Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое... (101). Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома ее читают так же, как и всякую другую. Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня, – поют трижды. После этого еще раз повторяют припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94,107,114,121,131,132, 133,142,153,159,163,170 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поют трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяют припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После каждой «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. [Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня]. Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

л. 236). Ст. 1. Непорочны (из 118 пс.). Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни; аллилуйя (или: Упокой, Господи, душу раба Твоего). – Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс. 118:1 ). – Блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут Его, аллилуйя. – Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущее Его (2). – Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша, аллилуйя. – Они не делают беззакония, ходят путями Его (2). По 1 ст. ектенья о умершем. Ст. 2. Помилуй раба Твоего. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Помилуй раба Твоего. – Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим (ст. 73). По 2 ст. ектенья о умершем. Ст. 3. Призри на мя, и помилуй мя, по суду любящих имя Твое: аллилуйя (или: Помяни, Господи, душу раба Твоего). – Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое (ст. 132). – Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Аллилуйя. – Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию (ст. 133). Благословен еси Господи: и «Святых лик обрете» (см. л. 52). Седален, гл. 5. Покой, Спасе наш (см. л. 54). Ирмосы канона, гл. 6. Яко по суху пешешествовав (см. л. 28). По 3 п. канона ектенья о умершем. Седален, гл. 6. Воистину суета всяческая, житие же сень, и соние. Ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего упокой, яко Человеколюбец. – О, поистине, все суета; вся жизнь – тень и сновидение. Итак, напрасно суетится всякий житель земли, как говорит и (Священное) Писание. Вот, если и целый мир, соберем себе, так и тогда в могилу переселимся, куда одинаково переселяются и цари, и нищие. Но, Христе Боже, упокой уже переселившегося, как Человеколюбивый! Слава и ныне: Всесвятая Богородице (см. л. 66). По 6 песни – ектенья о умершем, кондак и икос (см. л. 54). По 9 песни – ектенья о умершем и Самогласны св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лк. 22:63–65, 59–62 ; Мк. 14:65, 70 –72 ; Мф. 26:67, 68, 73–75; Ин. 18:26, 27 Тогда люди, которые держали Иисуса Христа, начали ругаться над Ним: плевали на Него, и заушали Его; закрывши Ему глаза, ударяли Его по лицу, и спрашивали: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» и слуги били Его по щекам. И много ругательных слов говорили против Него. Между тем, Петр стоял и смотрел. Без сомнения, лицо его выражало самую глубокую скорбь и самый мучительный страх; так, что, стоявшие тут, подошли к нему, и опять сказали: «ты в самом деле из Его учеников; ты Галилеянин; и речь твоя обличает тебя». Замешательство его еще более увеличилось, когда один из рабов первосвященнических, сродник тому Малху, у которого Петр отсек ухо, настоятельно сказал: «не я ли видел тебя с Ним в саду?» Тогда он начал божиться, и с клятвою уверял: «Я не знаю Этого Человека, о Котором вы говорите». Еще он не кончил этих слов, как вдруг, петух запел в другой раз. В это время, Господь обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил, что сказал ему Господь: «прежде чем петух пропоет дважды, ты отречешься от Меня трижды». И, вышедши вон со двора Каиафы, стал горько плакать. 6. Пятница 1-я четверть дня – утро. Окончательный приговор Синедриона над Иисусом Христом. Первый допрос Его на суде Пилата. Иисус Христос на суде у Ирода. Погибель Иуды предателя. Иисус Христос снова на суде Пилата (Лк. 22:66–71; Мф. 27:1; Мк. 15:1) Немедленно, поутру, собрался весь Синедрион. Все первосвященники со старейшинами народа и с книжниками держали совет. Ввели Иисуса в собрание, и спросили: «Ты ли Христос? скажи нам». Он сказал им: – «если Я и скажу вам, вы не поверите, или, если вам предложу вопросы (чтобы в ваших же ответах найти доказательства Моего Божественного посланничества), вы не будете отвечать Мне, и не отпустите Меня. (Но знайте, что) скоро Сын человеческий воссядет одесную Бога Всемогущего». – Тогда от всего собрания послышался один вопрос: «итак, Ты Сын Божий?» Он отвечал им: – «вы справедливо говорите: это – Я». – После этого, они сказали: «какого нам еще искать свидетельства? мы сами слышали (богохульство) из уст Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мих. 4 :9. И ныне, почему познала ты бедствие? или у тебя не было царя? или погибли у тебя советники 66 , что тебя постигли болезни как раждающую 67 ? Мих. 4 :10. Болей и мужайся, и приближайся 68 , дщерь Сиона, подобно раждающей; ибо ныне выйдешь из города, и поселишься в поле, и дойдешь до Вавилона; оттуда возмет тебя и там 69 избавит тебя Господь Бог твой от руки врогов твоих. Мих. 4 :11. И ныне собрались против тебя многие народы и говорят: «порадуемся и пусть наглядятся на Сион глаза наши»! Мих. 4 :12. Но они не уразумели помысла Господня и не поняли совета Его, что Он собрал их, как снопы на гумно. Мих. 4 :13. Встань, и молоти их, дщерь Сиона, ибо рога твои Я сделаю железными и копыта твои сделаю медными, и сотрешь 70 многие народы, и посвятишь Господу множество их и силу их Господу всей земли. Глава 5 Мих. 5 :1. Ныне оградою будет ограждена дочь Ефрема: осадою 71 обложили вас, жезлом будут бить по ланите 72 колена Израилевы. Мих. 5 :2. И ты, Вифлеем, дом Евфрафов, ужели ты мал, чтобы быть среди тысяч Иудиных? 73 Из тебя Мне изойдет Старейшина, чтобы быть Владыкою Израиля, Которого происхождение из начала, от дней века 74 . Мих. 5 :3. Посему Он отдаст 75 их до времени, доколе не родит Имеющая родить 76 , тогда прочие из братьев их возвратятся к сынам Израилевым. Мих. 5 :4. И станет Он, и увидит, и будет пасти мощно Свою паству Господь, и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, ибо ныне он возвеличится 77 даже до краев земли. Мих. 5 :5. И будет сей 78 мир: когда Ассур придет в землю вашу и когда взойдет в страну вашу, тогда возстанут на него семь пастырей и восемь язв человеческих, Мих. 5 :6. И будут пасти Ассура оружием и землю Неврода копьями ея, и Он избавит от Ассура, когда тот придет в землю вашу и когда вступит в пределы ваши 79 . Мих. 5 :7. И будет остаток Иакова в народах, среди многих народов, как роса, падающая от Господа, и как ягнята на траве, так что никто не соберется и не устоит из сынов человеческих 80 . Мих. 5 :8. И будет остаток Иакова в народах, среди многих народов, как лев среди скота в лесу и как львенок в овечьем стаде, подобно коему и он 81 , когда пройдет и отделив похитит, то никто (у него) не отнимет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Мк 16:9–20 . Евангелие воскресное 3. Вознесение Господне, на утрени. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Зачало 1 2 3А 3Б 4 5 6 7 8А 8Б 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48А 48Б 49 50А 50Б 51А 51Б 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108А 108Б 109 110 111 112 113 114 Евангелие от Луки, зачало 1 Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях, как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова, решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен. Был в дни Ирода, царя Иудейского, был некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета. Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно. И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста. Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения, выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень; а все множество народа молилось вне во время каждения. Явился же ему Ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного. И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него. Сказал же ему Ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Не от своего ума я сказал, что сыновья Иуды были названы «огнистыми камнями», но пророк Иеремия [так] сказал о них, ибо, когда оплакивал он их своими песнями, то говорил: Сыны Сиона превосходнее драгоценных камней 64 . И еще сказал: Они как камни святилища раскиданы по всем перекресткам 65 . И еще [Бог] сказал через пророка: Камни святые раскиданы по Его земле 66 . А в камнях этих горел огонь, как сказал пророк Иеремия: Слово Господне было в сердце моем, как горящий огонь, пламенеющий в костях моих 67 . И еще сказал Иеремия: Вот, Я сделаю слово Мое в устах твоих огнем, а этот народ-дровами 68 . И еще сказал: Слова Мои выходят, как огонь, и как молот, разбивающий скалу 69 . И поэтому Хирам, начальствующий в Тире, ходил между пророками, что названы были «огнистыми 70 камнями». 9. И еще сказано [Хираму]: Ты был с херувимом, помазанным и осеняющим 71 . Херувимом же назван царь [иудейский], который был помазан святым елеем, и осенял весь народ свой, как сказал Иеремия: Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, тот о котором мы говорили: «под сенью его будем жить среди народов» 72 . Ибо [народ] обитал под сенью царя, (201) и он стоял во главе их. Когда же упал венец с головы их, то остались они без сени. А если скажет кто-нибудь, что это говорится о Христе, то пусть примет написанное мной без возражения, убедившись, что это сказано о царе, ибо Иеремия сказал от лица народа: Горе нам, ибо упал венец с головы нашей 73 . Христос же не упал 74 , но, напротив, восстал на третий день. Упал царь дома Иуды, и не будет вновь восстановлено их царство. А о сказанном: Изгнал его херувим осеняющий 75 , – [необходимо разъяснить], что херувим, который изгнал его, есть Навуходоносор, как написано: Он предпринял действия против Тира, а ни ему, ни его войску нет от Тира вознаграждения. И за действия против Тира дана была ему земля Египетская 76 . Почему не было дано Навуходоносору платы от Тира, если не потому что богатства его ушло в море 77 , и Навуходоносор не смог взять его. И [именно] в тот час изгнал его херувим осеняющий, который есть Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Ос. 4 :15. А ты, Израиль, не оставайся в неведении, и Иуда, не входите в Галгалу и не восходите в дом Она 63 и не клянитесь Живым Господом 64 . Ос. 4 :16. Израиль неистовствует, как телица ужаленная 65 , а ныне Господь будет пасти его, как агнца на пространном пастбище. Ос. 4 :17. Ефрем стал сообщником 66 идолов: устроил себе соблазны, Ос. 4 :18. Полюбил Хананеев, совершенно предались блуду, полюбили безчестие по гордости 67 своей. Ос. 4 :19. Бурный вихрь засвищет 68 крыльями своими, и усрамятся они жертвенников своих 69 . Глава 5 Ос. 5 :1. Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и внемлите, дом царя, ибо над вами суд, потому что вы были западнею для стражи 70 и сетью 71 , раскинутою в Итавирии 72 , Ос. 5 :2. Которую поставили охотники. Но Я накажу 73 вас. Ос. 5 :3. Я знаю Ефрема, и Израиль не скрылся от Меня, ибо ныне соблудил Ефрем и осквернился Израиль. Ос. 5 :4. Они не положили в помыслах своих обратиться к Богу своему, ибо дух блужения в них, а Господа они не знали. Ос. 5 :5. И унижена будет гордость Израиля пред лицем его, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих, изнеможет также и Иуда с ними. Ос. 5 :6. С овцами и тельцами пойдут искать Господа, но не найдут Его, ибо Он удалился от них. Ос. 5 :7. Ибо они оставили Господа и родили себе чужих детей, ныне поест их ржа 74 с имуществом 75 их. Ос. 5 :8. Затрубите трубою на холмах, возгласите на высотах, возвестите в дому Она 76 : Вениамин ужаснулся, Ос. 5 :9. Ефрем погиб во дни наказания, в коленах Израилевых Я показал истину 77 . Ос. 5 :10. Князья Иуды стали подобны передвигающим пределы, на них изолью гнев Мой, как воду. Ос. 5 :11. Преодолел Ефрем соперника своего 78 , попрал суд, ибо начал ходить в след суетных. Ос. 5 :12. И Я (буду) как мятеж 79 для Ефрема и как острие 80 для дома Иудина. Ос. 5 :13. И увидел Ефрем немощь свою и Иуда болезнь свою, и пошел Ефрем к Ассириянам и послал послов к царю Иариму 81 , но он не мог исцелить вас, и не прекратится у вас болезнь. Ос. 5 :14. Ибо Я как пантера 82 для Ефрема и как лев для дома Иудина: и Я похищу, и пойду, и возьму, и никто не избавит.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Плч. 3 :11. Гонится за отступающим, и усмирил меня, признал меня погибшим 65 . Плч. 3 :12. Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел. Плч. 3 :13. Ге. Пустил в почки мои стрелы из колчана Своего. Плч. 3 :14. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. Плч. 3 :15. Он насытил меня горечью, напоил меня желчью 66 . Плч. 3 :16. Вав. Сокрушил камнем зубы мои, накормил меня пеплом. Плч. 3 :17. И лишил мира душу мою, я забыл о блогополучии. Плч. 3 :18. И я сказал: погибла слава 67 моя и надежда моя на Господа. Плч. 3 :19. Заин. Вспомни бедность мою и гонение на меня. Плч. 3 :20. Я вспоминаю 68 горечь и желчь 69 мою, стеснена во мне душа моя. Плч. 3 :21. Положу я это 70 на сердце мое, а потому и потерплю. Плч. 3 :22. Иф. Милость Господня (в том), что Он не оставил меня, ибо не истощилось Его милосердие; пребывающий каждое утро 71 , помилуй, Господи! Мы не погибли, не истощилось Твое 72 милосердие. Плч. 3 :23. Ново оно каждое утро, велика верность Твоя. Плч. 3 :24. Господь — часть моя, говорит душа моя, посему буду надеяться на Него. Плч. 3 :25. Теф. Благ Господь для надеющихся на Него. Плч. 3 :26. Душе, ищущей Его, блого (есть) 73 , терпеливо ожидающей спасения от Бога. Плч. 3 :27. Блого мужу, когда он в юности своей несет иго 74 . Плч. 3 :28. Иод. Сядет уединенно и умолкнет, ибо возложил (его) 75 на самого себя; Плч. 3 :29. Полагает уста свои в прах (говоря): «может быть еще будет надежда», Плч. 3 :30. Подставляет ланиту свою бьющему, насытится укоризнами. Плч. 3 :31. Каф. Ибо не во век отвергнет Господь, Плч. 3 :32. Но Смиривший помилует, по множеству милости Своей, Плч. 3 :33. Не отверг от сердца Своего и смирил сынов человеческих. Плч. 3 :34. Ламед. Чтобы попирать ногами своими всех узников земли, Плч. 3 :35. Чтобы нарушить суд человека пред лицем Всевышняго, Плч. 3 :36. Чтобы обвинить 76 человека, когда он ищет суда, — Господь (сего) не говорил. Плч. 3 :37. Мем. Кто скажет, и исполнится, если Господь не повелит? Плч. 3 :38. Из уст Вышнего не исходит зло и добро.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Предмет этой песни составляют все цари Вавилонские, и особенно последний Вавилонский царь Валтасар – гордый, властолюбивый, жестокий тиран, убитый мечем при взятии Вавилона Киром ( Дан.5:10 ; Ксеноф. Кн. IV. изд. Стеф. стр. 66 и кн. V, стр. 73). Во-вторых: ели и кедры радуются о падении Вавилонского царя Ст. 8. И кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубит нас. На второй сцене являются говорящими ели и кедры Ливанские, под которыми разумеются цари, начальники, вельможи, которые, быв покорены Вавилонскими царями, хотя вовсе не лишены достоинства и власти, однакож много были унижены (подобно тому, как будто у дерев вершины срублены), долго стенали под тяжелым игом жестокого владычества Вавилонских царей ( Иер.25:18–20 ). Потому они теперь и радуются их падению. В-третьих: являются тени умерших царей, которые в аде укоряют Вавилонскаго царя. Ст. 9. Ад (шеол) преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретит тебя при входе твоем; пробудил для тебя тени (рефаимов), всех вождей земли; поднял всех парей языческих с престолов их. Ст. 10. Все они будут говорит тебе: и ты сделался безсильным 29 , как мы! и ты стал подобен нам! Ст. 11. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается черв, и черви – покров твой. На третьей сцене Пророк в олицетворении представляет ад, который будто пробуждает рефаимов – умерших царей и князей и повелевает им выйдти на встречу Вавилонскому царю и приветствовать его с приходом в дворец подземного царства, т. е. страну мертвых (ст. 9). Но повелению ада цари и князья так и сделали: встретив Вавилонского царя, вместо приветствия с приходом как бы насмехаются над его падением и унижением (ст. 10, 11). Шеол, ад, означает собственно обширную, подземную пропасть, – мрачное место ( Иов. 10:21, 22; 7:9 ; Пс.140:7 ), в котором содержатся души умерших. Шеол древние представляли в виде обширнейшего царства или крепости с воротами и крепкими запорами ( Ис.38:10 ) и разделяли его на три большие отделения, из коих в верхнем полагали рай, где находились души добрых людей и пользовались некоторою отрадою и светом; в среднем, более темном, содержались души людей не совсем добрых и не совершенно злых–в состоянии молчания, покоя ( Пс.93:17 ); а в нижнем–самом мрачном и ужасном отделении – тартаре заключены души злодеев и терпели различные, жестокие мучения. Шеол в Пс.93:17; 113:25 страною молчания, покоя, по крайней мере по отношению к первым двум отделениям; а последнее исполнено было ужасом, шумом, смятением, воплями страждущих злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Проповедь именуется Нагорной потому, что Господь произнес ее на горе, куда к Нему стеклись ученики и народ ( Мф 5:1 ). Как ветхозаветный закон Божий был дарован Израилю на горе Синай, так и евангельский закон Господь Иисус Христос даровал, взойдя на гору. Евангельский закон является новым Откровением Божиим, в котором Богочеловек Иисус Христос дополняет и углубляет заповеди Декалога. В отличие от закона Моисеева, требования евангельского закона обращены ко всем людям, с верою следующим за Спасителем Христом, то есть к новому народу Божию, составленному из представителей всех народов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5:3 ). Выражение «нищие духом» в буквальном смысле означает «добровольно нищие» или «нищие по велению своего духа». По словам святителя Василия Великого , «нищие духом — это те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: “пойди, продай имение твое и раздай нищим” ( Мф 19:21 ; Лк 18:22 ). Но если кто, приняв приключившуюся ему нищету, будет управлять собой по воле Божией, как Лазарь ( Лк 16:20–26 ), то и он не чужд Этой заповедью Господь обнадеживает тех, кто обделен земными благами, указывая на тщету мирских стяжаний, которым Он противопоставляет истинное богатство, обретаемое в вечном Царстве Небесном. Бедность и нищета принуждают человека возлагать надежду на Бога, о чем говорит Псалмопевец: «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» ( Пс 68:30 ); «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне!» ( Пс 69:6 ; см. также: Пс 73:21; 85:1–6 ). Также под «нищим духом» понимается тот, кто надеется не на себя, не на свой разум и таланты, а на Промысл Божий и на помощь благодати Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, нищие духом — это «смиренные и сокрушенные сердцем»; Господь называет «блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают», тех, «которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» ( Ис 66:2 )». По слову Псалмопевца, «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010