Однако и сам Константин Погонат был равнодушен к Типосу. Патриарх Феодор (677-679 гг.) не послал в Рим своей синодики, опасаясь, что его там не примут. Он послал только увещательное послание — προτρεπτικην επιστολην, приглашая римскую церковь к восстановлению общения с Константинополем. Однако Феодор (VI Bceлehckuм собором признанный православным) вместе с Макарием Антиохийским настаивал перед императором, чтобы вычеркнуть из диптихов всех преемников Гонория. Вероятно, по мотивам соблюдения престижа Константинопольской кафедры. Но Макарий Антиохийский, очевидно, имел задние, еретические мысли. Император Константин Погонат, стремившийся к церковному миру, был вне этих амбиций. Не считаясь с Феодором, он 12 августа 678 г. направил очень вежливое письмо папе Домну, или Дону (676-678 гг.), именуя его «вселенским папой — οικουμενικος παπας». С начала царствования он желал «церковного собирания — καθολικη συναθροισις» и примирения двух тронов. Теперь он продолжает развивать идею, высказанную в протрептике патриарха Феодора. Он находит, что спор идет из-за несущественных слов. Надо этого избегнуть и, пока политические условия мешают созвать вселенский собор, составить предсоборную конференцию. Константин просил послать трех римских клириков, до двенадцати епископов со всего Запада и четырех монахов из четырех греческих монастырей Рима. Император предлагал деньги, паспорта и корабли для путешествия. Тем временем папа Домн умер и на его место был избран Агафон (678-681 гг.). Новый папа с вдохновением принял предложение императора. Чтобы впредь не произошло споров и разделений на самом Западе, папа решил собрать мнение всех своих церквей, даже за пределами собственно империи, у «варваров»: лангобардов, франков, славян, готов, бретонцев. Поэтому папа не сразу послал депутатов в Константинополь. Он решил предварительно на соборе в Риме все выяснить и этим вооружить своих представителей против уловления их в теологические сети, против всяких промахов. Было заготовлено послание, и под ним собрано до 125 епископских подписей. Оно называется актом Римского собора, состоявшегося около Пасхи 680 г. Дюшен считает его просто актом, подписанным без собирания собора. Под этим актом мы читаем подписи Вильфрида — епископа Йоркского в Британии, епископа Деодата (St. Dié) из Австразии (Галлия), Феликса — епископа Арльского и представителя епископа Тулонского. Подписи от местных соборов: в Павии (Миланского диоцеза) и в Хизфилде (Йоркского диоцеза). Очень ждали в Риме и хотели бы видеть делегатом Феодора Кентерберрийского, главу англо-саксонской миссии, ученого-грека. Но он не прибыл. Делегация составилась без него. VI Bceлehckuй собор (680-681гг.) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Пытаясь примирить христиан всей империи, св. император Юстиниан (527–565 гг.) стал инициатором V Вселенского Собора (553 г.). Но его попытка примирения с монофизитами запоздала, т.к. они уже образовали собственные церковные организации, из которых выросла т.н. Ориентальная семья Древнеправославных Церквей. А его грандиозная попытка восстановления единой Римской империи истощила силы Византии и привела к затяжному политическому и экономическому кризису. Последняя попытка примириться с монофизитами (и тем самым сохранить религиозную целостность империи) принадлежит императору Ираклию (610–641 гг.). Ради этого была изобретена специальная христологическая платформа — монофелитство — ересь имп. Ираклия и патриарха Сергия, предполагающая, что две природы во Иисусе Христе соединены единством Божественной воли. Эта ересь была осуждена на VI Вселенском Соборе (680–681 гг.), который утвердил истину о том, что только две воли во Иисусе Христе позволяют понять Его как Истинного Бога и истинного человека (без чего невозможно о божение человеческой природы — цель христианской жизни). Святитель Софроний, патр. Иерусалимский († 638 г.) — духовный сын блаж. Иоанна Мосха († ок. 620 г.), с которым он путешествовал по монастырям Сирии, Палестины и Египта (собирая материал для «Луга духовного»). Долго жил в Александрии у Святителя Иоанна Милостивого. В 634 г. был избран патриархом Иерусалимским и сразу же выступил с окружным посланием против монофелитов. Но в это время Иерусалим был блокирован арабами и через два года осады разграблен. Во время осквернения храмов святитель Софроний умер в скорбях и печали. Главным борцом с ересью монофелитов стал преподобный Максим Исповедник († 662 г.), секретарь императора Ираклия, уйдя со службы которому ок. 625 г., он удаляется в Кизический монастырь св. Георгия, а затем в Сев. Африку. Становится учеником св. Софрония, а после его смерти уезжает в Рим, где осуждает монофелитство на Латеранском Соборе 650 г. За несогласие с волей императора-еретика он был арестован, подвергнут пыткам (усечены язык и правая рука). Умер в ссылке в Иверии, оставив великое богословское наследие. Главный его труд: «Мистагогия» (Тайноведение).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

С VI в. кафедры Зап. Грузии были уже прочно включены в церковную иерархию К-польского Патриархата, что наряду с данными нотиций подтверждается и списками участников Вселенских Соборов. В актах VI Вселенского Собора (680-681) упоминается Феодор, «недостойный епископ Фасиса, провинции Лазика» ( Le Quien. OC. T. 1. P. 1343). На состоявшемся в 691-692 гг. в К-поле Трулльском Соборе присутствовал митрополит Фасиса, тот же Феодор, а также еп. Петры Иоанн, Фотий Севастопольский и, возможно, Зиганейский еп. Фавстин (его кафедра упом. до Петры). Под актами Никейского VII Вселенского Собора (787) стоит подпись: «митрополит Христофор» - с 3 различными уточнениями: «епископ Фасиса» (списки АВЕ), «епископ Фасиса, т. е. Трапезунта» (D), «епископ Трапезунта» (F); следов., на тот момент кафедры Фасиса и Трапезунда находились под упр. одного епископа, тогда как Трапезундская кафедра была отделена от Фасисской митрополии территорией под названием Риза, епископ к-рой также присутствовал на Соборе и подчинялся, вероятнее всего, митрополиту Неокесарии (диоцез Понт Полемониакский). Согласно 2-й нотиции, составленной не позднее 1-й четв. IX в., картина церковной организации Зап. Грузии не изменилась. В 3-й нотиции (с 787 до кон. IX в.) вост. кафедры приводятся в основном под теми же титулами, что и в предыдущих нотициях, с той лишь разницей, что в епархию Лазики помимо 4 епископских кафедр (Родополь, Саисины, Петра, Зиганеи) включена и епископская кафедра Ризы (ныне Ризе, Турция), занявшая последнее место среди кафедр Лазики. Еп. Ризский Иоанн присутствовал на К-польском Поместном Соборе (879-880) уже в сане архиепископа, из чего следует, что его кафедра в Ризе входила в состав митрополии Фасиса (епархии Лазики) между 787-879 гг. По сведениям «Мученичества Або Тбилели» (786-790) Иоанна Сабанисдзе можно установить пределы христ. Абхазского княжества (Зап. Грузия) в кон. VIII в. Св. мч. Або Тбилисский , следуя за правителем Картли Нерсе в изгнание, отправился в Абхазию. Агиограф пишет, что «блаженный Або... нашел страну ту процветающей в вере Христовой, в ее пределах нельзя было найти ни одного неверующего. Границею этой страны являются: море Понтийское, обиталище христиан до пределов Халдии; в ней находятся: Трапезунд, поселение Апсар и гавань Нафсай, тамошние города и селения являются достоянием царя христолюбивых ионян (греков.- Б. К.), престол которого находится в великом городе Константинополе» ( Иоанн Сабанисдзе. Мученичество Або. С. 49-50). Можно предположить, что Риза в составе Абхазии как часть Халдии находилась вплоть до 30-х гг. IX в. В период правления визант. имп. Феофила (829-842) здесь была образована отдельная адм. единица - фема Халдия. Очевидно, именно с этого времени начинается выдвижение кафедры Ризы.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

158 (Варсонофий, [епископ] Глазовский– Варсонофий (Курганов Владимир Афанасьевич, 1834–07.01.1904) – епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. Родился в семье священника Пензенской губернии, брат профессора КазДА Ф.А. Курганова . Окончил Пензенскую ДС (1856). В 1857 г. рукоположен во иерея. Через 10 лет священства овдовел. Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1870). С 1872 г. помощник инспектора КазДА. В 1873 г. утвержден в степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Устройство управления в Церкви королевства Греческого» (Казань, 1871). С 1876 г. законоучитель Казанского учительского института. В 1887 г. возведен в сан протоиерея. С 1889 г. ректор Орловской ДС, пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1891 г. ректор Казанской ДС. 21.06.1892 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. С 10.12.1894 г. епископ Глазовский, первый викарий Вятской епархии. Подробнее о нем см: Богданова Т.А. Варсонофий (Курганов) – епископ//ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 680–681.) 159 (Успенский собор – Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, пятиглавый шестистолпный, близок по архитектуре одноименному храмуМосковского Кремля. Сооружен по повелению царя Иоанна Грозного в 1559–1585 гг. Является самым большим храмом Лавры. Фрески внутри храма выполнены артелью ярославских и троицких иконописцев под руководством мастера Д. Григорьева в 1674 г. Внутри собора сохранились пятиярусный иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два бронзовых паникадила XVII в. работы мастеров Оружейной палаты. В алтаре собора устроены приделы вмч. Феодора Стратилата, мц. Ирины и свт. Николая. В настоящее время в соборе находятся две раки: с мощами свт. Иннокентия, митрополита Московского, и прп. Максима Грека ; а также деревянный фоб прп. Сергия Радонежского, в котором его останки находились в земле в 1392–1422 гг. В крипте собора погребены Святейшие патриархи Алексий I и Пимен.) 160 (...Татарского, подавшего в отставку... – Татарский Иерофей Алексеевич (04.10.1850 – после 1916) – заслуженный экстраординарный профессор МДАпо кафедре теории словесности и истории иностранных литератур (1901). В 1902 г. почетный член МДА и в том же году уволен по болезни, согласно собственному прошению. Подробнее о И.А. Татарском см.: Дневник. Т. 1. С. 516.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

528 Ср.: DAI. 4.11–13; 8.21–33; 13.9–11; 38.55–57; 40.16–19. О печенежско-венгерских отношениях к середине X в. см. также преамбулу к коммент. к гл. 1. 532 От тюрк. Bulyar. См.: Moravcsik. ВТ II. S. 104–105. Славянские племена Подунавья получили имя «болгары» от тюрок Аспаруха, вставшего во главе союзного государства, утвердившегося в 680–681 гг. между Дунаем и Балканами (см.: Литаврин 1985 С. 140–148; Ангелов 1987. С. 14–15). 535 Стратиг Херсона Иоанн Вогас (см. коммент. 1 к гл. 1) имел приказ императрицы Зои направить печенегов против болгар. По сообщению Николая Мистика , в 924–925 гг. печенеги готовились к вторжению в Болгарию (Nic. Patr. Epist. Col. 149–153). Константин не исключает возможности новых столкновений с болгарами: его общий тон в труде «Об управлении империей» в отношении Болгарии отнюдь не дружественный. 538 От тюрк. Qazar. Литературу см.: Moravcsik. ВТ II. S. 334. Латинские формы этнонима: Chazari, Chasiri. Д. Моравчик приводит и восточноязычные формы: кит. Ko-sa. Ho-sa, арм. H’azirk’, араб. Hazar. Славянские формы: Хазары, Хозары, Казары, Козары. 539 Политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом. Название «зихи» встречается и у более ранних византийских авторов. 540 Название «влаттии» («пурпур») связывается (не без сомнения) с финикийским именем Афродиты. Византийскому названию драгоценных тканей, главным образом шелковых, – «влаттии» – соответствовало славянское – «паволоки» (Византийская книга эпарха. С. 151). «Прандии» – «лента, тесьма, пояс, шнур». См.: Theoph. Chron. P. 359.7. «Прандиями» назывался мелкий галантерейный товар – ленты, повязки, головные платки, покрывала (Const. Porph. De cerem. P. 189; Византийская книга эпарха. С. 156), вообще, готовое для употребления изделие из ткани. Феофан «прандиями» называет головной убор варваров (Theoph. Chron. P. 232). «Харерии» – вид шелковой (персидской) ткани. Перец в Византию привозили из Индии (Византийская книга эпарха. С. 203; Pigulewskaja 1969. S. 78), причем перец длинный и белый, как и другие пряности, например, корицу и кардамон (Ирмшер 1984. Т. 45. С. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

593 V Вселенский собор проходил в Константинополе в 553 г., на нем были осуждены ряд еретических учений (в том числе учение Оригена ) и сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В VI и VII веках они явились причиной многих смут. 594 III Вселенский собор, проходивший в Ефесе в 431 г., окончательно осудил как ереси несторианство и пелагианство. Несториане – последователи патриарха Константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. 607 VI Вселенский собор открылся в Константинополе в 680–681 гг., через 10 лет (в 690–691 гг.) состоялось его продолжение: поскольку большая часть заседаний проходила в большой «купольной» зале трулла внутри царского дворца, этот Собор называют «Трулльским». 610 VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 г. (последнее заседание собора прошло в Константинополе в присутствии византийского императора) и был посвящен оценке иконоборчества. Итогом Собора стало восстановление иконопочитания и признание иконоборчества ересью. 611 Деян. 42 . Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540–604) – Папа Римский с 590 г. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. 612 Об иконах, сл. I, заключение; Mg. 94, 1281; Р. п. 40; Сл. 2, гл. 12 и 16 и заключение. Mg. 94, 1297, 1303, 1315; Р. п. 53, 57, 83. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества; автор философско-теологического компендиума «Источник знания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В кон. XVII - сер. XVIII в. (до ликвидации автокефалии Охридской архиепископии в 1767) было написано и издано еще неск. служб (с проложными житиями) древним болг. и серб. святым. В это время церковные власти Охрида, и в первую очередь архиеп. Иоасаф II (1717/18-1745/47), стремились утвердить в диоцезе культ св. Седмочисленников (прежде всего Климента и Наума Охридских) как исторических и канонических предшественников автокефальной архиепископии, учрежденной в 1118 г. имп. Василием II. В 1690 г. в Венеции вышло издание служб серб. (зетскому) кн. мч. Иоанну-Владимиру (названному в заглавии царем Болгарским и Далматинским) и его Жития, написанных Козьмой, митр. Китайским (в 1690-1693 местоблюститель Охридского Патриаршего престола, а позднее митрополит Драчский). Они переиздавались в сборнике служб в Мосхополе (Юж. Албания, ныне Воскопоя) в 1741 г. (см. ниже) и в Венеции в 1774 и 1858 гг. ( С. Први основи балканскими словенима: Легенда о Владимиру и Косари. Београд, 1893. С. 237-258). Не позднее 1716 г. брошюра была переведена на церковнослав. язык, вероятнее всего в Новгороде, в школе братьев Лихудов (перевод упом. в описи архиерейского дома этого года в составе книг, принадлежавших уч-щу - см.: ОДДС. Т. 1. Стб. XCVI-XCVIII; список не найден), но распространения на Руси она явно не получила. В 1695 г. в Венеции была опубликована служба прп. Науму Охридскому, неоднократно переиздававшаяся и позднее (церковнослав. перевод ее протографа содержался в ркп. 2-й пол. XVIII в. из Народной б-ки в Белграде, погибшей в 1941 г. (КМЕ. Т. 3. С. 677-679)), а ок. 1720 г.- вероятно, там же - служба святым Седмочисленникам (Там же. С. 680-681). В 40-х гг. XVIII в. типография в Мосхополе, находившаяся под опекой (а с 1744/45 и под управлением) охридского мон-ря прп. Наума (о ее деятельности в целом см.: Peyfuss M. D. Die Drukerei von Moschopolis, 1731-1769: Buchdruck u. Heiligenferehrung im Erzbistum Achrida. W., 19962), по крайней мере дважды (в 1740 и 1741/42) издавала богослужебный сборник с житиями, включавший службы святым Клименту, Науму (обе древние), Седмочисленникам (написанную специально для издания иером. Григорием Мосхопольцем) и Иоанну-Владимиру. Славянская Г. в Чехии, Польше и Хорватии в X-XI и XIV вв.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В первой половине VII в. при Александрийском Патриархе Кире (630/631 – 642) зарождается монофелитский раскол. Он принял идею, выдвинутую Патриархом Константинопольским Сергием о единой воле во Христе. Окончательно ересь монофелитства была осуждена на Шестом Вселенском Соборе в 680 –681 гг. 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. Арабские завоевания начались в 30-е гг. VII в. при халифе Омаре (634 – 644). Воспользовавшись нестабильностью византийской династии Ираклидов, недовольством константинопольской политикой на периферии империи (Сирии, Палестине, Египте), а также ослаблением империи в результате борьбы с религиозными ересями, арабы проводят ряд сокрушительных завоеваний. В конце 639 г. один из арабских отрядов вторгся в Египет. Византийцы, окруженные в Александрии, лишенные поддержки местных коптов, в 642 г. были вынуждены сдать город. После чего арабы продвигаются дальше на Запад, распространяя свое владычество на все побережье Северной Африки. В покоренном арабами Египте христиане сохранили свободу вероисповедания и широкую внутреннюю автономию. Наибольшим расположением у арабов пользовалась Коптская Церковь , гонимая при византийском господстве и поэтому лояльная к новым властям. Монофизиты, пользуясь покровительством завоевателей начали захватывать православные храмы и монастыри. Патриархат оказался под арабским игом. Число православных в VII в. резко сократилось. Местное немусульманское население было обязано платить налоги, главными из которых были джизия и харадж. Бедствия православных усугублялись тем, что их Патриаршая кафедра надолго осталась без предстоятеля. Патриарх Кир скончался весной 642 г., а избранный его преемником Петр (также монофелит) покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе в 654 г. После него преемство православных Александрийских Патриархов прервалось более, чем на 70 лет. Священники Александрийской Православной Церкви стали получать рукоположение в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Востоковедение – см.: ориенталистика. Вофр – от греч. вофрос – «яма, канава»; прозвище знатока лошадей, который производил денежную оценку, освидетельствовал продававшихся на рынке лошадей на предмет недостатков, пороков, болезней, был посредником (мегистевсом) при их продаже, сообщал о подозрительных продавцах, о краденых животных. В Константинополе конца IX-X вв. В. были объединены в особую систиму, центром деятельности которой был грязный конный рынок Амастриана, изрытый выбоинами и канавами. В дальнейшем это слово не употреблялось. Воцерковление – обряд, предшествовавший Святому крещению, который делал прошедшего его «некрещенным христианином». См.: оглашенные. Врекарий – портной. См.: рапт. Вретище – власяница, одежда из грубой ткани, какую обычно носили отшельники, монахи или те из христиан, кто в духе аскетизма пренебрегал своим телом. Вселенский собор – чрезвычайный церковный съезд представителей всех поместных и провинциальных (стран и областей) Церквей в лице их представителей – Патриархов, епископов или их заместителей. В случае отсутствия последних на соборе, от их Церкви заранее должно было поступить уведомление о согласии с любым решением собора. В. с. собирал император после того, как к нему поступали прошения от иерархов Церкви. Решения В. с. (акты, каноны) считались высшими церковными законами, а подпись императора придавала постановлениям собора значение государственных указов. I В. с. собрался в Никее 20 мая – 19 июня 325 г. (около 250–300 епископов), при императоре Константине Великом ; II В. с. – в Константинополе в 381 г. (около 150 восточных епископов), при императоре Феодосии Великом; III В. с. – в Эфесе в 431 г., при императоре Феодосии II; IV В. с. – в Халкидоне в 451 г. (500 епископов), при императоре Маркиане; V В. с. – в Константинополе в 553 г., при императоре Юстиниане I; VI В. с. – в Константинополе в 680/681 гг. (174 епископа), при василевсе Константине IV; Трулльский (Пято-Шестой) собор – в Константинополе в 691 г. (165 восточных епископов) (см.: Трулло); иконоборский собор – в Константинополе в 754 г. (318 епископов); VII В. с. – в Никее в 787 г. (315 епископов); VIII В. с. – в Константинополе в 879/880 гг. Эти В. с. приняли важнейшие догматы христианства о Святой Троице, Боговоплощении и Богочеловеческой природе Иисуса Христа. Кроме того, соборы с участием ромейских и латинских иерархов Церкви были в 1274 г. во французском Лионе и в 1439 г. в италийской Флоренции. Ср.: поместный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010