S. 222–223; Jakob Benediktsson 1993b. P. 373–374. IX.3.1 Глава 40 685 Конунг Хьёр 686 грабил в Бьярмаланде 687 . Он там взял в плен Льюфвину 688 , дочь конунга бьярмов 689 . Она оставалась в Рогаланде 690 , пока конунг Хьёр ходил в грабительский поход. Она родила двух сыновей. (Перевод Г. В. Глазыриной и Е. В. Литовских по IF. I. 90) Глава 55 691 Жил в Нореге 692 могущественный человек по имени Скегги-Корабелыцик 693 . Его сыном был Бьёрн, которого звали Бьёрн-Шкура 694 , так как он был Хольмгардсфари 695 . А когда ему надоели торговые поездки, он отправился в Исландию, где занял Средний Фьорд 696 и Долину Льняных Полей 697 . Его сыном был Скегги-Средний-Фьорд 698 . Он был большой силач и путешественник. Он грабил на Аустрвеге 699 [...] (Перевод Г. В. Глазыриной и Е. В. Литовских по IF. I. 128) Глава 63 700 Жил в Свитьоде 701 знатный херсир по имени Горм 702 . Он женился на Торе 703 , дочери уппсальского конунга Эйрика 704 . Их сына звали Торгильс. Он женился на Элине, дочери конунга с востока из Гардов 705 Бурислава и Ингигерд 706 , сестры конунга великанов Дагтрюгга. (Перевод Г. В. Глазыриной и Е. В. Литовских по IF. I. 147) 668 Тейт – священник (ум. в 1110 г.), сын епископа Ислейва, оказал большое влияние на Ари Торгильссона: в детстве и ранней юности, Ари почерпнул от Тейта, разносторонне образованного человека, разнообразные сведения по истории страны, генеалогии, знание законов. Тейт является основателем школы на хуторе Хаукадаль, принадлежавшем Халю Тораринсону, где обучался и Ари. 669 Деятельность епископа Фридрека в Исландии описана в «Пряди о Торвальде Путешественнике» и в «Саге о крещении» (см. Часть VI). Фридрек – единственный из упомянутых в перечне епископов, кто был в Исландии до введения христианства в 999/1000 г. 670 Епископ Бьярнхард был прислан в Исландию королем Олавом Святым Vesteinsson 2000. Р. 20); его деятельность приходится на 1016–1021 гг. (Джаксон 1994. С. 221). Прозвище «Сведущий-в-Книгах» свидетельствует о его начитанности и умении толковать Священное писание и иную христианскую литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл (Константин, 826 или 827 – 869), родом из Фессалоники (Солуни), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82, 377,397 Клавдий Готский (Марк Аврелий Готик, 219–270), римский император в 268–270 гг. – 141 Климент Александрийский (ок. 150 – до 215), христианский экзегет, богослов и философ, в сочинениях которого присутствует широкий синтез греко-римской культуры и христианской веры, александрийский пресвитер и основатель александрийской богословской школы – 176 Клинтон X. Л. (Clinton), английский византинист – 92 Кольбер Жан-Батист (Colbert, 1619–1683), министр финансов Франции с 1665 г. (в годы правления Людовика XIV) – 42 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), выдающийся историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист – 79, 80, 90, 91, 235, 268, 344, 386 Констант I (Флавий Юлий, ок. 320–350), римский император в 337–350 гг., младший сын имп. Константина Великого – 64, 118, 121, 122,  Констант II , византийский император в 641–668 гг. – 266, 298, 301, 303, 305 Константин I Великий (Флавий Валерий, ок. 272–337), римский император в 306–337 гг., единолично правил после 316 г. – 63, 93–98, 100–115, 117, 118, 121, 123, 134, 135, 141, 154, 172, 179, 180, 181, 184, 186, 190, 213, 227, 261, 268, 358 Константин II (Флавий Клавдий, 317–340), римский император в 337–340 гг., сын имп. Константина Великого – 118, 120, 121 Константин III (Констанс II, он же Констант II), сын Константина II, византийский император в 641–668 гг. – 266 Константин IV Погонат , византийский император в 668–685 гг. – 266, 292, 293, 299, 301, 304, 305, 318 Константин V Копроним , византийский император в 741–775 гг. – 317, 321–324, 326, 328, 349, 351–353, 355, 391, 393, 397, 446 Константин VI , византийский император в 780–797 гг. – 317, 322, 357, 358 Константин VII Багрянородный (Порфирогенет, 905–959), византийский император в 913–959 гг., единолично правил после 945 г. – 247, 252, 254, 323, 336, 399, 401, 405, 406, 421, 425, 427, 439, 441, 456, 457, 461, 474, 475, 478

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает. 656 диспут в Визии. 660–685 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский 662 второй процесс против прп. Максима и его учеников, их ссылка на Кавказ. 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16– летний), сын Константа II Ноябрь 669–18.8. 675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина прп. Анастасия-монаха. 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 13.8.662 кончина прп. Максима. 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии. 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 11.10.666 кончина прп. Анастасия-апокрисиария. 2.11.676–11.4.678 Домн, папа Римский 668 убийство в Сиракузах Константа. 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV. Авг./сент. 677–ноябрь/дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский 674–678 осада арабами Константинополя. 27.6.678–10.1.681 Агафон, папа Римский 678 в морском сражении «греческим огнем» сожжен арабский флот. Дек. 679–февр 686 Георгий, патр. Константинопольский 10 сент. 678 Импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом вступить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос. 681–691 Феофан патр. Антиохийский 17.8.682–3.7.683 Лев II, папа Римский 680-е гг. Водворение болгар за Дунаем. 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе. 685–717 Февр./март 686– 28.12.687 Феодор I, патр. Константинопольский 712 анафематствование Шестого собора на Константинопольском соборе при импер. Филиппике Вардане. 715–716 восстановление православия в Константинополе. I. СОЧИНЕНИЯ ПРП. МАКСИМА: ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ amb. (Трудности, в частности: Трудности к Иоанну и Трудности к Фоме) – Ambigua=PG 91, 1061–1417, ed. Oehler. cap. theol. (Главы о богословии и домостроительстве) – Capita theologica et oecumenica (I-II)=PG 90, 1084–1173, ed. Combefis. cap. XV (Различные богословские и домостроительные главы I, 1–15) – Diversa capita 1–15 [Cap. XV]=PG 90, 1177–1185, ed. Combefis.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 656-658 ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОЛЬГЕРД [Альгирдас] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377) 658-664 ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 665-666 666-668 ОЛЬМЕКОВ РЕЛИГИЯ система верований и практик, предположительно существовавшая у ольмеков (название народа, от ацтекского «страна каучука»), как полагают, в древности заселявших юж. побережье Мексиканского зал. 668-670 ОМ священный звук или совокупность звуков, выступающие как концепция, инструмент, символ; важнейшая мантра в инд. религиях 670-671 671-678 678-682 ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [«омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга 683-684 ОМОФОР [«носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа, представляющий собой широкую ленту , которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину 684-685 685-702 702-703 703-712 712-713 713-715 715-716 ОНИСИЙ (I в.?), мч. Усуровский (Исаврийский) (пам. 5 марта), в визант. и греч. источниках не упоминается ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) 716-719 719-721 ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Однако разгром православных, лишившихся двух основных своих окормителей, нисколько не содействовал торжеству монофелитства. В самом конце 653 г. умирает патриарх Павел, и константинопольскую кафедру во второй раз занимает Пирр. Но восседает он на ней всего полгода (январь-июнь 654 г.), и после его смерти патриархом избирается Петр (654–666 гг.). Судя по посланию этого патриарха к папе Виталиану 92 , в его лице монофелитская доктрина делает новый виток и предлагается новый компромисс: во Христе существуют одновременно и одна, и две воли, а также и одно, и два действия. Но это – виток все дальше по нисходящей: половинчатость, изначала присущая монофелитству, достигает своего апогея. Правда, и православные на Западе уже не выступают открыто: новые папы Евгений I (654–657 гг.) и Виталиан (657–672 гг.), напуганные участью св. Мартина, предпочитают войти в церковное общение с константинопольским патриархом, а Виталиан даже с помпой встретил императора Константа, когда тот по пути в Сицилию посетил Рим (663 г.). Но в Сицилии Констант пал от руки заговорщиков, и его сыну Константину IV (668–685 гг.), унаследовавшему престол, долгое время было не до догматических споров. Он начал продолжительную и упорную войну с арабами, которая в результате была достаточно успешной для ромеев: в 678 г. они одержали победу, и был заключен 30-летний мир, обеспечивший границы империи (вне которых, правда, остались Сирия и Египет). В самом Константинополе шел процесс естественного распада монофелитства: патриархи Фoмa II (667–669 гг.), Uoahh V (669–675 гг.) и Kohcmahmuh I (675–677 гг.) явно потеряли к нему всякий интерес 93 . Правда, патриарх Фeoдop I (677–679 гг.) попытался было убедить молодого императора вновь возродить монофелитство и заставить Рим признать «Типос», но Kohcmahmuh IV оказался мудрым политиком. Он не поддался на уговоры патриарха (вскоре смещенного), а решил обратиться к папе Дону (676–678 гг.) с просьбой прислать своих представителей в Константинополь для решения спорных богословских вопросов. Дон отошел ко Господу, не получив послания императора, а новый папа Агафон (679–681 гг.) явил себя достойным преемником св. Мартина. В короткое время он консолидировал весь западный епископат, который единодушно осудил монофелитство. Агафон отправил посланцев в Константинополь, вручив им свое послание, где еще раз подтвердил и обосновал верность Православию западных иерархов. По прибытии посланцев предполагаемое богословское собеседование достаточно неожиданно превратилось во вселенский собор 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Однако разгром православных, лишившихся двух основных своих окормителей, нисколько не содействовал торжеству монофелитства. В самом конце 653 года умирает патриарх Павел, и Константинопольскую кафедру во второй раз занимает Пирр. Но восседает он на ней всего полгода (январь – июнь 654 г.), и после его смерти патриархом избирается Петр (654–666 гг.). Судя по посланию этого патриарха к папе Виталиану 1054 , в его лице монофелитская доктрина делает новый виток и предлагается новый компромисс: во Христе существуют одновременно и одна, и две воли, а также и одно, и два действия. Но это – виток все дальше по нисходящей: половинчатость, изначала присущая монофелитству, достигает своего апогея. Правда, и православные на Западе уже не выступают открыто: новые папы Евгений I (654–657 гг.) и Виталиан (657–672 гг.), напуганные участью св. Мартина, предпочитают войти в церковное общение с Константинопольским патриархом, а Виталиан даже с помпой встретил императора Константа, когда тот по пути в Сицилию посетил Рим (663 г.). Но в Сицилии Констант пал от руки заговорщиков, и его сыну Константину IV (668–685 гг.), унаследовавшему престол, долгое время было не до догматических споров. Он начал продолжительную и упорную войну с арабами, которая в результате была достаточно успешной для ромеев: в 678 году они одержали победу, и был заключен 30-летний мир, обеспечивший границы империи (вне которых, правда, остались Сирия и Египет). В самом Константинополе шел процесс естественного распада монофелитства: патриархи Фома II (667–669 гг.), Иоанн V (669–675 гг.) и Константин I (675–677 гг.) явно потеряли к нему всякий интерес 1055 . Правда, патриарх Феодор I (677–679 гг.) попытался было убедить молодого императора вновь возродить монофелитство и заставить Рим признать «Типос», но Константин IV оказался мудрым политиком. Он не поддался на уговоры патриарха (вскоре смещенного), а решил обратиться к папе Домну (676–678 гг.) с просьбой прислать своих представителей в Константинополь для решения спорных богословских вопросов. Домн отошел ко Господу, не получив послания императора, а новый папа Агафон (679–681 гг.) явил себя достойным преемником св. Мартина. В короткое время он консолидировал весь западный епископат, который единодушно осудил монофелитство. Агафон отправил посланцев в Константинополь, вручив им свое послание, где еще раз подтвердил и обосновал верность Православию западных иерархов. По прибытии посланцев предполагаемое богословское собеседование достаточно неожиданно превратилось во Вселенский Собор 1056 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

350 Арсений, митрополит Тирский в 1351–1366 гг.; с 1366 по 1376 г. – альтернативный патриарх Антиохийский, автор трех антипаламитских трактатов. 352 Феодор Дексиос (греч. Θεδωρος Δεξις)·– друг Григоры и Ирины Палеологини, сторонник Акиндина, участник соборов 1341 и 1351 гг. Δεξις переводится как «правый» или «благоприятный, предвещающий успех, сулящий счастье», или «умный, дельный, ловкий, отличный, искусный». 355 Луций Анней Сенека, Нравственные письма к Луциллию, Письмо 82, 21. Cp. Plutarchus, Apophthegmata Laconica, 225А, 7–8. 357 He совсем понятно, о ком здесь речь: LSJ дает для πελεκυφρος значение «an axe-bearer» (носитель топора или секиры), но в Риме так назывался и высший сановник, перед которым несли ликторские топоры; а αβδοχος (жезлоносец) – это был в Риме собственно ликтор. Однако, судя по постоянному пребыванию во внутренних покоях императора, речь скорее идет о страже, нежели о высших сановниках. Поэтому мы и перевели первых просто «алебардщиками», а вторых, соответственно, «жезлоносцами». 359 В оригинале – «бескровными» (ναμονες), но этот эпитет античными авторами также прилагался к богам в том же значении, в каком мы сейчас говорим «бесплотные», «бестелесные». 361 Григора иронизирует над учением паламитов об обожении, согласно которому те, якобы, считают себя, приобщившимися фаворскому свету, нетварными и вечными, в отличие от простых смертных – своих оппонентов. 363 Григора здесь смешивает различные философские направления. Платоновская Академия не считалась сократической школой, и прохаживаясь занимались не в ней, а в Лицее Аристотеля, отчего его ученики и получили название перипатетиков. 366 Константин IV Погонат (греч. Κωνσταντνος Δ», лат. Flavius Consmanminus IV Pogonatus; 652–685) – византийский император с 668 по 685 г., старший сын Константа II. При нем в 680 г. был созван Шестой вселенский (3-й Константинопольский) собор. Григора здесь имеет в виду его распоряжение в начале собора принести и прочитать Акты предыдущих Вселенских соборов (см.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии (Казань, 1908), т. 6, с. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Феодор отлучил от церковного общения нового патриарха Константинопольского Павла, принявшего экфесис. После Ираклия на императорский престол вступил Констанс Второй (642–668 гг.). Церковное разделение с Африкой и Римом было слишком опасно для государства, особенно ввиду того, что мусульмане, завоевавшие уже Египет (640 г.), сильнее теснили империю. Констанс решился уничтожить ненавистный экфесис. В 648 г. он издал Образец веры (???? ), в котором, заставляя всех веровать согласно с бывшими пятью Вселенскими Соборами, запрещал говорить как об одной, так и о двух волях. Православные справедливо видели в этом типосе покровительство монофелитству, так как, с одной стороны, эта ересь не осуждалась, а с другой, запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу. Папа Мартин I (с 649 г.) собрал в Риме большой собор (649 г.), на котором осудил монофелитство, всех защитников его, а также экфесис и типос, и акты собора отправил в Константинополь к императору с требованием восстановить православие. Констанс счел такой поступок за возмущение и поступил с Мартином слишком жестоко. Он поручил экзарху равеннскому привезти его в Константинополь. В 653 г. Мартина схватили в церкви и после продолжительного путешествия, во время которого он вытерпел много стеснений, привезли в Константинополь. Вместе с Мартином захватили в Риме и привезли в Константинополь и Максима Исповедника . Здесь папу ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес (654 г.), где он умер от голода (655 г.). Участь Максима была печальнее. Разного рода пытками заставляли его отказаться от своих сочинений и признать типос. Максим оставался непоколебим. Наконец, император приказдал вырезать ему язык и отрубить руку. Изуродованного таким образом Максима отправили в ссылку на Кавказ, в землю лазов, где он и умер (662 г.). После таких жестокостей православные замолкли на некоторое время. Восточные епископы были принуждены принять типос, западные не возражали. Наконец, император Константин Пагонат (668–685 гг.), при кото-ром снова началась борьба православных с монофелитами, решил поддер-жать православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сообщению летописи Евтихия, первый после долгого перерыва Иерусалимский патриарх был поставлен на 7-м году правления халифа Муавии (ок. 668) ( Eutych. Annales. Pars. 2. P. 38; Медников. 1897. Т. 2. С. 272), что соответствовало политике возвеличивания Иерусалима в противовес святыням нелояльного к ним Хиджаза (Мекка и Медина), характерной для Омейядов. Евтихий ошибочно отождествил этого патриарха с Иоанном V; большинство историков считают, что это был Феодор. Однако статус Феодора остается неясным, т. к. в актах VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 г. в К-поле, он назван только «местоблюстителем» Иерусалимского престола. На этом Соборе ИПЦ представляли священноинок Георгий (впосл. патриарх Антиохийский) и диак. Андрей (впосл. архиепископ Критский), к-рый принял монашество и до 685 г. подвизался в Иерусалиме. Делегация поддержала осуждение монофелитства. В 691-692 гг. Иерусалимский патриарх Анастасий II участвовал в Трулльском Соборе в К-поле. ИПЦ, как и др. Церкви на территории Халифата, пользовалась относительной благосклонностью первых халифов династии Омейядов. В Дамаске при дворе халифов сложилась влиятельная группировка правосл. чиновников во главе с высокопоставленным чиновником Серджуном (Сергием) ибн Мансуром, которого агиографическая традиция считает отцом прп. Иоанна Дамаскина . В тот период светская элита христиан имела большее влияние, чем церковные иерархи. По сообщению визант. хрониста прп. Феофана Исповедника, когда халиф Абд аль-Малик (685-705) ок. 690 г. захотел взять колонны Гефсиманской базилики в Иерусалиме для украшения одной из мечетей, Серджун и некий патрикий Клавсис, глава палестинских христиан, уговорили его не делать этого ( Theoph. Chron. P. 365; Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 310). В нач. VIII в. отношение халифов к христианам ухудшилось. В этот период при постройке мечети в Рамле мусульмане изъяли колонны, приготовленные христианами соседней Лидды для одной из церквей ( Медников. 1903. Т. 1. С. 701). В правление халифа Умара II (717-720) произошло 1-е целенаправленное гонение на христиан. Им было запрещено строительство новых церквей, для них была введена особая одежда, поощрялись переходы зиммиев в ислам (Там же. С. 704-719). При халифе Язиде II в 724 г. уничтожили св. иконы в церквах ( Theoph. Chron. P. 401-402). Открытые археологами мозаики нек-рых иорданских церквей носят следы иконоборческих повреждений, впосл. исправленных ( Piccirillo. 1995. P. 48).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Уже в 652 г. арабы сделали нападение на этот остров, но это был только разбойничий набег в крупном размере; во всяком случае, было уместно выступить тут против них серьёзно. Император явно имел далеко идущие планы, когда он в 662 г. поплыл с сильным флотом через Афины в Тарент. Предстояло сделать опять, как в былые времена, центром тяжести империи в течение долгого времени запущенные внешние её посты, западные провинции. Старый Рим должен был снова стать столицей. Но император, посвятивший с большим упорством позднейшие годы своей жизни этой романтической политике восстановления империи, не смог выполнить даже первого её условия, отвоевания Италии от лангобардов. Безрезультатно прошли его попытки снова подчинить Византии беневентское герцогство. После кратковременного посещения Рима император сделал своей постоянной резиденцией Сиракузы, направив свои взоры на Африку. Здесь удалось отвоевать Карфаген и несколько других приморских крепостей. Но из двух посланных императором византийских флотов один был побеждён арабами, другой разбит бурей. Современники громко жаловались на тяжёлое бремя и на притеснения, которые налагало на западные провинции это чрезвычайное напряжение сил империи. Всё вздохнуло свободно, когда могучий император закончил свою жизнь в 668 г. под ударами убийц в сиракузских банях. В Сицилии императором был провозглашён армянин Мизизий (Межеж), который нравился солдатам, как некогда Гелиогабал, только своей телесной красотой. Однако сын Константа, Константин IV Погонат (668–685 гг.), ведший до сих пор в Византии дела правления, явился в Сицилию с большим флотом и положил скорый конец узурпации. На обратном пути отряды анатолийской фемы принудили его сделать соимператорами своих братьев Ираклия и Тиверия. Солдаты хотели – характерно для вполне теологического образа мыслей века – иметь на земле отображение небесной Троицы. Лишь в 680 г. смог Константин опять достигнуть единодержавия, которое он разделил потом со своим юным сыном Юстинианом II. Константин занял трон юношей; он показал, что вполне вырос для своей тяжёлой задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010