Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус на время перестал чувствовать радость Своего единения с Богом Отцом. Весь гнев Божий, который должен был излиться на грешное человечество, теперь сосредоточился на одном Христе, и Бог Отец как бы оставил Своего возлюбленного Сына. Среди самых тяжкий телесных и душевных страданий это оставление было наиболее мучительным, почему и исторгло из уст Иисусовых это болезненное восклицание.    Когда Иисус простонал «жажду», – один из воинов тотчас взял губку, наполнил ее уксусом и, наложив на трость, подал Ему пить. Воин надел губку на трость, так как висевшие на кресте находились довольно высоко от земли. Псалмопевец в 68-ом псалме 22 ст. предсказывая страдания Мессии, говорит от Его имени: «В жажде Моей напоили Меня уксусом». Вкусив уксуса, Господь возгласил: «Совершилось», то есть: завершено Мое дело, предопределенное в Совете Святой Троицы и предсказанное пророками, – совершилось примирение человеческого рода с Богом через Мою смерть. Вслед за этим Господь воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» и, преклонив главу, предал дух.    В этот момент завеса, которая в храме отделяла Святилище от Святого Святых, разодралась надвое, сверху донизу. Так как это было время принесения вечерней жертвы (по нашему времени 3 ч. пополудни), то священники не могли не увидеть этого события. Оно символизировало прекращение Ветхого и начало Нового Завета.    В это время произошло землетрясение, так что раскололись скалы на соседних холмах и открылись погребальные пещеры. Распяв Сына Божия, люди совершили такое ужасное преступление, что даже бездушная природа содрогнулась. После этого, в знамение победы Господа над смертью, «многие тела усопших святых воскресли» и на третий день после воскресения Господа явились в Иерусалиме знавшим их людям. Эти чудесные знамения произвели столь потрясающее действие на римского сотника, что он воскликнул: «Воистину, Он был сын Божий!» По преданию этот сотник, по имени Лонгин, стал христианином и позже пострадал как мученик за Христа. Потрясен был и весь народ, оставшийся до сих пор на Голгофе, он «возвращался, бия себя в грудь». Такие резкие переходы от одного настроения к другому естественны в возбужденной толпе.    Свидетелями смерти Господа и всех событий были многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи. Среди них были: Мария Магдалина, Мария (мать Иакова и Иосии) и Саломия, мать сынов Заведеевых (апостолов Иакова и Иоанна). Так как была пятница – по-гречески «параскеви,» что значит приготовление, т.е. день перед субботой, а суббота та была «великим днем», так как совпадала с первым днем Пасхи, то, дабы не оставлять на крестах тела распятых, члены синедриона просили Пилата «перебить у них голени» (кость ниже колена).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Юрий Арабов о фильме «Фауст», Или о том, как человек соблазняет беса На российские экраны выходит фильм Александра Сокурова «Фауст», получивший «Золотого льва» на 68-ом Венецианском фестивале. В пятницу, выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, сценарист картины Юрий Арабов рассказал о сценарной задумке и о тех смыслах, которые он пытался вложить в картину 29 января, 2012 На российские экраны выходит фильм Александра Сокурова «Фауст», получивший «Золотого льва» на 68-ом Венецианском фестивале. В пятницу, выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, сценарист картины Юрий Арабов рассказал о сценарной задумке и о тех смыслах, которые он пытался вложить в картину На российские экраны выходит фильм Александра Сокурова «Фауст», получивший «Золотого льва» на 68-ом Венецианском фестивале. В пятницу, выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, сценарист картины Юрий Арабов рассказал о сценарной задумке и о тех смыслах, которые он пытался вложить в картину. Нам показалось интересным привести на «Фоме» его слова в дословном пересказе: — Я бы мог сказать: это русский фильм, русское кино, но я так не скажу. Потому что в его основу положен европейский миф, европейская история. Естественно, он интернациональный. В культуре есть деление на добро и зло, возможно наши дети доживут до времени, когда в культуре вообще не будет понятия добра и зла, я не знаю. Однако пока эти понятия есть – «Фауст» всегда современен. Я пытался сделать сценарий о том, что сегодня не бес соблазняет человека. Как вы знаете, история доктора Фаустуса – это соблазнение Мефистофелем книгочея, ученого, который дошел до сути вещей, а вещей не узнал. Мы делали картину не об этом. Мы делали ее о том, что сегодня человек соблазняет беса, как это не прискорбно звучит. К бесу стоит очередь, давка и никто не знает, кто в этой очереди последний. По сценарию, по фильму Мефистофель у нас – меняла, ростовщик, человек с деньгами. Как мне кажется, это вполне современно. И не только для России, я не знаю, что здесь особо русского. Хотя мы стараемся делать то, что объясняет страну, в которой мы родились, в которой живем и умрем.

http://pravmir.ru/yurij-arabov-o-filme-f...

Действительно, об этом чаще всего предпочитают молчать. Но говорить об этом надо в полный голос. Особенно сейчас, в наше сложное время, во многом напоминающее предвоенное. Чтобы Россия вновь выросла до великой державы, а мы – в меру тех великих людей, которые выстрадали Победу, дарованную нам Богом... Рейтинг: 9.8 Голосов: 1828 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 20 февраля 2018, 12:59 Спасибо Вам. Очень нужные слова. Анастасия 19 февраля 2018, 14:32 Тяжело читать о Великой Отечественной войне. Всегда больно. Мое поколение - это чуть ли не сплошь безотцовщина. Мы очень гордились своими отцами. Они были истинные богатыри. Русич 10 февраля 2018, 12:30 Большое спасибо за такую статью. Грамотный, толковый разбор нескольких ключевых вражеских мифов об этой скорбной, но необычайно славной странице нашей с вами истории. Очень приятно было её прочитать на фоне всех этих царебожнических и антисоветских поползновений. Слава Господу нашему Иисусу Христу и вечный почёт и уважение людям Его, руками которых была дарована нам Самим Господом эта победа! НН 5 февраля 2018, 15:16 К./А вот ждали ли нас эти все эти финны в 39-ом, венгры в 56-ом, чехи в 68-ом и т.д.?/- Звали,но не нас, а правтиельство СССР, правительства тех стран, как и сейчас правительство Сирии позвало правительство России. Реакция на то, что РФ воюет в Сирии даже у нас в стране разная, мы смеем судить о настоящих событиях,не зная всех причин и всей информации,сидя дома,со своего дивана-колокольни; и даже о прошлом,с позиций НАСТОЯЩЕГО времени,ничуть не смущаясь,с уверенностью в своей правоте. Да,это ПОЗОРИЩЕ, что наши уже немногие участники ВОВ в чём-то нуждаются(счастье - это другая категория). У нас что,сейчас уже у всех участников афганской и чеченских войн нет проблем? 27лет как нет СССР. НН 5 февраля 2018, 14:42 Большое спасибо за статью! К.4 февраля/Добровольцы были всегда и везде,во всех войнах во все времена./-Да, ПОКА это так.Моя свекровь,будучи 18-ти летней студенткой ВУЗа,в октябре 1491г приходила в райком комсомола, как и Зоя Космодемьянская,записываться в добровольцы,Зою взяли,К.-нет, зрение оч.плохое.Слёз по этому поводу было пролито...Мой отец, отслужив 3г срочную и сразу же попав на войну,отвоевав от 1 до последнего дня(исключая 2 госпиталя),весь 1946г добровольно гонял бандеровцев на Украине.Внук служил в 22 ОБРОН МВД, так у них чтоб попасть в Ингушетию,стояла очередь.Так вот, одна из задач по уничтожению памяти народа-сделать всё,чтоб защищать Россию было нЕкому,тем более добровольно.

http://pravoslavie.ru/110367.html

О ВЕРЕ Фр. А7 (=fr. 15 Hall) CPG I, 1093 (15) ВВЕДЕНИЕ В настоящее издание фрагмент включен в двух вариантах: 1) в переводе с древнесирийского 68-го отрывка «Эдесской антологии», надписанного именем Мелитона, и 2) в переводе с древнегреческого по реконструкции M.Richard " a, сделанной на основании нескольких греческих косвенных свидетельств, главным из которых является «Молитва» Пс.-Златоуста (Richard M. Témoins grecs des fragments XIII et XV de Méliton de Sardes. – Le Muséon 85, 1972, 309 –36=Idem, Opera minora I. Turn., 1976 с сохранением пагинации; реконструкция на с. 325 –7, на с. 331 –2 приложен греческий текст начала фрагмента, являющийся чистой реконструкцией без свидетельств других авторов). К греческой реконструкции приложен аппарат разночтений F68 с многочисленными текстами версии, авторство которой приписывается Иринею. ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА Версия «Мелитон» М(елитон)=F68 Rucker (=fr. 15 Otto/Perler/Hall; Syr 3 Jordan) Rucker, F68, с. 55 сир. текст без греч. ретроверсии, паралл. источники указаны на с. 56 – 60. Fol. 75 r – 76 r t , col. 449 –51. Другие издания: Cureton, Spic. Syriacum, p. Pitra, Spie. Soles. II (1855), p. LIX; Idem. Analecta Sacra IV (1883), p. 29 sq. 30); Otto IX, p. 420 sq. Лат. перевод Ренана в Spic. Sol. (надежный), Martin " a в An. Sacra, p. 302 (ненадежный), Otto; исправл. и доп. по версии «Ириней» у Nautin " a, p. 65 –6 и воспроизведен у Perler», р. 240.2.4. Англ. перев. с сир. у Cureton " a, p. 53 и Rambaut (Roberts), Antenicene Church library IX, 1869, 183 ss. Франц., исп. и англ. переводы с лат. в изданиях Perler», Ib. – Mend., Hall " a. Рус. перевод с древнесир. выполнен A.B. Муравьевым по изд. Rucker " а. При переводе греч. реконструкции и составлении критического аппарата к ней учитывался, помимо рус. пер. A.B. Муравьева, также лат. перевод по SC. Версия «Ириней» E «Молитва (Ευχ) св. Иоанна Златоуста ». Рук.: Paris, gr. 1115, fol. 206 r –207 r . Параллели с данным фрагментом Мелитона установлены J.Paramelléeм. Издана Richard " ом, 318 –21. Учтена по Richard " у. Vatop S 1 (syr 1 Jordan) Греч, параллель из антологии, описанной у M.Richard " a, Le florilège du cod. Vatopédi 236 sur le corruptible et l " incorruptible. – Le Muséon 86, 1973, 249 –73 (см. с. 265=Opera Minora I). Сир. аналогии в антол. Тимофея Элура (см. ниже), дважды цитируется Севиром (Oratio a ad Nephalium, CSCO vol. 120, p. 36 28 –31 , trad. Lebon; Apologia Philaletis, ed. R.Hespel, CSCO 318, Louv., 1971, p. 81 текст; CSCO 319, Louv., 1971, p. 68 7 11 перевод). «Апология Филалета (=Правдолюба)» (CPG III, 7031), изданная по Vat syr 140, в части, соответствующей нашему фрагменту, у Jordan " а обозначена syr 1 , напечатана ранее у G.Mösinger " a, Monumenta syriaca II (ed. G.Bickell), Wien, 1878, p. 9 (fr. 3), нем. перев. у Jordan " a, 68 (перевод исправленный по сравн. с лат. переводом Mösinger " a на с. 11). Первые шесть стихов syr 1,2 отсутствуют в syr 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

2) Тегуну хоина улабур унгету балун амтандор адали газарун тосо кемеку идегени идебей. 3) Ногогану ой (зеленый плод) кемеку идегени идебей. 4) Эсе тариксан Салу нерету тотор гайги идебей. Содержание пунктов сих объяснено Г. Ковалевским в § 42-м Буддийской космологии (см. уч. зап. Казан. Унив. за 1837 г. стр. 122). Одно в этом парафразе не понятно: почему в историю Тенгеринов вводится человек; вводится тогда, как он еще не существовал и даже слова человек не было – кумун амитан кемеку неречу-угей (М. Гам. гл. 33, л. 68)? 33 Падшие Тенгерины разделились первоначально на восемь классов, и они витали между миром горним и преисподним. Почему и известны под общим названием: Думда наймам аймак. Сюда относятся: 1) Якчис – сторожевые, 2) Ракчис, составившие собою женскую половину рода человеческого, 3) Асори – соседние с Лусун-ханом и вообще племя буйное, 4) Гандари, 5) Гинари, 6) Махараки, 7) Маноки, 8) Амоноки. Сии последние пять классов считаются глубоко падшими; из них-то произошли бессловесные твари, бириты и адские существа, признаваемые злополучнейшими – гурбан магу заягану амитан. 35 Бедственное приключение Ариаболы так изображается: Амитану цасо мету, гурбан магу заягана унахой-ги удзен, маши гашигудан, шинтарак- сан луга, саца теригун-ину арбан анги хагарабай.(М. Гамб. л. 10). 36 О таинственных словах: ом, ма, ни, бад, ме, хом, будем говорить впоследствии. А здесь заметим, что ученые, бравшиеся за истолкование слов сих и не обратившие внимания на их происхождение и цель (о чем так ясно говорится в 1 главе Мани Гамбума), поступали слишком неосторожно; и как бы с намерением уклонялись от тех мыслей, к которым приводит Буддийский текст: Амитана игудексен нугудун турукуйн эгудени хагахой джурган усук мани эгунь ер хамок эрили хангаху -ану... Абида дал Ариаболо шесть заповедных слов, для доставления ему возможности располагать перерождениями существ и исполнять благие свои желания. А чтобы Ариаболо, пользуясь таинственным орудием, не впал в какую-либо погрешность, то сам Абида объяснил ему, что сказавши слово ом, затворит он для Тенгеринов дверь, ведущую к перерождениям – тенгеридор турукуйн эгуде хагаху; сказавши ма, то же сделает для Асуринов; и таким образом может вести дело до самых дверей адовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

По действующему русскому праву, каждое церковное учреждение имеет сбой орган хозяйственного управления: архиерейские дома – эконома; в монастырях управление хозяйственною частью вверяется настоятелям и настоятельницам с советом старшей братии и старших сестер; в церквах – избранным прихожанами церковным старостам. В епархии главное управление имуществом церковных установлений принадлежит архиерею и консистории. Имуществом всей русской церкви в последней инстанции управляет Св. Синод через особые, состоящие при нем, учреждения: Хозяйственное Управление и Контроль. 48 Св. Зак. Т. XV. Улож. о наказ. ст. 190 (изд. 1885 г.). Статья эта в настоящее время отменена. 49 Положение церковного старосты определено инструкциею 12 июня 1890 года (новое издание этой инструкции напечатано в 1906 году). 52 Апостольские правила устраняют от епископства глухих и слепых (пр. 78), от принятия в клир так наз. бесноватых, т. е. душевно больных (пр. 79). 53 По каноническому праву римско-католической церкви, для епископа требуется 30 лет, пресвитер посвящается на 25-ом году, диакон – на 23-ем году, субдиакон – на 22-ом году, в низшие степени – лица достигшие 14-летняго возраста и даже моложе этого возраста. 55 В католической церкви со времени папы Григория VII Гильдебрандта (XI в.) все клирики должны быть безбрачны. 56 Поэтому в древние времена хорепископы, т. е. сельские епископы, а в настоящее время викарные епископы и уволенные на покой могут совершать хиротонию только с согласия или по поручению епархиального епископа. 68 Различие между необщежительными и общежительными монастырями состоит в том, что в последних все имущество принадлежит монастырю, как юридическому лицу, а в первых монахи личным трудом могут приобретать вещи в пожизненную личную собственность. Это различие монастырей отражается и на всем внутреннем строе их: в общежительных монастырях настоятели избираются самою братиею и только утверждаются в должности Св. Синодом, по представлению местного епископа (указ Св. Синода 20 марта 1862 г.): напротив, настоятели необщежительных или штатных монастырей прямо назначаются епархиальным начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

352 Cfr. Harnack. Dogmengeschichte. 1, 533. Bethune-Baker... 16–17 pp. О других т. с. производных значениях термина substantia у Т-на (владение, сущность в общем смысле, как напр. в фразе: тота substantia questionis istius, adv. Prax. 25 и др.), равно как об отношении его к πστασις (substantia=ουσα=ποστασις) – y Bethune-Balker " а, 66–68, 65 рр. 354 De carne Chr. II, de spect. 23: Apol. 36, de monog. 7: de paenit. 11; de resur. carn. 21; Adv. Prax. 15; Adv. Valent. 7. Cfr. Bethune-Baker, 70–72 p. 355 В этом смысле можно согласиться с. Гарнаком, что понятие persona y Т-на представляет собою юридическую фикцию“ (1, 533). Но, как видно уже из нашего предыдущего изложения, мы решительно не согласны с Гарнаком в его общей оценке системы Т-на, будто бы построенной на чисто юридических началах. Разбор теории Гарнака – y Stier " а, 72–73 ss. 356 При изучении богословских воззрений Ипполита вообще и в его отношении к модализму пап Зефирина и Каллиста (вопрос, – совершенно ощущенный нами в прошлом году) мы пользовались творениями Ипполита: Refutationis omnium haeresium librorum X (recensuerunt... L. Duncker et F. S. Schneidewin. Göttingae. 1859), Творения Ипполита, еп. Римского (рус. пер. 1–2. Казань. 1899), и отчасти S. Hippolyti opera s g. Хт.). Из пособий: Hagemann, op. cit. Volkmar, Hippolytus und die römischen Zeitgenissen. Ziirich. 1855. Иванцов-Платонова. Ереси и расколы... М. 1877. 383 В нынешнем году из литературы о богословских воззрениях Иринея нами были прочтены: Duncker. hl. Irenäus Christologie. (Göttingen. 1843. Kunze. Die Gommeslehhre d. Irenäus. Lpz. 1891. 397 По этим вопросам мы во многом согласны с Haremann " ом, и находим свидетельство Ипполита преувеличенным. 399 Первые следы влияния со стороны антилогологического богословия мы, как уже замечено выше, видит на системе Новациана. Но в определении размеров этого влияния мы не можем согласиться с Hagemann " ом, который видит в авторе „de Trinitate“ непосредственного ученика Иринея (пресвит. Кая) и отрицает не только внутреннюю зависимость его от Тертулиана, но и вообще знакомство с его сочинениями (406–410; 380–382 ss.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в 46-ом Апостольском правиле говорится: «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?» Это правило настолько категорически запрещает признавать крещение всех еретиков, что в каноническом сборнике Русской Церкви - Книге правил - имеется примечание, что оно относится только к еретикам, бывшим в апостольское время. Наивная оговорка, которая показывает полную беспомощность богословской мысли. Недействительность крещения еретиков подтверждается 47-м и 68-м Апостольскими правилами: «Епископ или пресвитер аще по истине имеющаго крещение окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит: да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников» (47-е правило). «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый: разве аще достоверно будет известно, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно» (68-е правило).    Все эти правила составлены под несомненным влиянием если не прямо учения Киприана Карфагенского, то во всяком случае послания Фирмилиана Кесарийского: крещение каких бы то ни было еретиков, куда относятся, без сомнения, и раскольники, не является крещением. Из того же послания заимствовано, вероятно, и обоснование такому полному отвержению: все, что совершается у еретиков, не имеет ничего общего с Церковью, как и сами еретики не имеют ничего общего с нею, а потому крещенный ими не становится освященным, но делается оскверненным. У еретиков все священнодействия ложны, так как у них нет истинного священства, а есть лжесвященство. Составитель Апостольских правил вполне отдавал себе отчет, что признание крещения еретиков влечет за собою признание их священства.    Надо отметить, что Апостольские постановления не признают так называемого мирянского крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

115 В этом отношении см. H. Schmitz, Der Codex Iuris Canonici von 1983, в: HdbkathKR, сс. 33_57, особенно сс. 37_38. 117 Подробная оценка систематики нового Кодекса содержится в: H. Schmitz, De ordinatione systematica novi Codicis Iuris Canonici recogniti, в: Periodica 68 (1979), сс. 171_200. 118 О проблемах, возникших в связи с переходом к новой кодификации законов Церкви, см. E. Corecco, Presupposti culturali ed ecclesiologici del nuovo Codex, в: Il nuovo Codice del diritto canonico. Aspetti fondamentali della codificazione postconciliare, под редакцией S. Ferrari, Bologna 1983, сс. 37_68. 120 См. J.D. Mansi, Sacrorum consiliorum nova et amplissima collectio, Vol. 49, с. 200 и 1012; Vol. 50, с. 515 и 516. 121 О трудном начале этой работы см. L. Musselli, Storia del diritto canonico, op. cit., сс. 111_115. 127 Тексты необнародованных канонов, числом 1095, были впоследствии собраны и опубликованы I. Zuzek " ом в журнале Nuntia с 1976 по 1979 гг. В этом же журнале содержатся акты Папской комиссии по пересмотру Кодекса канонов Восточных Церквей, учрежденной в 1972 г. папой Павлом VI (см. Nuntia 1, 1973, с. 2) вместо предыдущей комиссии. 128 В этом отношении см. R. Metz, Le nouveau code de droit canonique des eglises orientales catholiques, в: Revue de droit canonique 42 (1992), сс. 99_117 и особенно сс. 99_100. 129 Схема и фактические данные взяты из: G. Nedungatt, Presentazione del CCEO, в: EV Vol. XII (Bologna 1992), сс. 89_903. Автор справедливо замечает, что выражение «Восточные Церкви» хотя и боле корректно, тем не менее несет исторический, а не географический акцент, потому что эти Церкви, возникшие в восточной части Римской империи, сегодня присутствуют во всех частях мира. О бурной истории этих церквей см. G. Bedouelle, La storia della Chiesa, Milano 1993, сс. 163_186. 130 См. la CA Sacri canones от 18 октября 1990 г., в: AAS 82 (1990), сс. 1033_1044, здесь с. 1037. 132 См. E. Eid, Discorso di presentazione del «Codice dei canoni delle Chiese orientali» al Sinodo dei Vescovi (25.X.1990), сс. 24_34, здесь с. 29. Общий обзор огромной работы по собиранию источников восточного права, проделанной накануне кодификации, см. в: L. Glinka, Resoconto sulla pubblicazione delle fonti della codificazione orientale , в: Nuntia 10 (1980), сс. 119_128.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Так, в 46-ом «Апостольском правиле» говорится: «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?» Это правило настолько категорически запрещает признавать крещение всех еретиков, что в каноническом сборнике Русской Церкви – «Книге правил – имеется примечание, что оно относится только к еретикам, бывшим в апостольское время. Наивная оговорка, которая показывает полную беспомощность богословской мысли. Недействительность крещения еретиков подтверждается 47-м и 68-м «Апостольскими правилами»: «Епископ или пресвитер аще по истине имеющаго крещение окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит: да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников» (47-е правило). «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый: разве аще достоверно будет известно, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно» (68-е правило). Все эти правила составлены под несомненным влиянием если не прямо учения Киприана Карфагенского , то во всяком случае послания Фирмилиана Кесарийского: крещение каких бы то ни было еретиков, куда относятся, без сомнения, и раскольники, не является крещением. Из того же послания заимствовано, вероятно, и обоснование такому полному отвержению: все, что совершается у еретиков, не имеет ничего общего с Церковью, как и сами еретики не имеют ничего общего с нею, а потому крещенный ими не становится освященным, но делается оскверненным. У еретиков все священнодействия ложны, так как у них нет истинного священства, а есть лжесвященство. Составитель «Апостольских правил» вполне отдавал себе отчет, что признание крещения еретиков влечет за собою признание их священства. Надо отметить, что «Апостольские постановления» не признают так называемого мирянского крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010