Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя В земле пустынной, непроходимой и безводной. 3 Так являлся я к Тебе и в святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою; 4 Ибо милость Твоя лучше жизни, уста мои будут славить Тебя. 5 Так буду славить Тебя во всю жизнь мою, во имя Твоё воздевать руки мои!  6 Как лучшей пищей насыщается душа моя и в радости восхваляют Тебя уста мои, 7 Когда я вспоминаю Тебя на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи. 98 8 Ибо Ты стал помощником моим, под тенью крыльев Твоих я буду радоваться; 9 Стремится к Тебе душа моя, десница Твоя поддерживает меня. 10 А те, что без причины ищут души моей, да сойдут в глубины земли, 11 Да будут преданы силе меча, станут добычей шакалов! 12 А царь да веселится пред Богом, да ликует всякий, кто клянётся Им, ибо заградятся уста говорящих ложь. Псалом 63 (64) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, голос мольбы моей, [когда я молюсь Тебе!] Избавь душу мою от страха перед врагом! 3 Укрой меня от сборища злодеев, от множества делающих беззаконие, 4 Которые, как меч, точат языки свои; Как из лука своего, целятся язвительным словом, 5 Чтобы скрытно застрелить непорочного; внезапно стреляют в него и не боятся. 6 Они подбадривают друг друга в злодействе, обсуждают, как лучше скрыть западню, говорят: «Кто нас увидит?» 7 Ищут пути к совершению беззаконий, изнуряют себя усердными поисками. Поистине, какая бездна в человеке, в глубинах его сердца!  8 Но Бог поразит их стрелой, внезапно будут они сражены; 9 Погубит их язык их, все видящие их покачают головой. 10 И убоятся все люди, и возвестят, что это – дело Божие, поймут, что это – Его дело. 11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него, восторжествуют все чистые сердцем. Слава Кафисма 9 Псалом 64 (65) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь [Иеремии и Иезекииля в начале странствия, когда народ собирался отправиться в путь]. 2 Тебя, Боже, ожидает хвала моя на Сионе и обет мой Тебе будет исполнен в Иерусалиме. 3 Услышь молитву мою, ибо Ты – прибежище для всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

з) 51–57 ст. Кому не понятно, что идолы не боги (51 ст.)? – Это всякий может видеть из того, что они царя не поставляют, дождя не дают (52 ст.), суд не рассудят и от обиды не избавят, будучи бессильны (53 ст.), они как вороны между небом и землею, когда случится пожар в храмах их жрецы спасутся, а они, как бревна, сгорят (54 ст.), ни царю, ни врагам не могут противостать. Как же можно подумать или принять, что они боги (55 ст.), если они не могут спасти себя ни от разбойников, ни от врагов (56 ст.)? – так что последние, одолев их, берут золото, серебро и одежды, и уходят, а они (идолы) не в силах помочь себе (57 ст.). и) 58–64 ст. Вообще идолы не отвечают истинному понятию о Боге и суть ложные боги, которые не имеют никакого значения и всякая другая вещь в мире полезнее и ценнее их. Так лучше идолов царь, обнаруживающий мужество свое, и даже простой сосуд, который употребляется в дело: дверь дома, стерегущая находящееся в нем, и деревянный столб в царском доме, ценнее ложных богов (58 ст.), лучше их солнце, луна и звезды, дающие свет, молния, ветер и облака, совершающие повеленное им от Бога; идолы даже не подобны этим явлениям ни по виду, ни по силе (59–62 ст.), так что невозможно ни думать, ни называть богами тех, которые не имеют силы ни суда рассудить, ни добра сделать человеку (63 ст.), – из всего этого зная, что идолы не боги, не служите им: разумевше убо, яко не суть бози, не бойтеся их (64 ст.). i) 65–68 ст. Идолы не могут ни благословить, ни проклянуть царей (65 ст.), не совершат они чуда ни на небе, ни между людьми, не просияют они подобно солнцу или луне (66 ст.), даже дикие звери, и те лучше их, ибо убегая от опасности под кров, они чрез это сами себе пользу оказывают (67 ст.), – вообще ни из чего не видно нам, что идолы боги, поэтому не служите им: ни единым убо образом яве есть нам, яко суть бози: темже не бойтеся их (68 ст.). к) 69–71 ст. Как пугало в огороде (во овощнице) ничего не хранит, так точно и боги язычников (69 ст.), они подобны хворосту в огороде, на который садятся птицы, и трупу, брошенному в темное место (70 ст.), от пурпура, в который они одеты, и от мрамора, который плесневеет на них, можете узнать, что они не боги; да и сами они впоследствии будут изъедены червями и будут позором для страны (71 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

И нет призывающего имя Твое…» ( Ис. 64: 6,7 ); «… Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3: 19 ); «…Все мы много согрешаем» ( Иак. 3: 2 ); «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1, 8 ); «… Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5: 19 ); «… Все согрешили и лишены славы Божией…» ( Рим. 3: 23 ); «Каждый народ стал ходить по своему хотению, делал пред Тобою дела неразумные и презирал заповеди Твои» ( 3Езд. 3: 8 ); «Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия оно народило доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба!» ( 3Езд. 4: 30 ); «Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы» ( 3Езд. 8: 35 ); «…Нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились» ( 3Езд. 15: 6 ). См. также: Быт. 6: 5-7, 11-13; 19: 13 ; Суд. 2: 10, 11; 3: 12; 4: 1; 6: 1; 10: 6; 13: 1 ; Иов. 25:4 ; Пр. 20: 9; Ис. 53: 6 ; Иак. 3: 2 ; 1Ин. 1: 8 ; Рим. 3: 9-18, 4: 23; 46: 449; 64: 113 ; Гал. 3: 22 . Об уклонении к греху конкретно ума, воли и сердца говорится, соответственно, например, в Ис. 1: 3 , Иер. 4: 22 , Рим. 3: 11 ; Иер. 13: 23 , Иак. 4: 3 , Рим. 1: 32 ; Мих. 3: 2; 7: 2-4 . 118 Для сведения приведем и противоположное мнение, свойственное «… языческому взгляду и отчасти Оригену , по которому душа зарождается грехом от тела или плоти и последнее является ее гибелью. Но сама душа как дух считается невиновною» (49:126). 119 См. раздел 2.3: Особенности состояния отдельной души и проявления ее сил. 120 «Иногда слово “плоть” обозначает не конкретного человека в его материальной телесности, но плотяное существование человека вообще, так сказать, его человечность со всей ее слабостью и ограниченностью. И тогда плоть противопоставляется Богу и Духу Божию» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (115: 23). «В посланиях апостола Павла слово “плоть” часто употребляется в особом смысле — для обозначения падшего человеческого естества, греховного и враждебного Духу Божию… В переводах слово “плоть” часто обозначает естество человеческое, лишенное благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

«И, однако, главной причиной, перевесившей все другие, причиной, которая непосредственно привела к постыдной казни Учителя из Галилеи, были Его невероятные притязания на то, что Он, Сын простого плотника, выросший среди стружек и опилок в мастерской Своего отца, на самом деле был Богом во плоти». Можно, конечно, рассудить и так, что Иисус представлен в Библии Богом потому, что Евангелия были написаны Его учениками, которые хотели создать Ему вечный памятник. Но сбросить со счетов Библию мало – в таком случае надо закрыть глаза и на все исторические свидетельства, о которых шла речь выше. Уильям Робинсон пишет следующее: «...исторически объективный подход к этому вопросу показывает, что даже согласно светской истории Иисус жил на земле, и Ему поклонялись как Богу. Он основал церковь , которая молится Ему уже 1900 лет. Он изменил весь ход истории человечества». Суд ( Мк. 14:61–64 ): «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что нам ещё свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти». Судья Гэйнор, уважаемый нью-йоркский юрист, в своей речи по поводу суда над Иисусом считает, что единственным обвинением, предъявленным Христу верховным судом (Синедрионом) было обвинение в богохульстве. По его мнению, «все четыре Евангелия свидетельствуют о том, что «преступлением», за которое Иисус был осуждён, являлось богохульство: ...Иисус говорил о Своей сверхъестественной силе, а это – по отношению к человеку – рассматривалось как богохульство. Иоанн (10:33) говорит о том, что Иисуса обвиняли в «делании Себя Богом», а не в Его словах по поводу Храма». Что до вопросов фарисеев, то, как пишет А.Т.Робертсон, «Иисус принимает вызов, признавая, что считает Себя всеми тремя – Мессией, Сыном Божьим и Сыном Человеческим. «Ты говоришь» по-гречески – всего лишь идиоматический эквивалент простого «да» (ср. «Я» в Мк. 14:62  и «Ты сказал» в Матф. 26:64 )».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

И такие люди есть. Вот как он доходит до такого состояния? И после сего куска вошел в него сатана (см. Ин. 13:27 ), и он стал жилищем его, и Господь его назвал сыном погибели (см. Ин. 17:12 ). Так вот этот сын погибели выдал Христа самым таким вот жестом, приветствием: поцеловал Иисуса – Лобзанием ли предавши Сына Человеческого (см. Лк. 22:48 )? Итак, суд у Каиафы завершился Его осуждением, потому что на прямой вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, и привёл пророчество – мы смотрели – из Даниила. Вот Он это пророчество и привёл (см. Мф. 26:63–64 ; Дан. 7:13–14 ). Смотрите снова 64-й стих, 26-я глава. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. [А ведь это Даниил, 7-я глава, и мы читали у Даниила, как к Сидящему на белом Престоле к Ветхому Деньми подведен как бы Сын Человеческий. Все это прекрасно поняли, и разговор был закончен]. Тогда первосвященник разодрал одежды свои [в таком жесте, а ведь первосвященник, я повторяю вам, в силу своего сана не имел права и раздирать одежды. А здесь он разодрал одежды], и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? [Что ся вам мнит? – Как вам кажется?] Они же сказали в ответ: повинен смерти. [И раз повинен смерти – можно и издеваться. А человек по натуре садист. Вот ему не просто хочется , а видеть эту жертву в конвульсиях – видеть эту жертву. Вот была сегодня интересная передача Якова Кротова о скрытом антисемитизме: есть ли он в Церкви у нас. Как к антисемитизму относится Церковь . И вот один прислал ему . Да дело-то, – говорит, – в общем- то, не в антисемитизме, а человек относится к высшим приматам, но к животным. А в животных есть агрессия. Вот он должен эту агрессию свою выявить, проявить. И дело не в том. Не было бы антисемитизма, было бы что-нибудь другое. Ну сейчас зациклились на этом, а если бы не было этого, нашли бы другое что-нибудь. Потому что в человеке сидит вот эта агрессия. Этот, понимаете, как мы назвали, садизм – он не только мучает, он наслаждается мучением. В зверях этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

и Тебе воздастся обет (в Иерусалиме). Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. ( Пс.64:2 ). Под эти величественные и грозные звуки началось шествие двух хоров по могучим стенам Иерусалима. Впереди шли все князья Иудеи. Одна колонна, которую возглавлял сам пророк Неемия, двигалась по стене на юг от Печной башни. Другая колонна направилась на восток. Так оба хора обошли по стене весь Иерусалим. По земле за ними следовали толпы народа и присоединяли свои голоса к гимну во славу Божию: Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. ( Пс.64:10 ). Звучали голоса и инструменты, гремели священнические трубы. Обе колонны в торжественном шествии сошлись у храма, у дома Божия, где и началось богослужение». В это время раздался сильный и продолжительный звук трубы, прервавший рассказ старика. Иисус и два других мальчика, слушавших повествование, одновременно повернули головы к Иерусалимским стенам. Прозвучавший звук трубы словно вылетел из услышанного только что рассказа и воспринимался как его продолжение, связывающее далекое прошлое с настоящим. Казалось, что сейчас справа и слева выйдут обе колонны певцов, музыкантов и священников с трубами, возглавляемые самим пророком Неемией. Иисус стал ждать. Он был уверен, что среди человеческого говора и шума различимы звуки поющегося гимна. Но тут он услышал возле себя родной женский голос: «Иисус, поехали! Слышишь, уже храмовая труба играет и стража открыла ворота». Иисус, еще находясь под впечатлением рассказа и не желая расстаться с надеждой увидеть шествие хора, медленно уселся на отчую повозку. Подъезжали к воротам также медленно. Стража все время кого-то останавливала, о чем-то спрашивала, что-то проверяла. Как только проехали ворота, семья Иосифа, следуя примеру остальных, слезла с повозки. Люди шли пешком и пели старую, всем известную песню, которую обычно поют путники в воротах Иерусалима, при входе в великий город: Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим – Иерусалим, устроенный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.63:7–9 . С 7–9 ст. включительно идет первая половина благодарственно-покаянной молитвы к Богу от лица Его жестоковыйного народа, в которой возносится слава и благодарение Всевышнему за все исторические ( «дни древние» – 9 ст.) благодеяния Его, явленные избранному народу. Связь этого отдела с предыдущим установить нетрудно. Тот суд над язычниками, о котором в том ярком образе говорил пророк в начале главы, был вместе и днем праведного воздаяния за все насилия и врагам израильского народа. Отсюда естественно, что Израиль, при созерцании этого, должен был исполниться чувств радости и благодарности к Господу, и вместе с тем – особого усиленно-покаянного восторга, которые и нашли свое соответственное выражение в этой молитве, или псалме, произнесенном самим пророком от лица идеального Израиля, глубоко чувствующего свою собственную греховность и высоко ценящего величие и силу Божественного милосердия и любви. Комментаторы пророка Исаии обращают внимание также и на то, что молитва эта, начинаясь с 7-го стиха данной главы, идет до конца ее и продолжается на всю последующую главу (64 г.) Анализируя содержание этой молитвы, они находят возможным разделить ее на следующие четыре части: первая – с 7–14 ст. 63 гл.; вторая – с 15 – до конца главы; третья – с 1–7 ст. 64-ой главы, и четвертая – с 8-го до конца этой главы. В частности, в первом из указанных отделов дается сжатый, схематический очерк истории избранного народа, в котором повсюду видны следы особого Божественного водительства Израилем и жестоковыйности последнего в отношении к Господу. Ис.63:8 . Он сказал: «подлин­но они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. «Подлинно они – народ Мой, дети, которые не солгут.» Ввиду раннейших совершенно ясных слов пророка об историческом Израиле: «мы изменили и солгали перед Господом и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ), нет никакой возможности видеть в вышеприведенном тексте историческую характеристику еврейского народа. Очевидно, это – идеальная характеристика Израиля, указание на то, чем бы должен быть избранный народ Божий, если бы он остался верен своему особому предназначению. Можно эти слова понимать и только как удостоверение одного лишь факта Божественного избрания евреев Всевышним ( Исх.19:5–6 ), служащего как бы «исходным пунктом» и для всех последующих исторических указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Летописцу важно было указать не просто на братоубийцу, а на уже имеющийся в ветхозаветной истории прецедент рождения братоубийцы от " греховного плода " : " Ламехъ уби два брата Енохова, и поя собе жене ею " (С.64), от одной из них и родился Авимелех; Владимир убил своего брата Ярополка, силою взял в жены его жену - мать Святополка, уже беременную им. Ветхозаветный Авимелех выступил прообразом новозаветного Святополка. Изменилось время и исторический быт, но не исчез грех братоубийства. И кончина, т.е. наказание за преступление, Святополка находит библейскую аналогию. Разбитый Ярославом Владимировичем (Мудрым), вступившемся за своих менших братьев, Святополк бежал с поля битвы: " И бежащю ему, нападе на нь бесъ, и раслабеша кости его, не можаше седети на кони, и несяхуть и на носилехъ ... Онъ же глаголаше: " Побегнете со мною, женуть по насъ " . Отроци же его всылаху противу: " Еда кто женеть по насъ? " И не бе никого же вследъ гонящаго , и бежаху с нимь. Он же в немощи лежа, и въсхопивъся глаголаше: " Осе женуть, о женуть, побегнете " . Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животъ свой в томъ месте ... Суду нашедшю на нь, по отшествии сего света прияша мукы, оканьнаго (т.е. Окаянного - А.У.) ... и по смерти вечно мучимъ есть связанъ. Есть же могыла его в пустыни и до сего дне. Исходить же от нея смрадъ золъ " (С.63-64). " При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот " приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним Бог поразил его неисцельным и невидимым ударом Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию смрад же зловония от него невыносим был в целом войске " . Описание бегства Антиоха завершается выводом: " Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью " (2 Макк.9;4,5,8-9,28). Как видим, аналогия почти полная " .

http://pravoslavie.ru/5194.html

Мф.23:16:20–22 . «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен. Итак клянущийся жертвенником клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся престолом Божиим и Сидящим на нём». Объясн. Отсюда видно, что Господь Сам приписывая святость (близость к Божеству) перечисленным здесь предметам, здесь же обличает клятву во лжи указанными предметами. Против клятвы именем Божиим Господь не восставал: Мф.26:63–64 , и апостолы клялись: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; 2Тим.4:1 , потому что клятва издревле существовала: Евр.6:13–17 ; Откр.10:5–6 . Иак.5:12 . «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёй, и никакой другой клятвой; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению». Объясн. Апостол Иаков запрещает здесь не клятву вообще, а клятву неистинную, легкомысленную: Мф.5:34–36 . Если бы апостол имел в виду наложить запрещение на клятву вообще, то он упомянул бы о клятве именем Божиим, ибо эта клятва ясно предписана ветхозаветным законом: Втор.6:13:10:20 . И пророки изображают будущее состояние народов как такое состояние, когда они научатся... чтобы клясться именем Моим – «жив Господь»: Иер.12:16 . Иисус Христос на суде у первосвященника Сам с уважением отнёсся к клятве: Мф.26:63–64 , и святой апостол Павел в подтверждение истинности своих слов призывал во свидетели Бога: Рим.1:9 ; 2Кор.1:23 ; Евр.6:16 и др. 2Кор.1:23 . «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». Объясн. Вот пример богоугодной клятвы. Пусть Сам Бог, ведущий, что совершается и совершалось в моей душе, какие в ней были желания и намерения, будет свидетелем, что я щадил вас, что мне было жаль вас и что только поэтому я доселе не приходил в Коринф. Подобная клятва апостолом высказывалась неоднократно: 2Тим.4:1 ; Еф.4:17 , а вообще о клятве апостол высказался: «Люди клянутся высшим»: Евр.6:16 . 1Фес.2:5:10 . «Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010