как обретать дар слез – чтобы оплакивать свои грехи, как затем «съхранятися от духа гнвнаго и прочих неподобных помыслъ» и о последующем полном всех забот и истинном», «еже есть отъ всх, и и о едином дл 682 . Пересказывая слова Исаака Сирина , Нил пишет о тогдашнем прикосновении человека к вечному Царствию Небесному: «И внегда сподобится ум почювати будущаго блаженьства, и себе забывает, и всх сущих зде, и не ктому възимает в чем». Далее он цитирует Симеона Нового Богослова : «Страшно бо, въистину страшно и паче слова: зрю свт, егоже миръ не имат, посред на одр сдя. Внутрь себе зрю Творца миру, и бесдую, и люблю, и ямъ, питаяся добр единым и съединився Ему, небеса превъсхожу. И вм извстно и истинно. Где же тогда тло, не вмъ» 683 . Нил пишет о реальности этого опыта и в его дни: убо отци мнози длатели и учители сим быша и единъ другаго назидаху и укрепляху. Нын же, оскудевшим таковым, аще кто потщится въ дло наипаче благодать вразумляет и помогает – отнын и до вка. А не произволяющих подвизатися, и иных в и приводящих, и глаголющих, яко нын древних даръ от Бога не бывает – (апостол) нарицает сих “прелщаемы и прелщающе” иных (ср. 2Тим. 3:13 ). Нции же ни слышати хотят, аще есть благодать въ ныншнее время. от многаго нечювства и и омрачени, рече Синаитъ. Мы же, вся увдвше от святых и аще хощем о дл истинно имти, удаляемся иреже, елико мощно, от суеты мира сего и потщимся страсти умаляти, еже есть сердце блюсти от лукавых помыслъ...» 684 . Но, предупреждает преп. Нил, «не прежде времени и подобными мрами подобаетъ творити» 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

40 . Письма о духовной жизни: уроки из деяний и словес Спасителя: письма. – [Репр. изд.]. – Москва: Правило Веры, 1996. – 350 с. (Е) 41 . Письма о разных предметах веры. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2003. – 591, с. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р) 42 . Письма о христианской жизни: поучения, письма. – Москва: Правило веры, 1997. – 448 с.: портр. (Е) 43 . Письма о христианской жизни. Поучения: собр. писем. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 445 с., 1 л. портр. (Р) 44 . Православие и наука: руководственная книга изречений и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков); Данилов ставропигиальный мужской монастырь. – 2-е изд. – Москва: Даниловский благовестник, 2009. – 680 с. (Е) 45 . Православие и наука: сборник очерков и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков). – Пермь: Панагия; Москва: Пересвет, 2004. – 112 с. (Е) 46 . Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы. – Саратов: Благовест, 1997. – 48 с. (В) 47 . Простые истины сердца. Внутренняя жизнь: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 541 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Е) 48 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики. – Москва: Изд-во Московской Патриархии: Центр «Благо», 1996. – 367 с.: 1 л. портр. (Е) 49 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: [в 3 ч.]. Ч. 3: Начертания христианского нравоучения/соч. еп. Феофана. – 8-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. – Москва: Типо-литогр. И. Ефимова, 1899. – 346, II с.: портр. (Р) 50 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. – Москва: Правило веры, 2003. – 606 с.: ил. (Р, Т) 51 . Путь ко спасению: (краткий очерк аскетики): начертания христианского нравоучения; Истолкование Молитвы Господней словами Святых отцов. – Фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1962. – 508, с.: портр. – На тит. л. вых. дан. ориг.: Москва, 1908. (В, Р)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На пятом вселен. соборе (константинопольском 2-ом 553 г.) особых правил касательно церковного благочиния не было составлено. На шестом вселен. соборе (константинопольском 3-м 680 г.) также не было составлено особых правил касательно церковного управления и благочиния, хотя в них и чувствовалась необходимость. Поэтому в 692 году в Константинополе был созван собор, известный под именем пято-шестого, или трульского собора. На нем присутствовали 227 епископов. Приняв 85 апост. правил, рассмотрев и подтвердив постановления бывших до этого времени соборов вселенских и поместных, а равно канонические послания св. отцов, этот собор составил 102 канона, которыми определяется порядок церковного управления и благочиния. Седьмой вселен. собор (никейский 2-й 787 г.), состоявший из 367 отцов, составил 22 канона. Поместные соборы: 1) Анкирский (314 год), созванный из 18 отцов, постановил 25 канонов и установил степени покаяния для падших. 2) Неокесарийский (между 314–319 годами) составил 15 правил, касающихся преимущественно нравственности духовенства. 3) Гангрский (362–370 г.) составил 21 правило. 4) Антиохийский (341 г.) составил 25 канонов, представляющих подробное развитие правил апостольских. 5) Лаодикийский (363–364 г.) составил 60 правил, касающихся различных подробностей чина богослужебного, дисциплины клира, семейной жизни, пороков и заблуждений того времени. 6) Сардикийский (344 г.) составил 20 церковн. канонов. 7) Карфагенский (416–426 г.). Число правил, принятых этим собором, доходит до 147. 8) Константинопольский (394 г.) составил одно правило – о личном составе суда, необходимом для лишения епископа священного сана. Авторитет восьми вышеуказанных поместных соборов утвержден 2-м правилом трульского собора. 9) Константинопольский (861 г.) составил 17 правил. 10) Константинопольский в храме св. Софии (379 г.) изложил три правила. В состав церковного канона входят еще правила св. отцов: Дионисия Александрийского 4 правила – о времени прекращения поста перед Пасхой и по вопросам, касающимся жизни домашней; Петра Александрийского 15 правил – о принятии падших, о посте в среду и пяток, о праздновании дня воскресного; Василия Великого 92 правила – о браке, об эпитимиях, – объясняются названия: ересь (в самой вере отчуждившийся) и раскол (разделившийся в церковных предметах, допускающих уврачевание); Кирилла Александрийского 9 правил, – запрещается лишать священства без обвинений; и других святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Здесь же, в п.11, Постановления апостольские подчеркивают, что задача попечения о детях, о душе ребенка не право, но обязанность родителей: «…если сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них» . Так же, как и в «Пастыре» Ерма, здесь показана ответственность родителей за факт и качество воспитания детей. И так же воспитание детей показано как именно «религиозный долг» родителей. Дело жизни христианина, его путь ко спасению зависит от выполнения им задачи воспитания своих детей. Здесь может быть проведена параллель с высказыванием апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Стоит отметить, что раннехристианские авторы предписывают не только родителям заниматься образованием детей и заботиться о них, но также другим лицам — епископу и, возможно, диакониссе. Однако в данном случае это исключение только подтверждает правило — Церковная община берет на себя попечение лишь о сиротах, заменяя им в данном случае именно умерших родителей . Рождение детей как педагогическая задача для родителей В творениях святителя Иоанна Златоуста акцентируется внимание на обосновании «назначения» родителей наставниками своих детей. Златоуст показывает, что Бог «передает» детей на воспитание не просто отцу или родителям, но именно супругам. «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами» (ПСТ 3,1,209 ). «Быть отцами» — не значит только «рождать», но в первую очередь заботиться о детях, как Златоуст говорит в другом произведении: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание... не природа, а добродетель делает отцами...» (De Anna I, PG 54; ПСТ 4,2,781). Таким образом, Златоуст показывает брак как институт, задачей которого является воспитание детей. Рождение ребенка, согласно Златоусту, не может быть задачей, поставленной перед супругами, потому что и зачатие, и рождение неподвластно человеку. «Чадородие» зависит не от «сожития с мужем», но дается Богом, и «способность рождать имеет начало свыше — от Божия промысла, и... для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем), и ничто другое, само по себе, недостаточно» (De Anna I, PG 54, 639; ПСТ 4,2,785, также см. In Genesim LVI, PG 54,492; ПСТ 4,2,602, также In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 680 др.) . Как мы видим, по мысли Златоуста, детей родителям дает Бог. С особым поручением – с тем, чтобы родители воспитывали ребенка. Выполнять родительский долг, по Златоусту, — значит заботиться о ребенке. Родить — не выполнить задачу, а принять посланного от Бога.

http://bogoslov.ru/article/4912799

Содержательно устав архиерейской литургии из ВМЧ представляет собой достаточно подробное описание действий священнослужителей во время службы, но не на всём её протяжении, а лишь в некоторых частях. Они включают в себя: 1) встречу епископа в храме, 2) проскомидию и облачение архиерея, 3) малый вход литургии, 4) пение Трисвятого, 5) литургийные чтения из Апостола и Евангелия, 6) великий вход, 7) рукоположение священника, 8) евхаристическую молитву (анафору), 9) рукоположение диакона и 10) завершение литургии. Все эти части связаны с перемещениями клириков по храму: 1 и 10 – это вход епископа в храм для службы и выход из него по её совершении, 3 и 6 – малый и великий входы литургии, 7 и 9 – привод ставленника в алтарь и обведение его вокруг св. престола, 4 и 5 – ряд малых перемещений епископа и клириков по алтарю и из него. В частях 2 и 8 говорится о действиях на облачальном месте и на амвоне, куда клирикам также требовалось переместиться. При этом ход службы в целом не описан, молитвы предстоятеля и пение хора упоминаются в минимальном объёме, ряд священнодействий – например, порядок причащения, – обойдены молчанием 16 . Нет сомнений в том, что устав был создан для восполнения уже имевшегося у его составителей полного формуляра архиерейской литургии, проясняя только те моменты, которые были изложены в последнем недостаточно ясно или же отличались от реальной практики. Поэтому устав представляет собой важное дополнение к формулярам хорошо известных русских рукописей архиерейской литургии того же времени: ГИМ. Син. 680, XVI в., и 909, XVI–XVII вв. 17 Устав упоминает следующих участников богослужения: епископ («святитель»), священники и диаконы 18 , иподиаконы («подьяцы»/«подиацы»), два хора («клиросы»), народ. Литургическое пространство включало в себя алтарь, жертвенник и основной объём храма, в котором выделены облачальное место епископа в центре: уготованное ему 19 мсто сред цркви, а также амвон. Амвон, сооружённый в 1533 г. для Софийского собора в Новгороде при самом свт. Макарии, вероятном авторе устава, сохранился до наших дней и находится в Государственном Русском музее 20 . Как и древние византийские амвоны 21 , он представляет собой высокую башенку с лестницами, но не каменную, как в Византии, а деревянную, что позволяло его передвигать. Размеры амвона: примерно 2,8 м в высоту (с учётом высоты боковых стен; стоявший внутри амвона находился примерно на полтора метра выше стоявших на полу), 2,2 м в диаметре. Принято считать, что сохранившееся в настоящее время в русской традиции архиерейского богослужения возвышение в центре храма (как правило, оно некорректно именуется «кафедрой») является рудиментом древнего амвона, однако устав из ВМЧ не упоминает о том, чтобы епископ восходил на амвон; таким образом, указанное возвышение тождественно не амвону, а облачальному месту. Амвон же, вероятно, стоял не в самом центре храма, а несколько в стороне. Пение иподиаконов на амвоне и у царских врат

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

АРХИЕРЕЙ (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу " Ваше Преосвященство " , к архиепископу или митрополиту - " Ваше Высокопреосвященство " ; к патриарху " Ваше Святейшество " (к некоторым восточным патриархам - " Ваше Блаженство " ). Неофициальное обращение к архиерею - " владыко " . АРХИМАНДРИТ - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование " архимандрит " перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Здесь же, в п.11, Постановления апостольские подчеркивают, что задача попечения о детях, о душе ребенка не право, но обязанность родителей: «…если сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за Так же, как и в «Пастыре» Ерма, здесь показана ответственность родителей за факт и качество воспитания детей. И так же воспитание детей показано как именно «религиозный долг» родителей. Дело жизни христианина, его путь ко спасению зависит от выполнения им задачи воспитания своих детей. Здесь может быть проведена параллель с высказыванием апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1 Тим. 5:8 ). Стоит отметить, что раннехристианские авторы предписывают не только родителям заниматься образованием детей и заботиться о них, но также другим лицам –епископу и, возможно, диакониссе. Однако в данном случае это исключение только подтверждает правило –Церковная община берет на себя попечение лишь о сиротах, заменяя им в данном случае именно умерших Рождение детей как педагогическая задача для родителей В творениях святителя Иоанна Златоуста акцентируется внимание на обосновании «назначения» родителей наставниками своих детей. Златоуст показывает, что Бог «передает» детей на воспитание не просто отцу или родителям, но именно супругам. «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами» (ПСТ «Быть отцами» –не значит только «рождать», но в первую очередь заботиться о детях, как Златоуст говорит в другом произведении: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… не природа, а добродетель делает отцами…» (De Anna I, PG 54; ПСТ 4,2,781). Таким образом, Златоуст показывает брак как институт, задачей которого является воспитание детей. Рождение ребенка, согласно Златоусту, не может быть задачей, поставленной перед супругами, потому что и зачатие, и рождение неподвластно человеку. «Чадородие» зависит не от «сожития с мужем», но дается Богом, и «способность рождать имеет начало свыше –от Божия промысла, и… для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем), и ничто другое, само по себе, недостаточно» (De Anna I, PG 54, 639; ПСТ 4,2,785, также см. In Genesim LVI, PG 54,492; ПСТ 4,2,602, также In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 680 др.)

http://azbyka.ru/deti/svt-ioann-zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010