Мф.26:64.   Глагола ему Иисус: ты рекл еси … Иисус говорит ему: ты сказал; И здесь, если отбросить: «аще» , остается: «Ты ли еси Христос, Сын Божий» . Марк (14, 62) говорит, что Иисус Христос сказал: «Аз есмь» . Он сказал и то, и другое: «ты рекл еси: Аз есмь» . Хотя знает, что не уверуют в Него, однако исполняет Свой долг, чтобы потом они не могли сказать: если бы Он исповедал Себя после заклинания, то мы веровали бы. Мф.26:64.   Обаче глаголю вам: отселе узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных . даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. «Отселе» , т.е. немного спустя. Указывает на время после Воскресения. Узрите Меня, Которого вы теперь убиваете, сидящим одесную силы Божией, или сопрестольным Богу и Отцу, и во Второе Пришествие грядущим свыше на облаках небесных, как Бога. Сказал: узрите не потому, чтобы они могли так видеть Его, а потому, что так засвидетельствовано о Нем; или слова эти направлены к тем из них, которые должны были уверовать в Него, так как «узрите» значит — узнаете. И Лука (22, 69) говорит: «отселе будет Сын Человеческий седяй одесную силы Божия» , т.е. коротко время злоумышления против Меня; немного спустя Я стану выше злоумышляющих. Мф.26:65.   Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей … Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей?: У иудеев был обычай: когда они видят или слышат что-нибудь страшное или печальное, раздирать свои одежды, что и теперь сделал первосвященник, как будто бы услышав в самом деле невыносимую хулу. Сделав это, он невольно предсказал, что иудейское первосвященство будет уничтожено. Мф.26:65—66.   Се, ныне слышасте хулу Его: что вам мнится … вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?: Усилив обвинение, назвав ответ хулой, осудив Иисуса Христа прежде всякого суда, показав этим и другим путь для осуждения, заставляет и их произнести свое суждение, как будто было уже явное преступление, чтобы, утвердив таким образом обвинительный приговор, передать Иисуса Христа, как виновного, Пилату на убиение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.26:64. Глагола ему Иисус: ты рекл еси…Иисус говорит ему: ты сказал;    И здесь, если отбросить: «аще», остается: «Ты ли еси Христос, Сын Божий». Марк (14, 62) говорит, что Иисус Христос сказал: «Аз есмь». Он сказал и то, и другое: «ты рекл еси: Аз есмь». Хотя знает, что не уверуют в Него, однако исполняет Свой долг, чтобы потом они не могли сказать: если бы Он исповедал Себя после заклинания, то мы веровали бы. Мф.26:64. Обаче глаголю вам: отселе узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных.даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.     «Отселе», т.е. немного спустя. Указывает на время после Воскресения. Узрите Меня, Которого вы теперь убиваете, сидящим одесную силы Божией, или сопрестольным Богу и Отцу, и во Второе Пришествие грядущим свыше на облаках небесных, как Бога. Сказал: узрите не потому, чтобы они могли так видеть Его, а потому, что так засвидетельствовано о Нем; или слова эти направлены к тем из них, которые должны были уверовать в Него, так как «узрите» значит — узнаете. И Лука (22, 69) говорит: «отселе будет Сын Человеческий седяй одесную силы Божия», т.е. коротко время злоумышления против Меня; немного спустя Я стану выше злоумышляющих. Мф.26:65. Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей…Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей?:    У иудеев был обычай: когда они видят или слышат что-нибудь страшное или печальное, раздирать свои одежды, что и теперь сделал первосвященник, как будто бы услышав в самом деле невыносимую хулу. Сделав это, он невольно предсказал, что иудейское первосвященство будет уничтожено. Мф.26:65-66. Се, ныне слышасте хулу Его: что вам мнится…вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?:    Усилив обвинение, назвав ответ хулой, осудив Иисуса Христа прежде всякого суда, показав этим и другим путь для осуждения, заставляет и их произнести свое суждение, как будто было уже явное преступление, чтобы, утвердив таким образом обвинительный приговор, передать Иисуса Христа, как виновного, Пилату на убиение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Надобно духовным оком веры смотреть на всё сие; такое воззрение оживотворит душу, не повергнет её в соблазн, а приведёт ко Христу и, следовательно, к жизни вечной; плотское же понимание не принесёт никакой пользы, а, напротив, причинит величайший вред. «Плоть не пользует нимало: это Он сказал не о Своей Плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно» (Злат.). – Слова – дух и жизнь: учение, которое Я вам предлагаю, содержит именно сей дух животворящий, раскрывает вам высшее духовное разумение предметов веры, а потому суть вместе и жизнь, ибо оживляют веру человека, а с тем вместе приводят его к жизни вечной. Ваше понимание низкое, чувственное, неправильное; Моё учение духовное, возвышенное, истинное. 64. Ин. 6:64 . Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. Ин. 2:24, 6:70, 13:11, 26 . 65. Ин. 6:65 . И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Ин. 6:44 ; Мф. 20:23, 13:11 . Но есть из вас некоторые и пр.: на ропот многих учеников, что странные говорит Он слова (ст. 60), Господь ответил, что они странны только для тех, кто водится не духом, не верой, а плотским своим разумом и разумением; из таковых-то некоторые и теперь, по ответу Господа, не веруют словам Его. Некоторые, далее определяется словом – многие (ст. 66), как и выше о многих же речь (ст. 60). – Иисус сначала знал и пр.: пояснение самого евангелиста к последним словам речи Христовой. – Сначала, т. е. общественного служения Своего, когда стали собираться около Него ученики Его (ср. Ин. 15:27, 16:4 , Деян. 1:21 и далее). – Зная помышления человеческие, Он знал (ср. Ин. 2:25 ) с самого начала, кто из окружавших Его веровал в Него, кто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Наконец, последние, завершающие в этом страшном шествии — два демона. В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по–русски значат — Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по–гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли. Во все подобные периоды мы видим, какие катастрофические последствия влекут за собой насилие, война и отвращение человека от Бога. Но в чем же дело? Что произошло в то время, когда писал апостол? Об этом нам говорит снятие пятой печати. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие»… (Откр. 6, 9–II). Вопль крови — это древний образ. Уже в книге Бытия, когда Авель был убит Каином, Господь говорит: «Кровь вопиет к небу». Значит, есть какой–то таинственный закон в мире, который греки называют законом Дикэ, который индийцы называют законом кармы, который мы называем законом воздаяния. Зло не может остаться неотомщенным, оно обязательно где–то — в том или этом мире — каким–то образом должно уравновеситься, о чем и говорят библейские слова «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Она требует возмездия, а здесь не просто кровь — здесь души убиенных за слово Божие. Массовая резня, которая началась в 64 году в Риме, перекинулась на другие области. Впервые мы об этом узнаем не только по намекам Нового Завета, но и из сообщения римского историка Тацита, который в 15–й книге своих «Анналов» пишет, что Рим постиг в 64–м году огромный пожар, почти весь город сгорел, осталось всего четыре квартала. И когда народное недовольство обрушилось на правительство, император, чтобы отвести от себя гнев народа, начал аресты христиан, обвиняя их в поджоге города. Было схвачено очень много людей, как пишет Тацит — «огромное множество». Часть из них была зашита в звериные шкуры и брошена на арену, чтобы их растерзали дикие звери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Но именно митрополит Макарий этим методом не владел совершенно. Поэтому его богословие, как, впрочем, и все специальные руководства того времени, — мертвая схоластика, сухой перечень догматов церкви. Толстой почувствовал это самое слабое место официального богословия и непрестанно наносит по этому месту удары. И все-таки… и все-таки даже догматическое богословие Макария, подвергавшееся резкой критике архиепископа Никанора уже тогда, несравненно выше поверхностной критики Толстого. Л.Н. Толстой прежде всего ополчается против самого понятия догмата. Особенно возмущает его формула: «Под именем христианских догматов разумеются откровенные истины, преподанные людям церковью». (Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, Москва, 1957 г., т. 23, стр. 64). (Далее везде, где это не оговорено специально, цитируется это издание). Толстой видит противоречие в том, что в то же время по словам митрополита, «с тех пор, как люди начали усвоять себе догматы, преподанные в откровении, и низводить их в круг своих понятий, эти истины неизбежно стали разнообразиться…» (стр. 64). «Очевидно, — говорит Толстой, — под словом «догмат» разумеются два взаимно исключающих понятия» (стр. 65). Детское возражение! Догматы есть благооткровенные истины, но истины, какие бы то ни было, не падают с неба. Их надо искать, их надо добиваться. Этот процесс искания истины раскрывает еще Соломон: «Сын мой, если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению, если будешь призывать знание и взывать к разуму, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум» (Притчи, 2, 1–6). Бог открывается только ищущим — и искать богооткровенную истину надо так, как ищут серебра. И Христос призывает к исканию истины: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его…» — говорит Он. ( Мф. 6:33 ). «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» ( Мф. 11:12 ). Еще более колоритно звучит этот текст по-славянски: «От дней же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть плоть? Потому-то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. " Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь " (ст.63), т.е. божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского, и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законов, действующих на земле, и имеют смысл другой, особенный. Таким образом, как здесь сказал: " дух " , вместо того, чтобы сказать: духовные (глаголы), так и, сказав: " плоть " , разумел не плотские (предметы), но плотское слушание, намекая вместе и на иудеев, которые всегда желали плотского, между тем как надлежало желать духовного, потому что кто предметы духовные станет понимать чувственно, тот не приобретет никакой прибыли. Что же, разве Его плоть не есть плоть? Без сомнения, – плоть. Как же Он сказал: " плоть не пользует нимало " ? Это Он сказал не о Своей плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит – понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно. Ведь, кто не ест Его плоти и не пьет Его крови, не имеет жизни в себе; как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова: " плоть не пользует нимало " сказаны не о плоти Его но плотском слушании? " Но есть из вас некоторые неверующие " (ст.64). Опять, по Своему обычаю, придает важность Своим словам, предрекая будущее и показывая, что Он говорил все это не потому, чтобы искал славы у них, а потому, что заботился о их благе. Сказав: " некоторые " , Он чрез то исключил учеников, – потому что вначале Он говорил: " и видели Меня, и не веруете " (ст.36), а теперь: " есть из вас некоторые неверующие. Ибо от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего " (ст.64,65).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Обращается ли Иисус к самоопределению «Сын Человеческий», чтобы подчеркнуть Свою человеческую природу и Своё служение, как у Иезекииля, либо для того, чтобы указать на Своё мессианство, как у Даниила, либо для того и другого одновременно, – этот оборот, бесспорно, не означает отрицания Его божественности. Специалист по Новому Завету И. Говард Маршалл (Marshall) отмечает, что Иисус зачастую прибегает к этому обороту тогда, когда подчёркивает Свою божественную сущность (ibid.; см. Христос: божественная сущность). Иисус объяснил книжникам, что Он простил грехи расслабленному для того, «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). Отнюдь не думая, будто бы Он тем самым отрицает Свою божественность, толпа готова была побить Его камнями за богохульство. Иисус неоднократно говорил, что Сыну Человеческому предстоит умереть и воскреснуть из мёртвых и тем самым удостоверяется Его мессианское призвание. Марк пишет: «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мк. 8:31 ; ср. Мк. 9:9, 12, 31; 10:33; 14:21 ). Иисус также употребляет это выражение применительно к Своему второму пришествию в силе и славе. Когда первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Иисус ответил: «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Именно на основе этих слов синедрион осудил Иисуса на смерть за богохульство ( Мк. 14:62–64 ). Книжники признали, что такое упоминание Сына Человеческого, безусловно, подразумевает мужа из видения Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится [ Дан. 7:18–14 ]. В рассказе Матфея о суде синедриона Иисус определяет Себя как «Сына Человеческого, сидящего одесную Силы [Божьей]» ( Мф. 27:64 ). Кто ещё, кроме Христа, Сына Божьего, мог бы сидеть на таком почётном месте по правую руку от Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

– Один старик сектант с детской улыбкой сказал: – А по нашему упованию так надо сказать: плотская буква нас не спасает; всё – от Духа... – И мы веруем, что всё – от Духа, – ответил я. – Но этот Дух Божий научил Евангелиста Иоанна записать слова Христовы; «хлеб, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Так, по твоему разуму, дед, настоящая Плоть Христова была распята на кресте или духовная ? – Знамо, настоящая, – зашумели сектанты. Другие стали читать из послания Иоаннова: «всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин. 4, 3 ). – Итак, – заметил я, – Плоть , которую Господь распял на кресте за нас, была настоящая, видимая . Но эту Плоть ( Ин.6:51 ) Он обещал дать для вкушения верным ( Ин.6:54 ). Значит, ее и надо есть в причащении... Как же после того понимать слова: «плоть не пользует ни мало?» – Мы не знаем, – сказал старик сектант. – Вы нам протолкуйте... – Протолкую, слушайте, – обратился я к народу. В послании к Галатам мы читаем: «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребства, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси...» ( Гал.5:19–20 ). Кто имеет в сердце такие греховные пожелания, кто не соблюдает в чистоте своего тела, настроен враждебно к братьям своим, – кто заражен ересями или ложными верованиями, – тот проявляет дела плоти, плотские помышления. А помышления плотские суть смерть ( Рим. 8, 6 ). Эти помышления не допустят верить словам Христа, который суть «дух и жизнь» ( Ин.6:63 ) и таким образом губят душу человека. Вот против таких греховных помышлений, против ожесточенного неверия и предупреждал Господь своих слушателей в Евангелии Иоанна ( Ин.6:64 ). Неверием во Христа были заражены иудеи. Имея плотский ум, они не в состоянии были верою принять слов Господних: как Он может дать людям есть плоть свою? – и погибли за неверие свое ( Ин.6:64–66 ). Сектанты ничего не могли возразить против изложенного толкования 6 главы Иоанна. Александр лишь сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Петра не только не было ничего неверного или сомнительного, но и заключался тот, именно, ответ, какой на вопрос Его должен быть дан и какого Он ожидал, как от Петра, так и других Своих учеников. Наконец, Иисус Христос, ввиду смертного для Себя приговора на судилище иудейском, торжественно засвидетельствовал и, затем, самой смертью Своей запечатлел ту истину, что Он был Сын Божий, так как на заклинание первосвященника – сказать: «Христос ли Он, Сын Божий», Он, не колеблясь, ответил: ты рекл ecu; обаче глаголю (даже скажу) вам: отселе узрите Сына человеческого седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф. 26:64 ), и, так как за это признание, сочтенное судьями иудейскими хулой, Он и был приговорен ими к смерти ( Мф. 26:65, 66 ). Апостолы же точно также учили о лице Иисуса Христа, как и Он Сам. Так, евангелисты Матфей, Марк и Лука, передавая другим о том, что во время Крещения и Преображения Христова Бог Отец назвал Его Своим возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17; 7:5 ; Мк. 1:11; 9:7 ; Лк. 3:22; 9:35 ), а также, что и Он Сам исповедовал Себя Сыном Божиим ( Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ), конечно, таковым признавали и исповедовали Его и сами. Евангелистом же Иоанном, называющим Христа, то Сыном Божиим Единородным ( Ин. 1:14, 18 ), то Сыном Божиим истинным ( Ин. 5:20 ), с той, именно, целью написано и все Евангелие, да веруют, яко Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Но, будучи истинным Сыном Божиим, а, вместе с тем, и Богом, Иисус Христос, по учению Откровения, был и истинным человеком. Так, Он зачат был ( Лк. 1:31 ; Мф. 1:18 ) и, по исполнении определенного времени, рожден от Пресвятой Девы Марии ( Лк. 2:6, 7 ), став, таким образом, потомком Давидовым и Авраамовым ( Мф. 1:1–16 . Лк. 3:23–38 ), а также родственным по плоти родным Своей Матери ( Мф. 12:47 ). По рождении Своем, был почтен поклонением пастырей Вифлеемских ( Лк. 2:16 ) и восточных волхвов ( Мф. 2:11 ), в восьмой же день обрезан ( Лк. 2:21 ) и, по исполнении дней очищения Материнского, принесен для посвящения Господу во храм ( Лк. 2:22 ), а потом Он возрастал по телу и укреплялся духом, исполняясь премудрости и преуспевая в ней ( Лк. 2:40, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало. Святитель Григорий Нисский (17, 386). Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божии и от Бога. Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано: " За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе " . (1 Фес. 5, 18). Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон. Преподобный Никодим Святогорец (64, 229). Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность. Преподобный Авва Исаия (34, 86). Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в котором содержала нас смерть за наши грехи. Он запретил смерти, спустился в ад, извел умерших из гробов. Кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду? Преподобный Ефрем Сирин (28, 502). В благодарность Богу должны мы приносить все, что имеем, потому что не имеем столько, сколько должны. Что принесем достойного Тому, Кто выше всякого воздаяния? Преподобный Исидор Пелусиот (52, 334). Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не следовало ли бы положить все за Господа? Впрочем, и таким образом мы не сделаем ничего достойного Его благодеяний (42, 176). Мы не в состоянии достойно возблагодарить Господа. Но наш долгприносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа словом и добродетельной жизнью. Святитель Иоанн Златоуст (38, 237). Как же возжечь в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его? Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому и к тебе самому. Чаще вспоминай их. И если есть у тебя сердце, оно не сможет не возносить благодарных песен к Богу. Примеры найдешь в молитвах и писаниях святых. Преподобный Никодим Святогорец (64, 230).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010